Как составить учебный план на семейном обучении

Можно перевести ребёнка на семейное обучение, поддавшись сиюминутному желанию и идя по темам учебника. Однако лучше всё же сделать это осознанно и предварительно составить учебный план. Пусть вас не пугает такое «казённое» выражение. Оно всего лишь обозначает то, что учёбу ребёнка нужно держать под контролем. Обидно будет на аттестации получить пару только потому, что что-то недоучено.

Семейное обучение: формируем учебный план

Составить учебный план для своего ребёнка, находящегося на семейном обучении — весьма предусмотрительно. Это существенно облегчает сам процесс обучения и позволяет понять — на каком этапе вы находитесь сейчас, много ли осталось выучить до аттестации. Составить учебный план не сложно. Главное, подойти к этому процессу с душой и фантазией. А как иначе? Для своего же чада стараетесь!

Определяем список предметов для аттестации

Казалось бы — чего проще? Сколько предметов есть в школе, столько и аттестаций. Однако это совсем не так. К примеру, обязательными для освоения в начальной школе являются лишь:

  1. математика;
  2. русский язык;
  3. литературное чтение;
  4. окружающий мир;
  5. английский язык (со 2 класса).

Рисование, технология, физкультура и музыка — предметы, по которым вы можете проходить аттестации, если хотите, а можете и не проходить. Они (по крайней мере в 2017 году) на получение аттестата не влияют. Если ребёнок занимается в системе допобразования, то можно принести справки из каждого кружка (из музыкальной школы, спортивной секции, художественной школы) и вам зачтут эти предметы автоматически. Но, повторюсь, можно и просто не включать их в аттестацию ребёнка. Итак, нужно готовиться не к 9 аттестациям, а к пяти. Уже проще.

Определяемся с формой аттестации

В Законе об образовании написано, что форму аттестации могут определять родители и согласовывать её со школой. На деле это так и происходит, с одной маленькой поправкой на «дружелюбность» школьных учителей. 
Для начала нужно договориться о встрече со всеми учителями-предметниками, которые будут принимать аттестации. Часто получается договориться не с первого раза, но нужно это сделать обязательно.
На встрече вы знакомитесь, спрашиваете о том, в какой форме будет проходить аттестация. Если у учителя уже есть дети на семейном обучении, то, скорее всего, вопросы аттестации уже проработаны. Послушайте, что он скажет. Возможно, предлагаемая форма аттестации и вас устроит. Если точно не устраивает — обсудите пожелания с педагогом, аргументируйте свою позицию. Разговаривайте спокойно.

Пример успешных переговоров:
Марина А. Узнала, что по литературному чтению будет тест из 30 вопросов на знание всего пройденного материала во 2 классе. В результате переговоров с учителем Марина добилась того, что аттестация будет проходить таким образом: ребёнок читает предоставленный текст, отвечает на вопросы по тексту и ещё на пять дополнительных вопросов по теме основных литературных произведений, пройденных за год.

При разговоре с педагогом можно уточнить объём спрашиваемой информации, темы, на которые нужно обратить особое внимание, список учебников и пособий, которые помогут в подготовке. Отдельно нужно обговорить даты и время, в которые учителю удобно принимать аттестацию.

И так — по каждому предмету, с каждым учителем. Времени можно потратить много, однако по признанию бывалых «семейников», такой подход существенно экономит нервы и время в период самих аттестаций.

Некоторые родители делают небольшие презенты педагогам во время знакомства. Однако не все учителя это любят, поэтому лучше не рисковать, или делать это очень-очень корректно.

Составляем план 

Теперь, когда у вас есть список предметов, учебники к ним и вы знаете основные требования педагогов, можно приступить к составлению учебных планов. Лучше, если на каждый предмет вы выделите отдельный блокнот или толстую (не менее 48 листов) тетрадь.

Проверьте, есть ли к вашим учебникам поурочные разработки для учителей — они продаются в книжных магазинах (в Лабиринте точно есть). Методические поурочные разработки хороши тем, что в них:

  • уже есть поурочный план;
  • разбираются сложные темы;
  • есть дополнительные, порой интересные, задания.

А ещё там есть оглавление с темами. Если вы присмотритесь, то на одну тему в школе выделяется несколько уроков. Вы, зная своего ребёнка, можете планировать — как быстро он усвоит эту тему и сколько всего занятий потребуется в год или полугодие. К примеру, у вас получилось 16 тем. В первом полугодии 4 месяца, это 16 недель. Получается по одной новой теме в неделю. А дальше отталкиваетесь от возможностей (способностей) ребёнка. Если он быстро всё схватывает и запоминает, то, возможно, ему и хватит одного занятия в неделю. Если же как быстро запоминает, так и забывает — лучше 2-3 раза в неделю. Из практики получается, что на семейном обучении заниматься ежедневно не получается — сами занятия получаются более объёмными и прерывать их на самом интересном месте не хочется.

