Загрузить PDF
Загрузить PDF
Разработка учебного плана – это большая ответственность, с которой нелегко совладать новому педагогу. Полезные советы помогут сделать ваш план ценным вкладом в обучение учащихся.
-
1
Ставьте цели. Отчетливо определяйте задачи каждого урока – это сделает вашу работу более эффективной.
-
2
Используйте стандартный шаблон для составления учебного плана. Обычно он содержит список тем и задач, но может также включать базовый набор материалов, уроков, тестов и вспомогательных средств обучения.
-
3
Произведите обзор своих материалов. Найдите время, чтобы рассмотреть все имеющиеся в наличии ресурсы. Нередко необходимые материалы уже находятся в вашем распоряжении: возможно, следует перенести часть старых и проверенных уроков в новый учебный план.
-
4
Ознакомьтесь с современными требования к учебному плану по вашему предмету.
-
5
Составьте список основных концепций, тезисный план теоретического материала, который вы планируете дать в рамках учебного года.
-
6
Разработайте систему оценки знаний. Используя специальную литературу, сформулируйте ее критерии. Проверка знаний должна проводится на должном уровне, что позволит адекватно оценить эффективность учебного процесса.
-
7
Сформулируйте темы уроков. Учитывая потребности учащихся, подберите нечто, что сможет привлечь их внимание и интерес.
-
8
Осуществляйте постоянную сверку с учебным планом. Когда вы приступили к обучению, проверяйте себя на соответствие основным требованиям и поставленным задачам. Это поможет контролировать как темп работы, так и собственную эффективность.
Реклама
Советы
- Помните, что люди – это лучшие ресурсы. Поговорите с теми, кто имеет опыт в составлении учебных планов, или является экспертом в вашем предмете.
- Составьте списки вспомогательных средств, которые могут быть задействованы во время каждого отдельного урока.
- Планируйте с запасом – лучше иметь больше вариантов, чем страдать от их недостатка.
- Примите во внимание специфические стандарты обучения, которые могут быть установлены в вашем регионе.
- Включите разнообразие в уроки, способы проверки знаний и средства обучения – позвольте учащимся познакомиться с предметом посредством различных методик.
Реклама
Предупреждения
- Вы должны четко придерживаться расписания, чтобы завершить учебный план до конца года.
- Вам необходимы учебные пособия и прочие ресурсы для осуществления деятельности, прежде чем вы приступите к планированию выбранных уроков.
- Примите во внимание государственные стандарты и требования к содержанию учебного плана.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 27 441 раз.
Была ли эта статья полезной?
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Существует мнение, что школьное образование исключает возможность персональной «настройки» обучения, но в реальности существуют опции, благодаря которым учебный процесс можно подстроить под конкретного ученика. Подробнее разбираемся в вопросе вместе с редакцией ИнтернетУрока.
Что такое индивидуальный учебный план?
Индивидуальный учебный план (или сокращённо ИУП) — программа, которую школа составляет для ребёнка на основе его потребностей и которая содержит список предметов, последовательность их изучения, пожелания родителей или ученика к обучению. В индивидуальном учебном плане могут прописываться различные детали: от углублённого изучения предметов, перезачёта дисциплин, дополнительных предметов до занятий с тьютором — главное, чтобы программа оставалась в рамках ФГОС.
Право на обучение по индивидуальному плану есть у разных категорий школьников: оно может быть основано на более быстром или медленном освоении учеником программы, длительном лечении, при котором невозможно придерживаться общего расписания, невозможности посещать школу по причине профессиональных занятий спортом или творческой деятельности.
Какие особенности есть у ИУП?
Важно понимать, что индивидуальный учебный план — это не программа, составленная под ребёнка с нуля. ИУП базируется на стандартном учебном плане, который есть у каждой школы.
В ИУП указывают:
- список изучаемых предметов, их последовательность;
- сложность программы;
- причину перехода ребёнка на ИУП;
- формы аттестации;
- пожелания родителей и обучающегося к учебному плану.
Основания для перехода на ИУП
Есть категории детей, которые могут учиться по индивидуальному плану, — они определяются законом и локальными актами школы.
1. Желание учиться в другом темпе. Например, если ребёнок хочет и может осваивать программу быстрее, то с учётом этого пожелания можно составить ИУП. Принцип работает и в обратную сторону: если ребёнку нужен более размеренный темп обучения, это можно учесть в индивидуальном плане.
2. Наличие академической задолженности. В этом случае ИУП содержит занятия, которые помогут ребёнку наверстать программу и успешно сдать экзамены.
3. Состояние здоровья. В этом случае он учится в больнице или дома, а ИУП составляется с учётом этих условий и состояния здоровья ребёнка.
