Как составить транспортный маршрут


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В логистике разработка маршрутов перевозки грузов является одним из важнейших задач, так как правильное составление маршрута способствует быстрой доставки с минимальным риском повреждения груза. В этой задаче ключевую роль выполняет транспорт, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт участвует в процессе воспроизводства материальных благ.

Актуальность темы объясняется множеством факторов, влияющих на скорость и качество перевозки.

Разработка маршрута перевозки груза – это сложный процесс, в ходе которого необходимо принимать во внимание такие параметры:

-пути движения транспорта должны проходить по направлениям общих грузовых потоков;

-повторные и встречные перевозки должны быть сведены к минимуму;

-каждая следующая перевозка в идеале происходит без предварительной подготовки транспорта.

-маршрут прокладывается исходя из наименьшего расстояния, выбирают наименее загруженные дороги, имеющие твердое покрытие;

-подвижный состав должен двигаться со скоростью, которая не подвергает безопасность движения угрозе, но при этом находится на максимальном уровне;

-стоимость грузоперевозок должна быть наименьшей, а производительность – наибольшей.

Выделяют следующие виды маршрутов перевозки грузов: кольцевые; маятниковые; развозочные; сборные; развозочно-сборные. Критерии, которые используются для определения эффективности, зависят от разновидности. Так, эффективность маршрутов маятникового и кольцевого типа определяется по величине пробега. Чем он больше, тем экономичнее проводятся грузоперевозки. Поэтому расчет маршрута перевозок грузов идет с учетом данных показателей.

Маятниковый маршрут представляет собой такое движение, при которой автомобили передвигаются между двумя пунктами несколько раз в прямом и обратном направлениях. При этом пробег обратно может быть груженым, не груженым или груженым не полностью.

При кольцевом маршруте транспорт передвигается по замкнутому пути, который соединяет несколько погрузочных и разгрузочных пунктов. Кольцевые маршруты бывают двух типов:

за один оборот автомобиль проезжает по маршруту несколько раз;

за один оборот автомобиль преодолевает маршрут лишь однажды.

В последнем случае маршрут может быть сборным, развозочным или смешанным. Для определения эффективности в этом случае используется коэффициент на наиболее загруженном участке пути.

В логистике выделяют четыре вида транспорта. Грузоперевозки водным видом транспорта Транспортные услуги в сфере морских и речных грузоперевозок – это наиболее экологически чистый вариант доставки грузов. Такой вид грузовых перевозок является приоритетным при обмене сырьём и товарами на международном уровне. Внутри страны развитию водной транспортировки грузов способствует природное богатство большими реками и каналами.

Важно отметить, что этот вид транспортных перевозок является наиболее сложным в организации. В этом случае необходимо четкое выполнение определенных требований, как от клиента, так и от транспортной компании. Этот вид транспортных услуг требует немалого количества энергетических и трудозатрат. Кроме того, он является самым медленным из всех возможных вариантов доставки грузов. Но основной компенсацией такого рода сложностей является обширность географии перевозок и очень низкая их стоимость. Такие преимущества могли бы сделать водный вид перевозки грузов приоритетным среди отправителей, но, к сожалению, он возможен только для регионов с хорошо развитой морской и речной промышленностью, коих в стране немного.

Перевозка грузов воздушным видом транспорта У грузоотправителей часто возникают ситуации, когда необходимо выполнить доставку за предельно короткий срок на дальние расстояния. В этом случае незаменим авиатранспорт: самолеты, вертолёты. Данный вид грузоперевозки является самым дорогостоящим, но если сроки, как говорится, «поджимают», то лучше воспользоваться им. Минусом такого варианта транспортных услуг являются ограничения по типу и габаритам груза, которые строго прописаны в правилах авиационных перевозок.

Доставка грузов железнодорожным видом транспорта Неоспоримым преимуществом данного вида транспортных перевозок грузов является возможность доставки крупногабаритных, негабаритных, массовых и особорежимных грузов. Состав поезда может включать любое количество контейнеров, цистерн, вагонов. Этот вид грузоперевозок доступен в любое время года.

К минусам железнодорожных транспортных услуг относятся: требование знания огромной базы нормативной документации и некоторая ограниченность пунктов назначения, которая обусловлена наличием железнодорожных путей и станции в конкретном городе, поселке и т.п.

Автотранспортные услуги В автоперевозках к «плюсам» следует отнести возможность перемещения вещей и предметов практически в любую точку страны, поскольку имеется некоторая гибкость при составлении маршрута. При этом погрузка может быть выполнена в любом месте, указанном отправителем. Ещё одним достоинством является возможность постоянного контроля груза, например, его может сопровождать представитель заказчика. Именно вид грузовых перевозок автотранспортом наиболее оптимально сочетает стоимость и сроки выполнения заказа.

Отрицательные стороны заключаются в ряде сложностей: ограничение по размерам груза, невозможность выполнения перевозки в условиях бездорожья, сезонная зависимость (осенью и весной состояние дорожного полотна в ряде регионов ограничивает географию автомобильных маршрутов).