Сделав основную «сетку» занятий, вы привязались к стандартному учебнику. Задания в нём не всегда интересны. Подумайте, чем их разбавить, чтобы процесс познания пошёл интереснее, а значит — эффективнее.

В качестве дополнительного материала можно использовать:

  • интернет-ресурсы;
  • учебную литературу других авторов, методички и пособия;
  • художественную литературу;
  • обучающие и художественные фильмы;
  • обучающие мультфильмы;
  • походы в музеи, кино, зоопарк, цирк, планетарий;
  • участие в научных шоу;
  • участие в тематических олимпиадах;
  • поездки по историческим и другим местам, туда где есть что-то интересное по изучаемым темам предмета.

Сначала выписываете всё, что нашли. Потом смотрите, как это согласуется с планом. Добавляете в основную сетку занятий — интересненькое. Мультфильмы, к примеру, можно посмотреть вместе с занятием, а поехать в усадьбу поэта на выходных.

В результате у вас должно получиться примерно так:

Предмет: окружающий мир.

Понедельник: Растения нашей полосы (учебник, интернет-урок)
Среда: Просмотр видеофильма из коллекции «Путешествия по России».
Суббота: Поход в Ботанический сад. Сделать фотографии для подготовки тематической презентации.

Так нужно сделать по всем темам и по всем предметам.

Работа по планированию занимает около 2-3 недель, так что лучше провести её летом, чтобы осенью только скорректировать в зависимости от пожеланий педагогов-предметников. 

А можно без плана?

Можно. Все дети разные и подходы к ним нужны разные. Некоторые родители решаются отпустить ситуацию, полностью положившись на интерес ребёнка к получению знаний. К примеру, заинтересовали ребёнка динозавры. Мама подбирает ему книги для чтения про динозавров, небольшие интересные истории для записи под диктовку про динозавров. Составляют задачи про динозавров, исследуют — когда жили эти существа, какие растения вокруг них были, какие звёзды и планеты светили им с неба, на каких современных животных похожи разные динозавры. Узнают, как рассказать о динозаврах и их занятиях на иностранном (иногда и не одном!) языке. Через 1-2 месяца ребёнку надоедают динозавры. Теперь он интересуется мифами Древней Греции. Ну и ладно — думаем, как привязать их к тем предметам, которые нужны и — вперёд.
Такой подход обеспечивает более полное усвоение знаний. Однако родителям всегда стоит держать в голове тот список вопросов, который нужно проработать с ребёнком к моменту аттестаций. Или… не обращать внимания на оценки. Как показывает практика, три балла они получают легко, а чтобы заработать более высокий, нужно всё же готовиться к аттестации по стандартным вопросам.

Как отслеживать выполнение учебного плана

Для ребят, которые учатся в средней и старшей школе достаточно видеть план и вычёркивать (помечать) пройденные темы. А вот для начальной школы очень подходит система визуализации. Например, есть 12 тем по русскому языку, которые нужно пройти за 4 месяца. Делаем паровозик с названием «русский язык» и цепляем к нему 12 пустых вагончиков. Как только тема пройдена — вагончик заполняется. Некоторые мамы делают не 12 вагончиков, а 4, но каждый вагон имеет 3 окошка. Как только вагончик заполнен — ребёнок получает небольшое поощрение. Это многих детей стимулирует быстрее садиться за занятия и охотно изучать новые темы.

11.02.2021

Теперь о семейном образовании не слышал только ленивый. А знаете ли вы об очно-заочной форме? Учиться в школе, но часть предметов или часть недели не посещать — это, пожалуй, было бы интересно многим. В этой статье вы можете познакомиться с личным опытом оформления очно-заочной формы.

Вопросов по оформлению очно-заочного поступает все больше. Как написать заявление на очно-заочное? Будет ли против школа? Как аттестоваться? Возможен ли на очно-заочном ИУП?

Выкладываю документы, которые мы с нашей школой использовали при оформлении очно-заочной формы образования для моего сына в прошлом учебном году.

