Как составить учебный план для вуза

Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа. 

Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий. 

Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор. 

В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.

План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза. 

Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС. 

Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.

Новый базовый учебный план составляют, если: 

  • готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
  • открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
  • изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.

Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.

Что такое учебный план университета

Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.

Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.

Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.

Структура учебного плана вуза

В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:

  1. Содержание образовательной программы.
  2. График обучения.
  3. Количество часов.

Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:

  • аудиторных занятий;
  • самостоятельной работы;
  • подготовки курсовых работ;
  • прохождения практики.

График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.

Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.

Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.

Структура учебного плана вуза

От плана зависит организация учёбы студентов

Кто составляет учебный план в вузе

Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.

Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.

Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).

Как часто меняют учебный план

Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Где найти учебный план вуза и зачем он нужен

Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.

Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.

Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.

Учебный план в вузе – это…

А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.

Что это такое?

Итак, представляем и/или вспоминаем «поступательно-образовательный процесс». Вот Вы поступили в вуз или колледж. Перед вами расписание занятий и «набор дисциплин», которые вы будете изучать в ближайшей перспективе. Далее часть предметов сменится новыми, и так будет вплоть до окончания образовательного заведения и получения диплома о профессиональном образовании. А почему мы изучаем предметы в определенном «наборе» и порядке? Все дело в так называемом учебном плане.

Учебный план группы

Пример учебного плана

Учебный план – это официальный документ, который устанавливает продолжительность и глубину изучения каждой дисциплины в рамках конкретной образовательной программы (специальности). Фактически, учебный план – это детализация образовательной программы с указанием количества лекций, изучаемых дисциплин и тем, заданий, практикумов, с уточнением письменных проектов: лабораторные, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены и пр.

Учебный план также будет демонстрировать:

  • Последовательность погружения в профиль: какие дисциплины студент будет изучать и на каком курсе, в начале или конце семестра, сколько практик и каких видов он будет проходить;
  • Виды проводимых исследований и их частота;
  • Характер осваиваемой профессии. В частности, экономист может заниматься анализом ситуации или учетом ценностей и благ, контролем над операциями и координацией действий и пр.;
  • Потенциальные сложности в процессе изучения. Данный постулат будет зависеть от базовых знаний абитуриента и его предрасположенностей, качеств и пр.

К сожалению, далеко не все абитуриенты знают о существовании столь уникального и индивидуального документа при вузе или ссузе. А, напрасно! Если ознакомиться с ним еще на этапе выбора профессии или образовательного центра, можно избежать массу ошибок и подобрать самый подходящий вариант!

Структура учебного плана

Учебный план – это официальный документ, формируемый на основе действующей образовательной программы, а также учитывающий ряд требования: ФГОС, ГОСТ, регламенты сертификации и пр. Он имеет четкую структуру:

Структура учебного плана

Из чего состоит учебный план?
  • Содержание образовательной программы. Это своего рода краткое описание осваиваемой профессии: основные навыки, профессиональные качества, сфера «применения» специалиста. В соответствии с данным описанием вуз подбирает соответствующие дисциплины, которые помогут студенту развить те самые параметры. Притом важно отметить, что содержание образовательной программы в разных вузах будет или может быть разным. Именно здесь проявляется «творческая индивидуальность», когда учреждение самостоятельно определяет методы и материалы обучения.
  • График обучения. Данный критерий характеризует учебный процесс в целом: сколько времени отводится на аудиторные занятия, практику, обучение в целом, аттестацию и каникулы. В среднем, соотношение учебного периода с отдыхом достигает 10/21 соответственно (10 месяцев обучение, 2- отдых), в некоторых случаях 11/1. График обучения во многом зависит от количества осваиваемых дисциплин и глубины погружения в них.
  • Количество часов. Эта та самая детализация – сколько времени и как часто студент будет изучать каждый предмет. Притом на основные дисциплины всегда отводится больше времени, чем на второстепенные. Уже на данном этапе можно определить акцент образовательной программы на конкретной научной области и потенциальные качества выпускника. Учебный план всегда отражает академические часы, которые эквиваленты 45 минутам.

Содержание образовательной программы не просто описывает основные моменты, но и подчёркивает особенности обучения: количество аудиторных занятий и их виды (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, консилиумы и игры и пр.). Помимо этого, здесь отмечается периодичность и частота, последовательность выполнения письменных проектов по каждой дисциплине. Как правило, все предметы затрагивают такие виды исследований, как контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады. Частота их подготовки может быть разной, вплоть до десятков. Раз в семестр студенты выполняют курсовые работы и НИР по профильным дисциплинам, чаще всего начиная со второго курса обучения.

