Как составить учебную программу учебного курса

Настоящие рекомендации по разработке и
оформлению рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) разработаны в
соответствии с:

  1. приказом “Об утверждении и введении в действие
    федерального государственного образовательного
    стандарта начального общего образования” от
    06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России
    22.12.2009 г.);
  2. письмом Министерства образования и науки
    Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении
    федеральных государственных образовательных
    стандартов общего образования”;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации»
  4. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  5. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.
  • примерная (типовая) учебная программа
    документ, рекомендуемый Минобрнауки России,
    который детально раскрывает обязательные
    (федеральные) компоненты содержания обучения и
    требования к качеству усвоения учебного
    материала по конкретному предмету базисного
    учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ,
    созданный на основе государственного
    образовательного стандарта и примерной (типовой)
    учебной программы и имеющий авторскую концепцию
    построения содержания учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля). Авторская программа
    разрабатывается одним автором или группой. Для
    авторской программы характерны оригинальные
    концепции и построение содержания. Внедрению
    авторской программы в практику работы ОУ
    предшествует ее экспертиза и апробация;
    авторские программы учебных предметов,
    разработанные на основе примерных программ,
    могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

  • рабочая программа учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) –
    учебная программа, разработанная педагогом на
    основе примерной (типовой) и (или) авторской
    учебной программы и определенного класса
    (группы), имеющая изменения и дополнения в
    содержании, последовательности изучения тем,
    количестве часов, использовании организационных
    форм обучения и т. п. Рабочая программа
    конкретизирует соответствующий образовательный
    стандарт, а также описывает
    национально-региональный уровень; учитывает
    возможности методического, информационного,
    технического обеспечения учебного процесса,
    уровень подготовки учащихся, отражает специфику
    обучения в данном ОУ.

Являясь составной частью образовательной
программы ОУ, рабочая программа призвана
обеспечить гарантии в получении учащимися
обязательного минимума образования в
соответствии с государственным образовательным
стандартом и спецификой местных условий. В
рабочей программе должны быть отражены:

  • требования федеральных компонентов
    государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных
    программ;
  • максимальный объем учебного материала для
    учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный
    учебным планом ОУ для реализации учебных
    предметов, модулей, спецкурсов, практикумов,
    исследовательской и проектной деятельности в
    каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • необходимый комплект учебно-методического
    обеспечения.

Рабочие программы по отдельным предметам для
ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал «Справочник заместителя директора
школы» № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный
год или на ступень обучения (начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование).

Структура рабочей программы:

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную
    записку; требования к уровню подготовки
    учащихся;
  • учебно-тематический план;
    календарно-тематическое планирование;
    учебно-методические средства обучения.
    Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

Титульный лист рабочей программы содержит:

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения
    программы (с указанием даты и номера приказа
    руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины
    (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец
    титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной
    (типовой), авторской учебной программы, на основе
    которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в
    области формирования системы знаний, умений
    (задачи формулируются в соответствии с
    государственным образовательным стандартом – и
    с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или
    авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая
    тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас,
    контурная карта и др. согласно перечню учебников,
    утвержденных приказом Минобрнауки России),
    используемый для достижения поставленной цели в
    соответствии с образовательной программой ОУ
    (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название,
    класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана
    рабочая программа, в т. ч. количество часов для
    проведения контрольных работ, лабораторных,
    практических работ, экскурсий, проектов
    исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы
«Требования к уровню подготовки
учащихся»представляет собой описание
целей-результатов обучения, выраженных в
действиях учащихся (операциональных) и реально
опознаваемых с помощью какого-либо инструмента
(диагностичных). Данный перечень
целей-результатов обучения включает в себя
специальные предметные и общие учебные умения и
способы деятельности. Основанием для выделения
требований к уровню подготовки учащихся
выступает государственный образовательный
стандарт общего образования и учебная программа
(примерная (типовая) и (или) авторская), на базе
которой(ых) разрабатывается рабочая программа.
Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не
ниже требований, сформулированных в федеральном
компоненте государственного стандарта общего
образования и учебной программе, принятой за
основу.

При разработке требований к уровню подготовки
учащихся необходимо учитывать особенности их
формулирования. А именно, требования должны:

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки
учащихся через операционально выраженные
диагностичные цели-результаты обучения можно
при помощи таксономии целей обучения,
разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень
общих целей обучения, глаголов для формулировки
конкретных учебных результатов и ключевых
вопросов для заданий, составленный на основе
таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает
последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных
часов, определяет проведение зачетов,
контрольных, практических и других видов работ.
Составляется учебно-тематический план на весь
срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде
таблицы.