Сначала я составила индивидуальный учебный план и график и предложила их школе вместе с заявлением о зачислении:

Заявление о зачислении на очно-заочную форму

Директору МБОУ СОШ №__

ФИО директора_____________

Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул.________________,

ФИО родителя ______________

проживающей по адресу: г.Ижевск,

ул.___________________,

являющейся законным представителем ребенка

ФИО ребенка _________________,

_______________ года рождения. 

20 августа 2018 г.

Заявление

о зачислении в школу на очно-заочную форму образования

с индивидуальным учебным планом

Прошу зачислить моего сына ____________________ на очно-заочное обучение по индивидуальному учебному плану в 9 класс в соответствии с п.23 ст.2, ч.2 ст.17, п.3 ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

Прошу предоставить возможность:

  1. Заочного обучения по предметам: математика (алгебра и геометрия), история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка и изо), география, биология, химия;
  2. Очного обучения по предметам: русский язык, литература, английский язык, информатика и ИКТ, физика, физическая культура.
  3. Один дополнительный выходной день в неделю — суббота.

Прошу сообщить мне о форме и содержании проведения аттестации по предметам, осваиваемых сыном в форме заочного обучения в срок до 1 октября 2018 года.

Приложение:

  1. Оригинал личного дела;
  2. Медицинская карта;
  3. Индивидуальный учебный план на 9 класс;
  4. Заявление об организации промежуточных аттестаций с графиком аттестаций за 9 класс.

________________ /________________/

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план

Основное общее образование, 9 класс, 2018-2019 учебный год

Обучающийся: ____________________________, __.___.2004 г.р.

Учебные предметы, подлежащие освоению в заочной форме Количество часов в год
Математика (алгебра и геометрия) 175
Обществознание (включая экономику и право) 35
История 70
География 70
Химия 70
Биология 70
Искусство (Музыка и ИЗО) 35
Итого: 525

Индивидуальный учебный план составлен законным представителем обучающегося на основании Примерного учебного плана  для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения (Основное общее образование), утвержденным Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

20 августа 2018 г.

Заявление об организации и проведении промежуточной аттестации

Директору МБОУ СОШ №__

ФИО директора_____________

Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул.________________,

ФИО родителя ______________

проживающей по адресу: г.Ижевск,

ул.___________________,

являющейся законным представителем ребенка

ФИО ребенка _________________,

_______________ года рождения. 

20 августа 2018 г.

 Заявление

об организации и проведении промежуточной аттестации по учебным предметам 9 класса, осваиваемых обучающимся в заочной форме

Прошу организовать и провести промежуточную аттестацию обучающегося 9 класса _________________________________ по предметам, осваиваемым в заочной форме, в соответствии с прилагаемым графиком промежуточных аттестаций.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Прошу определить следующие формы проведения аттестаций:

— алгебра и геометрия: контрольные работы;

— история, обществознание, география, биология, химия:  тестирование;

— искусство (музыка и изо): междисциплинарная проектная работа на заданную тему (доклад с презентацией).

Приложение:

  1. График промежуточных аттестаций на 2018-2019 гг.

________________ /________________/

График промежуточных аттестаций

График промежуточных аттестаций

обучающегося на очно-заочной форме в 9 классе

ФИО ___________________________

на 2018-2019 учебный год

Предмет Дата консультации Дата экзамена
Алгебра 24 сентября 2018 г. 08 октября 2018 г.
Геометрия 15 октября 2018 г. 29 октября 2018 г.
История 06 ноября 2018 г. 19 ноября 2018 г.
Обществознание 27 ноября 2018 г. 3 декабря 2018 г.
Искусство 03 декабря 2018 г. 17 декабря 2017 г.
География 14 января 2019 г. 21 января 2019 г.
Биология 22 января 2019 г. 11 февраля 2019 г.
Химия 18 февраля 2019 г. 04 марта 2019 г.

Что у нас получилось?

На фото ниже — уже официальный документ, оформленный завучем школы (ИУП и график аттестаций) на основании моих предложений. Она добавила в ИУП региональный компонент учебного плана, а также отдельной графой указала форму обучения по каждому предмету. Мы решили согласиться.


В мой график аттестаций были также внесены незначительные изменения, с учетом расписания учителей и школьных совещаний.

А когда начались экзамены, мы с учителями все равно некоторые дни консультаций и аттестаций меняли так, чтобы было удобно для всех. А элективные курсы (региональный компонент) ребенок так и не посещал и отдельно не сдавал.

Также нам удалось неплохо договориться с преподавателем музыки по форме аттестации. Устные договоренности с учителями компенсируют ряд неудобств, вызванных формулировками в документах.

