Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики
Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:
- от цели создания учреждения;
- источников финансирования его деятельности;
- вида учредителя;
- степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
- иных аспектов.
Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:
- от вида и структуры бюджетного учреждения;
- предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
- отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.
Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».
Подготовительный этап разработки учетной политики
Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:
- заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
- передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.
Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:
- максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
- обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.
Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).
ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).
Структура учетной политики бюджетной организации
Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п. 6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:
- Рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н).
Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.
- Учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
- Процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК — внутреннего финансового контроля).
О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».
- Схема отражения в учете событий после отчетной даты.
- «Документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации).
Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в «КонсультантПлюс». Получите полный пробный доступ к правовой системе бесплатно.
- Иные организационно-методологические решения.
Также в 2022 году при разработке учетной политики на 2023-й бюджетным учреждениям следует руководствоваться следующими ФСБУ:
- ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (СГС «Концептуальные основы»);
- ФСБУ «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (СГС «Основные средства»);
- ФСБУ «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (СГС «Аренда»);
- ФСБУ «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (СГС «Обесценение активов»);
- ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н (СГС «Представление отчетности»);
- ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н (СГС «Отчет о движении денежных средств»);
- ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (СГС «Учетная политика»);
- ФСБУ «События после отчетной даты», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (СГС «События после отчетной даты»);
- ФСБУ «Доходы», утвержденный приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (СГС «Доходы»);
- ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н (СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»);
- ФСБУ «Информация о связанных сторонах», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (СГС «Информация о связанных сторонах»);
- ФСБУ «Непроизведенные активы», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (СГС «Непроизведенные активы»);
- ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н (СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»);
- ФСБУ «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (СГС «Резервы»);
- ФСБУ «Долгосрочные договоры», утвержденный приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (СГС «Долгосрочные договоры»);
- ФСБУ «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (СГС «Запасы»);
- ФСБУ «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (СГС «Нематериальные активы»);
- ФСБУ «Выплаты персоналу», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 184н (СГС «Выплаты персоналу»);
- ФСБУ «Финансовые инструменты», утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 № 129н (СГС «Финансовые инструменты»).
УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.
Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.
Приложения к учетной политике бюджетного учреждения
Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.
О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.
В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:
- инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
- перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
- перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
- положений: о ВФК, о служебных командировках;
- других документов (методик, схем).
Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):
- состав приложений к УП БУ;
- степень детализации информации в приложениях;
- порядок изменения приложений.
О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».
Методологические аспекты составления учетной политики
При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:
- УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
- применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.
Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.
Учет нефинансовых активов
Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:
- алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
- порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
- схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
- особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
- перечень особо ценного имущества по его видам;
- порядок забалансового учета имущества;
- особенности учета НМА;
- нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
- методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
- иные учетные аспекты.
О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.
Учет финансовых активов
При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:
- порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
- «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
- описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
- иные «денежные» нюансы.
О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».
Учет обязательств
Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:
- по уплате налогов;
- по соцобеспечению;
- по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
- по переводу активов и обязательств между видами деятельности.
Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.
Учет финансовых обязательств
Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:
- методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
- перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.
Резервы предстоящих расходов
В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:
- дату формирования резерва;
- формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
- предельный размер резерва;
- инвентаризационные процедуры по резерву;
- схему списания и доначисления резерва.
Санкционирование расходов
В УП БУ отражаются:
- способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
- способы принятия денежных обязательств.
О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».
Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2023 год
В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:
- схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
- алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
- применяемая система налогообложения;
- способ представления налоговой отчетности;
- ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
- формы применяемой первички;
- формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
- методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).
Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.
Скачать образец
Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения
Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:
- Оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным.
О том, как оформить такой приказ, читайте в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».
- Изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса.
- Разместить на рабочих местах выписки из учетной политики.
- Произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы).
- Определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.
О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».
Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.
Как и когда учреждение может изменить учетную политику
Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:
- изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
- изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
- должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.
О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».
Итоги
Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.
Учетная политика бюджетного учреждения – это обязательный документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета для организаций госсектора. Ее традиционно утверждают на очередной год в конце текущего, а при необходимости вносят коррективы.
⚙ Менять учетную политику принято в случаях изменения законодательства РФ или органов, осуществляющих регулирование бухучета, при разработке новых способов учета или существенном изменении деятельности учреждения. При этом 2023 год – совершенно особый случай, ведь именно в этом году вступает в силу чрезвычайно большое количество изменений в сфере бухгалтерского учета – от перехода на ЕНП и объединения ПФР и ФСС до отмены справки 182н.
