Как составить убеждающую речь


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Убедительная речь — это речь, предназначенная для того, чтобы склонить аудиторию к какому-либо действию. Если вы хотите, чтобы люди проголосовали, перестали мусорить или изменили свое мнение по важному вопросу, то убедительная речь будут эффективным способом повлиять на них. Успешная убедительная речь состоит из многих элементов. Однако с помощью некоторой подготовки и практики можно выступить ярко и эффективно.

  1. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 1

    1

    Изучите свою тему. Важно хорошо разбираться в теме своего выступления. Если вы еще не очень сильны в данном вопросе (например, потому что вы получили его в качестве задания), проведите некоторые исследования и извлеките максимальное количество информации.

    • Если ваша тема является спорной, было бы неплохо знать аргументы всех сторон.[1]
      Какой бы аргумент вы ни приводили, вы будете более убедительны, если сможете прокомментировать мнение противоположной стороны.
    • Выделите время и почитайте книги и статьи по своей теме. Можно пойти в библиотеку и попросить помощь у ее работников или просто зайти в интернет и найти несколько статей. Обязательно используйте надежные источники информации, такие как крупные новостные агентства, учебная литература или научные статьи.
    • Источники, ориентированные на определенное мнение, такие как колонка редактора, радиобеседы или идеологические новостные программы, могут быть полезны для выяснения того, что другие люди думают о вашей теме. Однако не стоит полагаться на них как на единственный источник информации. Они могут быть очень предвзятыми.[2]
      Если вы все-таки будете их использовать, обязательно прочитайте различные точки зрения по этому вопросу.
  2. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 2

    2

    Знайте свою цель. Важно понимать, чего именно вы пытаетесь достичь своей речью. Это поможет вам подстроить ее содержание под свои цели.[3]

    • Например, если вашей темой является переработка отходов, то, конечно, важно знать много информации об этом процессе. Однако в речи нужно отразить, каких именно действий вы стремитесь добиться от аудитории. Вы пытаетесь заставить людей проголосовать за общегородскую программу утилизации? Или вы пытаетесь призвать их сортировать стеклянный бутылки и жестяные банки и помещать их в отдельную мусорную корзину? Это будут разные речи, так что если вы заранее определите цель, это поможет вам создать свое послание.
  3. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 3

    3

    Поймите свою аудиторию. Также важно понимать свою аудиторию, ее взгляды и знания по данной теме. Это тоже повлияет на содержание речи.[4]

    • Если аудитория мало знакома с темой, то вам придется включить в свою речь больше справочной информации и рассказывать о ней более простым языком. Для аудитории, состоящей из специалистов по данной теме, простая речь, скорее всего, покажется скучной.[5]
    • Аналогично: аудиторию, которая уже поддерживает ваше мнение по данному вопросу, будет проще побудить к каким-либо действиям. Вам не нужно будет убеждать их, что вы правы, достаточно просто призвать к действию. И наоборот, аудиторию, которая не согласна с вами, нужно будет убеждать даже просто рассмотреть вашу точку зрения.[6]
    • Например, представьте, что вы хотите убедить свою аудиторию поддержать общегородскую программу утилизации отходов. Если люди уже считают, что переработка отходов важна, вам нужно лишь убедить их в ценности конкретной программы. Но если их не волнует эта тема или они выступают против этого, вам нужно будет сначала убедить их, что утилизация является полезной и стоящей вещью.
  4. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 4

    4

    Выберите правильный подход убеждения. В зависимости от темы и аудитории можно попытаться убедить людей в своей точке зрения несколькими способами. Со времен Древней Греции ораторы опирались на три основных подхода убеждения.

    • Этос. Это призыв к этике или морали аудитории.[7]
      Например: «Переработка отходов — это правильное решение. Пустая трата наших ограниченных ресурсов крадет их у будущих поколений, а это безнравственно».
    • Пафос. Это обращения к эмоциям аудитории.[8]
      Например: «Подумайте о животных, которые теряют свои дома каждый день из-за вырубки деревьев. Если бы мы перерабатывали больше отходов, мы могли бы спасти эти прекрасные леса».
    • Логос. Это призывы к логике или интеллекту аудитории.[9]
      Например: «Мы знаем, что запас природных ресурсов ограничен. При помощи переработки отходов мы сможем сделать так, чтобы они прослужили нам дольше».
    • Можно опереться на любую одну или несколько комбинаций.
  5. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 5

    5

    Изложите свои основные аргументы. После того как вы выбрали лучший подход убеждения для своей аудитории, проведите мозговой штурм, чтобы выявить основные аргументы, которые вы приведете во время выступления.

    • Количество аргументов в пользу вашей позиции будет зависеть от того, сколько времени отведено на речь.[10]
    • Как правило, достаточно иметь три-четыре опорных довода.[11]
    • Так, в речи из примера выше три основных аргумента могут быть следующими: 1) Переработка отходов экономит ресурсы; 2) Переработка отходов уменьшает количество мусора; 3) Переработка отходов является экономически эффективной.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 6

    1

    Напишите сильное вступление. Прежде чем вы приступите к убеждению аудитории, вам нужно сделать так, чтобы люди захотели вас выслушать. Сильное вступление состоит из пяти основных элементов:[12]

    • Захват внимания. Это может быть утверждение (или иногда нечто визуальное), которое привлечет внимание аудитории. Будет неплохо сделать вступление немного ошеломляющим или драматичным. Например, можно начать с информации (или фотографий) о том, что близлежащая свалка почти заполнена до отказа.
    • Связь с аудиторией. Это способ показать, что у вас есть нечто общее с аудиторией. Покажите, что у вас есть схожий жизненный опыт или какая-нибудь общая эмоциональная связь. Это будет полностью зависеть от знания аудитории. Например, если вы являетесь родителем, то при общении с другими родителями можно подчеркнуть заботу о будущем собственных детей. Если вы разделяете общие интересы или идеологическую позицию со своей аудиторией, можно сделать акцент на этом.
    • Ваши профессиональные успехи. Это средство показать, что вы обладаете хорошими знаниям по теме или являетесь носителем авторитетного мнения в ней. Сообщите об исследовании, которое вы провели по данной теме. Если у вас есть личный или профессиональный опыт работы в этом вопросе, обязательно это упомяните. В вышеуказанном примере можно сказать: «Я потратил много времени на изучение проблемы утилизации отходов и видов программ, доступных в других городах».
    • Ваша цель. Объясните аудитории, какого результата вы надеетесь добиться своей речью. Например: «Я надеюсь, что к концу моего выступления вы согласитесь с тем, что нам нужна общегородская программа утилизации отходов».
    • План речи. Наконец, расскажите аудитории, каковы будут основные моменты выступления. Например: «Я считаю, что мы должны начать программу утилизации по следующим трем причинам….».
  2. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 7

    2

    Предоставьте убедительные доказательства. Основная часть вашей речи должна содержать пункты, которые вы изложили вначале. Это должно предоставить аудитории несколько убедительных доводов в поддержку вашей точки зрения.

