Как составить учетную политику для целей налогообложения

Учетная политика необходима любому юридическому лицу. От того, насколько грамотно она составлена, зависит итоговый результат работы компании, а ее отсутствие может привести к негативным последствиям. Как составить бухгалтерскую и налоговую учетную политику? Какие нюансы следует знать при ее формировании? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Бухгалтерская и налоговая учетная политика на 2023 год

Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

Учетная политика 2023 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика.

Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.

С 01.01.2022 обязательным к применению является ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Напомним, что график документооборота является обязательным приложением к учетной политике. Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

О нюансах применения плана счетов подробнее читайте здесь.  

Основой составления учетной политики 2023 года являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности).

Учетная политика 2023 года формируется главным бухгалтером (или иным лицом, которому это поручено) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2023 год — не позднее 31.12.2022, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008).

О том, что является существенным для учетной политики, составляемой «упрощенцем», читайте здесь.

Как составить учетную политику

Не существует универсальной учетной политики, подходящей для всех без исключения компаний. Чтобы грамотно составить этот документ, потребуется учесть не только все проводимые компанией операции, но и планируемые в предстоящем периоде, чтобы охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств. Кроме того, учетная политика 2023 года должна предусматривать сроки и алгоритм проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также описывать процедуру контроля за хозяйственными операциями.

Процесс разработки этого документа начинается с анализа допускаемых законодательством способов учета с целью рационального выбора наиболее подходящего для компании с учетом специфики ее работы.

Например, учетная политика строительной компании, осуществляющей капитальное строительство по долгосрочным договорам, обязательно должна описывать порядок признания выручки и расходов по указанным договорам в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). А торговой фирме это ПБУ при разработке учетной политики не потребуется, потому что специфика ее деятельности иная. При этом последней в своей учетной политике 2023 года придется обязательно прописать иные пункты. Например, отразить нюансы формирования коммерческих расходов или специфику учета разнообразных скидок и надбавок к цене товара. Также необходимо отобразить порядок учета ОС и арендных обязательств по новым ФСБУ с учетом того, что:

  • Учет ОС с 2022 года регулируется двумя новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения».

Какие положения в соответствии с новыми ФСБУ вносить в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 — эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

  • Операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Как организации вести учет аренды (лизинга) по новому ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение. Узнайте также, какие изменения по ФСБУ 25/2018 нужно внести в учетную политику с 2023 года.

При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ.

С 01.01.2023:

  • в связи с переходом на ЕНП и объединением ФСС и ПФР требуются дополнения в рабочий план счетов. Подробнее здесь.
  • можно досрочно начать применять новый ФСБУ 14/2022 (его обязательное применение начнется с 2024 года). Смотрите, как это оформить в учетной политике.

О том, как составить налоговую учетную политику у заказчика строительства, мы рассказывали здесь.

Перечень всех действующих ПБУ смотрите здесь.

Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.

Учетная политика для целей налогового учета: нюансы

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

ВАЖНО! За отсутствие политики по учету или ее положений, требующих самостоятельного выбора или установления, контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или приведет к дисквалификации).

О том, что составляет основу учетной политики по МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».

Учетная политика организации (ООО): пример-2023

Учетная политика организации (ООО) — пример 2023 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.

Скачать образец учетной политики на 2023 год можно и на нашем сайте, кликнув по картинке ниже:


Учетная политика

Учетная политика

Скачать

Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к системе, оформите временный демодоступ. Это бесплатно. 

Итоги

Составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности компании. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Информация, которая должна быть в бухгалтерской учётной политике, перечислена в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Рабочий план счетов

Полный перечень счетов утверждён приказом Минфина от 30.10.2000 № 94н. Но мало кто применяет все эти счета. Поэтому нужно составить рабочий план счетов, которые использует именно ваша организация.

Компании, которые ведут упрощённый бухучёт, имеют право укрупнять счета. Например, можно учитывать все затраты на производство на счёте 20 «Основное производство», а все расчёты с контрагентами  на счете 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Такой подход нужно отразить в учётной политике. Мы рассказывали об этом подробно в отдельной статье.

Формы первичных бухгалтерских документов, учётных регистров и отчётности

Компания может использовать унифицированные формы первичных документов, утверждённые Госкомстатом. Об этом нужно упомянуть в учётной политике. Можно разработать свои формы «первички», с учётом требований статьи 9 закона № 402-ФЗ. Тогда каждую такую форму нужно приложить к учётной политике.

Регистры бухучёта должны соответствовать требованиям статьи 10 закона № 402-ФЗ. Большинство организаций используют для ведения бухучёта специальное программное обеспечение, куда уже встроены свои формы регистров. Этот момент тоже нужно отразить в учётной политике и указать наименование программы.

Если организация сдаёт бухгалтерскую отчётность по типовым формам, отдельно приводить их в учётной политике не нужно. Исключение – компании, которые ведут упрощённый бухучёт. Они должны указать в учётной политике, что сдают упрощённую отчётность.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

Все организации, как минимум раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Есть и другие ситуации, когда инвентаризация обязательна: перед продажей имущества, при смене материально ответственного лица (пункт 27 положения, утверждённого приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).

В учётной политике нужно отразить:

  1. Дополнительные условия для проведения инвентаризации, не указанные в приказе № 34н, если они установлены в компании.

  2. Процедуру проведения инвентаризации:

  • издание приказа;

  • состав комиссии;

  • сроки проведения;

  • документальное оформление;

  • утверждение результатов и их отражение в бухучёте.

