Как составить управленческий проект

Енаки Евгения Ивановна. Программа профессионального развития.

               Муниципальное казённое образовательное учреждение

 Москаленского муниципального района Омской области

 «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

                                                                    В.В.Путин

Анализ управленческих проблем.

        Приоритетные направления государственной политики в сфере образования, инновационная направленность современного общества влекут за собой, во-первых: потребность в профессионально мобильных руководителях общеобразовательных учреждений и, во-вторых: возрастание требований к их профессиональным – управленческим компетенциям. Руководитель общеобразовательного учреждения становится социально, экономически, юридически значимой фигурой в системе внутриотраслевых, межотраслевых и территориальных связей. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р), Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года перед образовательными организациями ставят задачу оперативно реагировать на возрастающую сложность и динамизм развития экономических и социальных условий. К тому же в 2013 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.  Данный законопроект концептуально заменяет действующие законодательные акты в области образования новым – единым, современным законом, развивающим нормативное регулирование в сфере образования.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования, безусловно,  формирует  новые образовательные потребности управленца образовательной организации. Она волнует любого, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.  Поэтому важнейшим условием успешной управленческой деятельности, несомненно, является системная образовательная подготовка руководителя.

Отсюда могут возникнуть противоречия между:

— повышением, расширением   требований общества  к профессиональной деятельности и недостаточной личной подготовкой к действиям в новых социокультурных условиях;

— стремлением  к профессиональному и личностному развитию и ограниченными возможностями для совершенствования  стратегий этого развития.

В связи с этим возникает необходимость в создании программы развития личной профессиональной компетентности, обеспечивающей  принятие эффективных управленческих решений для реализации Федерального закона «Об образовании в РФ».

        Под компетенцией понимается  готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности мобилизоваться на выполнении этой деятельности, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Под управленческой компетенцией руководителя общеобразовательной организации,  его заместителя  понимается  готовность и способность применять управленческие знания, умения и личностные качества в практике управления школой.
         На мой взгляд, компетенция, связанная с реализацией  Федерального «Закона об образовании в РФ» состоит из следующих составляющих:

Знания:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) как основу управления современной школы;
  • в области нормативно-правовой базы в реализации Закона;
  • механизмов управления инновационной деятельностью.

Умения:

  • осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
  • разрабатывать  управленческие программы,  методические  и дидактические  материалы;
  • транслировать свой опыт работы;
  • использовать  возможности  информационно-коммуникационных  технологий  (в  том числе,  при  реализации  дистанционного  образования),  работать  с  текстовыми  редакторами, электронными  таблицами,  электронной  почтой  и  браузерами,  мультимедийным оборудованием;
  • управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

   Личные качества:

  • потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
  • способность к саморазвитию;
  • владение технологиями устного и письменного общения,   включая общение   через Интернет;
  • умение управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Цель программы профессионального развития: организация эффективной системы по развитию управленческой компетенции,  связанной с реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ».

Задачи программы:

•        использование  осознанного подхода  к внедрению закона в образовательной организации, актуализация и развитие знаний в данной области;

•        развитие навыков профессионально-личностного роста;

•        правильно определить концепцию реализации закона; овладение инновационными навыками в области научно-исследовательской, управленческой деятельности в образовательной организации;

•        развитие профессиональных умений инновационного проектирования в образовании.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение профессиональной компетентности в области реализации Закона.

2. Обновление нормативно-правовой базы ОО.

3. Совершенствование учебно-методического и административного сопровождения образовательного процесса.

Сроки реализации программы: 2013-2015 уч. г.

Программа  в основе своей  имеет следующие принципы построения — прогностичность, оптимальность, реальность.

Основными рисками реализации программы являются:

— отсутствие системы профконсультирования, которая позволила бы вовремя переориентироваться, повысить свои знания, компетентность.

 отсутствие необходимого ценностно-ориентированного единства коллектива школы и ее руководителя.

Минимизировать данный риск поможет дистанционное взаимодействие с различными структурами, дистанционные формы обучения, участие в телекоммуникационных проектах.

                                                           План действий по реализации программы.

Проблема

Мероприятие

сроки

Предполагаемый результат

Выявление проблем, связанных с  профессиональными затруднениями по реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» при самообследовании организации.

