Как составить учебно тематическое планирование по

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к.  (сл 2) Календарно-тематическое планирование  позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; 
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

№ пп

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Вид занятия

Вид

контроля

Дата проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

1

1.1

1.2

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  •  наименование разделов и тем;
  •     количество часов;
  •     вид занятия;
  •   виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например: 
— используемая дополнительная литература; 
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; 
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками; 
— используемые нетрадиционные формы уроков; 
— необходимое оборудование на уроке и др. 

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела. 

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Название темы

(тема урока)

Количество часов

п/п

урока

Дата проведения занятия

Тип урока

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

По плану

Факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

                  ТЕМА 1: Введение

4

Тема урока

Тема урока

Тема урока

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1.1

1

3.09.12

3.09.12

вводный

П. 1-3

Физические величины. Погрешность измерений.

1.2

2

4.09

4.09

комб.

работа с приборами

П. 4-5 упр.1

Физика и техника.

1.4

3

10.09

10.09

комб.

П.6

,,Определение цены деления измерительного прибора.

1.3

4

11.09

11.09

Л.Р. № 1

Л.Р. № 1

П. 1-5 повт. Зад.1

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

I четверть

24

1

Цикл 1.

Мои планы на этот учебный год.

13

1.1.

Мои планы на этот учебный год.

1

02.09.14

1.2.

Различные стратегии чтения.

1

03.09.14

1.3.

Новости из школы Святого Давида.

1

05.09.14

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание; 
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты; 
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты; 
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты; 
— по географии — контрольные и практические работы; 
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты; 
— по черчению — контрольные и графические работы; 
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты; 
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний; 
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся; 
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты. 

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ  о рабочей учебной программе по предметам, курсам,  дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

— номер раздела; номер урока;

— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков;

— календарные сроки по плану;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— тип и вид урока; (См. Приложение №7)

— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

— формы контроля;

— дополнительные разделы по усмотрению учителя.  Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что  касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Календарно-тематическое планирование.

                                             Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

План.

Факт.

Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе

п/п

Дата/Факт

Тема

Цели и задачи

 урока

УУД

Оборудование, эксперимент

Дом.

задание

Применение ИКТ

  • Введение  (6 ч.)

Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат
  • представление о химических реакциях
  • представление о ПСХЭ    Д.И.Менделеева                                                    
  • научить расчитывать молекулярную массу и массовую долю вещества
  • познакомить учащихся с лабораторным оборудованием
  • познакомить учащихся  с правилами ТБ

1

03.09

Предмет химии. Вещества.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) о химическом элементе и о трех формах его существования;

в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация на учения предмету химия

 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  • Символы химических  элементов
  • Химические формулы
  • Термины
  • Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

.

Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)

Карбонат натрия (р-р)

Соляная к-та

Вода

Уксусная к-та

Фенолфталеин

Введение

§1

Упр. 6,8,9

+

2

05.09

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.

1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2.Дать начальные представления о химической реакции.

3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

§ 2, 3 — пересказ

+

3

10.09

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.

2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1)

4

12.09

Химические формулы. Относительная атомная  и молекулярные массы.

1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.

2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5. Упр.1,2

5

17.09

Массовая доля элемента в соединении.

Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5.

Упр. 6,7

6

19.09

Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

«Правила Т.Б»

1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

Лабораторная посуда, лабораторное оборудование

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе

Дата урока

(план)

Дата

( факт)

Цель урока

Д/з

Тема урока

Вид контроля

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

5.09

§3

Тема 1. Земля и ее изображение  (5 часов).

От плоской Земли к земному шару.

 Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

10.09

§3

Форма, размеры и движения Земли.

Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Темы урока.

Кол-во  часов            

Основные  элементы

 содержания урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

Домашнее

задание.

Дата по плану

Фактическая

1.

Введение.

1

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

ПУУД: составить план текста.
РУУД:
 выяснить, что нового узнали об археологических источниках.
ЛУУД:
 какое значение имеет для меня история
КУУД:
 обсудить, какое значение имеют  раскопки для изучения жизни  людей.

Составление плана текста.

Рисунки, презентации.

Стр. 6 читать,

Учебно-тематическое планирование  по математике  в 5 классе (ФГОС ООО)

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока

Основное содержание по темам урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Форма

организации

образовательного

процесса

КОЦ

Деятельность обучающихся

Предметные

Личностные

Метапредметные

Повторение (3ч)

1

1

Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел».

Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой.

1

Читают и записывают многозначные числа

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Практикум

 по решению

 наиболее

типичных

задач из

курса 1Vкласса

Работа по индивидуал. Картам

2

2

Решение задач.

Арифметические действия с натуральными числами.

1

Математическая эстафета

3

3

Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

1

Работа у доски

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Содержание урока

Теория литературы

Лексич.

работа

Предметные результаты.

/

Основные виды деятельности учащихся

Метапредметные и личностные результаты.

/

Универсальные учебные действия

Задание

к уроку

Дата

по плану

Дата фактич.

5

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки,

антитеза, антонимы, иносказа

ние.

Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр.

Создавать  загадку.

Определять тему своего рассказа.

Познавательные:

Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов.

Регулятивные:

Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью.

 Личностные:

Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ».

Составление словарной статьи.

Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель

ное чтение загадок Г.Остера.

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Домашнее задание

Планируемая/фактическая

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)- Пр.

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К.

Вводный курс. Часть I

1.

Что надо знать перед тем, как отправиться в путь

Вводный

02.09

Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка

— Германии.

П. Иметь представление об учебном комплекте

«Немецкий язык. Первые шаги».

К. Воспринимать на слух имена главных персонажей

учебника, выражения классного обихода и речевые

клише (приветствие, прощание)

Р. Осуществлять сотрудничество в парах при

выполнении учебных задач.

• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии.

• Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги».

• Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года.

• Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита».

Раскрасить картинки в рабочей тетради 1.

Форма календарно — тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно — научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того,  могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Специфика календарного и тематического планирования образовательных программ

Разработка образовательных программ предполагает тщательное проектирование и планирование ученого процесса, которое сочетается не просто подбором наиболее подходящих направлению дисциплин, форм занятий, методов преподавания. Немаловажную роль в формировании программ обучения играет календарное и тематическое планирование.

Что это такое?

Календарно-тематическое планирование представляет собой особую часть разработки образовательной программы и учебного плана, которое позволяет сочетать изучение предметов с учетом выделенного на каждый из них времени. Если к этой категории подходить с точки зрения разработчика, т календарное и тематическое планирование представляет собой учебно-методический документ, который будет регламентировать ход занятий и устанавливать определенные ограничения:

  • Количество часов, выделенный на каждый предмет и изучаемую в его пределах тему;
  • Количество заданий, которые посильно выполнить среднестатистическому учащемуся в рамках предусмотренного периода (на каждую тему, предмет и пр.);
  • Распределяет темы на весь заявленный период времени, устанавливая их последовательность и глубину погружения в каждую из них.

Таким образом, календарно-тематическое планирование учебной деятельности направлено на подготовку целенаправленного учебного процесса на протяжении всего учебного года. Его миссия состоит в грамотном распределении времени и тем. Притом в конце учебного года данная траектория должна быть полностью покорена учащимися.

Сущность календарно-тематического планирования программ обучения

Сущность календарно-тематического планирования программ обучения

Выполнение календарного и тематического плана – процесс непрерывный и независящий от внешних факторов. Данная аксиома нашла дополнительное подтверждение даже в период пандемии, когда все школьники и студенты разом перешли на дистант.

Миссия календарно-тематического проектирования нацелена на грамотную и эффективную реализацию программы обучения. Основной акцент делается на качественном распределении тем и времени на их постижение.

Принципы календарно-тематического планирования

Подготовка образовательной программы ориентируется на определенный набор предметов (с акцентом на осваиваемую специальность и ступень образования) и время обучения (как правило, в расчет берется учебный год в целом, а в дальнейшем он разбивается на более мелкие этапы – четверти, триместры, семестры и пр.).

Календарно-тематическое планирование (сокращенно КТП) основано на следующих принципах:

  • Равносильность, которая предполагает равномерное распределение всех дисциплин в течение учебного года, а также аналогичное распределение тем внутри них. Реализация данного канона позволяет отрегулировать учебную нагрузку и избежать эмоционального психологического и учебного выгорания;
  • Систематичность и интеграция, которая предполагает изучение дисциплин в определенном комплексе, увязке, в рамках единого целенаправленного процесса развития и воспитания. Объединение предметов в пределах одного учебного года позволяет показать их взаимосвязь и разницу, возможности применения, а также развивает с разных сторон ключевые навыки: анализ, сравнение, вычисление и пр.;
  • Полнота, предполагающая предельно емкое, но понятное и в меру подробное разъяснение каждого предмета и темы, полное раскрытие всех базовых и дополнительных моментов (минимум – п ФГОС, максимум – ограничен возможностями учебного заведения и способностями учащихся);
  • Точность, предполагающая четкий расчет времени на каждый предмет, тему, количество заданий для понимания, закрепления и пр. в течение всего учебного года;
  • Поэтапность, основывающаяся на постепенном освоении учебного плана и каждого предмета с плавным переходом от темы к теме, одного уровня сложности к следующему и пр.;
  • Гибкость. Тематическое и календарное планирование является перспективным планом обучения, который может поддаваться коррективам в случае необходимости: при выявлении проблем в освоении отдельных тем, обновлении требований ФГОС к составу образовательной программы или изменении объема академических часов и пр.

Реализация всех вышеуказанных принципов подчеркивает предназначение КТП: выработка поурочных планов с акцентом на роль, важность каждого предмета и тем внутри него, всестороннее и своевременное развитие учащихся.

При проектировании адаптированных образовательных программ будет добавлен еще один базовый канон – индивидуальность, которая будет ориентироваться на личностные качества учащегося.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды календарного и тематического планирования образовательных программ

КТП можно классифицировать на 2 основные парадигмы: календарное и тематическое планирование.

Первый вид — календарное проектирование программы будет основываться строго на временном отрезке, выделенного на образовательную программу в целом (начальная школа – 4 года, средняя неполная школа – 5-9 классы, средняя полная школа – 10-11 классы, бакалавриат, магистратура и пр.), а также объем академических часов на каждый включенный в ее состав предмет.

Второй вид – распределение предметов и тем согласно намеченному календарному графику.

Классификация календарного и тематического планирования обучения

Классификация календарного и тематического планирования обучения

Притом оба вида планирования образовательной программы можно разделить на общее и поурочное. Общий план предполагает примерную градацию предметов и часов на весь учебный год, а поурочная проработка будет опираться на детализацию занятий в рамках каждого предусмотренного учебным планом предмета.

В зависимости от способа подачи намеченного плана можно выделить текстовый и схематический вид КТП. Первый предполагает подробное описание каждого шага в словесной форме, а второй – краткое и емкое отображение каждого этапа обучения в виде таблицы.

Также целесообразно выделить общий КТП – то есть общее описание списка дисциплин и полного объема часов на весь год в отношении каждой. Второй вид – предметный, когда происходит детализация внутри каждой включенной в программу обучения дисциплины.

Таким образом календарно-тематическое планирование позволяет упорядочить образовательный процесс и сделать его посильным для учащегося. Анализ данного документа призван ответить на ряд существенных вопросов: что будет изучать индивид, когда он будет это изучать, как будет закреплять материал, когда и как будет проводиться аттестация или проверка знаний и пр.

Исследование календарно-тематического плана позволяет определить, на каких предметах делается особый акцент и сопоставить данный нюанс с целью освоения программы, уклоном специальности или направления подготовки, ступени образования и пр.

Этапы календарно-тематического планирования образовательной программы

Проектирование и разработка учебного процесса (как на весь период, так и на отдельно взятый этап) будет ориентировано на целевую аудиторию, цель обучения, а также материально-технические, педагогические и иные возможности образовательного заведения.

Процесс планирования учебного процесса с учетом календарных и тематических особенностей можно представить в виде следующей схемы.

Этап №1. Подготовительный. Он основывается на изучении требования ФГОС к составу дисциплин, а также тотальному изучению действующей в учреждении образовательной программы. В данное случае важно выделить список предметов, необходимых к изучению.

В рамках календарного аспекта целесообразно выделить общее количество часов выделенных на освоение каждого предмета, а также учесть особенности и построения годового учебного процесса: по семестрам, триместрам, четвертям и пр.

Тематическое планирование в данном случае будет производиться с учетом каждого заявленного предмета и выделенного на него объема часов. Притом важно уделить чуть больше времени наиболее важным и/или сложным темам, не забыв оставить небольшой процент времени на доработку, корректировку, дополнительные занятия и разъяснение сложностей, решение проблем подопечных.

