Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы
Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.
Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.
Варианты соотношения частей учебного плана
Варианты 1 и 2
80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Вариант 3
70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Вариант 4
60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.
Второй этап. Продумываем пояснительную записку
Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.
Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана
Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.
В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.
А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.
Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.
Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.
По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.
В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.
Дети с нарушением слуха. Пособие для учителя
В учебном пособии рассматривается существующая система коррекционной помощи детям с нарушенным слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие и имплантированные дети) в дошкольном и школьном возрасте в учреждениях здравоохранения и в образовательных организациях.
Купить
Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана
Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?
- больше времени на учебные предметы обязательной части;
- дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
- внеурочная деятельность.
Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность делится на две части:
- максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
- минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.
Как подсчитать часы внеурочной деятельности?
Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.
Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий
Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.
Коррекционные занятия для первого варианта АООП
Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционные занятия для второго варианта АООП
Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.
На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 413 человек из 71 региона
- Сейчас обучается 24 человека из 18 регионов
- Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Разработка
индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому -
2 слайд
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015)
НОО
ООО
СОО
ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью
Нормативно-правовые основы организации обучения детей с ОВЗ -
3 слайд
Обучение
по индивидуальным
учебным планам
(Статьи 2, 13, 34)
Обучение по адаптированным образовательным программам (ст. 79)
индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Инклюзивное образование (ст. 79)
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Специальные условия обучения детей с ОВЗ -
4 слайд
В рамках одного учреждения, класса, группы находятся дети
с разным уровнем развития, нуждающиеся в дифференцированном подходе
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЕНКА
«выравнивание»
детей в рамках возрастной нормы
.
школа должна
адаптироваться к тому,
что учащиеся разные -
5 слайд
Что такое индивидуальный учебный план?
индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Индивидуальный учебный план
-основной
организационный
механизм реализации АОП.
ИУП определяет:
максимальный объем аудиторной нагрузки,
— Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение ООП
обучающегося с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
(или) физическом развитии -
6 слайд
Важно!
Индивидуальный
учебный план
Учебный план
индивидуального обучения
Обучение на дому регламентирует
«Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области», утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 04 сентября 2014 года № 276-од, с изменениями и дополнениями (приказ от 10.08.2016 № 259-од) -
-
8 слайд
Индивидуальный
учебный
план
фиксирует
совокупность учебных
предметов (базовых, вариативных,
коррекционно-развивающих), выбранных
для освоения обучающимся,
и количество часов на их освоение
определяет
образовательные потребности
обучающегося
Направлен на достижение конкретного
образовательного результата,
который должен достичь
обучающийся
Функция 3
Функция 2
Функция 1
Функции
индивидуального
учебного плана -
9 слайд
Структура индивидуального учебного плана
За нас
выбирают
Обязательная часть
ядро ИУП
обеспечивает единое образовательное пространство и предполагает базовый уровень преподавания всех предметов, что должно позволить учащимся освоить стандартный минимум содержания образования.
вариативная часть
направлена на изучение надбазового комплекса дисциплин, разрабатывается на основе:
1. Образовательных потребностей, интересов и склонностей учащихся.
2. Механизмов, обеспечивающих полноценность образования учащихся с ОВЗ и одновременно гарантирующих оптимальную учебную нагрузку каждому ученику
Мы выбираем
Требования ФГОС и ФК ГОС по количеству часов учебного плана для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями ПМПК, требованиями СанПиН, и быть индивидуализированы с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья. -
10 слайд
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА (для детей-инвалидов) в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
-
11 слайд
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г.
(для обучающихся с нарушениями слуха / зрения / ТНР / НОДА / ЗПР / РАС )
1-2 классы
ФГОС НОО ОВЗ
(варианты Х.1, Х.2, Х.3, Х.4)
в соответствии
с рекомендованной АООПОбязательная коррекционная область
3-9 классы
ФГОС НОО и ФГОС ООО
в соответствии
с рекомендованной АОПКоррекционные занятия в рамках внеурочной деятельности
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г.
(для обучающихся с умственной отсталостью
1-2 классы
ФГОС О УО
с рекомендованной АООПОбязательная коррекционная область
3-9 классы
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» -
12 слайд
ФГОС СОО
ФГОС ООО
ФГОС НОО
ФГОС НОО ОВЗ
ФГОС О УО
ФГОС О УО
Средняя школа
Основная школа
Начальная школа
ООП
АООП
Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам
Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020 -
13 слайд
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ
Вариант 1
образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения, при обязательном создании специальных условий обучения;
Вариант 2
образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения;
Вариант 3
образование обучающихся с ОВЗ образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Вариант предназначен для обучающихся, первичный дефект которых осложнен умственной отсталостью. Эти дети получают образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при необходимости в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются для каждой категории обучающихся.
