Как составить учебный план в соответствии с фгос

10 марта 2023 г.

Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении, а также их распределение по годам обучения. Кроме того, в нем отражено годовое и недельное количество учебных часов, которые реализуются в каждой параллели (классе) с учетом предельно допустимой нагрузки, установленной нормами СанПиН. В статье расскажем о том, как составить учебный план по обновленным ФГОС на 2022-2023 год.

Учебный план по новым ФГОС 2022-2023. Общая информация

Учебный план, в том числе по обновленным ФГОС на 2022-2023 год, представляет собой сертификат образовательного учреждения и состоит из трех компонентов:

  1. Федеральный компонент — перечень обязательных предметов и учебных часов, которые реализуются во всех школах страны на каждой из ступеней образования;
  2. Региональный компонент — перечень дисциплин и учебных часов, которые реализуются в школах конкретного региона (города);
  3. Школьный компонент включает в себя дисциплины и учебные часы, которые школа выбирает сама, руководствуясь своей спецификой и профилем, а также элективные учебные предметы и организацию профориентационных мероприятий в 9-х классах.

Учебный план на 2022-23 учебный год — это компонент основной образовательной программы, он отражает политику школы по управлению качеством образования. Во ФГОС ООО третьей волны не появилось ничего принципиально нового. К примеру, требования к разделам, составу предметных областей и учебных дисциплин остались неизменны. И все же обновленные стандарты сделали процесс обучения более индивидуальным, теперь в них отчетливее выражена вариативность его содержания, прослеживается связь учебного плана с планом внеурочной деятельности. Также были изменены максимальный (не более 5 549 часов на уровень) и минимальный (не менее 5 058 на уровень) порог академического объема учебного плана; включены новые позиции в структуре рабочих программ; разведены понятия предмета, курса и модуля; особое внимание уделено функциональной грамотности обучающихся.

Нормативно-правовая база

Основными нормативно-правовыми документами, на которые следует опираться в ходе разработки учебного плана по ФГОС третьего поколения на 2022 год, являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 (ред. от 8 ноября 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);
  • Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 (ред. от 8 ноября 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101);
  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 (ред. от 12 августа 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480);
  • Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42729).

Также при составлении учебного плана по ФГОС 3-го поколения для школы на 2022-23 год нельзя игнорировать нормы СанПиН, в частности:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“» (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296).

Важно: срок действия правил, содержащихся в двух последних документах, ограничен. Постановление № 28 действует до 1 января 2027 года, а Постановление № 2 — до 1 марта 2027 года.

Примерное содержание учебного плана

Разработка учебного плана начинается с пояснительной записки. В ней подробно прописывают нормативную базу, реализуемые основные общеобразовательные программы, режим работы школы, продолжительность учебного года и учебной недели, требования к объему домашних заданий и расписание звонков. Также в пояснительную записку к учебному плану по обновленным ФГОС — 2022 следует включить дополнительные требования в ходе организации обучения в первом классе.

Во втором блоке подробно рассматривается начальная школа. Содержание строится по тому же принципу. Сначала составляют пояснительную записку, следом идет годовой учебный план, который можно оформить в виде таблицы (предметные области/учебные предметы/количество часов в год по классам/всего часов). Завершают вторую часть примерного учебного плана по новым ФГОС — 2022 его особенностями, включая используемые УМК.

Третья часть посвящена ООО и также состоит из пояснительной записки; годового учебного плана в соответствии со стандартами основного общего образования; недельного учебного плана по классам (также по ФГОС). Завершается третий блок особенностями учебного плана для 5-го и 6-9-х классов.

В четвертом разделе рассматривают среднее общее образование. Здесь сохраняется тот же принцип: пояснительная записка, потом годовой и недельный учебные планы в соответствии с федеральными стандартами (только уже для 10-11-х классов). В конце этой части прописывают особенности учебного плана для старшеклассников. Перечень элективных учебных предметов и недельный учебный план обучающихся на дому можно вынести в отдельные таблицы.

Итогом документа станет недельный учебный план ООО, который обеспечивает реализацию ФГОС основного общего образования (обозначьте количество часов в неделю по классам и каждой дисциплине). Дополните таблицу максимально допустимой нагрузкой, чтобы было наглядно видно: в процессе обучения дети не будут перегружены.

МЭО

Подготовка к ЕГЭ по математике на базовом уровне дистанционно и в классе, вы можете сами выбрать удобный для вас формат работы с учениками

Данная вариация сборника подойдет репетиторам и педагогам, занимающимся в группах, т.к. доступ к ресурсу предоставляется не только учителю, но и ученикам. Выпускники, в свою очередь, могут заниматься дома самостоятельно

Разработка учебных планов для реализации ФГОС в основной школе


2570

Автор:

Савиных Галина Петровна

Савиных Галина Петровна

Опубликовано 28 мая 2022

В связи с переходом на новый ФГОС ООО разработка учебных планов вызывает определенные затруднения. Практические рекомендации по решению ряда типичных проблемных вопросов даны в статье кандидата педагогических наук, руководителя экспертного бюро «ПРО-сегмент» Галины Савиных. Предлагаем вашему  вниманию первую часть этого материала.