Можно включить регламент инвентаризации непосредственно в учётную политику, или составить отдельное положение и сослаться на него в тексте политики.

Способы оценки активов и обязательств

По многим вопросам у организации есть выбор из разных методов учёта. Например, начисление амортизации, разделение расходов на прямые и косвенные, списание запасов при выбытии. В таких случаях в учётной политике нужно выбрать применяемый вариант. Писать нужно только о тех видах операций, которые компания фактически использует в своей деятельности.

Правила документооборота и технология обработки учётной информации

В этом разделе нужно указать:

  1. Лиц, которые отвечают за составление и подписание первичных документов.

  2. Сроки и порядок передачи документов между сотрудниками и подразделениями.

  3. Сроки и порядок передачи документов в архив.

Удобно сделать это в виде графика документооборота. Если компания использует электронный документооборот (ЭДО), это нужно прописать и указать области применения ЭДО и программное обеспечение.

Порядок контроля за хозяйственными операциями

Здесь нужно описать, как в компании организован внутренний контроль, кто за него отвечает. В крупных компаниях обычно создают специальную службу внутреннего аудита. В малом и среднем бизнесе эти функции чаще всего выполняет директор совместно с главбухом.

В учётной политике приведите перечень материально-ответственных лиц, опишите порядок приёмки и списания материальных ценностей и организацию работы с бланками строгой отчётности. Если в компании проводятся внутренние аудиторские проверки, приложите к учётной политике их график.

Другие решения для организации бухучёта

Это важная информация об организации бухучёта в компании, которая не вошла в другие разделы:

  1. Сведения о том, кто ведёт бухучёт: сам руководитель, штатная бухгалтерия, аутсорсер.

  2. Форма ведения бухучёта – как правило, это автоматизированный учёт

  3. Вариант упрощённого ведения учёта для тех, кто имеет на это право. Например, микропредприятия могут не использовать двойную запись и отражать все операции в специальной книге.

Когда и как вносить изменения в бухгалтерскую учётную политику

Менять учётную политику нужно в следующих случаях (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Изменились нормативные акты, как общие, так и специализированные, если это касается правил ведения бухучёта.

  2. Организация внедрила новые способы ведения учёта, чтобы повысить качество бухгалтерской информации.

  3. Существенно изменились условия работы, например, компания провела реорганизацию.

Чтобы утвердить изменения учётной политики, руководитель должен издать приказ или распоряжение. Изменения в бухгалтерскую учётную политику нужно вносить с начала года и ретроспективно (п. 12, 15 ПБУ 1/2008). Это значит, что все операции нужно пересчитать таким образом, как будто новые правила действовали с момента возникновения того или иного факта хозяйственной жизни.

Есть несколько исключений:

  1. Если ситуация изменилась в течение года, например, компания провела реорганизацию, то ждать начала следующего года не нужно.

  2. Компании, которые ведут упрощённый учёт, могут в общем случае отражать изменения перспективно – с даты вступления в силу новой учётной политики.

  3. Кроме того, перспективный метод имеют право применять все компании, если изменения несущественны, или если нет возможности надежно оценить их влияние на предыдущие периоды.

  4. Если в нормативном акт прописан специальный порядок отражения изменений в учёте, нужно руководствоваться этим порядком.

Если в законодательстве и деятельности организации за год не произошло никаких изменений, отдельно утверждать учётную политику на следующий период не обязательно. Компания может продолжать использовать прошлогодний документ.

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, которые коснулись почти всех, поэтому нужно было внести изменения в учётную политику уже с начала прошлого года.

Изменения были внесены в следующих разделах:

  1. Учёт имущества, полученного и сданного в аренду, в соответствии с ФСБУ 25/2018.

  2. Учёт капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 26/2020.

  3. Учёт основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 .

  4. Организация работы с документами в соответствии с ФСБУ 27/2021.

Перечень изменений в каждой компании зависит от особенностей деятельности и от того, есть ли право на упрощённый бухучёт. Если такое право есть, можно не применять отдельные положения новых стандартов.

Если вы по каким-либо причинам не поменяли бухгалтерскую учётную политику в начале 2022 года, пора исправиться. Если меняли, то проверьте актуальность информации. В течение 2022 года были внесены изменения в ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 26/2020. Подробности читайте в нашем пособии.

Подарок от экспертов сервиса «Моё дело»:

практическое пособие для главбуха

Что изменить в учётной политике на 2023 год из-за новых ФСБУ

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам подробные инструкции!

Учётная политика для целей налогообложения

Формировать учётную политику для налогового учёта обязаны организации, которые используют общую систему налогообложения (статья 313 НК). В законах не прописано, какую именно информацию обязательно нужно туда включить. Чтобы обеспечить безошибочное ведение налогового учёта, пропишите такие моменты:

  1. Порядок обработки данных первичных учётных документов..

  2. Учётные регистры и порядок расчёта налоговой базы. Налоговый учёт, как и бухгалтерский, организации обычно ведут с помощью специализированного программного обеспечения и применяют сводные документы, сформированные программой. Об этом нужно сказать в налоговой учётной политике. Регистры налогового учёта и расчёт налоговой базы должны соответствовать требованиям статей 313-315 НК РФ.

  3. Варианты учёта доходов или расходов в тех случаях, когда это разрешено НК. Например, можно выбрать метод начисления амортизации и списания материальных запасов или перечень создаваемых резервов.