    • Расставьте эти пункты в логическом порядке. Не прыгайте с одной мысли на другую и обратно. Лучше завершите один аргумент, а потом перейдите к другому, который логически вытекает из предыдущего.[13]
    • Используйте достоверные источники из своих исследований для поддержки аргументов. Даже если ваша позиция более эмоциональна (пафос), введение некоторой фактической информации сделает ваш аргумент сильнее. Например: «Около 35% всех вырубленных деревьев используются для изготовления бумаги — это почти 160 000 км² леса».
    • Используйте примеры из реальной жизни, которые будут понятны аудитории. Даже аргумент, основанный на фактах и логике (логос), должен соотноситься с жизнью и интересами аудитории. Например: «Я знаю, что в эти трудные с точки зрения экономики времена многие из вас боятся повышения тарифов за вывоз мусора и утилизацию отходов. Однако в Удмуртии введение электронной территориальной схемы обращения с отходами оказалось выгодным, и исходный тариф в 166 рублей с человека снизился до 135,25 рублей. В результате жители региона экономят около 200 миллионов рублей в год».
  3. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 8

    3

    Прокомментируйте контраргументы. Несмотря на то что в этом нет явной необходимости, можно укрепить свою позицию, если в одном или нескольких опорных доводов рассмотреть мнения противоположной стороны. Это даст вам возможность обратиться к возможным возражениям аудитории и сделать свой аргумент сильнее.[14]

    • Обязательно описывайте противоположные взгляды справедливо и объективно. Подумайте, одобрит ли это описание тот, кто действительно придерживается этой точки зрения. Если вы не уверены, найдите сторонника этой позиции и спросите его мнение![15]
    • Например, не стоит говорить: «Противников утилизации отходов просто не волнует, что мы тратим впустую наши драгоценные ресурсы или наши деньги». Это несправедливое описание их мнения.
    • Лучше сказать так: «Противники утилизации отходов обеспокоены тем, что стоимость процесса может быть намного выше, чем просто использование новых материалов», — а потом предоставьте аргумент, почему это может быть более рентабельным вариантом.
  4. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 9

    4

    Завершите выступление призывом к действию. Заключение вашей речи должно напомнить слушателям о том, что вы им сказали. Оно также должно дать ясно понять, каких именно действий вы ожидаете от людей в дальнейшем.

    • Не просто повторяйте дословно то, что вы уже сказали. Лучше еще раз подчеркните, как ваши основные доводы поддерживают ваш призыв к действию. Например: «Итак, я продемонстрировал вам (пункты a, b и c). Эти три неоспоримых факта указывают на то, что общегородская программа утилизации отходов является наиболее разумным и этичным шагом, который мы можем предпринять, чтобы внести свой вклад в создание более стабильного будущего. Пожалуйста, присоединяйтесь ко мне в голосовании за эту программу в ноябре».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 10

    1

    Отрепетируйте свою речь. Чтобы речь оказалась эффективной в реальной жизни, самое главное, что вы можете сделать, — это практиковать ее как можно больше.

    • Попробуйте потренироваться перед зеркалом, чтобы понять, как вы произносите речь. Благодаря этому вы сможете оценить свое выражение лица и язык тела, которые способны как помочь, так и помешать вашей способности донести свой посыл.[16]
    • Например, возможно, вы заметите, что сутулитесь или теребите воротник. Эти действия внушают аудитории, что вы не уверены в себе.
    • А еще лучше, запишите себя на видеокамеру, а потом просмотрите запись. Так вы сможете увидеть (и услышать), какие моменты в выступлении нужно улучшить.[17]
      Вы сможете услышать, как звучит ваша речь со стороны, и аудиозапись будет отвлекать вас меньше, чем зеркало, во время репетиции.
    • После нескольких самостоятельных репетиций попробуйте выступить перед небольшой группой друзей или членов семьи. Спросите их мнение о вашем посыле и его подаче.[18]
  2. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 11

    2

    Оденьтесь соответствующе. В день выступления оденьтесь соответственно месту и аудитории, перед которой вы будете выступать.[19]

    • В целом, это значит одеться профессионально. Однако степень формальности будет варьироваться. Выступление в клубе любителей кино, чтобы убедить их устроить показ вашего фильм, не потребует такой же степени формальности, как разговор с руководителями компании по кинопрокату.[20]
      Для выступления перед руководителями лучше надеть костюм. Для клуба это, скорее всего, будет перебор.
  3. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 12

    3

    Расслабьтесь. Многих людей пугают публичные выступления, однако постарайтесь расслабиться и быть самим собой, когда будете произносить речь.

