Как составить топографическую карту для похода

Топография туриста

Каждый турист должен знать топографию, уметь читать карту, уверенно ориентироваться на местности. Если этими знаниями не обладать, можно неправильно оценить маршрут, потерять много времени, а иногда даже заблудиться и сорвать само путешествие. В этой главе мы хотим коротко рассказать об основах топографии, отдельных способах ориентирования, работе с картой, а также дать некоторые практические советы, которые бы облегчили туристу разработку маршрута похода и его проведение.

Турист, обычно пользуясь административной или туристской картой, должен внимательно изучить ее, запомнить масштаб, который определяет отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности. Лучше иметь наиболее точную карту последнего года издания, это избавит от возможных ошибок при планировании маршрута.

Если же туристу потребуется снять копию с карты, добавляя собственные уточнения, то нужно делать это самым внимательным образом, очень тщательно.

Турист, собирающийся в поход, должен хорошо изучить топографические знаки и запомнить все условные изображения на карте. Только тогда он сможет ее “читать”, т. е. абстрагируясь от изображения на карте, мысленно представить себе дороги, просеки, реки, рельеф, растительность и т. д.

Как создать и распечатать любую карту любой местности легко и просто

Пренебрежение к изучению условных знаков часто ставит группы путешественников в тупик, заставляет шагать лишние километры, а иногда может привести и к сложным ситуациям. Ведь для каждого ландшафта важны свои специфические, свойственные только данной местности условные знаки. Поэтому при подготовке к путешествию, помимо разработки маршрута, изучается и специфика района путешествия.

Многие предметы, уменьшенные соответственно масштабу карты, становятся настолько малыми, что их трудно рассмотреть. Например, мост-всего лишь тонкая линия, которая на карте может потеряться. Магистральные дороги, линии электропередач, башни, вышки и т. п. имеют также очень малые размеры по площади, но являются главенствующими ориентирами. Чтобы на картах подобные мелкие, но важные предметы различались без затруднений и сразу бросались в глаза, применяют условные знаки, увеличенные по сравнению с действительными размерами.

Начертания условных знаков на карте любого масштаба однотипны. Условные знаки разделяются на масштабные или контурные, внемасштабные, линейные, площадные и пояснительные.

Всего условных знаков и сочетаний около четырехсот, но это для специалистов-топографов, а любителям путешествий необходимо знать лишь основные знаки, чтобы быстро и грамотно читать карту.

Карта абстрактна, пока не определено расстояние между объектами.

Расстояние определяют с помощью масштаба. Обычно указывают величину масштаба – расстояние в метрах или километрах, соответствующее 1 см на карте. Кроме того, приводят масштабы – численный и линейный (графическое выражение численного). Линейный масштаб удобен для измерения расстояния. Это легко делать с помощью циркуля-измерителя.

Как сделать карту для похода

Поставив ножки циркуля на точки, расстояние между которыми надо измерить, и приложив циркуль к линейному масштабу, получите нужное вам расстояние. Если расстояние больше длины масштаба или надо произвести измерение по кривой линии, например по дороге, его определяют шагами циркуля. Если линия не очень извилиста, шаг удобно взять в 1 см. Если у вас нет циркуля, можно воспользоваться полоской бумаги, сделав на ней по карте пометки и приложив их к линейному масштабу так же, как ножки циркуля.

Большие расстояния по ломаной линии обычно измеряют курвиметром. Когда шкала проградуирована в сантиметрах, то отсчет умножают на величину масштаба. Иногда на курвиметре три шкалы, проградуированные сразу в километрах для карт масштаба 1 : 25000, 1 : 50000 и 1 : 100000. Если же карта имеет другой масштаб, например 1 :500 000, отсчет по шкале для 1 : 50 000 надо умножить на 10.

При подготовке к походу, когда маршрут выбран, надо определить, реален ли он, и обязательно измерить расстояние, которое предстоит пройти. Определив дневной переход, следует примерно оценить, сколько времени займет путешествие, а затем измерить расстояние между промежуточными пунктами и ориентирами по всему маршруту; отметить ручьи и речки, трудные участки пути, населенные пункты, экскурсионные объекты, крупные поперечные дороги. Измерив последовательно расстояния от одного ориентира до другого, составьте таблицу; для этого выпишите в колонку пункты и ориентиры от начала маршрута до конца, а справа отметьте расстояния между ориентирами. В соседней колонке запишите расстояние от начала маршрута до соответствующего пункта. Тогда появится основа для составления реального графика похода с учетом конкретных условий и возможностей группы.

Однако топографическая карта не в состоянии отобразить все многообразие местности, а туристские схемы тем более.

С помощью глазомера вы оцениваете расстояние до окружающих предметов, их размеры, цвет. Но глаз – отнюдь не стандартный “прибор”, а глазомер – индивидуальная способность человека. Поэтому только постоянная тренировка в различных погодных условиях и в разное время суток поможет точно определить расстояние до каких-либо предметов. Положиться на свой глазомер можно, когда вы будете ошибаться не более чем на 10% на 1 км. Контролировать себя можно по километровым столбам, пикетам на железнодорожном полотне.

Многолетние наблюдения помогли составить следующую таблицу расстояния начала видимости предметов (при нормальном зрении), которой можно смело и безошибочно пользоваться в походах.

Наименование предмета

Расстояние

Источник: www.webanan.ru

Как сделать карту для похода

Часто сталкиваюсь в И-нете с сообщениями туристов, находящихся в поиске крупномасштабных карт, но судьба распорядилась так, что самые крупномасштабные топографические карты, которые можем встретить в продаже, имеют масштаб 1:50000–1:100000. Разглядеть на таких картах отдельные небольшие объекты, тропинки и т.п. не представляется возможным, хотя бы по той причине, что они туда не внесены. В этих случаях нам на помощь приходят спутниковые снимки Google maps и Yandex maps, на которых хоть и нет условных обозначений, но которые вполне пригодны для ориентирования на местности и, кроме всего прочего, обычно более свежие, чем продаваемые карты.
О том, как сделать качественную карту (фотоснимок местности), я расскажу и покажу в этом видеоролике.
И да, не забудьте после распечатки карту либо обклеить прозрачным скотчем, либо поместить в файл и заклеить скотчем «вход», что защитит карту от попадания на нее влаги.
Приятного просмотра!