Самодиагностика профессиональных потребностей

Тестирование на информационно-аналитической системе «Мониторинг» — тестирование (test.is-mon.ru)

май — июнь 2013

Выявлены профессиональные потребности и спланирована работа по их преодолению.

Оценка знаний норм нового закона.

Обеспечение теоретической готовности к управленческой деятельности.

Получение консультативной, методической и организационной помощи.

Овладение основами научного анализа своего труда.

Ознакомление с нормативно — правовыми документами.

Прохождение курсовой подготовки в региональных институтах и центрах развития образования, через дистанционные формы обучения на основе информационных технологий.

Изучение материалов, освещающих тему закона в интернет-ресурсах:

http://xn--273—84d1f.xn--p1ai/kommentarii — Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических  механизмов,  структурных и нормативных изменений, новаций. (Реализация Федерального закона «Об образовании в РФ»);

vmo.obr.55.ru —

www.edu.ru – Федеральный портал Российское образование

www.direktor.ru —  Журнал «Директор школы» и др.

Участие в работе межмуниципальной переговорной  площадки в рамках областного августовского совещания работников образования

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам реализации Закона при РМЦ 

Круглые столы:

«Плюсы, минусы нового закона «Об образовании в РФ»

В течение 2013-2014 г.г.

июль 2013 г.

сентябрь 2013 г.

Повышение профессиональной компетентности, уровня  теоретической и практической подготовки.

Освоение современных управленческих технологий.

Повышение  уровня профессионализма.

Осуществление взаимосвязи  с различными структурами с целью повышения уровня  профессионализма в области реализации закона «Об образовании в РФ», в рамках которой следует переходить из режима информации в режим инновационной работы:

дистанционное взаимодействие,

информационные семинары,

проблемные семинары.

Участие во всероссийском обучающем телекоммуникационном проекте – конкурсе на портале  «Школа» Омского государственного педагогического университета — http://school.omgpu.ru/«Разрабатываем систему менеджмента качества школы»

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Педсоветы:

«О подготовке ОО к началу нового учебного года в условиях реализации ФЗ «Об образовании»

«Новый закон «Об образовании в РФ»: введение и реализация»

Организация работы команды учителей и педагогов дошкольного образования ДДУ «Радость» «Реализация ФЗ «Об образовании в РФ».

Родительское собрание «Создание условий для получения качественного образования в условиях селькой школы»

в течение 2013-2015 г.г.

февраль-март 2014 г.

август 2013

январь

2014 г.

в течение 2013-2015 г.г.

ноябрь

2013 г.

Удовлетворение личных запросов на информацию, обобщение инновационного опыта.

Формирование нормативно-правовой базы в ОО.

Внедрение в образовательный процесс новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом.

Результативная инновационная деятельность.

Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности

Мастер-класс  (зам. директора района, области, имеющий положительный опыт в  организации проектной и исследовательской деятельности)

в течение 2013-2014

Получила практический опыт использования управленческого проекта;   повысила профессиональную компетентность, ИКТ-компетентность

Отработка действенного механизма фиксирования профессиональных компетенций, в  процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимости саморазвития.

Портфолио

В течение всего периода

Объективная информация о профессиональных достижениях, о реальном качестве работы, фиксирование динамики изменения качества профессиональной деятельности.

 Создан многофункциональный инструмент  как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Обобщение и систематизация материалов и результатов собственной административной деятельности через анализ и самоанализ.

Дистанционное взаимодействие.

Участие в конференциях.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Развитие собственных интернетресурсов.

в течение 2015

Повышение уровня профессионализма через трансформацию своих знания, достижений. самореализация  и возможность повышения своей конкурентоспособности.

 Создание необходимой методической продукции: информационных банков данных; аналитических материалов и рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса

Неудовлетворенность, осознание несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.

Психологическое  сопровождение. Диагностическая карта «Критерии готовности к реализации Закона «Об образовании в РФ»

 Проблемные курсы.

 Тренинги

В течение всего периода

Оказана психологическая поддержка

инновационной деятельности.

