Как составить умный конспект

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

как конспектировать правильно

Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.

Для чего нужны конспекты

Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.

Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.

Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.

Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.

Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.

Конспекты:

  • могут заменить учебники и книги;
  • часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
  • служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
  • содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
  • повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
  • экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
  • обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
  • являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
  • развивают скорость письма и тренируют память;
  • характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.

При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.

Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.

Базовые правила конспектирования

Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).

В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).

Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:

  • Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
  • Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
  • То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
  • Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
  • Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.

Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:

  • Используйте графический конспект. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
  • Используйте диктофон. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
  • Используйте конспект-план. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
  • Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.

Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.

Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

Как грамотно конспектировать лекции

Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.

Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.

Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.

Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.

Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:

  • лекция может читаться по учебнику;
  • лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
  • лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.

Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.

Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):

  1. Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
  2. Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
  3. Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
  4. Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
  • функция – ф-я;
  • формула – ф-ла;
  • государство – гос-во;
  • руководство – рук-во;
  • древнерусский язык – др. р. яз.;
  • литература – лит-ра и т.д.
  1. Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
  • ! – важно;
  • !! – очень важно;
  • ? – не точно или под вопросом;
  • Rm – запомнить;
  • R – проверить;
  • P – пример;
  • U – посмотреть в учебнике;
  • I – посмотреть в Интернете и т.п.

Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.

  1. Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
  • / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
  • ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.);
  • Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
  1. Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
  2. Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
  • + – плюс;
  • — – минус;
  • <, > – меньше и больше;
  • ± – неточность;
  • ≠ – не равно;
  • ≈ – примерно;
  • ⇒ – следовательно;
  • ⇔ – верно только тогда, когда…;
  • ∧ – и;
  • ∨ – или;
  • ∃ – существует;
  • ∈ – принадлежит;
  • ∉– не принадлежит;
  • ∀ – для всех;
  • ∪ – объединяет;
  • ⋂ – пересекается;
  • ⊂ – включает в себя;
  • ∞ – бесконечно;
  • ∑ – сумма;
  • || – параллельно;
  • ¬ – не;
  • ↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.
  1. Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
  2. Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
  3. Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
  4. Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:

Как конспектировать правильно

А вот пример удачной:

Как конспектировать правильно

  1. Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:

Как конспектировать правильно

В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:

  • При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
  • При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
  • При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет запоминать больше информации.

Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.

Эффективные методы конспектирования

Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).

Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.

Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».

Метод Билла Гейтса

Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.

В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.

По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.

Метод Корнелла

Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.

Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).

Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).

В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.

По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.

Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.

Метод течения

Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.

В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.

Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.

Метод предложений

И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.

Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».

Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.

Желаем вам удачи и успехов!

#статьи

  • 4 июн 2021

  • 17

Как правильно вести конспекты

Как сделать ведение конспекта увлекательным, а записи полезными.

Елена Бем

Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы.

Конспект пригодится в любом обучении: в университете, на онлайн-курсах, при прослушивании вебинара или лекции. Он поможет зафиксировать информацию так, чтобы она оставалась в памяти и обучение было более эффективным.

Конспект (от лат. conspectus) — обзор, очерк, краткое изложение любого текста: урока, лекции, книги. В нём ёмко, в виде тезисов или вопросов, записывают ключевую информацию.

Кажется, нет ничего проще — нужно только записывать под диктовку лектора. Но тут есть сложность. Обычное копирование в тетрадь слово в слово огромных фрагментов текста бессмысленно. Чтобы конспект принёс реальную пользу и в нём было легко ориентироваться, важно конспектировать правильно. Этому искусству обычно не учат в школе и университете, но его можно освоить самостоятельно.

Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.

Быстрее запоминать: когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной.

Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.

Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными. Такие знания уже будет легче применить на практике.

Пополнить базу знаний по конкретной теме и при необходимости углубляться в неё.