Логистическое предприятие должно обеспечивать соблюдение правил, предусмотренных нормативами техники безопасности, на всех этапах пути. Погрузочно-разгрузочная организация отвечает за соответствие рабочего процесса правилам, требованиям и нормам техники безопасности и охраны труда при выполнении погрузки и выгрузки. В свою очередь, водители, такелажники, грузчики и другие сотрудники, которые связаны с погрузкой, выгрузкой, подготовкой и перевозкой груза должны все этапы работы осуществлять строго по инструкции.

Перевозка грузов должна осуществляться в определённой оснастке, которую разрешается использовать для данной транспортируемой продукции. В кузове автомобиля, который осуществляет грузоперевозки, разрешается проезд только лицам, которые сопровождают грузы и только в том случае, если предусмотрено место для сидения, расположенное ниже уровня борта. В холодное время года в открытых кузовах запрещается перевозить сопровождающих и грузчиков. Также при транспортировке опасных горючих, пылящих, горячих и длинномерных грузов нахождение людей в кузове недопустимо.

Груз необходимо закреплять и размещать так, чтобы он не мешал водителю, не закрывал номерные знаки, сигнальные и световые приборы. Он не должен нарушать устойчивость автотранспорта, создавать шум, пылить и загрязнять окружающую среду.

Длинномерные грузы разрешается транспортировать на транспортных средствах, оснащённых прицепом-роспуском, к которому они надёжно прикрепляются. Открытые кузовы, оборудованные уплотнениями и пологами, разрешается использовать для пылящихся грузов. Водитель и грузчики, которые работают с пылящим грузом, должны пользоваться респираторами и пыленепроницаемыми очками, при транспортировке ядовитых веществ обязаны иметь противогазы.

В логистике очень важно учитывать риски, которые могут быть проявлены в ходе выполнения работы, далее приведены наиболее частые способы снизить риски на минимум: Современные технические решения располагают рядом технических средств и приемов, которые помогают обеспечить безопасность и качество перевозки грузов и свести риски к минимуму. Одним из самых популярных является использование систем GPS, ГЛОНАСС и электронных регистраторов событий, позволяющих контролировать транспорт с перевозимым грузом или товаром в реальном времени. Такие системы фиксируют всю историю перемещения транспортного средства – километраж, маршрут, остановки, время работы, а также выдают отчеты о состоянии транспорта (скорость, зажигание, связь), расходовании ГСМ, регистрируют происходящие события по геозонам и по IPO. Электронные регистраторы позволяют записать кадры вскрытия контейнеров и проникновения в фургон, что впоследствии может стать основанием для возбуждения судебного разбирательства. Другие способы, так же называемые «Недорогими» являются опломбирование. Пломбы должны иметь специальную маркировку навешиваться на дверях, фургонах, секциях автомобиля, на контейнерах, цистернах или у грузового места. Факт пломбирования обязательно указывается в транспортной накладной.

Среди новшеств на российском рынке грузоперевозок – сюрвейерские услуги, которые сегодня становятся все более востребованными. Сюрвейеры – независимые инспекторы, контролирующие перевозку груза, сохранение его количественных и качественных характеристик на всем пути следования. Сюрвейер следит за всеми этапами, начиная от погрузки и заканчивая разгрузочными работами. Это очень серьезно дисциплинирует и водителей, и грузчиков, а также исключает возникновение спорных вопросов между отправителями грузов и их получателями.

Но следует помнить, что вышеперечисленные средства не могут гарантировать полной безопасности груза, они только фиксируют доказательства. А потому обязательно следует позаботиться о страховке груза, ведь только в этом случае можно будет полностью или частично возместить понесенные потери.

Таким образом, было анализированы все тонкости в разработке маршрутов и их методов. Планировать путь поставки нужно с учетом погодных условий. Важно учесть, где будет проходить маршрут, что бы исключить попадание в болотные местности и водоемы, случайные возможные аварии в ходе неровной дороги или непригодности транспорта к условиям погоды. А так же обеспечить клиенту гарантию в качестве транспортировке. Рекомендуется при расчете рейса использовать современные технологии, карты с последними изменениями и отметками.

Список литературы:

1. Носов А. Л. Логистика: Учебное пособие/. Носов А. Л. Издательство «Магистр», т-1, 2018 – 184 с.

2. Стапран Д. А. Аутсорсинг в логистике. Как максимизировать выгоду и оптимизировать затраты. Монография/ Стапран Д. А. Издательство Вузовский учебник, т-1, 2017 – 114 с.

3. Логистика. Интегрированная цепь поставок/ Бауэрсокс Доналд Дж. – 2е изд., Издательство «Олимп-Бизнес», 1-т, 2017 – 640 с.

4. Основы логистики. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика/ Аникин Б. А., Родкина Т. А. издательство «Проспект» т-1, 2017 – 344 с.

5. Логистика: искусство управления цепочками поставок/ Шехтер Д., Сандер Г., издательство «Pretext», т-1, 2017 – 230 с.

Составление маршрутов движения автомобильного транспорта.

Маршрутом
движения называется путь следования
от начального пункта до конечного.
Длина маршрута — это длина его пути.
Маршруты можно классифицировать на
маятниковые и кольцевые. На маятниковом
маршруте автомобиль после разгрузки
возвращается за грузом к тому же
грузоотправителю или после очередной
загрузки у грузоотправителя везет груз
тому же грузополучателю. Путь следования
подвижного состава в прямом и обратном
направлениях проходит по одной и той
же трассе.

