Версия для печати
Как правильно составлять сет-лист для концерта?
26.02.2015
Всем музыкантам и так отлично известно, что шоу нужно начинать убийственно и не менее убийственно его заканчивать. Но от последовательности песен, которые идут между началом и концом, может зависеть то, будет концерт просто хорошим, или же он будет потрясающим.
Представьте, что ваш сет-лист рассказывает историю, с началом, серединой и концом. Составление его – это настоящая драматургия. Определите, какую историю вы хотите рассказать конкретной аудитории. И рассказ этот должен меняться из раза в раз, в зависимости от места проведения концерта и публики, собравшейся там.
1. ПОДГОНЯЙТЕ СЕТ-ЛИСТ, УЧИТЫВАЯ МЕСТО И ПУБЛИКУ
Вы уже слышали об эффекте первого впечатления во множестве контекстов, и к музыке это относится не меньше. Конечно, вы хотите взорвать зал с первой же песни. Но не нужно забывать, что первая песня чаще всего работает как «тестер» — если был саундчек, то он проводился при пустом зале, а теперь звукорежиссеру нужно еще немного времени, чтобы отстроить звук для обновившегося пространства. Вдобавок на первой же песне публика еще не начинает слушать – все оценивают визуальный и другие аспекты шоу. Так что показывать свое «истинное лицо» стоит начинать со второй песни.
Также если вам предлагают важный для вас концерт, и вы знаете, что зал – сидячий, стоит вспомнить все свои медленные и среднетемповые песни, и если в репертуаре не хватает такого добра, можно сделать пару кавер-версий. В сет-листой длиной в 8-10 песен можно вставить две свои ударные быстрые и громкие песни. С барами и клубами – с точностью до наоборот.
2. ФОРМИРУЙТЕ СПИСОК ТАК, ЧТОБЫ ЛУЧШИЕ ПЕСНИ БЛИСТАЛИ
Хороший сет-лист – это практически искусство. Не имеет значения, какого размера ваш репертуар – шесть там песен или шестьдесят. Попробуйте оптимизировать список так, чтобы все песни дополняли, должным образом оттеняли друг друга. Подумайте, что должно идти ДО хита и ПОСЛЕ него, чтобы он сиял.
Если ваш репертуар совершенно разнообразен — по темпу, настроению или даже стилям — как сделать так, чтобы концерт не выглядел как «лоскутное одеяло», но и в то же время не утомлял однообразием? Существует принцип буквы W – три пика и два углубления. Три песни – это начало середина и конец, между которыми необходимо расставить остальные песни. Они работают как маяки. Даже если у вас всего восемь песен и дебютный альбом, на котором они уже расставлены в должном порядке, на концерте их можно перемешать, и получить совершенно иное общее настроение.
3. ПЛАНИРУЙТЕ ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОЙ ПЕСНИ К ДРУГОЙ
То, как вы переходите от одной песни к другой – это не только решение, какая песня будет следующей. Если у вас есть две песни в одном темпе, то на концертах всегда круто работает плавный переход от одной к другой, без затихания. Если между песнями вам нужно перенастроиться, самое время – пообщаться с публикой.
Заранее планируйте, кто будет обращаться к публике. Пусть истории или шутки, которые вы хотите рассказать, соответствуют настроению песен. Вовсе не обязательно начинать со слов «А следующая песня о том, что…» — песни говорят сами за себя. Но зато всегда можно дать наставления публике, какой коктейль им можно выпить пока звучит песня, или какой именно танец они должны исполнять. Взаимодействие с публикой помогает им глубже проникнуть в вашу музыку. Репетиции даже, казалось бы, таких мелочей, как шутки между песнями – это одна из тех вещей, которые определяют ваш профессионализм. Как бы смешно ни звучало, но кажущаяся спонтанность артиста – это следствия его натренированности и абсолютной погруженности в материал.
4. БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПЕРЕФОРМИРОВАТЬ СЕТ-ЛИСТ
Продолжая тему спонтанности, нужно упомянуть о том, что всегда что-то может пойти не так, как бы хорошо вы ни были подготовлены. И к этому «не так» тоже лучше подготовиться. Ваш концерт – это живой организм, и публика здесь – как термометр. Если вы все время сканируете зал на предмет настроения людей, вы должны почувствовать, если ваш сет-лист нуждается в срочных изменениях. Если вы знаете, что ваш материал – совершенно новый для людей, и они начинают зевать или очевидно отвлекаются от сцены, не переживайте. У них не было времени познакомиться с вашей записью и немного привыкнуть к этой музыке. Какой бы хорошей музыка ни была, практически любой человек тяжело въезжает в новое – одну/две новые песни воспринять еще легко, но на десятой становится трудно. Имейте в запасе пару узнаваемых каверов – грамотно вставленные посреди сета кавера всегда возвращают внимание заскучавшей или смущенной аудитории.
Если вы играете для тех, кто уже знаком с вашим материалом, всегда готовьте песни для вызова на бис (даже если его не происходит). Также каждые один-два месяца обязательно нужно иметь хотя бы одну новую песню. Ежеконцертную бомбардировку новым материалом устраивать не стоит – дайте людям время полюбить и прочувствовать ваши песни, и начать их ждать на каждом концерте.
5. УЧИТЫВАЙТЕ ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ВАШЕГО СЕТА.
Принцип буквы W, о котором мы написали выше, хорошо работает для сетов, которым дается от 40 минут и больше. Что если вам дают только 15 минут для разогрева какого-то другого исполнителя? Повторим, что наглеть и затягивать свое выступление не нужно, но как показать себя за это время? В этом случае как раз совершенно не обязательно ударно начинать. Например, 15 минут хватит на то, чтобы сыграть три или четыре песни. Пусть «ударной» в данном случае будет только последняя. Публика обычно мало печется о разогреве, и лучше выстроить выступление по нарастающей – нейтрально начать и убийственно закончить.
Если же вы выступаете на каком-то событии, где группы могут играть всего две песни, то лучше всего выбрать не слишком контрастные и не слишком похожие песни. Под вашу музыку обычно стоят на ушах на концертах? Вовсе не обязательно играть две быстрые песни. Начните со среднетемповой, и закончите быстрой.
Экспериментируйте с порядком песен – это интересно! Для тренировки дома их можно выстроить в iTunes в разной последовательности и понять, как именно они взаимодействуют друг с другом. Эффект всегда будет отличаться.
Самоучитель по написанию треклиста
Друзья, вы все уже в курсе, что немного времени осталось до удаления миксов без треклистов. А вы все уже знаете, как их правильно писать? Вооот… Многих интересует это вопрос…
На «самоучитель» и наглядный образец меня направил мой друг и бывший партнёр по пульту — Dj Ultimate (г.Запорожье, Украина)
Ahtung! Вот как нужно всё «правильно» делать!
…нубам просьба не воспринимать всеръёз..
Надеюсь, поймут все, что так писать не следует)
Автор треклиста (имя которого не указано из гуманных соображений) тоже поймёт, что это «пенальти» в его ворота и впредь так поступать не будет))
Коллеги, будьте образованными.
Life is good & God is a Dj!
Часто возникает вопрос: как сохранить-создать текстовую копию плейлиста, содержимого папки (папок) с аудиофайлами. На страом форуме уже рассказывал о программах каталогизаторах, тег-сканерах. Таких программ великое множество, к тому же, многие аудиоредакторы и конвертеры тоже позволяют сохранять список загруженных в них файлов.
Не буду усложнять, а покажу, как с помощью «подручных» средств сохранить, или создать текстовую копию аудиофайлов. Это обычные, привычные для многих аудиоплееры. В видеоролике показал лишь два — AIMP 2 и Winamp. Как дополнение, уже ранее представленную легусенькую по весу програмку EncSpot https://tunnel.ru/view/post:382823 Здесь показано, как установить, и как пользоваться ею.
Эти же операции можно проделать почти в любом аудиоплеере, будь то Media Player Classic, или штатный Windows Media Player (WMP). Даже, если вы не увидите там такой опции, как сохранить в текстовом ( txt ) виде, не отчаивайтесь, сохраняйте плейлист в m3u, или в vpl , После сохранения нажмите на такой файлик правой кнопкой мышки и выберите: Открыть с помощью блокнота. И вы увидите текстовое содержание вашего плейлиста. А дальше — можно скопировать и вставить в любой текстовый редактор, будь то Word, или Блокнот…
Пробуйте. У вас всё получится !
