Как составить толкование слова

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Способы толкования лексического значения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Способы толкования лексического значения слова

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения: синонимический, перечислительный, описательный, отрицательный, отсылочный.
Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих ЛЗ слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге.

Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которым называет данное слово: морфема — приставка, корень, суффикс.
Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например, апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой; наперерез — так, чтобы пересечь чей-либо путь.
Отрицательный — путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры. Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный».
Отсылочная дефиниция характерна для производных слов, так как содержит указание на мотивирующее слово: древность — см. древний; красавчик — ласк. к красавец.
Чтобы полнее раскрыть оттенки значения, составители прибегают к совокупности способов.

Синонимический способ определения. Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Оригинал — подлинник. Коммерция — торговля. Зодчий — архитектор. Аморальный — безнравственный и т. п.
2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Морфема — это приставка, корень, суффикс, окончание. Приматы — это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус — комары, мошки, слепни.
3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков. Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
Дивиденд — доход (I), получаемый владельцем акций (II). Сапфир — драгоценный ка¬мень (I) синего или голубого цвета (II).
4. Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами [4] .
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который) ; все то, что; все (те) , кто; всякий, кто и др. , которые разграничивают лишь лица и предметы:
Апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой каких-либо идей, учения и т. п. Культура (в широком смысле) — все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша — то, что несут на себе.
5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов — путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которых отрицание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: «Х — это У, который не имеет С» .
Азот — газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша — часть земли, не покрытая водой. Целина — не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля .

Что такое лексическое значение слова

Лексическое зна­че­ние сло­ва — это его внут­рен­нее содер­жа­ние, то, что это сло­во обозначает.

Узнаем, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва как мини­маль­ной еди­ни­цы речи.

Слово как предмет изучения

Ежедневно мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, что­бы офор­мить с их помо­щью свои мыс­ли, жела­ния, прось­бы в связ­ную речь. Слово нераз­рыв­но свя­за­но с мыс­лью. Оно явля­ет­ся твор­цом всей миро­вой куль­ту­ры, упра­ви­те­лем чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти отдель­но­го чело­ве­ка, наро­да и все­го чело­ве­че­ства. Какая дру­гая сила в мире может срав­нить­ся с без­мер­ной силой слова?

Каждый из нас зна­ет, что сло­во, уст­ная или пись­мен­ная речь, — это необ­хо­ди­мое сред­ство обще­ния меж­ду людь­ми, сред­ство вза­и­мо­по­ни­ма­ния и связи.

Исходя из это­го утвер­жде­ния, теперь вполне понят­но, поче­му сло­во явля­ет­ся объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уче­ных и пред­ме­том их серьез­но­го изучения.

Все сло­ва язы­ка обра­зу­ют его сло­вар­ный состав, или лек­си­ку. Для изу­че­ния сло­ва в язы­ко­зна­нии суще­ству­ет спе­ци­аль­ная нау­ка — лексикология.

Лексическое значение — внутреннее содержание слова

Чтобы понять, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва, уста­но­вим, что сло­во явля­ет­ся цен­траль­ной зна­чи­мой еди­ни­цей язы­ка, кото­рая оформ­ля­ет­ся в виде зву­ков в речи и запи­сы­ва­ет­ся на бума­ге бук­ва­ми. У каж­до­го сло­ва име­ет­ся его внеш­няя зву­ко­вая обо­лоч­ка, изу­че­ни­ем кото­рой зани­ма­ет­ся фоне­ти­ка. Кроме зву­ко­во­го оформ­ле­ния, каж­дая лек­се­ма име­ет своё внут­рен­нее содер­жа­ние — это его смысл. Слово соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным поня­ти­ем, пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и т.д.

