Как составить упражнения учебные

Приложения будут полезны всем, кто создает и проектирует онлайн-курсы: методистам, учителям, репетиторам, экспертам, блогерам.

Предлагаем познакомиться с онлайн-сервисами для создания интерактивных игр. С их помощью во время онлайн-урока можно разбудить интерес и повысить внимание учащихся. 

1) LearningApps

Языки. 23 языка, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис для создания интерактивных уроков: позволяет выбрать понравившееся упражнение из каталога или создать собственное по одному из представленных шаблонов. 

Закрепить полученные знания в игровой форме учащиеся смогут с помощью таких заданий: «Найти пару», «Классификация», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа», «Сортировка картинок» и других. 

Когда вы открываете упражнение в каталоге, внизу есть опции — «Создать подобное упражнение» или «Сохранить в “Моих упражнениях”». При создании упражнения откроется шаблон: заполняете по аналогии и загружаете готовое задание в курс. 

Пример задания. Задание «Составьте пару» 

Пример упражнения на сервисе LearningApps — удобно выбирать из каталога по категориям 

Конструктор, как выглядит редактор при создании подобного упражнения

Для того, чтобы добавить упражнение, необходимо скопировать ссылку на это упражнение и добавить его в курс. Если образовательная платформа, на которой вы создаете продукты, интегрирована с сервисом, то упражнение появится автоматически.

Кабинет платформы CORE, которая интегрирована с сервисом 

2) Wordwall

Языки. 26 языков, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но часть из них — платная: все зависит от выбранного тарифного плана. 

Удобно, что после создания задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. К примеру задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур. 

Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц. Но можно пользоваться готовыми заданиями. 

Пример задания. Викторина «Игровое шоу». 

Пример упражнения на сервисе Wordwall — в меню справа можно переключать шаблоны 

Для того, чтобы добавить упражнение, необходимо скопировать ссылку на это упражнение и добавить его в курс. Если образовательная платформа, на которой вы создаете продукты, интегрирована с сервисом, то упражнение появится автоматически.

Как использовать платформу педагогу. Пример: для изучения иностранного языка разбить изучение лексики по узким темам и дать задания на работу с новыми словами. 

3) Quillionz

Языки. Английский язык. 

Возможности. Онлайн-приложение для работы с текстами: автоматически генерирует вопросы для понимания прочитанного. Программа создает интерактивные задания нескольких типов. 

«Множественный выбор», «Вопросы на “да” / “нет”», «Короткий ответ», «Вставить пропущенное слово» — это на базовом тарифе. Платные тарифы дают больше возможностей: экспресс-режим, экспорт вопросов в виде PDF-файлов, .doc, QTI. 

Подходит для работы с несложными текстами и будет интересен для преподавателей английского языка.

Пример задания. Необходимо зарегистрироваться и зайти в личный кабинет. Откроется конструктор для работы с текстом. 

Вставляем нужный текст и нажимаем кнопку «Proceed». Появляются ключевые слова (для бесплатной версии). 


Щелкаем далее, если все верно. Программа начинает сама создавать интерактивные упражнения. 

Затем уже переходим к непосредственной работе с получившимися вариантами для интерактивных упражнений. 

Как использовать платформу педагогу. Пример: для разработки тестов по предметам и специализациям, включающим большой массив важных дат — история, литература и так далее. 

4) Quizlet

Языки. 18 языков, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис помогает создавать флэш-карточки с картинкой или без для ввода или закрепления лексики. Этот формат заданий позволяет тренировать такие навыки, как чтение, говорение, аудирование и письмо. 

С помощью мобильных приложений материалы удобно повторять в любое время в любой момент. 

Есть бесплатная пробная недельная версия. Стоимость годового тарифа 2 320 рублей и 3 100 рублей — в зависимости от необходимого в работе функционала.

Пример задания. После того, как вы зайдете в личный кабинет, вы сможете создавать новые учебные модули. 

Так выглядит редактор при создании упражнения

Пример игры, созданной с помощью данного сервиса, можно посмотреть здесь. 

Как использовать платформу педагогу. Пример: создавать карточки для изучения лексики по актуальной теме. 

5) Wizer

Языки. 17 языков, в том числе, русский. 

Возможности. С помощью сервиса можно создавать различные учебные материалы — добавлять к ним видео, аудио, изображения и различные типы вопросов. 

Через Google Classroom или любую систему управления обучением можно поделиться материалами с учащимися. Проверять лично и оставлять персональные комментарии или настроить автоматическую систему проверки. 

Быстро создавать самые разные типы вопросов: открытые вопросы, множественный выбор, подходящие пары, заполнение пустых полей, заполнение изображений и таблиц и так далее.

Пример задания. Каталог с уже готовыми заданиями расположен на главной странице. Для поиска подходящего выбираем предмет, класс и язык. 