    • Ведите себя дружелюбно и устанавливайте зрительный контакт с аудиторией. [21]
    • Перемещайтесь, когда это уместно, но не ерзайте и не теребите одежду и волосы.[22]
    • Не читайте речь. Можно использовать пару заметок, чтобы не сбиваться с курса, однако основную часть текста стоит выучить наизусть.[23]
    • Справляйтесь с неприятными обстоятельствами. Если вы допустили ошибку, не позволяйте ей разрушить всю вашу речь. Используйте это как возможность внести немного юмора в выступление. Потом двигайтесь дальше.[24]
  4. Изображение с названием Write a Persuasive Speech Step 13

    4

    Задействуйте аудиторию. Если вы хотите, чтобы аудитория совершила нечто конкретное, предоставьте ей все ресурсы, чтобы облегчить этот процесс. Непросто мотивировать людей к действию, но если оно покажется им простым, они с большей вероятностью совершат его.[25]

    • Например, если вы хотите, чтобы ваши слушатели обратились к мэру, требуя внедрение программы по утилизации отходов, не просто попросите их сделать это. Раздайте им конверты с марками и подписанным адресом для отправки письма или визитки с номером телефона мэра и адресом его электронной почты. Если вы сделаете это, скорее всего, за вами последует больше людей.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Патрик Муньос — международно признанный тренер по голосу и речи, специализирующийся на публичных выступлениях, силе голоса, акцентах и диалектах, избавлении от акцента, озвучании, актерской речи и речевой терапии. Работал с такими клиентами, как Пенелопа Крус, Ева Лонгория и Розалин Санчес. Был признан лучшим тренером по голосу и диалектам в Лос-Анджелесе по версии журнала BACKSTAGE, работает на компании Disney и Turner Classic Movies, является членом Ассоциации тренеров по голосу и речи.

    Patrick Muñoz

    Говорите от души и устанавливайте связь с аудиторией. Смотрите людям в глаза и действительно общайтесь с ними. Убедитесь, что вам комфортно произносить свою речь и что вы говорите мягким, уверенным тоном.

    Реклама

Советы

  • Говорите вперед, уверенно проецируя голос на аудиторию. Не говорите вниз по направлению к полу.
  • Старайтесь ссылаться на статистику и использовать достоверные, непредвзятые источники.
  • Исследуя свою аудиторию, узнайте, что ее мотивирует. Постарайтесь мотивировать людей теми же идеями и ценностями, которые им уже дороги.
  • Не бойтесь использовать немного уместного юмора в речи. Так людям будет проще слушать о сложных темах, и это сделает вас более привлекательным для аудитории.[26]
  • Огладывайте аудиторию, устанавливая зрительный контакт, особенно во время пауз в речи. Если вы будете нервничать, выберите одного человека в аудитории и представьте, что говорите только с ним. Через некоторое время выберите кого-нибудь другого и повторите.[27]
  • Расслабьтесь перед выступлением, подумав о приятном воспоминании. Это поможет вам снять немного напряжения.

Реклама

Предупреждения

  • По возможности не идите на конфронтацию. Не ведите себя саркастично или насмешливо, обсуждая точки зрения, отличные от ваших. Это может вызвать отчуждение у людей, даже у тех, кто, возможно, согласен с вами.
  • Не будьте напыщенными или высокомерными во время выступления. Ведите себя скромно и будьте открыты для вопросов, предложений и обратной связи.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9913 раз.

Была ли эта статья полезной?

Структура убеждающей речи

Структура убеждающей речи

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Содержание

  • 1 Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко
  • 2 Принцип 2. Ориентируемся на слушателя
  • 3 Принцип 3. Собираем доказательства
  • 4 Принцип 4. Контролируем реакцию людей
    • 4.1 Метод озвучивания доказательств
    • 4.2 Метод решения проблем
    • 4.3 Метод сравнительных достоинств
  • 5 Принцип 5. Мотивация – это важно
  • 6 Принцип 6. Будем честными и открытыми

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

примеры убеждающей речи

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.

убеждающая речь

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм. Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

  • Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
  • На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
  • Поступить в университет детям будет на 50% проще.
  • Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
  • Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Принцип 5. Мотивация – это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

структура убеждающей речи

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Принцип 6. Будем честными и открытыми

Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:

  • Говорите только правду.
  • Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
  • Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
  • Предоставляйте источники ваших сведений.

Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.

Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию. Рассмотрим специфические приемы, разработанные для того, чтобы помочь вам достичь целей, связанных с убеждением. Эти принципы помогут сделать вашу речь более эффективной.

Принцип 1. Вы скорее убедите аудиторию, если сможете конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать

Ваша убеждающая речь, скорее всего, будет предназначена либо для того, чтобы сформировать или изменить мнение слушателей, либо для того, чтобы побудить их к действию. Вы декларируете желание, чтобы ваши слушатели что-то делали. Вот два заявления о целях, в которых выражается стремление добиться действий:

  • Я хочу, чтобы мои слушатели внесли денежные пожертвования на избирательную кампанию этого кандидата.
  • Я хочу, чтобы мои слушатели пришли на спектакль, поставленный студентами нашего колледжа.

Принцип 2. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели

Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. На словах люди обычно выражают свои установки в виде мнений. Так, фраза: «Я думаю, что важно быть в хорошей физической форме» представляет собой мнение, отражающее позитивную установку человека на поддержание хорошей физической формы.

Вам необходимо выяснить, какие позиции занимают будущие слушатели. Чем больше вы соберете данных о своей аудитории и чем больше у вас опыта в области анализа аудиторий, тем выше ваши шансы сделать правильную оценку.

Установки аудитории (выраженные в виде мнений) можно распределить по непрерывной шкале, от исключительно благосклонных до враждебных. Хотя во всякой аудитории некоторые мнения могут располагаться почти что в любой точке этого распределения, в целом мнения аудитории обычно концентрируются вокруг определенной точки. Эта точка концентрации представляет собой обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.

Вы должны охарактеризовать вашу аудиторию как имеющую позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения), не имеющую определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны) или имеющую негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения). Тогда вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.

Континуум мнений можно представить следующим образом:

  • Враждебное
  • Несогласное
  • Умеренно несогласное
  • Ни за ни против
  • Умеренно благосклонное
  • Благосклонное
  • Исключительно благосклонное

1. Позитивная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели уже разделяют ваше мнение, то вам стоит подумать о том,чтобы пересмотреть свою цель, сосредоточившись на конкретной программе действий.