Формирование внутренней позиции, проявления особого интереса к новому, мотивационной готовности к восприятию инноваций, коммуникабельность, корпоративность, креативность, толерантность, умение работать с информацией.

Критерии оценки эффективности реализации программы.

Критерии

Показатели

Реализация Закона (статьи)

Профессиональный рост педагогов ОО. Повышение уровня квалификации педагогических работников

Рост доли учителей:

— эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности;

—  участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку;

—  прошедших оценку качества работы в  соответствии с современными требованиями нового порядка аттестации педагогических работников;

— участвующих в инновационной деятельности,

в конкурсах профессионального мастерства.

Глава 5.ст.46-49

Информационная открытость системы образования

Развитие и обеспечение эффективной работы официального сайта образовательной организации  в сети  Интернет: своевременное информирование потребителей   о субъектах, осуществляющих образовательную деятельность, о

реализуемых программах;

сообщение сведений об условиях, в которых ведётся образовательный процесс.

Ежегодное опубликование анализа состояния и перспектив развития образования.

ст. 28, 29, 97

Сетевая форма реализации образовательных программ.

Освоение обучающимися школы образовательной программы с использованием ресурсов организаций р.п.Москаленки, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучение по индивидуальным образовательным программам.

ст.15

Деятельность общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Привлечение к управлению образовательной организации обучающихся и их родителей.

Наличие и активная деятельность органов самоуправления детей и родителей.

Управление  образовательной организацией  на основе принципов единоначалия и коллегиальности, принципа демократического, государственно-общественного характера УО; равенства прав и свобод участников отношений; принципа сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

ст.26 п.6, ст. 28

Качество проработки локальных нормативных актов ОО, содержащих нормы, регулирующие образовательный процесс (соответствие заявленным целям, соответствие законодательству Российской Федерации, законченность, качество оформления документа)

Внесены необходимые изменения в Устав школы

ст.25

 Урегулированы локальными нормативными актами:

— язык, языки ОО по реализуемым образовательным программам;

— права и обязанности,  законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов;

— порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение;

— порядок пользования объектами культуры и спорта ОО;

— порядок зачёта организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики;

— дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся;

— порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

— порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений;

— порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам;

— порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ОО;

— нормы профессиональной этики педагогических работников;

— соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года;

— режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;

— порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностями;

— права, обязанности и ответственность работников организации;

— правила приёма граждан на обучение.

Экспертная оценка качества представленных документов.

ст.30

ч.6 ст.14

ч 6 ст.26, ст.34,43,44

п.3 ч.1 ст.34

п.21 ч.1 ст.34

п.7 ч.1 ст.34

п.29 ч.1, п.7 ч.2 ст.34

ч.4 ст.34

ч.6 ст.45

п.7 ч.3 ст.47

п.8 ч.3 ст.47

ч.4 ст.47

ч.6 ст.47

ч.7 ст.47

ст.49

ст.46, 52

ч.9 ст. 56

Самообследование и внутренняя оценка качеств образования, обеспечение в ОО условий для охраны и укрепления здоровья.

Используются и совершенствуются методы  обучения и воспитания, образовательные технологии, электронное обучение, в  том числе дистанционные образовательные технологии.

ст. 13, 28, 37, 40, 41, 42

Проведено само обследование, обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования

Созданы условия для занятий обучающимися физической  культурой и спортом.

Установлены требования к одежде обучающихся

Созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников ОО

Организация научно-методической работы. В том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров

ст.28

Качественные показатели педагогического состава школы

        показатели

стартовые (%)

прогнозируемые (%)

Количество  педагогических работников:

имеющих высшее профессиональное образование;

70%

90%

имеющих квалификационную категорию:

— высшую

— первую

5%

40%

20%

80%

прошли курсы повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС;

100%

100%

эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности;

70%

100%

участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку;

        100%

100%

— участвующих в инновационной деятельности,

в конкурсах профессионального мастерства.