Пример задания из библиотеки 

Как использовать платформу педагогу. Пример: анализ данных по математике или информатике. 

6) Quizizz

Языки. Интерфейс на английском языке, задания можно создать на русском. 

Возможности. Сервис для создания онлайн-викторин. Учащиеся могут проходить их на мобильных устройствах, что особенно удобно при смешанном обучении. Можно создать урок — этот функционал на стадии beta-тестирования.

Интерфейс простой и понятный. Чтобы создать необходимое упражнение, следуйте пошаговой инструкции. 

Есть тариф Super с расширенным функционалом, но и базовой версии достаточно, чтобы создавать интересные интерактивные задания. 

Пример задания. Есть библиотека готовых заданий, которые разделены по темам. Вот так выглядит готовая викторина. 

Как использовать платформу педагогу. Пример: викторины по любой области знаний. 

7) Padlet

Языки. 38 языков, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис помогает собирать и хранить цифровые материалы — создавать доски, веб-страницы. 

Позволяет открыть доступ к созданной доске для групп  учащихся. Доски можно встраивать в персональный блог или поделиться в соцсетях и по QR-Code. 

Преподаватель может собирать коллекции дополнительных материалов по темам уроков или проводить коллективные брейн-штормы.

Пример задания. Доступна библиотека, где можно познакомиться с примерами хранения материалов. 

Планеты солнечной системы, доска

Хиты Дэвида Боуи, доска 

Как использовать платформу педагогу. Пример: можно собирать дополнительные материалы для изучения. 

8) Kahoot

Языки. 7 языков, русского языка нет. 

Возможности. Сервис для организации онлайн-викторин, тестов, опросов, образовательных мини-игр. 

Есть несколько режимов, каждый из которых решает разные учебные задачи. В режиме Flashcards нет вариантов ответа. Для проверки ответа необходимо перевернуть карточку. 

Режим Practice помогает в финале прохождения всех вопросов проработать ошибки. С помощью данного сервиса можно создать тест на время. Его стоит использовать в самом конце онлайн-курса в качестве итогового теста. 

Есть и другие режимы. Например, для группового прохождения теста или для соревнований. 

Пример задания. Квиз с выбором из нескольких вариантов. 

Вариант интерактивного задания на сервисе Kahoot

В этом задании из премиум-тарифа необходимо расставить слова в правильном порядке. 

Вариант интерактивного задания на сервисе Kahoot

Как использовать платформу педагогу. Создавать тесты, квизы, онлайн-игры для проверки знаний учащихся по разным темам в разных форматах. 

Выбирайте подходящий формат интерактивных заданий, исходя из образовательных целей вашего онлайн-курса, и создавайте информационные продукты, которые учащиеся проходят до конца и рекомендуют своим друзьям и знакомым. 

В
методике преподавания математики
существуют две различные точки зрения
на упражнения. Одна из них понятие
упражнения
рассматривает
как синоним понятия задача,
и исходя из этого упражнения наделяются
различными функциями: мотивационной,
организации подготовки к изучению
нового материала, усвоения, закрепления
и повторения изученного.

Чтобы
специально выделить этапы закрепления
и применения знаний, выяснить особенности
организации деятельности учащихся на
этих этапах, рассмотрим упражнения в
их традиционном смысле — как многократное
выполнение сходных действий с целью
овладения умениями и навыками. С точки
зрения теории деятельности упражнение
— это та задача, для решения которой
имеется ориентировочная основа.
Упражнение предназначено для усвоения
способа действия, отдельных операций
действия, доведения действий до свернутой
формы — до операции. При таком понимании
упражнение — частный случай задачи,
используемый при закреплении и применении.

В
школьном курсе математики закреплению
подлежат определения понятий, теоремы,
правила, предписания по выполнению
определенных действий.

При
закреплении определений необходимо
предусмотреть упражнения на выделение
существенных свойств понятий, на их
запоминание, на установление взаимосвязей
между существенными свойствами, на
усвоение терминологии, на установление
объема понятия, на узнавание понятия,
на выделение «зоны поиска» понятия, на
получение следствий из имеющихся свойств
понятий, раскрытие взаимосвязей с
другими понятиями.

При
закреплении теорем упражнения способствуют
анализу формулировки и ее усвоению,
запоминанию, узнаванию, уяснению области
применения теоремы, получению следствии
из теорем, установлению взаимосвязей
с различными теоремами.

При
закреплении правил, предписаний
отрабатываются отдельные шаги и действие
целиком, выясняется область их применения,
особые случаи их использования.

Умения
и навыки создаются в процессе выполнения
упражнений, но не всякая их система
приводит к формированию соответствующих
умений и навыков.

Вопрос
о системах упражнений является объектом
внимания методистов, психологов,
учителей. Однако он еще не стал традиционным
вопросом методики преподавания
математики, таким, например, как методика
решения задач, изучения понятий. Есть
необходимость в специальном рассмотрении
вопроса в силу следующего важного
обстоятельства.