С ран­не­го дет­ства ребе­нок, овла­де­вая речью, зна­ко­мит­ся со сло­ва­ми и поня­ти­я­ми, обо­зна­чен­ны­ми ими, с помо­щью роди­те­лей. Так, напри­мер, сло­во «спич­ка» пона­ча­лу ниче­го для малы­ша не пред­став­ля­ет опас­но­го, пока он не узна­ет, что зажжен­ная спич­ка может обжечь его и быть при­чи­ной пожа­ра. Звуковая обо­лоч­ка сло­ва посте­пен­но соот­но­сит­ся с его смыс­лом, или лек­си­че­ским значением:

Спички — тон­кие, обыч­но дере­вян­ные палоч­ки, с голов­кой, покры­той вос­пла­ме­ня­ю­щим­ся веще­ством, слу­жа­щим для добы­ва­ния огня.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

У сло­ва, кро­ме внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки, име­ет­ся внут­рен­нее содер­жа­ние, кото­рое в лек­си­ко­ло­гии назы­ва­ет­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем слова.

Без лек­си­че­ско­го зна­че­ния труд­но было бы отли­чить одно сло­во от дру­го­го, и тогда речь, как пра­ви­ло, состо­я­щая из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем, поте­ря­ла бы свой смысл и свое пред­на­зна­че­ние быть, в первую оче­редь, сред­ством обще­ния меж­ду людь­ми. Лексическое зна­че­ние каж­до­го сло­ва помо­га­ет отли­чать одно сло­во от дру­го­го, например:

  • стол — это пред­мет мебе­ли в виде широ­кой гори­зон­таль­ной дос­ки на несколь­ких нож­ках, на кото­рый кла­дут или ста­вят что-либо;
  • стул — пред­мет мебе­ли на нож­ках со спин­кой, пред­на­зна­чен­ный для сиде­нья одно­го человека.

Лексическое зна­че­ние сло­ва трак­ту­ет­ся по-разному. Начальное поня­тие о лек­си­че­ском зна­че­нии сло­ва для млад­ших школь­ни­ков мож­но пред­ста­вить в виде сле­ду­ю­щей формулировки:

Например, каж­дый с дет­ства зна­ет и пред­став­ля­ет, что такое рука. Рука — это часть тела чело­ве­ка, его верх­няя конеч­ность, кото­рая име­ет паль­цы. С помо­щью рук чело­век может выпол­нять раз­лич­ную рабо­ту (шить, масте­рить, стро­ить), играть на музы­каль­ных инстру­мен­тах, писать, рисо­вать и т. д. Как видим, в лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва «рука», обо­зна­чен­но­го соче­та­ни­ем имен­но этих зву­ков речи, вхо­дят наи­бо­лее суще­ствен­ные при­зна­ки и свой­ства пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го этой лексемой.

Значит, лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва — это един­ство его зву­ко­во­го оформ­ле­ния и внут­рен­не­го смыс­ла, заклю­чен­но­го в нем. Тогда опре­де­ле­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го поня­тия пред­ста­вим в таком виде:

Грамматическое и лексическое значение слова

Не забу­дем еще об одном аспек­те сло­ва. У каж­дой лек­се­мы име­ет­ся грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние той части речи, к кото­рой оно принадлежит.

Например, неко­то­рые сло­ва обла­да­ют грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, назы­вая реа­лии дей­стви­тель­но­сти (шко­ла), лица (маль­чик), поня­тия (неж­ность, белиз­на), про­цес­сы (бег, ходь­ба) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Это грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти объ­еди­ня­ет эти сло­ва в один лексико-грамматический класс — имя существительное.

Рассмотрим соот­не­сен­ность лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния сло­ва «стол». Его лек­си­че­ское зна­че­ние уже определено.

Грамматическое зна­че­ние заклю­ча­ет­ся в его фор­ме, кото­рая опре­де­ля­ет­ся по окончанию.

(сидеть) у стол а — суще­стви­тель­ное, 2 скло­не­ния, муж­ско­го рода, в фор­ме род. п., ед. ч.

