в целях публичного раскрытия на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 274н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
1. Учетная политика в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – Учетная политика) определяет совокупность принципов, правил организации и технологий реализации способов ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, разработана с целью формирования в учете и отчетности максимально полной, объективной и достоверной, а также оперативной финансовой информации с учетом организационных и иных особенностей деятельности ЦИК России.
Учетная политика разработана на основе:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Гражданского кодекса Российской Федерации;
Трудового кодекса Российской Федерации;
Налогового кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
Федерального закона от 6 декабря 2012 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
приказов Минфина России:
от 13 июня 1995 года № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – приказ № 49),
от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – приказ № 157н),
от 6 декабря 2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета и Инструкции по его применению»,
от 28 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»,
от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бюджетного (бухгалтерского) учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»,
от 31 декабря 2016 года № 256н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности организаций государственного сектора»,
от 31 декабря 2016 года № 257н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Основные средства»,
от 31 декабря 2016 года № 258н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Аренда»,
от 31 декабря 2016 года № 259н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов»,
от 31 декабря 2016 года № 260н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»,
от 29 ноября 2017 года № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»,
от 30 декабря 2017 года № 274н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»,
от 30 декабря 2017 года № 275н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»,
от 30 декабря 2017 года № 278н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств»,
от 27 февраля 2018 года № 32н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Доходы»,
от 30 мая 2018 года № 124н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»,
от 7 декабря 2018 года № 256н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций государственного сектора «Запасы»,
от 6 июня 2019 года № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»,
от 15 ноября 2019 года № 181н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для государственных финансов «Нематериальные активы»,
от 15 ноября 2019 года № 184н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета для государственных финансов «Выплаты персоналу»,
от 30 июня 2020 года № 129н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета государственных финансов «Финансовые инструменты» (за исключением положений абзаца первого подпункта «в» пункта 12, абзаца второго пункта 16, абзаца первого подпункта «в» пункта 39 и абзаца второго пункта 44),
от 30 октября 2020 года № 255н «Об утверждении федерального стандарта бюджетного (бухгалтерского) учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»,
Указания Банка России от 9 декабря 2019 года № 5348-У «О правилах наличных расчетов»;
Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;
других нормативных правовых актов, входящих в систему нормативного регулирования бюджетного (бухгалтерского) учета государственных учреждений в Российской Федерации;
нормативных актов ЦИК России, регулирующих порядок ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной отчетности.
2. Бюджетный (бухгалтерский) учет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется с учетом следующих основных положений:
2.1. Бюджетный (бухгалтерский) учет осуществляется отделом исполнения бюджета, учета и отчетности Планово-финансового управления Аппарата ЦИК России (далее – Отдел).
Для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦИК России используется Рабочий план счетов. Для обеспечения группировки учетных данных и отчетности по ним могут применяться дополнительные аналитические признаки счетов бюджетного учета.
2.2. Отдел осуществляет электронный документооборот с использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи по следующим направлениям:
– осуществление платежей, информационное взаимодействие через систему удаленного финансового документооборота (СУФД) с Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства (далее – МОУ ФК);
– сбор, сведение и сдача бюджетной отчетности, принятие бюджетных обязательств, внесение изменений в реестр участников бюджетного процесса, распределение бюджетных данных – в Государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет»);
– осуществление платежей и обмена информацией через автоматизированную систему «Транспортный шлюз Банка России для обмена платежными и финансовыми сообщениями с клиентами Банка России (ТШ КБР)»;
– передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы;
– передача отчетности по страховым взносам и сведениям персонифицированного учета в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации;
– размещение информации по запросам Счетной палаты Российской Федерации в автоматизированной информационной системе «Единая проектная среда» Счетной палаты Российской Федерации;
– иные направления.
2.3. ЦИК России имеет два подведомственных федеральных казенных учреждения: федеральное государственное казенное учреждение «Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и федеральное казенное учреждение «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (далее – подведомственные казенные учреждения).
ЦИК России за счет средств федерального бюджета осуществляет частичное финансирование деятельности 85 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее – ИКСРФ), связанное с обеспечением их полномочий.
2.4. ЦИК России как главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет распределение с лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и их доведение в установленном порядке через органы Федерального казначейства на лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые ЦИК России и подведомственным казенным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и на лицевой счет иного получателя бюджетных средств, открытый ЦИК России в территориальном органе Федерального казначейства, для учета средств федерального бюджета на подготовку и проведение федеральных выборов, референдума Российской Федерации, обеспечение деятельности ИКСРФ, проводимых ИКСРФ мероприятий по обучению организаторов выборов и избирателей.
В соответствии с утвержденными для ЦИК России лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год средства федерального бюджета, учтенные на лицевом счете иного получателя бюджетных средств, перечисляются на счет ЦИК России, открытый в учреждении Банка России, на балансовом счете № 40106 «Средства, выделенные из федерального бюджета» (далее – счет № 40106), далее ЦИК России перечисляет средства распоряжением о переводе денежных средств со счета № 40106 на счет, открытый ей в учреждении Банка России, на балансовом счете № 40301 «Средства избирательных комиссий (комиссий референдума)» (далее – счет № 40301).
ЦИК России перечисляет со счета № 40301 средства федерального бюджета ИКСРФ, территориальным избирательным комиссиям и территориальным комиссиям, сформированным ею для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации (далее – специальным территориальным избирательным комиссиям), соответствующим федеральным органам исполнительной власти – главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся дипломатические представительства, консульские учреждения и воинские части, руководители (командиры) которых образуют избирательные участки (далее – федеральные органы исполнительной власти), на счета № 40301, открываемые им в учреждениях Банка России, а в случае их отсутствия – в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России».