От руки в тетради или в электронном виде на компьютере? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Исследования, в том числе проведённые учёными из Пристонского университета, показали, что при конспектировании от руки слушатели лучше усваивают и запоминают материал лекции. И по прошествии времени могут вспомнить гораздо больше, чем те, кто печатал на компьютере. Кроме того, используя ноутбук, гораздо проще отвлечься. Большинство студентов начинают проверять почту, играть в игры, смотреть открытые ссылки.

Но печатать гораздо быстрее, чем писать от руки, и конспекты получатся более подробными. Решая, где вести конспекты, отталкивайтесь от задач и своего удобства. Например, если вам нужно создать базу знаний по теме — больше подойдёт электронный формат. Если главное — запомнить и осмыслить много информации, пишите конспекты от руки.

Есть несколько правил грамотного составления конспектов.

Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово. Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях.

Чтобы оставаться вовлечённым:

  • Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное. Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
  • Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
  • Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
  • Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком. Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.

Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

  • Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
  • Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
  • Цифры пишите знаками.

Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.

Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
  • Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
  • Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.

Визуализируйте, используйте графику.

  • Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки. Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
  • Символы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B. — «обратить внимание!».

Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.

Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску. Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов.

Перечитывайте конспект. Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:

  • Сразу после лекции, пока она не выветрилась из головы, исправьте ошибки, заполните пробелы, закончите недописанные фразы.
  • В течение суток после лекции: так вы закрепите всё, что слышали и изучили. Могут выясниться новые детали, которые вы пропустили или не поняли при первом чтении.
  • Перед следующей лекцией. Потратив 10–15 минут, вы освежите в памяти важные тезисы и определения, это поможет лучше усвоить новый материал.

Подводите итоги для каждой темы или лекции. Напишите после занятия небольшое резюме по всему конспекту. Ответьте на вопросы: «Что вы усвоили? О чём был этот блок информации? Что было самым важным?» Когда вы пытаетесь ответить на них, мозг вынужден включаться в работу. Если какие-то моменты остались для вас непонятными, вернитесь к ним: погуглите ответ, спросите преподавателя или сокурсников, загляните в справочник.

Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность. Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять.

Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века. Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков.

Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:

  • Сверху запишите название и дату.
  • Проведите вертикальную линию: левую колонку сделайте узкой, там будут основные тезисы и вопросы. Правую часть сделайте в два раза шире — туда запишете подробные объяснения понятий из левой колонки. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, чтобы дописать что-то, если понадобится.
  • Нижний блок (5–6 строчек) отделите горизонтальной линией, там в течение 24 часов после лекции запишите своими словами краткие выводы или самую важную мысль из колонок выше.

Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.

Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).

В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.

У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.

Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).

Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.

Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.

Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.

Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.

Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:

Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.

Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».

Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.

Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий. В общем, много чего.

Пробуйте разные методы ведения конспектов для разных задач и предметов, смотрите, что подходит и ближе всего именно вам. Экспериментируйте: скомбинируйте несколько методов, модифицируйте какой-то из них под себя или создайте свой собственный. Главное — чтобы он работал: информация легко усваивалась и оставалась надолго в памяти.

Современному человеку нужно постоянно учиться новому, чтобы не отставать в профессии и расширять кругозор. Но просто пойти на лекцию или прочитать книгу недостаточно, важно еще зафиксировать полученную информацию в сжатом виде, чтобы ее всегда можно было найти и повторить. Самый удобный способ – записать конспект. Чтобы сделать это быстро и качественно, предлагаем тебе несколько методов конспектирования.

Структура и логика

Для тех, кто любит структурированные, аккуратные конспекты с четкой внутренней логикой, есть несколько удобных видов конспектирования:

1. Интеллект-карта

Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры. Записи расходятся от центра к краям, информация постепенно разветвляется на более мелкие части. Такой метод подходит, когда тебе нужно структурировать небольшое количество информации. Например, так отлично запоминаются характеристики исторических личностей, планы написания научно-исследовательских работ.

Лично мне этот способ помог подготовиться к контрольной по обществознанию: мне гораздо лучше были видны причинно-следственные связи между аспектами темы. А еще в интернете очень легко найти готовый шаблон такой карты, если времени совсем мало.