Представьте, что ваш сет-лист рассказывает историю, с началом, серединой и концом. Составление его — это настоящая драматургия. Определите, какую историю вы хотите рассказать конкретной аудитории. И рассказ этот должен меняться из раза в раз, в зависимости от места проведения концерта и публики, собравшейся там
Всем музыкантам и так отлично известно, что шоу нужно начинать убийственно и не менее убийственно его заканчивать. Но от последовательности песен, которые идут между началом и концом, может зависеть то, будет концерт просто хорошим, или же он будет потрясающим.
Представьте, что ваш сет-лист рассказывает историю, с началом, серединой и концом. Составление его — это настоящая драматургия. Определите, какую историю вы хотите рассказать конкретной аудитории. И рассказ этот должен меняться из раза в раз, в зависимости от места проведения концерта и публики, собравшейся там.
1. Подгоняйте сет-лист, учитывая место и публику
Вы уже слышали об эффекте первого впечатления во множестве контекстов, и к музыке это относится не меньше. Конечно, вы хотите взорвать зал с первой же песни. Но не нужно забывать, что первая песня чаще всего работает как «тестер» — если был саундчек, то он проводился при пустом зале, а теперь звукорежиссеру нужно еще немного времени, чтобы отстроить звук для обновившегося пространства. Вдобавок на первой же песне публика еще не начинает слушать — все оценивают визуальный и другие аспекты шоу. Так что показывать свое «истинное лицо» стоит начинать со второй песни.
Также если вам предлагают важный для вас концерт, и вы знаете, что зал сидячий, стоит вспомнить все свои медленные и среднетемповые песни, и если в репертуаре не хватает такого добра, можно сделать пару кавер-версий. В сет-лист длиной в 8-10 песен можно вставить две свои ударные быстрые и громкие песни. С барами и клубами — с точностью до наоборот.
2. Формируйте список так, чтобы лучшие песни блистали
Хороший сет-лист — это практически искусство. Не имеет значения, какого размера ваш репертуар — шесть там песен или шестьдесят. Попробуйте оптимизировать список так, чтобы все песни дополняли, должным образом оттеняли друг друга. Подумайте, что должно идти ДО хита и ПОСЛЕ него, чтобы он сиял.
Если ваш репертуар совершенно разнообразен — по темпу, настроению или даже стилям — как сделать так, чтобы концерт не выглядел как «лоскутное одеяло», но и в то же время не утомлял однообразием? Существует принцип буквы W — три пика и два углубления. Три песни — это начало середина и конец, между которыми необходимо расставить остальные песни. Они работают как маяки. Даже если у вас всего восемь песен и дебютный альбом, на котором они уже расставлены в должном порядке, на концерте их можно перемешать, и получить совершенно иное общее настроение.
3. Планируйте переходы от одной песни к другой
То, как вы переходите от одной песни к другой — это не только решение, какая песня будет следующей. Если у вас есть две песни в одном темпе, то на концертах всегда круто работает плавный переход от одной к другой, без затихания. Если между песнями вам нужно перенастроиться — самое время пообщаться с публикой.
Заранее планируйте, кто будет обращаться к публике. Пусть истории или шутки, которые вы хотите рассказать, соответствуют настроению песен. Вовсе не обязательно начинать со слов «А следующая песня о том, что…» — песни говорят сами за себя. Но зато всегда можно дать наставления публике, какой коктейль им можно выпить, пока звучит песня, или какой именно танец они должны исполнять. Взаимодействие с публикой помогает им глубже проникнуть в вашу музыку. Репетиции даже, казалось бы, таких мелочей, как шутки между песнями — это одна из тех вещей, которые определяют ваш профессионализм. Как бы смешно ни звучало, но кажущаяся спонтанность артиста — это следствия его натренированности и абсолютной погруженности в материал.