2. Отсутствие определенного мнения. Если вы считаете, что у слушателей нет определенного мнения по вашей теме, вы можете поставить себе цель сформировать их мнение или убедить их действовать:

  • Если вы думаете, что аудитория не имеет никакого мнения, потому что она не информирована, то ваша стратегия должна состоять в том, чтобы дать достаточно информации, которая поможет слушателям понять суть дела, прежде чем вы обратитесь к ним с убедительным призывом, агитирующим за определенное мнение или побуждающим к действиям.
  • Если вы считаете, что аудитория нейтральна по отношению к предмету, значит, слушатели способны рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. В этом случае ваша стратегия должна включать представление наилучших из возможных аргументов и подкрепление их самой лучшей информацией, какую вы только сможете найти. Если ваша оценка окажется правильной, с такой стратегией вы имеете высокие шансы на успех.
  • Если вы полагаете, что слушатели не имеют никакого мнения, потому что предмет им безразличен, все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с этой безразличной позиции. Вместо того чтобы сосредоточиваться на информации, выступая перед такой аудиторией, вам лучше сделать акцент на мотивации. Вам нужно будет использовать меньше материала, подтверждающего логическую цепочку ваших доказательств, и больше — обращенного непосредственно к нуждам слушателей.

3. Негативная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели не согласны с вами, ваша стратегия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной:

  • Если вы думаете, что слушатели стоят на позиции умеренного несогласия по отношению к вашему предложению, вы можете вполне прямо приводить им свои аргументы, надеясь на то, что весомость этих аргументов заставит их перейти на вашу сторону. Выступая перед негативно настроенной аудиторией, позаботьтесь о том, чтобы излагать материал объективно и представлять дело достаточно ясно, чтобы слегка несогласные с вами люди захотели обдумать ваше предложение, а полностью несогласные, по крайней мере, поняли вашу точку зрения.
  • Если вы думаете, что ваша аудитория настроена враждебно по отношению к вашей цели, вам, может быть, лучше приступить к теме издалека или подумать о том, чтобы поставить перед собой какую-нибудь не столь претенциозную цель. Ожидать полного переворота в отношениях или в поведении в результате только одной речи, вероятно, бессмысленно. Если вы выступите со скромным предложением, призывающим лишь немного изменить отношение, вы, возможно, будете способны заставить своих слушателей, по крайней мере, задуматься о том, что ваше сообщение может иметь какую-то ценность. Позже, когда идея уже «пустит корни», вы сможете предложить им продвинуться еще дальше.

Принцип 3. Вы скорее убедите аудиторию, если речь будет содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели

Люди гордятся своей рациональностью. Мы редко делаем что-либо без какой-нибудь реальной или воображаемой рациональной причины. Чтобы удовлетворить эту потребность слушателей, основные положения направленной на убеждение речи обычно формулируются как доводы, то есть заявления, объясняющие, почему предложение оправдано.

Как найти хорошие доводы? Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Если вы хорошо знакомы со своим предметом, у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие-то доводы.

Как только вы составите список возможных доводов, взвесьте и оцените их, чтобы выбрать из них три или четыре хороших. Вот несколько критериев для оценки предполагаемых доводов.

  1. Хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами. Некоторые доводы звучат внушительно, но не могут быть подкреплены фактами. Вы можете удивиться, обнаружив, как много доводов, упоминаемых в различных источниках, при подготовке речи вам придется отбросить из-за того, что им не находится достаточного подкрепления.
  2. Хорошие доводы должны иметь отношение к предложению. Иногда заявления выглядят как доводы, но на самом деле не несут в себе никаких реальных доказательств.
  3. Хорошие доводы должны оказывать воздействие на предполагаемую аудиторию. Даже если довод хорошо подкреплен, он не будет эффективно работать в такой аудитории, где большинство не считает использованный вами критерий главным для оценки ситуации. Хотя вы и не всегда точно знаете, какое воздействие окажет ваш довод на аудиторию, вы можете приблизительно оценить его воздействие на основе сделанного вами анализа аудитории.

Вам следует задать себе минимум три вопроса, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь представить действительно убедительное доказательство.

  1. Из какого источника взяты сведения? Подобно тому как мнения некоторых людей более достойны доверия, чем мнения других, так и некоторые печатные источники являются более надежными. Если доказательство взято из ненадежного или предвзятого источника, поищите подтверждение в других источниках или исключите это доказательство из своей речи.
  2. Современны ли сведения? Продукты, идеи и статистические данные лучше всего свежие. Сведения пятилетней давности могут оказаться неверными сегодня. Более того, в статье вышедшей на прошлой неделе газеты могут использоваться сведения пятилетней давности.
  3. Имеют ли эти сведения отношение к делу? Убедитесь, что доказательство служит непосредственным обоснованием ваших доводов. Если это не так, отбросьте его.

Принцип 4. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете выстраивать свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей

Самыми распространенными схемами, по которым вы будете строить вашу убеждающую речь, являются методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации.

Метод изложения рациональных доводов. Это прямолинейная схема, следуя которой вы представляете аудитории наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в таком порядке: второй по силе довод в начале, самый сильный довод в конце, остальные — между ними. Этот метод будет работать, если ваши слушатели не имеют никакого определенного мнения о предмете, относятся к нему безразлично или, возможно, лишь немного склоняются в сторону «за» или «против».

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования:

  1. Полученные средства позволят школам возродить важные программы (второй по силе довод).
  2. Полученные средства пойдут на прибавку к зарплате учителям, в которой они очень нуждаются, так как стоимость жизни выросла.
  3. Реальные издержки для каждого члена общества будут очень маленькими (самый сильный довод).

Метод решения проблемы. Вы можете прояснить суть проблемы и наглядно объяснить, почему предложенное решение является наилучшим. Структура речи, построенной по этому методу, часто организуется вокруг трех основных положений:

  1. есть проблема, которая требует действий;
  2. данное предложение поможет разрешить проблему;
  3. данное предложение является наилучшим решением проблемы, потому что оно обеспечивает позитивные результаты.

Этот метод также состоит в прямолинейном изложении доводов, так что он лучше всего будет работать в тех случаях, когда предмет относительно мало знаком аудитории, — когда она просто не знает о существовании проблемы, или когда аудитория не имеет никакого мнения, или в умеренной степени либо за, либо против предложенного решения.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Нехватка денег приводит к серьезным проблемам в общественном образовании (постановка проблемы).
  2. Предполагаемого дохода от введения налога будет достаточно, чтобы решить эти проблемы (решение).
  3. На сегодня, введение школьного налога — наилучший метод решения проблем общественного образования (позитивные результаты).