В
ряде школьных учебных пособий системы
упражнений страдают различными
недостатками, очень часто учителю самому
приходится отбирать упражнения из
имеющейся системы. Учитель является
главным лицом, предъявляющим систему
упражнений. «Там, где начинается
чуть-чуть, — заметил И.Е. Репин,- начинается
искусство». Чтобы владеть этим «чуть-чуть»,
необходимо знать определенные
закономерности. Укажем отдельные
закономерности, которых полезно
придерживаться при отборе и составлении
системы упражнений и при их выполнении.

Принципы отбора и составления систем упражнений

Рассмотрим
вначале реализацию при отборе и
составлении системы упражнений одного
из основных педагогических принципов

принципа
систематичности.
Анализируя
процесс познания, исходя из этого
принципа, можно выделить следующие
этапы при изучении нового материала
(понятий, теорем, правил): изучение
понятия, теоремы, правила как отдельно
взятого факта, изолированного от ранее
изученного материала, как факта самого
по себе; установление связей между вновь
изученным фактом и ранее изученным
материалом, включение нового в различные
системы изученного; систематизация
накопленного материала с учетом вновь
изученного факта.

Соответственно
этим этапам все упражнения можно
разделить на три вида: упражнения на
изучение отдельных фактов изолированно
от ранее изученного; упражнения,
связывающий новый факт с ранее изученным,
позволяющие рассматривать новый факт
как элемент других систем и, наконец,
упражнения на систематизацию изученного
материала. Остановимся кратко на каждом
виде упражнений.

Когда
можно считать понятие, теорему, правило
усвоенными учеником? Это возможно, если
ученик понимает каждое слово в
формулировке, запоминает формулировку,
узнает и применяет их в стандартных и
нестандартных ситуациях, когда факт
встроен в имеющуюся систему знаний и
умений.

Первый
вид упражнений

обеспечивает понимание и запоминание,
а также узнавание и применение понятия,
теоремы, правила в простейших случаях.
Первый вид упражнений способствует
рассмотрению объекта вне содержащей
его системы. При этом объект подвергается
всестороннему анализу. Эти упражнения
не несут нагрузки в плане создания
системы знаний. Упражнения этого вида,
как правило, не требуют привлечения
дополнительных сведений, кроме изученного
факта. При отборе и составлении упражнений
на этом этапе необходим детальный анализ
формулировки определений, теорем,
правил. Каждая составная их часть, каждое
существенное свойство и отношения между
ними находят свое отражение в упражнениях
этого вида. Упражнения первого вида
включают в себя отработку всех существенных
сторон понятий, теорем, правил.

Например,
при изучении понятия гомотетии упражнения
первого вида могут выглядеть следующим
образом:

1.
Укажите, что означает тот факт, что
гомотетия является преобразованием
фигуры.

2.
Обоснуйте, почему в равенстве
.

3.
Укажите порядок действий при построении
точки, гомотетичной данной, с центром
гомотетии 0
и коэффициентом к.

4.
Постройте точки, в которые переходит
данная точка при гомотетии с центром 0
и
коэффициентом: а) 2; 6) 5; в)
;
г) 1.

5.
Укажите положение точки А,
если
известен центр и коэффициент гомотетии
и точка
,
в которую перешла точкаА.

6.
Найдите коэффициент гомотетии, если
известно положение трех точек О,
X,
,
где
О
центр
гомотетии, X
данная
точка,
— ей гомотетичная.

Второй
вид упражнений

предполагает связывание вновь изученного
материала с ранее изученным. Происходит
многократное взаимодействие различных
систем знаний, развитие старых знаний
под воздействием новых.

Одновременно
этот вид упражнений является препятствием
на пути забывания старого, что происходит
достаточно интенсивно, это подтверждает
график забывания информации

Отдельные
авторы считают, что выходом из такого
положения является включение упражнений
на повторение, сходных по некоторым
несущественным признакам с упражнениями
на закрепление нового материала, но в
существенной части отличных от них.

Например,
при решении упражнений на умножение
смешанных чисел одновременно выполняются
упражнения на сложение смешанных чисел.
Такие упражнения одновременно выполняют
функцию контрпримеров при изучении
нового, что позволяет концентрировать
внимание решающих на существенном и
формировать устойчивые умения.

Такой
подход важен, но не менее важно
целенаправленное непрерывное повторение,
непосредственно связываемое с изучением
нового. Оно актуально также вследствие
дефицита времени на организацию
специального повторения. Непрерывное
повторение позволит организовать
рассредоточенное повторение материала,
которое, является более эффективным,
чем концентрированное. При необходимости
любое содержание из изученного ранее
может быть повторено при решении задач
на применение вновь изученного материала.