4. Будьте готовы переформировать сет-лист
Продолжая тему спонтанности, нужно упомянуть о том, что всегда что-то может пойти не так, как бы хорошо вы ни были подготовлены. И к этому «не так» тоже лучше подготовиться. Ваш концерт — это живой организм, и публика здесь — как термометр. Если вы все время сканируете зал на предмет настроения людей, вы должны почувствовать, если ваш сет-лист нуждается в срочных изменениях. Если вы знаете, что ваш материал — совершенно новый для людей, и они начинают зевать или очевидно отвлекаются от сцены, не переживайте. У них не было времени познакомиться с вашей записью и немного привыкнуть к этой музыке. Какой бы хорошей музыка ни была, практически любой человек тяжело въезжает в новое — одну/две новые песни воспринять еще легко, но на десятой становится трудно. Имейте в запасе пару узнаваемых каверов — грамотно вставленные посреди сета кавера всегда возвращают внимание заскучавшей или смущенной аудитории.
Если вы играете для тех, кто уже знаком с вашим материалом, всегда готовьте песни для вызова на бис (даже если его не происходит). Также каждые один-два месяца обязательно нужно иметь хотя бы одну новую песню. Ежеконцертную бомбардировку новым материалом устраивать не стоит — дайте людям время полюбить и прочувствовать ваши песни, и начать их ждать на каждом концерте.
5. Учитывайте время, отведенное для вашего сета
Принцип буквы W, о котором мы написали выше, хорошо работает для сетов, которым дается от 40 минут и больше. Что если вам дают только 15 минут для разогрева какого-то другого исполнителя? Повторим, что наглеть и затягивать свое выступление не нужно, но как показать себя за это время? В этом случае как раз совершенно не обязательно ударно начинать. Например, 15 минут хватит на то, чтобы сыграть три или четыре песни. Пусть «ударной» в данном случае будет только последняя. Публика обычно мало печется о разогреве, и лучше выстроить выступление по нарастающей — нейтрально начать и убийственно закончить.
Если же вы выступаете на каком-то событии, где группы могут играть всего две песни, то лучше всего выбрать не слишком контрастные и не слишком похожие песни. Под вашу музыку обычно стоят на ушах на концертах? Вовсе не обязательно играть две быстрые песни. Начните со среднетемповой, и закончите быстрой.
Экспериментируйте с порядком песен — это интересно! Для тренировки дома их можно выстроить в плеере в разной последовательности и понять, как именно они взаимодействуют друг с другом. Эффект всегда будет отличаться.
Организация плейстов по уровням энергии, настроению и структуре треков
Было бы интересно узнать как ты готовишь свои диджейские сеты, как ориентируешься какой трек хорошо сведётся с предыдущим, как на самом лайве выбираешь такие треки, которые не входили в твой запланированный треклист и т. д.
Влад Заболоцкий
Как организовывать свою музыкальную коллекцию, чтобы из тонн материала быстро находить то что нужно в конкретном месте и в конкретное время?
Dj Nerva
Подготовка к выступлению включает в себя много всего: переговоры с промоутером, осмотр площадки, согласование технического и бытового райдера, изучение лайнапа и общение с другими артистами, продумывание и запуск рекламной кампании, запись видеообращения или промо-микса, работу в соцсетях и много чего ещё. Возможно, когда-нибудь расскажу и об этом, но сегодня — про «творческую» часть, про музыку.
Музыкант и диджей — не творческая профессия
Влад, чтобы ответить на вопрос, как я ориентируюсь, какой трек хорошо сведётся с предыдущим, нужно сперва рассказать об устройстве моей диджейской коллекции. Похожий вопрос прислал Dj Nerva, поэтому объединю их в один.
Рекордбокс и плейлисты
Диджеи играют с разных носителей, программ и устройств: с компьютеров, дисков, флэшек, пластинок, телефонов; на Пионерах, в Аблетоне, Тракторе, Серато и ещё разных вариантах. Конкретно я использую три вещи: программу Рекордбокс, флэшки и пионеровские проигрыватели.