4. Трудности с освоением программы или адаптацией к школе. В таких случаях в программу встраиваются занятия с наставником или педагогом-психологом, часы по самоопределению и развитию потенциала ребёнка.
5. Плотное расписание, из-за которого не получается посещать школу. Есть дети, которые часто переезжают, профессионально занимаются спортом, музыкой или искусством. В этих случаях также необходим ИУП, чтобы адаптировать обучение под насыщенный график.
Важно! Если для вас важно персональное обучение, то придётся найти школу, в которой локальными актами предусмотрен переход на ИУП. Без них индивидуальный учебный план будет возможен только при наличии академической задолженности, а в программу получится включить только меры компенсации по предметам с задолженностью. Эти нюансы всегда можно уточнить у администрации школы.
Что должен включать в себя индивидуальный план
Содержание ИУП вариативно, так как план ориентируется на каждого конкретного ученика. Но также есть и общие правила, которые установлены законодательством.
- Федеральный компонент: обязательные базовые и профильные предметы из программы.
- Региональный компонент: предметы, которые нужно учить в конкретном регионе РФ (например, язык).
- Компонент образовательного учреждения: дисциплины, которые обязательны в определённой школе. Это могут быть факультативы или особые уроки, которые проводятся на усмотрение руководства.
Что должна предоставить школа
- По требованию обучающегося изменить порядок и длительность периодов обучения. Например, вместо того чтобы параллельно изучать несколько предметов, ребёнок может сначала пройти «блок» русского языка. Потом — математики, географии и так далее.
- Право самостоятельного и/или углублённого изучения предметов. Даже если ребёнок учится по техническому профилю, но хочет углублённо изучать языки, никто не вправе ему это запретить.
- Элективная дисциплина — если ребёнок будет изучать её самостоятельно.
Что ещё может содержаться в ИУП
- Другие предметы из Федерального базисного учебного плана. Если хочется изучать какой-то предмет, но его нет в программе школы, то индивидуальный план поможет это исправить.
- Увеличение/уменьшение часов занятий по другим предметам.
- Время для самоопределения учащегося.
- Консультирование с педагогом-психологом, наставником, руководителями образовательной организации.
- Другая внеурочная деятельность, которая отвечает индивидуальным потребностям ученика.
- Предметы, разработанные под нужды ученика (с учётом возможностей организации), в том числе этнокультурные.
- В ряде случаев возможна дистанционная учёба и аттестации.
- Зачёт результатов обучения в другой образовательной организации: в музыкальной школе, секции, на курсах английского языка. Это экономит время ученика: можно не проходить аттестацию по дисциплинам, которые уже освоены.
Стоит подчеркнуть, что учебное заведение не всегда может предоставить ребёнку тьютора, дистанционное обучение или учителя по редкой дисциплине. Тогда администрация предлагает альтернативу, чтобы индивидуальный план в школе соответствовал запросам обучающегося.
Как разработать индивидуальный план обучения
Индивидуальная программа обучения составляется исходя из потребностей учащегося. Поэтому чётких правил, как именно его разработать, нет. Но мы предлагаем алгоритм, который поможет определить, что необходимо ребёнку и как отразить это в программе.
1. Обозначьте цель перехода на ИУП. Для этого родителям и администрации нужно побеседовать с ребёнком — только так возможно выявить его потребности.
2. Определите уровень знаний и навыков ребёнка. Это можно сделать как с помощью тестов и контрольных, так и свободной беседы с учителем или анализа предыдущих работ/отметок.
3. Проанализируйте учебные дисциплины, которые есть в Федеральном базисном и школьном учебном плане.
4. Оцените возможности школы: наличие педагогов и тьюторов, базы для дистанционного обучения, специально разработанных учебных дисциплин.
5. После анализа этих данных и разговора с ребёнком — переходите к составлению ИУП.
Кто составляет индивидуальный учебный план на разных формах обучения
Это зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок.
- При очном, очно-заочном и заочном обучении в школе ИУП составляется учителями и администрацией. В идеале к этому процессу подключаются родители и ребёнок. Так составляется план, который отвечает потребностям ребёнка.
- На семейном обучении ИУП составляют родители. Но это не значит, что проработка такого большого документа должна ложиться на их плечи.
В ИнтернетУроке каждый ребёнок учится по собственному образовательному маршруту — индивидуальное обучение предусмотрено форматом нашей онлайн-школы. Вы сами составляете программу и учитесь так, как удобно.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как оформить переход на ИУП
Если у школы есть локальные акты о переводе учеников на ИУП, то вы можете подать заявление на имя директора школы. Но даже если локальных актов нет, любая школа может обеспечить ИУП для устранения академической задолженности.