2. Метод Корнелла

Это система ведения конспектов, разработанная Уолтером Пауком, профессором Корнелльского университета в США. Сначала нужно отделить горизонтальной линией снизу около четверти своего листа, а вертикальной линией – четверть листа с левой стороны. В оставшейся части листа – самой большой – записываешь основную информацию. Затем начинается самая интересная часть – работа над конспектом. В левой колонке кратко запиши все основные тезисы конспекта – так будет гораздо удобнее пересматривать записи. В эту же колонку можно вписать наиболее интересные и важные вопросы, на которые отвечает конспект. В нижнюю колонку после выполнения всех предыдущих пунктов нужно написать краткий пересказ конспекта, опираясь на факты и вопросы из левой части.

Этот метод считается настолько эффективным, что его уже вводят в большинстве американских школ как обязательный. Он отлично подходит и для записей во время встреч и совещаний на работе. Хочешь узнать подробности – прочитай книгу Паука «Как учиться в колледже».

Мой личный совет – использовать метод Корнелла не только для конспектов, но и для самоанализа. В конце каждой недели в основном поле я пишу, что я хорошего и важного успела сделать, слева пишу замечания, как я могла бы улучшить результат, что я сделать не успела, что должна была и так далее. В нижней части подвожу общий итог недели. А позже, опираясь на этот конспект, составляю планы на новую неделю. Это помогает мне визуализировать уровень моей продуктивности на неделе.

Творческий порядок

Не всем нравится строить свои конспекты таким образом. Даже мне иногда надоедает их лаконичность, логичность и простота. Специально для тех, кто считает, что гений властвует над хаосом, существуют другие способы организации информации.

1. Визуальный конспект, или скетчноутинг

Для такого конспекта используются не только привычные таблички, схемы и предложения, а еще и рисунки, шрифты разных форм и размеров и вообще все, что в голову взбредет. Благодаря своей яркости и необычности, а еще тому, что вы вложили в него кусочек своей души, он запомнится гораздо лучше других.

2. Метод течения

Этот метод сломает твои представления о конспектах. Его главная идея в том, что запоминание новой информации –  не пассивный процесс, когда ты просто перенимаешь чужой опыт и записываешь чужую мудрость. Во время лекции или чтения в твоей голове возникают какие-то идеи, мысли, предложения, связанные с изучаемой темы, – их и записывай. В них – вся суть и смысл обучения. Такие записи помогут тебе понять, как ты можешь применить новые знания.

Единственный минус такого конспектирования по моему опыту – в какой-то момент можно слишком сильно увлечься своими мыслями, и тогда получится не конспект, а просто поток сознания. Поэтому будь внимателен, старайся сосредоточиться на сути темы.

Классика

Если ты не любитель необычного конспектирования и считаешь, что лучше всего просто записывать под диктовку, то и здесь есть парочка советов, как сделать твои записи лучше.

1. Метод предложений

Все просто: каждый новый тезис своего конспекта записывай отдельным пунктом. Так у тебя получится перечень пронумерованных тезисов, которые очень удобно учить и повторять.

2. Текстуальный конспект

Этот способ подходит для конспектирования статей, книг и других письменных источников. Весь твой конспект составляется из цитат – и только из них. Не перефразировав текст автора, а напрямую цитируя, не получится неверно интерпретировать слова автора, и в этом главное преимущество текстуального конспекта.

В любом случае, какой бы метод конспектирования ты ни выбрал, если ты стремишься к знаниям и готов уделить этому время и силы, то у тебя обязательно все получится. Не бойся узнавать что-то новое, никогда не переставай самосовершенствоваться.

Успешного конспектирования!