При УСН и ЕСХН подробная налоговая политика по закону не требуется. Правила исчисления налогов на этих режимах подробно прописаны в Налоговом кодексе и инструкциях по заполнению КУДиР. Однако и здесь бывают варианты, которые стоит прописать в учётной политике.

При УСН нужно выбрать вариант определения налоговой базы «Доходы» или «Доходы минус расходы». Во втором случае в учётной политике отразите:

  1. Выбор метода списания стоимости товаров после реализации.

  2. Решение налогоплательщика воспользоваться правом на перенос убытков на будущее.

При ЕСХН можно выбрать продолжительность периода списания затрат на покупку земли и право переноса убытков на будущее.

Когда и как вносить изменения в налоговую учётную политику

Налоговую учётную политику меняют, если изменились:

  1. Правила налогового законодательства.

  2. Методы учёта, которые применяет компания.

  3. Существенные параметры бизнеса. Например, если компания начала новый вид деятельности.

Вносить изменения в налоговую учётную политику можно с начала нового налогового периода или с даты вступления в силу изменений законодательства. Но изменения чаще всего и так вступают в силу с нового налогового периода. По мнению Минфина можно внести изменения в учётную политику в течение налогового периода, если бизнес начал заниматься новым видом деятельности (письмо от 03.07.2018 № 03-03-06/1-45756).

С 1 января 2023 года в налоговое законодательство были внесены изменения, которые касаются всех налогоплательщиков. Речь идёт о переходе на единый налоговый счет (ЕНС).

По умолчанию для работы с ЕНС организации должны направлять в ИФНС налоговые уведомления. Но в течение 2023 года действует переходный период: в качестве уведомлений можно использовать налоговые платёжки, оформив их по специальным правилам.

Примерная формулировка:

«В соответствии с п. 12 ст. 4 закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ в течение 2023 года предоставлять в налоговые органы уведомления о суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств.»

Нужна ли учётная политика индивидуальным предпринимателям

ИП имеют право не вести бухучёт, а значит и бухгалтерская учётная политика им не нужна. Если предприниматели ведут бухучёт добровольно, нужно составить бухгалтерскую учётную политику, чтобы упорядочить организацию учёта.

ИП на ОСНО должны вести учёт расходов для НДФЛ по правилам, аналогичным налогу на прибыль организаций (п. 1 ст. 221 НК). Поэтому им налоговая политика нужна. Составляют её по тем же правилам, что организации на ОСНО.

ИП на УСН «Доходы минус расходы» и ЕСХН могут составить краткую налоговую учётную политику, отразив там порядок учёта отдельных видов расходов и переноса убытков.

Предпринимателям на УСН «Доходы» и ПСН налоговая учётная политика не нужна, потому что все правила для них уже прописаны в Налоговом кодексе.

Подарок для наших читателей – запись вебинара по составлению учётной политики на 2023 год. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Спикеры – известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  1. Алексей Иванов – директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».

  2. Людмила Архипкина – ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8K2f4X

Добавить в «Нужное»

Изменений законодательства, требующих отражения в учетной политике на 2023 г., немного. Главные из них – переход на ЕНП и объединение ПФР и ФСС в единый Фонд пенсионного и социального страхования (далее – СФР). Но есть и другие изменения, которые может потребоваться учесть в учетной политике на следующий год.

Утверждение и изменение учетной политики для бухучета

Учетная политика для целей бухучета – совокупность способов ведения организацией бухучета (ч. 1 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 2 ПБУ 1/2008).

УП формируется, как правило, главным бухгалтером, но может формироваться и другим ответственным лицом. Также для этого может привлекаться руководитель или аудиторы. Утверждается УП приказом (распоряжением) руководителя организации (ч. 2 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п.п. 4, 8 ПБУ 1/2008).

Приказ, утверждающий УП, должен быть подписан руководителем не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором учетная политика будет применяться (п. 9 ПБУ 1/2008).

Применяется УП последовательно из года в год, утверждать ее на каждый следующий год или издавать приказ о продлении не нужно (ч. 5 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/2008).

В некоторых случаях в УП необходимо вносить изменения. Это нужно делать при (ч. 6 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008):

  • изменении законодательства о бухгалтерском учете;
  • разработке или выборе нового способа ведения бухучета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухучета;
  • существенном изменении условий деятельности организации.

Изменение УП также оформляется приказом руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008). В нем можно перечислить изменения, вносимые в УП, или указать на введение в действие новой редакции учетной политики. Утвердить изменения в УП на 2023 г. нужно до 31.12.2022 включительно.

Утверждение и изменение учетной политики для налогов

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) (п. 2 ст. 11 НК РФ):

  • определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения;
  • учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

УП для целей налогообложения также утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации (ИП) (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ). Ее положения можно включить в текст приказа (распоряжения) или оформить приложением к нему.

УП на следующий календарный год нужно утвердить не позднее 31 декабря текущего года (п. 12 ст. 167 НК РФ). Утверждать каждый год новую УП не нужно.

Изменения в УП вносятся (ст. 313 НК РФ):

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала нового года. Поэтому утвердить их нужно до его начала;
  • при изменении налогового законодательства. Такие изменения можно применять после их вступления в силу. Утвердить изменения нужно до начала их применения.

Внести изменения в УП также нужно в случае начала ведения нового вида деятельности. В этом случае в учетную политику нужно включить принципы и порядок учета новых операций. Такие изменения можно внести в течение года (ст. 313 НК РФ, Письма Минфина от 26.02.2021 № 03-03-06/1/13447, от 08.04.2020 № 03-03-07/27947).