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция
       

6. Учебно-методические средства обучения

Учебно-методические средства обучения
включают в себя: основную и дополнительную
учебную литературу (учебники, учебные пособия,
сборники упражнений и задач, контрольных
заданий, тестов, практических работ и
лабораторных практикумов, хрестоматии);
справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты,
таблицы); программы информационно-компьютерной
поддержки учебного процесса (мультимедийные
учебные пособия, электронные издания
энциклопедий; учебно-развивающие программные
среды); оборудование и приборы, необходимые для
реализации рабочей программы. Используемые
учебно-методические средства обучения можно
распределить по четырем группам:

  • «Литература (основная и дополнительная)»;
  • «Дидактические материалы»;
  • «Информационно-компьютерная поддержка
    учебного процесса»;
  • «Оборудование и приборы».

Данная структура рабочей программы носит
рекомендательный характер. Законом РФ «Об
образовании» не определены требования к
рабочей программе. Она может быть составлена в
соответствии с требованиями к примерной
(типовой) учебной программе. Учитель может внести
коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего ОУ и
особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов, внести
изменения в содержание изучаемой темы, дополнить
требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо
поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на
заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта. Решение методического объединения
учителей “рекомендовать рабочую программу к
утверждению” отражается в протоколе заседания,
а на титульном листе рабочей программы (сверху
слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического объединения
учителей от ________ №__, подпись руководителя МО
школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия
установленным требованиям, согласуется с
заместителем директора по УВР на предмет
соответствия программы учебному плану
общеобразовательного учреждения и требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта, а также проверяется наличие в
федеральном перечне на данный учебный год
учебника, предполагаемого для использования. На
титульном листе рабочей программы (посредине)
ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР (подпись)
Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО
ежегодно до 1 сентября приказом директора
образовательного учреждения, после чего
программа становится нормативным документом
данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в
рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с администрацией
образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4
классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех
предметов одного преподавателя в одном образце,
заверенный рассмотрением, согласованием и
утверждением;

2) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета,
курса;

4) описание места учебного предмета, курса в
учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

9) описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по
предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Учебные программы по предметам православного
компонента

(Авторские учебные программы)

разрабатываются на основе

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.

Для авторской программы характерны
оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут
рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

Учебная программа

Может включать в себя сведения об одном
предмете или состоять из различных модулей,
последний вариант программы будет иметь
особенности построения.

Учебная программа включает разделы:

  • “Титульный лист”, где указываются данные об
    учредителе, полное наименование школы, грифы:
    согласования с зам.директора по УВР, принятия на
    педсовете, утверждение приказом директора ОУ;
    название программы, возраст обучающихся, может
    указываться класс, авторы-разработчики, год
    издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован
    вклад предмета в достижение целей основного
    общего образования; сформулированы цели, дается
    общая характеристика курса и основные
    результаты освоения предмета на нескольких
    уровнях — личностном, метапредметном и
    предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено
    изучаемое содержание, объединенное в
    содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан
    перечень тем курса и число учебных часов,
    отводимых на изучение каждой темы, основных
    видов деятельности ученика (на уровне учебных
    действий).
Тема Количество часов Виды учебных действий
  • “Оснащение учебного процесса”, которые
    содержат характеристику необходимых средств
    обучения и учебного оборудования,
    обеспечивающих результативность преподавания
    предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные
    материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП)
    составляется по форме:
№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Согласование и утверждение КТП проводится
ежегодно до 1 сентября соответственно
зам.директора по УВР и директором школы.

Инструкция: создаём учебную программу за 10 шагов

Чему может научиться методолог и дизайнер курсов у маркетологов и разработчиков приложений? Проводить интервью, выявлять настоящие потребности и тестировать учебный курс на себе. Рассказываем об этих технологиях и шагах создания успешной учебной программы.

Разбираем презентацию Михаила Носова, коуча и управляющего партнера U-man Consulting. Михаил выступил на конференции с темой «Особенности смешанного обучения руководителей. Кейсы».

