Как составить учебный план для детей с овз

Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы

Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.

Варианты АООП.png

Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.

Варианты соотношения частей учебного плана

Варианты 1 и 2

80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Вариант 3

70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Вариант 4

60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.

Второй этап. Продумываем пояснительную записку

Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.

Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана

Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.

В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.

А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.

Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.

Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.

По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.

В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.

Дети с нарушением слуха. Учебное пособие для общеобразовательных организаций

Дети с нарушением слуха. Пособие для учителя

В учебном пособии рассматривается существующая система коррекционной помощи детям с нарушенным слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие и имплантированные дети) в дошкольном и школьном возрасте в учреждениях здравоохранения и в образовательных организациях.

Купить

Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана

Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?

  • больше времени на учебные предметы обязательной части;
  • дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
  • внеурочная деятельность.

Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность делится на две части:

  • максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
  • минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.

Как подсчитать часы внеурочной деятельности?

Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.

Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий

Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.

Коррекционные занятия для первого варианта АООП

Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционные занятия для второго варианта АООП

Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.

На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.

Скачать материал

Разработка индивидуального учебного плана для обучающихся  с ОВЗ, обучающихс...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 413 человек из 71 региона

  • Сейчас обучается 24 человека из 18 регионов

  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Разработка индивидуального учебного плана для обучающихся  с ОВЗ, обучающихс...

    1 слайд

    Разработка
    индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным...

    2 слайд

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015)
    НОО
    ООО
    СОО
    ФГОС образования обучающихся
    с умственной отсталостью
    Нормативно-правовые основы организации обучения детей с ОВЗ

  • Обучение 
по индивидуальным 
учебным планам
(Статьи 2, 13, 34)Обучение по ад...

    3 слайд

    Обучение
    по индивидуальным
    учебным планам
    (Статьи 2, 13, 34)
    Обучение по адаптированным образовательным программам (ст. 79)
    индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
    адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
    Инклюзивное образование (ст. 79)
    инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
    Специальные условия обучения детей с ОВЗ

  • В рамках одного учреждения, класса, группы находятся дети
с разным уровнем ра...

    4 слайд

    В рамках одного учреждения, класса, группы находятся дети
    с разным уровнем развития, нуждающиеся в дифференцированном подходе
    НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
    ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
    ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЕНКА
    «выравнивание»
    детей в рамках возрастной нормы
    .
    школа должна
    адаптироваться к тому,
    что учащиеся разные

  • Что такое индивидуальный учебный план?индивидуальный учебный план - учебный п...

    5 слайд

    Что такое индивидуальный учебный план?
    индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
    Индивидуальный учебный план
    -основной
    организационный
    механизм реализации АОП.
    ИУП определяет:
    максимальный объем аудиторной нагрузки,
    — Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение ООП
    обучающегося с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
    (или) физическом развитии

  • Важно!Индивидуальный
учебный планУчебный план
индивидуального обученияОбучени...

    6 слайд

    Важно!
    Индивидуальный
    учебный план
    Учебный план
    индивидуального обучения
    Обучение на дому регламентирует
    «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области», утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 04 сентября 2014 года № 276-од, с изменениями и дополнениями (приказ от 10.08.2016 № 259-од)

  • Индивидуальный 
учебный
планфиксирует 
совокупность учебных 
предметов (базов...

    8 слайд

    Индивидуальный
    учебный
    план
    фиксирует
    совокупность учебных
    предметов (базовых, вариативных,
    коррекционно-развивающих), выбранных
    для освоения обучающимся,
    и количество часов на их освоение
    определяет
    образовательные потребности
    обучающегося
    Направлен на достижение конкретного
    образовательного результата,
    который должен достичь
    обучающийся
    Функция 3
    Функция 2
    Функция 1
    Функции
    индивидуального
    учебного плана

  • Структура индивидуального учебного планаЗа нас
 выбираютОбязательная частьядр...