Изменения в УП должны утверждаться приказом (распоряжением) руководителя (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ). Утвердить изменения в УП на 2023 г. нужно до 31.12.2022 включительно. В этом случае изменения будут действовать с 01.01.2023.

Какие изменения нужно внести в УП на 2023 г.

В учетной политике (как бухгалтерской, так и налоговой) нужно убрать лишние и обновить устаревшие нормы.

В частности, при упоминании ПФР и ФСС РФ нужно внести технические правки – указать СФР, образованный вместо них с 2023 г. (Закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ).

Из УП для целей бухучета также следует исключить (при наличии) переходные положения, которые касались начала применения новых Стандартов (в частности, ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»). Ведь большинство этих положений больше не актуальны.

Какие изменения нужно внести в учетную политику для целей бухучета на 2023 г.

Изменения в рабочем плане счетов

В рабочий план счетов нужно внести изменения, связанные с переходом на ЕНП и объединением фондов. В него нужно ввести новые субсчета:

  • к счету 68 для ЕНП – для обобщения информации о расчетах с бюджетом при уплате ЕНП. Старые субсчета убирать не нужно. На них будут отражаться начисление по видам налогов;
  • к счету 69 для взносов в СФР. Старые субсчета убирать не нужно, они будут нужны для проверок за прошлые периоды.

Поправки в связи с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

В 2022 г. внесены изменения в ФСБУ 25/2018 (Приказ Минфина от 29.06.2022 № 101н). Эти поправки нужно отразить в УП на 2023 год, если у вас есть или планируются операции по аренде (п.п. 10, 12 ПБУ 1/2008).

Во-первых, состав арендных платежей по новым правилам будет формироваться только за исключением сумм НДС. Исключена оговорка об иных возмещаемых суммах налогов (п. 7 ФСБУ 25/2018).

Во-вторых, изменен п. 16 ФСБУ 25/2018. Теперь, если предмет аренды по характеру его использования относится к группе ОС, по которой арендатор выполняет переоценку, он имеет право выбора: проводить переоценку права пользования активом (ППА) или нет. Выбор нужно закрепить в УП. В прежней редакции нормы такого выбора не было.

Досрочное применение ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»

Обязательным к применению ФСБУ 14/2022 станет только с отчетности за 2024 г. Но, если вы решили применять этот Стандарт досрочно (п. 2 Приказа Минфина от 30.05.2022 N 86н), это нужно отразить в УП на 2023 г. В частности, в УП потребуется:

  • установить порядок перехода на применение нового ФСБУ (ретроспективно или в разрешенном альтернативном упрощенном порядке);
  • установить стоимостной лимит для малоценных НМА, если вы хотите использовать это право. Описать порядок контроля за такими объектами;
  • самостоятельно определить виды и группы своих НМА;
  • выбрать вариант оценки (по первоначальной стоимости или по переоцененной);
  • установить момент начала начисления амортизации;
  • выбрать способ начисления амортизации для каждой группы НМА;
  • описать формулу расчета амортизации, если применяется способ уменьшаемого остатка;
  • может потребоваться определить порядок учета материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности.

Если вы решили досрочно применять ФСБУ 14/2022, одновременно нужно начать применять и поправки в ФСБУ 26/2020, регулирующие правила формирования стоимости (НМА). Они действуют с отчетности за 2024 г., но их также можно начать применять досрочно (п. 2 Приказа Минфина от 30.05.2022 № 87н). Кроме того, с началом применения ФСБУ 14/2022 прекратит действие ПБУ 14/2007 по учету НМА. В УП на 2023 г. нужно отразить и эти изменения. Мы писали об этом ранее в нашем журнале – статья «ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»: краткий обзор».

Если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, то в УП можно просто указать, что объекты НМА в учете не признаются, а затраты на их приобретение, создание, улучшение включаются в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления (подп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020).

Также ФСБУ 26/2020 дополняется новой главой II «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». В связи с этим утратит силу ПБУ 17/02 по учету расходов на НИОКиТР (п.п. 3, 12 Приказа Минфина от 30.05.2022 N 87н). При необходимости эти изменения также нужно отразить в УП.

Другие поправки в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

В ФСБУ 26/2020 были внесены и другие небольшие изменения. В частности, Стандарт дополнен положением о том, что фактические затраты, связанные с осуществлением капвложений в несколько объектов ОС (НМА), распределяются между ними обоснованным способом, установленным самостоятельно (п. 14.1 ФСБУ 26/2020). Эти изменения также можно применить досрочно с 2023 г. Для этого нужно самостоятельно разработать и закрепить в УП на 2023 г. порядок распределения затрат между объектами.

Пример учетной политики для целей бухучета на 2023 г.

Покажем, какие дополнения можно внести в бухгалтерскую учетную политику на 2023 г.

Раздел. Бухгалтерский учет.
Корректировка рабочего плана счетов.Для отражения с 2023 г. операций по единому налоговому платежу используется субсчет к счету 68 «Единый налоговый платеж».
Для отражения операций по страховым взносам, уплачиваемым с 2023 г. по единому тарифу, используется субсчет к счету 69 «Страховые взносы в СФР».
Учет аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018.
Право пользования активом по предмету аренды, относящегося по характеру использования к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, не переоценивается (п. 16 ФСБУ 25/2018).

Какие изменения нужно внести в УП для целей налогообложения на 2023 г.