PS: несмотря на длительность данного видео, процесс создания карты занимает намного меньше времени: основную часть видео я рассказываю про элементарные операции в программах Google Earth и Photoshop, из-за чего оно и получилось получасовым.
Ссылка на скачивание Google Earth — http://www.ex.ua/5911523
Ссылка на перечень «горячих клавиш» Photoshop — http://www.compartstudio.com/photoshop/hotkey.htm

Комментарии отсутствуют

Источник: salda.ws

Как ориентироваться по топографическим картам: руководство

topograficheskie-karty

Ориентирование

Автор Ника На чтение 6 мин Просмотров 128 Опубликовано 23.03.2018

Ориентирование по карте

В прошлой статье мы рассказали о том, как ориентироваться по звездам. В этой же рассмотрим, как ориентироваться топографическим картам. Рельеф, как правило, является базовым ориентиром для определения собственного месторасположения на местности. Основные объекты ландшафта, такие как горы, холмы, низины или водоемы,могут послужить отправной точкой в желании определить верное направление дальнейшего движения, имея на руках топографическую карту.

В картографии различают формы рельефа в зависимости от их размеров.

  • Макрорельеф — крупные природные объекты высотой (или глубиной) до нескольких сот или тысяч метров.
  • Мезорельеф — средние формы рельефа с колебанием вершин до нескольких десятков метров.
  • Микрорельеф — несколько метров в высоту — максимальная величина.
  • Нанорельеф — незначительные рельефные образования высотой/глубиной несколько сантиметров (борозды, промоины, кочки и т. п.).

Формы рельефа бывают также положительными (холмы, горы) и отрицательными (долины, впадины). На топографических картах они обозначаются следующим образом: мысленно представляем себе гору, рассеченную горизонтальными плоскостями.Переносим то, что мы себе представили, на бумагу, и обозначаем это в виде замкнутых кривых линий, повторяющих форму основания горы, далее нескольких ее частей посередине и таким образом, доходим до вершины.

Таким же способом обозначаем и впадины. А чтобы мы смогли отличить на карте овраг от холма, проставляем на изображении объекта рельефа короткие черточки (бергштрихи). Если чёрточки направлены наружу области, заключенной в замкнутую кривую, это возвышенность,если внутрь, то, соответственно, наоборот.

Что касается определения по карте других элементов ландшафта, таких как реки, дороги и т. п., здесь все намного понятнее. Каким образом ориентироваться по топографической карте по рельефу?Для начала ищем на карте изображение рельефного образования и, внимательно осмотревшись по сторонам, находим этот объект в пределах видимости в режиме реального времени.

Источник: mir-tourista.ru

Где ж клиент-то сорвался. – гайд по CJM

Этот инструмент покажет вам все косяки в воронке продаж.

Где ж клиент-то сорвался. – гайд по CJM

Дата публикации: 10 февраля 2022
Время чтения: 7 минут

Где ж клиент-то сорвался. – гайд по CJM

Сергей Ломакин Редакция «Текстерры»

Что такое Customer Journey Map

CJM – визуальная схема из этапов или шагов, которые совершает клиент для достижения цели (обычно это покупка товара или услуги).

Customer Journey Map

Так может выглядеть CJM – карта путешествия пользователя

CJM полезна всем, но особенно эффективна в многоканальных стратегиях: для них важны все источники трафика, а карта путешествия пользователя как раз подсвечивает плюсы и минусы каждого канала. Кроме этого она помогает выделить потребности ЦА, удовлетворить клиента и повысить лояльность к бренду.

Через CJM вы получите исчерпывающее представление об опыте взаимодействия клиента с вашей компанией и сможете улучшить его.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Для чего нужна карта путешествия клиента

Карта путешествия клиента помогает:

  • проводить эксперименты и оптимизировать УТП;
  • находить недостаточно проработанные точки взаимодействия с клиентом;
  • оптимизировать все этапы воронки продаж;
  • смотреть на компанию глазами клиента;
  • повышать уровень лояльности;
  • оценивать общую удовлетворенность клиента взаимодействием с компанией;
  • анализировать эффективность продукта.

Карта путешествия клиента поможет оптимизировать работу на любом этапе развития компании или товара.

Как разработать текст и дизайн коммерческого предложения, чтобы клиенты у вас купили

Реклама «ВКонтакте»: 100+ примеров для вдохновения

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

Как составить Customer Journey Map

Чтобы составить CJM даже небольшой компании, нужно провести колоссальную работу:

Примеры карты путешествия клиента страховой компании

  • собрать данные о клиентах и товарах;
  • изучить поведение пользователя на каждом этапе воронки продаж;
  • найти все точки контакта с аудиторией;
  • проанализировать ее опыт;
  • обнаружить барьеры, которые мешают пользователям дойти до покупки;
  • визуализировать все собранные данные.

Любое путешествие пользователя развивается по одному маршруту: узнавание, исследование, сокращение выборки и покупка. При этом на каждом этапе бывает несколько точек контакта клиента с компанией, у которой будет приобретен товар.

Подготовка данных для анализа

Прежде чем формировать карту визуально и определять касания, нужно подготовить данные о клиенте.

Выделите одну приоритетную цель карты путешествия: удержание клиента, повышение лояльности или оптимизация конкретного этапа воронки продаж.

Теперь сформируйте несколько портретов целевой аудитории и объедините их в один среднестатистический портрет. Более сложный, но эффективный вариант – формировать карту путешествия под несколько портретов.

Чем больше информации вы соберете о целевой аудитории на первоначальном этапе, тем эффективнее будет карта. В первую очередь нужно узнать социально-демографические параметры ЦА:

  • пол;
  • возраст;
  • ГЕО;
  • образование;
  • профессия;
  • семейное положение;
  • интересы;
  • привычки.

Обращайте внимание на личностные и человеческие качества, проблемы, мотивацию к покупке, ожидания:

Для детальной проработки портрета клиента и шаблона поведения хорошо подойдет формат mindmap

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

Затем нужно собрать информацию о товаре: параметры, сильные и слабые стороны, отзывы и рекомендации клиентов.

На основе этих данных создайте паттерны поведения покупателей – все, что так или иначе влияет на решение о покупке: положительные эмоции, сомнения, сравнение товара с другими, положительный или отрицательный опыт взаимодействия с компанией.

Пример краткого портрета ЦА с указанием параметров

Этапы взаимодействия с компанией

Воронка продаж начинается задолго до оформления заказа на сайте или похода в магазин, поэтому важно выделить все шаги, которые клиент совершил перед покупкой товара.

Когда это будет сделано, сформируйте индивидуальные цели клиентов для каждого этапа:

  • поиск товара;
  • сравнение нескольких моделей товара;
  • сравнение нескольких компаний (магазинов, например);
  • изучение сайта компаний;
  • выбор лучшего предложения;
  • принятие решения о покупке.