Также в рамках подготовительного этапа целесообразно полагаться на результаты самоанализа педагогической деятельности, которые позволят выделить уязвимые места в учебном процессе (например, какие темы вызывали сложности учащихся в прошлом, на чем следует заострить внимание и пр.). Итоги самоанализа позволят проработать КТП и минимизировать необходимость его корректировки по ходу реализации.

Основа КТП

Тематическое проектирование

Календарное проектирование

Ход и логика изучения предмета: список тем на весь учебный год Общее количество академических часов на учебный год, предназначенных для изучения дисциплины
Распределение тем с учетом календарного графика обучения: по семестрам/триместрам/четвертям, формирование расписания занятий Распределение часов согласно расписанию занятий
Уточнение видов и формата занятий по дисциплине: лекционная часть, практика, проверочная работа и пр. Уточнение часов на каждый вид деятельности, список заданий и количество проводимых срезов, примерная дата проведения каждого занятия
Определение запланированных тем и реализованных (количество может разниться) Констатация проведенных академических часов в течение учебного года или запланированного периода (объем должен быть выполнен полностью)

Этап №2. Предварительное планирование учебной деятельности. В данном случае разработчику предстоит «раскидать» список предметов на весь учебный год и распределить общее количество часов на все периоды обучения (семестры, триместры, четверти и пр.), а затем произвести детализацию: утверждение списка тем, заданий формат занятия, методы преподавания, способ и количество проверок знаний.

Второй этап проектирования рабочей программы в рамках КТП предполагает получение общей тематической картины: что будут изучать слушатели, в какой последовательности и пр.

Этап №3. Календарное распределение времени на каждую дисциплину, тему и пр. В данном случае происходит уточнение сколько времени (занятий, академических часов) будет затрачено на изучение, закрепление, повторение каждой темы. также не стоит забывать о выделении отдельного времени на проверку знаний: контрольные работы и пр. Здесь следует ориентироваться на принцип равномерности и поэтапности: на сложные темы нужно уделить больше времени, сэкономив его наиболее легких или второстепенных моментах.

Также следует учесть часть часов предназначенных для самостоятельной работы учащихся (задания для данного блока также прорабатываются педагогом и указываются в рабочей программе).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №4. Оформление КИП в виде официального документа. Обратите внимание, что строгих и жестких регламентов по оформлению календарного и тематического плана обучения нет. Важно, чтобы весь ход обучения был детализирован и описан на научном языке, структурирован по смыслу и точен по характеру.

КТП в обязательном порядке прикладывается к рабочим программам. Притом данный документ разрабатывается и утверждается ежегодно, так как в нем будут учтены «плавающие» праздничные и выходные дни, каникулы и пр.

Этап №5. Утверждение и реализация. Данная стадия предполагает предоставление подготовленного КТП на оценку руководству образовательного заведения, проверку на соответствие общим принципам ФГОС, внутренним правилам учреждения и пр. В случае выявления недостатков проект будет направлен доработку. Реализация КТП происходит только после его одобрения.

Структура и содержание календарного и тематического плана как официального документа

Самым удобным способом преподнесения календарно-тематического распределения учебных единиц в течение года считается табличная форма, которая позволяет кратко и емко констатировать ход и логику, скорость образовательного процесса.

Общая характеристика КТП: структура и содержание разделов

Титульный лист

Основная часть

Примечания, заключение

Сведения о контрольно-надзорных органах Общая характеристика учебного заведения и целевой аудитории Анализ результатов учебной деятельности: успеваемость учащихся, работа с родителями, результаты наблюдений за подопечными, самоанализ педагогической деятельности и пр.
Сведения об образовательной организации, где планируется реализация КТП и учебной программы Общее описание дисциплины и ее место в образовательной программе Определение проблем по ходу реализации КТП, необходимость корректив и результат их внедрения
Наименование документа с указанием дисциплины Список тем на весь учебный год с распределением по датам или периоду проведения/изучения Рекомендации по использованию КТП в будущем
Сведения о разработчике Список заданий: для работы в аудитории, домашнего задания
Дата применения КТП Список литературы для изучения предмета: основная, дополнительная
Определение вида и формата занятий, инструментария методологии работы
Частота проверочных мероприятий (пакет ФОС и КОС)

Структура КТП предполагает наличие следующих разделов:

  • Титульный лист. Его миссия — представить основную информации об образовательном процессе. На первой странице указываются сведения: образовательная программа или дисциплина, целевая аудитория (то есть кто будет обучаться), разработчик, дата разработки, период реализации.
  • Общее содержание КТП на учебный год. В данном разделе целесообразно привести список всех предметов, которые должны изучить учащиеся в течение учебного года, а также прописать в отношении каждой из них общее количество часов (выделенных на весь год!). Допускается уточнение количества лекционных и практических занятий, проверочных срезов и контрольных работ, заданий и пр.
  • Детализированный КТП с акцентом на распределение дисциплины на более мелкие временные отрезки: семестр/триместр/четверть/четная или нечетная неделя и пр. На основе данной градации можно построить расписание занятий для целевой аудитории, определив вид и формат занятия, темы (поурочное планирование) и пр. То есть происходит определение каждого отдельного урока/пары с утверждением: темы и количества посвященных на ее изучение занятий, списка заданий и литературы, методы преподавания и взаимодействия с учениками, объем и конкретизация домашнего задания и пр.

Обратите внимание, что детализированный календарно-тематический график обучения преподносится в краткой и емкой форме. Важно представить общее описание каждого занятия: дата проведения, тема, ключевые моменты (термины, правила), формат занятия, материально-техническая база, учебно-методическая база (литература) и пр.

  • Отчет по реализации КТП или раздел «Примечания». Данный раздел заполняется педагогом по мере реализации отдельного блока (семестра) и всего учебного года. В данном случае он представляет собой самоанализ педагогической деятельности, где будут отмечены ключевые моменты: какие темы были опущены или пропущены (с обязательным отражением основания), какие темы вызвали затруднения у учащихся (основание для корректировки программы в перспективе), рекомендации по обновлению учебной базы или списка заданий для самостоятельной работы, возможности использования индивидуальных методик и подходов к отдельным подопечным (с учетом их особенностей талантов) и пр.

Разработка КТП занимается преподаватель, который будет обучать детей в рамках соответствующего предмета., но реализовывать намеченную траекторию он сможет только после утверждения со стороны администрации учебного заведения.

Календарно-тематическое планирование относится к категории общего и поурочного проектирования рабочих программ: уточняет глубину погружения в предмет и тему, устанавливает темп изучения заявленного предмета.

Рекомендации по календарно-тематическому планированию образовательных программ

Перед разработкой предметного состава важно ознакомиться с основными документами, регламентирующим образовательный процесс в учреждении: правила ФГОС, устав организации, образовательная программа по специальности (ли ступени образования), учебный план (рабочая программа).

Важно предельно точно планировать учебный процесс. Чем детализированнее будет календарно-тематический план (особенно, если он предусматривает возможности по гибкой адаптации хода освоения программы), тем меньше проблем в ходе его реализации возникнет у педагога. При проектировании тематического и временного плана важно предусмотреть все факторы, обстоятельства, особенности участников учебного процесса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Производить КТП целесообразно по мере диагностики учащихся, чтобы определить их текущий уровень подготовки, интересы, способности. Чаще всего такая проверка проводится педагогом-психологом или в рамках вступительных испытаний при учреждении. Также допускается предварительная проверка знаний учащихся на первом занятии в ходе простой беседы и пр. Если же педагог уже знаком с подопечными (ранее преподавал у них), то достаточно опираться еще на один вспомогательный документ – самоанализ педагогической деятельности. Где будут выделены проблемы учащихся, сложности в работе педагога и пр. Изучение данных постулатов позволит спроектировать КТП и выделить наиболее «затратные» и трудные места в освоении программы.

Вносить корректировки в календарно-тематический план можно только после согласования с администрацией образовательного заведения, где реализуется учебная программа. В данном случае педагогу важно обосновать необходимость корректив, описать новый план действий и согласовать его с руководством.

Обязательно проверяйте подготовленный документ на грамотность и корректность. Согласитесь, что педагог должен быть компетентным во всем (особенно в рамках своей специальности, профильного предмета и пр.). При затруднениях или проблемах лучше всего консультироваться или обращаться за помощью к квалифицированным и опытным специалистам, коллегам.

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету

примерная программа

Рабочая программа – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Рабочая программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Эта программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Об этом в первую очередь должен думать учитель, предлагая свою рабочую программу.

Структура и содержание рабочей программы должны обеспечить единство всех находящихся во взаимодействии сторон учебного процесса. Следовательно, необходимыми элементами каждой рабочей программы учебной дисциплины должны быть:

— титульный лист;

— пояснительная записка;

— календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся;

— перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая перечень основной и дополнительной литературы, Интернет – ресурсы, электронные приложения и контрольно-измерительные материалы.

Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

На основе принятых образовательной программы и программы развития, учебного плана общеобразовательной организации и примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, учителем самостоятельно составляется рабочая программа, включающая титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для учителя и обучающихся. К рабочим программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

В титульном листе указывается:

полное наименование учредителя и образовательной организации в соответствии с уставом;

где, когда и кем утверждена рабочая программа;

наименование учебного предмета;

указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;

срок реализации данной программы;

Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета, концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида общеобразовательной организации и контингента обучающихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы, отражение национально-регионального компонента.

Разработанные учителем рабочие программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей общеобразовательной организации. Методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательной организации.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ по каждому предмету. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании методического объединения, согласования с заместителем директора по НМР, подпись директора общеобразовательной организации об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих программ хранится в документации общеобразовательной организации в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательной организации ведется периодический контроль реализации и выполнения рабочих программ.

Календарно – тематическое планирование регламентирует деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету, разрабатывается учителем на каждый год обучения в соответствии с учебной программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

— формирование рациональной системы работы по формированию планируемых результатов.

Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебного материала, планируемые результаты, формы организации познавательной деятельности учащихся, формы контроля. В графе «Примечание» могут содержаться сведения, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, — например, используемая дополнительная литература, содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих или одаренных детей и т.д.

Важно!

Совершенствование системы общего образования в России, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании школьника. Идеи педагогики развития: системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Элькониин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов), личностно ориентированное развивающее образование (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В.Сериков), смысловое вариативное развивающее образование (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А.Ямбург) нашли свое воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса начального, основного и среднего образования в России. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений.

Мерой способности человека активно включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Большие возможности для их формирования предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), определяющих мотивационную ориентацию учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, умение организовать собственную деятельность, позволяющих формировать общеучебные универсальные действия, логические, связанные с решением проблем.

Именно поэтому в графе «Планируемые результаты» календарно-тематического планирования определяются не только предметные (знания и умения), но метапредметные и личностные результаты обучения.

Уважаемые коллеги! Понимание того, что структура КТП зависит и от специфики предмета, позволило нам предложить Вам несколько вариантов оформления календарно-тематического планирования. Однако рекомендуем Вам придерживаться единой структуры КТП в рамках отдельных школьных методических объединений или смежных дисциплин.

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Основное содержание

Информационно-методическое обеспечение / оборудование

Целеполагающие задачи

Вид (тип)

урока

Д/з

Дата (план / факт)

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

1.

                   

n

                   

Приложение 2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема урока

Дата

Кол-во ч.

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной работы

Наглядность, ИКТ

примечание

предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

         
                         
                         
                         

Приложение 3.

п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Д/з

Дата проведения

СОТ

предметные

метапредметные

личностные

   

план

факт

 

1.

                     

n

                     

Приложение 4.

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Формы работы

Виды деятельности

Осваиваемые учебные навыки

Осваиваемые метапредметные

умения

ДЗ

примечание

                   

6

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению календарно-тематического планирования.

        Составить план – значит продумать и представить себе в общем и
деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное
планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает
перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения
целей, поставленных перед учителем.

        Ключевой критерий при составлении плана — обеспечение
логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

        Обязательные этапы подготовки тематического планирования:

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

        При составлении тематического плана необходимо изучить и 
использовать следующие нормативные документы:

·       
Государственный
образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

·       
дополнение к государственному 
образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

·       
учебный план к данной
образовательной программе;

·       
примерная образовательная
программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

·       
учебные пособия,
методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические
разработки;

·       
новые учебники, пособия.

        Календарно-тематическое планирование разрабатывается и
обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового  учебного
года.

        Планирование утверждается на один учебный год. Титульный
лист меняется ежегодно.

         При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели,
как:

Ø системность в работе

Ø последовательность в организации учебной деятельности

Ø логика развертывания учебного содержания

Ø использование разнообразия методов обучения

Ø использование дидактического разнообразия средств
наглядности

Ø использование разнообразия педагогических технологий

Ø использование вариативности учебных заданий

Ø исключение однообразия в структуре уроков

Ø исключение перегрузки учащихся учебной информацией

Ø своевременность подготовки раздаточного материала

Ø возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура
тематического планирования включает следующие разделы
:

1) Титульный лист.