При формировании учетной политики в 2023 году необходимо учитывать положения федеральных стандартов, а также изменения во все Инструкции по учету. Как учесть все новшества законодательства и актуализировать учетную политику, наши эксперты рассказали в специальном материале, где Вы, в частности, узнаете:
☑ как разработать учетную политику на 2023 год?
☑ как утвердить учетную политику и где ее разместить?
☑ кто и как проверит УП и что грозит учреждению в случае ее неправильного составления?
Обзор поможет подготовить политику, включающую все нюансы ведения учета в следующем году, и обезопасит от рисков недостаточности и недостоверности информации в ней, которые могут быть расценены как нарушение требований к бухучету и отчетности. Аналитический материал и папки-закладки, которые всегда будут под рукой, станут для Вас надежным подспорьем для разработки по-настоящему эффективного инструмента бюджетного учета.
Загружайте материалы в систему и готовьтесь к 2023 году вместе с нами!
Что такое учетная политика
По сути, учетная политика — определение действующего порядка и методологии ведения налогового и бухучета на предприятии. Отметим, что документ используется исключительно для внутреннего пользования. То есть компания самостоятельно определяет, как и каким образом будет осуществлять ведение бухучета. Какие счета использовать, какие первичные и учетные документы применять.
Чиновники закрепили основные требования к составлению документа. Так, закон № 402-ФЗ и ПБУ «Учетная политика» (1/2008) раскрывают ключевые особенности структуры и содержания учетной политики. Однако данные нормативные акты устанавливают методологию исключительно в части организации и ведения бухучета.
Что же касается налогового учета, то специальных нормативов, как составлять учетную политику в части налогообложения, нет. Налогоплательщик, руководствуясь действующими положениями фискального законодательства, самостоятельно определяет алгоритм фискального обременения. Также в документе должны быть раскрыты такие аспекты, как налоговые регистры, право на льготы, особенности формирования и определения налоговой базы по применяемым фискальным обязательствам и многое другое.
Итак, опираясь на действующие положения, структура учетной политики должна содержать следующие аспекты:
- порядок и способ ведения бухучета на предприятии;
- ответственные лица за его организацию и ведение;
- бланки первичной, учетной и отчетной документации;
- порядок и организация документооборота в компании;
- выбранная система налогообложения и особенности учета налогов (региональные ставки, льготы и вычеты).
Актуальный образец и важные правила формирования документа представлены в статье «Составляем учетную политику для бюджетного учреждения».
Почему важен этот документ
При отсутствии уч. политики учреждению грозит штраф до 200 рублей в том случае, если сотрудники ФНС затребуют копию при выездной или камеральной налоговой проверке. Однако информация, закрепленная в уч. политике, позволит избежать штрафов и разногласий с контролирующими органами. То есть нюансы бухучета в компании, отличные от установленных норм, но закрепленные в УП, не являются нарушением действующего законодательства при условии отсутствия прямых противоречий и нарушений закона.
Налоговая учетная политика на примере ООО также важна для коммерческого субъекта. В УП нужно прописать особенности налогового учета в зависимости от выбранной системы налогообложения.
Стоит отметить, что наказать могут не только саму организацию, но и руководителя. Так, за отсутствие учетной политики положен штраф по статье 15.6 КоАП в сумме от 300 до 500 рублей.
Сроки утверждения
Если речь идет о только созданном учреждении, то утвердить учетную политику необходимо в течение 90 дней с момента регистрации. Однако учитывайте, что данное условие касается норм ведения бухучета.
А вот в отношении обложения налогом на добавленную стоимость документ придется разработать и утвердить не позднее конца квартала, в котором был создан экономический субъект. Например, при регистрации организации 12.11.2018 утвердить учетную политику в части обложения НДС следует не позднее 31.12.2018.
А вот изменения в учетную политику вносят в конце календарного года. Они вступают в силу только с нового года. Однако если учреждение стало вести новый вид деятельности или же чиновники внесли существенные изменения в законодательство, то обновить документ можно и в течение календарного года.
Структура документа
Учетная политика по общим принципам должна содержать три ключевых раздела:
- Организационно-технический раздел.
- Методологический раздел в части ведения БУ.
- Методологический раздел по ведению НУ.
Теперь определим, какие именно реквизиты должны быть раскрыты в каждом из разделов документа.
