Как составить учебный план по новым стандартам

10 марта 2023 г.

Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении, а также их распределение по годам обучения. Кроме того, в нем отражено годовое и недельное количество учебных часов, которые реализуются в каждой параллели (классе) с учетом предельно допустимой нагрузки, установленной нормами СанПиН. В статье расскажем о том, как составить учебный план по обновленным ФГОС на 2022-2023 год.

Учебный план по новым ФГОС 2022-2023. Общая информация

Учебный план, в том числе по обновленным ФГОС на 2022-2023 год, представляет собой сертификат образовательного учреждения и состоит из трех компонентов:

  1. Федеральный компонент — перечень обязательных предметов и учебных часов, которые реализуются во всех школах страны на каждой из ступеней образования;
  2. Региональный компонент — перечень дисциплин и учебных часов, которые реализуются в школах конкретного региона (города);
  3. Школьный компонент включает в себя дисциплины и учебные часы, которые школа выбирает сама, руководствуясь своей спецификой и профилем, а также элективные учебные предметы и организацию профориентационных мероприятий в 9-х классах.

Учебный план на 2022-23 учебный год — это компонент основной образовательной программы, он отражает политику школы по управлению качеством образования. Во ФГОС ООО третьей волны не появилось ничего принципиально нового. К примеру, требования к разделам, составу предметных областей и учебных дисциплин остались неизменны. И все же обновленные стандарты сделали процесс обучения более индивидуальным, теперь в них отчетливее выражена вариативность его содержания, прослеживается связь учебного плана с планом внеурочной деятельности. Также были изменены максимальный (не более 5 549 часов на уровень) и минимальный (не менее 5 058 на уровень) порог академического объема учебного плана; включены новые позиции в структуре рабочих программ; разведены понятия предмета, курса и модуля; особое внимание уделено функциональной грамотности обучающихся.

Нормативно-правовая база

Основными нормативно-правовыми документами, на которые следует опираться в ходе разработки учебного плана по ФГОС третьего поколения на 2022 год, являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 (ред. от 8 ноября 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);
  • Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 (ред. от 8 ноября 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101);
  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 (ред. от 12 августа 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480);
  • Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42729).

Также при составлении учебного плана по ФГОС 3-го поколения для школы на 2022-23 год нельзя игнорировать нормы СанПиН, в частности:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“» (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296).

Важно: срок действия правил, содержащихся в двух последних документах, ограничен. Постановление № 28 действует до 1 января 2027 года, а Постановление № 2 — до 1 марта 2027 года.

Примерное содержание учебного плана

Разработка учебного плана начинается с пояснительной записки. В ней подробно прописывают нормативную базу, реализуемые основные общеобразовательные программы, режим работы школы, продолжительность учебного года и учебной недели, требования к объему домашних заданий и расписание звонков. Также в пояснительную записку к учебному плану по обновленным ФГОС — 2022 следует включить дополнительные требования в ходе организации обучения в первом классе.

Во втором блоке подробно рассматривается начальная школа. Содержание строится по тому же принципу. Сначала составляют пояснительную записку, следом идет годовой учебный план, который можно оформить в виде таблицы (предметные области/учебные предметы/количество часов в год по классам/всего часов). Завершают вторую часть примерного учебного плана по новым ФГОС — 2022 его особенностями, включая используемые УМК.

Третья часть посвящена ООО и также состоит из пояснительной записки; годового учебного плана в соответствии со стандартами основного общего образования; недельного учебного плана по классам (также по ФГОС). Завершается третий блок особенностями учебного плана для 5-го и 6-9-х классов.

В четвертом разделе рассматривают среднее общее образование. Здесь сохраняется тот же принцип: пояснительная записка, потом годовой и недельный учебные планы в соответствии с федеральными стандартами (только уже для 10-11-х классов). В конце этой части прописывают особенности учебного плана для старшеклассников. Перечень элективных учебных предметов и недельный учебный план обучающихся на дому можно вынести в отдельные таблицы.

Итогом документа станет недельный учебный план ООО, который обеспечивает реализацию ФГОС основного общего образования (обозначьте количество часов в неделю по классам и каждой дисциплине). Дополните таблицу максимально допустимой нагрузкой, чтобы было наглядно видно: в процессе обучения дети не будут перегружены.