Касание или точки контакта

Теперь нужно найти действия, которые привели к касанию с компанией. Например, Игорь заинтересовался агентством «Текстерра», когда услышал рассказ о нем от знакомого или попал на эту статью из поисковика.

Важно расписать как можно больше сценариев первого касания. Чтобы облегчить задачу, разделите все действия (+ каналы) на виды, например: онлайн-касания (отзывы, сайт, форум, рассылка), традиционная реклама, телефон, официальный магазин:

CJM производственно-розничной группы IKEA

Выглядеть карта касаний может следующим образом:

Первое знакомство (этап или шаг клиента)

Повторный интерес

Изучение сайта

Отправка контактных данных

Ситуация

Настроение

Ожидание

Действие

Последовавшее касание

Полученный опыт

Все каналы и действия, приводящие к покупке продукта (или другой цели) должны быть отмечены на этом этапе.

Идентификация препятствий

Чтобы клиент перемещался между разными точками карты, нужно сделать его путешествие максимально удобным и простым. Ваша задача – обнаружить потенциальные препятствия на пути к покупке и устранить их.

Найти барьеры – сложная задача. Лучше всего о них знают клиенты, чуть хуже – сотрудники службы поддержки.

Нередко в конкретной точке накапливается такое количество препятствий, что проще переосмыслить весь отрезок пути клиента, чем пытаться решить возникшие сложности.

Вот самые распространенные сценарии и типы препятствий на разных этапах CJM:

  • большое количество негативных отзывов о компании или товаре;
  • недоступен сайт;
  • не выделены сильные стороны;
  • компания не работает в выходные и праздничные дни, а целевая аудитория активна именно в это время;
  • слишком сложный процесс заказа на сайте;
  • компания не представлена в социальных сетях.

Как удалить препятствие

Если на каком-то этапе путешествия клиент испытывает негативные эмоции, их нужно идентифицировать и «удалить». Как это сделать?

  • Сформировать конкретное решение.
  • Протестировать его ограниченное время или на части ЦА.
  • Если решение эффективно, внедрить его.
  • Проанализировать результат.

Формирование карты

Визуализация собранных данных – финальный этап создания CJM.

Если дизайнерский элемент не имеет для вас решающего значения, для создания CJM можно воспользоваться даже Microsoft Excel или Google Sheets.

Простейшая карта путешествия клиента в виде таблицы:

Черновик карты путешествия клиента в Google Sheets

Если требуется более совершенный дизайн карты клиента, воспользуйтесь Sketch, Miro, Touchpoint Dashboard, UXPressia или Canvanizer.

Эта карта создана благодаря Sketch

Miro – один из лучших инструментов для создания качественной и наглядной CJM

Интерфейс конструктора карт путешествий UXPressia

Подводные камни

CJM помогает улучшить клиентский опыт и заметно выделиться в своей нише. Чтобы достичь такого результата, важно не совершить ошибок:

  • данные о ЦА должны быть конкретными. исчерпывающими, не выдуманными;
  • целевая аудитория должна быть разбита на сегменты и тщательно проработана;
  • не стоит выбирать слишком широкую целевую аудиторию;
  • нужно сформулировать цель карты путешествий (что хотите проверить вы в карте, и какой результат ожидает получить клиент);
  • внимание нужно уделять как онлайн-, так и офлайн-каналам продаж;
  • шаблоны поведения должны быть реалистичными – для их выделения лучше ориентироваться на аналитику;
  • карту путешествия пользователя нужно регулярно обновлять: клиентский опыт и ожидания трансформируются на долгосрочной дистанции.

Источник: texterra.ru

Как спланировать туристический маршрут

Источник фото: smore4u.com

  • Как ориентироваться в походе
  • Этапы планирования туристического маршрута
  • Полезные сервисы для планирования маршрутов

Залог безопасного путешествия — основательная подготовка. Чем лучше спланирован маршрут, тем больше вероятность, что поход пройдёт успешно. Неосмотрительность на лёгком участке или просто досадная случайность — и вы вынуждены прервать свой путь и ждать помощи. Избежать этого поможет чёткое представление о предстоящем пути. В статье разбираемся, как научиться работать с топографической картой, как грамотно спланировать маршрут и что нужно учитывать при подготовке к походу.

Как ориентироваться в походе

Навыки грамотного ориентирования помогают определять своё местоположение и дают возможность планировать оптимальный путь. Можно выделить два наиболее популярных способа ориентирования, а следовательно, и планирования маршрута.

  • По бумажной карте и компасу. Классический способ. Хорош тем, что при известной доле аккуратности ламинированная карта и компас прослужат очень долго и помогут в экстремальной ситуации. Он требует внимательности, вдумчивой работы с картой и поэтому хорошо развивает «чувство пространства». Чтобы научиться ориентироваться по карте и компасу, нужно регулярно тренироваться.
  • По электронным девайсам с помощью спутниковых сигналов, например, GPS или ГЛОНАСС. Современный способ, который даёт возможность быстро определить своё местонахождение и легко свериться с заранее загруженным треком. Удобен тем, что даёт быстрые и в основном точные ответы. Но также он и коварен: если вы не знаете район передвижения, может сформироваться «синдром 4П» — «постоянной проверки правильности пути», когда ориентировщик не анализирует рельеф, а соотносит своё местоположение только с отображаемым треком. Также стоит учитывать недостатки электроники: ограниченное время работы и вероятность ошибок из-за помех спутникового сигнала.

Начинать тренировки навыков планирования и ориентирования лучше всего с уже известных или пройденных маршрутов. Так можно избавиться от страха заблудиться и приобрести или усовершенствовать навыки работы с картой и компасом. Вот что нужно сделать:

  • Нарисовать дома трек предстоящего пути.
  • Рассчитать километраж и время. Распечатать карту, используя картографические сервисы.
  • Пройти маршрут с бумажной картой.

Практику можно получить, участвуя в соревнованиях, в которых есть элементы ориентирования: рогейнах, марш-бросках или мультигонках. На них идеальные условия для отработки навыков планирования кратчайшего маршрута и ориентирования на местности, есть дистанции разного уровня сложности и отдельный зачёт для новичков. Приятный бонус — у вас останется подробная карта местности, по которой можно пройти ещё не раз. Главное — ламинировать её скотчем или носить в гермочехле.

Муравьи ориентируются по запахам, перелётные птицы по солнцу и звёздам, кошки и летучие мыши по магнитным полям, дельфины находят путь по низкочастотным звуковым волнам, навозные жуки — по Млечному Пути.