Ольга Башенина, г. Ижевск

Опыт образования в семье — 9 лет (экстернат, СО, очно-заочная)

Ребенок не хочет возвращаться в школу после каникул? Делать это вовсе необязательно. Дома можно учиться эффективнее, чем в классе, считает журналист и консультант по семейному образованию Лейла Сазонтова. Она советует, как сделать уроки увлекательными, научить детей тайм-менеджменту и сделать их жизнь интересной. «Правмир» публикует отрывок из книги «Жизнь без школы», которая этим летом вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

Полезные инструменты

Успех семейного образования зависит не только от грамотного планирования, но и от поддержания в ребенке способности и желания овладеть учебным материалом. Для того чтобы мотивация не ослабевала, я советую составлять образовательные карты и обучать ребенка хотя бы минимальным навыкам тайм-менеджмента.

Образовательная карта 

Это инструмент систематизации учебного процесса, полезный любому ребенку, будь то воспитаннику подготовительной группы детского сада, младшекласснику или без пяти минут обладателю школьного аттестата.

Родители, чьи дети получают образование в форме семейного обучения, примерно представляют, о чем идет речь. Для них в начале учебного года школа составляет индивидуальный учебный план (его еще называют ИУП). В индивидуальном плане обозначена цель (конкретные знания), задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения (промежуточные аттестации), и средства (перечень учебников, методических пособий и других источников информации).

Образовательная карта работает так же с тем лишь отличием, что, кроме всего прочего, помогает понять склонности ребенка, каких знаний ему недостает в настоящий момент, а какие предметы даются настолько хорошо, что могут осваиваться углубленно (но об этом — чуть ниже). Составление образовательной карты — процесс, конечно, не двухминутный, но весьма увлекательный. Вы легко освоите его за пару-тройку вечеров. В качестве бонуса — проведенное совместно с ребенком время, в течение которого ни вы, ни он не будете отвлекаться на посторонние дела.

Зачем нужна образовательная карта? 

Все дети разные. Это аксиома. Но часто ли мы помним об этом? Если дочь подруги в первом классе свободно писала по-английски, значит, наш сын должен это делать уже в подготовительной группе детского сада. Если племянник без труда в десять лет мог подтянуться на турнике пару десятков раз, а ваш сын не может, значит, с ним что-то не так. Признайтесь, мы часто мыслим подобными категориями.

Образовательная карта как раз и нужна, чтобы по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его слабые и сильные стороны, понять, в каких навыках и знаниях он нуждается именно сейчас, и перестать подстраиваться под чужие мерки.

Я часто рекомендую родителям книгу «Ты можешь больше, чем думаешь». Ее автор Томас Армстронг раскрывает читателям глаза на то, что на самом деле значит быть умным. По его словам, интеллект — это не только хорошие оценки, высокие результаты тестов и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом: в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, в эмоциях и способности находить общий язык с окружающими. И это далеко не все. Прочитав книгу, каждый поймет, что можно быть умным в самых разных областях. <…>

Как работать с образовательной картой? 

Визуализация — это уже половина успеха. Для начала подумайте, что именно вы хотите улучшить и изменить. Обсудите это с ребенком. И обозначьте ожидаемый результат — тот, которого вы хотите добиться, допустим, к 1 сентября. Пусть это будут конкретные значения: 10 прочитанных книг, умение умножать и делить в столбик, способность отжаться 30 раз без перерыва и т. д. Важно, чтобы ребенок разделял эту цель или хотя бы понимал, для чего ему нужно ее достичь. Теперь запишите или нарисуйте свою цель (можете сделать коллаж, аппликацию — что угодно) и повесьте на видное место.

Определите задачи. Что именно и с какой периодичностью нужно делать, чтобы достичь желаемого? Бегать 15 минут каждое утро, решать по 10 примеров ежедневно или заниматься иностранным языком по понедельникам, средам и пятницам? У каждого свои задачи в зависимости от поставленных целей, только следите за тем, чтобы их выполнение не стало утомительным занятием для ребенка.

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

Тайм-менеджмент для детей 

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать. <…> Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю 

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

Лайфхак. В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день 

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня.

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

Лайфхак. C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка 

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты 

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял ;)

5. «Ешьте лягушек» вместе 

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв». Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!).

И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными.

Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает! 

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни 

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания 

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни. А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

Лето — отдыхать или учиться?

