Как составить учебный материал


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Учебные материалы являются необходимой частью любой программы или деятельности, которая включает в себя приобретение знаний и способность запоминания. Лучший подход к разработке учебно-методических материалов — начать с изучения плана подготовки и имеющихся ресурсов. В зависимости от целей обучения и продолжительности программы обучения, учебные материалы могут включать в себя книги, учебные пособия, уроки с использованием компьютеров и аудиовизуальные средства. Вот несколько стратегий для разработки учебных материалов.

Шаги

  1. Изображение с названием Develop Training Materials Step 1

    1

    Определите цели учебной программы. Целью может быть обучение менеджеров компьютерной лаборатории способу получения доступа и перехода к различным компьютерным программам. В классе для будущих нянь целью может быть предоставление помощи подросткам в освоении наиболее важных аспектов ухода за маленькими детьми.

  2. Изображение с названием Develop Training Materials Step 2

    2

    Разработайте план обучения. План представляет собой обзор или схему того, как будет проходить обучение. Он, как правило, включает в себя информацию о программе обучения (график), основные цели обучения и список доступных ресурсов.

    • Оцените, сколько времени нужно потратить на каждую учебную цель. Это поможет в разработке учебных материалов и убедитесь, что одинаковое время посвящено принципу равносильной важности.
  3. Изображение с названием Develop Training Materials Step 3

    3

    Создайте список необходимых учебных материалов. Например, участникам учебной программы по Программному обеспечению, возможно, потребуется практический доступ к программному обеспечению, скриншоты более сложных программных элементов, а также учебное пособие, в котором подробно излагаются функции программного обеспечения в пошаговой форме.

  4. Изображение с названием Develop Training Materials Step 4

    4

    Напишите объяснение основных навыков, которым нужно научиться. Это обзор того, что ученики могут ожидать для изучения после достижения успеваемости через учебные материалы. В классе для нянь, например, обеспечение первой помощи, смена подгузников, обеспечение питанием детей и управление чрезвычайными ситуациями — могут быть основными целями.

  5. Изображение с названием Develop Training Materials Step 5

    5

    Посвятите отдельный раздел каждой учебной цели. Например, при создании интернет- модуля для нянь вы бы предусмотрели целую главу, состоящую из различных уроков по оказанию первой помощи.

    • Создайте индивидуальные уроки. В учебном классе по программному обеспечению, если основной целью является научить профессиональных инструкторов управлению учебным программным обеспечением, каждый урок может сосредоточиться на другой цели. Например, один урок может представлять учащимся цель профессионального программного обеспечения. Следующий урок может демонстрировать функцию каждой навигационной кнопки. В следующем уроке можно решать, как создавать отчеты об выполнении после того, как студенты прошли все назначенные уроки.
  6. Изображение с названием Develop Training Materials Step 6

    6

    Интегрируйте визуальные элементы. Используйте графики, видео, таблицы и другие визуальные средства, чтобы закрепить важные понятия.

  7. Изображение с названием Develop Training Materials Step 7

    7

    Включите обзорные упражнения. Чтобы включить различные стили обучения, интегрируйте обзорные упражнения в различных форматах. Например, учебные материалы могут включать в себя задания типа «истина» или «ложь», или с несколькими вариантами ответов для подкрепления содержания. После просмотра учебного видео, попросите учащихся разбиться на небольшие группы для обсуждения содержания.

  8. Изображение с названием Develop Training Materials Step 8

    8

    Установите составную часть оценки. При использовании видео или презентаций для обучения студентов оценивайте студентов, давая учащимся задание записать свои впечатления. При создании учебника уровень знаний может быть оценен с использованием викторины (опроса).

  9. Изображение с названием Develop Training Materials Step 9

    9

    Попросите учащихся об отзыве. Оценивайте эффективность учебных материалов, давая участникам задание поделиться своим мнением об учебной программе. Формы отзыва по учебным материалам могут содержать вопросы об организации, доходчивости, разнообразии и полезности, а также могут быть использованы для пересмотра и улучшения материалов.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8030 раз.

Была ли эта статья полезной?

Сделать свой курс не сложнее, чем написать книгу. Сидишь и фигачишь, фигачишь, фигачишь. Иногда пьешь. Волшебной таблетки нет, но есть чужой опыт с которым можно свериться, а то и вытащить оттуда полезные приемчики.

