Как составить учебный план для учреждения

Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа. 

Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий. 

Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор. 

В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.

План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза. 

Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС. 

Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.

Новый базовый учебный план составляют, если: 

  • готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
  • открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
  • изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.

Разработка учебного плана образовательного учреждения

В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x10000:format=jpg/path/s29f86e3d1cd0c97f/image/ic92b5999e314698f/version/1508528259/image.jpg

Учебный план

Отсюда можно сделать вывод, что учебный план — документация, которая устанавливает список предметов. Там прописаны объемы рабочего времени, порядка их следования, а также отдельные этапы по подготовке любых дисциплин, преподаваемых в нём. Кроме этого, в нем же указываются некоторые мероприятия по подготовке к стажировкам, факультативным занятиям, модулей входящих в учебный план, а также других типов практического образовательного процесса. Кроме этого, в учебном плане вы сможете прочитать о промежуточных оценках студентов и учеников, по требованию федерального закона об образовании.

Что нужно знать для проектирования учебного плана?

Чтобы спроектировать учебный план школы, следует знать все имеющиеся в законе правовые нормы, а также порядок изменения социального заказа, используемого в образовательном процессе, а также особенности и интересы учеников и всего преподавательского состава, а также соотношение их друг с другой. Кроме этого, требуется знать и понимать основополагающее значение школы, результаты работы коллектива преподавателей за предыдущие годы работы, действуя в рамках действующего плана.

Из чего состоит структура учебного плана?

Учебный план должен состоять из некоторых частей, которыми являются:

  1. Структура учебных единиц (семестров, четвертей и других промежутков), их длительность, а также период каникул.
  2. Перечень всех изучаемых в данном учебном заведении предметов.
  3. Списки предметов, которые изучаются в определённые года, например, биологию начинают изучать с 6 класса.
  4. Указание обязательных предметов, а также тех, которые считаются дополнительными.
  5. Каким образом было распределено время на определенные предметы в каждом из классов.

Все содержимое этого несомненно важного документа должна соответствовать всем существующим образовательным стандартам, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации. Кроме этого, следует учесть предположительную основную программу образования основного общего образования (примерные планы учебного процесса). Например, стандарты федерального характера говорят о том, что учебный план с 5 по 9 класс должен иметь не менее 5267 учебных часов, в то время как это число не должно превышать более 6020 академических часов.

https://consultant01.ru/images/detailed/4/19.11-1037.jpg

Работа над созданием учебного плана

Каждым образовательным учреждением готовиться свой собственный план, а также программа по которой происходит обучение самостоятельно. Одобрение, а также воплощение в жизнь будет соответствовать тому, чтобы было указано в уставе школы, училища, колледжа, Вуза или других форм образовательной организации.

Учителя могут проявляться инициативу творческого характера, чтобы помочь в составлении плана с возможностью создавать личные учебные программы или использовать уже имеющиеся наработки. Также они могут разрабатывать способы для обучения, воспитания в определенных границах той или иной учебной программы. Еще одним правом, которым обладает педагогический состав — подготовка основной программы, в том числе рабочих, связанных с определенными предметами.

Стоит понимать, что любое образовательное учреждение может составить как один, так и несколько учебных планов. Также стоит знать, что в наше время существует два типа учебных планов: по основной образовательной программе (бесплатных), а также по дополнительной (организовываются на платной основе).

Осуществления подготовленного образовательным учреждением плана выполняется с использованием расписания, которое считается одним из основных документов. Учебное заведение должна нести ответственность, чтобы план был реализован в полном объеме, а также заявленного качества. Если говорить про школы или гимназии, то план должен соответствовать федеральному закону об образовании, а также требования и общим нормативам федеральной образовательной государственной системы начального общего образования.

Во время построения учебного плана следует учитывать некоторые цели и задачи, которые будут ставиться перед учебным заведением, а также различные индивидуальные возможности педагогического состава в творческом и интеллектуальном плане. По возможности вам следует учитывать право всех обучающихся детей по выбору тех определённых предметов, которые будут им наиболее интересно изучать, а также те, что отвечают их потребностям. Кроме этого, важность имеют те ценности или приоритеты, которые следует образовательной политики страны.

Главные педагогические требования, применяемые при составлении учебного плана

Эффективным учебный план может быть в том случае, если документ отвечает некоторым важным показателям, которыми являются следующие нижеизложенные моменты.