Однозначные и многозначные слова

Лексическое зна­че­ние слов фик­си­ру­ют и объ­яс­ня­ют спе­ци­аль­ные сло­ва­ри, кото­рые назы­ва­ют­ся тол­ко­вы­ми. Богатство лек­си­ки рус­ско­го язы­ка отоб­ра­жа­ет, напри­мер, «Словарь живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка» В. И. Даля, кото­рый вклю­ча­ет более 200 тысяч слов, «Толковый сло­варь рус­ско­го язы­ка» Д. Н. Ушакова — око­ло 90 тысяч слов. «Словарь совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка» в 17 томах состо­ит из 120 тыс. слов.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка есть сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют толь­ко один пред­мет, при­знак, дей­ствие, свой­ство и т. д.

Например, сло­вом «фио­ле­то­вый» обо­зна­ча­ет­ся один из цве­тов спектра.

Одним и тем же сло­вом могут назы­вать­ся раз­ные пред­ме­ты, при­зна­ки, действия.

Вот как опре­де­ля­ет мно­го­знач­ность сло­ва «зем­ля» ака­де­мик Д. С. Лихачев в пре­ди­сло­вии к кни­ге «Земля родная»:

Я назвал свою кни­гу «Земля род­ная». Слово «зем­ля» в рус­ском язы­ке име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Это и поч­ва, и стра­на, и народ (в послед­нем смыс­ле гово­рит­ся о Русской зем­ле в «Слове о пол­ку Игореве»), и весь зем­ной шар. В назва­нии моей кни­ги сло­во «зем­ля» может быть поня­то во всех этих смыслах.

Прямое и переносное значение слова

Прямое зна­че­ние — это лек­си­че­ское зна­че­ние в соб­ствен­ном смыс­ле, без допол­ни­тель­ных оттенков.

Переносное зна­че­ние — это вто­рич­ное, про­из­вод­ное, воз­ни­ка­ю­щее на осно­ве сход­ства пред­ме­тов по фор­ме, цве­ту, харак­те­ру, выпол­ня­е­мой функ­ции, ассо­ци­а­ции по смеж­но­сти. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные слова.

  • свет­лые воло­сы — свет­лая ком­на­та — свет­лый ум — свет­лое будущее;
  • холод­ный день — холод­ный при­ем — холод­ный взгляд.

Переносное зна­че­ние слов — это осно­ва появ­ле­ния худо­же­ствен­ных образ­ных средств речи:

Видеоурок

источники:

http://infourok.ru/sposobi-tolkovaniya-leksicheskogo-znacheniya-3829889.html

http://russkiiyazyk.ru/leksika/leksicheskoe-znachenie-slova.html

Конспект урока — Составляем развёрнутое толкование значения слова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Составляем развёрнутое толкование значения слова»

        Цели деятельности учителя: формирование знаний о развёрнутом толковании значения слова; формирование умения работы с поиском информации в тексте, формирование умения давать развёрнутое значения слова при помощи текста.

        Планируемые результаты

        Предметные: 

-знать: отличия развёрнутого толкования слова от сжатого.

-уметь: соотносить (восстанавливать) текст по смыслу.

        Личностные: 

— проявлять интерес к учебной деятельности;

— уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

— понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

        Тип урока: «открытие» нового знания.

        Оборудование: «Русский родной язык» Александрова О.М., Вербицкая Л.А., учебник 2 класс, МЭШ, раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

Учителя и учащихся

I. Этап мотивации

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.

Мы тихонечко вздохнём 

Родной русский язык начнём.

II. Актуализация

знаний 

Чистописание

Повторение ранее изученной темы

 МЭШ

1) -Мои любители русского языка. Я рада видеть ваши радостные лица. Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме. Напишите число и классная работа.

-Перед тем как отправиться в удивительный мир русского языка, давайте вспомним правильное написание букв и их соединений.

На доске: В каждом слове есть сила.

— Напишите красиво это предложение.

— Как понимаете эту фразу? (Слово может передать добро или зло, пользу или вред, радость или горе)

2) – Ребята, возьмите карточку №1.

—  Давайте прочитаем слова и фразы на карточке.