* * *

Продолжаем публиковать выдержки из интервью со специалистами, которые обучают коллег, и наши комментарии по поводу обнаруженных инсайтов. И вот что в этом выпуске:

  • Как все обычно начинается
  • Просто сел и сделал
  • Сколько можно готовиться
  • Лучшие практики

Как все обычно начинается

«К моменту курса у меня была сборная солянка материалов о том, что мы рассказывали друг другу на работе. Было много презентаций и материалов с продуктона. Что-то было из моих докладов на конференциях, что-то из моей практики стартапов в студенчестве».

Рискнем предположить, что похожая база материалов есть у каждого более-менее активного в своем сообществе специалиста. Выступления, статьи, инструкции, наброски… Короче, разные артефакты, свидетельствующие о неодолимом желании человека делиться своей экспертизой с миром.

Плохая новость тут только одна. Использовать эти материалы «в лоб» при создании курса, как правило, не получается. Значит в какой-то момент придется сесть и зафигачить всё от начала и до конца.

Просто сел и сделал

«На базе того, что я тогда делал, я собрал отдельную двухчасовую презентацию. Иногда оказываю услуги своим клиентам, обучаю их менеджеров. Когда мы готовили 5-6 лет назад презентацию, все было ровно также как сейчас! Эта тема все еще актуальна на сегодняшний день. И то, что делаю я — такому вроде как никто и не учит, я искал».

У нас нет оснований не верить респонденту. Действительно, некоторые куски знаний, особенно когда дело касается двухчасовой презентации, остаются актуальными и пять, и десять лет. Но такой случай скорее исключение.

«[…] в какой-то момент нас с коллегами позвали преподавать в университет. […] Мы разбили все на темы и зафигачили презентаций, которые иногда пополняем новыми кейсами и используем до сих пор. Это не только моя работа, но еще и нескольких человек. Этот курс мы все еще ведем раз в полгода-год».

Плюсы такого энергосберегающего подхода очевидны, а вот про грабли хочется чуть подробнее. Преподаватель — тоже человек. Он узнает новое, переосмысляет старое, получает какой-то опыт в своей специальности и в преподавании. Какое-то время пожить на старых материалах можно, но со временем они устареют. Не столько кейсами, сколько общей структурой изложения.

Кстати, вы обратили внимание на то, что курс, упоминаемый этим респондентом, — коллективная деятельность?

Сколько можно готовиться

«Каждый раз я перерабатываю материалы. В последний раз для каждого занятия я готовила материалы часа по 4-6 на каждую презентацию. И это при том, что у меня были наработки, делала не с нуля. Но я очень хотела выпендриться и сделать очень красиво. Вообще обычно часа 1,5-2 уходит на презентацию, материалы к которой уже есть. И до 6 часов если нужно чем-то дополнить или перекроить последовательность».

Весьма реалистичные цифры, если сравнивать с нашим опытом, и очень показательно как «желание выпендриться» увеличивает время подготовки в несколько раз.

«На подготовку двух лекций я потратила недавно два полноценных рабочих дня. Нужно освежить знания, посмотреть, что и как изменилось, что произошло в мире, пересобрать материал, добавить иллюстраций и оформить. Информация у нас устаревает полностью за год. Но 50-70% информации мне все таки удается переиспользовать. Остальное всегда обновляется»

Есть лайфхак. Не универсальный, но рабочий. Использовать каждое выступление для того, чтобы самому что-то узнать, уложить в голове, научиться. И вот ты уже не 8 часов готовишь занятие для студентов, а 8 часов занимаешься самообразованием, а потом бонусом выходишь на сцену. Иногда это помогает смириться с неизбежной долгой подготовкой к выступлению перед студентами.

Лучшие практики

На сладкое мы оставили самые профессиональные, как нам кажется, схемы работы с учебными материалами. Конечно, это не готовые инструкции, но мы верим, что вдумчивый читатель догадается, что из этого можно утащить себе в копилку.

Подстройка под компанию

«Я считаю, что нужно все таки индивидуально подходить к организации. Я довольно долго готовлюсь к такому обучению, чтобы понять, что именно больше всего хромает у компании».

Такое обучение, фактически, объединено с консалтингом. Выяснить «слабые места» и закрыть их с помощью тренинга. Здесь хорошо видно, как роль преподавателя из носителя знаний трансформировалась в диагноста. Любопытно, что про эту диагностическую функцию преподавателя говорят предательски мало.