Например,
в действующих пособиях по планиметрии
изучается богатая по своему применению
теорема о вписанном угле. Применение
этой теоремы может быть значительно
расширено за счет установления
взаимосвязей названной теоремы с такими
разделами, как, например, координаты,
векторы и т. д. Приведем примеры таких
задач.

ЗАДАЧА
1. Даны три точки А(1;1),
В(4;I),
С(4;5).
Доказать, что центр описанной около
треугольника АВС
окружности лежит на одной из его сторон.

ЗАДАЧА
2. Найти углы, образованные радиусами
АО,
ВО
и
ОС окружности, описанной около треугольника
АВС,
если А
(0;3), В
(2;3), С
и т. д.

Аналогично
можно связать с системой ранее изученного
любое вновь изучаемое содержание.

Третий
вид упражнений упражнения

на систематизацию материала, полученного
при выполнении упражнений первого и
второго видов. Это могут быть упражнения
на классификацию понятий, на установление
генетических взаимосвязей между
понятиями.

Например,
установить зависимость между понятиями
«подобие», «движение», «преобразование
фигуры» (провести стрелки от более
общего понятия к менее общему).

Составление
генеалогических деревьев для понятия
предполагает связывание в систему
нескольких понятий раздела. Например,
для понятия «угол» родословная таблица
может выглядеть следующим образом:

Упражнениями
третьего вида могут быть упражнения:
на установление взаимосвязей между
теоремами, например, указать взаимосвязь
между теоремами Пифагора и косинусов;
на построение родословных теорем,
выделение свойств и признаков понятия,
на группировку задач, теорем по методам
их решения, доказательства.

Возможна
систематизация материала по различным
основаниям: выделение всех известных
свойств некоторого понятия, всех
полученных признаков, различных
инвариантов преобразований, выделение
сходного и различного в определениях,
теоремах, методах решения, проведение
сравнения и обобщения. Например:

  • выделить
    все известные свойства подобных
    треугольников:

  • сформулировать
    все признаки подобных треугольников;

  • перечислить
    преобразования фигур, которые сохраняют
    неподвижной хотя бы одну точку;


указать различие в положении соответствующих
при гомотетии точек, если к
>
I,
к
= I
и к
<
I;


выделить общие свойства равностороннего
треугольника и квадрата;

  • сравнить
    свойства равных и подобных треугольников;

  • сравнить
    признаки равных и подобных треугольников;

  • привести
    примеры понятий, в определении которых
    используется понятие равных отрезков;


привести возможные различные определения
понятия квадрат и т. д.

Систематизации
знаний, их гибкости способствует
выполнение упражнений, направленных
на выявление возможных различий в чем-то
сходных ситуаций, требующих использования
различных теоретических сведений.
Пример такого упражнения: покажите, как
следует провести плоскость сечения,
чтобы в сечении куба этой плоскостью
получить: 1) квадрат; 2) прямоугольник;
3) трапецию; 4) четырехугольник, не имеющий
параллельных сторон; 5) равносторонний
треугольник; 6) равнобедренный треугольник;
7) разносторонний треугольник; 8)
прямоугольный треугольник.

Уровни
систематизации материала при этом могут
быть различными: локальная систематизация
на уровне двух фактов, систематизация
внутри одной темы, внутри нескольких
тем, внутри всего предмета, между
предметами.

Формы
систематизации (уроки по обобщению и
систематизации материала) описаны в
методической литературе.

При
отборе и выполнении системы упражнений
важно соблюдение принципа
последовательности.
Этот
принцип лежит в основе составления
программ, написания учебников. При
составлении и подборе систем упражнений
он проявляется в том, что упражнения
располагаются в порядке возрастания
сложности: от менее сложного к более
сложному, от менее трудного к более
трудному, от более известного к менее
известному. При этом в предлагаемых
упражнениях производится вариация
несущественного. Выделим, например, что
может и должно варьироваться при изучении
формулы разности квадратов двух
выражений: это и обозначения переменных
и наличие различных коэффициентов в
выражениях, состав каждого выражения,
порядок написания компонента вычитания
и т. д. При этом следует придерживаться
традиционной рекомендации: при переходе
от одного упражнения к другому добавлять
шаги решения следует постепенно, по
одному. «По одной трудности за раз», как
говорил К.Д. Ушинский. Это необходимо
для того, чтобы при выполнении упражнений
не требовалось существенных обобщений,
значительных скачков мысли, на которые
способны далеко не все учащиеся. Система
упражнений по упомянутому правилу может
быть следующей: а);
б)
х2 — у2;
в)
х4 — у2;
г);
д);
е);
ж)
;
з)
.

Перечисленные
упражнения — это лишь представители
видов, сама система содержит несколько
упражнений каждого вида. При этом следует
иметь в виду, что умение выполнить
действие в стандартной ситуации не
обеспечивает овладение этим действием
в особенных случаях. Другими словами,
без наличия упражнений на различные
варианты широкого переноса нельзя
обеспечить обобщенного умения учащихся.
Ученику, не встречавшемуся с различными
вариациями упражнений, приходится
совершать акт творчества, на которое
способен не каждый ученик.