Различают:

● с
обратным порожним пробегом (простой
маятниковый маршрут), на котором один
погрузочный и разгрузочный пункт;

● с
полным использованием пробега, когда
на каждом грузовом пункте подвижной
состав после разгрузки перемещается
на этом же пункте под загрузку другим
грузом;

● с
неполным использованием пробега, на
котором имеется по одному пункту
погрузки и разгрузки и один совмещенный
пункт, осуществляющий погрузку и
загрузку.

Кольцевым
маршрутом называется путь следования
подвижного состава по замкнутому
контуру, соединяющему несколько пунктов
погрузки – разгрузки.

Различают
развозочный, сборный и сборно-развозочный
кольцевые маршруты.

Развозочным
называется маршрут, на котором загруженный
подвижной состав развозит груз по
нескольким пунктам назначения и
постепенно разгружается. Сборным
называется маршрут, на котором подвижной
состав последовательно проходит
несколько погрузочных пунктов,
постепенно загружается и завозит груз
в один пункт выгрузки.

Сборно
– развозочным называется маршрут, на
котором одновременно развозится один
груз и собирается другой.

Составление
маршрутов на доставку товара производится
за ограниченное время работы после
окончания приема заявок на доставку.
Таким образом, время, имеющееся в
распоряжении диспетчера для разработки
маршрута – от 14.00 (момент окончания
приема заявок на доставку согласно
«Правилам перевозок грузов автомобильным
транспортом») и до конца рабочего
дня. При этом жесткие требования
предъявляются не только к срокам, за
которые должны быть разработаны маршруты,
но и к результатам маршрутизации, так
как качество составления маршрутов
оказывает определяющее влияние на
эффективность доставки.

К
качеству маршрутов предъявляются
следующие требования:

● перевозка
должна осуществляться по кратчайшему
расстоянию;

● обеспечивать
минимальную долю холостых и нулевых
пробегов в суммарном пробеге автомобиля;

● снижать
нерациональные груженые пробеги за
счет исключения встречных перевозок;

● максимально
использовать грузоподъемность подвижного
состава;

● время
работы автомобиля должно соответствовать
времени в наряде;

● маршрут
должен обеспечивать возможность
диспетчерского руководства.

Предпочтение
следует отдавать маятниковым маршрутам
с обратным груженым пробегом, так как
они обеспечивают более высокое значение
коэффициента использование пробега,
а организовать их проще, чем кольцевые
маршруты.

Для
составления рациональных маршрутов
применяются математические методы
оптимизации, например, методы линейного
программирования или метод сумм.
Критериями оптимальности являются
минимум холостых пробегов или максимум
коэффициента использования пробега
при перевозке заданного объема груза.
При составлении сборного или
развозочного маршрута целью является
не увеличение коэффициента использования
пробега (он и так равен единице), а
сокращение груженого (или общего)
пробега, времени объезда всех пунктов
маршрута и максимальное использование
грузовместимости транспортного
средства.

Задача
выбора маршрута заключается в определении
такого пути, который минимизирует
(или максимизирует) некий критерий
оптимальности, представляющий сумму
следующих характеристик:

● базовых
– расстояние, определяемое по координатам
начала и конца маршрута с использованием
ГИС (геоинформационная система), наличие
одностороннего движения, запрещающих
знаков движения и т.д;

● расчетных
– стоимость, расход ГМС и время перемещения
по маршруту;

● параметры,
регулируемые оператором программы
вручную с учетом дорожных и погодных
условий – коэффициент скорости и
текущий статус доступности.

Наиболее
объективным считается критерий оценки
оптимальности маршрута по грузообороту
транспортного средства, отражающего
суммарные затраты в тонно – километрах.
Этот критерий (обозначим его Tkmmin)
определяется следующим образом:

Tkmmin=Min
{Sum LiPi},

где
Li – расстояние между последовательными
узлами маршрута в километрах;

Pi
– вес автомобиля (вместе с весом
оставшегося груза) при перемещении
между последовательными узлами маршрута
в тоннах.

Значение
данного критерия может быть получено
в стоимостных единицах, если суммарных
затраты в тонно- километрах умножить
на нормативную стоимость тонно –
километра или тариф за один тонно —
километр.

Наряду
с применением формализированных
математических методов служба организации
перевозок может использовать и другие,
более простые методы использования
рациональных маршрутов. Простейшие
методы основаны на визуальном
представлении планируемых на следующий
день перевозок и выбора тех заявок,
которые можно объединить в один маршрут.
К наиболее часто используемым визуальным
методам относятся топографический
метод и метод «сейфов», в которых
используется схема района перевозок,
на которой указаны пункты погрузки,
разгрузки и пути следования транспорта.
Схема должна быть масштабной и разбитой
на квадраты сеткой.

Топографический
метод реализуется путем наложения на
схему района схемы грузопотоков по
типам подвижного состава и указанием
направления перевозки.