Как Talent Rocks помогает ГК «Галс-Девелопмент» в программах смешанного обучения для руководителей

Когда речь идет об обучении руководителей (людей занятых и перегруженных информацией) важнейшей задачей становится обеспечение удобного канала коммуникации и быстрого доступа к учебному контенту в любом месте и в любое время. В ГК «Галс-Девелопмент» эти задачи решили с помощью мобильного приложения на платформе Talent Rocks.

Talent Manager Blog

10 этапов проектирования обучающей программы

Михаил выделяет шаги, которые должны сделать авторы образовательных программ, чтобы получить готовый и эффективный продукт.

  1. Диагностика
  2. Custdev, формирование «учебного обещания»
  3. 7 уровней образовательного продукта
  4. Учебная программа
  5. Выбор оптимальной платформы для обучения
  6. Деление на основной и вспомогательный материал
  7. Путь участника программы
  8. Геймификация
  9. Система поддержки и трекинга
  10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

1. Диагностика

При передаче любой информации, особенно для внешнего подрядчика, могут возникать ошибки. Неверное выяснение потребностей приводит к тому, что компания тратит время и средства на курс, который не нужен.

Что нужно:

  • Провести независимое исследование потребностей команды
  • Выделить болезненные точки
  • Расставить приоритетные компетенции

Как говорит Михаил:

«Слова нужны чтобы думать, а не передавать информацию. Поэтому, когда мне что-то передают на словах, я всегда стараюсь провести исследование как методолог или воспользоваться исследования заказчика. Иногда это очень сильно выручает».

2. Custdev, формирование «учебного обещания»

Термин пришёл из мира стартапов и маркетинга. Customer development — этап опросов для выявления потребностей. Custdev показывает ситуацию глубже, чем диагностика и ложится в основу дальнейшего проектирования курса.

Команда Михаила проводит интервью с заказчиком и подчинёнными. На этом этапе может обнаружиться разрыв между видением заказчика и тем, как мыслят его подчинённые. Значит нужно искать компромисс, чтобы закрыть этот разрыв.

Custdev показывает реальную ситуацию и влияет на дальнейший выбор содержания и форматов курса.

3. 7 уровней образовательного продукта

Этап создания общего плана курса. Для этого нужно определить:

  • Каким компетенциям нужно обучить и разбить их на отдельные блоки и уроки.
  • Какие действия должен совершить учащийся, чтобы мы поняли — он овладел новым навыком.
  • Какие теоретические знания нужны учащемуся.
  • Инструментарий обучения.
  • Разработать форматы комфортного взаимодействия между группами и наставниками.
  • Элементы геймификации.
  • Платформы, на которых будет проходить обучение.

Каждый шаг взаимосвязан и ни один нельзя пропустить. Например, теория влияет на инструменты (что-то можно передать только в личном общении), а вместе они влияют на выбор платформы.

4. Учебная программа

После этапа проектирования появляется подробная структура курса, где указаны все темы, длительность курсов, промежуточные или финальные аттестации.

5. Выбор оптимальной платформы для обучения

Учебный курс может попасть в корпоративную LMS, полностью уйти на мобильную платформу. Или работать в смешанном режиме, когда часть занятий проходит очно и через СДО, а часть уходит в онлайн и мобильное приложение.

Могут быть и дополнительные поддерживающие платформы, вроде чатов в мессенджерах, цифровых или аналоговых рабочих тетрадей, подборок книг.

Выбор платформы зависит от нескольких факторов:

  • Доступность оборудования для обучения: смартфон всегда в кармане, а рабочий компьютер нет.
  • Рабочая загрузка обучающихся: не все готовы проходить курсы в личное время, есть расписание командировок и встреч.
  • Тип обучающего контента. Так, деловые игры не всегда хорошо проходят в онлайне.
  • Стоимость. Время коуча стоит дорого и, возможно, не все смогут посетить тренинг, поэтому очный формат становится менее приоритетным.
  • Содержание курса. Аудио хорошо подходит для навыков soft skills, а вот обучиться работе с новым инструментом можно только лично или с помощью визуальных инструкций (схемы или видео).

6. Деление на основной и вспомогательный материал

Учебный контент необходимо разделить на основной и дополнительный, разработать проверочные задания и загрузить на выбранные платформы.

Возможно, потребуется внести правки в уже готовое оформление и содержание.