GSavinix1.jpg

Галина Савиных. Фото из личного архива

В чем назначение учебного плана?

Учебный план — неотъемлемый компонент основной образовательной программы. Это организационный механизм реализации содержания ООП. В учебном плане отражается политика школы по управлению качеством образования. Учебный план имеет сервисное назначение: он обслуживает образовательный процесс и реализуемое школой содержание образования. 

Общие принципы разработки учебных планов:

  •          принцип инструментального назначения; 

  •          принцип единства с компонентами ООП; 

  •          принцип уровня (составляется перспективный план на уровень образования);  

  •          принцип вариативности; 

  •          принцип учета интересов потребителей. 

Об особенностях нового стандарта основной школы

Особенность нового ФГОС ООО — кажущееся отсутствие новизны. Требования к разделам ООП ООО, составу предметных областей, учебных предметов; триединству образовательных результатов остались без видимых изменений. Возможно, поэтому в официальных документах используется слово «обновленный» вместо «новый». 

Вместе с тем в новом ФГОС ООО гораздо отчетливее выражена идея индивидуализации образования, вариативности его содержания; изменены максимальный и минимальный порог академического объема учебного плана; включены новые позиции в структуре рабочих программ; разведены понятия предмета, курса и модуля; подчеркнута связь учебного плана с планом внеурочной деятельности; артикулировано требование к функциональной грамотности обучающихся. 

Как планировать объем учебного плана? 

Академический объем учебного плана по новому ФГОС ООО — не менее 5058 и не более 5549 часов на уровень.

Чтобы соблюсти это требование, сетку часов учебного плана распределяем на уровень, а затем при необходимости вносим в нее изменения перед началом каждого учебного года. 

Расчет на перспективу проводим при помощи условного количества недель в учебном году (условного, т. к. важны не недели, а фактическое количество учебных часов). 

Пример расчета. Ставлю по 35 недель с 5-го по 8-й класс и 33 недели (1089 часов) в 9-м классе (потому что 35 недель там никогда не учатся из-за государственной итоговой аттестации). Выходим на 5269 часов, что выше минимального и меньше максимального порога. У нас остается резерв в 211 часов, которые мы можем добавлять к имеющимся в сетке часам. Сначала надо сделать сетку по минимальному порогу, затем посмотреть, какие часы можно добавить или убрать. 

Либо сконцентрируемся на одном-двух предметах и сделаем их углубленными, но это очень ответственное дело.

Если хотите сократить часы родного языка (там, где он есть), то решите, в пользу какого предмета будете это делать. Посмотрите, как ваше решение отзовется по часам и в каких предметах. 

Сохранять ли формы промежуточной аттестации в учебном плане? 

В новом ФГОС ООО не сохранилось требование показывать в учебном плане формы промежуточной аттестации. Однако, согласно ст. 2 ФЗ-273, это обязательный компонент любого учебного плана. Соответственно, если у вас отработана система форм и методов промежуточной аттестации (есть интересные решения: например, форма экспертного заключения на проект) или в рамках промежуточной аттестации вы начали учитывать результаты ВПР, все это нужно сохранить, показать в учебном плане. 

Отсутствие соответствующего требования в новом ФГОС ООО скорей техническая ошибка, нежели норма. Опускать формы промежуточной аттестации не следует, иначе будет сложно внести в календарный учебный график сроки проведения промежуточной аттестации.  

Можно ли вместо промежуточной аттестации провести ВПР?

Промежуточная аттестация — обязательное условие освоения ООП. Ее ничем заменить нельзя. Но при грамотном локальном регулировании результаты ВПР можно учесть при проведении промежуточной аттестации. Для этого в локальном акте прописать возможность формы учета, а в приказе по проведению промежуточной — обозначить, что в таком-то классе по такому-то предмету она проводится в форме учета результатов ВПР.

Как отразить в учебном плане работу по функциональной грамотности обучающихся? 

В новом стандарте напрямую понятие «функциональная грамотность» не упоминается, но зато в ПООП ООО в структуре предметного результата обозначен компонент «функциональность». Это по-настоящему новый аспект управления качеством. Следует также учитывать, что команда РАО предлагает отнести функциональную грамотность к результатам Программы формирования и развития УУД. И уже через метапредметные результаты проводить формирование и оценку уровня функциональной грамотности в рамках процедур внутренней оценки качества образования. 

Для чего введены понятия учебного предмета, курса, модуля?

В новом ФГОС ООО много сказано о вариативности образования. Согласно п. 5ФГОС ООО, вариативность образования обеспечивается за счет учебных предметов, учебных курсов и учебных модулей.   

Учебный предмет — это то, что отражает одно из явлений действительности. Есть лингвистические явления (предмет «язык»), физические и химические явления, культурное наследие (ИЗО, словесность, музыка). Предмет — это то, что выделяет из окружающего мира некое направление. Мы опредмечиваем мир через учебный предмет. Внутри предмета могут быть элементы, которые к нему относятся: это курсимодуль. С точки зрения бытовой логики, учебный предмет — это самая большая единица содержания образования, курс — чуть поменьше, а модуль — еще меньше. 