Изменений законодательства, требующих отражения в учетной политике для целей налогообложения, немного. Внесите изменения, если, в частности, имеете право на применение:

  • повышающего коэффициента 1,5 к расходам на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
  • повышающего коэффициента 1,5 при формировании первоначальной стоимости НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта (п. 3 ст. 257 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
  • повышающего коэффициента 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта (п. 1 ст. 257 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
  • повышающего коэффициента (не больше 3) к норме амортизации в отношении НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
  • повышающего коэффициента (не больше 3) к норме амортизации в отношении ОС, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
  • инвестиционного вычета по затратам на установку, модификацию российских программ для ЭВМ, баз данных и радиоэлектронной продукции (подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023)).

В связи с установлением единого тарифа страховых взносов и изменением сроков уплаты НДФЛ может потребоваться переработать формы соответствующих регистров.

Кроме того, организация может пересмотреть УП для целей налогообложения на 2023 г. по собственной инициативе, например, при:

  • смене налогового режима;
  • изменении методов учета (например, метода начисления амортизации, оценки покупных товаров и др.).

Пример формулировки учетной политики для целей налогообложения на 2023 г.

Раздел. Налог на прибыль.
Учет ОС и НМА из сферы искусственного интеллекта.
Первоначальная стоимость ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, формируется с применением коэффициента 1,5 (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Первоначальная стоимость НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, формируется с применением коэффициента 1,5 (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Для составления или изменения учетной политики вы можете воспользоваться нашими новыми конструкторами учетной политики, в частности:

  • Учетная политика на 2023 г.: бухгалтерская и налоговая, если вам нужно сформировать полную учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • Изменения в учетную политику – 2023, если у вас уже есть УП на 2022 г. и вам нужно дополнить ее на 2023 г. с учетом последних поправок.

Конструктор учетной политики – это сервис, предназначенный для формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. При его использовании в вашей учетной политике будут отражены только те показатели, без которых никак не обойтись. Для каждого такого показателя мы приводим несколько возможных вариантов учета. Выбирайте тот, который вам больше подходит, и в конце у вас получится готовая учетная политика организации.

Пример учетной политики организации (малого предприятия) на УСН

Приведем пример УП для малого предприятия на УСН, имеющего право на применение упрощенных способов ведения бухучета, сформированный с помощью нашего конструктора учетной политики.

Раздел 1. Бухгалтерский учет у МП.

Ведение бухучета.
Организация ведет учет с применением сокращенного плана счетов.
Формы бухгалтерской отчетности.
Организация применяет упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Порядок исправления ошибок в бухучете и отражения изменений учетной политики.
Организация исправляет существенные ошибки в отчетности без ретроспективного пересчета.
В случае существенных изменений учетной политики последствия таких изменений отражаются перспективно.
Учет товаров, транспортно-заготовительных расходов и расходов на продажу.
Фактическая себестоимость товаров формируется в особом порядке (учитываются только суммы, уплаченные продавцу (без НДС)).
Товары учитываются по продажным ценам на счете 41.
Товары списываются по средней себестоимости (по взвешенной оценке).
Расходы на продажу по итогам месяца относятся на себестоимость проданных товаров (работ, услуг) полностью.
Учет основных средств.
Проверка объектов ОС и капитальных вложений на обесценение не применяется (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020).
Учет расходов на НИОКР и НМА.
Расходы на НИОКР и на нематериальные активы списываются единовременно в полной сумме при принятии объекта к учету (п. 3.1 ПБУ 14/2007).
Определение доходов, расходов и финансового результата.
Доходы и расходы в бухучете определяются по кассовому методу.
Раздел 2. Упрощенная система налогообложения.
Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Учет товаров.
Товары при их реализации списываются по средней стоимости (по взвешенной оценке) (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Каждая организация формирует налоговую учетную политику. Она должна сочетаться с регламентом по бухучету. Правила налогообложения ежегодно меняются, все изменения нужно отражать и в учетной политике. 

Для организаций учетная политика для целей налогообложения — это документ, в котором утверждается выбранная организацией совокупность способов регистрации финансово-хозяйственных и фискальных операций. Она определяет порядок ведения учета и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и(или) расходов, их признания, оценки, распределения и учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Регламент устанавливают на старте работы — не позднее чем через 90 дней после начала работы организации. При необходимости в нее вносят изменения и дополнения.

Рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при формировании налоговой политики. Давая рекомендации, мы будем использовать альтернативные способы учета по каждому из элементов учетной политики и алгоритмы, предлагаемые программой «Конструктор учетной политики», предоставляемой правовой системой «КонсультантПлюс».

Полезно знать: как составить учетную политику организации

Организационные положения

  1. Для формирования регламента по налоговому учету компания раскрывает данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления редакции УП — новой или модификации старой. По правилам учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики. На УСН учетная политика для налогового учета тоже обязательна.
  4. Компания должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики необходимо указать на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (укажите их наименование в тексте), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
  8. Существенным моментом является способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Как утвердить УП

По правилам учетная политика для целей налогообложения должна быть сформирована в виде приказа или распоряжения руководителя. Но единого шаблона или унифицированной формы не существует. Главное правило — перечислите все налоги и принципы их исчисления.

Дополнительно: как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики предприятия

Выглядит учетная политика так (пример для УСН «Доходы»):

ООО «Ppt.ru»

Утверждаю

Генеральный директор

Петров

Порфирий Петрович

01.12.2022

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Раздел 1. Бухгалтерский учет

Ведение бухучета

Организация ведет бухучет посредством двойной записи с применением обычного плана счетов. Рабочий план счетов в приложении.