«Я заранее запрашиваю типовую форму договора, судебные акты за 3-5 лет, типовые проблемы, вопросы менеджеров. Презентацию формально не меняется, но акценты рассказа — да».

Лайфхаком это не назвать, слишком трудоемко для простого решения. Но на бест практис тянет. Результат диагностики — не отдельная принципиально новая программа, а расстановка акцентов. Т.е. преподаватель задает некоторые рамки, исходя из своей экспертизы, а дальше уже расставляет акценты, опираясь на реальную потребность компании или слабые места студентов.

Рамки курса

«Сложно сказать, сколько бы у меня заняла времени подготовка, если бы не было бэкграунда. Я просто собрала все это в одну большую презентацию, которую дополняла после каждой пары. Я готовилась на одну пару вперед. А в самом начале была только структура о чем я хочу рассказать в целом».

Здесь сразу несколько важных моментов. Первый, безусловно, бэкграунд. Т.е. специалист опирается на свою недюжую экспертизу. Второй — не «просто собрала», а все-таки вначале была структура. Для себя мы называем это «рамка учебного материала», а сам подход — «отгрузка курса с колес». Когда структура существует независимо от наполнения, это здорово экономит время и силы на подготовку и, главное, на переделку.

Давайте делать вместе

«Мне помогает, когда я делаю материалы не одна, а с кем-то. Или могу обсудить, предварительно показать наработки».

Тысячу раз да. Учебные материалы противопоказано создавать в одиночку. Сложно фигачить и удерживать в голове реальный уровень аудитории. Сложно фигачить и думать про то, что студент будет пытаться извлечь из всего практическую пользу. Высок риск сделать идеальное бесполезное, а потом глубоко разочароваться, не обнаружив вокруг восторженной толпы.

На этапе первой версии, набросков — нужен лояльный читатель, который сможет корректно указать на неидеальные места. Еще лучше, когда эксперт отгружает свою экспертизу не сразу конечному потребителю, а через мозг коллеги. Если хотя бы один человек смог осознать и переработать — это уже что-то да значит.

И еще важно иметь смелость выкатить несовершенный курс на аудиторию. Результаты впечатляют. Там где казалось, что мы слишком все переусложнили, студенты идеально справляются с задачами. Там где мы изящно шутили — недоумевают, к чему весь этот балаган. Там где выводили нюансы и тонкости, игнорируют.

Наш опыт

Мы так или иначе были в ситуациях, описанных всеми респондентами. Сейчас пришли к тому, что после серии брейнштормов у учебного модуля появляется рамка. На рамку нанизывается контент — разжеванная теория, примеры, задачи. Первая версия отгружается «с колес», по обратной связи модуль совершенствуется.

Иногда — пересобираем полностью. Звучит внушительно, но при наличии отдельно прописанной структуры это не слишком ресурсоемкое занятие.

А как у вас?

Серия статей «Люди учат людей» написана по мотивам продуктового custdev’а для развития дизайн-задачника.

Предыдущие публикации

  • Часть 1. Схема обучения
  • Часть 2. Обучение в боевом режиме
  • Часть 3. Делай как я
  • Часть 4. Забота о студенте
  • Часть 5. Вот бы сделать базу знаний

Чтобы не пропустить продолжение, подпишитесь на наш блог тут или на телеграм-канал.


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!


Download Article


Download Article

Training manuals are an important part of teaching new employees about a company, or old employees about new systems or programs. The exact process for writing a training manual may be dictated by the industry it is for, but there are some general things you can do to help your employees get the most out of the manual. You should double check that you have all the information you need before you start, write with your audience in mind and try to make it easy for them to learn, and include some extra materials to make the information easier. Your manual will benefit if you include images and graphics, blank space for notes, quizzes to review what people learn, and checklists of important tasks.

  1. Image titled Write a Training Manual Step 1

    1

    Review and compile the information the manual needs to cover. Never write a training manual from memory. Go through the various processes and knowledge points that your manual is going to cover and be sure you are clear on everything. Make a list of all the important information and refer to this list as you write the manual, double checking to include it all.[1]

    • Even skipping a small step may confuse your users, so pay attention. For example, you could be telling someone how to enter data into a spreadsheet, but you could easily forget to mention “click File to open a new spreadsheet.” Or when describing how to use a piece of machinery, you may forget to mention flipping a certain switch that’s vitally important.
    • If you don’t review everything and you do forget something, users are likely to become distressed because something isn’t working right. This is not the outcome training should ever result in.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 2

    2

    Outline the flow of the training manual. Use the list you have made and begin to organize the information into a logical sequence of chapters, sections, or parts. You’ll most likely begin with the basics and work up to more in-depth concepts.