Если возможности поехать в лес или ближайший парк нет, а соревнования не скоро, попробуйте потренироваться на компьютере или телефоне. Вот сервисы и приложения, которые помогут тренировать память, умение работать с картой и быстро принимать решения:

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования © «Спорт-Марафон»

Этапы планирования туристического маршрута

В основе успешного планирования лежит поэтапный подход. При проработке этапа за этапом формируется понимание всего трека, его особенностей и участков, требующих повышенного внимания. И в этом процессе важен каждый пункт. Пренебрежение хоть одним из них ведёт к появлению пробелов в понимании целей и специфики движения. А это уже может обернуться стрессовыми ситуациями или угрозой для жизни. Поэтому важна проработка даже самого, на первый взгляд, простого маршрута.

Чёткое понимание предстоящего трека часто недооценивается. А зря. Важно точно знать, сколько времени есть в распоряжении и какое расстояние нужно преодолеть. Ошибки в расчётах времени и расстояния воспеты во многих отчётах, например, в виде фразы «внезапно наступила темнота». Естественно, внезапности в этом никакой нет. Темнота наступает в положенное время, температура прогнозируемо снижается, видимость падает, усталость накапливается. Именно так, а не наоборот. Часто виной неправильного расчёта времени является переоценка собственных сил и недопонимание сложностей маршрута. Пройденное расстояние оказывается меньше, чем запланированное, это ведёт к остановке на ночлег в неподготовленном месте.

Изучаем рельеф местности и вычисляем расстояние

После выбора направления изучаем топографическую карту местности, по которой будет проходить маршрут. Важно иметь именно топографическую карту, а не туристическую — она недостаточно детализирована. А на топографических картах есть подробная информация о рельефе, тропах, лесистости, водоёмах и прочих, визуально определяемых на местности ориентирах. Топокарты содержат информацию о расстоянии, которая «зашита» в масштаб, и о перепаде высот. Имея топографическую карту и компас, можно ориентироваться с высокой точностью.

В горных регионах важно обратить внимание на крупные элементы рельефа: хребты, долины, реки, перевалы. При планировании горного маршрута важно учитывать как горизонтальные метры, так и вертикальные. Каждый горизонтальный сантиметр на карте масштаба 1:25 000 — это 250 метров на местности, в масштабе 1:50 000 — 500 метров.

Для определения перепада высот на топографической карте используются горизонтали — замкнутые кривые линии, все точки которых находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. Эти линии дают представление о рельефе. В местах, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим.

Общий принцип передвижения на маршруте — выбор траектории с наименьшим набором и сбросом высоты. Исключения, как правило, делаются для посещения особо интересных мест либо в тренировочных целях.

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Определить расстояние по бумажной карте можно с помощью курвиметра. Этот прибор состоит из зубчатого ролика и счётчика пройденного количества зубцов. Чтобы узнать длину, нужно прокатить роликом по линии на карте. На циферблате или дисплее отобразится длина в сантиметрах. Зная масштаб карты, можно легко вычислить расстояние.

Определяем сложность маршрута

Сначала следует понять, по каким тропам на маршруте вам придётся идти: лёгким, средней сложности или сложным. Они отображаются на картах разными пунктирными линиями. Степень сложности тропы определяется как её покрытием, так и её «читаемостью». Стоит учитывать, что тропы могут как появляться в местах, где они не отмечены на карте, так и отсутствовать там, где они изображены. Бывает, что проще идти азимутом — прямым направлением, чем искать тропу, которая постоянно пропадает.

На этапе планирования также важно определить технически сложные места: броды, крутые подъёмы и спуски, курумники, густой лес, снежники и ледники. Советуем изучить отчёты туристов и фотографии районов, где вы планируете маршрут. При этом не стоит забывать, как сильно может измениться сложность одного и того же участка маршрута в разных погодных условиях. Крупный курумник, засыпанный снегом, так же как и оттаявшая каменная осыпь, может стать серьёзным препятствием на пути и заставить вас развернуться или искать обход.

Оцениваем свои возможности

Важно критически оценивать свои силы и уровень физической подготовки и при расчёте графика движения закладывать не ускорения, а возможные задержки. Это поможет не растратить силы раньше времени и сохранить комфортный темп движения. При этом в групповом походе нужно учитывать опыт и физическую подготовку каждого участника и заранее проинформировать группу о том, где проходит маршрут, сколько времени он займёт и какая будет нагрузка в пути.

Рассчитываем время движения

При расчёте времени принято исходить из средней скорости передвижения: четыре километра в час по равнинной местности, 300 метров в час для подъёма в гору и 500 метров в час для спуска. Следует учитывать физическую подготовку участников и делать поправки на погоду и состояние покрытия. Лёд, снег, грязь, трава, технически сложные участки без троп — все эти факторы замедляют темп движения.

Не забывайте вносить в график время для остановок на отдых и любование видами. В среднем это 5-10-минутные привалы каждый час, или от 10 до 20% от времени в движении. В спортивных походах время на отдых рассчитывается индивидуально.

Рассчитав расстояние, набор высоты и спуск, время на прохождение сложных участков, а также на остановки и возможный форс-мажор, вы получите приблизительное время, на которое можно ориентироваться при планировании маршрута.

Важно

В расчёт времени закладывайте не только внешние факторы или сухие цифры, но и вес рюкзака. Он влияет на скорость движения, поэтому важно максимально облегчить груз, при этом сохранить приемлемый уровень комфорта и безопасности. Как это сделать, читайте в статье «Как облегчить снаряжение, чтобы не уставать от рюкзака».

Отмечаем источники воды

Необходимо заранее обратить особое внимание на места, где можно пополнить запас воды, и постараться найти информацию о качестве этих источников. Практика показывает, что многие отмеченные на картах родники могут быть сезонными. Вода в них есть только в период активного таяния снега — весной и в начале лета. Воду из ненадёжных источников, например запруд, придётся фильтровать, а в колодцах может не оказаться приспособлений для подъёма воды с глубины, и понадобится верёвка и смекалка, чтобы добраться до живительной влаги.

Кроме того, важно определить расстояние между источниками и рассчитать рабочий и запасной объём воды для потребления. Отсутствие своевременной гидратации может существенно снизить темп и увеличить время прохождения маршрута. Не игнорируйте магазины и кафе по дороге, в них можно купить воду.

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников. Источник фото: msrgear.com

Планируем места для ночёвки

Как правило, хорошие варианты ночёвок отмечены на картах. Это ровные большие площадки в местах, где нет камнепада, угрозы схода лавины или подтопления. Учитывайте, что условия могут поменяться, поэтому, независимо от популярности стоянки, на месте ещё раз оцените безопасность площадки.

Также при проработке маршрута стоит обратить внимание на приюты, балаганы и другие рукотворные убежища, в которых можно переночевать или укрыться от непогоды.