При
методе «сейфов» схема района накладывается
на планшет, состоящий из неглубоких
ячеек в соответствии с ее разбивкой на
квадраты координатной сеткой. Согласно
заявкам на перевозки составляются
карточки на каждую перевозку и
раскладываются по ячейкам, соответствующим
пунктам погрузки. По порядку анализируют,
какие пункты погрузки находятся рядом
с пунктом разгрузки анализируемой
заявки и по возможности увязывают в
один маршрут обе заявки. Для упрощения
на каждую перевозку можно составлять
две карточки разного цвета, размещая
одну в ячейке пункта погрузки, а вторую,
другого цвета – в ячейке пункта разгрузки.
После раскладки карточек анализируются
рядом находящиеся карточки разных
цветов.

Несмотря
на простоту этих методов, они могут
быть формализированы и реализованы
современными программными средствами.
Эти методы относятся к классу
эвристических. Полученное решение не
будет оптимальным с математической
точки зрения, но дает вполне приемлемый
результат в смысле уменьшения общего
пробега.

Выбор
подвижного состава осуществляется
исходя из конкретных условий
эксплуатации и имеющихся транспортных
средств. На первом этапе выбирается
тип кузова. В случае перевозки штучных
тарных и бестарных сыпучих грузов
используются бортовые автомобили, для
перевозки навалочных сыпучих грузов –
самосвалы. Для перевозки скоропортящихся
грузов используется подвижной состав
с изомерическими кузовами. На втором
этапе выбирается грузовместимость
транспортного средства. На третьем
этапе выбор подвижного состава
завершается путем сравнения критериев
эффективности транспортного процесса
для различных моделей подвижного
состава.

После
завершения выбора транспортного
средства рассчитывается необходимое
его количество.

Расчет
производится, исходя из запланированного
грузооборота Рпл на планируемый период
и производительности единицы подвижного
состава Ред в тонно – километрах:

Аэ
= Рпл/Ред

По
каждому маршруту требуемое количество
подвижного состава рассчитывается
в следующем порядке:

to=Io/Vm+t
п-p,

рассчитывается
число оборотов по маршруту

zo=TM
/to,

рассчитывается
количество груза, перевозимого за смену
одним автомобилем

Qc
ед=qkczo,

определяется
количество автомобилей на маршруте

Аэ=
Qc/Qc ед.

В
приведенных выше формулах используются
следующие обозначения:

Аэ
– количество автомобилей, работающих
на маршруте (единицы);

to
— время оборота автомобиля на маршруте
(часы);

Io
– длина оборота автомобиля при работе
на маршруте (км);

Vm
– среднетехническая скорость (км/час);

tп-p
— время простоя автомобиля в пунктах
погрузки и разгрузки при работе на
маршруте (час);

zo
– количество оборотов автомобиля по
маршруту за смену;

TM
– время работы автомобиля на маршруте
(час);

Qc
ед – количество груза, которое может
перевезти один автомобиль в течение
смены (тонны);

kc-
коэффициент использования грузоподъемности
автомобиля;

Qc
– количество груза, которое необходимо
перевезти по маршруту (тонны).

Условием
синхронной работы транспорта и пункта
погрузки – разгрузки является равенство
интервала движения автомобилей на
маршруте I и ритма работы пункта R

I=R

или

to
/А M = tп-p/Хп-p,

где

А
M – число автомобилей, работающих на
маршруте;

Хп-p-
число постов погрузки (разгрузки) в
пункте.

Равенство
интервала движения автомобилей на
маршруте и ритма работы пункта погрузки
(разгрузки) означает, что промежутки
времени между двумя следующими друг
за другом по маршруту автомобилями
совпадают с периодами времени между
отправлениями из пункта двух
последовательно загруженных (разгруженных)
автомобилей. В этом случае будут
отсутствовать простои автомобиля в
очереди на загрузку (разгрузку) и простои
грузоподъемных механизмов в ожидании
автомобилей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В прошлом посте о новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга мы говорили о маршрутах с высоким пассажиропотоком, предназначенных для передвижения большого числа людей, и маршрутах покрытия, которые создаются для обслуживания интересов небольших групп пользователей.

Сегодня мы поговорим о том, как создать маршрут с высоким пассажиропотоком или, проще говоря, как создать эффективный маршрут, полезный для большого числа людей.

В этом и ряде следующих постов мы будем рассматривать идеи, разработанные Джарреттом Уокером, специалистом в сфере общественного транспорта, который помогал в разработке новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга. Если вы знаете английский, я очень рекомендую вам ознакомиться с блогом Джарретта, а также с лекциями, которые я собрал в плейлист на Youtube-канале «Живые улицы».

Может показаться, что «эффективность» и «полезность» — конфликтующие параметры. То, что эффективно для транспортного предприятия, не может быть хорошо для пассажира. В данном случае это не так. Эффективность — это параметр, интересующий транспортное предприятие и администрацию города. Их интересует, как перевезти как можно больше людей (и продать как можно больше билетов), но при этом выполнить как можно меньше часов транспортной работы. Проще говоря, им нужно, чтобы каждый автобус, троллейбус, трамвай или поезд метро перевозил как можно больше людей.

Как этого добиться? Нужно сделать общественный транспорт, как можно более полезным для максимального числа людей — тогда люди будут на нем ездить. Таким образом «эффективность» и «полезность» применительно к общественному транспорту — это параметры, описывающие одно и то же его свойство, но разными словами: для транспортного предприятия и для пассажиров, соответственно.

Полезность маршрута общественного транспорта зависит от четырех основных факторов.