МЭО

Подготовка к ЕГЭ по математике на базовом уровне дистанционно и в классе, вы можете сами выбрать удобный для вас формат работы с учениками

Данная вариация сборника подойдет репетиторам и педагогам, занимающимся в группах, т.к. доступ к ресурсу предоставляется не только учителю, но и ученикам. Выпускники, в свою очередь, могут заниматься дома самостоятельно

Разработка учебных планов для реализации ФГОС в основной школе


2558

Автор:

Савиных Галина Петровна

Савиных Галина Петровна

Опубликовано 28 мая 2022

В связи с переходом на новый ФГОС ООО разработка учебных планов вызывает определенные затруднения. Практические рекомендации по решению ряда типичных проблемных вопросов даны в статье кандидата педагогических наук, руководителя экспертного бюро «ПРО-сегмент» Галины Савиных. Предлагаем вашему  вниманию первую часть этого материала.

GSavinix1.jpg

Галина Савиных. Фото из личного архива

В чем назначение учебного плана?

Учебный план — неотъемлемый компонент основной образовательной программы. Это организационный механизм реализации содержания ООП. В учебном плане отражается политика школы по управлению качеством образования. Учебный план имеет сервисное назначение: он обслуживает образовательный процесс и реализуемое школой содержание образования. 

Общие принципы разработки учебных планов:

  •          принцип инструментального назначения; 

  •          принцип единства с компонентами ООП; 

  •          принцип уровня (составляется перспективный план на уровень образования);  

  •          принцип вариативности; 

  •          принцип учета интересов потребителей. 

Об особенностях нового стандарта основной школы

Особенность нового ФГОС ООО — кажущееся отсутствие новизны. Требования к разделам ООП ООО, составу предметных областей, учебных предметов; триединству образовательных результатов остались без видимых изменений. Возможно, поэтому в официальных документах используется слово «обновленный» вместо «новый». 

Вместе с тем в новом ФГОС ООО гораздо отчетливее выражена идея индивидуализации образования, вариативности его содержания; изменены максимальный и минимальный порог академического объема учебного плана; включены новые позиции в структуре рабочих программ; разведены понятия предмета, курса и модуля; подчеркнута связь учебного плана с планом внеурочной деятельности; артикулировано требование к функциональной грамотности обучающихся. 

Как планировать объем учебного плана? 

Академический объем учебного плана по новому ФГОС ООО — не менее 5058 и не более 5549 часов на уровень.

Чтобы соблюсти это требование, сетку часов учебного плана распределяем на уровень, а затем при необходимости вносим в нее изменения перед началом каждого учебного года. 

Расчет на перспективу проводим при помощи условного количества недель в учебном году (условного, т. к. важны не недели, а фактическое количество учебных часов). 

Пример расчета. Ставлю по 35 недель с 5-го по 8-й класс и 33 недели (1089 часов) в 9-м классе (потому что 35 недель там никогда не учатся из-за государственной итоговой аттестации). Выходим на 5269 часов, что выше минимального и меньше максимального порога. У нас остается резерв в 211 часов, которые мы можем добавлять к имеющимся в сетке часам. Сначала надо сделать сетку по минимальному порогу, затем посмотреть, какие часы можно добавить или убрать. 

Либо сконцентрируемся на одном-двух предметах и сделаем их углубленными, но это очень ответственное дело.

Если хотите сократить часы родного языка (там, где он есть), то решите, в пользу какого предмета будете это делать. Посмотрите, как ваше решение отзовется по часам и в каких предметах. 

Сохранять ли формы промежуточной аттестации в учебном плане? 

В новом ФГОС ООО не сохранилось требование показывать в учебном плане формы промежуточной аттестации. Однако, согласно ст. 2 ФЗ-273, это обязательный компонент любого учебного плана. Соответственно, если у вас отработана система форм и методов промежуточной аттестации (есть интересные решения: например, форма экспертного заключения на проект) или в рамках промежуточной аттестации вы начали учитывать результаты ВПР, все это нужно сохранить, показать в учебном плане. 