Вариант 4
обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения. -
14 слайд
Примерный годовой учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) (I отделение)
ФГОС ОВЗ -
15 слайд
ЯЗЫК – речевая практика и речевое творчество;
МАТЕМАТИКА – практика применения математических знаний и математическое творчество;
ПРИРОДА (естествознание) – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром ; практика повседневной трудовой деятельности
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (обществознание) – практика жизни в социуме знания о человеке в социуме – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия.
ИСКУССТВО: знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;
ТЕХНОЛОГИЯ: овладение общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА : знания о человеке, своих возможностях и ограничениях – практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования
ОСНОВНЫЕ, ТРАДИЦИОННО ВЫДЕЛЯЕМЫЕ,
ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ -
16 слайд
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
Это обязательная часть внеурочной деятельности. Она поддерживает процесс освоения содержания АООП.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их содержание, количество определяет образовательная организация с учётом особых образовательных потребностей детей, рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию её недостатков; на формирование познавательной деятельности и высших психических функций; коррекцию нарушений письменной и устной речи. -
17 слайд
ВАЖНО!!!
содержание коррекционно-развивающей области определяется ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП
отводимое количество часов на изучение области – не менее 5!!!
ВАЖНО!!!
направления определяются ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП
отводимое количество часов на реализацию – не более 5!!! -
18 слайд
В вариативной части учебного плана в обязательном порядке фиксируются:
Занятия по выбору учащегося (предметы по выбору, факультативные занятия и т.д.)
Занятия с дефектологом (логопедом), в том числе и индивидуальные
Занятия с психологом, в том числе и по индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Занятия по выбору в системе дистанционного образованияТаким образом, в индивидуальном учебном плане должна быть зафиксирована вся академическая загруженность ученика
Обязательным является
соблюдение максимально допустимого объема учебной нагрузки -
19 слайд
Формы обучения
Очная
Очно-заочная
Заочная
ФЗ-273 , ст.17
Обучение может быть организовано:
С использованием ДОТ
С использованием электронного обучения
Совмещение занятий с учителем на дому с
посещением ребенком отдельных предметов в школе
С использованием сетевого взаимодействия ОО
Организация самостоятельной работы обучающихся
Интегрированные образовательные программы -
-
-
22 слайд
Что такое образовательный результат?
Знаю, что это такое
Знаю, как мне это применить
Знания
Умения
навыки -
23 слайд
Образовательный результат
– развитие жизненных компетенций -
24 слайд
Образовательный результат
УУД
Личностные
Предметные
Метапредметные
БУД
Личностные
Предметные -
25 слайд
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
(ФЗ-273, ГЛ. 1, ст.2, п.п. 28)Адаптированная образовательная программа –
При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.). -
26 слайд
Объекты адаптации
Учебные программы
Учебники и рабочие тетради
Способы работы учащихся с ОВЗ в классе и особенности включения учащихся в работу класса
Способы контроля и оценки знаний, компетенций
Условия для учебной работы в классе
Способы предъявления и выполнения заданий -
27 слайд
Модификация способов контроля и оценки знаний
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное)
регулярный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной оценки
разрешение переделать задание, с которым ученик не справился
объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
увеличение времени для выполнения контрольной работы, тестов
оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей -
28 слайд
Требования Стандарта к предметным результатам освоения АООП
Предметные результаты:
самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задачдва уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
минимальный уровень (МУ) является обязательным для большинства обучающихся
не рассматриваются в качестве основного критерия при переводе в следующий класс
недостижение МУ по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту 1 АООП
при недостижении МУ по всем или большинству предметов возможен перевод на второй вариант АООП или АООП УО с согласия родителей (законных представителей) и рекомендации ПМПК
Предметный результат
«Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность научиться» (максимальный объем содержания учебного курса) -
29 слайд
Перевод обучающегося с одного варианта АООП на другой
ФГОС ОВЗ предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута на основе комплексной оценки, заключения ПМПК и мнения родителей
ПМПК
заключение
Вариант АООП +
специальные условия
ПМПк
Изменения в АОП
Направления, формы
и содержание коррекционной
работы в урочной и внеурочной
деятельности
Разрабатывает
рабочую АОП
по отдельным
предметам
Утверждает АОП, при необходимости вносит
изменения в учебный план, локальные акты.