Для речи, построенной с использованием схемы решения проблемы, логика, связывающая доводы и цель оратора, может быть выражена так: если представленная проблема не решается или не может быть решена с помощью текущих мер, а данное предложение способно разрешить проблему практично и выгодно, то предложение должно быть принято.

Метод сравнительных достоинств. Структура метода сравнительных достоинств позволяет оратору сместить акцент на преимущества предлагаемого курса действий. Вместо того чтобы представлять предложение как способ разрешения серьезнейшей проблемы, этот метод изображает его как нечто, что должно быть принято только по причине его преимуществ перед тем, что в настоящее время делается.

Наиболее действенной эта схема оказывается в случае, когда аудитория согласна либо с тем, что существует проблема, которая должна быть разрешена, либо с тем, что предложение лучше всех альтернативных, даже если на данный момент нет никаких конкретных проблем. Подход к вопросу введения школьного налога с позиций сравнения достоинств будет выглядеть примерно так.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Доходы от этого налога позволят школам повысить качество их программ (достоинство 1).
  2. Доходы от этого налога позволят школам приглашать на работу более квалифицированных учителей (достоинство 2).
  3. Доходы от этого налога позволят школам закупить более современное оборудование (достоинство 3).

Для речи, построенной по схеме сравнительных достоинств, логика организации, связывающая доводы и цель речи, может быть выражена так: если изложенные доводы показывают, что данное предложение обеспечивает значительное улучшение по сравнению с тем, что в настоящее время делается, то предложение должно быть принято.

Метод мотивации. Сочетает в себе решение проблемы и мотивацию слушателей. Он следует схеме решения проблемы, но при этом включает в себя необходимые шаги, предназначенные для того, чтобы усилить мотивационный эффект речи. Мотивационная схема, как правило, состоит из пяти шагов:

  1. шаг привлечения внимания;
  2. шаг утверждения потребности, полностью раскрывающий природу проблемы;
  3. шаг удовлетворения потребности, дающий объяснение того, как предложение удовлетворительным образом разрешает проблему;
  4. шаг наглядного представления, показывающий, что значит предложение лично для каждого слушателя;
  5. шаг — призыв к действию, выделяющий конкретное направление, в котором слушателям следует действовать.

Мотивационная схема речи в защиту предложения поддержать введение школьного налога будет выглядеть так.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Сравнение результатов тестов на знание математики и естественных наук, выполненных учениками разных стран, заставляет нас обратить внимание на нашу систему образования (внимание).
  2. Недостаток денег, который является результатом мер по уменьшению издержек, отрицательно сказывается на способности наших школ качественно преподавать базовые академические дисциплины (потребность, заявление о проблеме).
  3. Предлагаемый налог даст доход, достаточный для того, чтобы разрешить эту проблему, поскольку с его введением появится возможность направлять больше средств на учебные нужды (удовлетворение потребности, как предложение разрешает проблему).
  4. Это будет ваш вклад не только в образование ваших детей, но и в то, чтобы вернуть нашу образовательную систему на уровень мировых стандартов, которым она когда-то соответствовала (наглядное представление смысла предложения лично для каждого).
  5. Вскоре нам предстоит голосование, на котором вы можете ответить «да» и тем самым проявить свою добрую волю и готовность поддержать введение крайне необходимого школьного налога (призыв к действию, указывающий конкретное направление действий).

Поскольку мотивационная схема — это вариант схемы решения проблемы, логика организации речи здесь во многом та же: если текущие меры не разрешают проблему, новое предложение, которое, действительно, способно разрешить ее, должно быть принято.

Принцип 5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их

Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996), часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.

1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе. Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.

Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе.

2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией. Например, в трудные с экономической точки зрения времена люди больше озабочены удовлетворением физиологических потребностей и потребностей безопасности, и поэтому будут менее склонны реагировать на обращение к общественным чувствам и альтруизму.

Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).

Принцип 6. Вы скорее сможете убедить аудиторию, когда она видит в вас заслуживающий доверия источник

Чтобы речь была эффективной, важно доверие слушателей к оратору. Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленными, подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей, своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, вы должны вести себя этично. Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи.

  1. Говорите правду. Из всех правил это, возможно, самое важное. Аудитория, которая соглашается слушать вас, оказывает вам доверие и ожидает, что вы будете честны по отношению к ней. Следовательно, если люди считают, что вы лжете, или позднее узнают, что вы солгали, они отвергнут вас и ваши идеи. Но говорить правду значит не только избегать намеренной, прямой лжи. Если вы не уверены, что информация правдива, не используйте эту информацию до тех пор, пока не проверите ее. Неведение редко принимается в качестве извинения.
  2. Давайте вашу информацию в перспективе. Многие люди бывают настолько взволнованы содержанием сообщаемой ими информации, что преувеличивают ее значение. Хотя небольшое преувеличение может восприниматься совершенно естественно, когда оно начинает выглядеть искажением, многие рассматривают это как ложь.
  3. Воздерживайтесь от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями. Кажется, почти все согласны с тем, что оскорбления в адрес противника и другие, не относящиеся к делу, личные нападки пагубно сказываются на образе оратора как достойного доверия человека. Ответственные слушатели понимают, что такая тактика не добавляет силы доказательствам оратора и представляет собой злоупотребление привилегированным статусом человека, стоящего на трибуне.
  4. Приводите источники любой негативной информации. Происхождение идей часто не менее важно, чем сами по себе идеи, особенно если заявление содержит порицание или компрометирующую информацию. Если вы собираетесь обсудить какие-то проступки отдельных граждан или организаций или ниспровергнуть идею, основываясь на словах или идеях, почерпнутых вами где-то со стороны, приводите источник, из которого вы берете свои сведения и аргументы.

Резюме

Убеждающие речи произносятся для того, чтобы сформировать или изменить мнение аудитории или мотивировать слушателей совершить какие-то действия. Принципы, которыми следует руководствоваться при составлении и презентации публике такой речи, соответствуют описанным нами шагам подготовки информационной речи.