2)   
Класс, название учебного
курса, количество часов по плану.

3)   
Ссылку на нормативные
документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

4)   
Перечень тем отдельных
уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

       Таким образом, план должен
представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

       В таком виде тематическое
планирование предупреждает учителя от возмож­
ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного
толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­
фективные приемы и средства учебной работы на
уроке. К сожале­
нию, на практике
многие учителя из-за недостатка времени и по
другим причинам часто
игнорируют данный подготовительный этап
преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­
преодолимые трудности в подготовке эффективных
уроков
, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и
средств  преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

   Утверждаю

   Директор школы
МБОУ СОШ №

   
_______________ И.И.Иванов

                                   
30.08.2016 г.

  
Согласовано:                                                                              

   Зам.
директора по УМР

    ___________

                          
30.08.2016 г.

Рассмотрено:

На заседании МО

29.08.2016 г.

Протокол № 1

Календарно – тематическое

 планирование уроков

на 2016 – 2017 учебный год

Учитель:________________________

 

.

Приложение 3. Примерные схемы  календарно-
тематического плана.

Схема 1.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 2.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

урока

Содержание уроков

Кол-во

часов

Кален-

дарные

сроки

Материал

по

учебнику

Доп.

мате-

риал

к

уроку

Наглядные

пособия

Лабораторный

опыт

Виды

письменных

работ

Повторение

пройденного

материала

Межпредметные

связи

Схема 3

урока

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практ. работы

семинары

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 4

урока

по теме

Название разделов, тем,

уроков

Основные понятия,

названия,

персоналии

Домашнее

задание

Количество

часов

Календарные сроки

Схема 5

дата

Номер урока по теме

Тема урока

Тип урока

Триединая задача урока

Методы обучения

Повторяемый материал, актуализирующий
опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы
закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Схема 6.

урока

Разделы,

темы,

содержание

уроков

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Тип и форма

урока

Виды

письменных

работ

Домаш.

задание

Простой календарный план

Разделы темы

Количество
часов

Календарные
сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения
учебного
времени на разделы и крупные темы школьных курсов
истории.

Поурочный  календарный план

Темы (Тематические блоки)

Количество часов

Занятия и основные вопросы

Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание
конкретных тем (тематических блоков): определяется
принцип изложения
учебного материала, темы и вопросы каждого
занятия и сроки их проведения.

Расширенное
поурочное планирование
может состоять из разного набора граф
в зависимости от того,  что методисты или учителя счи­
тают важным
определить заранее.
Например, в «Примерном пла­нировании курсов
истории…»
(М., 1996) учебный материал распре­делен по
темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон
кретные рубрики
учебников и дополнительная литература, ролевые
игры, практические
занятия, наглядные средства, темы рефератов и
 сообщений.
Авторы учебно-методического комплекта по Новой
истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия
сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные
понятия, термины, реалии» и «литературу из
учебно-методического
комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных
занятий в условиях вариативного обучения истории необ­
ходим более упорядоченный и расширенный
набор параметров. И хотя в этом случае
работы на подготовительном этапе прибавит­
ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический
проспект темати­
ческого блока,
логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям
(преемственность изучения темы
по
этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­
тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь
форм занятий и контроля)
. Вариант
такого планирования учитель может построить
самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

1. В первую
графу таблицы переносится соответствующая теме
часть обязательного
минимума содержания исторического образо­
вания.

2.  
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

3.  
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником,
определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он
распределяется по занятиям, форму­
лируются их темы и основные вопросы.

4. 
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­нятия
формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­
ные понятия фиксируются в четвертой графе.

5.    
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого
занятия блока.

6.    
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ников
основной/полной школы и на содержание занятий данного
тематического блока,
в шестой графе составляется программа раз­
вития учащихся.

7.    
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ного
материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса
обучения в седьмой графе планируются конкрет­
ные типы уроков и (или) другие формы
учебных занятий.

8.    
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития
учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые
отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны
представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов
заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает
подготовку поурочного конспекта
.

Литература:

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика
дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного
процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

                                  №5, 2004
г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006
г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вьетнамский рынок на садоводе
  • Графики выхода как составить
  • Как найти электронный осаго по номеру машины
  • Как найти что скачивается в плей маркете
  • Как исправить перевернутое видео на телефоне