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе. Источник фото: reddit.com

Продумываем меры безопасности и план эвакуации

При планировании необходимо продумать запасные варианты обхода сложных мест и пути выхода в цивилизацию. В горах погода меняется очень быстро, поэтому нужно иметь координаты всех возможных укрытий. Это могут быть как специальные туристические приюты или пастушьи домики, так и естественные убежища.

Часто в горах не работает сотовая связь. В таких случаях на помощь приходят спутниковые телефоны или спутниковые трекеры, которые в реальном времени отображают местоположение путешественника. У некоторых моделей трекеров есть функция обмена короткими текстовыми сообщениями.

При прохождении потенциально опасных маршрутов их необходимо регистрировать в МЧС России или в профильных местных службах за границей. При этом нужно понимать, что чем более труднодоступный регион, тем дольше туда будут добираться спасатели. Вертолётов мало, вылеты зависят от погоды, поэтому есть вероятность, что спасателям придётся идти к вам пешком, а на это нужно время. В случае эвакуации пострадавшего обратный путь займёт в несколько раз больше времени.

Также учитывайте, что в случае схода с маршрута понадобятся деньги, чтобы оплатить услуги по перевозке. Их нужно заложить в бюджет похода.

Анализируем опыт и проводим работу над ошибками

Планирование не заканчивается на этапе работы с картой. Чтобы избежать ошибок в будущем, после возвращения из похода нужно проанализировать полученную информацию: совпадают ли реальные данные с запланированными, где потратили больше времени, чем намеревались, какие сложности возникали на маршруте. Ответы на эти вопросы помогут в следующий раз грамотно спланировать путешествие.

Полезные сервисы для планирования маршрутов

На этапе изучения маршрута удобно пользоваться электронными сервисами, которые быстро показывают разные варианты трека, максимальное количество комбинаций и помогают выбрать наиболее удобную. Получившийся вариант трека сохраните и загрузите в часы, навигатор или смартфон. Они будут подстраховывать вас при работе с бумажной картой. Конечно, можно использовать трек как основное средство навигации, но в таком случае обучающий эффект и погружённость в процесс будут значительно ниже.

Сервисы для построения и анализа маршрута

  • Nakarte.me — агрегатор картографических сервисов и, пожалуй, лучший сервис для планирования новых маршрутов. Как о нём говорят сами разработчики, этот сайт создан туристами для туристов. Здесь можно самостоятельно проложить трек по точкам и получить наиболее полную информацию о протяжённости, наборе или сбросе высоты, градиенте уклонов, абсолютных высотах маршрута. Меняя слои карт, можно ознакомиться с топографическими и спортивными картами, а также спутниковыми снимками. Кроме этого, есть множество интересных и полезных слоёв, которые помогают получить более полную информацию при планировании. Вот некоторые из них: перевалы Westra отображают категорийность, высоту, характеристику склонов и дают ссылку на полное описание перевала, слои тепловой карты Strava помогают определить наиболее часто посещаемые тропы, на слое онлайн-энциклопедии Wikimapia можно ознакомиться с интересными местами на маршруте, а при наличии панорам и фото интересующего района ещё и визуализировать характер местности. Кстати, распечатать понравившуюся карту здесь тоже можно. И всё это на одном сайте. Просто магия какая-то!
  • Google Earth — 3D-модель Земли. При планировании есть возможность закинуть на сайт трек, что важно, в формате *kml, а не в привычном *gpx, и визуально оценить характер рельефа. Полезно совместить с анализом топографической карты интересующего района, чтобы визуализировать обозначения горизонталей рельефа.
  • Suunto — приложение для Android и iOS для пользователей часов одноимённого бренда, которое позволяет автоматически просчитать наиболее логичный и короткий путь из заданных «точки А в точку Б», создать трек и экспортировать его сразу в часы для навигации на маршруте. Также Suunto предоставляет пользователю сводную карту своих пройденных треков и имеет отличную от Strava версию тепловой карты посещаемости троп. Удобно использовать для планирования пробежек и хайкинга в пределах одного дня в неизвестном районе.
  • Locus Map — одно из популярных среди многочисленных навигационных приложений. Можно использовать онлайн многие топографические карты, скачивать для использования офлайн, «заливать» трек и отдельные точки. Имеет классический джентльменский набор для верного понимания своего местонахождения и предстоящего пути.

Важно

Точность определения вашего местонахождения зависит от точности прибора. Чем слабее приёмник GPS-сигнала, тем больше будет погрешность в отображении. В узких ущельях, глубоких оврагах, среди густого высокого леса и даже в городе среди домов могут возникать серьёзные помехи сигналу. Возле режимных объектов могут быть установлены «глушилки», которые также создают серьёзные помехи. В пещерах, подземельях и внутри домов GPS-сигнал, как правило, не ловится.

Перед тем, как скачать приложение или найти карту в сети, прочитайте статью «Лучшие мобильные карты для туристов». В ней мы рассказываем о самых полезных сервисах, которые помогут запланировать маршрут.

Сервисы прогноза погоды

При прохождении маршрута многое будет зависеть от погоды. Поэтому необходимо заранее изучить прогноз погоды. Вот некоторые тематические ресурсы:

  • mountain-forecast.com — его особенность в указании погодных условий в одном районе, но на разных высотах. Это удобно при прохождении маршрута с большими перепадами высот. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайшие 5 дней и на ближайшие 12 дней в формате «утро — день — ночь».
  • weather-forecast.com — аналогичный сервис, не ограничивающийся горными массивами, потому имеет более полную географию прогнозирования погоды. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайшие 6 дней и на ближайшие 12 дней в формате «утро — день — ночь».
  • snow-forecast.com — удобный сервис прогноза вероятности выпадения снега и его количества, особенно актуальный для посетителей горнолыжных курортов и альпинистов. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайший день и на ближайшие 6 дней в формате «утро — день — ночь».
  • windy.com имеет широкий функционал по анализу облачности, направления ветра, температур воздуха и воды в морях. Сервис позволяет также просматривать местные веб-камеры. Доступен в режиме детализации прогноза каждый час на ближайшие 10 дней.
  • rp5.ru — один из точных отечественных сервисов, отображающий данные по температуре, облачности, скорости ветра. Доступен в режиме детализации прогноза 4 раза в сутки на ближайшие 6 дней.

Непосредственно на маршруте прогнозировать погоду можно по устройствам со встроенным барометром. Принцип анализа данных прост: если давление повышается — стоит ожидать ясную погоду, снижается — пасмурную. Важно помнить, что на правильность показаний может повлиять резкое изменение высоты относительно уровня моря.