    9 слайд

    Структура индивидуального учебного плана
    За нас
    выбирают
    Обязательная часть
    ядро ИУП
    обеспечивает единое образовательное пространство и предполагает базовый уровень преподавания всех предметов, что должно позволить учащимся освоить стандартный минимум содержания образования.
    вариативная часть
    направлена на изучение надбазового комплекса дисциплин, разрабатывается на основе:
    1. Образовательных потребностей, интересов и склонностей учащихся.
    2. Механизмов, обеспечивающих полноценность образования учащихся с ОВЗ и одновременно гарантирующих оптимальную учебную нагрузку каждому ученику
    Мы выбираем
    Требования ФГОС и ФК ГОС по количеству часов учебного плана для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями ПМПК, требованиями СанПиН, и быть индивидуализированы с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья.

  • Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно опр...

    10 слайд

    Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА (для детей-инвалидов) в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

  • УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г. 
(для обучающихся с нарушениями слуха / зрения /...

    11 слайд

    УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г.
    (для обучающихся с нарушениями слуха / зрения / ТНР / НОДА / ЗПР / РАС )
    1-2 классы
    ФГОС НОО ОВЗ
    (варианты Х.1, Х.2, Х.3, Х.4)
    в соответствии
    с рекомендованной АООП

    Обязательная коррекционная область
    3-9 классы
    ФГОС НОО и ФГОС ООО
    в соответствии
    с рекомендованной АОП

    Коррекционные занятия в рамках внеурочной деятельности
    УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г.
    (для обучающихся с умственной отсталостью
    1-2 классы
    ФГОС О УО
    с рекомендованной АООП

    Обязательная коррекционная область

    3-9 классы
    Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
    «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  • ФГОС СООФГОС ОООФГОС НООФГОС НОО ОВЗФГОС О УОФГОС О УОСредняя школаОсновная ш...

    12 слайд

    ФГОС СОО
    ФГОС ООО
    ФГОС НОО
    ФГОС НОО ОВЗ
    ФГОС О УО
    ФГОС О УО
    Средняя школа
    Основная школа
    Начальная школа
    ООП
    АООП
    Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам
    Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам
    Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937
    Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020

  • Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗВариант 1 
образование обучающихся с ОВЗ...

    13 слайд

    Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ
    Вариант 1
    образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения, при обязательном создании специальных условий обучения;
    Вариант 2
    образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения;
    Вариант 3
    образование обучающихся с ОВЗ образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Вариант предназначен для обучающихся, первичный дефект которых осложнен умственной отсталостью. Эти дети получают образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при необходимости в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются для каждой категории обучающихся.
    Вариант 4
    обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения.

  • Примерный годовой учебный план начального общего образования обучающихся с тя...

    14 слайд

    Примерный годовой учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) (I отделение)
    ФГОС ОВЗ

  • ЯЗЫК – речевая практика и речевое творчество; 
   МАТЕМАТИКА – практика пр...

    15 слайд

    ЯЗЫК – речевая практика и речевое творчество;
    МАТЕМАТИКА – практика применения математических знаний и математическое творчество;
    ПРИРОДА (естествознание) – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром ; практика повседневной трудовой деятельности
    ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (обществознание) – практика жизни в социуме знания о человеке в социуме – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия.
    ИСКУССТВО: знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;
    ТЕХНОЛОГИЯ: овладение общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА : знания о человеке, своих возможностях и ограничениях – практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования
    ОСНОВНЫЕ, ТРАДИЦИОННО ВЫДЕЛЯЕМЫЕ,
    ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

  • КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ

Это обязательная часть внеурочной деятельно...

    16 слайд

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ

    Это обязательная часть внеурочной деятельности. Она поддерживает процесс освоения содержания АООП.
    Выбор коррекционно-развивающих занятий, их содержание, количество определяет образовательная организация с учётом особых образовательных потребностей детей, рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся.
    Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию её недостатков; на формирование познавательной деятельности и высших психических функций; коррекцию нарушений письменной и устной речи.