    • Before you write any content, make sure you have a good idea of where all aspects of the manual will fit together. You don’t want to mention something from what you think is a previous section if the manual hasn’t covered that information yet.
    • If you can write self-contained sections that don’t build on each other, this may be the right approach in some situations.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Training Manual Step 3

    3

    Include a table of contents and an index. Even if the manual is meant to be read straight through from start to finish, these navigational sections will help people when they need to go back to refresh their memory and study what they learned. The table of contents should have all the chapters titles and any section headings it makes sense to include. Make the index as thorough as possible, giving people lots of things to find throughout the manual.

    • Word processing programs often have templates for these types of documents. You can also find helpful resources online for how to structure these elements.
  4. Image titled Write a Training Manual Step 4

    4

    Write informative chapter previews. At the beginning of each chapter or section, write 2-3 paragraphs that outline what will be covered in that part of the manual. You could include a list of objectives for the section, keywords that are good to focus on, and mention quizzes or activities that will be included.

    • Chapter titles should help people know what they’ll find, but they should be able to skim the preview and make sure the chapter has what they need to know.
  5. Image titled Write a Training Manual Step 5

    5

    End each chapter with a summary. It is always helpful to wrap up and review what has been covered in a chapter. It’s a summary, so you can’t mention everything. Try to highlight what you see as being the most vital information that people should take away from the chapter.

    • You can mention the objectives again to give people the chance to take stock of whether or not they learned what they were supposed to.
  6. Image titled Write a Training Manual Step 6

    6

    Create a group or task force to help you write the manual. You’ll succeed more easily at writing a training manual if you have people to help you do it. You need people to check for errors as you go, make sure that the content is understandable, and help you consider all aspects of what you are training for. Plus you can delegate some of the work and distribute it evenly.

    • If you can’t have a group to help through the whole process, at least consider asking people a few things at different points as you go to get second opinions.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Training Manual Step 7

    1

    Write for and to your audience. Make sure you are clear on who the audience is. Consider if they have a knowledge base or are starting completely fresh. This will give you an idea of how broad or specific you need to be throughout the manual. When it makes sense, write directly to the audience saying, “When you get to this step…” rather than something like, “When a person gets to this step.”[2]

    • If you are training employees on a brand new software that no one has seen, it’s safe to assume they won’t know anything. If you are training for sales techniques at a clothing store, you don’t need to explain what pants and shirts are.
    • Don’t patronize people by over explaining simple concepts, but also don’t assume they know something that they may not know. It is a good idea to explain the benefits of following the manual.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 8

    2

    Include problem-solving scenarios and discussion topics. Not everyone can learn by reading 20 pages of text, so include ways for users to apply what they read and get hands on experience. Give a scenario and ask the reader to solve a problem of some kind. Allow for discussion and collaboration among trainees. You want to cater to different learning styles so the manual is useful for as many people as possible.[3]

    • You can’t fit every employee perfectly, but if you only use one approach you aren’t likely to get through to very many at all. The goal of the training manual is to help employees learn what they need to know, so aim to make it easy for as many people as possible. Tailor it to the day-to-day activities.
    • Be sure to stay focused on the topic at hand; avoid introducing concepts, ideas and instructions that are not related to the topic, workplace or field being covered.
  3. Image titled Write a Training Manual Step 9

    3

    Enhance the manual with videos or audio recordings. If you are writing a printed manual, consider whether or not you can give trainees access to extra materials, such as videos or audio recordings. For learners who would struggle to read an entire manual, you can work to ensure they still learn what they need to. Many times the written manual will be the primary training tool, but a few extras may make a big difference.[4]

    • This may be affected by the type of content your manual includes and may not be applicable in all cases. Take stock of the specifics of your manual and judge whether or not extra materials could be created.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Training Manual Step 10

    1

    Include a section for user notes. As you are writing each section of the manual, people using the manual will be trying to take in a lot of information. When you purposefully include blank spaces for writing notes, you encourage the users to jot down what they are learning. This will increase the amount of information that they retain.[5]

    • Notes sections would be good alongside most sections of text, but you could also make a separate notes section at the end of chapters and the end of the whole manual. This helps people avoid having separate notebooks that they might lose track of.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 11

    2

    Utilize images and graphics. Any time you can show the reader something visual, it can have an impact on how much they understand. You don’t want to clutter your manual with too much, but use visuals if you can. You can have screenshots of steps in computer work. You can include charts of important data. Pictures of tools or machinery the person will use are good, too.