Какие
особые случаи могут иметь место при
рассмотрении формулы разности квадратов
двух выражений? Это применение формулы,
когда одно из выражений или даже оба
равны некоторому числу, в частности
единице, когда слагаемое с минусом стоит
на первом месте, когда одно или оба
выражения являются двучленами или
многочленами.

Значит,
имеющийся набор упражнений следует
дополнить упражнениями следующего
вида:

100-с2;
;
812-92;;
и
т. д.

Далее
рассмотрим реализацию педагогического
принципа
прочности
знаний
при составлении систем упражнений.
Принцип проявляется в наличии однотипных
упражнений. По данным ряда психологов,
чтобы у учащихся произошло самостоятельное
обобщение, в некоторых случаях необходимо
более ста однотипных упражнений. У
сильных учащихся такое обобщение может
происходить «с места», после решения
единственного упражнения.

Не
все учебники учитывают принцип прочности.
В курсе алгебры седьмого класса при
изучении формулы а2-
в2
только
в соответствующем разделе учебника
приведено более сотни упражнений, а в
пособии по геометрии А.В. Погорелова
для закрепления, например, формул
и
ни
одного.

Отсутствие
простейших однотипных упражнений
сказывается на результатах обучения
слабых учащихся.

При
подборе или составлении однотипных
упражнений необходимо руководствоваться
закономерностью появления неверных
ассоциаций. Она состоит в том, что если
в процессе обучения выполняются три
условия: 1) учащийся выполняет задания
одного типа; 2) некоторые несущественные
особенности заданий неизменно повторяются;
3) учащийся может получить верный ответ
и в том случае, когда не осознает эту
особенность, то степень осознания этой
особенности снижается.

Пример.

.

Ответ
получен правильный. Ошибка не проявилась.
При наличии сходных упражнений, например,
и т. д. неверная ассоциация закрепляется.
Благоприятствует образованию неверной
ассоциации то обстоятельство, что
действие ускоряется, укрупняется,
контроль сознания под влиянием однотипных
упражнений ослабевает. Упрочение
ошибочной ассоциации начинается после
трех однотипных упражнений.

Созданию
неверных ассоциаций препятствует
система упражнений, включающая
контрпримеры.
Я.И. Груденов называет контрпримером
любую задачу, любое упражнение, которое
помогает выявить, а значит, устранить
неверную ассоциацию. Такое использование
термина «контрпример» отличается от
принятого в логике. Это, если можно так
выразиться, дидактический контрпример.
В последнем случае таким контрпримером
является система вида:
.

Следовательно,
каждое третье упражнение должно быть
контрпримером, т. е. варьировать
несущественные признаки системы
упражнений.

В
качестве подобного рода контрпримеров
могут быть использованы различные
взаимообратные упражнения. Еще И. П.
Павлов доказал, что применение контрастных
перемежающихся раздражителей вместо
одного является рациональной основой
обучения. Обратная
задача
,
упражнение должны решаться вслед за
прямой, пока информация находится в
активной форме, при этом особенно
благоприятным моментом для вторичного
включения сознания, т. е. для решения
обратной задачи являются ближайшие
30-40 минут. Важным моментом является
наличие в системе упражнений полного
цикла взаимно обратных упражнений.

Создание
такого цикла упражнений предполагает
наличие нескольких этапов: 1) изменение
форм действий на обратные при сохранении
данных; 2) выполнение обратного действия
с последующей проверкой с помощью
прямого; 3) выполнение упражнений без
всякого порядка, проверка осуществляется
в отдельных случаях. Примерами обратных
упражнений к заданию разложить выражение
на множители будут задания на восстановление
записи:,,.

Последние
три упражнения качественно отличаются
от исходного. Если при выполнении
однотипных упражнений ученик быстро
перестает проводить обосновывающие
рассуждения, сокращает звенья рассуждений,
то при выполнении обратных — наоборот.
Выполнение обратных упражнений
предполагает осуществление проверки
каждой операции, постоянного контроля,
а значит, способствует развитию
самоконтроля.

Следовательно,
одновременное изучение взаимообратных
действий и выполнение соответствующих
упражнений целесообразно.

Исходя
из этой точки зрения, формулу разности
квадратов двух выражений следует изучать
совместно с умножением разности двух
выражений на их сумму, а не друг за
другом, как это имеет место в школьной
практике. Можно одновременно рассматривать
нахождение дроби от числа и числа по
его дроби, прямую и обратную
пропорциональность и многое другое. В
этом, проявляет себя принцип укрупнения
дидактических единиц П. М. Эрдниева,
принятый на вооружение многими учителями.

При
выполнении системы упражнений важно
соблюдение педагогического принципа
сознательности.