2.5. ЦИК России возвращает остатки неизрасходованных средств, выделенных на подготовку и проведение федеральных выборов, референдума Российской Федерации, с учетом сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2.6. В период проведения федеральных выборов, референдума Российской Федерации средства федерального бюджета, выделенные избирательным комиссиям, комиссиям референдума на подготовку и проведение выборов, референдума и находящиеся на конец текущего финансового года на счетах, открытых в учреждениях Банка России или в филиалах ПАО Сбербанк, не подлежат перечислению в текущем финансовом году избирательными комиссиями, комиссиями референдума на единый счет бюджета и подлежат использованию ими на те же цели до завершения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума.
Бюджетный (бухгалтерский) учет ведется в электронном виде с применением программных продуктов:
«1С» «Бухгалтерия государственного учреждения» – по направлению бюджетного (бухгалтерского) учета;
«1С» «Зарплата и кадры» – по направлению учета оплаты труда;
«Парус» – по направлению сведения бюджетной отчетности подведомственных казенных учреждений и ИКСРФ.
Первичные учетные документы, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета могут составляться как в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, так и на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов.
2.7. Первичные учетные документы составляются по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов.
2.8. При оформлении совершения фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, применяются первичные учетные документы, формы которых устанавливаются приложениями к Учетной политике.
Первичные учетные документы по операциям, для отражения которых в учете не предусмотрено составление унифицированных форм или форм, разработанных ЦИК России, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование участника сделки, события, операции, от имени которого составлен документ; содержание сделки, события, операции; их измерители в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за факт совершения сделки, события, операции и правильность их оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровку.
2.9. При поступлении документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на русский язык осуществляется работником Аппарата ЦИК России, который владеет соответствующим иностранным языком. В случае невозможности перевода документа работником Аппарата ЦИК России привлекается профессиональный переводчик.
2.10. Лимит остатка наличных денежных средств в кассе ЦИК России устанавливается на основании распоряжения Председателя ЦИК России. Хранение в кассе денежных средств свыше установленного лимита допускается только для оплаты труда и других социальных и компенсационных выплат членам ЦИК России и работникам Аппарата ЦИК России на срок не свыше пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке.
2.11. Инвентаризация кассы проводится в соответствии с порядком, установленным положением о постоянно действующей комиссии для проведения инвентаризации кассы в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
2.12. Начисление денежного содержания работникам Аппарата ЦИК России производится на основании табеля учета использования рабочего времени (далее – табель), представляемого структурными подразделениями Аппарата ЦИК России.
Начисление оплаты труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день работникам Аппарата ЦИК России производится на основании отдельного табеля, представляемого структурными подразделениями Аппарата ЦИК России.
Заполнение табеля в ЦИК России ведется способом отражения фактических затрат рабочего времени.
В случае использования работником рабочего времени, установленного Служебным распорядком ЦИК России, указывается условное значение фактических затрат рабочего времени «8».
При установлении по соглашению между работником и представителем нанимателя неполной продолжительности рабочего времени в табеле указывается количество отработанных работником часов согласно режиму рабочего времени, утвержденному распоряжением Председателя ЦИК России.
2.13. Денежные средства на командировочные расходы выдаются под отчет на основании распоряжения Председателя ЦИК России или уполномоченного должностного лица о командировании и письменного заявления получателя с указанием назначения, размера аванса и срока, на который он выдается.
Аванс на командировочные расходы или оплата произведенных расходов перечисляются подотчетному лицу на банковскую карту национальной системы платежных карт «МИР» и (или) выдаются наличными денежными средствами из кассы ЦИК России.
2.14. Выдача наличных денег из кассы ЦИК России на хозяйственные расходы производится на основании заявления на выдачу наличных денежных средств с указанием назначения, размера аванса и срока, на который он выдается (но не более десяти дней), с разрешения Председателя ЦИК России или уполномоченных на то лиц.
2.15. Учет расчетов по безвозмездному поступлению и выбытию нефинансовых активов, движению финансовых активов ЦИК России, подведомственных казенных учреждений и ИКСРФ ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 130404000 «Внутриведомственные расчеты».
В дебете соответствующих счетов аналитического учета счета 130404000 «Внутриведомственные расчеты» отражается сумма распределенных средств бюджета, перечисленная ЦИК России ИКСРФ, с корреспонденцией по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».
При отзыве средств бюджета у ИКСРФ кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 130404000 «Внутриведомственные расчеты» корреспондирует с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 120121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».
2.16. ИКСРФ осуществляют отдельные полномочия администратора доходов федерального бюджета по начислению и учету платежей в бюджет, перечисляемых в дальнейшем ЦИК России как администратору кассовых поступлений, с одновременным оформлением передачи дохода по извещению (ф. 0504805). В бюджетном (бухгалтерском) учете ЦИК России операция по принятию доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 130404000 «Внутриведомственные расчеты».
2.17. Сумма распределенных денежных средств, перечисленная ЦИК России федеральным органам исполнительной власти, отражается в дебете соответствующих счетов аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам» и кредите соответствующих счетов аналитического учета счета 120100000 «Денежные средства учреждения».