1. Плотность

Если вы хотите, чтобы общественный транспорт был полезен для максимального числа людей, его нужно ориентировать на обслуживание плотной застройки. Чем выше плотность населения, рабочих мест и других точек притяжения вокруг остановок, тем большему количеству людей будет полезен данный маршрут, и тем более эффективен он будет для транспортного предприятия.

Из двух маршрутов, проложенных в застройке разной плотности, более эффективным будет тот, который проходит через более плотную застройку.

Из двух маршрутов, проложенных в застройке разной плотности, более эффективным будет тот, который проходит через более плотную застройку. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Это объяснение может показаться самоочевидным, однако задумаемся на секунду о том, что мы часто слышим, когда идет речь о повышении плотности застройки. Нам говорят, что плотная застройка — это плохо, что из-за нее пробки и транспортный коллапс.

Для автомобильного движения плотная застройка — это на самом деле плохо, о чем мы уже говорили в одном из прошлых постов, но для общественного транспорта плотность — это благо и необходимое условие для его эффективной работы.

2. Пешеходная доступность

Любая поездка на общественном транспорте начинается и заканчивается пешеходной прогулкой, поэтому удобство и связность пешеходных путей движения, а также возможность перейти улицу в нужном месте непосредственно связаны с эффективностью общественного транспорта.

Связная и частая сеть улиц позволяет большему числу людей подойти к остановке общественного транспорта. Разорванная сеть ухудшает доступность остановок.

Связная и частая сеть улиц позволяет большему числу людей подойти к остановке общественного транспорта. Разорванная сеть ухудшает доступность остановок. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Последнее замечание также кажется самоочевидным и в наших нормативах даже есть требования о необходимости пешеходных переходов на остановках общественного транспорта, однако это требование порой обходится.

Возьмем для примера ситуацию на Дублере Сибирского тракта в районе остановки «Тубсанаторий». Когда-то остановки здесь были по обеим сторонам дороги, но в какой-то момент наземный пешеходный переход убрали, поскольку эта дорога — фактически автомагистраль, и остановку в сторону города отменили.

Возможность перейти дорогу около остановки - необходимое условие работы общественного транспорта. В противном случае вы предоставляете людям обслуживание только в одну сторону.

Возможность перейти дорогу около остановки — необходимое условие работы общественного транспорта. В противном случае вы предоставляете людям обслуживание только в одну сторону.

Нет остановки — нет проблемы? Фактически люди потеряли транспортное обслуживание, поскольку если с остановки можно уехать только в одном направлении, такой общественный транспорт нельзя назвать полезным.

3. Расстояние

При одинаковых параметрах плотности вокруг остановок, обслуживать застройку, где объекты находятся на большом расстоянии друг от друга, менее эффективно, чем застройку, где объекты находятся рядом. При одном и том же бюджете в застройке с большими расстояниями можно предоставить меньший объем транспортных услуг, а значит транспорт будет менее полезен для пользователей.

Обслуживание застройки, где объекты не разделены большими расстояниями - более эффективно и позволяет создать более полезный сервис для пользователей.

Обслуживание застройки, где объекты не разделены большими расстояниями — более эффективно и позволяет создать более полезный сервис для пользователей. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Опять же, это может показаться самоочевидным и не слишком полезным, если мы имеем дело с существующей застройкой, по которой мы пытаемся проложить маршрут общественного транспорта, однако этот принцип очень полезен при планировании развития города. А именно: очень осторожно следует подходить к идеям создания новых районов и функций на большом расстоянии от существующего городского ядра. Транспортное обслуживание таких районов будет в дальнейшем проблемой для города.

Из примеров такого рода мне лично вспоминается идея строительства кампуса УрФУ на Шарташе — совершенно неадекватный проект с транспортной точки зрения.

Планировавшийся ранее кампус УрФУ на Шарташе - пример застройки, неблагоприятной для обслуживания общественным транспортом по причине своей удаленности от других районов.

Планировавшийся ранее кампус УрФУ на Шарташе — пример застройки, неблагоприятной для обслуживания общественным транспортом по причине своей удаленности от других районов.

4. Линейность

Параметры плотности и расстояния хорошо понятны людям, имеющим отношение к планированию городов. Параметр линейности специфичен именно для общественного транспорта, поэтому архитекторы и генпланисты часто не берут его в расчет и создают ситуации, в которых эффективная работа общественного транспорта становится невозможной.

Маршрут общественного транспорта будет эффективен и полезен, если точки притяжения, которые он обслуживает, будут располагаться вдоль линии, воспринимаемой пассажирами, как прямой маршрут между любыми двумя из этих точек. Проще говоря, лучше, когда точки притяжения выстроены вдоль прямой линии и находятся по пути к другим точкам.

Расположение точек притяжения вдоль прямой линии позволяет создать эффективный и полезный маршрут. Точки притяжения, расположенные в "транспортных тупиках" снижают эффективность и полезность общественного транспорта.

Расположение точек притяжения вдоль прямой линии позволяет создать эффективный и полезный маршрут. Точки притяжения, расположенные в «транспортных тупиках» снижают эффективность и полезность общественного транспорта. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Если же точки притяжения расположены на отдалении от прямого маршрута, общественный транспорт вынужден либо останавливаться далеко от них, делая маршрут менее удобным для пассажиров, либо подъезжать отдельно к каждой из точек. В результате пассажиры будут терять время, сервис станет  менее привлекателен из-за отклонений от прямого пути, а для транспортного предприятия он станет дороже в обслуживании.