О носителях и форматах
Работает это так. Дома на компьютере я добавляю музыку в Рекордбокс и тщательно проставляю трекам теги, чтобы по ним они автоматически распределялись по плейлистам. Затем синхронизирую эти плейлисты с флэшкой. А затем, уже на выступлении, вставляю флэшку в проигрыватель, и в нём отображается вся структура и плейлисты точь-в-точь в том виде, как в Рекордбоксе. Это ключевой момент, потому что именно благодаря плейлистам я в любой момент могу найти тот самый трек, который собираюсь поставить следующим.
Теперь расскажу об основных плейлистах, из которых состоит структура моей коллекции.
Уровни энергии
Прежде всего, добавив треки в Рекордбокс, я присваиваю им уровень энергии — это главный критерий. Самое важное тут то, что уровень энергии — исключительно моё внутреннее ощущение трека, а не какой-то формальный признак: не темп, и ничего такого.
Как обычно делают диджеи
Тут я хочу немного отступить и рассказать, как делают обычно. Большинство диджеев заранее отбирают нужное количество треков и раскладывают их в той последовательности, в которой планируют сыграть. То есть полная предопределённость. Разумеется, такой заранее заготовленный сет может звучать отлично дома, но оказаться совсем неуместным на танцполе.
Может показаться, что так делают только новички, но нет: так делают даже те, кто выступает больше десяти лет. Некоторые даже записывают целые миксы заранее и на выступлении только изображают деятельность, но это совсем дно, которое даже не буду обсуждать.
Более продвинутые диджеи не заготавливают сеты заранее, а выбирают треки прямо во время сета, ориентируясь по публике перед ними. Чаще всего в качестве критерия для выбора следующего трека они используют темп как простую и понятную единицу измерения, некоторые ещё смотрят на тональность.
Получается примерно следующее. Допустим, на танцпол играет вот такой трек:
Диджей думает: «Ага, 122 BPM. Танцпол качает, всё отлично, надо не сбавлять темп». Он ищет-ищет треки в своей цифровой медиатеке из сотен треков, и находит вот такой — в той же тональности и даже на два удара в минуту быстрее:
Очевидно, что энергия на танцполе идёт на спад; народ расходится. Спускать энергию во время сета вниз — нормально, если знать, зачем это делать. Но если диджей из примера выше хотел сохранить волну драйва, то это провал.
Или обратный пример. Предположим, что диджей играет вот такой мелодичный прогрессив:
Он не хочет сильно разгоняться, поэтому находит трек в той же тональности и даже на один BPM ниже, а вдобавок ещё и с того же рекорд-лейбла:
Уже поняли ошибку, да?
Понятно, что энергия частично коррелирует с жанром, и как следствие — с темпом. Но связь уровня энергии и темпа бывает не всегда, и не всегда она предсказуемо линейна.
То есть полагаться просто на темп треков и таким образом механически подбирать следующий трек для сведения явно не стоит, и собственно, поэтому я и классифицирую треки по энергии.
Итак, возвращаюсь к уровням энергии, которые я использую вместо темпа. Всего я выделяю пять уровней:
★ | Открывающий (Deep) |
★★ | Разогревающий (Build-up) |
★★★ | Драйвовый (Driving) |
★★★★ | Пиковый (Peak-time) |
★★★★★ | Кульминационный (Banging) |
Опытные ребята могли заметить, что эти названия напоминают тип или тайм-слот диджейского сета: открывающий, разогревающий, «пик-тайм» и так далее. Действительно, говоря об уровне энергии, я сразу думаю о сценарии использования конкретного трека. Иными словами, задаюсь вопросом: «В какой момент вечеринки он был бы уместным?».
Например, посреди разогревающего сета я запросто могу поставить драйвовый трек, если пойму что нужно немного взбодрить танцпол, или наоборот — поставить разогревающий трек в разгар ночи, если решу дать публике немного передохнуть.
уровень энергии — исключительно моё внутреннее ощущение трека
Обновление от сентября 2021 года
Эта статья написана в 2019 году. С тех пор я немного по-другому организовал свою диджейскую коллекцию: я по-прежнему использую уровени энергии в качестве одного из основных критериев, но больше не разбиваю плейлисты по настроению и структуре, о которых идёт речь ниже. Тем не менее, все равно рекомендую дочитать пост до конца, возможно он даст вам какие-то идеи или вдохновение на реорганизацию собственной медиатеки.