На это есть несколько причин:

  • Презентации с богатым внешним оформлением будут «съедать» пространство для контента. И если на большом мониторе это не так заметно, то для мобильного формата такая презентация точно не подойдёт.
  • Сложные схемы взаимодействия или зависимостей, подробные инфографики и чертежи тоже не очень хорошо смотрятся на смартфонах или планшетах. Их лучше оставить для десктопа.
  • Насколько удобно перепроходить программу? Например, учащемуся нужно пройти курс из 10 блоков, но конкретно сейчас нужен блок №4. Надо ли проходить заново три предыдущих блока и проверочные задания?
  • Если в курсе есть анимированные симуляторы, все ли сцены или несут смысловую нагрузку? Если нет, значит они отнимают время, от них можно отказаться.
  • Видеоролик, в котором нет демонстраций, а только говорящая голова скорее раздражает, чем несёт пользу. Возможно, стоит превратить его в подкаст.

7. Путь участника программы

Первое тестирование продукта! Разработчики проходят всё обучение от начала и до конца, выявляют сложные или слабые места, ошибки в контенте, вносят исправления.

8. Геймификация

Какое-бы серьёзно обучение не проходили сотрудники, им приятно будет получить отметку о прошедшем курсе. А баллы за выполнение заданий повышают мотивацию у обучающихся практически любого возраста.

Геймификация очень гибкий инструмент и его можно адаптировать под аудиторию

Основные инструменты не меняются:

  • Баллы для отдельных участников или группы
  • Награды за переходы по уровням
  • Бейджи-ачивки за прогресс или уникальные достижения

Добавление элементов игры делает обучение или онбординг более живым и личным, так что не стоит от них отказываться.

9. Система поддержки и трекинга

Во время обучения человек может столкнуться с разными сложностями. Или внешние факторы негативно сказываются на его прогрессе и качестве выполнения заданий. Ещё есть творческий ступор, усталость на работе, желание уделить больше времени хобби, а не тренировке навыков.

Чтобы эффективность не снижалась, особенно во время длинных курсов, нужна система мотивации и поддержки.

Лучше всего с этим справляются живые люди и группы:

  • Куратор программы от компании
  • Трекер (заказчики проектов)
  • Наставник программы
  • Другие команды
  • Внутренние эксперты

10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

Финальный этап перед окончательным запуском. Готовый курс с геймификацией, поддержкой и выверенным контентом отправляется на тестирование на небольшой группе.

После сбора обратной связи от участников и заказчиков курс вновь дорабатывается и выходит на основную аудиторию.

Но даже этот этап не окончательный. Впоследствии курс может пройти ещё одну итерацию изменений: большая выборка пользователей покажет другие слабые места или контент через год станет менее актуальным. Но проводить разработку заново уже не придётся.

Переучиваться — компетенция, которую надо развивать

Поговорили про то, как ставить цели, почему без обратной связи нет развития, а забывать — важный навык. Ещё обсудили роль спорта в развитии лидеров, четыре главных компетенции будущего и работу пилотов.

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

Как составить учебную программу

Один из этапов выработки плана занятий по общеобразовательной или профессиональной подготовке – составление учебной программы. Этот документ раскрывает компоненты содержания процесса обучения и устанавливает показатели качества освоения материала. Чтобы правильно составить учебную программу, необходимо четко представлять себе цели и задачи курса обучения.

Как составить учебную программу

Вам понадобится

  • — исходные материалы по курсу обучения;
  • — нормативные документы.

Инструкция

Выберите вид учебной программы. Это может быть типовая (рабочая) или авторская программа. Наибольшего внимания потребует последний вид, поскольку он основывается на авторской концепции построения содержания, отличительными признаками которой являются новизна и оригинальность. Типовая программа представляет собой наиболее общий документ, который можно наполнить конкретным содержанием в зависимости от особенностей учебного курса.

Используйте при написании учебной программы нормативные документы, регламентирующие деятельность в конкретной сфере. Для образовательного учреждения это могут быть закон «Об образовании» и государственные образовательные стандарты. Если вы организуете корпоративное обучение персонала, ориентируйтесь на отраслевые и внутриведомственные нормативные акты и насущные потребности предприятия.

Продумайте название программы и ее структуру. Название должно отражать специфику содержания учебного курса и уровень исходной подготовки обучаемых. Элементами структуры должны стать выделенные по смысловому содержанию части конкретной дисциплины. Каждый крупный раздел рекомендуется разделить на более мелкие части, выбрав их в качестве тем отдельных занятий.