Линейность — настолько важный принцип и он настолько часто нарушается при планировании города, что я думаю сделать по нему отдельный материал. Пока же вы можете почитать материал о Новокольцовском — новом районе Екатеринбурга, который пока что проектируется, как один большой транспортный тупик.

Общественный транспорт не может быть одинаково полезен для везде и для всех

Заметьте, что все обозначенные факторы носят геометрический характер и по большей части их невозможно изменить, если мы пытаемся организовать общественный транспорт в уже сложившейся застройке. Из этого можно сделать три основных вывода:

1. Общественный транспорт неизбежно будет в разной степени полезен для жителей разных районов. Это не вина жителей и не следствие плохого отношения к ним со стороны администрации. Это всего лишь следствие геометрии района, не позволяющей организовать эффективное транспортное обслуживание. Какие-то проблемы можно постараться нивелировать, но какие-то так и останутся неразрешимыми.

2. Если мы хотим, чтобы общественный транспорт был основой городской мобильности, новую застройку следует планировать так, чтобы ее можно было эффективно обслуживать общественным транспортом.

3. Если вы цените общественный транспорт, как средство обеспечения свободы передвижения, то вам следует внимательно отнестись к выбору места жительства, места работы или места для офиса вашей компании, поскольку не везде эффективный общественный транспорт сможет до вас добраться.

В следующем посте мы поговорим, о том, какие требования пользователи предъявляют к общественному транспорту, и какие элементы транспортной системы эти требования обслуживают.


Подпишитесь на «Живые улицы»:

  • YouTube
  • Твиттер
  • Телеграм
  • Фейсбук
  • Вконтакте

Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации

Содержание

Поделимся с вами:
1.  Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
2.  Как можно планировать маршруты?
3.  Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
4.  Кому полезно решение?
5.  Как планируют маршруты наши клиенты?

Важность планирования оптимальных маршрутов доставки

Логистику «последней мили» сложно недооценить. Она является заключительным шагом на пути клиента к сделке. Покупатель может найти у вас привлекательную цену и качественный продукт, подходящие условия оплаты, положительные отзывы и хорошую репутация вашей компании, но…отказаться от сделки, потому что его не устроили условия доставки.
Главную роль в выборе клиента играет стоимость доставки. Но высококонкурентных условиях, когда снижать цену отправления нерационально, игроки стараются повышать качество.

Клиент ориентируется на скорость доставки: 19% всех заказов в 2021 году отправлены доставкой, заявленной как срочная (Источник: Data Insight, январь 2022).

Чтобы удовлетворять условиям, которые диктует покупатель и рынок, современный сервис доставки должен быть оптимизирован:
• Использовать минимум транспорта для закрытия потребности в ежедневных доставках;
• Равномерно распределять нагрузку на водителей во избежание срывов поставок, переносов и текучки кадров;
• Иметь актуальную картину транспортных расходов и инструменты для их сокращения
• Соблюдать окна доставки, требуемые клиентом.

Выполнение каждой из этих задач связано с процессом планированием маршрутов.

Как планировать маршруты?

Планировать маршруты можно вручную. Опытный логист учитывает самые тонкие особенности бизнеса, порядок следования по маршруту в случае специфических требований.

Планирование маршрутов вручную имеет обратную сторону: оно может занимать весь рабочий день сотрудника даже при малом объеме ежедневных заказов. Логист перебирает ограниченное количество вариантов маршрутов, а для оптимального может потребоваться перебрать сотни и тысячи. Человек не способен это сделать.

В работе логиста не исключены ошибки по причине человеческого фактора: одновременный учет временных окон, грузоподъемности машин, распределение заказов по зонам и оперативный контроль водителей на маршрутах через звонки. Это нагрузка, с которой невозможно всегда справляться на 100%.

Планировать маршруты можно с помощью запрограммированных алгоритмов. Планировщики, так же, как и логисты, учитывают параметры доставки и ограничения транспортных средств, ориентируются на пробки и сокращают протяженность маршрута.

Современные системы интуитивно понятны. Требования к квалификации человека, управляющего процессом доставки, снижаются, так как система помогает оптимизировать процесс и логисту не нужно учитывать параметры доставки у себя в голове. Планировщик облегчает процесс работы.

«За» и «против» двух способов планирования мы разбирали в статье «Опытный логист или алгоритм маршрутизации?».

Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?

Алгоритм представляет собой математическую модель, которая решает комбинаторную задачу – перебор множества возможных вариантов маршрута доставки.
В общем виде, алгоритм планирования решает одну из самых известных задач комбинаторной оптимизации – задачу коммивояжера.

При переборе вариантов маршрута алгоритм учитывает изначально заданные условия (количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и др.) и их приоритетность (например, важнее использовать наименьшее количество транспорта или максимально загрузить все автомобили).


Вы можете попробовать распределить свои заявки с помощью планировщика Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Распределение заявок, и мы предоставим форму для заполнения.

Определение приоритетности параметров важная часть настройки алгоритма.