  1. При проектировании учитываются санитарно-эпидемиологические нормы, а также требования к некоторым условиям по обучению в организациях, предоставляющих образовательные услуги.
  2. Может предоставлять возможность овладеть государственным, а также родным языком с учетом оптимального количество уроков, которые будут выделяться на год обучения.
  3. Предусматривает возможность по добавлению программ учебного процесса, которые будут ориентирован как на основные, так и дополнительные образовательные потребности учеников. Как пример, к ним могут относиться, этнически-культурные потребности.

Как уже было сказано выше, состав образовательной программы не ограничивается одним учебным планом. В основной общеобразовательной системы учебного заведения их может быть и 10. Главное, чтобы они смогли сочетаться друг с другом по определенным профильным программам обучения. Они не должны висеть в школе как «ненужный груз» или не противоречили друг другу.

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_712/section_2701/thumbs/HeTkTgW-fjw3_1200x0_AybP2us9.jpg

Кто составляет учебный план?

В учебных планах обозначаются основания по развитию деятельности. Происходит формирование системы познания, способностей учеников по выполнению определенных образовательных целей. В учебном плане учитывается метод, а также возможности по контролю и оценки результатов учебного действия, подготавливая и развивая в учениках способности к работе как классом/аудиторией, так и педагогами. Также учитывается создание основы нравственного поведения, и определенного отношения с окружающими людьми, а также всем социумом в целом.

Воспитательный этап основан на целях, которые в свою очередь дополняют программу определенных курсов, дающих возможность выстроить целостное восприятие окружающего мира, тем самым обеспечив активный подход, а также индивидуальную работу каждого ученика. Основная суть составления грамотного учебного плана отражает и само содержание образовательного процесса, решающая ряд важнейших задач всех образовательных организаций:

  1. Воспитание ответственности гражданского характера учеников.
  2. Ознакомление учеников с национальными, а также общекультурными ценностями и социальной информацией.
  3. Формирование мысли учащихся о продолжении образовательной деятельности, после завершения определенного этапа обучения.
  4. Формирование определенного подхода к каждому ученику в индивидуальном порядке. Выполняется этот подход в соответствии с их умственными, физическими и психологическими способностями.

Что следует учитывать при выборе учебного плана?

При создании учебного плана образовательного учреждения следует предусмотреть возможности выбора ученика с учетом уровня их подготовки (начиная от планов для тех классов, где обучаются одаренные дети до планов связанных с повышением качества процесса образования у отстающих). При выборе учебного плана применяется целый ряд внешних и внутренних факторов.

Ко внешним факторам относятся:

  • Возможность получения высококвалифицированной помощи, а также консультации методических служб, а также органов местного управления.
  • Реализация инновационных программ, направленных на улучшение учебного процесса.
  • Позиция родителей к обучению своих детей, а также региональных и местных органов управления.
  • Степень реальной автономности учреждения, предлагающей образовательные услуги.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

К внутренним факторам при выборе определенного учебного плана считается:

  • Состав обучающихся.
  • Миссия, принятая педагогическим советом.
  • Профиль, выбранный для определенного учебного заведения.
  • Уровень профессиональной квалификации преподавательского состава.
  • Зрелость коллектива педагогов, обучающих детей.
  • Результаты полученные в ходе осуществления образовательного процесса.
  • Стиль по управлению образовательным процессом.
  • Ресурсное и материальное обеспечение школы и образовательного процесса в целом.

Таким образом, при выборе учебного плана имеется множество факторов, которые нужно учесть прежде всего для продуктивного воспитательного и образовательного процесса подопечных.

Требования, которым должен удовлетворять учебный план

  • Полнота. Сохранение необходимых упорядоченных компонентов из которых содержится вся образовательная программа, учет как региональных или национальных образовательных, так и социально-культурных потребностей.
  • Целостность. Определение необходимых и достаточных компонентов, а также выполнение их внутренней взаимосвязи.
  • Сбалансированность. Получение рационального баланса между различными по уровню компонентов (федеральных, региональных и тех, что относятся к учреждению), а также циклами предметов и отдельными предметами, между обязательными и необязательным (по выбору) компонентов.
  • Преемственность между определенными ступенями и классами. Или по-другому между годами обучения.
  • Гибкость учебного плана, наличие некоторых резервов, а также отсутствие психика-эмоциональной перегрузки учащихся.
  • Обеспеченность материальными ресурсами. В этот пункт входит наличие техники, которая позволит помочь преподавателям улучшить образовательный процесс.

Как вы можете понять, значение учебного плана для учебного заведения велико, поэтому разработка не должна быть формальной и келейной. Процесс должен быть выполнен с привлечением всего педагогического коллектива.