30%

85%

— имеющих

  • уровень обученности 100 %
  • качество обучения в соотношении с уровнем обученности 1х 1

30-40%

40-50%

выше 50%

85%

35%

12%

35%

100

45%

20%

45%

        Для определения критериев развития управленческих компетенций необходимо обратиться к составляющим в структуре личности, проявляемые в управленческой деятельности:

  • потребностно-мотивационная (влияние на ценностные ориентации);
  • когнитивная (приращение знаний, их актуализация и применение в новых условиях),
  • операционно-деятельностная, или технологическая (объем и полнота умений, их устойчивость и действенность);
  • субъектно-рефлексивная (влияние на развитие самосознания).

Это позволило определить критерии развития управленческих компетенций:  мотивационный, деятельностный, рефлексивный, поведенческий.
На основе критериев (мотивационного, деятельностного, рефлексивного и поведенческого) и показателей (управленческие ценности и мотивы; знания в области управления и менеджмента, применяемые в  решении управленческих проблем и ситуаций; профессиональные умения, самоанализ и самооценка; профессиональные управленческие качества) можно выделить и  уровни развития управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений: репродуктивный, адаптивный, инновационный. И задачей  данной программы профессионального развития  является мой переход на более высокий уровень.

        Критерии, показатели и уровни развития управленческих

компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Критерий

Показатель

Уровень развития

Репродуктивный

Адаптивный

Инновационный

Мотивационный

Профессиональные

управленческие ценности и мотивы

Неосознанное

отношение

к профессиональным

ценностям; эти ценности не приоритетны; не испытывают позитивного

отношения к своей

профессиональной

деятельности.

Мотивы к

профессиональной деятельности не сформированы;

потребность в профессиональной деятельности не проявляется

Более осознанное отношение  к профессиональным

ценностям; ставят

их ближе к середине иерархической шкалы ценностей; редко

испытывают  позитивное отношение

к профессиональной деятельности.

Мотивы к профессиональной

деятельности

сформированы частично; потребность в профессиональной

деятельности

редко проявляется

(ситуативно)

Осознанное отношение к

профессиональным

ценностям;

в иерархической шкале ценностей они на первом месте;

позитивное

отношение к своей

профессиональной

деятельности.

Мотивы к профессиональной деятельности сформированы

в полной мере;

потребность в

профессиональной деятельности проявляется

максимально (позиция устойчивая,

осознанная)

Деятельностный

Знания в

области

управления и

менеджмента, приме-

няемые в

решении

управленческих проблем и ситуаций

Недостаточно полные

знания в области

менеджмента и управ-

ления, поверхностность,

фрагментарность этих

знаний; объем профессиональных знаний низкий; неустойчивое

воспроизведение

управленческих умений; слабое проявление способности и

готовности мобилизовать эти знания и

умения в своей про-

фессиональной деятельности; проекция

опыта педагогической

работы в новой профессионально-

управленческой деятельности. Неумение оперировать  профессиональными понятиями. Когнитивный

потенциал характеризуется восприятием,

запоминанием информации. Интерес к

получению профессиональных знаний

избирательный

Достаточно полные

знания в области менеджмента и

управления, но

наблюдается некая

поверхностность

этих знаний; объем профессиональных знаний достаточный.

Сформирована

система управленческих знаний и умений, но профессиональные

задачи решаются по алгоритму. Оперируют

профессиональными

понятиями.

Когнитивный

потенциал характеризуется узнаванием,

запоминанием и

воспроизведением

профессиональной

(управленческой)

информации.

Интерес к получению профессиональных знаний

ориентирован на

себя и окружающих

Полные знания  

в области

менеджмента и

управления; стремление к постоянному

пополнению и

 совершенствованию;

объем

профессиональных знаний

высокий. Активное

использование знаний в нестандартных

 ситуациях. Способность и готовность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения, а

также обобщенные

способы выполнения

действий; применение оригинальных

способов решения

управленческих

задач. Активное оперирование управленческими понятиями.

Когнитивный потенциал и интерес к

получению профессиональных знаний

высокий

Рефлексивный

Профессиональные

умения;

самоанализ и

самооценка;

уровень

коммуникативных способностей

Низкий уровень

сформированности

профессиональных

умений. Низкий уровень  коммуникативных способностей.

Трудности в установлении и поддержании

контакта с собеседником. Навыки самооценки и самоанализа выражены слабо

Средний

уровень сформированности профессиональных

умений, но присутствует способность

достаточно быстро

определить проблему и найти

пути ее решения.

