Как составить учетную политику для бюджетной организации

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п. 6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • Рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н).

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • Учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • Процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК — внутреннего финансового контроля).

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • Схема отражения в учете событий после отчетной даты.
  • «Документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации).

Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в «КонсультантПлюс». Получите полный пробный доступ к правовой системе бесплатно.

  • Иные организационно-методологические решения.

Также в 2022 году при разработке учетной политики на 2023-й бюджетным учреждениям следует руководствоваться следующими ФСБУ:

  • ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (СГС «Концептуальные основы»);
  • ФСБУ «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (СГС «Основные средства»);
  • ФСБУ «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (СГС «Аренда»);
  • ФСБУ «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (СГС «Обесценение активов»);
  • ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н (СГС «Представление отчетности»);
  • ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н (СГС «Отчет о движении денежных средств»);
  • ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (СГС «Учетная политика»);
  • ФСБУ «События после отчетной даты», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (СГС «События после отчетной даты»);
  • ФСБУ «Доходы», утвержденный приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (СГС «Доходы»);
  • ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н (СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»);
  • ФСБУ «Информация о связанных сторонах», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (СГС «Информация о связанных сторонах»);
  • ФСБУ «Непроизведенные активы», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (СГС «Непроизведенные активы»);
  • ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н (СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»);
  • ФСБУ «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (СГС «Резервы»);
  • ФСБУ «Долгосрочные договоры», утвержденный приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (СГС «Долгосрочные договоры»);
  • ФСБУ «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (СГС «Запасы»);
  • ФСБУ «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (СГС «Нематериальные активы»);
  • ФСБУ «Выплаты персоналу», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 184н (СГС «Выплаты персоналу»);
  • ФСБУ «Финансовые инструменты», утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 № 129н (СГС «Финансовые инструменты»).

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Учет обязательств

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2023 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части

Скачать образец

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • Оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным.

О том, как оформить такой приказ, читайте в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

  • Изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса.
  • Разместить на рабочих местах выписки из учетной политики.
  • Произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы).
  • Определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Учетная политика бюджетного учреждения – это обязательный документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета для организаций госсектора. Ее традиционно утверждают на очередной год в конце текущего, а при необходимости вносят коррективы.

⚙ Менять учетную политику принято в случаях изменения законодательства РФ или органов, осуществляющих регулирование бухучета, при разработке новых способов учета или существенном изменении деятельности учреждения. При этом 2023 год – совершенно особый случай, ведь именно в этом году вступает в силу чрезвычайно большое количество изменений в сфере бухгалтерского учета – от перехода на ЕНП и объединения ПФР и ФСС до отмены справки 182н.

При формировании учетной политики в 2023 году необходимо учитывать положения федеральных стандартов, а также изменения во все Инструкции по учету. Как учесть все новшества законодательства и актуализировать учетную политику, наши эксперты рассказали в специальном материале, где Вы, в частности, узнаете:

как разработать учетную политику на 2023 год?

как утвердить учетную политику и где ее разместить?

кто и как проверит УП и что грозит учреждению в случае ее неправильного составления?

Обзор поможет подготовить политику, включающую все нюансы ведения учета в следующем году, и обезопасит от рисков недостаточности и недостоверности информации в ней, которые могут быть расценены как нарушение требований к бухучету и отчетности. Аналитический материал и папки-закладки, которые всегда будут под рукой, станут для Вас надежным подспорьем для разработки по-настоящему эффективного инструмента бюджетного учета.

Загружайте материалы в систему и готовьтесь к 2023 году вместе с нами!

Что такое учетная политика

По сути, учетная политика — определение действующего порядка и методологии ведения налогового и бухучета на предприятии. Отметим, что документ используется исключительно для внутреннего пользования. То есть компания самостоятельно определяет, как и каким образом будет осуществлять ведение бухучета. Какие счета использовать, какие первичные и учетные документы применять.

Чиновники закрепили основные требования к составлению документа. Так, закон № 402-ФЗ и ПБУ «Учетная политика» (1/2008) раскрывают ключевые особенности структуры и содержания учетной политики. Однако данные нормативные акты устанавливают методологию исключительно в части организации и ведения бухучета.

