Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
То, что обозначает слово.
Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.
Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.
Чем лексическое значение отличается от грамматического
Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.
А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.
Виды лексических значений
Основных видов два – прямое и переносное.
Прямое
Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.
Переносное
Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.
А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».
Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.
Связанные и не связанные
У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.
Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».
Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.
Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.
Схожие и противоположные
Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.
Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Есть ли границы у лексического значения
Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.
А что такое любовь? Счастье? Одиночество?
Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.
Полезные материалы для учеников и родителей
Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.
Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:
Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.
Способы толкования лексического значения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Способы толкования лексического значения слова
Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения: синонимический, перечислительный, описательный, отрицательный, отсылочный.
Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих ЛЗ слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге.
Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которым называет данное слово: морфема — приставка, корень, суффикс.
Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например, апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой; наперерез — так, чтобы пересечь чей-либо путь.
Отрицательный — путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры. Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный».
Отсылочная дефиниция характерна для производных слов, так как содержит указание на мотивирующее слово: древность — см. древний; красавчик — ласк. к красавец.
Чтобы полнее раскрыть оттенки значения, составители прибегают к совокупности способов.
Синонимический способ определения. Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Оригинал — подлинник. Коммерция — торговля. Зодчий — архитектор. Аморальный — безнравственный и т. п.
2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Морфема — это приставка, корень, суффикс, окончание. Приматы — это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус — комары, мошки, слепни.
3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков. Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
Дивиденд — доход (I), получаемый владельцем акций (II). Сапфир — драгоценный ка¬мень (I) синего или голубого цвета (II).
4. Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами [4] .
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который) ; все то, что; все (те) , кто; всякий, кто и др. , которые разграничивают лишь лица и предметы:
Апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой каких-либо идей, учения и т. п. Культура (в широком смысле) — все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша — то, что несут на себе.
5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов — путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которых отрицание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: «Х — это У, который не имеет С» .
Азот — газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша — часть земли, не покрытая водой. Целина — не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля .
Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
- светлые волосы — светлая комната — светлый ум — светлое будущее;
- холодный день — холодный прием — холодный взгляд.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
источники:
http://infourok.ru/sposobi-tolkovaniya-leksicheskogo-znacheniya-3829889.html
http://russkiiyazyk.ru/leksika/leksicheskoe-znachenie-slova.html
Конспект урока — Составляем развёрнутое толкование значения слова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Составляем развёрнутое толкование значения слова»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о развёрнутом толковании значения слова; формирование умения работы с поиском информации в тексте, формирование умения давать развёрнутое значения слова при помощи текста.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать: отличия развёрнутого толкования слова от сжатого.
-уметь: соотносить (восстанавливать) текст по смыслу.
Личностные:
— проявлять интерес к учебной деятельности;
— уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
— понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: «Русский родной язык» Александрова О.М., Вербицкая Л.А., учебник 2 класс, МЭШ, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность Учителя и учащихся |
I. Этап мотивации |
Прозвенел звонок для нас! Мы тихонечко вздохнём Родной русский язык начнём. |
II. Актуализация знаний Чистописание Повторение ранее изученной темы МЭШ |