После проведения федеральных выборов, референдума Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти представляют в ЦИК России отчет по израсходованным денежным средствам по форме, установленной постановлением ЦИК России от 18 мая 2016 года № 7/59-7 «Об Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума» с последующими изменениями (далее – Инструкция о порядке открытия и ведения счетов № 7/59-7), на основании которого в учете ЦИК России отражается операция по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам» с отнесением на расходы бюджета проводкой по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140120000 «Расходы текущего года» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам».
2.18. Сумма распределенных денежных средств, перечисленная ЦИК России специальным территориальным комиссиям, отражается в дебете соответствующих счетов аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредите соответствующих счетов аналитического учета счета 120100000 «Денежные средства учреждения».
После проведения федеральных выборов, референдума Российской Федерации на основании представленного в ЦИК России специальными территориальными комиссиями отчета по израсходованным денежным средствам по форме, установленной Инструкцией о порядке открытия и ведения счетов № 7/59-7 , в учете ЦИК России отражается операция по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140120000 «Расходы текущего года» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами».
2.19. Бюджетная отчетность ИКСРФ, входящая в консолидированную отчетность ЦИК России, включает показатели расходов территориальных избирательных комиссий, не являющиеся юридическими лицами, по средствам, выделенным на подготовку и проведение федеральных выборов, с учетом особенностей законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
2.20. Для принятия решения в отношении учета нефинансовых активов в ЦИК России созданы постоянно действующие комиссии: комиссия по принятию к учету объектов нефинансовых активов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, комиссия по поступлению и выбытию активов, комиссия по списанию (выбытию) федерального имущества в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – комиссия по списанию), инвентаризационная комиссия, комиссия по инвентаризации кассы, комиссия по списанию врученных ценных подарков, сувенирной продукции и цветов, комиссия по определению стоимости подарков, полученных членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей (далее – Комиссия по подаркам). Каждая комиссия выполняет свои функции в рамках своей компетенции.
2.21. Амортизация объектов основных средств и объектов нематериальных активов стоимостью свыше 100 000 рублей производится линейным способом, исходя из их балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.
2.22. Передача основных средств ИКСРФ, федеральным и иным органам исполнительной власти, а также специальным территориальным комиссиям в целях проведения федеральных выборов, референдума Российской Федерации и обеспечения сохранности в межвыборный период осуществляется в соответствии с договором безвозмездного пользования (хранения).
Учет данного имущества осуществляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 110100000 «Основные средства» и на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Принятие решения о списании переданных основных средств осуществляется на основании документов, подтверждающих утрату, порчу или приведение в негодность, полученных от ИКСРФ, федеральных и иных органов исполнительной власти, а также специальных территориальных комиссий, в соответствии с договорами безвозмездного пользования (хранения), и на основании решения комиссии по списанию.
2.23. Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, хозяйственных материалов и запасных частей оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или заявкой-требованием на отпуск материальных запасов и основных средств со склада, установленной приложением к Учетной политике.
Подтверждением фактического израсходования материальных запасов является установленный приложением к Учетной политике отчет о фактическом расходовании материальных запасов в ЦИК России, который ежемесячно представляется структурными подразделениями Аппарата ЦИК России в Управление государственных контрактов и обеспечения деятельности Комиссии и является основанием для формирования акта на списание материальных запасов (ф. 0504230) и последующего отнесения материальных запасов на финансовый результат текущего финансового года. Подтверждением фактического израсходования запасных частей является акт установки.
2.24. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
2.25. Передача материальных запасов федеральным органам исполнительной власти, а также специальным территориальным комиссиям в целях проведения федеральных выборов (референдума) осуществляется по накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205), подписанной представителем федерального органа исполнительной власти на основании представленной доверенности или председателем территориальной комиссии.
2.26. Сроки проведения инвентаризации, перечень проверяемого имущества и обязательств утверждаются распоряжением Председателя ЦИК России.
2.27. ЦИК России наделена полномочиями главного администратора доходов (поступлений) в федеральный бюджет, в том числе по доходам, поступающим от ИКСРФ в установленных Учетной политикой случаях. Администрирование осуществляется согласно перечня администрируемых доходов по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденном распоряжением Председателя ЦИК России.
2.28. Возврат ИКСРФ неизрасходованных остатков средств прошлого года, образовавшихся на счетах № 40301, осуществляется на лицевой счет администратора доходов, открытый ЦИК России в МОУ ФК.
2.29. ЦИК России создает резерв предстоящих расходов по выплатам персоналу с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 140160000 «Резервы предстоящих расходов». Оценочное обязательство по резерву предстоящих расходов по выплатам персоналу определяется ежегодно по состоянию на последний день года. Сумма резерва, отраженная в бюджетном (бухгалтерском) учете до отчетной даты, ежеквартально корректируется до величины вновь рассчитанного резерва:
в сторону увеличения – дополнительными бухгалтерскими проводками;
в сторону уменьшения – обратными бухгалтерскими проводками.
2.30. Внутренний финансовый контроль осуществляется в ЦИК России в соответствии с порядком формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля, ведения, учета, хранения журналов внутреннего финансового контроля в ЦИК России, утвержденного распоряжением Председателя ЦИК России.
2.31. В связи с особенностями законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах бюджетная отчетность ИКСРФ формируется Отделом в сводную индивидуальную бюджетную отчетность ИКСРФ. Индивидуальная бюджетная отчетность подведомственных казенных учреждений, ЦИК России как получателя средств федерального бюджета и сводная индивидуальная бюджетная отчетность ИКСРФ представляется в Федеральное казначейство в установленные ЦИК России сроки посредством ГИИС «Электронный бюджет».