Средний

уровень коммуникативных способностей; недостаточный коммуникативный контроль, приводящий к несдержанности в общении.

Навыки самооценки и самоанализа

демонстрируются

нерегулярно

Высокий уровень форсированности профессиональных умений; способен

 самостоятельно и

оперативно проводить

анализ профессиональных проблемных

ситуаций, предлагать

способы их решения.

Высокий  уровень коммуникативных способностей.

Навыки самооценки и

самоанализа выражены

Поведенческий

Профессиональные

управленческие качества

(активность,

ответственность и др.)

Низкая профессиональная  активность,

Не в полной мере

осознаётся и проявляется ответственность в

своей профессиональной деятельности

Проявление средней  профессиональной активность, осознание и проявление  ответственности в своей

профессиональной

деятельности

Толерантное

отношение к каждому человеку; активно

включается в профессиональную

деятельность. Наличие

высоко развитых

профессиональных

качеств (активности,

ответственности)

Показатели уровня сформированности управленческой компетенции.

Критерий

Показатели сформированности

социальная компетенция

способность к сотрудничеству,  ведению дискуссий восприятию критики

 готовность к согласованным действиям,  направленным на достижение поставленных целей.

Познавательная компетенция

способность к систематизации,  оценке профессиональной информации , самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей.

Методическая компетенция

Умение использовать и составлять нормативные документы.

Способность и готовность осуществ-лять управленческие функции.

. Способность к аналитической и иссле-довательской работе в управлении.

Умение организовать работу сотруд-ников

Владение методами прогнозирования и оценки развития процессов в объектах управления

Организационная компетенция

способность и готовность самостоятельно организовывать профессиональную деяельность на основе ее планирования и оценки.

Специальная компетенция

Способность самостоятельно разрабатывать варианты управленческих решений.

 Способность и готовность разрабатывать программы нововведений.

 Способность и готовность находить нестандартные решения типовых управленческих задач.

 Умение грамотно использовать в своей управленческой деятельности профессиональную лексику.

 Владение элементарными навыками анализа управленческих ситуаций.

Три из пяти компетенций, входящих в структуру управленческих компетенций руководителей общеобразовательных организаций (социальная, познавательная и организационная) достаточно развиты. Тогда как специальная и методическая компетенции не были сформированы и развиты в процессе обучения в вузе по педагогической специальности и требуют развития.

Важным фактором преодоления недостаточного уровня развития управленческих (методической и специальной) компетенций руководителей общеобразовательных организаций является повышение квалификации.

Приложение 1. Классификация форм самообразования.

Список литературы.

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС Консультант-Плюс.
  2. Тучков М.Ф. Административно-правовое регулирование общего образования России: автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2001. – 226 с.
  3. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ // Сборник методич. рекомен. М., 1993. — 96с.
  4. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. — М., 2002. -278с. 
  5. Волошин, Д.В. Самостоятельная работа как фактор успешности профессиональной подготовки [Текст] /Д.В.Волошин // Теория и практика современного образования: Сб. научных статей. Выпуск 2 / Под ред. А.С. Копытова, Т.Б. Черепановой. – Томск: Томский ЦНТИ, 2003. — С. 97-100.- 0,25 п.л.
    6 — Друкер П.Ф. О профессиональном менеджменте. М., 2005.

          7 — Маркова О.И. Профессиональное саморазвитие педагога. — К.: Вища    школа,        2004.

            8 — Менеджер образования: государственные требования // Образование в документах. 2002. — № 5-6.