Материалы по теме: 

TED, Blinkist и BeFocused — предприниматели и топ-менеджеры назвали самые полезные приложения для студентов

Учусь и работаю: 10 приложений для тайм-менеджмента

Как прикладная рациональность поможет тебе в жизни, учебе и бизнесе

Три шага к работе мечты для тех, кто только начинает ее искать

«Писать статьи и получать за это деньги – это же работа мечты!». Как я стала копирайтером в 11 лет

Фото на обложке: Unsplash


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хотите ли вы добиться успехов в учебе или достичь вершины карьерного роста — умение эффективно конспектировать материал является ценным навыком для хранения, запоминания, воспроизведения и восстановления информации. Если вы будете следовать простым шагам и советам ниже, то научитесь не просто конспектировать, но и составлять такой конспект, который поможет вам применять ваши знания и сохранять обработанный материал.

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 1

    1

    Подготовьте все материалы, необходимые для ведения конспекта. Звучит довольно просто, но для эффективного конспектирования действительно важно, чтобы перед уроком, встречей или лекцией все необходимые принадлежности были приготовлены и разложены по местам.

    • Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
    • Если вы носите очки, убедитесь, что не забыли их взять. Они понадобятся в том случае, если учитель или лектор решит записать какую-нибудь важную информацию на доске. Имейте при себе тряпочку из микрофибры, чтобы при необходимости протереть очки Кроме того, не забудьте занять такое место в помещении, откуда вы будете хорошо видеть и слышать выступающего.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 2

    2

    Приходите подготовленным. Прежде чем идти на урок, лекцию или встречу, не забудьте просмотреть свои записи с предыдущего раза. Так вы сможете легко и быстро подхватить дальнейший ход лекции с того места, где она закончилась.

    • Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить аннотации. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии. Хорошей идеей будет законспектировать главу или статью заранее. Сделайте это на одной стороне листа, с тем чтобы дополнить конспект во время занятия.[1]
    • Помните о старой мудрости: «Готовишься наудачу — готовишь неудачу».
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 3

    3

    Будьте активным слушателем. Во время конспектирования многие люди допускают ошибку — механически, бездумно записывают, не пытаясь на самом деле разобраться в том, о чем идет речь. Прикладывайте усилия и разбирайтесь в темах во время занятий, а не после. Сосредоточьтесь на словах преподавателя, а если что-либо непонятно, задавайте вопросы.

    • Когда преподаватель закончит объяснение темы или сделает паузу, поднимите руку и задайте интересующие вас вопросы. Он наверняка оценит, что вы слушали его внимательно и хотите разобраться в том, что вам неясно.
    • Если вы разберетесь в изучаемой теме во время занятия, дома придется приложить меньше усилий.
  4. Изображение с названием Take Better Notes Step 4

    4

    Ведите конспект от руки. Хотя конспектирование на ноутбуке удобнее, недавние исследования показали, что те, кто ведут записи от руки, запоминают информацию лучше. Вероятно, так происходит потому, что пользователи ноутбуков просто переводят услышанное в текст, слово в слово, опуская момент обработки сказанного.[2]

    • Если вы все же конспектируете с использованием ноутбука, не стоит делать этого слово в слово. Старайтесь понять, что говорит преподаватель.
    • Вывод: вам стоит конспектировать от руки всякий раз, когда это возможно.
  5. Изображение с названием Take Better Notes Step 5

    5

    Не бойтесь задавать вопросы. Когда вы сталкиваетесь с информацией, которую не понимаете, не стоит говорить себе, что решите эту проблему позже, и после кратких пометок двигаться дальше — задайте учителю или лектору уточняющий вопрос.

    • Посудите сами: если вам непонятно сейчас, то вам будет вдвойне непонятно, когда вы будете самостоятельно пересматривать записи позже.
    • Не бойтесь попросить учителя или лектора повторить, особенно если вы чувствуете, что он сказал что-то важное.

    Реклама

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 6

    1

    Сосредоточьтесь на ключевых словах и понятиях. Самая важная перемена, которую вы можете совершить для улучшения своих навыков конспектирования — сосредотачиваться исключительно на записях ключевых слов и понятий.