Соблюдение этапов планирования поможет не упустить основные моменты, а индивидуальные особенности маршрутов сделают подготовку каждого трека делом творческим и захватывающим. Ведь путешествия начинаются с первого взгляда на карту!

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права.
Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного
согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями
в социальных сетях


Мне нравится

Товары по теме

  • Перейти в каталог «Навигаторы»
  • Перейти в каталог «Компасы и курвиметры»
  • Перейти в каталог «Спортивные часы»
  • Перейти в каталог «Туристические рюкзаки»
  • Перейти в каталог «Туристические спальные мешки»
  • Перейти в каталог «Треккинговые ботинки»

Статьи по теме

UPD 20.10.2019

Про карты для туризма. О картах Генштаба и ОSM есть отдельные статьи.

Все мы видели как это работает в Яндекс и Гугл картах. Но для туризма они не подходят.

Удобней всего пользоваться автопрокладкой маршрута в приложении Locus Map на Android. Если у вас есть доступ к интеренту, то по умолчанию Locus будет брать данные для маршрутизации с сайта https://www.graphhopper.com/,  а чтобы всё работало без интерента надо настроить марутизацию с Brouter. Подробнее инструкция тут.

Из программ за компьютером можно попробовать  SAS Planet, но там это криво сделано. Есть прокладка только для автомобиля и велосипеда, и работает как-то запредельно странно.

Также полезно прочитать о том что такое векторные карты и чем они отличаются от растровых у Евгения.

Для просмотра за компьютером используйте SAS Planet или сайты Маршруты.ru, nakarte.me.

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

маршрут для похода

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка “нитки” маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)

разработка-маршрута

  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

кольцевой-маршрут

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

комбинированный-маршрут

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие  при составлении маршрута. Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • Посещение по пути примечательных мест (музеи, церкви, горы, перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности – является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в МКК (Маршрутно-квалификационная комиссия) и хочет получить звание либо значок. Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время, поэтому опускаем данный пункт.

Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.

Разработка “нитки”маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является “ниткой”. Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать  интересные объекты посещения (если это требуется).

разработать маршрут

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка – вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день – элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута – запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим “избытком”.

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной  день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге.  Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков,  интересные для посещения объекты.

Выбор ночевки

Для ночевок желательны зоны леса (если не таскаете с собой газ или примус). Открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться вблизи водоемов или источников воды. Желательно наличие дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти конечно очень трудно), без отклонения от маршрута. Но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка  должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска – это предварительная доставка продуктов, снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом: автомобилем, конно, вертолетом (если местность сложная и других путей подхода нет). Это достаточно дорогое удовольствие.

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно,  разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Похожие записи:

Курбанов Рустам Алымджанович

МБОУ ДОД СДЮСШОР

«Югория» имени Пилояна А.А.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТА

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Значение топографии и ориентирования для туристов.
  2. Подготовка картографического материала района похода: карты, планы, схемы, кроки.                            
  3. Условные основные обозначения, рельеф.      
  4. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных ориентиров.
  5. Список литературы.

1. Значение топографии и ориентирования для туристов.

Туризм – спорт для всех: он является неотъемлемой частью физической культуры. Туристские походы укрепляют здоровье, тренируют, закаливают организм, обогащают знаниями, позволяют познать многие явления природы.

        Выбор маршрута – наиболее ответственный этап подготовки к походу. Просмотр литературы, в которой  рассказывается о географических особенностях района и его истории; работа с картами, схемами, где отмечаются места, удобные для устройства привалов, лесные массивы, где нужно идти по компасу, естественные различные препятствия – овраги, болота, чащи, опасные участки и тому подобное. Маршрут разрабатывают все участники похода. Если же маршрут разрабатывают руководитель и топограф группы, то они сообщают остальным участникам подробные сведения о предстоящем путешествии.

Во время похода ведется постоянная работа с картой по ее дополнению и уточнению. Умение ориентироваться на незнакомой местности позволяет туристу точно идти по намеченному маршруту. Составляя письменный отчет о туристском походе, группа обязательно указывает ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПОХОДА: дается описание и порядок движения на маршруте; приметы и ориентиры; описание перевалов, бродов, порожистых мест и порядок их прохождения; рекомендуемые меры безопасности; наличие питьевой воды; удобных площадок для разбивки биваков. Сложные участки маршрута описываются подробно, в виде схем, включаются советы другим группам по разработке наиболее целесообразной нитки маршрута.

 КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ включает обзорную карту района, маршрутную топографическую ленту движения  (вычерченную в масштабе –                     1:100 000), на основании корректировки и дополнения.

         Поэтому каждый турист должен знать топографию, уметь читать карту, уверенно ориентироваться на местности. Если этими знаниями не обладать, можно неправильно оценить маршрут, потерять много времени, а иногда даже заблудиться и сорвать само путешествие.

Турист, собирающийся в поход, должен хорошо изучить топографические знаки и запомнить все условные изображения на карте. Только тогда он сможет ее »читать», т.е. абстрагируясь от изображения на карте. Мысленно представить себе дороги, просеки, реки, рельеф, растительность и т.д.

        Пренебрежение к изучению условных знаков часто ставит группы путешественников в тупик, заставляя шагать лишние километры, а иногда может привести и к сложным ситуациям. Ведь для каждого ландшафта важны свои специфические, свойственные только данной местности условные знаки.

             Знание топографии, умение »читать» карту, уверенно ориентироваться, обязательны для туриста и являются  одним из важнейших разделов в его теоретической и практической подготовке.

2. Подготовка картографического материала района похода: карты, планы, схемы, кроки.

        Выделение в составе туристского района конкретного подрайона, в границах которого будет проложен маршрут, производится на основе картографического материала и »Перечня классифицированных туристских маршрутов».

        ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это уменьшенное изображение земной поверхности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе.

Подробная, достаточно точная карта района, масштаба 1: 500 000 удобна для общего планирования маршрута и выработки общего тактического плана: приблизительной оценки его протяженности, предварительной разбивки на дневные переходы, определения мест забросок (продуктов питания, топлива и т.д.), ночевок, дневок, оценки продолжительности похода, наиболее удобных запасных вариантов маршрута, отдельных его участков, а также всех вероятных путей эвакуации группы с маршрута в случае стихийного бедствия, заболевания или травмы участника.

        Для детальной обработки маршрута необходим более подробный картографический материал.

Таковым являются туристские КАРТОСХЕМЫ – выполненные в масштабе              1: 100 000 или 1: 200 000, а также еще более крупномасштабные схемы, так называемые КРОКИ, перевальных участков, порогов и других естественных препятствий и участков сложного ориентирования. Кроки обычно выполняются

в масштабе 1: 50 000 и даже 1: 25 000.  