Порядок перехода на ИУП в школе
1. Сначала вы пишете заявление. Если ребёнок несовершеннолетний, то заявление пишут родители (законные представители), если ученик совершеннолетний — то он сам. Если есть академическая задолженность, то заявление могут написать только родители.
Образец заявления для перехода на индивидуальный план можно скачать тут.
2. Что должно быть в заявлении:
— Срок реализации ИУП. Обычно план составляется на один учебный год, а обучение по нему начинается со следующего учебного года. Но сроки могут быть и другими.
— Пожелания родителей и обучающегося к плану обучения. По индивидуализации программы, введению дополнительных предметов, сокращению сроков обучения по отдельным дисциплинам. Если пожеланий нет, прописывать их не обязательно.
3. В течение двух недель после подачи заявления образовательная организация разрабатывает ИУП (если ребёнок находится на длительном лечении, то разработка — до 5 рабочих дней). Если родители не согласны с получившимся планом, они имеют право предложить изменения.
4. Родители и школа подписывают договор об обучении по ИУП.
5. Директор издаёт приказ о переводе обучающегося на ИУП.
Порядок перехода на ИУП на семейном обучении (СО)
1. Сначала вы должны уведомить органы местного самоуправления о переходе на СО. О том, как перейти на СО, мы подробнее писали здесь.
2. Затем — выбор школы для прикрепления. Это должна быть школа, которая выпустила локальные акты по переходу учеников на ИУП. Уточнить это можно у администрации.
3. Завершение перехода на СО: необходимо заключить со школой договор об аттестациях и приложить к нему составленный ИУП.
Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:
- гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
- предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
- сохранение единого образовательного пространства.
Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.
Базисный учебный план устанавливает:
- продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
- недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
- количество учебных часов, которое финансируется государством;
Структура учебного плана:
- федеральный,
- национально-региональный,
- компонент ОУ.
При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.
Задача образовательного учреждения:
- спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
- возможности педагогического коллектива;
- отражал основное назначение данной школы;
- результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
- планы по развитию образовательного процесса;
Статус УП:
- универсальный,
- базовый,
- профильный
Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества
КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы
При проектировании УП необходимо:
- приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
- в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
- КОУ
класс | По выбору | Предметы отвед.в …уч.году | Выбираемые предметы на … уч.год |
- Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )
класс | Обязательные | По выбору | Предметы отвед в … уч.году | Выбор на … уч.год |
Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы
По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.
Компонент ОУ определяется:
- с учетом проблем содержания компонента учреждения;
- обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.
В данном случае компоненты часов образовательного учреждения и часы внеаудиторной деятельности распределены исходя из проблемы школы «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании» с учетом потребности учащихся и их родителей
Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).
Рекомендации по составлению учебного плана.
Статья 15 Закона РФ «Об образовании» определяет учебный план «как разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения».
Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру, которая представляет:
- Режим работы ОУ (указать количество классов в целом и по ступеням обучения, количество классов с углубленным изучением отдельных предметов, количество групп продленного дня, режим работы и сменность, продолжительность уроков).
- Пояснительную записку (нормативные документы, на основании которых составлялся учебный план, целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образования, профиль ОУ, если школа общеобразовательная, но имеются специфические классы — КРО, компенсирующего обучения, профильные, углубленного изучения того или иного предмета, общая характеристика инвариантного компонента- ФК и РК, использование вариативной части в соответствии с профилем школы (класса). Главный вопрос, на который необходимо обратить внимание при составлении плана и пояснительной записки – соотношение содержания инвариантной (ФК и РК) и вариативной (ШК) частей. Это соотношение определяют: социальный заказ и общие цели образования в данной школе, роль отдельных предметов в реализации поставленных целей; своеобразие частных целей, задач и содержания отдельных предметов и групп предметов (образовательных областей) на каждой из ступеней образования; межпредметные связи (их целевое назначение, конкретные пути реализации, в т.ч., в рамках интегрированных курсов); дополнительные образовательные программы и услуги, реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами БУП. Использование предметных курсов, спецкурсов, элективных курсов как составной части школьной образовательной программы. Важно не только указать какие дисциплины, предметы, виды учебной деятельности вводятся за счет школьного компонента, но и обосновать целесообразность их введения. Программы дополнительного образования (кружки, секции и т.д.), реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами учебного плана.
- Сетку часов с разбивкой по ступеням обучения (учитывать следующее: недельная учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимую (требования СанПиН), в начальной и основной школе по каждому классу указывается ФК, РК и ШК.; в профильных классах (10-11) указываются предметы, которые изучаются на профильном или углубленном уровне (каждый ребенок изучает не менее 2-х предметов, но не более 3-х); название элективных курсов указывается полностью.