Организационно-технический раздел |
|
---|---|
Способ ведения учета |
Укажите лицо (группу лиц), ответственное за ведение учета в организации. Ведение учета может быть возложено:
|
Форма учета |
Необходимо определить форму:
|
Рабочий план счетов |
Необходимо закрепить в учетной политике счета бухгалтерского учета, которые организация будет использовать для отражения хозяйственных операций. Перечислять все счета из действующих инструкций не нужно, только используемые для составления корреспонденции. |
Формы первичных документов |
На выбор: унифицированные бланки или разработанные самостоятельно. Если используете унифицированные формы, то достаточно просто перечислить наименования форм, а также нормативно-правовой акт, которым они утверждены. При применении индивидуальных форм образцы утвердите в приложении к учетной политике. |
Право подписи |
Закрепите в учетной политике перечень лиц, которые имеют право подписи финансовой документации. Допустимо указать, что право подписи закрепляется в должностных инструкциях работника. |
Учетные регистры |
Определите, какие формы учетных регистров будете использовать в работе, по аналогии с первичной документацией. |
График документооборота |
Утвердите отдельным приложением, каким образом документация будет передаваться в учетный отдел (отдел бухгалтерии). |
Инвентаризация |
Закрепите сроки, порядок и периодичность проведения инвентаризационных проверок. Также укажите состав инвентаризационной комиссии. |
Методология учетной политики в части БУ |
|
Бухгалтерская отчетность |
Закрепить в учетной политике состав, формы и сроки формирования отчетности. |
Учет МПЗ |
Пропишите, как организация будет вести учет активов, капиталов, обязательств, операций и резервов. Алгоритмы должны соответствовать действующим нормам и положениям по БУ. |
Учет ОС |
|
Учет доходов и расходов |
|
Учет расчетов по налогу на прибыль |
|
Порядок создания резервов и фондов |
|
Методология учетной политики в части НУ |
|
Источники данных |
Закрепите, какие регистры налогового учета вы будете использовать в работе. Например, бухгалтерские регистры, доработанные формы либо бланки, формируемые в специализированных программах. |
Метод амортизации ОС |
Укажите, какой метод начисления амортизации будет применяться в календарном году. Также пропишите, будет ли компания применять амортизационную премию и коэффициенты, ускоряющие амортизацию. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве |
Определите, каким методом будет определяться стоимость сырья и материальных запасов. Допустимо:
|
Периодичность сдачи декларации по налогу на прибыль |
Закрепите в учетной политике отчетные периоды сдачи и уплаты налога на прибыль. Необходимо, только если компания применяет основную систему налогообложения. |
Метод признания доходов и расходов |
В данной части учетной политики следует выбрать метод признания доходных и расходных операций. Допустим кассовый метод или метод начисления. Напомним, что для применения кассового метода чиновники предусмотрели ряд ограничений. |
Распределение доходов и расходов, которые затрагивают несколько отчетных периодов |
Определите способ с учетом отчетных периодов по налогу на прибыль. Например, если компания платит ежемесячно, то такие операции распределяются тоже помесячно. А при ежеквартальной уплате операции можно распределить как ежеквартально, так и ежемесячно. |
Перечень прямых расходов |
Необходимо закрепить, какие именно расходы будут являться прямыми. Для примера можно взять перечень, закрепленный в 318 статье НК РФ. |
Как влияет вид деятельности организации
Помимо обязательных реквизитов, установленных действующим законодательством, следует отразить особые нормы и правила, характерные некоторым видам деятельности. Рассмотрим нюансы формирования именно в разрезе основных видов экономической деятельности.
Учетная политика бюджетного учреждения, а также автономного или казенного, должна определять особенности учета в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Формы первичной, регистрационной и отчетной документации существенно отличаются от документов других организаций. Периодичность составления бухотчетности для госучреждений: месячная, квартальная, годовая; для остальных — только годовая (исключение: реорганизация, ликвидация). Планы счетов БУ, КУ, АУ устанавливаются соответствующими инструкциями по бухучету. В части налогового учета все госучреждения обязаны вести налогообложение по общей системе (исключение: автономные учреждения).
Некоммерческой организации необходимо закрепить в учетной политике следующие аспекты:
- особенности поступления и учета целевого финансирования;
- порядок определения целей, на которые допустимо расходование целевых поступлений;
- порядок возврата целевых средств, израсходованных не по назначению;
- особенности налогового учета целевых поступлений.
При изменении системы налогообложения следует не только уведомить об этом ФНС в установленные сроки, но и закрепить изменения в учетной политике.
Учетная политика банка составляется на основании действующих распоряжений и рекомендаций ЦБ России. При формировании документа следует уделить особое внимание налоговой политике кредитной организации в части коммерческих рисков.
В документе для сельхозпредприятий обязательно следует отразить метод оценки основных фондов, порядок учета и проведения инвентаризации земельных участков.