Во избежание появления определенных нарушений, а также ошибок, связанных с построением учебных планов целесообразно проводить внутреннюю экспертизу, которая будет отвечать на некоторые поставленные нижеописанные вопросы.

  1. Насколько в УП был сохранен базисный федеральный компонент.
  2. Удалось ли сохранить в УП объем содержательности, которая является основой на любой из ступеней обучения.
  3. Соответствует ли допустимая нагрузка для учащихся по основным предметам и требованиям плана базисного характера.
  4. Сохранилась ли номенклатура по обязательным предметам.
  5. Сохраняется ли базовое количество учебных часов на основные предметы образовательного учреждения.
  6. Рационально ли применять в учебном плане региональный компонент.
  7. Рационально ли используются учебные часы компонента и соответствуют ли они его содержательности, а также типу, видам, целям и задачам образовательного учреждения.
  8. Используются ли школьные часы для определенного компонента в полном объеме
  9. Соблюдается ли вся учебная нагрузка (если нет, надо понять почему, имеются ли существенные превышения, за счет каких проблем они допускаются?)
  10. Соответствует ли в основном содержание всего учебного плана главным целям образовательной организации, отражается ли его специфика в полной мере.
  11. Ориентируется ли структура, а также содержание учебного плана на развитие целостного мировоззрения, а также подготовки молодежи к восприятию, а также освоению всех нынешних реалий жизни.
  12. Имеется ли кадровое, методическое, а также материально-техническое оснащение учебного заведения к принятому учебному плану.

Во время подготовки к защите недавно основного образовательного учреждения руководство должно быть готово для ответа на следующие немаловажные вопросы, указанные ниже.

  1. Какая нормативная документация использовалась при составлении учебного плана (используются и другие источники, связанные с составлением плана).
  2. Будет ли вноситься изменения в инвариантную часть плана.
  3. В каких случаях будет вноситься изменения, а также каким образом это все будет обосновываться.
  4. Каким образом план используется, а также будут ли учитываться ориентиры и нормативы регионального упорядоченного учебного плана.
  5. Каким образом организовывается использование учебных часов учебного компонента на обеспечение поддержки основных курсов в качестве консультаций, развития содержания всего образовательного процесса и обеспечения профильного обучения.

При своевременном продумывания ответа на поставленные вопросы вы сможете избавить себя от определенных проблем и нарушений, а также определенных конфликтов, которые могут появиться с контролирующим органами и министерством образования страны.

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображениеИз содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Каков порядок разработки примерных образовательных программ? Кто уполномочен их разрабатывать и проводить экспертизу? Ответы на данные вопросы можно найти в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». В данном приказе сказано, что одобренные примерные образовательные программы должны размещаться на сайте реестра http://fgosreestr.ru/ . Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Делаем вывод, что образовательные организации для разработки своей основной образовательной программы (с учётом уровня образования) за основу берут примерную образовательную программу, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На сегодняшний день одобрены примерные программы для начального общего и основного общего образования; для среднего общего образования — в разработке. Переходя к рассмотрению вопроса формирования учебного плана и его структуры, сделаем выводы.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

изображениеНеобходимо так же указать на правильность формулировок в названиях частей учебного плана. Анализируя учебные планы образовательных организаций, часто встречается ошибка — «часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса». В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие — участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное несоответствие необходимо устранить.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих  образовательную деятельность.

Существуют ли ещё какие-либо особенности учебного плана как составной части образовательной программы с учётом ФГОС нового поколения? Да, существуют! И связаны они в первую очередь с углублённым изучением предметов. Ранее действующий закон «Об образовании», а также Типовое положение об общеобразовательной организации предоставляли право открывать в образовательных организациях лицейские, гимназические классы и т. д. на уровне основного общего образования. Теперь же всё обстоит иначе — все образовательные программы делятся лишь на два вида — общеобразовательные и адаптированные (адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц), а углублённый уровень изучения предметов по ФГОС реализуется только на уровне среднего образования (10–11(12) классы) в рамках профильного обучения. Это отнюдь не означает, что на уровне основного общего образования нельзя изучать тот или иной учебный предмет углублённо (в расширенном формате), законодательно это не запрещено! Именно для этого и предусмотрена та самая часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. При этом нужно понимать, что ФГОС ООО не содержит требований к углублённому уровню изучения предметов, т.к. этого уровня просто не существует для основной школы. Таким образом любая образовательная организация на уровне основного общего образования сама решает — в какой форме и в каком объёме по содержанию будет реализовываться это углубление, однако государственную итоговую аттестацию в 9 классе все учащиеся будут сдавать по единым требованиям! Вот почему очень важно при выборе той или иной образовательной организации (продолжения обучения на другом уровне образования) внимательно ознакомиться с образовательной программой, в т. ч. с учебным планом (как урочной, так и внеурочной деятельности).