  • ВАЖНО!!!
содержание коррекционно-развивающей области определяется ФГОС ОВЗ в...

    17 слайд

    ВАЖНО!!!
    содержание коррекционно-развивающей области определяется ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП
    отводимое количество часов на изучение области – не менее 5!!!
    ВАЖНО!!!
    направления определяются ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП
    отводимое количество часов на реализацию – не более 5!!!

  • В вариативной части учебного плана в обязательном порядке фиксируются:Занятия...

    18 слайд

    В вариативной части учебного плана в обязательном порядке фиксируются:
    Занятия по выбору учащегося (предметы по выбору, факультативные занятия и т.д.)
    Занятия с дефектологом (логопедом), в том числе и индивидуальные
    Занятия с психологом, в том числе и по индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
    Занятия по выбору в системе дистанционного образования

    Таким образом, в индивидуальном учебном плане должна быть зафиксирована вся академическая загруженность ученика
    Обязательным является
    соблюдение максимально допустимого объема учебной нагрузки

  • Формы обученияОчнаяОчно-заочнаяЗаочнаяФЗ-273 , ст.17 Обучение может быть орга...

    19 слайд

    Формы обучения
    Очная
    Очно-заочная
    Заочная
    ФЗ-273 , ст.17
    Обучение может быть организовано:
    С использованием ДОТ
    С использованием электронного обучения
    Совмещение занятий с учителем на дому с
    посещением ребенком отдельных предметов в школе
    С использованием сетевого взаимодействия ОО
    Организация самостоятельной работы обучающихся
    Интегрированные образовательные программы

  • Что такое образовательный результат?Знаю, что это такоеЗнаю, как мне это прим...

    22 слайд

    Что такое образовательный результат?
    Знаю, что это такое
    Знаю, как мне это применить
    Знания
    Умения
    навыки

  • Образовательный результат– развитие жизненных компетенций

    23 слайд

    Образовательный результат
    – развитие жизненных компетенций

  • Образовательный результатУУДЛичностныеПредметныеМетапредметныеБУДЛичностныеПр...

    24 слайд

    Образовательный результат
    УУД
    Личностные
    Предметные
    Метапредметные
    БУД
    Личностные
    Предметные

  • образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными во...

    25 слайд

    образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
    (ФЗ-273, ГЛ. 1, ст.2, п.п. 28)

    Адаптированная образовательная программа –
    При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.).

  • Объекты адаптацииУчебные программыУчебники и рабочие тетрадиСпособы работы уч...

    26 слайд

    Объекты адаптации
    Учебные программы
    Учебники и рабочие тетради
    Способы работы учащихся с ОВЗ в классе и особенности включения учащихся в работу класса
    Способы контроля и оценки знаний, компетенций
    Условия для учебной работы в классе
    Способы предъявления и выполнения заданий

  • Модификация способов  контроля и оценки знанийиспользование индивидуал...

    27 слайд

    Модификация способов контроля и оценки знаний

    использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное)
    регулярный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной оценки
    разрешение переделать задание, с которым ученик не справился
    объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
    увеличение времени для выполнения контрольной работы, тестов
    оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей

  • Требования Стандарта  к предметным результатам освоения АООП 
Предметные...

    28 слайд

    Требования Стандарта к предметным результатам освоения АООП

    Предметные результаты:
    самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач

    два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
    минимальный уровень (МУ) является обязательным для большинства обучающихся
    не рассматриваются в качестве основного критерия при переводе в следующий класс
    недостижение МУ по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту 1 АООП
    при недостижении МУ по всем или большинству предметов возможен перевод на второй вариант АООП или АООП УО с согласия родителей (законных представителей) и рекомендации ПМПК
    Предметный результат
    «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность научиться» (максимальный объем содержания учебного курса)

  • Перевод обучающегося с одного варианта АООП на другойФГОС ОВЗ предусматривает...