1) -Мои любители русского языка. Я рада видеть ваши радостные лица. Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме. Напишите число и классная работа. -Перед тем как отправиться в удивительный мир русского языка, давайте вспомним правильное написание букв и их соединений. На доске: В каждом слове есть сила. — Напишите красиво это предложение. — Как понимаете эту фразу? (Слово может передать добро или зло, пользу или вред, радость или горе) 2) – Ребята, возьмите карточку №1. — Давайте прочитаем слова и фразы на карточке. — Подумайте, какая сила в этих словах? (Это вежливые слова) — Выберите из этого списка словарные слова, которые мы прошли. Давайте вспомним, как они пишутся. Словарь: здравствуйте, до свидания, извини, спасибо. — Прочитайте ниже задание, что нужно сделать с этими высказываниями? Задание: используя вежливые слова, составьте диалоги. -Здравствуйте! — Спасибо тебе за помощь! — Добрый день! -Пожалуйста! — До свидания! — Приятного аппетита! — Встретимся завтра! — Спасибо! — Ты мне наступил на ногу! — Извини! — Давайте вспомним прошлый урок, что такое диалог? Дайте лексическое значение этого слова (Разговор между двумя или несколькими собеседниками). — А как называется каждое высказывание собеседника в диалоге? (Реплика) |
III. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Формулировка темы и цели урока. |
— Переверните листок. Перед вами карточка №2. Прочитаем задание. Подумайте, о чём в нём говорится? И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз. И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки. — О чём говорится в тексте? (О грибах) — Как называются грибы? (Строчки и сморчки) — Дайте толкование слова, что такое сморчки? (Это грибы) — Как думаете, у нас краткое или развёрнутое получилось толкование? (Получилось краткое толкование слова) — Посмотрите на экран, так выглядит сморчок. -Давайте по внешнему виду попробуем описать его. — На что похожа шляпка? (На пчелиные соты) — Цвет шляпки? (Коричневый) — А ножка какая? (Белая трубочка) — Как думаете съедобный гриб? (Съедобный) — А где растут сморчки? (В лесу) — Давайте запишем, что у нас получилось: Сморчок — это съедобный гриб, который растёт в лесу, шляпка коричневого цвета, похожа на пчелиные соты, ножка белая. — Какое толкование мы записали? (Более подробное, развёрнутое) — Как думаете, какая тема нашего урока? (Развёрнутое толкование слов) — Поставьте цель нашего урока. (Цель: научиться давать развёрнутое толкование слов) — Откройте стр.115. Давайте прочитаем название темы. — Прочитаем важную информацию ниже. — Как понять значение незнакомого слова? (Можно перечитать текст. Если не помогло, то можно заглянуть в толковый словарь) |
Физкультминутка |
«Грибы» Вырос гриб на тонкой ножке |
IV. Этап решения поставленной проблемы Работа в парах V. Этап коррекции |
— Прочитайте упражнение 3 на странице 117. Что нужно сделать? — На какой вопрос надо ответить? — Прочитаем первый текст. — Какое у него заглавие? — Что мы узнали из заголовка? — Кто такие звери? Назовите их признаки. (У них четыре лапы, тело покрыто шерстью. Они кормят детёнышей молоком) — Прочитаем текст. — Почему посетители не могут увидеть монала? (Потому что его перья похожи на куст, он сидит тихо и маскируется) -Мы сейчас поработаем в парах. Ваше задание: прочитать первый текст и тоненько подчеркнуть слова, которые описывают птицу. Затем попробовать при помощи выделенных слов дать развёрнутое толкование слову «монал». — Давайте проверим, что у вас получилось и запишем? (Монал – это птица с чёрным хохолком на голове, крылья серые с жёлтыми пятнами) |
VI. Этап систематизации МЭШ |
— Давайте с вами поработаем с лексическим значением слов. Попробуем соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой. — А попробуйте дать краткое толкование каждого слова. |
VII. Этап объяснения домашнего задания |
— На дом вам идёт цифровое домашнее задание. Вам нужно будет соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой. Точно так же как мы работали на уроке. |
VIII. Этап подведения итогов |
— Какова тема урока? — Чему мы научились на уроке? — В каком словаре можно узнать значение слов? |
IX. Этап рефлексии |
«Эмоциональные грибочки» — Выберите себе сейчас один эмоциональный грибочек, который соответствует вашему состоянию. 1. Грибок довольный: Мне всё понятно. Я молодец! 2. Грибок задумался: У меня не всё получилось, но я старался! 3. Грибок расстроен: На уроке мне было трудно, нужно быть внимательнее! |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Задание: используя вежливые слова, составьте диалоги.
Карточка №2
Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.
И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.
Рефлексия
Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы. |
Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы. |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Бовтуненко И.И.
учитель начальных классов г.Тула
«Составляем развёрнутое толкование значения слова»
Путешествие в страну
«Как устроен наш язык». -
2 слайд
Прочитайте отрывок из стихотворения.
«Мой щенок»
Он в кладовку заглянул,
С мёдом жбан перевернул.
(С.Михалков)
Все ли слова вам знакомы?
Как выдумаете, что означает слово ЖБАН? -
3 слайд
ЖБАН – это деревянная ёмкость для жидкостей с крышкой
-
-
5 слайд
Как составить объяснение значения слова?
Аллея -
6 слайд
Дорога
Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья -
7 слайд
План составления объяснения слова
Подбор общего слова (дорога).
Указание отличительных признаков предмета (по обеим сторонам посажены деревья)
Схема объяснения слов
____________ – ____________ , который _____________ .
____________ – ___________________________________ .
-
8 слайд
медведь
кастрюля
шкаф
лампа
молоток
Подбор общих слов
посудаживотное
инструмент
мебель
прибор
-
9 слайд
Прочитай текст. Как ты думаешь, что означают слова сморчки´ и строчки´ в этом тексте?