Определите, каким будет учебно-методическое обеспечение для программы. Это может быть популярная и специальная литература, видео- и аудиоматериалы, наглядные пособия, а также презентации, представленные в электронном виде. Включите в перечень методического обеспечения технические средства обучения.

Установите сроки выполнения программы и рассчитайте количество часов, необходимое для усвоения знаний обучаемыми. Программа, направленная на формирование профессиональных навыков, обязательно должна предусматривать практические занятия. Одна из частей программы будет включать описание контрольных мероприятий и критерии для оценки эффективности обучения; ее можно выполнить в виде пояснительной записки.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.



Скачать материал

Как составить рабочую программу учебного курса



Скачать материал

  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 97 человек из 37 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как составить рабочую программу учебного курса

    1 слайд

    Как составить рабочую программу учебного курса

  • Сущность учебной  программы     Основой образовательной деятельности в ОО яв...

    2 слайд

    Сущность
    учебной программы
    Основой образовательной деятельности в ОО является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки по учебным предметам и дисциплинам, подлежащие усвоению учащимися.

    Программа включает в себя перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения.

  • Виды учебных   программ   Примерная (типовая) учебная программа

   Авторска...

    3 слайд

    Виды
    учебных программ
    Примерная (типовая) учебная программа

    Авторская программа

    Рабочая программа

  • Примерная (типовая) учебная  программа  документ, рекомендуемый
     Минобрна...

    4 слайд

    Примерная (типовая) учебная программа
    документ, рекомендуемый
    Минобрнауки России;
    детально раскрывает
    обязательные (федеральные)
    компоненты содержания
    обучения;
    требования к качеству
    усвоения учебного материала
    по конкретному предмету .

  • Авторская учебная  программа   документ, созданный на основе 
      ФГОС и п...

    5 слайд

    Авторская
    учебная программа
    документ, созданный на основе
    ФГОС и примерной учебной программы ;
    имеющий авторскую концепцию построения
    содержания учебного курса, предмета, дисциплины
    (модуля);
    разрабатывается одним автором или группой авторов.

    Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания.

    Внедрению авторской программы в практику работы ОО предшествует её экспертиза и апробация.

  • Рабочая программа учебного предмета, курса(далее – рабочая программа) – учебн...

    6 слайд

    Рабочая программа учебного предмета, курса
    (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретной ОО и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.

    Рабочая
    программа
    по математике
    для 5 класса

  • Специфика Рабочей программы   конкретизирует соответствующий образовательный...

    7 слайд

    Специфика
    Рабочей программы
    конкретизирует соответствующий образовательный стандарт;
    описывает национально-региональный уровень;
    отражает специфику обучения в данной ОО;
    учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса;
    учитывает уровень подготовки учащихся.

  • Основа разработки Рабочей программы Основная образовательная программа образ...

    8 слайд

    Основа разработки
    Рабочей программы
    Основная образовательная программа образовательной организации

  • Структура Рабочей программы Определяется требованиями стандарта основного об...

    9 слайд

    Структура
    Рабочей программы
    Определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2
    Пояснительная записка;
    Общая характеристика учебного предмета, курса;
    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
    Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях;
    Содержание учебного предмета, курса;
    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
    Тематическое планирование;
    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Титульный листнаименование ОО; 
гриф утверждения программы (с указанием даты...

    11 слайд

    Титульный лист
    наименование ОО;
    гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОО);
    название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
    Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
    класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
    год составления программы.

  • Пояснительная записка(должна быть лаконичной)1. Название, автор и год издани...

    12 слайд

    Пояснительная записка
    (должна быть лаконичной)
    1. Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;
    2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данной ОО);
    3. Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;

  • Пояснительная записка4. Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетра...

    13 слайд

    Пояснительная записка

    4. Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОО (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);

    5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

  • Пояснительная записка6. Особенности, предпочтительные формы организации учеб...

    14 слайд

    Пояснительная записка

    6. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание,
    а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
    (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОО).

  • Планируемые результаты обученияЛичностные
Метапредметные
Предметные

     Д...

    15 слайд

    Планируемые результаты обучения

    Личностные
    Метапредметные
    Предметные

    Данный перечень результатов обучения включает в себя специальные предметные, общие учебные умения и способы деятельности.

  • Учебно-тематический планотражает последовательность изучения разделов и тем...

    16 слайд

    Учебно-тематический план

    отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

  • Вариант оформления УТП  № урока (пункта);
 Тема;
Содержание учебного материал...