Например, учебный предмет математика отражает числа и знаки, закономерности работы с числами, механику, числовую логику. Он включает курсы алгебры, геометрии и новый курс вероятности и статистики.

По количеству часов модуль может быть таким же, как курс, но его влияние на отметки по результатам освоения ООП гораздо меньше. 

В сетке часов учебного плана ООП ООО сначала фиксируем предметную область, потом предмет, а потом курс. 

Помним, что в аттестат отметка выставляется согласно учебному плану. 

Стоит ли выделять в учебном предмете модули вместо курсов

Модуль — это часть предмета или курса. Модульный подход заложен в пункте 33.1 ФГОС ООО. Можно пропустить позицию «курс» и сразу выделять в учебном предмете модули. У нас есть такие прецеденты в предмете основы религиозной культуры и светской этики: модули «Православная культура» и «Исламская культура». Деление на модули предполагается сделать в предмете технология и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 

Модульный принцип предусматривает, что родители выберут один из учебных курсов учебных модулей из предложенного им перечня. По новому ФГОС ООО лучше ставить в 5 классе как самостоятельный предмет. На него достаточно одного часа. Если в школе построена система воспитательной работы, которая трепетно относится к православной культуре, то для нее предусмотрен еще час ОДНКР в шестом классе. 

P. S. Во второй части публикации рассматриваются следующие вопросы. Обязателен ли родной язык в учебных планах по новому ФГОС ООО? Обязателен ли второй иностранный язык? Правильно ли собирать с родителей заявления об отказе от второго иностранного языка? Как работать с конструкторами рабочих программ? Как сделать углубленным предмет, который не предусмотрен стандартом? Возможен ли отбор на углубленное изучение? В отношении кого можно/нужно разрабатывать ИУП? Как связан учебный план и рабочая программа воспитания? Есть ли связь между учебным планом и планом внеурочной деятельности? Какие ресурсы есть для реализации учебного плана по новому ФГОС ООО? Как вносить изменения в учебный план? Сколько ООП ООО будет при переходе на новый ФГОС ООО?

Полный текст материала Галины Савиных опубликован в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации».

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображениеИз содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Каков порядок разработки примерных образовательных программ? Кто уполномочен их разрабатывать и проводить экспертизу? Ответы на данные вопросы можно найти в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». В данном приказе сказано, что одобренные примерные образовательные программы должны размещаться на сайте реестра http://fgosreestr.ru/ . Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Делаем вывод, что образовательные организации для разработки своей основной образовательной программы (с учётом уровня образования) за основу берут примерную образовательную программу, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На сегодняшний день одобрены примерные программы для начального общего и основного общего образования; для среднего общего образования — в разработке. Переходя к рассмотрению вопроса формирования учебного плана и его структуры, сделаем выводы.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

изображениеНеобходимо так же указать на правильность формулировок в названиях частей учебного плана. Анализируя учебные планы образовательных организаций, часто встречается ошибка — «часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса». В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие — участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное несоответствие необходимо устранить.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих  образовательную деятельность.

Существуют ли ещё какие-либо особенности учебного плана как составной части образовательной программы с учётом ФГОС нового поколения? Да, существуют! И связаны они в первую очередь с углублённым изучением предметов. Ранее действующий закон «Об образовании», а также Типовое положение об общеобразовательной организации предоставляли право открывать в образовательных организациях лицейские, гимназические классы и т. д. на уровне основного общего образования. Теперь же всё обстоит иначе — все образовательные программы делятся лишь на два вида — общеобразовательные и адаптированные (адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц), а углублённый уровень изучения предметов по ФГОС реализуется только на уровне среднего образования (10–11(12) классы) в рамках профильного обучения. Это отнюдь не означает, что на уровне основного общего образования нельзя изучать тот или иной учебный предмет углублённо (в расширенном формате), законодательно это не запрещено! Именно для этого и предусмотрена та самая часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. При этом нужно понимать, что ФГОС ООО не содержит требований к углублённому уровню изучения предметов, т.к. этого уровня просто не существует для основной школы. Таким образом любая образовательная организация на уровне основного общего образования сама решает — в какой форме и в каком объёме по содержанию будет реализовываться это углубление, однако государственную итоговую аттестацию в 9 классе все учащиеся будут сдавать по единым требованиям! Вот почему очень важно при выборе той или иной образовательной организации (продолжения обучения на другом уровне образования) внимательно ознакомиться с образовательной программой, в т. ч. с учебным планом (как урочной, так и внеурочной деятельности).

В заключении рассмотрим вопрос возможностей реализации учебного предмета физическая культура. Введение 3-х часового курса в своё время вызвало сокращение часов обязательной части учебного плана за счёт других предметов. На сегодняшний день в примерной образовательной программе основного общего образования сказано, что «каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений и/или за счет посещения учащимися спортивных секций». Таким образом, образовательной организации предоставляется право самостоятельно решить данный вопрос.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Cyberpunk 2077 как найти брика
  • Как составить акт на списание телефона
  • Как составить акт об отказе работника подписывать
  • Как найти переписку в дискорде если удалил
  • Как найти издателя ключа