— Подумайте, какая сила в этих словах? (Это вежливые слова)

— Выберите из этого списка словарные слова, которые мы прошли. Давайте вспомним, как они пишутся.

Словарь: здравствуйте, до свидания, извини, спасибо.

— Прочитайте ниже задание, что нужно сделать с этими высказываниями?

       Задание: используя вежливые слова, составьте диалоги.

-Здравствуйте!                  — Спасибо тебе за помощь!

— Добрый день!                  -Пожалуйста!

— До свидания!                     — Приятного аппетита!

— Встретимся завтра!          — Спасибо!

— Ты мне наступил на ногу!

— Извини!

— Давайте вспомним прошлый урок, что такое диалог? Дайте лексическое значение этого слова (Разговор между двумя или несколькими собеседниками).

— А как называется каждое высказывание собеседника в диалоге? (Реплика)

III. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Формулировка темы и цели урока.

— Переверните листок. Перед вами карточка №2.

Прочитаем задание. Подумайте, о чём в нём говорится?

         И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.

        И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.

 — О чём говорится в тексте? (О грибах)

— Как называются грибы? (Строчки и сморчки)

— Дайте толкование слова, что такое сморчки? (Это грибы)

— Как думаете, у нас краткое или развёрнутое получилось толкование? (Получилось краткое толкование слова)

— Посмотрите на экран, так выглядит сморчок.

-Давайте по внешнему виду попробуем описать его.

— На что похожа шляпка? (На пчелиные соты)

— Цвет шляпки? (Коричневый)

— А ножка какая? (Белая трубочка)

— Как думаете съедобный гриб? (Съедобный)

— А где растут сморчки? (В лесу)

— Давайте запишем, что у нас получилось:

       Сморчок — это съедобный гриб, который растёт в лесу, шляпка коричневого цвета, похожа на пчелиные соты, ножка белая.

— Какое толкование мы записали? (Более подробное, развёрнутое)

— Как думаете, какая тема нашего урока? (Развёрнутое толкование слов)

Поставьте цель нашего урока. (Цель: научиться давать развёрнутое толкование слов)

— Откройте стр.115. Давайте прочитаем название темы.

— Прочитаем важную информацию ниже.

— Как понять значение незнакомого слова? (Можно перечитать текст. Если не помогло, то можно заглянуть в толковый словарь)

Физкультминутка

                  «Грибы»

Вырос гриб на тонкой ножке
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Гриша шёл, шёл, шёл
И грибок нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Положил их в кузовок.
Мы тихонечко вздохнём,
Вновь грибы учить начнём.

IV. Этап решения поставленной проблемы

Работа в парах

V. Этап коррекции

— Прочитайте упражнение 3 на странице 117. Что нужно сделать?

— На какой вопрос надо ответить?

— Прочитаем первый текст.

— Какое у него заглавие?

— Что мы узнали из заголовка?

— Кто такие звери? Назовите их признаки. (У них четыре лапы, тело покрыто шерстью. Они кормят детёнышей молоком)

— Прочитаем текст.

— Почему посетители не могут увидеть монала? (Потому что его перья похожи на куст, он сидит тихо и маскируется)

-Мы сейчас поработаем в парах.

Ваше задание: прочитать первый текст и тоненько подчеркнуть слова, которые описывают птицу. Затем попробовать при помощи выделенных слов дать развёрнутое толкование слову «монал».

— Давайте проверим, что у вас получилось и запишем?

(Монал – это птица с чёрным хохолком на голове, крылья серые с жёлтыми пятнами)

VI. Этап систематизации

МЭШ

— Давайте с вами поработаем с лексическим значением слов. Попробуем соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой.

А попробуйте дать краткое толкование каждого слова.

VII. Этап объяснения домашнего задания

— На дом вам идёт цифровое домашнее задание. Вам нужно будет соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой. Точно так же как мы работали на уроке.

VIII. Этап подведения итогов

Какова тема урока?

— Чему мы научились на уроке?

— В каком словаре можно узнать значение слов?