Рассмотрим
некоторые наиболее важные психологические
аспекты выполнения упражнений, влияющие
на сознательность усвоения изучаемого
материала.

В
теории поэтапного формирования умственных
действий, разработанной П.Я. Гальпериным
и Н.Ф: Талызиной, доказывается необходимость
выполнения действий на первичное
закрепление определений, правил, теорем
развернуто, т. е. без пропусков отдельных
операций в материализованной и
громкоречевой формах, которые должны
предшествовать действиям в уме.

Чтобы
помочь учащемуся сознательно усвоить
материал, чтобы научить ученика, особенно
не очень способного к математической
деятельности, учителю необходимо
представить себе то умственное действие,
которому он хочет научить ученика в
полном объеме, без пропусков каких-либо
операций, т. к. пропуски отрицательно
сказываются на сознательном восприятии
умственных действий. Противоположностью
полноты является свернутость действия,
пропуск какой-либо умственной операции.
Все выделенные операции при закреплении
действия необходимо выполнять во внешнем
плане, т. е. делая записи и в громкоречевой
форме — комментируя записи. В качестве
примера рассмотрим полную запись решения
примера на вычитание смешанных чисел:

Некоторое
время ученики выполняют развернутое
действие, проговаривая все операции в
обобщенном виде, например: «Представим
каждое из смешанных чисел в виде суммы
целой и дробной частей, найдем наименьший
общий знаменатель дробей, приведем
дроби к наименьшему общему знаменателю,
сравним числители получившихся дробей
и т. д.» Такая форма позволяет осознать
все операции действия, выполнять их с
пониманием.

При
выполнении различных умственных действий
полезно не только выделять отдельные
шаги — операции действия, но и материализовать
действие, т. е. составлять некоторую
видимую схему действия. В качестве
примера материализации умственного
действия рассмотрим процесс решения
задач на дроби (нахождения дроби от
числа, числа по дроби, отношения двух
чисел).

При
решении задач этих типов ученик должен
уметь распознать задачу, выяснить
является ли она задачей на нахождение
дроби от числа, числа по его дроби или
на нахождения дроби-части, которую одно
число составляет от другого, а затем
выполнить соответствующие преобразования
— операции.

Для
решения этих задач может оказаться
полезной материализованная основа
действия, состоящая из трех составляющих:

Все
число

(именованные
единицы)

Значение
дроби

(именованные
единицы)

Дробь

(отвлеченное
число)

Тогда
на одних и тех же числовых значениях
можно рассмотреть зависимости между
отдельными составляющими структуры,
т. е. найти каждый из компонент действия,
если известно два других. Получаем в
общем виде зависимость: I=II:III;
II=I·III;
III=.

При
необходимости решить конкретную задачу,
например, найти
от числа 60 кг, вначале выясняется, какие
элементы структуры задачи нам известны:
что такое 60 кг и что такое.

Получается
запись:

I.
Все число (и.е.)

П.
Значение дроби

(и.е.)

III.
Дробь

60
кг

?

Далее
можно воспользоваться полученной ранее
зависимостью: II
=
I·III.
При
выполнении упражнений в указанном
разделе необходимо рассмотреть особые
случаи, когда все число или значение
дроби представлены правильной дробью
и когда число в третьей графе превышает
единицу.

Постепенно,
с увеличением опыта, необходимость в
материализованной опоре у учащихся
отпадает, действие производится в
громкоречевой форме, а затем и в форме
внутренней речи, с ориентацией на ранее
приведенную схему, но которой теперь
перед глазами нет.

Согласно
учению о поэтапном формировании
умственных действий, контроль за их
выполнением должен осуществляться со
стороны учителя на этапах материализации
и громкой речи до появления самоконтроля.
Понятно, что в условиях классно-урочной
системы пооперационный контроль со
стороны учителя за действиями каждого
ученика осуществить невозможно. Но
возможна показательная корректировка
отдельных ответов учащихся.

Использование
идей теории поэтапного формирования
умственных действий в школе дает ощутимые
результаты, но в то же время эта теория
требует специальных усилий по ее
перенесению в условия работы со всем
классом.

Представляется,
что компактный метод использования
формулировок правил, определений и
теорем является одной из возможных
модификаций использования теории
поэтапного формирования умственных
действий. Из опыта работы учителей
выделены два метода применения
определений, теорем, правил.

Первый
из них — раздельный,
когда
учащиеся несколько раз повторяют
изученную формулировку и лишь затем
отрабатывают ее в упражнениях. Этот
метод сравнительно часто используется
в школе, т. к. он прост в организационном
отношении. Он оправдан, если изучаемые
формулировки достаточно просты, такие
как, например, правило умножения
обыкновенных дробей или определение
медианы треугольника.