В заключении рассмотрим вопрос возможностей реализации учебного предмета физическая культура. Введение 3-х часового курса в своё время вызвало сокращение часов обязательной части учебного плана за счёт других предметов. На сегодняшний день в примерной образовательной программе основного общего образования сказано, что «каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений и/или за счет посещения учащимися спортивных секций». Таким образом, образовательной организации предоставляется право самостоятельно решить данный вопрос.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

ДОКУМЕНТ

План действий
по модернизации общего образования (распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010
№ 1507-р): обязательный переход на ФГОС основного общего образования – с
2015/16 уч. г. по 2019/20 уч. г.

Учебный план по ФГОС основного общего образования
содержит основную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений.

В пояснительной записке отражают:

   краткую
характеристику основной части учебного плана и части, формируемой участниками
образовательных отношений;

   формы
промежуточной аттестации обучающихся;

   подходы к
реализации индивидуальных потребностей учащихся; – аннотацию
учебно-методических комплектов и учебников;

   педагогические
технологии и методы, которые используют в образовательной деятельности.

Основная часть содержит краткую характеристику
дисциплин и курсов по каждой из обязательных предметных областей и определяет
состав учебных предметов, выделяемых из обязательных предметных областей, и
учебное время, которое отводится на их изучение по годам обучения.

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, отражает состав дисциплин и курсов для реализации потребностей
родителей и учащихся, и определяет время, отводимое на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС

Структура учебного плана по ФКГОС
основана на тех же принципах:

   выделен
обязательный для освоения всеми федеральный компонент;

   предусмотрена
вариативность содержания обучения, которая реализована посредством
регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Соотношение между федеральным компонентом,
региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом
образовательного учреждения следующее:

   федеральный
компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение
основных образовательных программ общего образования;

   региональный
(национально-региональный) компонент – не менее 10%;

   компонент
образовательного учреждения – не менее 10%.

Даже если учебный план разрабатывают с учетом ФКГОС и
на основе БУП, в его пояснительной записке отражают характеристику учебных
предметов, формы промежуточной аттестации и др. (см. предыдущий раздел).

Наиболее специфичным элементом учебного плана по
ФКГОС является региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В отличие от части, формируемой участниками
образовательных отношений, учебного плана по ФГОС основного общего образования,
БУП дает конкретные рекомендации к содержанию регионального компонента и
компонента образовательного учреждения. К примеру, по организации
предпрофильной подготовки в 9-м классе, изучения предметов краеведческой
направленности и др.

Общее и отличное в содержании вариативных
частей

Согласно ФГОС основного общего
образования часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, используют:

   на увеличение
учебных часов, предусмотренных для изучения отдельных учебных предметов
обязательной части;

   введение
специально разработанных учебных курсов, которые обеспечивают интересы и
потребности участников образовательных отношений, в т. ч. этнокультурные;

   другие виды
учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

Близки к этому рекомендации БУП по региональному
компоненту и компоненту образовательного учреждения.

заместитель директора может их
использовать:

   для
углубленного изучения учебных предметов федерального компонента БУП;

   введения новых
учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей,
спецкурсов и практикумов;

   проведения
индивидуальных и групповых занятий;

   обучения по
индивидуальным образовательным программам;

   самостоятельной
работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

ВАЖНО

В учебных
планах можно использовать формы промежуточной аттестации: контрольная работа,
тест, защита реферата, творческий экзамен. их включают в учебный план по ФГОС и
по ФКГОС

СПРАВКА

Обязательным для учебных планов
является наличие документально подтвержденного запроса со стороны родителей и
самих обучающихся на введение курса, предмета, модуля в части по выбору

и учебный план по ФГОС основного общего образования, и
учебный план по ФКГОС рассчитаны на удовлетворение индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся средствами вариативности содержания
учебных программ и форм их освоения.

Часть учебного плана по ФГОС основного общего
образования, формируемая участниками образовательных отношений, не исчерпывает
общий объем содержания ООП. Согласно ФГОС основного общего образования часть,
формируемая участниками образовательных отношений, включена во все элементы
ООП, в т. ч. в план внеурочной деятельности и программы воспитательной работы.