Помимо этого, важно проанализировать частоту и продолжительность практики вне вуза или в его отдельных подразделениях, партнерах-предприятиях. Средняя продолжительность этого этапа подготовки составляет около 2-3 недель, но практики отмечают: чем больше практики, тем лучше!

Обратите внимание, если аккредитацию и проверки качества обучения вузы проходят раз в несколько лет, то учебные планы могут меняться ежегодно и чаще. Все зависит от стремления образовательного центра к новшествам и инновациям, обновлению учебного процесса и выпуска квалифицированных специалистов, готовых к суровым трудовым будням, владеющих современными приемами и методами.

Правила формирования учебного плана: что, где, когда?

Учебный план формируется по каждой специальности и форме обучения отдельно. Это значит, что у очников будет один набор дисциплин в определённом объеме, а у заочников – иной. Такая разница вполне объяснима, ведь очное обучение считается более полным и глубоководным, а заочное – сокращённый вариант с акцентом на самообучение и самодисциплину.

Формирование учебного плана – работа комплексная, задействующая фактически все звенья образовательной сети вуза. Для начала преподаватели кафедры проанализировав былой опыт и опыт других вузов, ссузов, формируют список основных дисциплин, необходимых для изучения и обретения профессиональных навыков и знаний.

Правила формирования учебного плана

Как создается учебный план?

Затем они же определяют глубину погружения в каждый из них, распределяя по курсам (годам) обучения, семестрам, выделяя соответствующее количество часов.

Далее все материалы оформляют в виде сводной таблицы с подробным описанием-приложением: дисциплина – перечень тем – количество занятий (лекций и семинаров) – промежуточная аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос и пр.) – форма аттестации (зачет, дифференцированный зачет или экзамен) и пр.

В ходе формирования учебного плана преподаватели кафедры должны учитывать ряд требований: правила ФГОС по отношению к специальности (обязательные дисциплины, часовые нормы, темы, учебная нагрузка и пр.), регламенты Минобразования (расписание занятий и учебная нагрузка график аттестации и пр.).

Далее тщательно спланированный и подготовленный грамотно оформленный документ поступает на рассмотрение и одобрение вышестоящему руководству – заведующему кафедрой, в деканат и выше – ректорат. Одобрение свыше (Минобразования или комиссия по аккредитации и пр.) не требуется.

Введение нового учебного плана производится с нового учебного года, реже – со следующего семестра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В случае, если по каким-либо (преимущественно объективным) причинам студент не в силах осваивать предписанный план в рамках стандартного учебного процесса, он имеет право перейти на индивидуальное обучение. В этом случае учебный план будет вновь пересмотрен с учетом возможностей учащегося.

Разновидности учебного плана

На практике выделяют два вида учебных планов, каждый из которых выполняет конкретную миссию.

Первый вид – типовой. Данный проект предусматривает стандартный набор дисциплин, который может входить в состав образовательной программы и гарантирует, что ее освоение позволит студентам обрести достаточный минимум знаний и навыков для трудовой деятельности. Здесь будут прописаны минимально допустимые нормы академических часов, описание ключевые предметных блоков (список дисциплин), варианты присваиваемой квалификации и пр.

Разновидности учебного плана

Варианты учебного плана

Типовой учебный план – это общий алгоритм обучения. Второй вид – рабочий учебный план. Это уже детализированный и конкретизированный вузом вариант обучения по конкретной специальности с учетом возможностей: готовность и подготовка преподавательского состава, материально-технической базы. Здесь прописывается точно: какой предмет, в каком объеме, когда (в каком семестре/на каком курсе) будут изучать студенты, какие виды аттестации предусмотрены и пр.

Рабочий учебный план формируется на основе типового, а также описания образовательной программы и пр.

В последнее время вузы стали чаще корректировать учебные планы. Незначительные изменения могут проходить 2-3 раза в семестр, а кардинальные – раз в год. Все зависит от специальности, возможности нововведений и их своевременности, а также причины корректировок (уход преподавателя на больничный или его увольнение, новшества в системе образования, важность НТП-достижений и пр.). Изменения учебного плана чаще всего учитывают требования работодателей, новшества, вводимые Минобразования и пр.

Как и где искать учебный план?

Учебный план – это официальный, но далеко не секретный документ. Он всегда находится в открытом доступе на официальном сайте вуза. Конечно, чтобы его найти, придется постараться и тщательно исследовать все уголки интернет-пространства, зайти в соответствующий раздел.