На этот вопрос я обычно отвечаю так: «Учиться, отдыхая!» То, что во время отдыха нельзя учиться, — не более чем стереотип. «Летние» знания могут быть такими же прочными, как и те, что получены во время «официального» учебного года. Семьи, опробовавшие семейное образование, об этом хорошо знают. По моему мнению, учебный процесс в образовательных учреждениях построен нелогично. Конечно, в разных странах каникулярное время рассчитывается по-разному (в Японии, к примеру, школьники отдыхают только один месяц в году), но в России дети, как правило, учатся девять месяцев (с недельными каникулами), а три летних месяца отдыхают от школы.

А теперь ответьте на вопрос: часто ли вам приходилось слышать в начале сентября от педагогов, тренеров и других родителей, что дети «все забыли за лето»? Я слышу такие высказывания каждый год. Школьная программа построена таким образом, что весь сентябрь учащиеся занимаются повторением изученного в предыдущем классе (откройте учебник за любой класс по любому предмету: первый раздел так и называется — «Повторение»), а в мае обобщают пройденное. Таким образом, огромный объем учебного материала приходится осваивать всего за семь месяцев в году — простая арифметика. Не потому ли многим школьная программа (повторюсь, рассчитанная не на отличников, а на середнячков) кажется такой сложной?

На семейном обучении дети избавлены от этого ограничения. Учиться можно круглый год, затрачивая при этом гораздо меньше усилий. Мы с сыном, например, и летом не прекращали заниматься. Листать учебники на приморском бульваре или пляже оказалось ни с чем не сравнимым удовольствием. Конечно, интенсивность занятий заметно снижалась во время путешествий и из-за длительных ежедневных прогулок, но найти 15–30 минут даже в летний день не представляет особой сложности. К слову, для лета мы оставили необходимый нам минимум: шахматные задачи, приложения по иностранному языку и немного заданий по русскому языку и математике.

Что получаем в итоге? Первый осенний месяц перестает быть ежегодным стрессом, ребенок с легкостью принимается за новый материал без необходимости судорожно вспоминать, что проходили почти четыре месяца назад. Обучение при таком подходе становится не проблемой, а интересной и довольно простой задачей.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Семейное обучение существовало еще несколько столетий назад: состоятельные люди приглашали учителей на дом или обучали детей самостоятельно. В 1918 году большевики учредили Единую трудовую школу РСФСР, которую должны были посещать все дети. Этот приказ сделал семейное обучение незаконным. Только в 90-х годах прошлого века власти снова признали, что ребенок имеет право учиться не только в школе.

Что такое семейное обучение 

Семейное обучение — это альтернативная форма получения образования. Если семья выбирает учиться дома, осваивать школьную программу придется самостоятельно, и ответственность за получение знаний полностью ляжет на плечи мамы и папы. 

Не стоит путать семейное обучение с надомным. В последнем случае ребенок не посещает школу по состоянию здоровья, но учителя проводят для него уроки на дому. В семейном образовании ученик отчисляется из школы, и учебный процесс для него организуют родители. 

​​​​​​​Полезные факты о семейном обучении в России

Перейти на семейное обучение можно в любой момент С 1 по 9 класс дети могут учиться в семье по решению родителей. В 10 и 11 классах школьник может выбрать самообразование или остаться на семейном обучении. Чтобы начать обучение в семье, родителям необязательно дожидаться окончания учебного года. Заявление о переводе можно принести в отдел образования в любой момент: на летних каникулах, в середине года, или когда ребенок получит годовые оценки. 
Семейное обучение можно сочетать с другими формами образования Например, ребенок посещает уроки русского языка и литературы в школе, а математику и физику изучает дома с репетиторами.
Всегда можно вернуться в школу Если родители передумали и решили вернуть ребенка за школьную парту, принять его могут даже в середине учебного года. Достаточно написать заявление о приеме — и школьник начнет посещать уроки по расписанию. 
Семейное обучение не ограничивает права ребенка Ученик на семейном обучении имеет право:посещать школьные кружки и секции, обращаться к школьному психологу и логопеду, получать бесплатные учебники, пользоваться библиотекой, участвовать в олимпиадах и конкурсах.
В некоторых регионах родителям положена компенсация за семейное обучение Например, выплаты действуют в Московской, Тульской, Свердловской областях. Уточнить, есть ли компенсация в том или ином регионе, можно в местном департаменте образования. 
Чтобы перейти на семейное обучение, не нужна особая причина Основанием для перевода является только желание родителей и ребенка.
Родители могут сами выбирать предметы, расписание и программу обучения За организацию учебного процесса отчитываться не придется. Главное, чтобы ребенок усвоить знания, которые требуются по ФГОС, и сдал все аттестации. 