IX. Этап рефлексии

«Эмоциональные грибочки»

— Выберите себе сейчас один эмоциональный грибочек, который соответствует вашему состоянию.

1. Грибок довольный:  Мне всё понятно. Я молодец!

2. Грибок задумался: У меня не всё получилось, но я          старался!

3. Грибок расстроен:  На уроке мне было трудно, нужно быть внимательнее!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Задание:  используя вежливые слова, составьте диалоги.

Карточка №2

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

        И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.

          И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.

Рефлексия

                                       

       Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы.

       Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Бовтуненко И.И.
учитель начальных классов г.Тула«Составляем развёрнутое толко...

    1 слайд

    Бовтуненко И.И.
    учитель начальных классов г.Тула
    «Составляем развёрнутое толкование значения слова»
    Путешествие в страну
    «Как устроен наш язык».

  • Прочитайте отрывок из стихотворения. «Мой щенок»
Он в кладовку заглянул,
С...

    2 слайд

    Прочитайте отрывок из стихотворения.
    «Мой щенок»
    Он в кладовку заглянул,
    С мёдом жбан перевернул.
    (С.Михалков)
    Все ли слова вам знакомы?
    Как выдумаете, что означает слово ЖБАН?

  • ЖБАН – это деревянная ёмкость для жидкостей с крышкой

    3 слайд

    ЖБАН – это деревянная ёмкость для жидкостей с крышкой

  • Как составить объяснение значения слова?Аллея

    5 слайд

    Как составить объяснение значения слова?
    Аллея

  • ДорогаАллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья

    6 слайд

    Дорога
    Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья

  • План составления объяснения слова Подбор общего слова (дорога).

 Указание...

    7 слайд

    План составления объяснения слова

    Подбор общего слова (дорога).

    Указание отличительных признаков предмета (по обеим сторонам посажены деревья)

    Схема объяснения слов

    ____________ – ____________ , который _____________ .

    ____________ – ___________________________________ .

  • медведь

кастрюля

шкаф

лампа

молотокПодбор общих словпосуда

животное

и...

    8 слайд

    медведь

    кастрюля

    шкаф

    лампа

    молоток
    Подбор общих слов
    посуда

    животное

    инструмент

    мебель

    прибор

  • Прочитай текст. Как ты думаешь, что означают слова сморчки´ и строчки´ в это...

    9 слайд

    Прочитай текст. Как ты думаешь, что означают слова сморчки´ и строчки´ в этом тексте?
    И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок и пеночек. И под тот перезвон, под гулкое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.
         И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.
     (По К.Яковлеву)

  • Запишите  в тетрадь. Сморчки и строчки –это … .  Устно опишите, как они выгл...

    10 слайд

    Запишите в тетрадь.
    Сморчки и строчки –это … .
    Устно опишите, как они выглядят.

  • Способы толкования лексического значения словаПодбор близких 
по значению сло...

    11 слайд

    Способы толкования лексического значения слова
    Подбор близких
    по значению слов
    Указание отличительных признаков предмета, названного слова
    Раскрытие значения частей слова
    Лиловый – светло-фиолетовый, цвета фиалки или сирени
    Ель – крупное, вечнозеленое хвойное дерево конусообразной формы с длинными чешуйчатыми шишками
    Сталевар – рабочий, который варит сталь

  • Прочитай текст.
Зверь монал
Есть у нас в зоопарке моналы. Посетители подход...

    12 слайд

    Прочитай текст.

    Зверь монал
    Есть у нас в зоопарке моналы. Посетители подходят к их клетке, читают табличку и начинают искать, кто же такие моналы? Что за зверь? Не козел ли? Однако никого не видно внутри. Ни козла, ни кого другого. А зверь монал сидит себе в углу и смотрит на других, невидимый. Куст кустом. Только головой иногда крутит с
    хохолком черным и крыльями поводит
    серыми с пятнами желтыми. Потому что он –
    птица.
    Кто такой монал? 
    Запиши объяснение, используя слова подчёркнутые в тексте.
    Монал- это …

  • Дайте краткое и развёрнутое толкования значения выделенного слова.      Ночью...