Например, логист службы доставки интернет-магазина ставит в приоритет сокращение протяженности маршрутов. И его водители действительно проехали за день 290км вместо ожидаемых 310км. Но алгоритм для сокращения дистанции потребовал выхода в рейсы пяти водителей вместо четырех. Обоснована ли экономия ГСМ и ресурса транспорта при сокращении дистанции на 20км? Покрывает ли она выплаты водителю, который дополнительно вышел на маршрут?


Приоритетность параметров оценивается задачами бизнеса.

Увеличение заявок на распределение и добавление новых параметров увеличивает время работы планировщика, так как количество возможных комбинаций маршрутов возрастает.

Алгоритм настроен таким образом, что останавливает свою работу и выдает решение при достижении 89–92% от «эталонного» варианта.

На опыте наших клиентов доказано, что это самый сбалансированный вариант. Дальнейший прогон комбинаций алгоритмом занимает длительное время, а результаты не улучшаются значительно, если вы не работаете в масштабе сотен машин и тысяч ежедневных заявок.

Простыми словами, алгоритм представляет собой Доктора Стрэнджа из области логистики. Он, как и супергерой из вселенной Marvel, перебирает тысячи вариантов и находит наилучший сценарий.

Кому полезно решение?

Планировщик маршрутов подходит компаниям, которые:
• Имеют автопарк от 3–5 автомобилей или собираются масштабироваться в объеме работы службы доставки
• Имеют доставку, которая требует учета сразу нескольких факторов: точного времени, характерных особенностей товара (вес, объем и др.), несколько волн доставки и т. д.
• Хотят достичь прозрачности в управлении бизнес-процессами службы доставки: получать аналитику по запланированному километражу и фактическому пробегу. Настраивать приоритеты в построении маршрутов.

Например, региональный интернет-магазин мебели столкнулся с наплывом клиентов после ухода известного зарубежного производителя. Логисты перестали справляться с распределением заявок по маршрутам, сроки доставки растянулись, и клиенты стремительно уходят к конкурентам.

Или дистрибьютор снековой продукции подсчитал, что к лету сеть сбыта расширится до 80 розничных точек, а найм и обучение второго логиста не укладывается в сроки и обойдется на 30% дороже.


И в той, и в другой ситуации планировщик маршрутов позволит бизнесу масштабироваться, не потеряв в качестве доставки. При этом инвестиция в автоматизацию окажется выгоднее, чем расширение штата логистического отдела.

Как планируют маршруты наши клиенты?

Маппа имеет собственный планировщик маршрутов и имеет интеграцию со сторонними планировщиками.

В кейсе «Мир Света» руководитель отдела логистики и склада сети гипермаркетов рассказал, как использование автоматического планировщика увеличило бизнес-показатели.


Читайте кейс на сайте: https://mappa-logistics.ru/cases/lightworld

Демонстрация работы планировщика

Попробуйте поработать в планировщике Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Демодоступ к планировщику маршрутов, и получите пробную версию алгоритма.

Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics

Как правильно рассчитать маршрут при автоперевозках

Не только бухгалтера, но и владельцы грузов, и перевозчики знают о том, что стоимость перевозки грузов включается в себестоимость товара. Прямая зависимость продолжительности маршрута и стоимости товара очевидны. Чем длиннее дорога, тем больше времени на нее затрачивается, а, соответственно, больше расход топлива. Большого удорожания можно избежать лишь одним путем – правильным расчетом маршрута грузоперевозок. Чтобы правильно рассчитать наиболее приемлемый вариант маршрута необходимо потратить не один час. Некоторые перевозчики пытаются действовать на «авось». То есть после погрузки едут приблизительно в том направлении, куда нужно доставить груз. Это оборачивается многими сложностями: временем, проведенным в пробках, поисками объездных путей мимо дорожно-ремонтных работ, в общем, перечень достаточно обширный.

Как правильно рассчитать маршрут при автоперевозкахМежду тем большинство транспортных компаний имеет в своем штате несколько специалистов-логистов, которые разрабатывают маршруты для транспортировки грузов. В конечном счете, от того, насколько грамотно спланирован маршрут грузоперевозки, зависит скорость его доставки и степень сохранности товара. Естественно, существует ряд небольших компаний-перевозчиков, которые осуществляют доставку грузов в пределах города или ограниченной территории. При условии, что это происходит достаточно нечасто, можно и самим разработать оптимальный путь следования. Если же компания достаточно крупная и занимается не только организацией грузоперевозок по России, но и за рубеж, отправляя в путь ежедневно несколько машин, расчет маршрута грузоперевозок становится насущной необходимостью.

Транспортная логистика делит все маршруты на четыре категории:
1. Городские маршруты – осуществляются в пределах одного города или населенного пункта. При этом пределы городской черты не пересекаются;
2. Пригородные маршруты призваны обеспечить связь между городом и пунктами, находящимися в радиусе до 50 км от городской черты. Как правило, к этим пунктам относятся удаленные железнодорожные станции и аэропорты, коллективные сады, небольшие деревни.
3. Междугородние маршруты охватывают всю территорию страны. Это маршруты, осуществляемые во все населенные пункты, находящиеся далее 50 км от города.
4. Международные маршруты осуществляются посредством пересечения границ государства.