    29 слайд

    Перевод обучающегося с одного варианта АООП на другой
    ФГОС ОВЗ предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута на основе комплексной оценки, заключения ПМПК и мнения родителей
    ПМПК
    заключение
    Вариант АООП +
    специальные условия
    ПМПк
    Изменения в АОП
    Направления, формы
    и содержание коррекционной
    работы в урочной и внеурочной
    деятельности
    Разрабатывает
    рабочую АОП
    по отдельным
    предметам
    Утверждает АОП, при необходимости вносит
    изменения в учебный план, локальные акты.
    При отсутствии необходимых специалистов,
    заключает договор с ППМС-центром

  • АООП  
2 вариантАООП  
1 вариантАООП  
3 вариант  1 класс  2 класс  1 класс п...

    30 слайд

    АООП
    2 вариант
    АООП
    1 вариант
    АООП
    3 вариант
    1 класс
    2 класс
    1 класс по программе 1го дополнительного
    1й дополнительный класс
    ПМПК

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 669 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Проект «ГТО-путь к успеху!»

  • Учебник: «Физическая культура», Матвеев А.П.
  • Тема: Глава 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • 29.08.2021
  • 713
  • 22

«Физическая культура», Матвеев А.П.

  • 29.08.2021
  • 199
  • 1
  • 29.08.2021
  • 129
  • 2

«Физическая культура», Матвеев А.П.

«Физическая культура», Матвеев А.П.

«Физическая культура 5-7 классы»,  Гурьев С.В./ Под ред. Виленского М.Я.

«Физическая культура 5-7 классы»,  Гурьев С.В./ Под ред. Виленского М.Я.

  • 29.08.2021
  • 256
  • 0
  • 29.08.2021
  • 237
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация тренерской деятельности по физической культуре и спорту»

  • Курс повышения квалификации «Дополнительное образование в системе спортивного менеджмента по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация тренерской деятельности по адаптивной физической культуре и спорту»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Спортивный менеджмент: управление в области физической культуры и спорта»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Методические рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);

2.  Основная часть:

2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы;

2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы);

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено:  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях  должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.  

Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Задачи:

  • оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
  • ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе,  с организацией итогового и промежуточного контроля.

Основная часть

II.  Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая  осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие  направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.  Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП.  При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

  1. Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.

Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.

  1. Планирование форм реализации АОП.

Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

  1. Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
  2. . Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.

Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.

  1. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:

пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.  

  1. Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
  2. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.

2. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1.         Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:

2.2.1. Титульный лист;

2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.

В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися  АОП

образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;

коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке  должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:

учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Компонентный состав структуры АОП

Структурные единицы АОП

Их характеристика

1.

Титульный лист АОП

Наименование образовательного учреждения

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения)

Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)

Год составления программы

2.

Пояснительная записка АОП

Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа.

Цель и задачи АОП.

[1]Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП.

Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

3.

Содержание АОП

Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.

Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.

4.

Основные требования к результатам реализации АОП

Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

5.

Система контрольно-измерительных материалов АОП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.

Количество контролирующих материалов

Критерии оценки проверочных работ

Практические аспекты деятельности педагогических кадров

На данный момент наше учреждение посещают двое детей-инвалидов. Оба ребенка не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у обоих сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

С момента поступления  детей  с ОВЗ в учреждение,  с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и  сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включились  сотрудники образовательного учреждения,  администрация: заместитель директора по АХР, зам. директора  по ВР, медработник, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в гимназии,  для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют  индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса.  Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует  созданию специальных условий,  предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль  за адаптацией  детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ОУ. Консультирует учителей  и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое  обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,  речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с  целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее  проводится организационная работа по проектированию,  разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ  или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей,  четко формулируются цели и задачи индивидуальной  образовательной программы  (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика,  определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов  и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ.  Данные индивидуальные образовательные маршруты  включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.  