Аттестация при семейном обучении вне школы 

Чтобы проверить уровень знаний, ребенок должен проходить промежуточные и итоговые аттестации. Сделать это можно в любой удобной школе. Родителям достаточно написать заявление, чтобы прикрепить ребенка к учебному заведению. 

Педагоги сами выбирают формат проверки. Возможно, это будет контрольная работа, тест или собеседование. Отметки об аттестации пойдут в личное дело ребенка.

Еще один вариант — проверить знания дистанционно с помощью онлайн-сервисов. Обычно это услуга платная.

Количество промежуточных аттестаций тоже зависит от школы. Родители договариваются с учителями, как часто нужно проверять знания. При желании ученик может пройти обучение в ускоренном темпе и за год сдать программу нескольких классов.

Что такое система Занкова

Индивидуальный подход, развитие мышления и самостоятельность – в чем особенность этой методики обучения

подробнее

Итоговые экзамены «семейный» ученик пишет вместе с остальными школьниками. После 9 класса аттестация проходит в форме ОГЭ, после 11 — ЕГЭ.

По результатам промежуточных проверок и итоговых экзаменов ребенок получает аттестат. Форма обучения в документе не прописывается, и ученик имеет право наравне с другими школьниками поступать в колледж или вуз. 

Возможен вариант, что ребенок не сдаст аттестацию. В этом случае по закону его должны вернуть в школу, потому что семья не справляется с обучением. Школьник останется на второй год и пройдет учебную программу заново. 

Если родители не согласны с отметками ученика (например, считают, что учителя предъявили слишком высокие требования или оценивали необъективно), можно обжаловать их в департаменте образования. Пройти повторную аттестацию разрешено в другой школе. 

Кому подходит семейное обучение

Семейное образование подходит детям, которым требуется индивидуальный подход в обучении. Например, одаренному ученику скучно на уроках, а юному спортсмену сложно усвоить материал из-за частых пропусков. Таким детям не подходит стандартная школьная программа. 

Альтернативное обучение также помогает семьям, которые вынуждены часто переезжать. Например, дети артистов или военных. Ребенку не приходится каждый раз адаптироваться к новой школе и вливаться в коллектив. 

Семейное обучение могут выбрать родители, чьи дети столкнулись с буллингом сверстников или конфликтуют с педагогами. 

Если семье нравится конкретная методика, которой нет в обычной школе, можно реализовать ее в семейном обучении. Здесь родители не ограничены в выборе программ.

Плюсы семейного обучения

Родители, которые выбрали семейное образование, видят в нем много преимуществ. Во-первых, ребенок получает индивидуальный подход в обучении. Можно дольше разбирать темы, в которых ученик «плавает» или устроить дополнительное занятие по любимому предмету. 

Семья самостоятельно выстраивает удобное расписание. Ребенку проще совмещать учебу с тренировками и занятиями в секциях, а родителям не приходится снимать ученика с уроков, чтобы пойти к врачу. 

Семья может выбирать лучших преподавателей, пробовать разные методики и форматы занятий. Например, математикой заниматься с репетитором, а английский язык изучать в онлайн-школе. 

Ребенок обучается в спокойной обстановке и испытывает меньше стресса. Никто не делает ему замечаний, если он сидит, раскинувшись в кресле, или рисует на полях в тетради. 

Родители экономят деньги на покупке школьной формы и регулярных сборах на нужды класса. А еще можно не ходить на собрания и не сидеть в родительских чатах. 

Минусы семейного обучения

Недостатков у семейного обучения тоже хватает. Многим родителям сложно организовать качественный учебный процесс дома. Не хватает сил, времени и знаний, как правильно это сделать. В итоге учеба проходит бессистемно, а знания не дотягивают до ФГОС. 

Детям тоже сложно поддерживать дисциплину и сохранять мотивацию в обучении. Особенно если нет строгого контроля. 

Дети меньше общаются со сверстниками. Если нет других занятий, кроме учебы, у ребенка появляются проблемы с социализацией. 

Семейное обучение пока является редкостью, поэтому таких учеников многие критикуют. Родственники и учителя могут осуждать решение родителей и считать, что образование в семье хуже школьного. 

Пошаговая инструкция, как перейти на семейное обучение

Перейти на семейное обучение довольно просто. Семье не потребуется собирать справки и заключения врачей, чтобы получить разрешение на перевод. Из документов понадобятся только паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка. О своем выборе нужно обязательно уведомить образовательное учреждение. 

Написать заявление об отчислении

Если просто забрать ребенка из школы, семье грозит административная ответственность. Родители пишут заявление на имя директора и указывают, что переводят школьника на семейное обучение. 