2.32. ЦИК России как главный распорядитель средств федерального бюджета проводит сведение и консолидацию индивидуальной бюджетной отчетности ЦИК России как получателя бюджетных средств, подведомственных казенных учреждений и ИКСРФ в порядке и в сроки, установленные Федеральным казначейством.
Учетная политика предприятия – это обязательный документ, который должен быть в каждой организации. Он регламентирует ведение учета, особенности отражения операций на счетах, способы организации документооборота, порядок инвентаризации и многое другое. Объясняем, что входит в учетную политику, как она составляется и на что обратить особое внимание.
Что такое учетная политика организации
Учетная политика – это документ, который полностью отражает особенности ведения бухгалтерского учета в конкретной компании. В нем содержатся все необходимые сведения, включая нормы документооборота, формы используемых в работе регистров и первичных документов, способы учета отдельных операций и т.д.
При составлении учетной политики необходимо руководствоваться Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008.
Для чего нужна учетная политика? В-первую очередь, это утверждение порядка и норм ведения учета и документации в рамках конкретной компании (с учетом ее особенностей). При формировании учетной политики необходимо придерживаться установленных законом правил.
При проведении выездных налоговых проверок и камералок инспекторы могут попросить предоставить учетную политику, чтобы убедиться, что компания соблюдала единый подход в отражении операций и придерживалась принципов учета, которые сама же для себя установила.
Как правило, учетная политика утверждается на каждый год, с учетом вступающих в силу изменений в законодательстве (если их не произошло – вновь утверждать УП не требуется – она продолжает действовать).
Если в течение года произошли изменения, которые влияют на учетную политику (изменился / добавился вид деятельности в организации – к оказанию услуг добавилось производство, или произошли серьезные изменения в законодательстве – поменялись правила учета курсовых разниц), тогда изменения вносятся и в середине года.
Учетная политика содержит принципы, которые отвечают за обеспечение:
-
отражения в учете всех фактов ведения хозяйственной деятельности;
-
своевременной фиксации обязательной информации;
-
соответствия данных аналитики по каждому отчетному периоду.
Есть два вида учетной политики – для целей налогового и бухгалтерского учета.
Кем формируется учетная политика организации
Учетная политика организации формируется бухгалтером. Данную обязанность можно возложить и на другого сотрудника, который занимается ведением бухгалтерского учета.
Ответственному лицу необходимо проанализировать содержание учетной политики. В документе обязательно отражаются следующие сведения:
-
Рабочие счета, которыми активно пользуется предприятие с целью ведения учета.
-
Применение отдельных ФСБУ (стандартов бухгалтерского учета).
-
Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций – амортизации, принятия к учету / списания материалов, основных средств, порядок отнесения объектов к НМА и др.
-
Используемые формы первичных документов, а также учетные регистры.
-
Порядок, согласно которому проводится инвентаризация.
-
Методики оценки имущественных объектов, а также обязательств.
-
Порядок документооборота.
-
Основы контроля за финансовыми операциями.
-
Другие решения, которые необходимы для правильной организации бухгалтерского учета.
В формировании учетной политики директор обычно участия не принимает, но руководитель обязан изучить и утвердить готовый документ. Бухгалтеру следует обратить внимание руководства на то, как отдельные элементы политики повлияют на показатели компании.
К примеру, организация самостоятельно определяет лимит стоимости, по которой будет определять основные средства для целей бухгалтерского учета. Если установить повышенный лимит, то некоторые приобретения (вроде оборудования) могут не попадать в эту категорию и их стоимость будет сразу списываться в расходы. Это с одной стороны будет резко увеличивать текущие издержки, с другой, оборудование не будет отражаться в качестве активов в балансе (что может быть важно для получения инвестиций или кредитования).
Такие моменты как раз лучше обсудить с руководством до утверждения учетной политики.
В 2023 году действуют уже шесть ФСБУ!
Годовую отчетность за 2022 год нужно сдать с учетом новых правил. Разобраться в них поможет курс повышения квалификации про 6 новых ФСБУ.
Эксперты объяснят, как работать без штрафов и ошибок в отчетности. На курсе получите полезную раздатку с шаблонами, чек-листами и образцами.
По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации на 140 ак. часов. Мы вносим его в ФИС ФРДО.
Узнать больше о курсе и записаться
Кем утверждается учетная политика организации
Для начала применения учетной политики, должен быть выпущен соответствующий приказ. Отсутствие приказа – это отсутствие подтверждения согласия со стороны руководителя. В этом случае, если возникнет спорная ситуация или налоговая решит оштрафовать компанию – директор может сослаться на то, что его вины в ошибках нет, т.к. учетную политику он не утверждал.
После принятия УП, использовать ее требования, положения и нормы обязаны все филиалы, которые входят в компанию. Месторасположения подразделений не имеет значения.
Формировать учетную политику удобно с помощью онлайн-конструктора. В нем можно выбрать те пункты, которые бухгалтер хочет включить в УП и исключить ненужные.
Готовая учетная политика выгружается в Word и ее можно распечатать.
Структура учетной политики
Под учетной политикой организации понимается совокупность методов и способов ведения учета. УП формируется так, как удобно компании, ее структура тоже остается на усмотрение бухгалтера, основные разделы, которые нужно предусмотреть – мы описали ниже в таблицах.
Основные разделы учетной политики:
-
Организационно-документальный раздел.
-
Методологию ведения бухгалтерского учета.
-
Методологию ведения налогового учета.