    17 слайд

    Вариант оформления УТП
    № урока (пункта);
    Тема;
    Содержание учебного материала;
    Количество часов;
    Основная цель;
    Планируемые результаты;
    Универсальные учебные действия;
    Характеристика деятельности
    учащихся.

  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного пр...

    18 слайд

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
    Литература (оформляется в соответствии
    с ГОСТом)
    Дидактический материал
    Оборудование и приборы

  • Этапы составления1.     Выбрать программу и соответствующую линию УМК
2....

    19 слайд

    Этапы составления
    1. Выбрать программу и соответствующую линию УМК
    2. Сравнить цели изучения из Примерной и авторской программ с целями образовательной программы школы
    3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в Примерной и авторской программах и выделить требования превышающие их в соответствии с особенностями ОО
    4. Оформить требования через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения
    5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из авторской программы

  • Этапы составления6.    Сопоставить содержание Примерной, авторской программ....

    20 слайд

    Этапы составления
    6. Сопоставить содержание Примерной, авторской программ. Выделить перечень тем, не включенных в авторскую программу и те, которые носят избыточный характер в рамках реализации программы ОО
    7. Скорректировать содержание
    8. Структурировать содержание (определить последовательность тем и количество часов на их изучение).
    9. Определить список учебно-методических и материально-технических средств обучения
    10. Создать контролирующие материалы
    11. Оформить материалы согласно структуре.

  • Рассмотрение и утверждение рабочей программы1.   Сроки и порядок рассмотрени...

    21 слайд

    Рассмотрение и утверждение
    рабочей программы
    1. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОО.
    2. Порядок может быть, например, таковым:
    Программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол),
    При условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР
    Утверждается руководителем ОО, после чего программа становится нормативным документом данной ОО.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 342 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 20.02.2020
  • 171
  • 0

«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

  • 20.02.2020
  • 129
  • 0
  • 20.02.2020
  • 465
  • 6

«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

  • 20.02.2020
  • 305
  • 6

«Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.

  • 20.02.2020
  • 498
  • 0

«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»

  • Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов

Виды учебных программ

Учебные программы можно разделить на три вида:

  1. примерная (типовая) программа по учебному предмету — документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана;
  2. авторская программа по учебному предмету — документ, созданный на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), примерной программы по учебному предмету и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса;
  3. рабочая программа учебного предмета — документ образовательного учреждения (далее — ОУ), который:
  1. регламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;
  2. учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности обучающихся конкретного класса;
  3. обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП).

Рабочая программа по учебному курсу рассчитана, как правило, на каждый класс или параллель.

Документы, регламентирующие создание рабочей программы учебного курса

Существует ряд документов, регламентирующих создание и реализацию рабочих программ учебных курсов. Их можно разделить на две группы:

  1. федеральные нормативные документы:
  1. 3акон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, п. 2 ст. 32 (ред. от 01.12.2007);
  2. ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 NQ 373, п. 19.5 (ред. от 26.11.2010 №1241);
  3. базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.2011);
  4. перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России;
  5. письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»;
  1. локальные акты образовательного учреждения:
  1. ООП НОО ОУ;
  2. положение о рабочей программе учебного курса;
  3. приказ руководителя ОУ об утверждении рабочей программы учебного курса.

        При создании и утверждении рабочей программы учебного предмета педагог должен придерживаться следующего алгоритма.

  1. Выбрать программу учебного курса и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение.
  2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей примерной программы по учебному курсу и целями и задачами ОУ.
  3. Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в примерной программе, и с требованиями, прописанными в ООП.
  4. Прописать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
  5. Прописать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.
  6. Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу.
  7. Дополнить рабочую программу учебного курса разделами и темами, выбранными из авторских программ по учебным предметам.
  8. Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.
  9. Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.
  10. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса.
  11. Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.
  12.  Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей начальных классов ОУ.
  13. Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю ОУ.
  14. Использовать рабочую программу учебного курса после приказа о ее утверждении руководителем ОУ.
  15. Разместить рабочую программу учебного курса на сайте ОУ и (или) на персональном сайте педагога, и (или) в любом другом информационном источнике, открытом для родительской и иной общественности.         

        В структуре рабочей программы учебного предмета можно выделить ряд основных разделов.

