Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Знакомство
с
транскрипцией -
2 слайд
ЗВУКИ
мы слышим и произносим.БУКВЫ
мы пишем и читаем. -
3 слайд
— гласный звук
— твёрдый согласный звук
— мягкий согласный звук -
4 слайд
Ь и Ъ –
звуков не обозначают -
-
6 слайд
Буквы Е, Ё, Ю,Я – «волшебные».
Могут обозначать два звука,
если:
стоят в начале слова
стоят после Ь и Ъ
стоят после гласной буквыЕ – [ й’э ] Ё – [ й’о ]
Я – [ й’а ] Ю – [ й’у ]
В остальных случаях Е, Ё, Ю, Я
обозначают 1 звук. -
7 слайд
Е, Ё, Ю, Я – это буквы.
Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает.
НЕ ПУТАЕМ: -
-
-
-
-
12 слайд
[ ] –
знак транскрипции -
-
-
-
16 слайд
ВЫВОД:
Звуковой состав слова можно изобразить при помощи звуковой
схемы или при помощи транскрипции.Звуки в транскрипции записывают
отдельно друг от друга.Мягкий согласный обозначается ’.
Звуко-буквенный анализ слова
В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.
Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».
Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.
Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:
- ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
- или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.
Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.
Правила фонетического разбора слова
Гласные звуки
В алфавите русского языка 10 гласных букв:
А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука
Но гласных звуков только 6:
[а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.
Йотированные гласные — это гласные, которые обозначают 2 звука, один из которых Й.
Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.
Но!
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука, только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
- После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
- Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
- Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
- Непроизносимая согласная не пишется;
- Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
- Звуки [о], [э] только под ударением.
В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.
Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.
Что такое транскрипция в русском языке?
Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.
Например:
корона [карона]
снег [сн’эк]
ель [й’эл’]
вьюга [в’й’уга]
ежи [й’ижы]
ружьё [ружй’о]
серёжка [с’ир’ошка]
сказка [скаска]
Примеры звуко-буквенного разбора
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный;
г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь [-]
Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
Ящик [й’ащ’ик] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
щ [щ’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[и] – гласный, безударный;
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный.
Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[э] – гласный, ударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Ёжик [й’о́жык] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный;
ж [ж] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Обед [аб’эт] — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о [а] – гласный, безударный;
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо [кал’цо] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о [а] – гласный, безударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный.
Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный.
Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Июнь [ий’ун’] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и [и] – гласный, безударный;
ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[у] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Маяк [май’ак] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о [о] – гласный, ударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, ударный;
т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь [-]
Россия — [рас’ий’а] — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, ударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, безударный.
Мяч [м’ач’] – 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
м [м’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий.
Пень [п’эн’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
п [п’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
о [э] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.
Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.
Карточки по русскому языку
В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и внимания.
Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.
Скачать игру
Смотрите также:
Разбор слова по составу
Лента букв и звуков
Предлагаю также вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку© за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Цветовая схема слова
Число букв и звуков в словах
Практические упражнения
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
- гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
- обязательно ставится ударение;
- звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
- мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
- Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
- Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».
Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.
Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Гласные буквы
В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».
Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.
Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:
- когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
- когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
- когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].
Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.
Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].
Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].
Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].
Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.
Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).
Согласные буквы
В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.
Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:
- [б] — [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
- [в] — [ф]: [в]ода – [ф]анера;
- [г] — [к]: [г]олос – [к]орова;
- [д] — [т]: [д’]ятел – [т]уча;
- [ж] — [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
- [з] — [с]: [з’]има – о[с’]ень.
Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:
- [б] — [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
- [в] — [в’]: [в]ата – [в’]илка;
- [г] — [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
- [д] — [д’]: [д]ож[д’];
- [з] — [з’]: [з]олото – [з’]евать;
- [к] — [к’]: [к]уст – [к’]исть;
- [л] — [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
- [м] — [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
- [н] — [н’]: [н]ос – [н’]юх;
- [п] — [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
- [р] — [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
- [с] — [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
- [т] — [т’]: [т]апок – [т’]ень;
- [ф] — [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
- [х] — [х’]: [х]оккей – [х’]ек.
Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.
Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:
- [й’] – [й’]од;
- [л] – [л]ама;
- [л’] – [л’]ейка;
- [м] – [м]орковка;
- [м’] – [м’]юсли;
- [н] – [н]осорог;
- [н’]– [н’]етопырь;
- [р] – [р]омашка;
- [р’] – [р’]ебенок.
Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга».
А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:
- [х] – [х]орек;
- [х‘] – [х‘]ирург;
- [ц] – [ц]апля;
- [ч’] – [ч’]еловек;
- [щ’] – [щ’]етина.
Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?».
Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:
- [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
- [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
- [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.
Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.
Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:
- [й’] – [й’]огурт;
- [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
- [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.
Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].
Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.
План фонетического разбора
- Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
- Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
- Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
- Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
- Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
- Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
- Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.
В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – [ ]. В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.
Специальные знаки транскрипции
Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:
- [ ‘ ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О’сень);
- [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ’мный);
- [’] – знак смягчения согласного звука;
- [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
- [j’] – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
- [иэ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘иэсна]);
- [ыэ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шыэптат ‘];
- [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
- [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
- [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
- [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).
Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].
Правила транскрипции
Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:
- озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
- оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
- оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
- смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
- смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
- нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
- сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
- сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
- суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
- окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
- в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).
А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.
Примеры фонетической транскрипции слов
- отъезд
- отъ-е’зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
- [атй’э’ст]
- о — [а] – гласный, безударный
т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
ъ – [–]
е — [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] — гласный, ударный
з — [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
д — [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный) - 6 букв, 6 звуков
- Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й’] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.
Еще один пример:
- грамматика
- грам-ма’-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
- [грам:ат’ика]
- г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, безударный
мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, ударный
т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, безударный
к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, безударный - 10 букв, 9 звуков
- Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]
И последний:
- становились
- ста-но-ви’-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
- [станав’и’л’ис’]
- с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
а – [а] – гласный,безударный
н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
о – [а] – гласный, безударный
в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, ударный
л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, безударный
с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
ь – [–] - 11 букв, 10 звуков
- Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.
Вместо послесловия
Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.
Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю для отработки навыка чтения английской транскрипции учащимися.
Уважаемые коллеги!Путем проб и ошибок пришла к созданию так называемого тренажера для отработки навыка чтения сочетающихся транскрипционных знаков учащимися.Тренажер работает!Читать надо начинать пост…
Английские слова для начинающих с переводом на русский язык c транскрипцией
Самые первые слова, которые необходимо знать в самом начале пути изучения английского языка…….
Английский алфавит и транскрипция (в помощь родителям и ученикам)
Приводится таблица с английским алфавитом и транскрипционными значками, а также приблизительным звучанием в русском языке (учебник английского языка под редакцией Н. Бонк), которая поможет учащимся и …
Напиши большую и маленькую буквы рядом с транскрипцией
Напиши большую и маленькую буквы рядом с транскрипцией…
Чтение транскрипции (диалоги, рассказы) — 1 класс
Прочитай и составь свой диалог, рассказ….
Чтение транскрипции (звуки, слова в транскрипции) — 1 класс
1 класс — начало обучения…
Соотнесение транскрипции и графического образа буквы.
Данная работа преставляет из себя тест для проверки уровня усвоения материала изученного на уроках 1-5 по УМК «Happy English. ru» К. И. Кауфман…