Организационно-документальный раздел разбит на несколько подразделов: ответственный за ведение учета, используемые формы учета, используемые формы первичной документации, перечень должностей, которые имеют право подписи первичных документов и рабочий план счетов.
Дополнительно, организационно-документальный раздел представлен формой бухгалтерских регистров, графиком документооборота и порядком проведения инвентаризации.
Не последнее место в структуре учетной записи занимает методология ведения бухгалтерского учета.
Методология ведения бухгалтерского учета
Подразделы |
Описание |
Доходы и расходы |
Необходимо прописать порядок признания расходов и выручки, распределение разных видов расходов (прямые / косвенные), какие расходы относятся к управленческим и т.д. |
Учет ТМЦ |
Определяются единицы учета товарной продукции, материалов, инвентаря и др. Определяется порядок формирования стоимости, методы и счета учета ТМЦ, переоценка, списание и другие нюансы. |
Резервы и фонды |
В данном разделе определяется порядок и необходимость создания резервных фондов (для отпуска, ремонта и пр.) |
Учет налога на прибыль |
Если организация работает на ОСНО, то применяет ПБУ 18/02. Малые предприятия могут не применять это ПБУ – это тоже нужно указать в учетной политике. |
Сведения о промежуточной бухгалтерской отчетности |
В данном разделе определяется необходимость формирования промежуточной отчетности, например в целях расчета и выплаты дивидендов. |
Малые предприятия могут применять упрощенные способы ведения учета. Это обязательно необходимо указать в учетной политике.
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Жестких требований в отношении ведения учетной политики организации нет. Главная задача предприятия – это составление самой УП, утверждение ее приказом. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в письменном виде, должен быть организационно-распорядительный документ. В остальном, никаких ограничений нет.
Важно! Составить приказ можно в свободном формате, главное, чтобы он содержал номер, дату и подпись уполномоченного лица. Дополнительно, указывается перечень лиц, которые обязаны отвечать за соблюдение учетной политики.
Сам текст учетной политики можно сделать приложением к такому приказу. Оригинал хранится в бухгалтерии, а руководителю стоит иметь под рукой ее копию.
Налоговая и бухгалтерская учетные политики составляются отдельно, они обе являются частями общей учетной политики компании, утвердить их можно одним приказом.
В обязательном порядке в учетной политике для целей бухгалтерского учета должны присутствовать следующие сведения:
-
Способы ведения бухгалтерского учета.
-
Порядок признания доходов конкретной организацией.
-
Учет материально-производственных запасов.
-
Учет НМА.
-
Учет денежных средств.
-
Учет заработной платы и иных выплат сотрудникам, командировочных расходов и др.
-
Учет затрат, которые были задействованы в процессе производства продукции.
-
Учет займов, кредитов и затрат, которые уходят на их погашение.
Про то, как составить учетную политику на 2023 год можно не только читать, но и смотреть. Вебинар Учетная политика 2023: что внести из-за ЕНП и ФСБУ подскажет как не допустить ошибок в УП и что обязательно в ней нужно изменить.
Учетная политика для налогового учета
Налоговый учет является обобщенной системой, которая содержит информацию, требуемую для определения налоговой базы с учетом выбранного налогового режима.
При формировании налоговой учетной политики нужно руководствоваться положениями Налогового кодекса. Какой будет система налогового учета, налогоплательщик определяет самостоятельно.
В налоговой учетной политике организации учитываются следующие сведения:
-
Учет амортизируемого имущества, представленного в виде основных средств.
-
Учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов.
-
Выбранный метод для оценки сырья, а также материалов, при их списании в производство.
-
Выбранный метод, предназначенный для оценки покупной продукции при ее реализации.
-
Методы учета доходов и расходов.
-
Порядок, согласно которому формируется стоимость приобретения товаров.
-
Порядок, согласно которому формируется резерв по сомнительным долгам.
-
Проценты, штрафы и пени, начисленные по возложенным долговым обязательствам.
-
Выбранный налоговый учет для ценных бумаг и другие.
Методология ведения налогового учета
Подраздел |
Описание |
Метод, используемый для признания доходов и расходов |
В данном разделе необходимо выбрать один из методов, по которому будут признаны основные финансовые операции. На практике, это метод по начислению или кассовый. Пример: если компания применяет УСН – она должна учитывать доходы и расходы для целей НУ кассовым методом. |
Оценка стоимости сырья |
В данном разделе подбирается метод, позволяющий оценить стоимость сырья. Это может быть ФИФО, ЛИФО, а также определение по себестоимости и средней стоимости продукции. |
Амортизация основных средств |
В данном разделе определяется, будут ли использованы коэффициенты амортизации или нет. |
Регистры для налогового учета |
Определяется, какие регистры будут задействованы. Это могут быть шаблонные регистры или регистры, разработанные организацией самостоятельно. |
Отчетные и налоговые периоды |
Зависят от выбранной системы налогообложения и конкретного налога. Пример: по налогу на прибыль есть организации, которые платят налог поквартально или помесячно. |
Определение перечня прямых расходов |
Проводится в соответствии с Налоговым кодексом РФ, или с использованием собственного списка. |
Утверждение и изменение учетной политики
Вновь созданные компании обязаны разрабатывать индивидуальную учетную политику с момента начала своей деятельности.
Принятая организацией учетная политика применяется в дальнейшем без изменений, если вносить их не требуется из-за перемен в деятельности или в законодательстве.
Если коррекция была, необходима – есть два варианта:
-
Сформировать новый текст учетной политики.
-
Подготовить текст дополнений или изменений в учетную политику.