        Обзорную карту района можно выполнить самостоятельно с использованием в качестве основы физико-географической карты  масштаба 1: 2 500 000.

        Точность, объективность, информативность карты, выполненной по стандартным требованиям, обусловливает техническое совершенство маршрута туристского похода, служит залогом итогового успеха группы. К сожалению, в настоящее время имеющиеся картографические материалы, используемые в походах туристскими группами, далеко не в полной мере могут удовлетворить требования, предъявляемые к качеству, точности, информативности и объективности современной карты.

             В процессе подготовки обзорной карты района масштаба 1: 500 000 рекомендуется использовать два способа:

  1. перерисовку карты с одновременным увеличением основы;
  2. фотоувеличение карты-основы.

           Пересъемку следует выполнять специальным репродуктивным фотоаппаратом на контрастный негатив.

Если переснимаемый участок карты не помещается на один негатив, можно сделать несколько кадров, но обязательно с одной установкой фотоаппарата. В результате фоторабот получаем единую топооснову на матовой фотобумаге. Чтобы избежать деформации карты в дальнейшей работе, ее необходимо сразу наклеить (лучше резиновым клеем) на картон.

        На топооснове целесообразно »поднять фломастерами основные элементы гидрографии (реки, озера, ручьи), что сделает ее более наглядной.

При перерисовке (калькировании) используют простые твердые карандаши, а затем выполняется обводка тушью и нанесение географических названий необходимого размера.

        Туристские картосхемы масштаба 1: 100 000 (для высокогорных и сложных среднегорных районов) или масштаба 1: 200 000 для других, менее сложных районов, а также кроки перевальных и других сложных участков более крупного масштаба обычно переходят от группы к группе либо прямой передачей, либо копированием (пересъемкой) материала, содержащегося в отчетах предшественников.

3. Условные основные обозначения, рельеф.

        УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

Чтобы »читать» карту необходимо знать топографические знаки. Условными топографическими знаками изображаются на картах местные предметы, рельеф. Различают три вида условных знаков:

        1. Масштабные – изображающие местные предметы, которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты: населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки и т.д.

Контуры (внешние границы) таких местных предметов показываются на карте сплошными линиями (озера, широкие реки, кварталы населенных пунктов) или точками (контуры леса, луга, болота) в точном соответствии с действительными очертаниями на местности. Площадь внутри контура на карте покрывается краской соответствующего цвета или заполняется условными дополнительными  знаками.

        2. Внемасштабные знаки – изображаемые местные предметы, которые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение: колодцы в пустыне, зимовки в тайге, предметы, имеющие значения ориентиров, как-то: радиомачты, фабричные трубы, различного рода башни и т.д. Изображения этих местных предметов на карте делаются увеличенными, поэтому по ним нельзя судить об их действительных размерах. Если основой изображения такого условного знака является квадрат, прямоугольник или окружность, то положению предмета на местности будет соответствовать точка в центре их. Положение других условных знаков определяется вершиной прямого угла в нижней части условного знака или серединой основания у знаков, имеющих форму изображаемого местного предмета.

Например: метеостанция, флюгер, памятник и т.д.

        С уменьшением масштаба карты некоторые масштабные условные знаки могут превращаться во внемасштабные. Например, на картах мелкого масштаба населенные пункты изображаются уже внемасштабным условным знаком – кружком.

        На картах имеются условные знаки дорог, троп, ручьев, электролиний и других местных предметов, у которых в масштабе выражается только длина. Такие условные знаки занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными и называются линейными. Их точное положение на карте определяется продольной осью.

        3.  Пояснительные знаки – к которым  относятся все цифры, собственные наименования объектов и подписи, дающие дополнительную характеристику местным предметам. Например, если в контуре леса имеется изображение лиственного дерева, то это показывает, что лес лиственный, или цифрами отмечается высота вершин, перевалов.

        РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ:

совокупность неровностей земной поверхности. По характеру рельефа местность делится на равнинную,холмистую и горную. Типовыми формами рельефа являются:

Г о р а (холм, курган) – куполообразная возвышенность, склоны которой понижаются  во всех направлениях.

К о т л о в и н а – замкнутая бессточная впадина.

Х р е б е т – вытянутая в каком-либо направлении возвышенность. Линия, разделяющая склоны хребта и проходящая по его наивысшим точкам, называется  в о д о р а з д е л о м.

Л о щ и н а – вытянутое в одном направлении углубление местности. Линия, проходящая по дну и соединяющая наиболее низкие точки лощины, называется водосливом, или тальвегом.

С е д л о в и н а – пониженная часть хребта, от которой местность в двух противоположных направлениях повышается и в двух, перпендикулярных им, — понижается. Наиболее низкие седловины в горах, доступные для перехода через хребет или горный массив, называются п е р е в а л а м и.

        Существует несколько способов изображения рельефа на картах.

1. Способ горизонталей. Применяется на топографических картах масштаба             1: 1 000 000 и крупнее. Сущность состоит в том, что все неровности местности изображаются замкнутыми кривыми линиями – горизонталями, соединяющие одинаковые по высоте точки местности.

2. Способы отмывки и гипсометрический применяются вместе с горизонталями на картах более мелких масштабов для лучшей читаемости и большей наглядности изображения рельефа местности.

        В основу способа отмывки положен принцип сгущения теней по мере увеличения крутизны склона.

Оттенение склонов производится серой или коричневой краской. Горизонтальные поверхности остаются белыми.

        Сущность гипсометрического способа заключается в окраске высотных слоев: выше 200 м. – коричневой краской (по принципу »чем выше, тем темнее»), а ниже 200 м. – зеленой краской (»чем ниже, тем темнее»). Способ применяется на картах масштаба 1: 1 500 000 и мельче.

4.Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных ориентиров.

        ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ – значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов  и форм рельефа. Ориентирование при передвижении на незнакомой местности состоит в определении расстояний, направления движения и выдерживании этого направления до выхода к ориентиру. Ориентироваться можно без карты и по карте.        Ориентирование на местности начинается с определения сторон горизонта, которые могут быть найдены по компасу, небесным светилам, местным предметам и различным признакам.