Формы первичных учетных документов

Организация использует унифицированные формы, а при их отсутствии — самостоятельно разработанные формы первичных документов, утверждаемые приказом руководителя.

Формы бухгалтерской отчетности

Организация составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, приведенным в Приложении 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Неприменение ПБУ

Как микропредприятие организация не применяет ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Определение доходов, расходов и финансового результата

Организация применяет метод начисления.

Счета 26 и 44 ежемесячно закрываются на счет 90 в полной сумме.

Проценты по любым займам и кредитам учитываются в составе прочих расходов. Финансовые вложения не переоцениваются.

Учет основных средств

Основные средства принимаются к учету по цене поставщика с учетом затрат на монтаж.

Амортизация начисляется линейным способом раз в год на 31 декабря.

Объекты стоимостью не более 100 000 руб. учитываются в составе МПЗ.

Учет НМА

Расходы на НМА списываются единовременно в полной сумме при принятии объекта к учету.

Учет МПЗ

Стоимость сырья, материалов, других МПЗ учитывается в расходах в полной сумме по мере их приобретения.

НЗП и стоимость готовой продукции списываются на финансовые результаты полностью в конце месяца.

Товары при их реализации списываются по средней стоимости.

Резерв по сомнительным долгам

Организация формирует резерв по правилам ст. 266 НК РФ.

Раздел 2. Упрощенная система налогообложения.

Объект налогообложения «доходы».

А это — вариант учетной политики для УСН «Доходы минус расходы».

Пример учетной политики для целей налогового учета (стр. 1)

Пример учетной политики для налогового учета (стр. 2)

Подробнее: особенности учетной политики при УСН

Изменение в середине налогового периода

Согласно Письму Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 отражение изменений в учетной политике в целях налогового учета производится (ст. 313 НК РФ) при:

  • изменении законодательства о налогах и сборах;
  • изменении используемых методов учета.

Изменять методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства разрешается поменять политику для целей налогового учета организации с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую политику. При появлении новых видов деятельности в регламент тоже необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:

  • изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
  • компания начала осуществлять новый вид деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.

Периодичность

В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.

Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев согласно перечню, утвержденному правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для товаров, работ, услуг с длительным производственным циклом существует два варианта учета авансов:

  1. Стандартный.
  2. По факту отгрузки.

В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.

Раздельный учет НДС

Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и не облагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), и операций, облагаемых по ставке 0 % (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0 %).

Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5 %» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 % от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5 %» применяют те организации, у которых доля не облагаемых НДС операций незначительна.

Если организация применяет «правило 5 %», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.

Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.

При выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация предусматривает в учетной политике создание специальной формы (регистра налогового учета).

Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учета по НДС, является определение периода для расчета пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.

Ведение раздельного учета «входного» НДС организация вправе осуществлять либо на специальном субсчете к балансовому счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определенном порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учетного процесса.

Порядок ведения раздельного учета операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, предусматривается в учетной политике. По аналогии с вышеуказанным такой учет выборочно ведут либо на специальном субсчете, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта дается на усмотрение компании.

Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно конструктор учетной политики на 2023 год от экспертов КонсультантПлюс.

КонсультантПлюс: учетная политика на 2023 год

Налог на прибыль

Раздел «Прибыль» в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:

  • путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
  • путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.

Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.

Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.

Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, указаны в п. 3 ст. 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.

Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.

Может пригодиться: как рассчитать налог на прибыль организации

Учет доходов и расходов

Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.

Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам (Письмо Минфина № 03-03-06/1/81687 от 08.10.2021). Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.

Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:

  • исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
  • исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными п. 1 ст. 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).

Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).

В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:

  1. Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
  2. В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).

К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.

Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.

Учет прямых и косвенных расходов

Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень или максимально сокращают, или максимально расширяют. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.

В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.

Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы и методы распределения прямых расходов на НЗП. Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению товаров, работ, услуг невозможно, то налогоплательщик в налоговой учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения прямых расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции. По правилам установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее одного года.

Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, то об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:

  • заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
  • материальные расходы;
  • выручка;
  • другой показатель, выбранный организацией.

Учет ТМЦ

Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учетом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учету товаров.

В отношении покупных товаров организация вправе установить формирование их стоимости в налоговом учете как без учета дополнительных расходов по их приобретению, так и с учетом их. Организация решает, все ли дополнительные расходы включаются в стоимость покупных товаров или только определенные их виды. Перечень дополнительных расходов, включаемых в стоимость приобретения товара, устанавливается в учетной политике. Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учете.

Следующий момент — указание на метод оценки товара при его реализации. Выбирается один из трех методов: по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО. Допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы.

В отношении сырья и материалов организация указывает способ их оценки при списании. Предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов.

В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость включается в состав текущих расходов: единовременно (по аналогии с сырьем и материалами) либо равными долями в течение более чем одного отчетного периода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя).

Амортизация

Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.

Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, то ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного имущества, установленного собственником, а не самой организацией, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения по Классификации ОС. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.

Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.

В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Этот вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).

В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный. При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.

Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.

В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).

Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведенным в п. 1–3 ст. 259.3 НК РФ, вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты.

Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, то организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.

В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.

Читайте также:

  • что такое амортизационные отчисления;
  • нормы амортизации ОС.

Резерв расходов

Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведенные в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учетной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию.

Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчетного периода или нет.

Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока в зависимости от особенностей организации составляет:

  • 3 и более лет;
  • менее 3 лет.

Эта информация необходима для расчета предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва, то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Выбор за организацией.

Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчетный год. Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.

Если резерв на оплату отпусков остался, то его включают во внереализационные доходы или сравнивают с количеством неиспользованных дней отпуска по организации на конец года и добавляют к резерву на следующий год (письма Минфина № 03-03-06/1/60144 от 23.08.2018, № 03-03-06/1/43925 от 02.09.2014).

Учет операций с ценными бумагами

Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.

Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам и к эмиссионным ценным бумагам устанавливается гражданским законодательством РФ и применимым законодательством других стран. Ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законами иностранных государств, относятся к эмиссионным ценным бумагам, если соответствуют критериям из 39-ФЗ от 22.04.1996. Если операция с ценными бумагами соответствуют критериям операции с производными финансовыми инструментами, то налогоплательщик самостоятельно относит эту операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами или к операции с производными финансовыми инструментами.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен (п. 20 Приказа ФСФР РФ от 09.11.2010 № 10-66/пз-н). Варианты выбора представлены в п. 16, п. 29 ст. 280 НК РФ. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.

В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.

Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.

Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора для организации не предоставляется.

Налог на доходы физических лиц и страховые взносы

В отношении данного налога организации требуется в учетной политике только указать форму налогового регистра по учету начислений и удержаний по доходам физического лица, в отношении которого организация выступает в качестве налогового агента. Этот момент необходимо учесть, так как унифицированные формы налоговых регистров по НДФЛ отсутствуют, и организации утверждают их самостоятельно.

А вот что настраивать в учетной налоговой политике по страховым взносам для компании на ОСНО:

Раздел страховых взносов в налоговой учетной политике

Налог на имущество организаций

Данный раздел заполняют только организации, плательщики налога на имущество, у которых имеется несколько категорий имущества, налоговая база по которым определяется отдельно. Речь идет об имуществе, расположенном на территории разных субъектов Федерации. В связи с этим по одному и тому же типу имущества применяются разные налоговые ставки, установленные законами субъектов Федерации. В этом заключаются особенности применения учетной политики для налогов разных видов.

Указанное имущество должно учитываться раздельно, либо на отдельных субсчетах к балансовым счетам 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», либо в специальном налоговом регистре, либо еще каким-либо способом. О выборе соответствующего способа делают отметку в учетной политике. Допустимо комбинированное использование вышеприведенных методов.

Вот вы и составили учетную политику в целях налогового учета!

Что такое учетная политика по налоговому учету

Определение термина «учетная политика для целей налогообложения» дается в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Учетная политика для целей налогового учета

В Налоговом кодексе не конкретизируется должность работника, ответственного за разработку учетной политики (УП). Чаще всего эта обязанность возлагается на главного бухгалтера как на лицо, наиболее грамотное в налоговых вопросах. Однако если должность главбуха отсутствует в штатном расписании, то сформировать документ придется руководителю или другому специалисту, хорошо разбирающемуся в тонкостях налогового законодательства. УП утверждается приказом руководителя и начинает применяться в учетной деятельности с 1 января года, следующего за годом подписания и утверждения.

Ежегодно утверждать УП не нужно — при необходимости в нее вносятся изменения, например, в случаях изменения законодательства или смены принципов учета. Если же изменений не предвидится, то продолжает действовать последняя утвержденная редакция.

Вновь созданные хозяйствующие субъекты должны утвердить учетную политику до окончания первого налогового периода. Считается, что они начинают применять ее в своей деятельности с момента создания.

Обособленные подразделения юридического лица руководствуются положениями учетной политики, принятой головной организацией.

Какие субъекты обязаны формировать учетную политику

Учетную политику по налогам разрабатывают все организации.

Объемный документ обычно готовят те, кто находится на общем режиме налогообложения. Ведь к налогу на прибыль термин «учетная политика для целей налогообложения» применяется чаще всего по сравнению с другими налогами. Именно для «прибыльного» налога законодательство предоставляет сразу несколько вариантов ведения налогового учета на выбор налогоплательщика.

Параметры расчета единого упрощенного налога, сельхозналога и патента определяются положениями Налогового кодекса почти всегда однозначно — без вариантов. Поэтому организации на упрощенке, ЕСХН, вмененке, ПСН могут сформировать УП с небольшим количеством пунктов.

А вот при применении сразу нескольких налоговых режимов, например ПСН и УСН или ПСН и ОСНО, без развернутых положений УП не обойтись, поскольку в этом случае необходимо сформулировать принципы ведения раздельного учета для правильного определения доходов, расходов, величины налогов.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то им также независимо от выбранного режима налогообложения следует разработать УП для целей налогообложения.

Что отразить в разделе, посвященном налогу на прибыль

В разделе налоговой учетной политики, посвященном порядку исчисления налога на прибыль, необходимо прописать:

  • элементы налогового учета, когда НК РФ предоставляет их выбор;
  • самостоятельно разработанные методы учета, если кодексом они не определены и их разработка возлагается на хозсубъект;
  • обоснование используемого метода (т. е. отсылка к нормативным актам, позволяющим применять его на практике).

Для корректного исчисления налога на прибыль определяются следующие аспекты:

Порядок признания доходов и расходов

Всего существует два способа признания. Первый — это метод начисления, который могут использовать абсолютно все налогоплательщики. Второй — кассовый, выбор в его пользу доступен лишь тем хозяйствующим субъектам, чья выручка от реализации товаров без НДС за предшествующие четыре квартала не превысила 1 млн руб. в среднем за каждый квартал. Если данные параметры учетной политики налогового учета не указаны, то по умолчанию считается, что хозсубъект применяет метод начисления.