Что же касается налогового учета, то специальных нормативов, как составлять учетную политику в части налогообложения, нет. Налогоплательщик, руководствуясь действующими положениями фискального законодательства, самостоятельно определяет алгоритм фискального обременения. Также в документе должны быть раскрыты такие аспекты, как налоговые регистры, право на льготы, особенности формирования и определения налоговой базы по применяемым фискальным обязательствам и многое другое.

Итак, опираясь на действующие положения, структура учетной политики должна содержать следующие аспекты:

  • порядок и способ ведения бухучета на предприятии;
  • ответственные лица за его организацию и ведение;
  • бланки первичной, учетной и отчетной документации;
  • порядок и организация документооборота в компании;
  • выбранная система налогообложения и особенности учета налогов (региональные ставки, льготы и вычеты).

Актуальный образец и важные правила формирования документа представлены в статье «Составляем учетную политику для бюджетного учреждения».

Почему важен этот документ

При отсутствии уч. политики учреждению грозит штраф до 200 рублей в том случае, если сотрудники ФНС затребуют копию при выездной или камеральной налоговой проверке. Однако информация, закрепленная в уч. политике, позволит избежать штрафов и разногласий с контролирующими органами. То есть нюансы бухучета в компании, отличные от установленных норм, но закрепленные в УП, не являются нарушением действующего законодательства при условии отсутствия прямых противоречий и нарушений закона.

Налоговая учетная политика на примере ООО также важна для коммерческого субъекта. В УП нужно прописать особенности налогового учета в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Стоит отметить, что наказать могут не только саму организацию, но и руководителя. Так, за отсутствие учетной политики положен штраф по статье 15.6 КоАП в сумме от 300 до 500 рублей.

Сроки утверждения

Если речь идет о только созданном учреждении, то утвердить учетную политику необходимо в течение 90 дней с момента регистрации. Однако учитывайте, что данное условие касается норм ведения бухучета.

А вот в отношении обложения налогом на добавленную стоимость документ придется разработать и утвердить не позднее конца квартала, в котором был создан экономический субъект. Например, при регистрации организации 12.11.2018 утвердить учетную политику в части обложения НДС следует не позднее 31.12.2018.

А вот изменения в учетную политику вносят в конце календарного года. Они вступают в силу только с нового года. Однако если учреждение стало вести новый вид деятельности или же чиновники внесли существенные изменения в законодательство, то обновить документ можно и в течение календарного года.

Структура документа

Учетная политика по общим принципам должна содержать три ключевых раздела:

  1. Организационно-технический раздел.
  2. Методологический раздел в части ведения БУ.
  3. Методологический раздел по ведению НУ.

Теперь определим, какие именно реквизиты должны быть раскрыты в каждом из разделов документа.

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Укажите лицо (группу лиц), ответственное за ведение учета в организации. Ведение учета может быть возложено:

  • на самого руководителя;
  • главного бухгалтера;
  • бухгалтерский отдел;
  • централизованную бухгалтерию;
  • аутсорсинговую компанию;
  • бухгалтера сторонней организации.

Форма учета

Необходимо определить форму:

  • мемориально-ордерная;
  • журнально-ордерная;
  • автоматизированная.

Рабочий план счетов

Необходимо закрепить в учетной политике счета бухгалтерского учета, которые организация будет использовать для отражения хозяйственных операций. Перечислять все счета из действующих инструкций не нужно, только используемые для составления корреспонденции.

Формы первичных документов

На выбор: унифицированные бланки или разработанные самостоятельно. Если используете унифицированные формы, то достаточно просто перечислить наименования форм, а также нормативно-правовой акт, которым они утверждены.

При применении индивидуальных форм образцы утвердите в приложении к учетной политике.

Право подписи

Закрепите в учетной политике перечень лиц, которые имеют право подписи финансовой документации. Допустимо указать, что право подписи закрепляется в должностных инструкциях работника.

Учетные регистры

Определите, какие формы учетных регистров будете использовать в работе, по аналогии с первичной документацией.