  1. Титульный лист, который содержит следующие сведения:
  1. полное наименование ОУ;
  2. гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);
  3. гриф утверждения программы руководителем ОУ (с указанием даты и номера приказа);
  4. название учебного курса в соответствии с базисным учебным планом;
  5. Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание педагогического стажа, категории);
  6. класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
  7. Ф. И. О., должность эксперта (по решению педагога или руководства ОУ);
  8. год составления рабочей программы.
  1. Пояснительная записка, в которой можно указать:
  1. название, автора и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена рабочая программа учебного курса;
  2. цель и задачи учебного курса;
  3. описание изменений (не более 20%), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, с обоснованием;
  4. особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;
  5. перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов, цели и задач учебного курса;
  6. количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;
  7. характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;
  8. специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
  1. Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися с описанием планируемых предметных, личностных и метапредметных (универсальные учебные действия) результатов обучения младших школьников.
  2. Календарно-тематический план учебного курса, который включает в себя:
  1. название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;
  2. количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;
  3. виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;
  4. направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
  5. пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.

Примерная форма календарно-тематического плана учебного курса

Сроки

№ урока

Название раздела темы,

темы урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Форма практи-ческой части

Вид

контроля

Учебно-методическое  обеспечение: использование ИКТ оборудования, ЦОР, ЭОР, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования и т.д.

п/п

в теме

По плану

Дано фактически

План

Факт

  1. Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений обучающихся, состоящая из тестовых материалов, текстов контрольных работ, количество контролирующих материалов, критериев оценки проверочных работ и др.

Примерное содержание пояснительной записки рабочей программы учебного курса

        Рабочая программа учебного курса  (название учебного курса)  для …класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по (название учебного курса) и авторской программы учебного курса  ……….. для обучающихся  … класса общеобразовательных школ автора………. ………… (год издания).

        Цель данного учебного курса:

        Задачи учебного курса:

        Программа рассчитана на….. ч, в т. ч. на практическую работу в количестве…….ч,  на контрольные уроки — ……ч, на уроки развития речи — …. ч и т.д. (указать всю практику).

                Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по (название курса) и авторской программой учебного курса.

                Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:

№ п/п

Изменение

Обоснование

(Примеры формулировок изменений, внесенных в текст авторской программы учебного курса:

  1. изменение последовательности изучения тем учебного курса;
  2. изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебною курса;
  3. изменение в логике изложения материала, предусмотренной авторской программой;
  4. введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой, и (или) исключение некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения обучающимися.)

                Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

 (Перечень может быть классифицирован, например, могут быть перечислены:

  1. литература (основная и дополнительная);
  2. дидактические материалы;
  3. учебное оборудование;
  4. компьютерное оборудование;
  5. программное обеспечение;
  6. цифровые образовательные ресурсы;
  7. лабораторное оборудование.)

        Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс

(Возможные особенности класса:

  1. количественный состав класса;
  2. уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса;
  3. реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;
  4. формы получения образования обучающимися класса (очная, дистанционная, экстернат, обучение на дому и т.д.);
  5. психологические, физиологические особенности обучающихся.)

         Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

(Например:

  1. групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  2. проектная или игровая деятельность;
  3. самостоятельная или совместная деятельность;
  4. экскурсии, практикумы, лабораторные работы и т. д.)

        Специфические для учебного курса формы контроля (текущего, промежуточного, итогового) освоения обучающимися содержания:

(Например:

  1. текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
  2. промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
  3. итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест и др.)

Структура Рабочей программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Общая характеристика учебного предмета
  4. Структура курса
  5. Место   предмета   в   учебном   плане
  6. Ценностные ориентиры  содержания учебного предмета
  7. Методический комплект
  8. Результаты изучения учебного предмета
  9. Планируемые результаты освоения программы
  10. Содержание программы
  11. КТП

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ
Директор  
ГБОУ лицей №395  Санкт-Петербурга
 ______________________
  С.П.Сергеева    

Приказ № ____  «____» _________ 2012                                                      

Согласовано
решением заседания КНО

Протокол №__1__от «28» августа 2012  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« (название учебного курса) »

Учитель:

УМК:

Класс:

Разработчик программы:

Педагогический стаж:

Квалификационная категория:

Эксперт программы:

Санкт-Петербург

2012

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Starline как найти свою машину
  • Как найти лидера в команд
  • Как найти станцию метро белорусская
  • Как найти все подключенные к компьютеру устройства
  • Как найти подарки которые спрятали родители