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную  программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Как было сказано ранее, в данный момент, наше образовательное учреждение посещают два ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной без барьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

  • оборудование для развития общей подвижности;
  • оборудование  и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература  для детей и родителей.

В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается директором.  Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру.

  1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы. 
  2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается  варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. 
  3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. 
  4. Содержание программы. 

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися,  приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с  родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

При подготовки данного материала были использованы ссылки на:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

III. Заключение

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.

         Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется

 для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
         АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

IV. Список использованной литературы

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — www.unisef.ru

Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» — www.perspektiva$inva.ru

НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org

Региональная общественная организация социально-творческой

реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей

«Круг» — www.roo$kroog.ru

Региональная общественная благотворительная организация

«Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru

Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru

Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) — www.mgppu.ru,

www.inclusive-edu.ry, www.edu$open.ru

Президент России — школьникам — http://www.uznay-prezidenta.ru/

Сайт Тьюторской ассоциации — http://www.thetutor.ru

Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/

«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования — нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) — www.edu.ru

Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. No 1089) http://fipi.ru/


[1]         Только для классов, реализующих инклюзивное образование.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Отдел управления образовательными системами Собакина Елена Михайловна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.   Научный консультант: Жиронкина Лариса Николаевна заместитель директора по научно-исследовательской работе БУ ОО ДПО «Институт развития образования», кандидат исторических наук.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Отдел управления образовательными системами

Собакина Елена Михайловна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.

Научный консультант:

Жиронкина Лариса Николаевна

заместитель директора по научно-исследовательской работе

БУ ОО ДПО «Институт развития образования»,

кандидат исторических наук.

Актуальность темы   В настоящее время одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Для этого разрабатывается индивидуальная образовательная программа .  В соответствии со ст. 2 п. 23 главы 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной формой реализации индивидуальной образовательной программы является индивидуальный учебный план.  Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Актуальность темы

В настоящее время одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Для этого разрабатывается индивидуальная образовательная программа .

В соответствии со ст. 2 п. 23 главы 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной формой реализации индивидуальной образовательной программы является индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обоснование проблемы  В Казенном образовательном учреждении Орловской области «Знаменская общеобразовательная школа-интернат» осуществляется модель полного инклюзивного образования. Среди детей с ОВЗ можно выделить следующие категории: 1. Дети с задержкой психического развития (ЗПР), (вариант 7.1). 2. Дети с нарушением зрения – незрячие (вариант 3.1), слабовидящие (вариант 4.1). 3. Дети с нарушением слуха - слабослышащие, (вариант 2.1), 4. Дети с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), (вариант 5.2).  Одним из условий создания благоприятной среды для психического и физического развития обучающихся в условиях инклюзии, является разработка индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Обоснование проблемы

В Казенном образовательном учреждении Орловской области «Знаменская общеобразовательная школа-интернат» осуществляется модель полного инклюзивного образования.

Среди детей с ОВЗ можно выделить следующие категории:

1. Дети с задержкой психического развития (ЗПР), (вариант 7.1).

2. Дети с нарушением зрения – незрячие (вариант 3.1), слабовидящие (вариант 4.1).

3. Дети с нарушением слуха — слабослышащие, (вариант 2.1),

4. Дети с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), (вариант 5.2).

Одним из условий создания благоприятной среды для психического и физического развития обучающихся в условиях инклюзии, является разработка индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Цель и задачи Цель: создание модели управленческого решения по разработке и внедрению индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях. Задачи:  1. Проанализировать контингент обучающихся в образовательной организации с целью выявления нуждающихся в обучении по индивидуальным учебным планам. 2. Проанализировать перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проектирование индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. 3. Изучить требования к индивидуальным учебным планам для обучающихся с ОВЗ. 4. Создать модель разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ.

Цель и задачи

Цель: создание модели управленческого решения по разработке и внедрению индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях.

Задачи:

1. Проанализировать контингент обучающихся в образовательной организации с целью выявления нуждающихся в обучении по индивидуальным учебным планам.