  1. Запишите четкую цель убеждающей речи — заявление, говорящее о том, чего вы хотите добиться от аудитории: что она должна думать или делать.
  2. Проанализируйте область интересов и уровень знаний аудитории и ее возможное отношение к вашей цели.
  3. В основной части речи приведите веские доводы — заявления, отвечающие на вопрос, почему предложение должно быть принято.
  4. Постройте свою речь так, чтобы ее организация соответствовала вашей цели и вашему анализу аудитории. Есть четыре общепринятые организационные схемы для убеждающих речей — это изложение рациональных доводов, решение проблемы, сравнение достоинств и мотивация.
  5. Постарайтесь мотивировать слушателей, дополнительно поработав над своим языком, так чтобы вы могли пробудить их эмоции, особенно в ключевых местах вашей речи, в ее начале и заключении.
  6. Оправдывайте доверие, которое вам оказывают. Одна из наиболее важных вещей, необходимых для того, чтобы завоевать доверие слушателей, особенно в случае убеждающих речей, это этичное поведение. Преподносите вашу речь в убедительной манере. Хорошая подача материала особенно важна, когда вы хотите своими словами убедить других.

В классическом труде Аристотеля «Риторика» описываются три модуса, из которых должна состоять успешная речь оратора – логос, пафос и этос. В этой статье мы расскажем о том, какова роль каждого из них при подготовке убеждающей речи.

Прежде всего давайте договоримся, каковы критерии «успешной речи». Обычно мы определяем успех как достижение поставленной цели. Выработайте привычку перед каждой возможной коммуникацией задавать себе вопрос о цели. Ведь, как вы помните, еще Сенека говорил: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра». Готовите ли вы презентацию или собираетесь написать комментарий под постом, ответьте себе на несколько вопросов:

  • Зачем я это делаю?
  • Что я хочу получить от собеседника?
  • Какой результат меня устроит?

Будем честны, идеальная ситуация, когда одно выступление меняет ход мыслей или картину мира группы людей или даже одного человека, практически недостижима. Более реальные цели заключены в диапазоне от «хочу, чтобы меня выслушали» до «хочу, чтобы собеседник или аудитория согласились со мной по конкретному вопросу». Ответы «выплеснуть эмоции, поставить на место, перехитрить» возможны, но скорее всего, не согласуются с вашими долгосрочными целями и ценностями.

Сформулировав цель, подумайте, какие ресурсы вы потратите и каковы возможные «побочные эффекты». Вспомните, как вы ругали себя за то, что ввязались в дискуссию под постом малознакомого вам человека, проведя полночи перед экраном, написав много обидных слов друзьям, и чувствуя себя совершенно разбитым наутро!

Таким образом, сопоставив желаемый результат, необходимые усилия и возможные последствия, вы можете оценить эффективность предстоящей коммуникации. И тогда либо сознательно организуете свою мыслительную и речевую деятельность, либо вовсе откажетесь от ненужной вам коммуникации, приняв рациональное решение сберечь ресурсы.

Допустим, что вы определили цель коммуникации и готовы прикладывать усилия для достижения этой цели.

Как подготовить убеждающую речь? Согласно Аристотелю, нужно использовать три модуса убеждения – логос, пафос и этос.

Логос – это мысль, заключенная в речи, – рациональная составляющая вашего выступления. С помощью логических доводов, фактов, статистики, конкретных примеров и грамотной речи вы апеллируете к разуму вашего собеседника. Как выстроить структуру выступления и каким условиям должны удовлетворять аргументы-доказательства, мы уже писали в других статьях нашего блога.

Коммуникация на основе чистого логоса свойственна ученым, когда они дискутируют письменно – с помощью научных статей. В остальных сферах жизни идеальная логика и исключительно рациональные аргументы, увы, не гарантируют успешной коммуникации. Интеллект, знания, аналитические способности часто не работают из-за того, что рациональные аргументы не воспринимаются вашим собеседником как убедительные: они либо непонятны, потому что изложены сложным языком с множеством специальных терминов, либо не трогают и не запоминаются, потому что находятся вне ценностей и актуальных потребностей слушателя. Поэтому уровень сложности аргументов и стиль речи нужно тщательно выбирать в зависимости от того, к кому будет обращена ваша речь, а также использовать другие модусы убеждения.

Пафос – в переводе с греческого «воодушевление, страсть» — обращение к эмоциям собеседника. Это воздействие на чувства с помощью ярких, детализированных, контрастных образов и невербальных средств – интонации, жестов, громкости голоса, пауз, акцентов.

Рассказывание историй – мощный инструмент для создания нужного оратору эмоционального состояния слушателей, в котором будет легче добиться согласия аудитории с приводимыми аргументами. Этим инструментом часто пользуются адвокаты: цитируя норму закона, ссылаясь на результаты экспертиз, вплетая установленные факты в эмоциональную историю, используя ораторские навыки, адвокат достигает цели коммуникации – суд соглашается с его тезисом. Самые знаменитые адвокатские речи – это всегда логос с большой долей пафоса.

В нашем блоге есть статья о том, как начать использовать сторителлинг в своих выступлениях.

Этос – от греческого «нрав, характер» – давление авторитетом. Оратор завоевывает доверие и расположение аудитории, используя харизматичность, артистичность, демонстрируя собственную экспертизу или ссылаясь на известные авторитетные личности.

Аргумент, представленный признанным профессионалом, руководителем или знаменитостью, как правило, имеет большую убеждающую силу. Именно поэтому полезно в начале выступления рассказать о своих достижениях в той области, о которой пойдет речь, использовать подходящие цитаты, приводить примеры из жизни значимых для аудитории людей.

В психологии описан «Эффект доктора Фокса», который состоит в том, что харизма оратора может полностью замаскировать для обучающихся его некомпетентность. При этом слушатели считают, что они действительно чему-то научились. В эксперименте, проведенном в медицинском университете, профессиональный актер, представленный студентам как «доктор Фокс», прочел лекцию о применении теории игр в медицине. Яркая внешность, активная жестикуляция, живое общение с аудиторией произвели настолько сильное положительное впечатление на студентов, что они не заметили, что его «лекция» содержала в себе логические противоречия, была бессмысленна и бесполезна.