Сетка часов учебного плана

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10
образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение
учебной недели (п. 10.6). При составлении расписания уроков следует чередовать
предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами (п.
10.8).

Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице
№ 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Требование о максимально допустимой недельной нагрузке
на обучающихся распространяется только на аудиторную нагрузку (п. 10.6 СанПиН
2.4.2.281-10). Следовательно, в расчет недельной нагрузки заместитель директора
принимает только учебные занятия, проводимые аудиторно. Это снимет вопрос о
том, включать или не включать часы внеурочной деятельности в расчет максимально
допустимой недельной нагрузки на обучающихся.

Примерная ООП основного общего образования (протокол
заседания от 08.04.2015 № 1/15) на сайте fgosreestr.ru
предлагает различные варианты часов учебного плана:

   для
общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке с
учетом минимального и максимального числа часов, а также с учетом изучения
второго иностранного языка;

   общеобразовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним
изучается один из языков народов РФ;

   общеобразовательных
организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа
языков народов РФ.

В состав обязательных предметных областей включена
предметная область «Родной язык и родная литература» (редакция ФГОС основного
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577). В
рамках этой предметной области в учебные планы можно включать предметы «Родной
язык» и (или) «Родная литература».

В ОО республик РФ распределение часов предметной
области «Родной язык и родная литература» необходимо осуществлять с учетом
законодательства данных субъектов РФ. Преподавание и изучение государственных
языков республик РФ не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению
государственного языка РФ.

Полный состав предметов обязательной части учебного
плана по ФГОС основного общего образования определен п. 18.3 ФГОС основного
общего образования. В учебном плане должны быть представлены все предметные
области, зафиксированные в соответствующем разделе ФГОС основного общего
образования (приложение 1). ОО вправе самостоятельно решать, какие учебные
предметы из обязательных предметных областей будут включены в годовые учебные
планы (приложение 2).

В ФКГОС понятие «предметная область» не фигурирует,
но ОО ориентируются на БУП и предложенные им варианты распределения часов. за
ОО сохраняется право выбрать учебные предметы и установить академическое время
на их изучение (приложение 3). Несмотря на детальные рекомендации БУП, учебный
план по ФКГОС, так же как и учебный план по ФГОС основного общего образования,
оставляет выбор для реализации индивидуальных потребностей учащихся, введения
курсов и дисциплин, актуальных для региональной среды образования.

Для выполнения требований ФГОС основного общего
образования к минимальному и максимальному объему учебных часов на освоение ООП
основного общего образования заместитель директора составляет перспективный
учебный план на весь период освоения ООП. В годовом учебном плане заместитель
директора корректирует перспективный учебный план и учитывает ситуацию с
кадрами, запрос родителей; изменения в нормативно-правовой базе

ДОКУМЕНТ

СанПиН
2.4.2.282110 предусматривает облегченный учебный день в четверг или пятницу,
чтобы предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень
работоспособности учащихся

(пп. 10, 11)

ВАЖНО

В условиях
одновременной реализации ФГОС основного общего образования и ФКГОС
разрабатывается два варианта распределения часов на неделю соответственно
каждому виду учебных планов

Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:

  • гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • сохранение единого образовательного пространства.

Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.

Базисный учебный план устанавливает:

  • продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
  • недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
  • количество учебных часов, которое финансируется государством;

Структура учебного плана:

  • федеральный,
  • национально-региональный,
  • компонент ОУ.

При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.

Задача образовательного учреждения:

  • спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
  • возможности педагогического коллектива;
  • отражал основное назначение данной школы;
  • результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
  • планы по развитию образовательного процесса;

Статус УП:

  • универсальный,
  • базовый,
  • профильный

Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества

КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы

При проектировании УП необходимо:

  • приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
  • в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
  • КОУ
класс По выбору Предметы отвед.в …уч.году Выбираемые предметы на … уч.год
  • Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )
класс Обязательные По выбору Предметы отвед в … уч.году Выбор на … уч.год

 Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы

По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.

Компонент ОУ определяется:

  • с учетом проблем содержания компонента учреждения;
  • обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.

В данном случае компоненты часов образовательного учреждения и часы внеаудиторной деятельности распределены исходя из проблемы школы «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании» с учетом потребности учащихся и их родителей

Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дарк соулс как найти катану
  • Как найти лекарство в турции
  • Роскомнадзор как найти сми
  • Как найти историю поисков в гугл
  • Как правильно исправить ошибку в дате рождения в трудовой книжке