Состав и порядок создания резервов

Виды создаваемых резервов на предприятии могут различаться. Это резервы по сомнительным долгам, на оплату отпусков, ремонт основных средств и гарантийный ремонт, соцзащиту инвалидов, на НИОКР и т. д. При варианте создания резервов, отражаются способы их формирования, предельная сумма отчислений и пр.

Вопросы начисления амортизации по основным средствам

Сразу несколько моментов, касающихся амортизации, должны быть отражены в учетной политике:

  1. Каким способом она будет начисляться: линейным или нелинейным. К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, срок полезного использования которых превышает 20 лет, применяется только линейный метод.
  2. Амортизационная премия. Вопрос о ее применении или неприменении оставлен на усмотрение организации. В УП нужно отразить размер такой премии. Законодательство определяет лишь верхнюю границу.
  3. Использование повышающих коэффициентов амортизации и ее пониженных норм.
  4. Если организация собирается воспользоваться правом на инвестиционный налоговый вычет, это также следует отразить в учетной политике. Вычет можно применять ко всем ОС или к отдельным объектам. В отношении объектов, по которым применяется вычет, амортизация не начисляется, амортизационная премия не применяется.

Способ оценки покупных товаров при их реализации

В подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ представлены три варианта оценки:

  • методом ФИФО, т. е. списание происходит по стоимости первых по времени приобретения товаров;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара.

Если организация занимается перепродажей товаров, данный аспект должен быть отражен в учетной политике. В противном случае у контролеров появятся сомнения в правомерности отнесения покупной стоимости товаров на расходы независимо от того, какой способ использовался в действительности.

Способ оценки материалов при отпуске в производство

П. 8 ст. 254 НК РФ предоставляет выбор из тех же способов, что и для оценки покупных товаров: ФИФО, по средней стоимости и по стоимости единицы. Замалчивать этот момент в учетной политике также нельзя во избежание конфликтных ситуаций с проверяющими органами.

Учет прямых расходов

Перечень прямых расходов, порядок их списания и распределения между реализованной продукцией и остатками незавершенного производства устанавливаются каждой организацией самостоятельно в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Порядок перечисления ежемесячных авансов по налогу на прибыль

Согласно НК РФ ежемесячные авансы по налогу на прибыль, подлежащие перечислению, могут рассчитываться исходя из фактической прибыли и на основании данных по прибыли за предыдущий квартал. В течение года смена способа перечисления авансов не допускается. В соответствии с выбранным способом происходит и сдача декларации за отчетные периоды. В первом случае таковыми выступают январь, январь-февраль, январь-март и т. д. вплоть до январь-ноябрь, во втором — 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев.

Важно! Субъекты, которые за предшествующие 4 квартала получили выручку, в среднем не превышающую 15 млн руб. за каждый квартал, и определенные категории бюджетных, автономных учреждений вправе уплачивать лишь квартальные авансовые платежи.

Порядок формирования регистров налогового учета

Налогоплательщики вправе разработать индивидуальные формы под себя. В этом случае в приложении к УП необходимо привести такие формы. Кроме того, можно использовать бухгалтерские формы или рекомендованные налоговой службой — этот момент также следует отметить в УП.

Порядок ведения раздельного учета

Как мы уже отмечали, если организация использует сразу два режима налогообложения, ей необходимо определить принципы ведения раздельного учета, чтобы правильно рассчитать величину обоих налогов. Правила ведения раздельного учета отражают в учетной политике и в случаях, когда налогоплательщик является получателем средств целевого финансирования. Ведь при отсутствии таких правил в нормативном документе все полученные средства облагаются налогом.

Каковы особенности формирования раздела, посвященного налогу на добавленную стоимость

Налоговый кодекс достаточно четко прописывает особенности расчета НДС, поэтому учетная политика в этой части окажется менее объемной.

Для НДС необходимо отразить следующие аспекты:

  1. Момент определения базы по налогу при поступлении аванса за продукцию (работы, услуги), производство которых осуществляется более полугода. Здесь налоговый кодекс предлагает на выбор два варианта. Первый — это когда база признается в день поступления аванса. Второй — когда моментом определения базы является день отгрузки. Если налогоплательщик не раскроет данный аспект в учетной политике, по умолчанию база будет определяться в общем порядке, т.е. при поступлении денежных средств в счет будущих поставок.
  2. Порядок ведения раздельного учета НДС по операциям, облагаемым налогом в обычном порядке и по нулевой ставке — данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно.
  3. Порядок ведения раздельного учета НДС по операциям, облагаемым налогом и освобожденным от налогообложения — также субъекты определяют данный порядок сами.

С примером учетной политики для целей налогообложения для предприятия на ОСНО вы можете ознакомиться по ссылке в начале это статьи.

***

УП для целей налогообложения — один из важнейших внутренних нормативных документов любой организации, особенно если она платит налог на прибыль. В этом документе должны быть определены элементы и методы налогового учета, которые либо предлагаются налоговым законодательством на выбор, либо разрабатываются хозсубъектами самостоятельно. Большая часть налоговой УП обычно посвящается налогу на прибыль, и мы постарались рассмотреть как можно больше вопросов, связанных с этим разделом.

Еще больше материалов — в рубрике «Налоговая отчетность, документы».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сковороду в андертейл
  • Как найти кошку когда она пропала
  • Как найти в htc диктофон
  • Как найти лабиринт пое
  • Как найти концентрацию щелочи в растворе