2. Проанализировать перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проектирование индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

3. Изучить требования к индивидуальным учебным планам для обучающихся с ОВЗ.

4. Создать модель разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ.

Гипотеза проектирования  Создание модели разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ и внедрение его в деятельность образовательной организации позволит каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.

Гипотеза проектирования

Создание модели разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ и внедрение его в деятельность образовательной организации позволит каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.

Условия реализации проекта  1) Наличие в ОО службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, по рекомендации которой разрабатывается индивидуальный учебный план. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк.  2) Наличие в ОО нормативно-правовой базы, на основе которой реализуется проект.  3) Наличие подготовленных педагогических кадров.

Условия реализации проекта

1) Наличие в ОО службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, по рекомендации которой разрабатывается индивидуальный учебный план. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк.

2) Наличие в ОО нормативно-правовой базы, на основе которой реализуется проект.

3) Наличие подготовленных педагогических кадров.

Результаты проекта

Создана модель проектирования индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Наименование мероприятия

1.

Анализ контингента обучающихся в образовательной организации.

Ответственный исполнитель

2.

Проведение заседания ПМПк по итогам анализа контингента обучающихся

Вид документа/ материалы

Администрация, специалисты школьного ПМПк

3.

Создание рабочей группы для разработки индивидуальных учебных планов.

План работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

4

Председатель школьного ПМПк.

Сроки выпол-ния

Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Январь — февраль 2017 г.

Ожидаемый результат

Директор ОО

Разработка плана-графика по реализации проекта.

Выявление обучающихся, имеющих проблемы здоровья и развития.

Приказ о создании рабочей группы для разработки индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .

Вторая среда марта

Члены рабочей группы

Рекомендации для обучающихся с ОВЗ.

Апрель 2017г.

План-график по созданию индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .

Создана рабочая группа для разработки индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .

Апрель 2017г.

Создан план-график по разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .

Результаты проекта № Наименование мероприятия 5 Изучение нормативных документов, регулирующих создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. Ответственный исполнитель 6 Индивидуальная работа со всеми участниками образовательного процесса по уточнению результатов Члены рабочей группы Вид документа/ материалы «Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. Сроки выпол-ния Члены рабочей группы Ожидаемый результат Май - июнь 2017 г. Рабочие программы учителей. Рабочие программы воспитателей. Индивидуальные учебные планы. Планы работы классных руководителей. Создание электронного «кейса» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. Июнь- август 2017 г. 1. Усовершенствование рабочих программ педагогов. 2. Усовершенствование индивидуального учебного плана. 3. Планирование работы с родителями (беседы, консультирование). 3. Контроль, публичное обсуждение результатов.

Результаты проекта

Наименование мероприятия

5

Изучение нормативных документов, регулирующих создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Ответственный исполнитель

6

Индивидуальная работа со всеми участниками образовательного процесса по уточнению результатов

Члены рабочей группы

Вид документа/ материалы

«Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Сроки выпол-ния

Члены рабочей группы

Ожидаемый результат

Май — июнь

2017 г.

Рабочие программы учителей.

Рабочие программы воспитателей.

Индивидуальные учебные планы.

Планы работы классных руководителей.

Создание электронного «кейса» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Июнь- август 2017 г.

1. Усовершенствование рабочих программ педагогов.

2. Усовершенствование индивидуального учебного плана.

3. Планирование работы с родителями (беседы, консультирование).

3. Контроль, публичное обсуждение результатов.

Результаты проекта «Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.  - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.10.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Результаты проекта

«Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.10.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Результаты проекта

— федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» с изменениями от: 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060;

— санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81 « О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Результаты проекта - приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год (№ 837 от 15.06.16 г.); - Рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018 учебный год (№ 6-1/1291 исх. от 04.07.17 г.);  - Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования.