Абитуриенты и студенты могут найти его в таких сегментах сайта вуза, как «Образовательный процесс/программа», «Абитуриенту», «Документы», «Студенту» и пр. Если интерфейс сайта или его навигация не сулит удачи, то можно воспользоваться поисковым запросом сайта или браузера в целом. Достаточно вбить «Учебный план по программе «…»» с конкретизацией выбранного вуза, и перед вами предстанет вся открытая информация.

#Руководства

  • 20 апр 2021

  • 14

«Поженить» современный продуктовый подход с Федеральным государственным образовательным стандартом — вполне реально. Советы методиста.

Анастасия Блинова

Методист направления высшего образования в Skillbox, преподаватель немецкого и латинского языков. В сфере образования 8 лет. Любимая цитата: «Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили». Участвовала в разработке магистерской программы МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта»

Я несколько лет работала в разных московских вузах и заметила дурную тенденцию: многие методисты большую часть времени следят только за тем, чтобы пакет документов (учебный план, рабочие программы, фонды оценочных средств и другие методические материалы) соответствовал техническим требованиям. А времени на разработку, наполнение и улучшение качества учебных программ уже не остаётся.

Позже я познакомилась с современным процессом проектирования образовательных программ и поняла, как можно соединить современные концепции проектирования образования, не нарушая технических требований и стандартов ФГОС.

Чаще всего при проектировании образовательных программ используется известная и хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (аббревиатура от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Это пять этапов создания продукта. В данном случае продуктом выступает образовательная программа.

Ольга Скворцова / Skillbox

Мы в Skillbox проектируем высшее образование на основе этой модели, но со своими особенностями. В этой статье разберём три этапа ADDIE-модели: анализ, проектирование, разработка, а ещё — наш четвёртый дополнительный этап вне модели ADDIE — создание индивидуальных траекторий.

Изучите потребности и запросы заказчика

Например, в роли заказчика может выступать вуз-партнёр, совместно с которым реализуется программа бакалавриата или магистратуры, как это происходит сейчас в Skillbox, или структурное подразделение вуза, которое обращается к собственному методисту для разработки новой программы.

Погрузитесь в предметную область

Для этого проведите анализ статей и публикаций в области программы высшего образования, которую вы хотите создать. Статьи (могут быть научными или публицистическими) и публикации (СМИ, социальные сети) нужны для погружения в контекст, понимания рынка, перспектив выпускника — такой анализ нужен, чтобы понять, что именно будет востребовано в конкретной профессиональной области, когда студенты окончат университет, какие навыки им нужно приобретать сейчас.

Проанализируйте целевую аудиторию и рынок

Целевая аудитория программы — это обучающиеся и их потребности, а рынок — профессиональная среда, в которую студенты попадут после выпуска.

Придумайте совместно с продюсером УТП

Пусть оно выгодно отличает вашу программу от уже существующих аналогов на рынке.

Сформулируйте цели и результаты обучения

Опирайтесь при этом на исследования рынка труда и мнение экспертов. Чем тщательнее проработаны цели, тем легче будет составить учебный план, тем понятнее будут задачи преподавателя — программа получится более качественной.

На этом этапе очень важно определить методики оценки эффективности программы, чтобы видение разработчика и ожидания заказчика и студента не расходились. Сегодня в высшем образовании используется в основном компетентностный подход, когда результаты образования остаются значимыми за пределами образовательной системы — в профессиональной сфере выпускника. Значит, проектирование образовательной программы надо начинать с глубокого исследования рынка труда.

Это самый трудоёмкий этап, но если его пропустить или сделать поверхностно, то это плохо скажется на следующих этапах и в итоге процесс не сработает или сработает со слабым результатом.

При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.

Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.

Вопросы экспертам для составления карты компетенций

  • В чём будет главная ценность сегодняшнего студента, когда он станет специалистом в компании?
  • Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
  • Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
  • Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
  • Какие знания, навыки, способности ему нужны, чтобы справиться с этими задачами?
  • Какими инструментами он для этого должен владеть?
  • Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
  • Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?

Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.

Согласно ФГОС, компетенции делятся на:

  • универсальные (УК);
  • общепрофессиональные (ОПК);
  • профессиональные (ПК).

УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.

В учебном плане и в ООП содержится перечень компетенций, подходящий конкретной программе, и каждая дисциплина формирует определённый набор компетенций.

Итогом этого этапа должен стать учебный план образовательной программы. И здесь нам понадобятся результаты исследований, проведённых на предыдущих этапах.