    • Определите самую главную информацию. Записывайте отдельные слова или ключевые фразы, которые больше всего отражают тему лекции — даты, имена, теории, определения — только самые важные детали, которые определяют суть. Исключайте все заполнения, связки и второстепенные детали — если вам понадобится эта информация, вы прочитаете учебник.
    • Подумайте о том, что вы хотите сохранить и запомнить. Почему вы ходите на этот урок? Для чего вы пришли на данный семинар? Почему ваш работодатель отправил вас на эту конференцию? Хотя вашим первым порывом может быть желание просто записать слово в слово все, что вы видите или слышите, вам стоит помнить о том, что вы ведете конспект для того, чтобы потом выучить информацию с его помощью, а не пишете рассказ.
    • Прежде всего обращайте внимание на новую информацию. Не тратьте свое время на запись того, что вы и так уже знаете: это бесполезная трата времени. Сконцентрируйтесь на том, чтобы выделять из сказанного и записывать любую новую информацию, которой вы еще не знаете — именно в этом и заключается главная ценность конспектирования, и именно она принесет вам больше всего пользы.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 7

    2

    Используйте метод «вопрос, ответ, доказательство». Это очень эффективный метод ведения записей, потому что он заставляет нас в процессе конспектирования вникать в суть материала и позволяет описать тему своими словами. Эта техника перефразирования информации доказала свою эффективность — с ее помощью студентам удается гораздо эффективнее как понимать, так и запоминать проработанный материал.[3]

    • Вместо того чтобы бездумно переносить на бумагу строчку за строчкой, внимательно слушайте выступающего и постарайтесь понять материал. Сделав это, составьте конспект в виде серии вопросов, основанных на материале, а затем запишите свои собственные ответы.
    • Например, с вопросом: «Какова центральная тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?» — ответом может быть: «Больше, чем просто трагическая история любви, «Ромео и Джульетта» повествует о последствиях затаенной обиды».[4]
    • Под этим ответом вы можете привести доказательства вашего утверждения, дав ссылку на пример из текста. Такая стратегия позволяет записать всю ключевую информацию в кратком, легко читаемом формате.
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 8

    3

    Используйте стенографию. Среднестатистический студент записывает 1/3 слова в секунду, в то время как среднестатистический оратор говорит со скоростью в 2/3 слова в секунду. Разработка своей собственной системы стенографии поможет вам вести записи более эффективно и не отставать.

    • Попробуйте писать «зн.» вместо «значит», «орг-я» вместо «организация», «др.» вместо «другой» и так далее. Ставьте знак плюса вместо слова «положительный». Вы можете использовать аббревиатуры и сокращения для тех слов, которые многократно повторяются во время лекции — например, вместо того, чтобы 25 раз писать «монголо-татарское иго» на уроке истории, вы можете написать «монг-тат. иго». Попробуйте писать конспект одними согласными: «н звтр нжн сдлть дмшн здн».
    • Разумеется, самое главное — чтобы вы смогли потом расшифровать свои записи. Если вам кажется, что с этим могут возникнуть проблемы, попробуйте оставить пометки с ключевыми сокращениями. К тому же вы можете вернуться к конспекту после занятия и вписать полную форму сокращений.
    • Если лектор по-прежнему говорит быстрее, чем вы можете записывать, и стенограмма не помогает, вы можете принести на занятие записывающее устройство — это даст вам возможность прослушать лекцию второй раз и заполнить пробелы в ваших записях.
  4. Изображение с названием Take Better Notes Step 9

    4

    Ведите конспект так, чтобы он имел привлекательный внешний вид. Вам не захочется возвращаться к материалу и разбирать свои записи, если конспект будет грязным, неорганизованным и трудночитаемым. Соответственно, очень важно, чтобы все было красиво! Вот несколько советов, которые помогут вам придать конспекту привлекательный внешний вид:

    • Всегда начинайте с новой страницы. Вам будет легче читать, если каждая тема или занятие будут начинаться с чистой страницы. В правом верхнем углу поставьте дату и пишите только с одной стороны листа, особенно если пишете ручкой с жирными чернилами, проступающими сквозь бумагу.
    • Следите за тем, чтобы писать разборчиво. Ведение конспекта будет пустой тратой времени, если потом вы не сможете в нем разобраться! Неважно, как быстро вы пишете: следите, чтобы ваш почерк был мелким, аккуратным и читаемым, а строки не заходили одна на другую.
    • Используйте широкие поля. На каждой странице с внешней стороны расчертите ручкой и линейкой широкие поля. С ними конспект не будет казаться переполненным, и у вас будет возможность делать пометки на потом, когда будете перечитывать.
    • Используйте символы и схемы. Такие вещи, как стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики и прочие визуальные средства часто становятся прекрасными помощниками в понимании связей и запоминании ключевых понятий, особенно если вы лучше воспринимаете информацию визуально.
  5. Изображение с названием Take Better Notes Step 10

    5

    Используйте в конспекте цветную кодировку. Многие находят, что информация лучше читается и запоминается, если при ведении конспекта использовать разные цвета.

    • Это происходит потому, что цвет стимулирует творческие зоны головного мозга, делая записи более интересными и потому более удобными для запоминания и хранения. Цветная кодировка помогает ассоциировать цвет с информацией, позволяя запомнить материал конспекта с относительно небольшими усилиями.[5]
    • Попробуйте использовать разноцветные ручки для разных частей конспекта. Например, вопросы вы можете писать красным, определения — синим, выводы — зеленым.
    • Вы также можете использовать маркер, чтобы выделять ключевые слова, даты и определения. Однако не перестарайтесь — не стоит подменять реальную учебу раскрашиванием конспекта.
  6. Изображение с названием Take Better Notes Step 11

    6

    Делайте конспект учебника. После лекции вы можете дополнить ваш конспект информацией из учебника. Конспектирование учебника — еще один навык, который стоит освоить.

    • Предварительный просмотр материала: прежде чем вы приступите непосредственно к чтению текста, просмотрите материал, чтобы понимать, о чем речь. Прочтите вступление и заключение, заголовки, подзаголовки, первые и последние предложения каждого параграфа. Просмотрите также схемы, иллюстрации и диаграммы.
    • Активное чтение текста: теперь возвращайтесь к началу и тщательно прочтите весь текст от первого до последнего слова. После каждого параграфа выделяйте ключевые слова, факты, понятия и цитаты. Используйте визуальные подсказки в самом учебнике — места, выделенные жирным шрифтом или курсивом, цветом или списком обычно являются ключевыми.
    • Конспектирование: после того как вы тщательно прочитали текст, возвращайтесь к началу и законспектируйте всю выделенную вами информацию. Постарайтесь не переписывать предложения целиком (это пустая трата времени), а перефразировать их своими словами, где это возможно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 12

    1

    Просмотрите свой конспект позже в тот же день. Если вы просмотрите сделанные записи после лекции или чуть позже в тот же день, то информация отложится и запомнится значительно лучше. Нет необходимости тратить на это много сил и времени — будет достаточно 15–20 минут каждый вечер.

    • Заполните пропуски. Используйте повторный просмотр для того, чтобы дописать дополнительную информацию, которую вы вспомнили из урока или лекции.
    • Пишите краткое содержание. Другой эффективный инструмент для того, чтобы информация из конспекта отложилась в вашей памяти — резюмировать краткое содержание внизу страницы.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 13

    2

    Проверьте себя. Проверьте, насколько вы усвоили материал: закройте конспект и попробуйте объяснить тему самом себе (вслух или про себя).