Как правильно рассчитать маршрут при автоперевозкахПри планировании любой категории маршрута необходимо учитывать их специфические особенности. Например, городской маршрут планируется с учетом утренних и вечерних пробок в определенных районах города, наличия светофоров на пути, ведущихся дорожно-строительных работ. Пригородные маршруты должны учитывать плотность автомобильного потока на выезде из города. При планировании маршрута международных грузоперевозок необходимо просчитать время, которое может быть потрачено при прохождении таможенного поста, состояние дорожного полотна и правила пользования автотрассами за рубежом (за границей многие дороги являются платными).

Кроме того, существует ряд грузов (негабаритных и крупногабаритных) доставка которых сопряжена с трудностями. В случае доставки таких грузов необходимо учитывать такие особенности, как наличие мостов и тоннелей по пути следования, варианты возможных объездов.

Если вы решили прибегнуть к помощи профессионалов для разработки маршрута, вам необходимо первым делом обратиться в отдел логистики транспортно-экспедиционной компании. Сначала необходимо заполнить заявку. В ней указывается точка, куда должен прибыть груз. Далее указываются пункты догрузки товаров (если это предусмотрено). За этим следует описание вашего груза: тип, вес, упаковка, количество, особые условия (при доставке скоропортящихся товаров), и сроки, в которые грузоперевозка должна быть осуществлена. После получения необходимых данных логист или диспетчер грузоперевозок должны с учетом всех пожеланий разработать несколько вариантов маршрута. Кроме того, вам должны пояснить самые сильные и слабые стороны каждого представленного варианта. Кроме того, должен быть произведен расчет стоимости каждого маршрута.

Для выбора наиболее приемлемого для вас пути следования груза необходимо четко представлять следующие параметры каждого варианта:
1. Сроки транспортировки;
2. Безопасность товара;
3. Стоимость услуг грузоперевозчика;
4. Целесообразность выбора транспортного средства.

Зачастую возникают ситуации, когда ваш товар можно отправить в составе сборного груза. Это экономит деньги и позволяет не арендовать транспортное средство полностью. Но, при этом могут сместиться сроки. Именно поэтому при планировании маршрута необходимо четко расставить для себя приоритеты. Подумайте, что вам выгоднее, доставить товар в сжатые сроки, или сэкономить значительную часть денег, но потерять некоторое время. Иногда при перевозке продуктов питания или скоропортящихся товаров сроки являются главным условием оптимального маршрута. Все нюансы, касающиеся товара, должны быть обязательно учтены при маршрутизации.

Как правильно рассчитать маршрут при автоперевозкахВыбирая тот или иной маршрут при перевозке грузов, необходимо учитывать особенности погоды и состояние дорог в каждом регионе. Особенно это касается междугородних и международных маршрутов. В одних регионах страны уже наступила весна, и цветут озимые, а в других все еще наблюдаются осадки в виде снега и существует угроза подтопления дорог. Кроме того, многие дороги, нанесенные на карту, не соответствуют действительности. По карте, например, дорога нанесена как асфальтированная, а на самом деле это старая лесовозная дорога с остатками бетона. В отдельных северных регионах есть зимние дороги, которые проходят исключительно по льду водоема или реки. В теплое время года переправа осуществляется паромом. Если вы надумаете спланировать маршрут сами, то рискуете очутиться на берегу реки без всякого намека на дорожное полотно. Только специалист, который постоянно занимается планированием и разработкой маршрутов способен систематизировать данные и ориентироваться в таких нюансах.

Грузоотправители зачастую выражают желание отслеживать путь своего товара. Кроме навигатора поможет отследить путь простой мобильный телефон. Но, так как Россия страна большая, и не везде охвачена спутниковой и мобильной связью, существует ряд мест, где какая-либо связь отсутствует. При необходимом условии постоянной связи диспетчер грузоперевозок также учтет пожелания клиента при составлении маршрута.

Если какой-нибудь вновь составленный маршрут прошел успешно, товар был доставлен в срок и без осложнений, этот путь заносится в базу данных и используется в дальнейшем для грузоперевозок.

Как правильно рассчитать маршрут при автоперевозках

По типам маршруты делятся на:
1. Кольцевые – товар развозится по кольцу (замыкается в точке отправления). Дозагрузка и разгрузка при этом происходят на протяжении всего пути.
2. Маятниковые маршруты – точка отправления и доставки в этих маршрутах одна и та же. То есть маршрут включает в себя два населенных пункта или два города.
3. Развозные маршруты тоже имеют в начальной и конечной точке два пункта, но по пути допускается разгрузка и дозагрузка товара.

Все виды маршрутов имеют свою специфику. Развозные и кольцевые маршруты, конечно, самые выгодные. Так как, на всем пути следования автотранспортное средство практически не остается порожним. То есть маршрут окупается, а значит, снижается себестоимость перевозок. В случае с маятниковыми маршрутами можно продумать способ не оставлять машину на обратном пути пустой. В этом случае можно просчитать варианты возврата автотранспорта другим путем с тем, чтобы догрузить транспорт и окупить расходы на обратную дорогу.

Видео: Ошибка расчета маршрута грузоперевозки — фура на серпантине

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, среднее: 3 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою тему в фотографии
  • Как найти страницу в кэше поисковика
  • Как найти площадь боковой поверхности исходной призмы
  • Vkontakte как найти друга
  • Как найти содержание металла в руде