Наверняка вам известны случаи, когда речь «ни о чём», произносимая уверенно и с большим количеством профессиональной лексики, спасала кого-то на экзамене или семинаре. Регулярное использование этого приема в долгосрочной перспективе, конечно, плохо скажется на вашей репутации. Но эффект доктора Фокса может принести и реальную пользу, если вам предстоит выступление перед незнакомой аудиторией. Уделите внимание своему внешнему виду, постарайтесь задавать вопросы слушателям, шутить, поддерживать высокий темп выступления, использовать принятую в этой аудитории терминологию – создайте впечатление «он(-а) знает, о чем говорит!», тогда и ваши аргументы с большей вероятностью посчитают убедительными.

Если вы сами слушаете лекцию, в которой спикер предпочитает пафос и этос в ущерб логосу, включите критическое мышление, внимательно следите за структурой и логикой выступления, анализируйте аргументы, одним словом, постарайтесь не попасться в ловушку манипуляций.

В заключение напомним, что все советы работают, если вы регулярно используете их на практике. Выбирайте достойные цели коммуникации и достигайте их с помощью своих убеждающих речей.

Рекомендуем почитать:

  • Плевако Ф.Н. Речи. Под редакцией И. К. Муравьева. T. 1.
  • Плевако Ф.Н. Речи. Под редакцией И. К. Муравьева. T. 2.
  • Кони А.Ф. Судебные речи. Издание четвертое, значительно дополненное.
текст публичной речи

По словам Наполеона Бонапарта: «Не умеющий держать речь карьеры не сделает». Во все времена люди уважали тех, кто умел говорить и завладеть вниманием слушателей. На сегодняшний день умение красиво говорить необходимо не только актёрам и политикам. И логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи, не так ли?

Всё более серьёзные позиции занимает интернет-деятельность. Блогерам и ведущим видеоканалов необходимо произносить речи различного характера для видеосъемки, тренерам и экспертам — для выступления онлайн на вебинарах, записи обучающих материалов и продающих роликов.

Умные люди это понимают и многие не раз высказывались о том, что владение словом — это главное оружие, с помощью которого ведутся политические и рекламные кампании. Поэтому важность умения коротко и емко выразить свою мысль трудно переоценить.

Как известно, цель публичной речи в том, чтобы внести изменение в поведение слушателей и зрителей, воздействовать на их разум и чувства. Поэтому стоит в первую очередь определиться с жанром вашей речи.

Современная классификация речей по жанрам

1. Социально-политические речи

  • Доклады на собраниях, конференциях, конгрессах.
  • Политическая и дипломатическая речи.
  • Военно-патриотическая речь.
  • Политическое обозрение.
  • Агитаторские и митинговые речи.

2. Академическое красноречие

  • Лекции в высших учебных заведениях.
  • Научные обзоры и доклады.
  • Информационные научные сообщения.

3. К судебным речам относятся

  • Обвинительная, прокурорская речь.
  • Речь защитника, адвокатская.

4. Социально-бытовые речи

  • Юбилейные и поздравительные речи.
  • Тост или застольная речь.
  • Надгробная и поминальная речи.

5. К богословско-церковным можно причислить

  • Церковную проповедь.
  • Соборную речь.

Разумеется, что чаще всего в обыденной жизни мы используем социально-бытовой жанр. А вот для рабочих моментов нынче актуальны:

  1. Информационные и обучающие выступления из академического красноречия.
  2. Убеждающие и рекламные (продающие) речи с призывом из социального.

Если ещё лет 10-20 назад пользовались популярностью познавательные лекции, то сейчас интерес широкой аудитории к ним почти исчерпан. Теперь в фаворе интерактивные публичные выступления: семинары (вебинары), мастер-классы, тренинги.

Наиболее востребованный вид речи для бизнеса в интернет — это убеждающая короткая речь с призывом. К ней можно отнести разнообразные презентации продуктов и услуг, приглашения на мероприятия и даже самопрезентации.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

Как правильно составить публичное выступление

Грамотно составленная речь всегда имеет 3-частную форму: вступление, основную часть и заключение. Еще в древности, когда наука риторика была в большом почете, особое внимание уделялось началу речи, которое и тогда рекомендовалось, и сейчас рекомендуется выступающим — заучить.

Несмотря на то, что вы, возможно, потратите больше всего времени именно на его создание, звучать оно должно очень естественно. Вот 4 беспроигрышных варианта, с которых можно начать:

  1. С интересного или шокирующего факта по теме выступления. Вы наверняка замечали, как спикеры, которые вам нравятся, произносили в начале своего выступления фразы наподобие: а знаете ли вы…?
  2. Можно сразу же сделать акцент на актуальности, важности, полезности того, о чём вы собираетесь говорить. И звучит это часто примерно так: советую вам дослушать мою речь до конца, потому что…
  3. Отлично прозвучит в начале также крылатое выражение или пословица по теме. К примеру, для текста этой публикации я нашла афоризм Наполеона.
  4. Риторический вопрос — отличное начало речи, особенно когда он касается наболевшей темы аудитории перед которой вы выступаете.

Какие элементы должны обязательно содержаться в убеждающей речи?

1) Аргументы:

  • какие-то свершившиеся факты, о которых можно упомянуть;
  • цифры, статистика;
  • народная мудрость — приметы, поговорки, фразеологизмы;
  • цитаты, мнения авторитетных источников.

2) Обоснования – базируются на человеческих ценностях:

  • здоровье;
  • дети, семья, отношения;
  • свобода — людям важно осознавать, что они свободны в своем выборе, что у них свободный график, что они свободны поступать как им хочется, у них есть свободное время;
  • любовь, отношения.

И аргументы, и обоснования очень важны, ведь люди по типу восприятия разные — кто-то лучше воспринимает, к примеру, цифры, а кто-то лучше реагирует на обоснования. Главная цель убеждающей речи — побудить слушателей/зрителей совершить какое-то действие.

Чтобы ваша речь убеждала слушателей, и не позволила им переключить своё внимание обязательно используйте риторические приёмы: метафоры, сравнения, эпитеты. Погружайте их в определенную атмосферу или обстоятельства. Приводите примеры, найдите моменты, где в вашей речи можно было бы использовать юмор.

Финал или заключение речи зависит от выбранного вами жанра. Для информационных и обучающих выступлений лучше всего подвести итоги сказанного, как говорил А. В. Суворов “Повторение — мать учения”.