Более приемлемый – первый вариант, т.к. не придется обращаться к разным документам и сверяться с ними.
В обоих случаях потребуется приказ об утверждении УП.
Отдельно стоит отметить сроки, согласно которым УП должна быть утверждена. В зависимости от вида отчета (налогового или бухгалтерского), сроки могут отличаться:
-
Если это УП для бухгалтерского учета, ее утверждение должно произойти в период – 90 дней (п. 8 ПБУ 1/2008). Период начинается с момента регистрации юридического лица либо реорганизации компании. Если в будущем УП будет корректироваться, необходимо составить новый приказ. И сделать это нужно в обязательном порядке до 1 января. Т.е. учетная политика на следующий год должна быть утверждена до конца декабря.
-
Налогорвая учтеная политика. В случае с НДС, утвердить учетную политику нужно до окончания первого налогового периода. А использовать сразу после создания компании. Об этом сказано в пункте 12 статьи 167 НК. Стоит ориентироваться на этот же принцип при формировании учетной политики вцелом и по остальным налогам, взносам и сборам. Учетную политику для целей налогового учета необходимо утвердить до конца ближашего налогового периода по любому из налогов (взносов, сборов).
Как составить учетную политику организации на 2023 год
В 2023 году учетная политика компании формируется с некоторыми изменениями. В 2023 году в силу вступили следующие новшества:
-
На 2023 год были установлены новые лимиты по доходу, позволяющему использовать «упрощенку». Общий доход не должен превышать 251,4 млн. рублей. А вот если компания не будет соответствовать установленным лимитам, придется сменить систему налогообложения.
-
В 2023 году действует единый тариф страховых взносов. Теперь он составляет 30% для выплат, осуществляемых в пределах базы и 15,1% для выплат, которые осуществляются за пределами установленной базы.
Что это за предельная база? Она составляет 1 млн 917 тысяч рублей. Для субъектов малого и среднего бизнеса действуют ранее установленные пониженные тарифы. Их применение возможно к частям зарплаты, превышающей МРОТ. Пониженные тарифы существуют и для других компаний.
-
В 2023 году уплата налогов осуществляется на единый налоговый счет с использованием единого налогового платежа. Изменился даже бухгалтерский счет для учета налогов, например, в 1С появился счет 68.90.
-
С 2023 года организации могут применять (пока в необязательном порядке) ФСБУ 14/2022 «НМА». Уже действует ряд других ФСБУ. Их введение связано с приближением российского учета к международным стандартам.
-
Изменились правила по расчету и уплате НДФЛ налоговыми агентами.
Произошло множество и других изменений: по налогу на имущество, изменился МРОТ, появились новые формы электронных документов (по перевозке, путевые листы, машиночитаемые доверенности и другие).
О том, что изменить в УП из-за перехода на ЕНС, ФСБУ 14/2022 «НМА», электронных документов, финансовой аренды и в некоторых других случаях, мы рассказали в этой статье. В ней же вы найдете образец приказа по изменению учетной политики на 2023 год.
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не предоставляется на проверку в налоговую инспекцию и не сдается в ФНС, она также не передается в инспекцию вместе с отчетностью.
Несмотря на это, налоговая служба вправе запросить учетную политику при проведении камеральной или выездной проверки. Эту информацию нужно иметь ввиду и быть готовым к любому развитию событий. Налоговая служба проверяет, как формируется УП, правильно ли учитываются доходы, расходы и объекты налогообложения.
Если не представить учетную политику организация получит штраф – 200 рублей.
Получить штраф может и руководитель компании. Если нет УП, дополнительный административный штраф составит от 300 до 500 рублей.
Это самые безобидные штрафные санкции. Самое интересное впереди. Если в УП отражаются не все способы учета, или они полностью противоречат установленным нормативным актам, размер ответственности стремительно увеличивается:
-
При грубом нарушении, размер штрафа составляет 10 тысяч рублей (НК РФ ст.120).
-
При грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету размер штрафа составляет 5-10 тысяч рублей (КоАП РФ ст.15.11).
Важно! Если в ходе проверки будет выявлено несколько несоответствий, размер штрафа автоматически увеличится. Т.е. указанные выше цифры – неокончательные.
Учетная политика для бухгалтерского учета при грамотном формировании снижает риск появления ошибок, при правильном подходе позволяет оптимизировать издержки, делает учет более прозрачным, аналитику – удобной.
4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
способы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
5. При формировании учетной политики предполагается, что:
активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.
(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
6. Учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).
(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.
Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.
Стандарты бухгалтерского учета, утвержденные организацией, указанной в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и обязательные к применению ее дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные ею в соответствии с положениями абзаца второго настоящего пункта.
(абзац введен Приказом Минфина России от 07.02.2020 N 18н)
(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:
а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;
г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.
(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.
(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Добавить в «Нужное»
Изменений законодательства, требующих отражения в учетной политике на 2023 г., немного. Главные из них – переход на ЕНП и объединение ПФР и ФСС в единый Фонд пенсионного и социального страхования (далее – СФР). Но есть и другие изменения, которые может потребоваться учесть в учетной политике на следующий год.
Утверждение и изменение учетной политики для бухучета
Учетная политика для целей бухучета – совокупность способов ведения организацией бухучета (ч. 1 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 2 ПБУ 1/2008).
УП формируется, как правило, главным бухгалтером, но может формироваться и другим ответственным лицом. Также для этого может привлекаться руководитель или аудиторы. Утверждается УП приказом (распоряжением) руководителя организации (ч. 2 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п.п. 4, 8 ПБУ 1/2008).