И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок и пеночек. И под тот перезвон, под гулкое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.
И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.
(По К.Яковлеву) -
10 слайд
Запишите в тетрадь.
Сморчки и строчки –это … .
Устно опишите, как они выглядят. -
11 слайд
Способы толкования лексического значения слова
Подбор близких
по значению слов
Указание отличительных признаков предмета, названного слова
Раскрытие значения частей слова
Лиловый – светло-фиолетовый, цвета фиалки или сирени
Ель – крупное, вечнозеленое хвойное дерево конусообразной формы с длинными чешуйчатыми шишками
Сталевар – рабочий, который варит сталь -
12 слайд
Прочитай текст.
Зверь монал
Есть у нас в зоопарке моналы. Посетители подходят к их клетке, читают табличку и начинают искать, кто же такие моналы? Что за зверь? Не козел ли? Однако никого не видно внутри. Ни козла, ни кого другого. А зверь монал сидит себе в углу и смотрит на других, невидимый. Куст кустом. Только головой иногда крутит с
хохолком черным и крыльями поводит
серыми с пятнами желтыми. Потому что он –
птица.
Кто такой монал?
Запиши объяснение, используя слова подчёркнутые в тексте.
Монал- это … -
13 слайд
Дайте краткое и развёрнутое толкования значения выделенного слова.
Ночью задул листобой — холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Выпишите из текста слово листобой и его значение -
14 слайд
Подведем итог
С какими способами толкования слова мы познакомились?
Какие словари нам помогут определить лексическое значение слова? -
15 слайд
Молодцы!
Спасибо
за работу.
Тема:Составляем развернутое толкование значения слова.
Вспомним:
Лексика – это словарный состав языка
То, что обозначает слово, является его лексическим значением
Открой учебник на стр.115. Прочитай название §16.
Мы уже учились объяснять значение слов в §13.
Выяснили, что узнать значение слова можно в толковом словаре, способом перечисления названий предметов, воспользоваться кратким толкованием, подобрать к слову синонимы или найти слово, от
которого оно образовано (стр.98-102).
Как бы ты пояснил
РАЗВЁРНУТОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Проверь свои догадки: учебник стр.115 текст в рамочке.
Найди в учебнике на стр.115-117 упражнение №1.
Прочитай текст о сморчках и строчках на стр.115-116.
Знаешь, что такое СМОРЧКИ и СТРОЧКИ?
Прочитай, толкования значений слов, которые предложили второклассники.
Найди на стр.117-119 задание №3.
Прочитай внимательно оба текста на стр.118.
Прочитай спор учеников на стр.119.
Понял, какие слова нужно использовать, чтобы составить точное описание
монала?
Выполни задание ниже письменно в тетради.
Для объяснения используй подчеркнутые Ваней слова.
Попробуй составить толкование слова.
Прочитай внимательно задание №5 стр.121.
Запиши своё толкование любого слова в тетрадь.
1.
2.
3.
Печатать книгу
Способы толкования лексического значения
В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.
Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:
Сайт: | Новгородская электронная школа |
Курс: | Дистанционный Репетитор » Русский язык» 9 |
Книга: | Способы толкования лексического значения |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Воскресенье, 28 мая 2023, 00:02 |
Оглавление
- 1. Синонимический способ
- 2. Перечислительный способ
- 3. Описательный способ
- 4. Отрицательный
- 5. Комбинированный
- 6. Комментарий
1. Синонимический способ
Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге, оригинал — подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный.
Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Крах — разорение, банкротство.
Каверза — интрига, происки, подвох.
Реестр—список, перечень.
Инертный — бездеятельный, неподвижный.
Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость.
2. Перечислительный способ
Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово:
Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.
Гнус – комары, мошки, слепни.
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.
Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.
3. Описательный способ
Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например:
апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой;
наперерез — так, чтобы пересечь чей-либо путь.
Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «словами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:
Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.
Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.
4. Отрицательный
Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры.
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный».
Бескультурье – отсутствие культуры.
Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости
5. Комбинированный
Соединяет в себе несколько способов толкования.
6. Комментарий
Дав определение, необходимо его прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Подбираем синонимы, ассоциации к слову. Они помогут нам дать определение слову и прокомментировать его. А если вы творческий человек, то сможете использовать в своём сочинении метафоры, эпитеты, иносказания, и может получиться такой тезис.
Вопросы – подсказки к комментарию
— Насколько актуально сегодня это понятие?
— Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
— Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
— Чем существенным я могу дополнить это определение? —
— Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
— Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.