        Пользование КОМПАСОМ общеизвестно. Из многочисленных систем компасов в туристской практике наиболее распространен компас Адрианова. Помимо общих для каждого компаса деталей, он имеет вращающуюся крышку с приспособлением для визирования, для измерения и откладывания углов (азимутов). Магнитная стрелка, указатели для отсчетов, а также деления на шкале, соответствующие 0, 90, 180 и 270, для удобства использования в темноте сделаны светящимися. Наименьшее деление лимба (градусного кольца) равно 3°. При определении сторон горизонта, измерении и откладывании азимутов компас необходимо ориентировать, т.е., отпустив тормоз, совместить северный конец стрелки с нулем лимба. Тогда стороны горизонта будут располагаться в направлении соответствующих начальных букв, обозначенных на лимбе.

        При определении по компасу сторон горизонта следует иметь в виду, что в большинстве случаев направление, указываемое магнитной стрелкой (магнитный меридиан), отклоняется от направления истинного (географического) меридиана на некоторый угол, называемый м а г н и т н ы м  с к л о н е н и е м. Поэтому при ориентировании карты или определении по ней азимута вводят поправку на магнитное склонение, если его величина больше 3°

        На территории России магнитное склонение колеблется от +25° (побережье Карского моря) до –17° (Якутия). Магнитное склонение не остается постоянным и изменяется с течением времени. Максимальные изменения наблюдаются на Кольском полуострове и у устья реки Лены.

        Пользоваться компасом не везде возможно. Например, в районах магнитных аномалий, во время грозы, в горах, вблизи линий электропередач и электрифицированных железных дорог показания компаса искажаются и ориентироваться на местности приходится другими способами.

             В случае невозможности пользоваться компасом или его утери направление сторон горизонта может быть определено по НЕБЕСНЫМ СВЕТИЛАМ.

  Днем можно ориентироваться по часам и солнцу. Для этого часовую стрелку направляют в сторону солнца; при таком положении часов прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате, укажет примерное направление на юг. Этот способ ориентирования дает сравнительно правильные в северных и отчасти в средних широтах, особенно зимой, менее точно – весной и осенью, летом же ошибка в ориентировании может достигать 20 – 25°. В южных широтах точность ориентирования еще меньше, и пользоваться этим способом там не рекомендуется.

        В ночное время ориентируются по Полярной звезде или луне. Через две крайние звезды »ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, располагающаяся на севере.

Точность ориентирования 1 – 2°. При слабой облачности, когда Полярная звезда  не видна, но хорошо различима луна, стороны горизонта определяются по ней и часам, но точность определения будет меньше.

При полнолунии стороны горизонта можно определять так же, как по солнцу и часам, причем луна принимается за солнце. При других фазах луны необходимо ввести поправку в отсчет времени по часам.

        Если луна убывает, то к показанию времени на часах прибавляют такое количество часов, сколько шестых долей радиуса составляет освещенная часть диска. Например, если освещенная часть диска составляет 3/6 радиуса луны, поправка – 3 часа, т.е., к основному времени прибавляют три часа. Если луна прибывает, то из показания времени это число вычитается.

Приближенно стороны горизонта можно определять по МЕСТНЫМ ПРЕДМЕТАМ И РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ, большинство из которых связано с расположением данного предмета относительно солнца.

        Различная степень освещенности солнцем южной и северной сторон деревьев позволяет судить о направлении север – юг. Кора отдельно стоящих деревьев бывает грубее и обычно покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее и содержит меньше трещин и темных пятен с юга.

        Ягоды и фрукты при созревании раньше окрашиваются с южной стороны.

Весной снег быстрее таит на северных склонах оврагов и с южной стороны деревьев и скатов крыш.

        Существуют и другие признаки (например, муравейники и гнезда стенных пчел расположены с южной стороны деревьев или камня). Однако все эти способы дают возможность лишь приблизительно судить о сторонах горизонта, и при пользовании ими не следует ограничиваться лишь одним из них, а взаимно проверять.

        Для ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ требуется прежде ориентировать карту, т.е., придать ей такое положение, чтобы ее верхний обрез был обращен к северу, а остальные – соответственно странам света, и затем определить по карте точку своего стояния.

        Ориентирование карты может быть осуществлено по компасу, по линиям местности и по двум ориентирам.

        По  к о м п а с у – необходимо положить компас нулевым диаметром (0 – 180°) на боковую рамку карты или на линию меридиана и повернуть карту так, чтобы магнитная стрелка компаса установилась на отсчете, соответствующем величине и направлению магнитного склонения.

           По  д в у м   о р и е н т и р а м  карту ориентируют следующим образом. Находясь на местности у одного ориентира, с которого виден другой, и отыскав на карте первый ориентир, поворачивают ее так, чтобы направление на второй ориентир на карте совпало с направлением на него на местности.

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТЕ ТОЧКИ СВОЕГО СТОЯНИЯ требует особого тщательного ориентирования карты, в противном случае ошибка определения точки стояния будет значительной.

Определяют точку своего стояния следующими способами:

        1. По ближайшим местным предметам на глаз. Ориентируют карту и, опознав на ней и на местности 1-2 предмета, на глаз определяют расстояние до них и помечают точку своего стояния на карте.    

         2. Промером расстояния. При движении по дороге (вдоль линии связи или электропередачи и     других ориентиров, имеющих линейное начертание) следует промерить расстояние от опознаваемого на местности и изображенного на карте предмета, а затем отложить его по масштабу. Это и будет точка стояния.

      3. Обратной засечкой. Сориентировав карту с учетом магнитного склонения, последовательно визируют и прочерчивают направления от нескольких ориентиров. Точка пересечения этих линий и будет точка стояния.

             Если туристский маршрут проходит по незнакомой местности, вне дорог, или если возможность ориентирования по местным предметам исключена (например, густой лес, в камышах, ночью, в тумане или при преодолении большого водоема), движение осуществляется по АЗИМУТУ. Сущность этого движения состоит в определении на местности нужного направления по заданному магнитному азимуту и выдерживании его до выхода к намеченному пункту.

5. Список литературы.

1. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 192 с.

2. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. — М.: ЦДЮТиК, 2001. – 72 с.

3. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.

4. Константинов Ю.С., Куликов В.Т. Детско-юношеский туризм: педагогика школьного туризма. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006 – 208 с.

5. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 72 с.

6.  Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Метод. пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 328 с.

7. Лукашев Ю.В., Ченцов В.А. Программы для дополнительного образования детей. Спортивное ориентирование. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. – 67 с.

8. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 72 с.

9. Панов С.Н., Говоров В.В. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий. 2-е изд., испр. и доп. – М. ТССР., 2008. – 175 с.

10. Панов С.Н. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов. – М. ТССР., 2008. – 153 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти неизвестный файл
  • Блаблакар найти поездку как груз
  • Как исправить ошибку error 70 при установке gapps через twrp
  • Как найти клетку для хомяка
  • Как правильно составить программу на концерт