При отсутствии необходимых специалистов,
заключает договор с ППМС-центром -
30 слайд
АООП
2 вариант
АООП
1 вариант
АООП
3 вариант
1 класс
2 класс
1 класс по программе 1го дополнительного
1й дополнительный класс
ПМПК
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 264 669 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Проект «ГТО-путь к успеху!»
- Учебник: «Физическая культура», Матвеев А.П.
- Тема: Глава 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
- 29.08.2021
- 713
- 22
- 29.08.2021
- 199
- 1
- 29.08.2021
- 129
- 2
- 29.08.2021
- 256
- 0
- 29.08.2021
- 237
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация тренерской деятельности по физической культуре и спорту»
-
Курс повышения квалификации «Дополнительное образование в системе спортивного менеджмента по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация тренерской деятельности по адаптивной физической культуре и спорту»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Спортивный менеджмент: управление в области физической культуры и спорта»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Методические рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);
2. Основная часть:
2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы;
2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы);
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Введение
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
- ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.
Основная часть
II. Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
- Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
- Планирование форм реализации АОП.
Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
- Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
- . Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.
- При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:
пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
- Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.
2. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
2.2.1. Титульный лист;
2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;
коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Компонентный состав структуры АОП
№ |
Структурные единицы АОП |
Их характеристика |
1. |
Титульный лист АОП |
Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) |
||
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) |
||
Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ. |
||
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) |
||
Параллель/класс, в которых изучается Программа. |
||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) |
||
Год составления программы |
||
2. |
Пояснительная записка АОП |
Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа. |
Цель и задачи АОП. |
||
[1]Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. |
||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП. |
||
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП. |
||
Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ |
||
Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) |
||
3. |
Содержание АОП |
Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ. |
4. |
Основные требования к результатам реализации АОП |
Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат. |
||
5. |
Система контрольно-измерительных материалов АОП |
Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ. |
Количество контролирующих материалов |
||
Критерии оценки проверочных работ |
Практические аспекты деятельности педагогических кадров
На данный момент наше учреждение посещают двое детей-инвалидов. Оба ребенка не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у обоих сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.
С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»
На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включились сотрудники образовательного учреждения, администрация: заместитель директора по АХР, зам. директора по ВР, медработник, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в гимназии, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ОУ. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и специалистами ОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Как было сказано ранее, в данный момент, наше образовательное учреждение посещают два ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной без барьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:
- оборудование для развития общей подвижности;
- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- фонотека, музыкальные игрушки;
- художественная литература для детей и родителей.
В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается директором. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру.
- Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
- Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
- Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
- Содержание программы.
Включает в себя три основных компонента или блока:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения
При подготовки данного материала были использованы ссылки на:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
III. Заключение
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.
Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
IV. Список использованной литературы
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — www.unisef.ru
Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» — www.perspektiva$inva.ru
НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org
Региональная общественная организация социально-творческой
реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей
«Круг» — www.roo$kroog.ru
Региональная общественная благотворительная организация
«Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru
Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru
Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) — www.mgppu.ru,
www.inclusive-edu.ry, www.edu$open.ru
Президент России — школьникам — http://www.uznay-prezidenta.ru/
Сайт Тьюторской ассоциации — http://www.thetutor.ru
Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/
«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования — нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) — www.edu.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. No 1089) http://fipi.ru/
[1] Только для классов, реализующих инклюзивное образование.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Отдел управления образовательными системами
Собакина Елена Михайловна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
Научный консультант:
Жиронкина Лариса Николаевна
заместитель директора по научно-исследовательской работе
БУ ОО ДПО «Институт развития образования»,
кандидат исторических наук.
Актуальность темы
В настоящее время одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Для этого разрабатывается индивидуальная образовательная программа .
В соответствии со ст. 2 п. 23 главы 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной формой реализации индивидуальной образовательной программы является индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обоснование проблемы
В Казенном образовательном учреждении Орловской области «Знаменская общеобразовательная школа-интернат» осуществляется модель полного инклюзивного образования.
Среди детей с ОВЗ можно выделить следующие категории:
1. Дети с задержкой психического развития (ЗПР), (вариант 7.1).
2. Дети с нарушением зрения – незрячие (вариант 3.1), слабовидящие (вариант 4.1).
3. Дети с нарушением слуха — слабослышащие, (вариант 2.1),
4. Дети с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), (вариант 5.2).
Одним из условий создания благоприятной среды для психического и физического развития обучающихся в условиях инклюзии, является разработка индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Цель и задачи
Цель: создание модели управленческого решения по разработке и внедрению индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях.
Задачи:
1. Проанализировать контингент обучающихся в образовательной организации с целью выявления нуждающихся в обучении по индивидуальным учебным планам.