Приказ, утверждающий УП, должен быть подписан руководителем не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором учетная политика будет применяться (п. 9 ПБУ 1/2008).
Применяется УП последовательно из года в год, утверждать ее на каждый следующий год или издавать приказ о продлении не нужно (ч. 5 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/2008).
В некоторых случаях в УП необходимо вносить изменения. Это нужно делать при (ч. 6 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008):
- изменении законодательства о бухгалтерском учете;
- разработке или выборе нового способа ведения бухучета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухучета;
- существенном изменении условий деятельности организации.
Изменение УП также оформляется приказом руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008). В нем можно перечислить изменения, вносимые в УП, или указать на введение в действие новой редакции учетной политики. Утвердить изменения в УП на 2023 г. нужно до 31.12.2022 включительно.
Утверждение и изменение учетной политики для налогов
Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) (п. 2 ст. 11 НК РФ):
- определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения;
- учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.
УП для целей налогообложения также утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации (ИП) (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ). Ее положения можно включить в текст приказа (распоряжения) или оформить приложением к нему.
УП на следующий календарный год нужно утвердить не позднее 31 декабря текущего года (п. 12 ст. 167 НК РФ). Утверждать каждый год новую УП не нужно.
Изменения в УП вносятся (ст. 313 НК РФ):
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала нового года. Поэтому утвердить их нужно до его начала;
- при изменении налогового законодательства. Такие изменения можно применять после их вступления в силу. Утвердить изменения нужно до начала их применения.
Внести изменения в УП также нужно в случае начала ведения нового вида деятельности. В этом случае в учетную политику нужно включить принципы и порядок учета новых операций. Такие изменения можно внести в течение года (ст. 313 НК РФ, Письма Минфина от 26.02.2021 № 03-03-06/1/13447, от 08.04.2020 № 03-03-07/27947).
Изменения в УП должны утверждаться приказом (распоряжением) руководителя (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ). Утвердить изменения в УП на 2023 г. нужно до 31.12.2022 включительно. В этом случае изменения будут действовать с 01.01.2023.
Какие изменения нужно внести в УП на 2023 г.
В учетной политике (как бухгалтерской, так и налоговой) нужно убрать лишние и обновить устаревшие нормы.
В частности, при упоминании ПФР и ФСС РФ нужно внести технические правки – указать СФР, образованный вместо них с 2023 г. (Закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ).
Из УП для целей бухучета также следует исключить (при наличии) переходные положения, которые касались начала применения новых Стандартов (в частности, ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»). Ведь большинство этих положений больше не актуальны.
Какие изменения нужно внести в учетную политику для целей бухучета на 2023 г.
Изменения в рабочем плане счетов
В рабочий план счетов нужно внести изменения, связанные с переходом на ЕНП и объединением фондов. В него нужно ввести новые субсчета:
- к счету 68 для ЕНП – для обобщения информации о расчетах с бюджетом при уплате ЕНП. Старые субсчета убирать не нужно. На них будут отражаться начисление по видам налогов;
- к счету 69 для взносов в СФР. Старые субсчета убирать не нужно, они будут нужны для проверок за прошлые периоды.
Поправки в связи с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
В 2022 г. внесены изменения в ФСБУ 25/2018 (Приказ Минфина от 29.06.2022 № 101н). Эти поправки нужно отразить в УП на 2023 год, если у вас есть или планируются операции по аренде (п.п. 10, 12 ПБУ 1/2008).
Во-первых, состав арендных платежей по новым правилам будет формироваться только за исключением сумм НДС. Исключена оговорка об иных возмещаемых суммах налогов (п. 7 ФСБУ 25/2018).
Во-вторых, изменен п. 16 ФСБУ 25/2018. Теперь, если предмет аренды по характеру его использования относится к группе ОС, по которой арендатор выполняет переоценку, он имеет право выбора: проводить переоценку права пользования активом (ППА) или нет. Выбор нужно закрепить в УП. В прежней редакции нормы такого выбора не было.
Досрочное применение ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»
Обязательным к применению ФСБУ 14/2022 станет только с отчетности за 2024 г. Но, если вы решили применять этот Стандарт досрочно (п. 2 Приказа Минфина от 30.05.2022 N 86н), это нужно отразить в УП на 2023 г. В частности, в УП потребуется:
- установить порядок перехода на применение нового ФСБУ (ретроспективно или в разрешенном альтернативном упрощенном порядке);
- установить стоимостной лимит для малоценных НМА, если вы хотите использовать это право. Описать порядок контроля за такими объектами;
- самостоятельно определить виды и группы своих НМА;
- выбрать вариант оценки (по первоначальной стоимости или по переоцененной);
- установить момент начала начисления амортизации;
- выбрать способ начисления амортизации для каждой группы НМА;
- описать формулу расчета амортизации, если применяется способ уменьшаемого остатка;
- может потребоваться определить порядок учета материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности.
Если вы решили досрочно применять ФСБУ 14/2022, одновременно нужно начать применять и поправки в ФСБУ 26/2020, регулирующие правила формирования стоимости (НМА). Они действуют с отчетности за 2024 г., но их также можно начать применять досрочно (п. 2 Приказа Минфина от 30.05.2022 № 87н). Кроме того, с началом применения ФСБУ 14/2022 прекратит действие ПБУ 14/2007 по учету НМА. В УП на 2023 г. нужно отразить и эти изменения. Мы писали об этом ранее в нашем журнале – статья «ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»: краткий обзор».