Электронные ресурсы.

www.273-фз.рф – Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-хозяйственных механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций.

http://www.consultant.ru/law/interview/tretyak/ — Интернет-интервью с Н.В. Третьяк, статс-секретарем — заместителем Министра образования и науки РФ:

«Вступление в силу нового Закона «Об образовании»: актуальные правовые вопросы».

http://zakonoproekt2012.ru – Общественное обсуждение законопроектов

http://edu.glavsprav.ru/cherkessk/law/journal/ — Статьи на тему нового закона в образовании.

 http://hotuser.ru/ — Информатизация и образование

 http://xn--273—84d1f.xn--p1ai/kommentarii —  Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических  механизмов,  структурных и нормативных изменений, новаций. (Реализация Федерального закона «Об образовании в РФ»);

vmo.obr.55.ru

www.edu.ru  – Федеральный портал Российское образование

http://www.eduhelp.info/ — Новости мира образования

www.direktor.ru —  Журнал «Директор школы»

http://www.plam.ru/pedagog/kontrol_kachestva_obuchenija_pri_attestacii_kompetentnostnyi_podhod/p3.php#metkadoc5- Компетентностный подход и оценивание качества результатов обучения с позиций федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Талдинская средняя
общеобразовательная школа»

Управленческий проект

"Путь к успеху"

Шаманаева Елена Анатольевна

заместитель директора

по учебной работе

Введение

«Успешными
становятся те школы, где сформирован «экспериментальный дух» учительского
потенциала, иными словами, сформирована модель «инновационного поведения»,
которая является сильным мотиватором педагогической деятельности».

(из
выступления Президента РФ В.В. Путина в Послании Федеральному Собранию, 2018г.)

Обновление
образования сегодня требует от педагогов широкого кругозора в области
образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и
технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры,
прогностических способностей. Педагоги, достигшие определенного уровня
профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в
инновационный поиск, в процесс освоения и введения новшеств в практику, что
может стать действенным фактором успешности школы. В связи с этим задачей
первостепенной важности является развитие профессионализма учителя и
определение путей и средств его саморазвития в условиях внедрения
Профессионального стандарта.

Актуальность проекта

Приоритетными
направлениями, обозначенным Министерством образования и науки Российской
Федерации, в модели Национальной системы учительского роста и проекте
уровневого профессионального стандарта педагога является не только оценка
профессиональной компетентности, но и поиск действенных инструментов для
стимулирования профессионального роста педагогов, саморазвития и
самосовершенствования в выбранной профессии, повышение эффективности
профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом. Успешность профессионального
роста педагога образовательного учреждения возможна в контексте оптимизации его
психологической компетентности, которая способствует саморазвитию и
самореализации в профессии, росту творческого потенциала, личностного и
профессионального самосознания, что приводит к эффективности профессиональной
деятельности.

Успешный
и самодостаточный учитель, творческий и инициативный, готов воспитать успешных,
думающих учеников. Учитель, как заинтересованный транслятор знаний, будет своим
примером инициировать потребность у учеников в расширении знаний.

Основные принципы
построения проекта

Принципы
демократизации, сотрудничества, открытости, объективности, прозрачности,
соблюдение общероссийских, региональных, муниципальных правовых актов, регулирующих
деятельность образовательных организаций.

Цель:

Обеспечение
условий для профессионального роста педагогов как один из механизмов повышения
имиджа школы.

 Задачи:


способствовать созданию условий, обеспечивающих формирование профессиональной
компетентности педагогов, необходимой для достижения нового качества
образования и успешного развития школы;


оптимизировать систему профессионального и личностного роста педагогов в
условиях внедрения Профессионального стандарта;


способствовать повышению качества профессиональной деятельности педагогов,
обеспечению мотивации к непрерывному образованию, активному участию в
образовательных мероприятиях и профессиональных конкурсах.

Идея

Чем
выше профессионализм педагога, тем больше шансов успеха школы.

Сроки и этапы реализации
проекта

Программа
рассчитана на три года. (2019 – 2022 уч. г.)

Первый
этап  
– проведение мониторинга качества
образования, создание проекта (август, сентябрь 2019).

Второй
этап
– внедрение проекта (2019 – 2021).

Третий
этап
– анализ качества достигнутых
результатов, корректирование, совершенствование проекта (2022).

План
мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Срок

Предполагаемые результаты

Организация мониторинга качества образования в школе

В течение всего срока реализации проекта

Получение объективной информации:

— качество знаний учащихся,

— успеваемость учащихся,

-участие школьников во внеурочной деятельности,

-участие школьников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,

— состояние методической деятельности,

— качественный состав педагогического коллектива.

Совершенствование
подходов к организации методической работы школы. Создание системы информационной
и консультационной поддержки педагогических кадров.