Внутри плейлиста с уровнем энергии я делаю ещё четыре вложенных под-плейлиста по настроению и структуре:
Dark Hands-up |
Dark Heads-down |
Melodic Hands-up |
Melodic Heads-down |
И тут начинается самое интересное.
Настроение
«Дарк» и «мелодик» — более или менее интуитивно понятные сущности, хотя названия весьма условны: это эмоциональный окрас, настроение трека.
Сначала пара очевидных примеров. Вот «мелодик» — радуга, бабочки, цветочная поляна:
А вот «дарк» — полумрак, тревога, гипнотизм:
Обратите внимание, что у треков даже одинаковая тональность, но насколько они разные по настроению.
Но бывает и менее уловимая с виду разница. Это особенно справедливо для техно, где не всегда присутствуется ярко выраженная музыкальная партия.
Послушайте:
Это «дарк» или «мелодик»? Кто-то может сказать, мол, «ты о чём вообще, тут же один кик с басом, да тарелки, как что-то понять?». Для меня ответ очевиден — если под трек я невольно улыбаюсь, как дебил, значит это «мелодик». То есть дело не в наличии какой-либо мелодии (тем более что мелодии бывают весьма «дарковые»), а именно в настроении.
А теперь послушайте этот трек. Специально выбрал похожий стиль и того же исполнителя, чтобы сместить фокус внимания только на эмоциональный окрас:
Для меня этот трек более холодный и агрессивный, поэтому однозначно «дарк». И если при прослушивании дома такая разница кажется незначительной и вообще неважной, то на танцполе она играет огромную роль.
Структура
«Хэндс-ап» и «хэдс-даун» — уникальные понятия, которые на русский язык лаконично не перевести. Я не видел, чтобы кто-либо использовал что-то подобное, поэтому оставлю названия как есть.
Суть в следующем. Этот критерий для меня отвечает за аранжировку треков и их структурные особенности: «разгоны», брейкдауны, кульминации и вот это всё.
Если трек идёт ровно, планомерно, под который можно двигаться практически без остановки — это «хэдс-даун». В каком-то смысле можно сказать, что «хэдс-даун»-треки более монотонные. Это не очень точно, но достаточно для общего понимания.
Что такое прогрессив
Если же в треке постоянно какие-то перебивочки, новые партии, насыщенные брейкдауны и ярко выраженный дроп, то это «хэндс-ап». От таких треков, как правило, люди на танцполе поднимают руки вверх буквально.
Приведу пару примеров:
Обратите внимание на брейкдаун в середине и дроп на 1:30. Это — «хэндс-ап».
Ещё пример:
Вероятно, вы уже поняли, что это тоже «хэндс-ап».
Из двух примеров выше может показаться, что «хэндс-ап» — это всегда что-то мелодичное и попсовое. Но за настроение же у нас отвечает другой критерий, а здесь мы говорим только о структуре. Просто оба этих трека — «мелодик хэндс-ап».
Вот вам тоже «хэндс-ап», но «дарк»:
А теперь для контраста «хэдс-даун»:
Чувствуете, насколько более размеренный трек?
Если вам кажется, что «хэдс-даун» это обязательно что-то очень медленное и глубокое, вот вам пример из пситранса:
Зацените, какой ровный трек: он просто идёт и идёт, под такое хочется закрыть глаза и танцевать без брейкдаунов.
К слову о брейкдаунах, послушайте этот трек:
Тут брейкдаун растянулся аж на полторы минуты, но обратите внимание, насколько он опять же ровный и даже несколько монотонный, если сравнивать с брейкдаунами в «хэндс-ап»-треках.
Таким образом, зная уровень энергии, настроение и структуру трека, я могу полностью управлять развитием сета. А благодаря плейлистам, я точно знаю, где находится тот самый трек, который я хочу поставить следующим. В такой классификации всех треков и новинок в моей медиатеке и заключается основная работа по подготовке моих диджейских сетов.
Как во время непосредственно выступления решать, какой поставить трек и вообще как строить сеты, расскажу в другой раз.