Если
же формулировка не совсем простая,
учащиеся не успевают ее осознать и
запомнить и выполняют упражнения без
опоры на теорию. Если изучаемая
формулировка достаточно сложная, то ее
запоминание облегчается, если оно
проходит одновременно с формированием
умения по применению этой формулировки.
Эта закономерность, заключающаяся в
том, что понимание материала является
важнейшим условием его запоминания, и
используется в другом методе, названным
компактным.

Суть
компактного
метода
заключается в том, что запоминание и
умение использовать формулировку
осуществляются одновременно. При этом
необходимо учесть еще одну закономерность
усвоения, что понимание затрудняется,
если установка на полноту и точность
запоминания появляется до того, как
материал понят в целом. Например,
бесполезно требовать от учащихся
формулировок правила сложения двух
дробей с разными знаменателями или
теоремы о вписанном угле, если они не
отработаны при выполнении соответствующих
упражнений.

При
этом предлагается следующая
последовательность действий. Вначале
учитель разбивает изучаемую формулировку
на составные части. В определении
выделяются существенные свойства, в
теореме — отдельные части условия и
заключения, а в правиле — отдельные шаги
действия. Затем учитель показывает
образец действия — читает формулировку
по частям и одновременно выполняет
упражнение. При этом непроизвольное
запоминание, которое имеет место в
условиях активных форм работы, оказывается
более прочным, чем произвольное,
опирающееся на пассивные формы работы.

ПРИМЕР.
Допустим, учащиеся вместе с учителем
вывели формулу квадрата суммы двух
выражений. Полученная формулировка,
представленная в учебном пособии,
разбивается на составные части. Моментом
материализации умственного действия
при этом является проведение вертикальных
черточек в тексте правила, осуществляющих
разбиение: «Квадрат суммы двух выражений
// равен квадрату первого выражения, //
плюс удвоенное произведение первого и
второго выражений //, плюс квадрат второго
выражения».

Далее
следует образец выполнения упражнения:
учитель читает формулировку по частям
и после прочтения каждой части выполняет
соответствующую операцию. Например,
выполняется упражнение
+ 2в)2.
Учитель
читает первую часть правила: «Квадрат
суммы двух выражений», указывает на
соответствующие обозначения квадрата
и суммы и отмечает, что в данном случае
имеет место полученная формула и что
первое выражение -это а,
а
второе — 2в. Затем учитель читает дальше:
«Равен квадрату первого выражения» и
записывает промежуточный результат и
т. д.

После
этого ученик у доски выполняет другое
упражнение аналогичным образом. Как
можно видеть, такая работа позволяет
одновременно запоминать формулировку
и учиться ее применять. Компактный метод
ориентирует учащихся при комментировании
выполнения упражнений не на буквальное
проговаривание записи, а на произнесение
соответствующих формулировок по частям
и реализацию каждой части формулировки
в конкретном случае.

Итак,
нами рассмотрен ряд требований, которые
целесообразно предъявить к системе
упражнений, исходя из общих педагогических
принципов обучения. Эти требования не
исчерпывают всего многообразия проблем,
связанных с упражнениями, но позволяют
планомерно и целенаправленно подходить
к отбору и построению системы упражнений.

63

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Хочу рассказать, как научить детей делать упражнения. Вы скажете, что в каждом упражнении есть задание, его надо прочитать и выполнить, как написано. Но не всё так просто.

Если с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ничего само не получится. Учителя и родители хорошо знают, что дети часто или совсем не читают задание и сразу начинают просто списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т.д.

Поделюсь опытом, как учить ребёнка читать задание и выполнять упражнение по заданию. Пример взят из нашего учебного пособия «Учимся читать и понимать текст. Русский язык», 2 класс (авторы Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, И.В. Кузнецова, издательство «Баласс, 2018).

Упражнение 27. Самодиктант

Прочитай название упражнения. В чём его смысл, догадался? В том, что человек сам себе диктует слова и записывает их.

Прочитай слова. Ты заметил, что каждое слово называет один предмет? Составь пары: напиши слова, которые называют много таких предметов. Обозначь орфограмму-букву ь разделительный.

Образец: кол – колья.

Ручей, звено, перо, лист, воробей, соловей, муравей, ружьё.

КАК ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ

  1. Читай по предложениям, подчёркивай глаголы. Сколько всего действий? Их _________.
  2. Расскажи устно так: мне нужно сначала прочитать, затем обратить внимание на… и т.д.
  3. Упражнение называется самодиктант. Что ты себе продиктуешь? (Нужно подобрать и записать пару к каждому слову, как в образце.)
  4. Какое слово нужно подобрать? Подчеркни ответ в тексте задания другим цветом.
  5. Какую орфограмму нужно обозначить? Как именно? (Смотрим на образец: разделительный ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, ю, я, и, поэтому обозначен корень, буква я подчеркнута двумя чертами, а буква ь – одной.)

Прокомментирую этот алгоритм.