- Программно-методическое обеспечение учебного плана. Программное обеспечение- перечень тех конкретных учебных программ по каждому из предметов учебного плана, которые приняты к использованию в данном ОУ. Методическое обеспечение – средства, которые используются для обучения каждому из предметов учебного плана. Учебно-методический комплекс-совокупность всего методического обеспечения по предмету обучения (программа, учебники, учебные пособия, атласы, тетради с печатной основой и т.д.)
Сведения об используемом учебно-методическом обеспечении по каждому предмету оформляются в идее таблицы, которая прикладывается к учебному плану
Образовательная область |
Предметы |
Часы |
Программа |
Учебники |
Обеспеченность обучающихся % |
||
Вид |
Автор |
Автор |
Название |
||||
** |
** Виды программ:
- Примерная программа для основной школы.
- Примерная программа старшей школы (базовый уровень).
- Примерная программа старшей школы (профильный уровень).
- Авторская программа, рекомендованная МОиН РФ (базового, профильного, углубленного уровня)
- Авторская программа, утвержденная ЗабКИПКРО, ГНМЦ.
- Модифицированная (адаптированная) программа, составленная учителем на основе программы, рекомендованной МОиН РФ,ЗабКИПКРО, ГНМЦ (изменения составляют не более 20%).
Индивидуальный учебный план в условиях старшей профильной школы (алгоритм формирования).
ИУП – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана ОУ, составленного на основе федерального БУП.
- Анкетирование учащихся 9-х классов, их родителей с целью определения профиля предпочитаемого ими и предметов, которые хотят изучать на расширенном или углубленном уровне.
- Выбор орг.модели обучения, определение основных профилей, предметов, которые будут изучаться на базовом и профильном уровне.
- Разработка рабочего варианта учебного плана, выявление запросов каждого учащегося по содержанию образования в 10-11 классах. На этом этапе администрация разрабатывает и предлагает учащимся 9 классов вариант учебного плана (предметы обязательного базового компонента и предметы, предлагаемые на выбор по уровню изучения -профильный или базовый), перечень элективных курсов и памятка для учащегося. Старшеклассники должны выбрать не менее 2 предметов, изучаемых на профильном или углубленном уровне в выбранном ими профиле. И по желанию предметы дополнительного профиля. При составлении учебного плана учащиеся консультируются с заместителем директора, классным руководителем.
- Составление ИУП, которые в обязательном порядке согласовываются с родителями.
- Обработка и анализ данных ИУП обучающихся и определение возможностей по их обеспечению. Администрация ОУ составляет сводную таблицу, которая суммирует индивидуальные учебные планы старшеклассников, определение количества межклассных групп и их состав. Вносятся коррективы в ИУП учеников. Например, из 100 учащихся только 3 человека выбрали изучение географии на профильном уровне, создать группу невозможно, ученикам предлагается скорректировать свой учебный план.
- Составление учебного плана школы, его экспертиза, согласование и утверждение.
При изучении деятельности ОУ по вопросам организации ВШК предоставляются следующие документы:
- Положение о ВШК (школьное).
- План работы школы ( с анализом работы за прошедший учебный год), в составе которого должен быть план контроля.
- Критерии оценки деятельности педагогов.
- Должностные инструкции руководителей.
- Протоколы административных совещаний (при директоре, завуче, МО).
- Приказы по организации контроля, его итогам..
- Справки по итогам контроля.
- Результаты мониторингов, контрольных работ и т.д.
- Классные журналы (выборочно) по специальному запросу.
При изучении состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Положение о предпрофильной подготовке.
- Положение о профильном обучении.
- Положение о приеме в 10-й профильный класс.
- Положение о «портфолио» учащегося.
- Программа (модель) введения профильного обучения в ОУ,
- Учебный план.
- Расписание учебных занятий.
- Расписание элективных и факультативных курсов.
- Классные журналы 9-11 классов.
- Программы элективных курсов.
- Материалы диагностических процедур.
- Протоколы родительских собраний.
- Планы воспитательной работы классных руководителей 9-11 классов.
При изучении организации индивидуального обучения:
- Справки ПМПК, ВКК, МСЭК.
- Приказы.
- Рабочие программы, по которым обучаются дети.
- Журналы индивидуального обучения и журналы классов, в списке которых внесены дети.
- План ВШК, итоговые документы по контролю этого направления работы школы.
При смене программы обучения ( с общеобразовательной программы на коррекционную) требуется справка центра «Дар». При оформлении на индивидуальное обучение без изменения программы (травмы, обострение соматических заболеваний и т.д.) справка центра «Дар» не требуется. Необходима справка ВК за тремя подписями.