2. Проанализировать перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проектирование индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
3. Изучить требования к индивидуальным учебным планам для обучающихся с ОВЗ.
4. Создать модель разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ.
Гипотеза проектирования
Создание модели разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ и внедрение его в деятельность образовательной организации позволит каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.
Условия реализации проекта
1) Наличие в ОО службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, по рекомендации которой разрабатывается индивидуальный учебный план. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк.
2) Наличие в ОО нормативно-правовой базы, на основе которой реализуется проект.
3) Наличие подготовленных педагогических кадров.
Результаты проекта
Создана модель проектирования индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
№
Наименование мероприятия
1.
Анализ контингента обучающихся в образовательной организации.
Ответственный исполнитель
2.
Проведение заседания ПМПк по итогам анализа контингента обучающихся
Вид документа/ материалы
Администрация, специалисты школьного ПМПк
3.
Создание рабочей группы для разработки индивидуальных учебных планов.
План работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
4
Председатель школьного ПМПк.
Сроки выпол-ния
Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Январь — февраль 2017 г.
Ожидаемый результат
Директор ОО
Разработка плана-графика по реализации проекта.
Выявление обучающихся, имеющих проблемы здоровья и развития.
Приказ о создании рабочей группы для разработки индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Вторая среда марта
Члены рабочей группы
Рекомендации для обучающихся с ОВЗ.
Апрель 2017г.
План-график по созданию индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Создана рабочая группа для разработки индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Апрель 2017г.
Создан план-график по разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Результаты проекта
№
Наименование мероприятия
5
Изучение нормативных документов, регулирующих создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Ответственный исполнитель
6
Индивидуальная работа со всеми участниками образовательного процесса по уточнению результатов
Члены рабочей группы
Вид документа/ материалы
«Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Сроки выпол-ния
Члены рабочей группы
Ожидаемый результат
Май — июнь
2017 г.
Рабочие программы учителей.
Рабочие программы воспитателей.
Индивидуальные учебные планы.
Планы работы классных руководителей.
Создание электронного «кейса» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Июнь- август 2017 г.
1. Усовершенствование рабочих программ педагогов.
2. Усовершенствование индивидуального учебного плана.
3. Планирование работы с родителями (беседы, консультирование).
3. Контроль, публичное обсуждение результатов.
Результаты проекта
«Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.10.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Результаты проекта
— федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» с изменениями от: 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060;
— санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26);
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81 « О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Результаты проекта
— приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
— Рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год (№ 837 от 15.06.16 г.);
— Рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018 учебный год (№ 6-1/1291 исх. от 04.07.17 г.);
— Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования.
Результаты проекта
План управленческой деятельности по проекту
№
Наименование мероприятия
7
Создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Ответственный исполнитель
8
Рассмотрение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. на педагогическом совете ОО.
Члены рабочей группы
Вид документа/ материалы
9
Приказ ОО о разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Утверждение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ руководителем ОО.
Сроки выпол-ния
Директор
Директор
Ожидаемый результат
Протокол педагогического совета.
Август 2017 г.
Созданы индивидуальные учебные планы для обучающихся с ОВЗ.
Приказ об утверждении индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Август 2017 г.
Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
1 сентября 2017 г.
Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Результаты проекта
1.4 Индивидуальный учебный план на 2017/2018 учебный год для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи. (Вариант 5.2). 2 класс. Пятидневная неделя обучения.
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс всего
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
Иностранный язык
Литературное чтение
—
4
Иностранный язык
Математика и информатика
—
—
4
Обществознание и естествознание
—
Математика
—
Окружающий мир
—
—
Основы религиозной культуры и светской этики
—
4
Искусство
—
—
4
—
Основы религиозной культуры и светской этики
—
2
Музыка
—
—
4
Технология
—
—
—
—
—
Изобразительное искусство.
Технология (Труд)
—
1
—
—
Физическая культура
4
—
Итого
Физическая культура
1
—
—
2
—
1
—
—
—
—
3
1
—
—
—
20
—
1
1
—
—
—
3
21
Результаты проекта
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
—
Русский язык
3
Иностранный язык
—
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
—
—
2
—
Внеурочная деятельность ( включая коррекционно-развивающую область)
3
23
Коррекционно-развивающая область
—
1
—
—
Развитие речи
10
—
2
—
Произношение
—
7
23
—
Логопедическая ритмика
2
—
—
—
—
Индивидуальная логопедическая работа
10
2
—
Другие направления внеурочной деятельности
1
7
—
—
2
Всего к финансированию:
—
—
2
—
—
3
2
1
33
2
—
3
33
Спасибо за внимание .