Агитационные, рекламные речи всегда заканчивайте призывом, и вряд ли вам подойдет “Да здравствуют мир, труд, май!” (хотя конечно можно пожелать им здравия :)). Гораздо больше подойдут глаголы в повелительном наклонении, призывающие что-то сделать: подпишитесь, приходите, возьмите визитку, запишите контакты и т.п.

ВАЖНО! Никогда не завершайте свою речь по примеру Добрыни Никитича из м/ф про 3-х богатырей: ну вот так вот как-то…

Если вы — эксперт, мастер своего дела, то познакомьтесь с алгоритмом убеждающей речи, которая аргументирует ваше мнение с помощью примеров. Смотрите фрагмент из тренинга Майкла Бэнга «Мастерство публичных выступлений». Майкл Бэнг, лучший продавец мира 1990-х годов, основатель «Международной школы продаж» и один из самых востребованных консультантов в Европе.

Примеры текстов для публичного выступления

Натали Портман прославилась в 13 лет, сыграв роль девочки-подростка в фильме Люка Бессона «Леон» (Léon), которая дружит с наёмным убийцей Леоном (Жан Рено).

Она проявила свой талант и в других своих работах, но окончательно покорила сердца зрителей, сыграв роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу в фильме Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза».

Речь Натали Портман (с русскими субтитрами) перед выпускникам Гарварда 2015

В её тексте публичной речи сквозит важная мысль, которую она хотела донести выпускникам Гарварда — это личное развитие, единственная вещь, в которой мы точно можем быть лучшими. Личное формирование — это одна из тем, которая затрагивается в фильме «Черный лебедь», где её персонаж Нина становится артистически успешной тогда, когда она обнаруживает удовольствие в совершенствовании себя, а не тогда, когда пытается другим казаться идеальной.

«Примите свои недостатки в знаниях и обратите это себе на пользу» — сказала Натали Портман и рассказала историю одного знакомого известного скрипача, который поведал ей, что он не может стать композитором, потому что знает слишком много музыкальных произведений и когда начинает писать ноты, то ему сразу же на ум приходит знакомое, уже существующее сочинение.

Натали полагает, что незнание того, с чем предстоит столкнуться выпускникам — одно из преимуществ. «Вы можете сочинять, потому что ваш разум еще не заполнен огромным количеством произведений, и вы не считаете многие вещи само собой разумеющимися. Единственный правильный способ сделать что-либо знаете только вы сами. Вы, сегодня здесь собравшиеся, достигните многих выдающихся вещей. У меня нет сомнений по этому поводу.»

Публичная речь Стивена Спилберга перед выпускниками Гарвардского университета 2016

«Я создаю миры, которые существуют всего два часа. Вы — мир, который будет жить вечно» — режиссер, продюсер и сценарист, миллиардер, и один из самых известных людей на планете Стивен Спилберг выступил в своей речи перед выпускниками Гарварда в мае 2016 года.

Стивену пришлось потратить 37 лет, чтобы получить диплом, а все потому, что на втором курсе колледжа ему предложили работу мечты на Universal Studios, так что пришлось бросить учебу. Тогда он сказал своим родителям, что, если с кино не сложится, он вернется в университет.

Но все отлично сложилось. И мир увидел «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Челюсти» и тетралогию об Индиане Джонсе. Вернулся Стивен Спилберг в университет из-за своих детей, которых у него семеро.

Поскольку он настаивал, воспитывая их, на важности высшего образования, но сам этот путь не прошел, поэтому в пятьдесят лет поступил в университет штата Калифорния — Лонг-Бич, и все-таки получил диплом. Признается, что палеонтологию ему зачли благодаря «Парку Юрского периода».

Публичная речь Марка Цукерберга перед выпускниками Гарварда 2017

Марк Цукерберг — американский программист и предприниматель в области интернет-технологий, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook и руководитель компании Facebook Inc.

Самый молодой долларовый миллиардер в истории человечества, не окончил этот университет, но получил почетную степень доктора юриспруденции. Эмоциональная речь Марка Цукерберга «Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться» вдохновила целый мир.

Его текст публичной речи содержит такой ключевой фрагмент:

«В нашем обществе мы часто не совершаем больших поступков, потому что так боимся совершить ошибку, что игнорируем все плохое, существующее в обществе сегодня, и ничего не делаем. На самом деле, у всего, что мы делаем, в будущем будут недочеты. Но это не должно помешать нам начать.

Так чего же мы ждем? Пришло время дел, которые определят наше поколение. Как насчет того, чтобы остановить изменение климата до тех пор, пока мы разрушим планету, и вовлечь миллионы людей в процесс создания и установки солнечных батарей.

Как насчет того, чтобы вылечить все болезни и попросить волонтеров отслеживать данные о своем здоровье и делиться геномами? Сегодня мы тратим в 50 раз больше на то, чтобы лечить больных, чем на поиск средств, которые бы позволили людям не болеть. Это бессмысленно. Мы можем это исправить.»

Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время».

Этапы подготовки публичной речи

Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки:

  1. Сбор и анализ информации.
  2. Составление текст публичной речи.
  3. Тренировка произнесения текста речи.

Часто мы восхищаемся и переслушиваем речи великих ораторов. Были ли эти речи импровизациями? Нет — конечно же их готовили!

Известна цитата Марка Твена: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь». Он готовился к тому, «что» будет говорить и «как». После подготовки смыслов своей речи очень важно тренироваться ее произносить.

Даже если вы освоили интонации, немаловажную роль также имеет эмоциональность речи — чередование улыбки и серьезности, замедлении и ускорения. Также важно найти логические ударения в этом тексте — на каких словах надо усилить голос, где сделать паузу.

«Что» и «как» — 2 стороны одной медали. Если у вас отличное «что» — смысловая нагрузка, логика изложения, но «как» хромает, никто не захочет вас слушать. И наоборот — с «как» все в порядке — речь льется невообразимо, к сожалению, без глубоких смыслов мы никогда не вспомним эту речь, и уж, тем более, у нас не возникнет мысль взять карандаш и начать конспектировать.

Это вам тоже может быть полезно:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Повышенное напряжение бортовой сети как исправить
  • Как найти уточняющее приложение
  • Как найти номер сборки на самсунге
  • Тикер варфрейм как найти
  • Как найти момент силы относительно оси вращения