В
течение всего срока реализации проекта

Планирование
системной и целенаправленной работы по повышению профессионального мастерства
педагогов.

Обеспечение
методического сопровождения работы по повышению профессионального мастерства
педагогов.

Проведение образовательных мероприятий по изучению и внедрению
Профстандарта.

2019-2020 г.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов

Организация
условий для профессиональной подготовки и переподготовки педагогов:
проведение обучающих семинаров, лекций, мастер-классов, участие в развивающих
образовательных мероприятиях.

В
течение всего срока реализации проекта

Повышение
уровня профессиональной подготовки педагогических кадров; увеличение доли
педагогов аттестованных на высшую категорию; положительная динамика участия
педагогов в развивающих образовательных мероприятиях

Организация повышения квалификации (очное и дистанционное) в
соответствии с индивидуальными программами профессионального развития
педагогов.

В течение всего срока реализации проекта

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов

Организация
работы школьных методических объединений

В
течение всего срока реализации проекта

Результативное
участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, реализации
дистанционных конкурсных проектов, научно-практических конференциях,
выставках методической продукции

Подготовка к конкурсам профессионального мастерства.

В течение всего срока реализации проекта

Результативное участие педагогов гимназии в конкурсах
профессионального мастерства, профессиональный рост.

Совершенствование
работы сайта школы, личных сайтов.

В
течение всего срока реализации проекта

Доступность
информации, необходимой для организации качественной образовательной
деятельности. Размещение материалов педагогов на сайте школы, личных сайтах.

Создание личных сайтов педагогов (для педагогов, еще не имеющих
сайты)

2019

Размещение материалов на личных сайтах.

Прогнозирование
и проектирование индивидуальной научно-методической поддержки педагогам на
основе анализа достижений и проблем.

В
течение всего срока реализации проекта

Корректировка
индивидуальных программ профессионального развития педагогов

Обмен опытом:

-проведение открытых уроков,

-проведение внеклассных мероприятий,

-презентации портфолио педагогических достижений.

В течение всего срока реализации проекта

Диссеминация педагогического опыта: статьи педагогов по
результатам инновационной деятельности. Положительная динамика показателей
профессиональной и личностной самореализации субъектов образовательной
деятельности.

Создание
обновленной структуры планирования учебно-методической работы.

Август,

ежегодно

План
учебно-методической работы, планы работы ШМО

Ожидаемые
результаты


Рост профессионального мастерства педагогов в условиях внедрения
Профессионального стандарта.


Эффективное педагогическое влияние на развитие личной успешности учащихся,
способных к самореализации и профессиональному самоопределению.


Лидерство школы среди образовательных организаций на муниципальном уровне.

Дальнейшее
развитие


Улучшение
программно-методического и информационного обеспечения.


Повышение
уровня материально-технического оснащения образовательной организации.


Совершенствование диагностики и мониторинга в образовательной организации.

Заключение

Проект «Путь к успеху»,
разработанный на период 2019-2022гг., направлен на создание условий для устойчивого
успешного развития школы, повышение профессионального уровня педагога,
способного повлиять на гармоничное развитие успешной личности ученика,
воспитания его гражданских и нравственных качеств, самоопределения и
самореализации через создание учебной мотивации к учению как жизненно важному
виду деятельности.

Проект позволяет
зафиксировать новые направления образовательной деятельности организации,
основанные на синтезе учебной и внеучебной видов деятельности, способных
определить новые горизонты развития и отвечать вызовам современности. Проект имеет
внутренний механизм развития и инновационный потенциал, что выступает залогом
успешности реализации заявленных изменений.

Управленческий проект – комплекс управленческих конструкций, разработанных в конкретной управленческой ситуации для конкретного объекта управления. В нем представляются видение управленческой ситуации, сложившейся для объекта управления, его миссия, концепция функционирования и развития, стратегия, программа или план на определенный период планирования.

Если сформированное видение позволяет глубже и точнее представить ситуацию, в которой принимаются управленческие решения, то управленческие конструкции «концепция» и «стратегия» – четко определить цели, стоящие перед объектом управления, и пути их достижения, а управленческие конструкции «план» или «программа» представляют конкретные работы и мероприятия, которые должны быть осуществлены для их достижения.