    • Посмотрите, как много важных деталей вам удастся вспомнить. После этого прочтите еще раз свои записи и резюмируйте информацию, которую упустили.
    • Объясните материал другу. Объяснить материал другу — отличный способ проверить, полностью ли вы понимаете тему и охватывает ли ваш конспект ее всесторонне.
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 14

    3

    Заучите конспект. По-настоящему вы оцените пользу хорошего конспекта тогда, когда придет время экзамена, и вам нужно будет заучить весь материал. Если вы следовали совету и каждый вечер пересматривали конспект по 20–30 минут, то обнаружите, что информация заучивается гораздо легче. Вот несколько популярных техник на запоминание, которые вы можете попробовать:

    • Строчка за строчкой: если вам нужно запомнить какой-то отрывок текста, вот хорошая техника. Вы читаете первую строчку несколько раз, а затем пытаетесь повторить ее вслух, не подглядывая в учебник. Затем читайте вторую строчку, снова несколько раз, и пытайтесь повторить, не смотря в книгу. Продолжайте таким образом до тех пор, пока не сможете повторить весь отрывок текста без помощи учебника.
    • Придумывание истории: этот метод заключается в том, чтобы превратить информацию, которую вам нужно запомнить, в простую запоминающуюся историю. Например, если вы хотите запомнить первые три элемента периодической таблицы Менделеева (водород, гелий, литий), то можете использовать следующую историю: «(Во)лодя — (ге)ний в (ли)тературе». История необязательно должна иметь смысл — на самом деле чем она бестолковее, тем лучше.
    • Мнемонические техники: использование мнемонических техник — отличный способ запомнить слова в определенном порядке. Чтобы сделать мнемонику, просто возьмите по первой букве каждого слова, которые вы хотите запомнить, и составьте из этих букв короткое предложение. Например, если вы хотите запомнить последовательность музыкальных аккордов EGBDF, вы можете использовать следующую мнемонику: «Европейский Голубь Будет Добрым Фазаном».[6]
    • Более подробную информацию об эффективных и популярных мнемотехниках можно найти в этой статье.

    Реклама

Советы

  • Старайтесь использовать короткие фразы и списки: помните о том, что это конспект, а не сочинение.
  • Когда пишете конспект, не забывайте подчеркивать ключевые слова, которые могут быть включены в контрольную работу.
  • Если лектор (или другой выступающий) повторяет что-либо более двух раз, скорее всего, это что-то важное, и вам стоит уделить сказанному особое внимание.
  • Если в вашей школе это разрешено, вы можете использовать разные яркие маркеры для выделения. Материал, выделенный цветом, будет бросаться в глаза и привлекать ваше внимание.
  • Будьте внимательны к тому, что говорит преподаватель; не отвлекайтесь на остальных людей вокруг.
  • Записывайте самое важное, что вам нужно знать.
  • Не забудьте завести отдельную тетрадь для каждого предмета и не забудьте подписать тетрадь.
  • Не нужно записывать каждое слово, которое вы слышите.
  • Записывайте информацию, перефразируя ее — это помогает лучше донести услышанное до сознания.
  • Если вы читаете книгу для урока литературы, держите всегда под рукой пачку бумаги для заметок — вряд ли вам разрешат писать в самой книге.

Реклама

Предупреждения

  • Если решили вести запись на диктофон, спросите у преподавателя разрешения на это.
  • Не отвлекайтесь на тех, кто в данный момент не выступает.
  • Приготовьте отдельный лист или стикеры для сносок и (если хотите) проставляйте порядковые номера своих пометок на обоих листах — так вам будет ясно, какое высказывание к чему относится.

Реклама

Что вам понадобится

  • Как минимум две ручки или два карандаша
  • Стирательная резинка (если у вашего карандаша нет ее сверху)
  • Очки или другие средства
  • Много бумаги
  • Маркеры для выделения (минимум два цвета)
  • Хотя бы одна пачка разноцветных листков для пометок (стикеров)
  • Папка или скоросшиватель для того, чтобы держать ваши записи в организованном порядке (если вы ведете их не в тетради)

Об этой статье

Эту страницу просматривали 141 587 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номера торговых
  • Как правильно составить акт на списание спецодежды пришедшей в негодность
  • Как составить приказ для утверждения графика отпусков
  • Как найти материнку в компе
  • Как найти утечку бензина в автомобиле