  1. Читая по предложениям и выделяя глаголы, ребёнок по сути выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить. В данном случае их 5: прочитать, обратить внимание (заметить), составить, написать, обозначить.)
  2. Далее он вслух рассказывает о своих будущих действиях: мне нужно сначала прочитать слова, потом обратить внимание и т.д.)
  3. Уточняет, что именно надо сделать, подчёркивая ключевые слова в тексте задания.)

Дальше нужно показать, как выполнять задание, в какой последовательности и как проверить себя. В учебном пособии, из которого взят пример, все эти действия педагога и ученика подробно описаны.

КАК ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ И ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ

  1. Прочитаем второе слово: ручей. Знаешь, что это? Если нет, посмотри в словаре или спроси у взрослых. Много: ручьи.
  2. В корне слова после звука [ч’] слышится звук [й’], затем звук [и]. Значит, нужно писать букву ь: она помогает разделить (раздельно произнести) согласные звуки [ч’] и [й’]. Если не написать ь, мы прочитаем «ручи», а такого слова нет.
  3. Напиши слово, обозначь орфограмму-букву ь разделительный, как в образце.

    Продолжай самостоятельно.

  4. Проверь, всё ли задание выполнено. Ещё раз перечитай глаголы, которые ты подчеркнул. Спроси себя и подчеркни ответы.

Прочитал? (Да. Нет.)

Заметил? (Да. Нет.)

Составил пары слов? (Да. Нет.) Нужно было составить 8 пар слов. А сколько у тебя? Посчитай.

Записал их? (Да. Нет.) Проверь, везде ли во втором слове пары написан ь.

Обозначил орфограмму? Сравни с образцом.

Опыт показывает, что если с самого начала предложить такой алгоритм, приучить к нему, то ребёнок довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно. Ввести такой алгоритм можно на любом этапе обучения.

Умение читать задание и точно его выполнять очень важно и в процессе обучения, и на контрольных и тестах.

© Екатерина Бунеева, 2020


СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»

Методическая разработка

по дисциплине:  Физическая культура

Тема: «Составление индивидуальных комплексов упражнений для развития основных двигательных качеств»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Автор: Берёзкина И.В.

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Составление индивидуальных комплексов упражнений для развития основных двигательных качеств.

Успешно составленный комплекс упражнений позволит наиболее эффективно решить поставленные задачи и добиться нужных целей.

Для того, чтобы правильно подобрать упражнения для индивидуального комплекса необходимо:

  1. Определить, для кого составляется комплекс.
  2. Определить, с какой целью составляется комплекс (развитие каких физических качеств или функций организма).
  3. Определить количество повторов,

например:

— для развития силы и силовой выносливости используется поднимание доступного веса в количестве 8-12 раз по 2-3 серии с перерывом в 1-2 минуты до утомления. Если утомления нет, то увеличить вес или усложнить упражнение (отжимание с завышенной опорой ног)

— для развития максимальной силы и увеличения мышечной массы используют околопредельный вес в количестве 1-3 раза в 2-3 подхода с перерывом в 1-2 минуты.

4) Определить темп выполнения упражнений,

 например:

—  для развития скоростно-силовых качеств выполняют движения с максимальной скоростью,

— для развития общей выносливости, сжигания калорий с целью похудеть, ускорения обмена веществ, улучшения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем используют бег в среднем и медленном темпе.

5) Выбор времени суток для тренировок.

6) Определить количество задействованных в упражнении мышц. Вовлечение в работу ограниченного количества мышц будет иметь локальный эффект. Чем большее количество мышц вовлекается в работу, тем более общим для всего организма будет эффект от упражнения,

 Например, для развития общей выносливости необходимо выбирать упражнения с вовлечением многих групп мышц и более интенсивной нагрузкой на сердечно-сосудистую и дыхательные системы (продолжительные бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа).

7) Обязательно включать упражнения на гибкость и расслабление (преимущественно в конце комплекса).

8) Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения, для всех частей тела.

9) Учитывать локальное воздействие упражнений при составлении комплекса для атлетической и производственной гимнастики.

10) Последовательность вовлечения звеньев тела может быть разной (сверху вниз, снизу вверх, руки-ноги-туловище).

11) Правило «прогрессирования» реализуется за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Например, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий (наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями).

12) Четко указывать начальное и конечное положение, основную стойку. Например, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округленной или с прогнутой спиной).

Наиболее часто используемые упражнения в утренней гимнастике и в разминке:

1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

2. Наклоны и круговые движения головой.

3. Круговые и маховые движения руками.

4. Приседания.

5. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

6. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

7. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

8. Махи ногами вперед, назад и в сторону.

9. Прыжки (подскоки) многократные.

10. Ходьба и бег на месте.

Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой домен на хостинге
  • Как найти фольгу в снегу
  • Как составить минимальный объем продаж
  • Как составить план дополнительного занятия
  • Как исправить молнию если она разошлась