Учебный план — это перечень дисциплин и практик, последовательность их изучения (в каком семестре какая дисциплина изучается), количество часов, которое отводится на изучение каждой из них, и информация о форме контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен).

Учебный план разрабатывается с опорой на исследования и анализ, который проводился на предыдущих этапах проектирования образовательного опыта. Анализ статей, публикаций даёт понимание контекста профессии и отрасли, анализ конкурентов — помогает сформировать уникальное торговое предложение нашей образовательной программы, а анализ рынка и вакансий — понять, какие навыки нужны будущему выпускнику.

  • Определитесь с направлением подготовки и уровнем образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
  • Опирайтесь на проведённое на этапе 1 исследование, особенно в части анализа конкурентов. Посмотреть учебные планы по похожим программам всегда полезно. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть, как у кого построен курс. По крайней мере, можно понять, как он не должен выглядеть (если программа конкурентов кажется вам неудачной), а если повезёт, то можно поймать полезный инсайт и придумать выгодное УТП.
  • Составьте драфт учебного плана отдельными большими блоками — что-то вроде прототипа или плана-схемы будущей программы.

На этом этапе снова загляните во ФГОС или в собственный образовательный стандарт, если он есть у вуза, чтобы уточнить обязательные дисциплины базовой части учебного плана.

  • Соберите учебный план с указанием названий дисциплин, количества зачётных единиц и количества часов, отведённых на каждую из дисциплин.

Зачётная единица — это обозначение того, сколько времени от всей программы заложено на ту или иную дисциплину. Чем сложнее дисциплина, чем больше информации она в себе несёт, тем больше часов требуется на её освоение.

Во время разработки учебного плана нужно заложить логику построения программы. Лучше всего сделать это схематично. Например, можно отрисовать её в Miro или любым другим удобным способом. Такая визуализация будет полезна как для самого методиста, так и для экспертов.

Учебный план строится из трёх основных элементов:

  1. Базовая часть — дисциплины и практика, которые формируют как универсальные, так и обязательные профессиональные компетенции. В эту часть включаются обязательные дисциплины, которые перечислены во ФГОС, — философия, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности, физическая культура. Также в эту часть учебного плана включаются дисциплины, составляющие основу будущей профессии. Они формируют общие профессиональные компетенции и являются базой или неким трамплином для изучения узкоспециализированных предметов (например, дискретная математика и теория алгоритмов — базовые предметы для направления «Прикладная информатика»).
  2. Вариативная часть — здесь на базе той основы, которая заложена в первой части, создаётся несколько возможных специализаций (направленностей). Трек каждой специализации выстраивается по грейдам: постепенно усложняется программа обучения внутри конкретной специализации. Студент может как выбрать конкретную специализацию, так и ознакомиться с несколькими специализациями на базовом уровне.
  3. Факультативы — это элективные курсы, которые студент может выбирать для изучения. Наличие факультативов позволяет создать более персонализированную индивидуальную образовательную траекторию. Мы в Skillbox обычно предлагаем в каждой программе высшего образования на выбор три вида таких курсов.

Виды факультативов:

  • Дополнительная специализация: студент выбирает предметы, которые напрямую не связаны с его специальностью.
  • Культурный электив: участие в культурном проекте (например: театр, музыкальная группа).
  • Элективные курсы по гибким навыкам: это позволяет проработать слабые стороны, которые у каждого студента свои (тайм-менеджмент, публичные выступления, эффективные коммуникации).

Остаётся обсудить получившийся план с заказчиком и экспертами и утвердить его. Потом занимаемся его содержанием и наполнением.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это персональный путь студента, на котором он выбирает дисциплины, позволяющие ему развить определённые навыки, углубить знания в рамках специализации и расширить кругозор.

  • Проектируем учебный план таким образом, чтобы студент мог выбрать как одну из узких специализаций, так и широкий профиль, то есть освоить базовые инструменты каждой специализации и определиться, какое из направлений ему ближе.

Например, в бакалаврской программе по веб-разработке с РАНХиГС студент может выбрать одно из трёх направлений — углублённое изучение Python, РНР или веб-дизайна, а может попробовать свои силы понемногу в каждой специализации, каждый семестр выбирая дисциплины разных направлений.

Но не во всех программах предусмотрено несколько разных специализаций, например, магистратура — это само по себе уже узконаправленное образование, единый трек для всех вполне подойдёт. Например, на нашей совместной с МПГУ магистерской программе подготовки специалистов в области проектирования образовательного опыта все будут учиться по одному треку.

  • При формировании ИОТ мы не нарушаем требования ФГОС: стандарт предусматривает наличие в учебном плане «дисциплин по выбору» — за счёт них и формируются специализации.