Результаты проекта

— приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год (№ 837 от 15.06.16 г.);

— Рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018 учебный год (№ 6-1/1291 исх. от 04.07.17 г.);

— Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования.

Результаты проекта План управленческой деятельности по проекту № Наименование мероприятия 7 Создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. Ответственный исполнитель 8 Рассмотрение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. на педагогическом совете ОО. Члены рабочей группы Вид документа/ материалы 9 Приказ ОО о разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. Утверждение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ руководителем ОО. Сроки выпол-ния Директор Директор Ожидаемый результат Протокол педагогического совета. Август 2017 г. Созданы индивидуальные учебные планы для обучающихся с ОВЗ. Приказ об утверждении индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. Август 2017 г. Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. 1 сентября 2017 г. Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Результаты проекта

План управленческой деятельности по проекту

Наименование мероприятия

7

Создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Ответственный исполнитель

8

Рассмотрение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. на педагогическом совете ОО.

Члены рабочей группы

Вид документа/ материалы

9

Приказ ОО о разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Утверждение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ руководителем ОО.

Сроки выпол-ния

Директор

Директор

Ожидаемый результат

Протокол педагогического совета.

Август 2017 г.

Созданы индивидуальные учебные планы для обучающихся с ОВЗ.

Приказ об утверждении индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Август 2017 г.

Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

1 сентября 2017 г.

Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.

Результаты проекта 1.4 Индивидуальный учебный план на 2017/2018 учебный год для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи. (Вариант 5.2). 2 класс. Пятидневная неделя обучения. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык Иностранный язык Литературное чтение - 4 Иностранный язык Математика и информатика - - 4 Обществознание и естествознание - Математика - Окружающий мир - - Основы религиозной культуры и светской этики - 4 Искусство - - 4 - Основы религиозной культуры и светской этики - 2 Музыка - - 4 Технология - - - - - Изобразительное искусство. Технология (Труд) - 1 - - Физическая культура 4 - Итого Физическая культура 1 - - 2 - 1 - - - - 3 1 - - - 20 - 1 1 - - - 3 21

Результаты проекта

1.4 Индивидуальный учебный план на 2017/2018 учебный год для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи. (Вариант 5.2). 2 класс. Пятидневная неделя обучения.

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс всего

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

Иностранный язык

Литературное чтение

4

Иностранный язык

Математика и информатика

4

Обществознание и естествознание

Математика

Окружающий мир

Основы религиозной культуры и светской этики

4

Искусство

4

Основы религиозной культуры и светской этики

2

Музыка

4

Технология

Изобразительное искусство.

Технология (Труд)

1

Физическая культура

4

Итого

Физическая культура

1

2

1

3

1

20

1

1

3

21

Результаты проекта Часть, формируемая участниками образовательных отношений - Русский язык 3 Иностранный язык - 1 Максимально допустимая недельная нагрузка - - 2 - Внеурочная деятельность ( включая коррекционно-развивающую область)  3 23 Коррекционно-развивающая область - 1 - - Развитие речи 10 - 2 - Произношение - 7 23 - Логопедическая ритмика 2 - - - - Индивидуальная логопедическая работа 10 2 - Другие направления внеурочной деятельности 1 7 - - 2 Всего к финансированию: - - 2 - - 3 2 1 33 2 - 3 33

Результаты проекта

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык

3

Иностранный язык

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

2

Внеурочная деятельность ( включая коррекционно-развивающую область)

3

23

Коррекционно-развивающая область

1

Развитие речи

10

2

Произношение

7

23

Логопедическая ритмика

2

Индивидуальная логопедическая работа

10

2

Другие направления внеурочной деятельности

1

7

2

Всего к финансированию:

2

3

2

1

33

2

3

33

Спасибо за внимание .

Спасибо за внимание .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти утерявший телефон
  • Как найти угол по синусу двум сторонам
  • Как найти годовой естественный прирост
  • Как найти погибшего солдата вов по фамилии
  • Как найти квартиру в мозыре