    • There really is no limit to what types of visual aids you could include, so think about what you are training for and what would be most helpful for the user to see.
  3. Image titled Write a Training Manual Step 12

    3

    Include checklists of important steps. For many manuals, you’ll be detailing the steps of various processes, and checklists are a great way to sum things up. When a user needs to refer back to a section that includes specific steps, the checklist will refresh their memory and can be checked much more quickly than multiple paragraphs of text.[6]

    • It might even be useful to make these pages easy to tear out so users could keep the checklist handy at later times when they are working on tasks.
    • Checklists could include materials needed, sections for before, during, and after completing a task, or how to evaluate work once it is done.
  4. Image titled Write a Training Manual Step 13

    4

    Include activities and quizzes that measure learning. You want to ensure that users of your manual are learning as they go, so write up small tests of their knowledge. Include the answers in a separate spot so they can check how they did. You could have multiple choice questions, fill in the blank and matching, or scenarios for problem solving.[7]

    • These would be separate from any official testing you would have employees take after training is complete. The purpose would be to help them along the way in gauging how much their are learning.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What software do you recommend for creating training manuals?

    Community Answer

    If you want to create a training manual, you could use any word processing software, like Microsoft Word, Pages (Mac) or Google Docs.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Once the manual is complete, gather a test group to see if it makes sense and is an effective training tool. Get feedback from them on any ways they think the manual could be improved.

  • Try to use language that is simple and concise so it will be easy for people to understand.

  • Don’t make the content so formal that it gets boring, or your audience won’t stay interested.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a training manual, start by compiling all of the information the manual needs to cover and then determining whether dividing it into chapters, sections, or parts would work best. Then, organize the information and create a table of contents and index so your manual is easy to navigate. You’ll also want to write up a brief 2-3 paragraph preview for the beginning of each section so readers know what to expect. Also, conclude each section with a summary that wraps up and reviews the information the reader learned. To learn how to include quizzes, graphics, and checklists in your manual, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 196,129 times.

Reader Success Stories

  • Vanessa Mann

    Vanessa Mann

    Dec 13, 2022

    «It explained very well how write a Training Manuel and what to Include in it.»

Did this article help you?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс проектирования учебных материалов по многим параметрам схож с такими дисциплинами как программирование, логистика, дизайн и прикладная психология. Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке педагогического дизайна урока используется хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation), разбивающая весь процесс на 5 этапов.

1. АНАЛИЗ

Самая важная стадия разработки: выделяются ключевые элементы, изучаются потребности учеников и задача учителя, формулируются измеримые и понятные цели обучения, оценивается целевая аудитория и формы работы с ней, а также составляется список ожидаемых результатов. Для повышения эффективности эта стадия разбивается на несколько этапов, позволяющих за счет постепенного выявления ключевых точек четко сформулировать задачи. Тщательно проработанные цели помогают определить инструментарий учебного курса, степень его наполнения интерактивными элементами и применимость уже имеющихся материалов и методик.

Здесь же можно четко определить методики оценки эффективности самого процесса обучения. Явно и точно заданные ожидаемые результаты позволят четко сформулировать содержание и форму упражнений, контрольных вопросов, итоговых заданий и формы их подачи. Они также дадут возможность сравнить между собой материалы и методики различных авторов, выбрав только максимально подходящие. Это поможет и самому ученику в процессе обучения, сконцентрирует его внимание на сути предлагаемого материала и направит усилия на достижение целей.

После того как выполнен анализ, цели обучения можно уточнить, что даст возможность приступить к разработке собственно учебных материалов.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Самая обширная и непредсказуемая стадия проекта. В этот момент необходимо учесть все выводы стадии анализа и выработать общий план и структуру материала, оформить схему упражнений и оценок, визуальный ряд, интерфейс и общий дизайн, увязать между собой десятки порой сильно различающихся компонентов. Создается некий прототип, сценарий всего проекта, определяющий влияние каждого элемента на задачи, выявленные на первом этапе. Он также должен быть разбит на несколько шагов, поскольку попытка решить все задачи без планомерного подхода чаще всего обречена на провал.