Не стоит бояться ФГОС и воспринимать его как ограничивающий свободу документ. Если научиться извлекать из него пользу, он начнёт работать на вас, а не против вас.

Проектирование образовательных программ в высшем образовании — это непростой процесс, который требует соблюдения определённых стандартов. Но в этом процессе всегда есть место творчеству: общению с экспертами в разных областях, созданию индивидуальных траекторий, которые не только делают студента конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, но и воспитывают интересную, гармоничную личность. Быть причастным к созданию классного продукта в сфере образования — значит немного менять мир к лучшему.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Содержание

  1. Что такое учебный план
  2. Структура учебного плана
  3. Составление учебного плана
  4. Изменения в учебном плане
  5. Где искать учебный план

Поступаете в вуз или колледж и хотите знать, какие предметы придется изучать? Для этого есть специальный учебный план, который описывает, в том числе, содержание образовательной программы.

В этой статье я расскажу, что такое учебный план и зачем он может вам пригодится.

Под учебным планом понимают специальный документ, в котором содержится информация о дисциплинах, их последовательности и объеме по каждой отдельной специальности.

В плане также есть информация о количестве и видах практик, которые студент будет проходить, о датах защиты курсовых.

По сути, учебный план представляет собой индивидуальную схему обучения. По этой причине вполне понятно желание абитуриентов перед поступлением изучить план обучения.

Структура плана включает 3 важных элемента, тесно связанных между собой:

  1. Содержание образовательной программы. Это список предметов, которые вам нужно будет изучить в ходе учебы. Кстати, даже если специальность в разных вузах звучит одинаково, то это не значит, что содержание программы по этим специальностям будет идентичным. Как правило, каждый конкретный вуз формирует программу исходя из своих представлений о специальности. Безусловно, базовые вещи у всех будут схожими. Но в остальном случаются большие разбежки. Набор предметов — содержание программы — напрямую влияет на выбор абитуриента.

Если в вузе работают крутые специалисты в конкретной области, то они преподают довольно узкие предметы.

  1. График обучения. Здесь важное значение имеют каникулы и продолжительность сессии. Время их проведения каждый вуз определяет самостоятельно. Это важно знать, если вы хотите планировать свое время.
  2. Количество часов. Изучив этот пункт, вы поймете, как долго придется изучать каждый предмет. По количеству часов, отведенных на изучение предметов, вы поймете, какие предметы являются основными, а какие — дополнительными. Учтите, что часы имеются в виду академические: 1 академический час равен 45 минутам.

Учебный план часто меняется. Поэтому важно постоянно его проверять, чтобы быть в курсе происходящего. Но кардинальных изменений в нем, все же, не будет.

Ответственные за составление учебного плана — преподаватели с кафедры. После того как они составили план, он отправляется на утверждение заведующему кафедрой, декану или ректору учебного заведения.

Учебный план составляется не из головы и не по желанию преподавателей, а с учетом стандартов и рекомендаций Министерства образования.

Бывают случаи, когда студент не может придерживаться разработанного плана. Тогда оформляется индивидуальный график. Но для оформления индивидуального графика нужны веские и уважительные причины: болезнь, уход за больным ребенком, работа по профилю и др.

Как я уже писал выше, учебный план меняется, но не кардинально. В основном все изменения связаны с определенными требованиями работодателей, предъявляемых к выпускникам. В этом случае некоторые дисциплины могут заменяться другими, более подходящими.

Нормальная периодичность внесения изменений в учебный план — раз в 2-3 года. В основном все зависит от специальности: с учетом ее планы могут менять реже или чаще.

Все планы легком можно найти в общем доступе и для этого не нужно прикладывать какие-то усилия. Достаточно зайти на сайт выбранного вами вуза или посмотреть вкладку отдельной кафедры.

Учебные планы обычно размещаются так, чтобы абитуриент или студент без труда мог их найти. Это могут быть вкладки «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Есть и бумажные варианты, если вдруг у вас возникнет срочное желание ознакомиться и с ними.

А еще можно просто сделать запрос в приемную комиссию (если вы абитуриент), и они вышлют вам экземпляр плана на почту.

Студенту знакомство с планом полезно тем, что так он сможет заранее подготовиться к различным работам и практикам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить пиктограмму сказки
  • При закрытии вкладки закрывается браузер яндекс как исправить
  • Как найти наименьшее значение функции на интервале
  • Как исправить вздутый лдсп
  • Внимание точность данных dmi не гарантируется как исправить