    13 слайд

    Дайте краткое и развёрнутое толкования значения выделенного слова.
          Ночью задул листобой — холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
          Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
    Выпишите из текста слово листобой и его значение

  • Подведем итог
С какими способами толкования слова мы познакомились?
 Какие сл...

    14 слайд

    Подведем итог
    С какими способами толкования слова мы познакомились?
    Какие словари нам помогут определить лексическое значение слова?

  • Молодцы!Спасибо 
за работу.

    15 слайд

    Молодцы!
    Спасибо
    за работу.

 Тема:Составляем развернутое толкование значения слова.

Вспомним:

Лексика – это словарный состав языка

То, что обозначает слово, является его лексическим значением


Открой учебник на стр.115. Прочитай название §16.


Мы уже учились объяснять значение слов в §13.


Выяснили, что узнать значение слова можно в толковом словаре, способом перечисления названий предметов, воспользоваться кратким толкованием, подобрать к слову синонимы или найти слово, от
которого оно образовано (стр.98-102).


Как бы ты пояснил


РАЗВЁРНУТОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА


Проверь свои догадки: учебник стр.115 текст в рамочке.


Найди в учебнике на стр.115-117 упражнение №1.


Прочитай текст о сморчках и строчках на стр.115-116.


Знаешь, что такое СМОРЧКИ и СТРОЧКИ?


Прочитай, толкования значений слов, которые предложили второклассники.

          


Найди на стр.117-119 задание №3.


Прочитай внимательно оба текста на стр.118.


Прочитай спор учеников на стр.119.


Понял, какие слова нужно использовать, чтобы составить точное описание

монала
?


Выполни задание ниже письменно в тетради.


Для объяснения используй подчеркнутые Ваней слова.



Попробуй составить толкование слова.


Прочитай внимательно задание №5 стр.121.


Запиши своё толкование любого слова в тетрадь.


  1.


   2.


  3.

Печатать книгуПечатать книгу

Способы толкования лексического значения

В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:

Сайт: Новгородская электронная школа
Курс: Дистанционный Репетитор » Русский язык» 9
Книга: Способы толкования лексического значения
Напечатано:: Гость
Дата: Воскресенье, 28 мая 2023, 00:02

Оглавление

  • 1. Синонимический способ
  • 2. Перечислительный способ
  • 3. Описательный способ
  • 4. Отрицательный
  • 5. Комбинированный
  • 6. Комментарий

1. Синонимический способ

Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге, оригинал — подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный.

Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:

Крахразорение, банкротство.

Каверзаинтрига, происки, подвох.

Реестрсписок, перечень.

Инертныйбездеятельный, неподвижный.

Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость.

2. Перечислительный способ

Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово:

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.

Гнус – комары, мошки, слепни.

Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.

Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.

Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.

3. Описательный способ

Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например:

апологеттот, кто выступает с предвзятой защитой;

наперерез так, чтобы пересечь чей-либо путь.

Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.

При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «словами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:

Источникто, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.

Наглядныйтакой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.

4. Отрицательный

Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры.

Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный».

Бескультурье – отсутствие культуры.

Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости

5. Комбинированный

Соединяет в себе несколько способов толкования.

6. Комментарий

Дав определение, необходимо его прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

  Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Подбираем синонимы, ассоциации к слову. Они помогут нам дать определение слову и прокомментировать его. А если вы творческий человек, то сможете использовать в своём сочинении метафоры, эпитеты, иносказания, и может получиться такой тезис.

Вопросы – подсказки к комментарию

— Насколько актуально сегодня это понятие?

—  Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

—  Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

— Чем существенным я могу дополнить это определение? —

— Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

— Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить дело по гражданскому процессу
  • Либо не предназначен для выполнения под управлением windows или содержит ошибку как исправить
  • Магнитный поток как найти косинус
  • Как найти капитал для своего бизнеса
  • Как найти системное программное обеспечение