График документооборота

Утвердите отдельным приложением, каким образом документация будет передаваться в учетный отдел (отдел бухгалтерии).

Инвентаризация

Закрепите сроки, порядок и периодичность проведения инвентаризационных проверок. Также укажите состав инвентаризационной комиссии.

Методология учетной политики в части БУ

Бухгалтерская отчетность

Закрепить в учетной политике состав, формы и сроки формирования отчетности.

Учет МПЗ

Пропишите, как организация будет вести учет активов, капиталов, обязательств, операций и резервов.

Алгоритмы должны соответствовать действующим нормам и положениям по БУ.

Учет ОС

Учет доходов и расходов

Учет расчетов по налогу на прибыль

Порядок создания резервов и фондов

Методология учетной политики в части НУ

Источники данных

Закрепите, какие регистры налогового учета вы будете использовать в работе. Например, бухгалтерские регистры, доработанные формы либо бланки, формируемые в специализированных программах.

Метод амортизации ОС

Укажите, какой метод начисления амортизации будет применяться в календарном году. Также пропишите, будет ли компания применять амортизационную премию и коэффициенты, ускоряющие амортизацию.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Определите, каким методом будет определяться стоимость сырья и материальных запасов. Допустимо:

  • по средней себестоимости;
  • ФИФО;
  • ЛИФО;
  • по стоимости единицы запасов.

Периодичность сдачи декларации по налогу на прибыль

Закрепите в учетной политике отчетные периоды сдачи и уплаты налога на прибыль.

Необходимо, только если компания применяет основную систему налогообложения.

Метод признания доходов и расходов

В данной части учетной политики следует выбрать метод признания доходных и расходных операций. Допустим кассовый метод или метод начисления.

Напомним, что для применения кассового метода чиновники предусмотрели ряд ограничений.

Распределение доходов и расходов, которые затрагивают несколько отчетных периодов

Определите способ с учетом отчетных периодов по налогу на прибыль. Например, если компания платит ежемесячно, то такие операции распределяются тоже помесячно. А при ежеквартальной уплате операции можно распределить как ежеквартально, так и ежемесячно.

Перечень прямых расходов

Необходимо закрепить, какие именно расходы будут являться прямыми. Для примера можно взять перечень, закрепленный в 318 статье НК РФ.

Как влияет вид деятельности организации

Помимо обязательных реквизитов, установленных действующим законодательством, следует отразить особые нормы и правила, характерные некоторым видам деятельности. Рассмотрим нюансы формирования именно в разрезе основных видов экономической деятельности.

Учетная политика бюджетного учреждения, а также автономного или казенного, должна определять особенности учета в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Формы первичной, регистрационной и отчетной документации существенно отличаются от документов других организаций. Периодичность составления бухотчетности для госучреждений: месячная, квартальная, годовая; для остальных — только годовая (исключение: реорганизация, ликвидация). Планы счетов БУ, КУ, АУ устанавливаются соответствующими инструкциями по бухучету. В части налогового учета все госучреждения обязаны вести налогообложение по общей системе (исключение: автономные учреждения).

Некоммерческой организации необходимо закрепить в учетной политике следующие аспекты:

  • особенности поступления и учета целевого финансирования;
  • порядок определения целей, на которые допустимо расходование целевых поступлений;
  • порядок возврата целевых средств, израсходованных не по назначению;
  • особенности налогового учета целевых поступлений.

При изменении системы налогообложения следует не только уведомить об этом ФНС в установленные сроки, но и закрепить изменения в учетной политике.

Учетная политика банка составляется на основании действующих распоряжений и рекомендаций ЦБ России. При формировании документа следует уделить особое внимание налоговой политике кредитной организации в части коммерческих рисков.

В документе для сельхозпредприятий обязательно следует отразить метод оценки основных фондов, порядок учета и проведения инвентаризации земельных участков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти вводное слово в предложении
  • Как найти коэффициент жесткости пружины пружинного маятника
  • Как составить баланс для бизнес плана
  • Как найти в моем мире гостей
  • Как составить предложение с фразеологизмом мутить воду