Школьная администрация обязана отдать семье все документы ребенка: личное дело, медицинскую карту, табели аттестации. 

Что такое домашнее обучение

Надомное, семейное, дистанционное – разбираемся в тонкостях учебы на дому

подробнее

Обратиться в департамент образования

В течение 15 календарных дней с момента, когда выйдет приказ об отчислении, родители должны обратиться в городской департамент образования. Он ведет учет «семейных» учеников. 

Уведомление можно написать в свободной форме или запросить образец в органах местного самоуправления. Родители могут подать документ лично, через интернет или заказным письмом по почте. Желательно писать уведомление в двух экземплярах, чтобы на руках остался подписанный департаментом документ. 

Прикрепиться к школе для прохождения аттестаций

Родители выбирают учебное заведение, где ребенок будет сдавать промежуточные контрольные и итоговые экзамены. Туда необходимо подать заявление и документы ребенка. Желательно заключить договор о семейном обучении, чтобы закрепить порядок и форму проведения аттестаций. 

Организовать учебный процесс

Родители должны решить, будут ли они обучать детей самостоятельно или наймут профессионалов. Возможно, придется зачислить ребенка в онлайн-школу или заняться подбором репетиторов. Семья должна позаботиться, чтобы у ребенка были все необходимые учебные материалы: пособия, учебники и рабочие тетради.

Отзывы экспертов о семейном обучении

Армине Григорян, старший преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова:

В процессе семейного обучения ребенок учится организовывать свое время, придерживаться заданного плана, но это ему не всегда удается. Процесс обучения находится под пристальным контролем родителей, что не всегда приводит к эффективным результатам в силу загруженности и некомпетентности последних. Вопросы социализации не менее важны, так как недостаток общения со сверстниками приводит к плохой социально-психологической адаптации, что может в дальнейшем вызвать массу проблем во взрослой жизни.

Олеся Юдина, учитель английского языка:

Проблема семейного образования в том, что у родителей нет гарантий, что ребенок изучит программу в полном объеме. На практике бывали случаи, когда «семейный» ученик, занимаясь с репетитором, знал меньше, чем школьники, которые посещали обычные уроки. 

Успех семейного обучения зависит от родителей, организации учебного процесса и самого ребенка. Если родители обеспечивают полноценное преподавание всех школьных дисциплин, занимаются с ребенком на современных онлайн-платформах и следят, чтобы он не ленился, результаты обучения будут даже лучше, чем в школе.

Популярные вопросы и ответы

Какой закон регулирует организацию семейного обучения?

Олеся Юдина: 
Право на получение семейного образования закреплено в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»1. Порядок перехода на семейное обучение регламентирует Приказ Минпросвещения №115 от 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»2.

Кто имеет право на семейное обучение?

Армине Григорян:

На семейное обучение имеет право любой учащийся. Специальных условий для этого не требуется, все зависит только от желания и потребностей семьи. Для семейного обучения не нужно собирать справки от администрации и психологов, но родители должны уведомить о переводе муниципальный комитет образования.

Кто учит школьников на семейном обучении?

Армине Григорян:

Дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей. При желании родители могут привлечь репетиторов или обратиться в центр семейного образования. Ученику придется регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе, так как нужно будет подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы.

Источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
  2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
    URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200066

Единого плана нет и не может быть. Каждый родитель выстраивает план исходя из своего видения и особенностей ребёнка. Есть просто зарекомендовавшие себя методы, книги, копилки опыта.

В этой статье собираю в избранное те программы, материалы, методы и полезные сведения, которые показали наибольшую эффективность. Статья постоянно редактируется.

Статьи: 1) Преимущества и сложности семейного образования ; 2)  С чего начать семейное образование? ; 3) Платформы и онлайн-школы для семейного образования

Программы для ребёнка на семейном образовании

Русская Классическая школа (РКШ): сайт, группа ВК, канал на Ютуб.

Программа хороша тем, что она прописана с тошнотворной скурпулёзностью. Это очень хорошо для родителей, потому что там есть все необходимые пояснения, не надо придумывать — бери и занимайся. По словам педагогов, которые по ней работают, программу часто берут для коррекционных классов. На их сайте есть хорошие отзывы от родителей особенных детей, даже старшеклассников.

Для обычных детей программа избыточна. Мы с мальчиками проходили некоторые предметы по несколько уроков за раз, некоторые пропускали. Это не страшно, зато есть всё для тех, кому трудно даётся материал.