Если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, то в УП можно просто указать, что объекты НМА в учете не признаются, а затраты на их приобретение, создание, улучшение включаются в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления (подп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020).
Также ФСБУ 26/2020 дополняется новой главой II «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». В связи с этим утратит силу ПБУ 17/02 по учету расходов на НИОКиТР (п.п. 3, 12 Приказа Минфина от 30.05.2022 N 87н). При необходимости эти изменения также нужно отразить в УП.
Другие поправки в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
В ФСБУ 26/2020 были внесены и другие небольшие изменения. В частности, Стандарт дополнен положением о том, что фактические затраты, связанные с осуществлением капвложений в несколько объектов ОС (НМА), распределяются между ними обоснованным способом, установленным самостоятельно (п. 14.1 ФСБУ 26/2020). Эти изменения также можно применить досрочно с 2023 г. Для этого нужно самостоятельно разработать и закрепить в УП на 2023 г. порядок распределения затрат между объектами.
Пример учетной политики для целей бухучета на 2023 г.
Покажем, какие дополнения можно внести в бухгалтерскую учетную политику на 2023 г.
Раздел. Бухгалтерский учет.
Корректировка рабочего плана счетов.Для отражения с 2023 г. операций по единому налоговому платежу используется субсчет к счету 68 «Единый налоговый платеж».
Для отражения операций по страховым взносам, уплачиваемым с 2023 г. по единому тарифу, используется субсчет к счету 69 «Страховые взносы в СФР».
Учет аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018.
Право пользования активом по предмету аренды, относящегося по характеру использования к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, не переоценивается (п. 16 ФСБУ 25/2018).
Какие изменения нужно внести в УП для целей налогообложения на 2023 г.
Изменений законодательства, требующих отражения в учетной политике для целей налогообложения, немного. Внесите изменения, если, в частности, имеете право на применение:
- повышающего коэффициента 1,5 к расходам на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
- повышающего коэффициента 1,5 при формировании первоначальной стоимости НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта (п. 3 ст. 257 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
- повышающего коэффициента 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта (п. 1 ст. 257 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
- повышающего коэффициента (не больше 3) к норме амортизации в отношении НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
- повышающего коэффициента (не больше 3) к норме амортизации в отношении ОС, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023));
- инвестиционного вычета по затратам на установку, модификацию российских программ для ЭВМ, баз данных и радиоэлектронной продукции (подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2023)).
В связи с установлением единого тарифа страховых взносов и изменением сроков уплаты НДФЛ может потребоваться переработать формы соответствующих регистров.
Кроме того, организация может пересмотреть УП для целей налогообложения на 2023 г. по собственной инициативе, например, при:
- смене налогового режима;
- изменении методов учета (например, метода начисления амортизации, оценки покупных товаров и др.).
Пример формулировки учетной политики для целей налогообложения на 2023 г.
Раздел. Налог на прибыль.
Учет ОС и НМА из сферы искусственного интеллекта.
Первоначальная стоимость ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, формируется с применением коэффициента 1,5 (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Первоначальная стоимость НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, формируется с применением коэффициента 1,5 (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Для составления или изменения учетной политики вы можете воспользоваться нашими новыми конструкторами учетной политики, в частности:
- Учетная политика на 2023 г.: бухгалтерская и налоговая, если вам нужно сформировать полную учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета;
- Изменения в учетную политику – 2023, если у вас уже есть УП на 2022 г. и вам нужно дополнить ее на 2023 г. с учетом последних поправок.
Конструктор учетной политики – это сервис, предназначенный для формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. При его использовании в вашей учетной политике будут отражены только те показатели, без которых никак не обойтись. Для каждого такого показателя мы приводим несколько возможных вариантов учета. Выбирайте тот, который вам больше подходит, и в конце у вас получится готовая учетная политика организации.
Пример учетной политики организации (малого предприятия) на УСН
Приведем пример УП для малого предприятия на УСН, имеющего право на применение упрощенных способов ведения бухучета, сформированный с помощью нашего конструктора учетной политики.
Раздел 1. Бухгалтерский учет у МП.
Ведение бухучета.
Организация ведет учет с применением сокращенного плана счетов.
Формы бухгалтерской отчетности.
Организация применяет упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Порядок исправления ошибок в бухучете и отражения изменений учетной политики.
Организация исправляет существенные ошибки в отчетности без ретроспективного пересчета.
В случае существенных изменений учетной политики последствия таких изменений отражаются перспективно.
Учет товаров, транспортно-заготовительных расходов и расходов на продажу.
Фактическая себестоимость товаров формируется в особом порядке (учитываются только суммы, уплаченные продавцу (без НДС)).
Товары учитываются по продажным ценам на счете 41.
Товары списываются по средней себестоимости (по взвешенной оценке).
Расходы на продажу по итогам месяца относятся на себестоимость проданных товаров (работ, услуг) полностью.
Учет основных средств.
Проверка объектов ОС и капитальных вложений на обесценение не применяется (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020).
Учет расходов на НИОКР и НМА.
Расходы на НИОКР и на нематериальные активы списываются единовременно в полной сумме при принятии объекта к учету (п. 3.1 ПБУ 14/2007).
Определение доходов, расходов и финансового результата.
Доходы и расходы в бухучете определяются по кассовому методу.
Раздел 2. Упрощенная система налогообложения.
Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Учет товаров.
Товары при их реализации списываются по средней стоимости (по взвешенной оценке) (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).