Отсутствие соответствующего требования в новом ФГОС ООО скорей техническая ошибка, нежели норма. Опускать формы промежуточной аттестации не следует, иначе будет сложно внести в календарный учебный график сроки проведения промежуточной аттестации.  

Можно ли вместо промежуточной аттестации провести ВПР?

Промежуточная аттестация — обязательное условие освоения ООП. Ее ничем заменить нельзя. Но при грамотном локальном регулировании результаты ВПР можно учесть при проведении промежуточной аттестации. Для этого в локальном акте прописать возможность формы учета, а в приказе по проведению промежуточной — обозначить, что в таком-то классе по такому-то предмету она проводится в форме учета результатов ВПР.

Как отразить в учебном плане работу по функциональной грамотности обучающихся? 

В новом стандарте напрямую понятие «функциональная грамотность» не упоминается, но зато в ПООП ООО в структуре предметного результата обозначен компонент «функциональность». Это по-настоящему новый аспект управления качеством. Следует также учитывать, что команда РАО предлагает отнести функциональную грамотность к результатам Программы формирования и развития УУД. И уже через метапредметные результаты проводить формирование и оценку уровня функциональной грамотности в рамках процедур внутренней оценки качества образования. 

Для чего введены понятия учебного предмета, курса, модуля?

В новом ФГОС ООО много сказано о вариативности образования. Согласно п. 5ФГОС ООО, вариативность образования обеспечивается за счет учебных предметов, учебных курсов и учебных модулей.   

Учебный предмет — это то, что отражает одно из явлений действительности. Есть лингвистические явления (предмет «язык»), физические и химические явления, культурное наследие (ИЗО, словесность, музыка). Предмет — это то, что выделяет из окружающего мира некое направление. Мы опредмечиваем мир через учебный предмет. Внутри предмета могут быть элементы, которые к нему относятся: это курсимодуль. С точки зрения бытовой логики, учебный предмет — это самая большая единица содержания образования, курс — чуть поменьше, а модуль — еще меньше. 

Например, учебный предмет математика отражает числа и знаки, закономерности работы с числами, механику, числовую логику. Он включает курсы алгебры, геометрии и новый курс вероятности и статистики.

По количеству часов модуль может быть таким же, как курс, но его влияние на отметки по результатам освоения ООП гораздо меньше. 

В сетке часов учебного плана ООП ООО сначала фиксируем предметную область, потом предмет, а потом курс. 

Помним, что в аттестат отметка выставляется согласно учебному плану. 

Стоит ли выделять в учебном предмете модули вместо курсов

Модуль — это часть предмета или курса. Модульный подход заложен в пункте 33.1 ФГОС ООО. Можно пропустить позицию «курс» и сразу выделять в учебном предмете модули. У нас есть такие прецеденты в предмете основы религиозной культуры и светской этики: модули «Православная культура» и «Исламская культура». Деление на модули предполагается сделать в предмете технология и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 

Модульный принцип предусматривает, что родители выберут один из учебных курсов учебных модулей из предложенного им перечня. По новому ФГОС ООО лучше ставить в 5 классе как самостоятельный предмет. На него достаточно одного часа. Если в школе построена система воспитательной работы, которая трепетно относится к православной культуре, то для нее предусмотрен еще час ОДНКР в шестом классе. 

P. S. Во второй части публикации рассматриваются следующие вопросы. Обязателен ли родной язык в учебных планах по новому ФГОС ООО? Обязателен ли второй иностранный язык? Правильно ли собирать с родителей заявления об отказе от второго иностранного языка? Как работать с конструкторами рабочих программ? Как сделать углубленным предмет, который не предусмотрен стандартом? Возможен ли отбор на углубленное изучение? В отношении кого можно/нужно разрабатывать ИУП? Как связан учебный план и рабочая программа воспитания? Есть ли связь между учебным планом и планом внеурочной деятельности? Какие ресурсы есть для реализации учебного плана по новому ФГОС ООО? Как вносить изменения в учебный план? Сколько ООП ООО будет при переходе на новый ФГОС ООО?

Полный текст материала Галины Савиных опубликован в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации».

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти котангенс угла аоб
  • Как найти человека в другой области
  • Как найти подклад маятник
  • Как найти компенсацию по ндс
  • Как найти модель материнки