1. Выбор средств обучения. Здесь все также начинается с анализа и изучения целевой аудитории, ожидаемых условий и форм обучения, содержания материалов и применимости к ним тех или иных методов демонстрации. Затем можно приступать к детализации учебных задач и уточнению инструментария, а также выявлению необходимых знаний, умений и навыков, позволяющих выполнить все задачи курса.

2. Создание сценария или плана-схемы будущих учебных материалов, оформление и утверждение внешнего вида типовых экранов, проработка рабочих макетов разных фрагментов и экспертная оценка каждого элемента. Главное на этом этапе — уточнение технических требований к будущему курсу.

3. Подготовка пробной версии учебных материалов, подбор или создание иллюстраций, анимационных эффектов и интерактивных элементов, аудио- или видеоряда. На этом этапе можно выявить отдельные недочеты, быстро исправить их и оперативно внести изменения в рабочий сценарий.

4. Оценка и доработка материалов с точки зрения полного соответствия задачам. Здесь максимально эффективны сторонняя экспертиза и все виды моделирования: от педагогического эксперимента с обучением тестовой группы до мозгового штурма по выявлению сильных и слабых сторон разработанного продукта.

5. Сопровождение и развитие учебных материалов. На этом шаге уже можно сосредоточиться на решении мелких технических вопросов, возникающих по ходу создания и тестирования, дополнять и расширять удачные модули, выявлять логические связки, готовить выход новых версий или создавать новые учебные курсы с использованием имеющихся наработок.

3. РАЗРАБОТКА

Основная «техническая» стадия любого проекта, когда все созданные материалы занимают свое место в общей структуре, обрастают новыми элементами и логическими связями, проходят отладку и «притирку» между собой. Здесь можно тонко настроить выбор методов изложения материала, тона подачи, стиля, форму изложения отдельных элементов, исходя из целей всего проекта и особенностей аудитории.

На этом этапе окончательно встраиваются элементы общего контента, подбираются наиболее эффективные упражнения, вырабатываются формы обратной связи и проверки освоения материала (задания и способы контроля), оттачиваются интерфейс и связки (правила перехода) между отдельными темами или вопросами. Особое внимание следует уделить четкому определению инструментария для подведения итогов проверки или практической работы, что позволит оценить эффективность всего курса. Этап разработки – очень кропотливая, но творческая работа, требующая от создателей максимальной гибкости при выполнении жестких исходных установок.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ

На этой стадии учебный курс загружается в соответствующую систему управления обучением (Learning Management System, LMS) или на ресурс, с помощью которого ученики могут получить доступ к материалам. Здесь можно оценить применимость учебных материалов на практике, проверить, подходит ли урок или курс для выбранной аудитории, получить первичные данные о его выполнении и эффективности, наладить связь с сообществом обучающихся, что даст дополнительный материал для подготовки инструкций, сопроводительных документов и т. д.

5. ОЦЕНКА

После накопления первичной информации о выполнении учебного курса нужно оценить его эффективность. Необходимо соотнести поставленные на стадии анализа задачи с результатами, которые получены на практике. Оцениваются сами учебные материалы, достижение целей обучения, выполнимость того или иного типа заданий и их соответствие общей задаче. На основании этого дорабатывается курс в целом или отдельные уроки, оцениваются результаты учебной работы и намечаются пути корректировки учебных материалов. Эта стадия в идеале должна закончиться пересмотром требований к отдельным блокам и обновленной версией всего курса.

Рассмотренная 5-шаговая модель соответствует циклу онлайн-курсов: планирование, проектирование (препродакшн), разработка (продакшн и постпродакшн), бета-тестирование или запуск курса, анализ обучения и доработка. Недостаток модели ADDIE в том, что она представляет собой цепочку последовательных этапов, в то время как разработка реальных учебных курсов представляет собой более сложную структуру. Пятый шаг, «Оценка», является первым шагом для следующих шагов по разработке и трансформации учебных курсов, а также оценка может иметь место на протяжении всего проектирования. К анализу и целеполаганию возможно возвращение в процессе всего проектирования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти дебиторскую задолженность должника
  • Как найти недорогое авто
  • Как найти вызовы на айфоне которые
  • Как найти контрольную цифру вагона
  • Как найти плотность ядерного вещества