В отличие от управления проектами, в основе которого лежат стандартизованные методы управления подготовкой и реализацией проектов в типовых, многократно повторяющихся управленческих ситуациях, основная задача управленческого проекта – определить пути достижения поставленной цели в любой управленческой ситуации, требующей комплексных целенаправленных действий.

А поскольку достижение действительно важных для объекта управления целей, требующее значительных ресурсов, усилий, времени, нередко сопряжено с неопределенностью и риском, не всегда предсказуемыми изменениями управленческой ситуации, то понятной становится разница, существующая между управлением проектами и управленческим проектом.

В управленческом проекте значительный удельный вес принадлежит формированию адекватного видения управленческой ситуации, выработке идей развития объекта управления, постановке целей и поиску путей их достижения, поэтому можно сказать, что управленческий проект – это в первую очередь инструмент для постановки и решения типовой управленческой проблемы.

Если основная задача управленческого проекта максимально «включить» креативные возможности управленца для разработки целостного представления функционирования и развития объекта управления в сложившейся управленческой ситуации, то основная задача управления проектами – увидеть в сложившейся управленческой ситуации пути применения неоднократно использовавшихся и проверенных технологий.

Если управленческий проект предполагает работу управленца в условиях существенной неопределенности и риска, то при управлении проектами они сведены к минимуму. При управлении проектами используются стандартные, отработанные технологии, а при разработке управленческого проекта нередко приходится использовать новые технологии, в том числе управленческие, или специально их разрабатывать для данной управленческой ситуации и объекта управления.

Управление проектами преимущественно используется при реализации типовых планов и программ, обеспечивающих традиционные функционирование и развитие объекта управления. Управленческий проект в большей степени ориентирован на достижение лидирующих позиций и закрепление на них.

Использование управленческого проекта более приемлемо для стратегического управления с характерными для него значительными изменениями среды функционирования и необходимостью принимать управленческие решения в подчас непредсказуемо изменяющихся условиях.

Технологии разработки и реализации управленческого проекта могут быть отнесены к высоким технологиям в области управления.

Завоевание лидирующих позиций возможно лишь при наличии уникального управленческого проекта, в котором ставятся амбициозные цели и разрабатываются пути их достижения. Стандартными методами успеха в конкурентной борьбе или достижении амбициозной цели – цели «навырост» – добиться вряд ли удастся. В то же время основная задача управления проектами – унификация и стандартизация управленческих процедур и технологий, направленных на разработку и реализацию решения задачи, многократно решавшейся ранее, например в строительстве.

Управленческий проект – это комплекс управленческих конструкций:

• видения;

• миссии;

• цели;

• концепции;

• стратегии;

• плана или программы.

Разработка отдельной управленческой конструкции является этапом в разработке комплексного долгосрочного управленческого решения, каким является управленческий проект. С разработки управленческих конструкций – «видение», «цель», «концепция» – начинается работа над альтернативными вариантами управленческого решения.

Без видения положения объекта управления, четко поставленной цели или специально разработанной концепции, в которой нашли отражение основные идеи по достижению поставленной цели или системы целей, говорить о качественно разработанных стратегии или плане не приходится.

Разработанная и принятая стратегия, план или программа развития объекта управления становятся комплексным управленческим решением, содержащим, как правило, значительные управленческие инновации.

Из сказанного следует, что полное обоснование и подготовку управленческого решения крупномасштабной управленческой проблемы, завершающегося достижением поставленной цели, обеспечивает лишь комплекс, включающий все перечисленные выше управленческие конструкции. Несколько отдельно стоит управленческая конструкция «миссия», которая определяет назначение организации и ее позиционирование во внешней среде и не оказывает существенного влияния на принятие и реализацию конкретного управленческого решения. Она является наиболее консервативной составляющей процесса управления.

Помимо конструкций управленческий проект включает также аспекты, касающиеся информации, анализа и оценки состояния дел, технологий, ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, формирования и характеристики системы управления организацией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить кинематическую схему механизма
  • Как найти радио на планшете
  • Винокурова как я нашла
  • Как составить отчетность при реорганизации
  • Как исправить кривые ноги у ребенка 12 лет