Очень понравилась словесность — как ребёнок развивает фонематический слух, учится наблюдать за звучанием слов, за тем как течёт речь. Так же хороша история в рассказах. Математика и русский даются углубленно, системно, что помогает при сдачи промежуточных аттестаций.

По русскому языку так же часто используют комплекты Граник Г.Г., Бабайцевой 5-9 классы. Для знакомства с первыми правилами хорошо идёт у многих книга «Граф Орфограф» Лавровой С.А. — дети слушают с интересом, так как много смешного, для успокоения родителей есть задания.

В 22-23 учебном году планирую протестировать Российскую электронную школу по предметам: биология, география, литература. В том году тестировали Фоксфорд: русский не стали сыновья слушать (ну не любители они сидеть и слушать лекции), научные опыты взяты из Перельмана, мнемотехника скорее для меня больше дала информации, чем детям (хотя предполагается, что курс слушают дети), а вот литературу с Анастасией Фисун (Литературная кухня для 3-5 классов) — горячо рекомендую, преподаватель замечательный и курс построен интересно.

Методы обучения и сведения

1) Метод Шарлотты Мейсон. Один из девизов философии Мейсон такой: «Образование — это атмосфера, это дисциплина, это жизнь».  Методика популярна в США, Англии. В России мало известна.

Оригинальные книги Ш.Мейсон на английском

Русские источники по методики с разъяснением: Блог Людмилы Уитман, группа ВК

2) М.М.Безруких «Психофизиологические особенности формирования письма и чтения» помогут вам понять, что можно ожидать от ребёнка, а что преждевременно:

3) Сайт о дислексии 

4) Рекомендую серию видео-бесед Алексея Битнера и Виктории Бродской по тому как заниматься с ребёнком:

Перейдите на его канал, там есть ещё.

5) От команды Анатолия Гина составлены три бесплатных курса для развития мышления детей: «Воспитание креативности в семье», «Точилка для ума» и «Чему и как учить современных детей»

Книга «Воспитание чудом» , где описаны условия для воспитания творческой личности, приведены примеры из биографии ученых.

6) Сайт «Папа Карп» Алексея Карпова. Опыт семейного обучения 19 лет: два сына и две дочери. Пишет легко, по делу, много практики, историй, сказок и авторских разработок. 

7) И в целом хорошие книги по образованию детей, в которых можно подчерпнуть суть педагогики, которая отвечает природе ребёнка: книги Марии Монтессори (Другие дети), Макаренко А.С., Константина Ушинского (особенно, Руководство для учащих), Толстого Л.Н. (Воспитание и образование), Александра Хилла (Саммерхилл), Гатто Джон (Фабрика марионеток), Джона Холта об успехах и неудачах детей.

Если вы прочитаете «Повесть о педагогической свободе» Алексея Карпова и изучите суть ТРИЗа (Анатолий Гин), то это уже поможет понять как организовать обучение, успеть главное и не размениваться на мелочи. Всё остальное можно читать по ходу дела.

  8) Методика преподавания истории: четыре вебинара для семейников (платные). Рассматривались вопросы подхода в преподавании в начальной и средней школе, методы работы с контурными и историческими картами. Проводила Татьяна Струкова. 

Избранные материалы

1) Окружающий мир 1-3 классы: «Дети и наука»

на этом же канале есть за 2, 3 классы и по другим естественным наукам. Но мы их не смотрели, поэтому ничего не могу о них сказать.

2) Список Живых книг: источник 1, источник 2. Смотрите там, где вам удобно. Живые книги — это книги, написанные увлечённым темой человеком. Он пишет ярко, интересно, увлекательно. Они ценны, когда ребёнок интересуется темой или надо раскрыть скучно изложенный в учебнике вопрос. По хорошему вообще надо читать только такие книги, так как информация из учебника, не соприкасаясь с чувствами, улетучивается быстро, а из таких книг запоминается порой на всю жизнь!

3) Русский язык

Для выпускников 11 классов (может 9-ых) есть сервис с онлайн-диктантами от Новосибирского Государственного Университете. Я использовала его для себя.

4) Английский — сервис LinguaLeo. Этот сервис вмещает в себя все мыслимые учебники, тренажёры, видео, книги… Конечно, он больше подходит детям начиная со средней школы и взрослым, но с младшими всё равно надо лично общаться, переложить их обучение на сервисы не получится. Так же полезные сервисы italki.com (выбор преподавателей) и hinative.com (общение с иностранцами).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти неравенство не имеющее решений
  • Как найти представителей продукции
  • Как найти окпо на сайте росстата
  • Сало пожелтело как исправить
  • Как просто составить презентацию