Как составить уравнение чтобы найти икс


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вам нужно найти значение «х» в уравнении вида 7x — 10 = 3x + 6. Такое уравнение называется линейным уравнением и, как правило, имеет только одну переменную. Эта статья расскажет, как решить линейное уравнение.

  1. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 1

    1

    Запишите задачу: 7x — 10 = 3x — 6.

  2. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 2Bullet1

    2

    В уравнении найдите члены с переменной и свободные члены. Члены с переменной записываются как «7x» или «3x» или «6y» или «10z», где при некотором коэффициенте стоит переменная. Свободные члены записываются как «10» или «6» или «30», то есть они не содержат переменных.

    • Как правило, в задачах на решение линейного уравнения члены с переменной и свободные члены присутствуют на обеих сторонах уравнения.
  3. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 2Bullet2

    3

    Перенесите члены с переменной на одну сторону уравнения, а свободные члены – на другую, например, 16х — 5x = 32 – 10.

    • В уравнении 16x — 5x = 32 — 10 члены с переменной обособлены на одной стороне уравнения (левой), а свободные члены – на другой (правой).
  4. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 3Bullet1

    4

    Перенесите подобные члены на одну сторону уравнения (любую, выбранную вами). Помните о перемене знака при переносе через знак равенства.

    • Например, в уравнении 7х — 10 = 3x — 6 перенесите 7х на правую сторону уравнения:

      -10 = (3x-7х) – 6

      -10 = -4х – 6.

  5. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 3Bullet2

    5

    Далее, перенесите свободные члены на другую сторону уравнения (отличную от той, где находятся члены с переменной). Помните о перемене знака при переносе через знак равенства.

    • В нашем примере:

      -10 + 6 = -4x

      -4 = -4х.

  6. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 4Bullet1

    6

    Найдите значение х, разделив обе части уравнения на коэффициент при «х» (или любой другой буквы, обозначающую переменную).

    • В нашем примере коэффициент при «х» равен -4. Разделите обе части уравнения на -4, чтобы получить ответ х = 1.
    • Решение уравнения 7 х — 10 = 3x – 6: х = 1. Вы можете проверить этот ответ, подставив 1 вместо «х» и проверив соблюдение равенства:

      7 (1) — 10 = 3 (1) — 6

      7 — 10 = 3 — 6

      -3 = -3

    Реклама

  1. 1

    Иногда в данном уравнении члены с переменной и свободные члены будут находиться на разных сторонах уравнения. Поэтому для решения такого уравнения остается сделать следующее.

  2. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 5Bullet1

    2

    Приведите подобные члены. Например, в уравнении 16x — 5x = 32 — 10 просто вычтете подобные члены и получите: 11х = 22

  3. Изображение с названием Solve a Simple Linear Equation Step 5Bullet2

    3

    Далее, разделите обе стороны уравнения на коэффициент при «х».

    • В данном примере коэффициент при «х» равен 11: 11x ÷ 11 = 22 ÷ 11. Таким образом, х = 2. Решение уравнения 16x — 5x = 32 – 10: х = 2.

    Реклама

Предупреждения

  • Попытка разделить исходное уравнение на коэффициент при «х»:

    4x — 10 = — 6

    4x/4 — 10/4 = -6/4

    x — 10/4 = -6/4

    приведет к дробям, с которыми не так легко работать. Поэтому перенос подобных членов на разные стороны уравнения – наилучший способ решения.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9107 раз.

Была ли эта статья полезной?

Решение простых линейных уравнений

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Какие бывают виды уравнений

Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
  • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

Как решать простые уравнения

Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

Приведем подобные и завершим решение.

2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

Применим правило при решении примера: 4x=8.

При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

    Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

−4x = 12 | : (−4)
x = −3

Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

Алгоритм решения простого линейного уравнения
  1. Раскрываем скобки, если они есть.
  2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
  3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
  4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

Примеры линейных уравнений

Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

    Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.

Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.

5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

Приведем подобные члены.

Ответ: х — любое число.

Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

    Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

  1. 4х + 8 = 6 − 7х
  2. 4х + 7х = 6 − 8
  3. 11х = −2
  4. х = −2 : 11
  5. х = −2/11

Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.

Пример 5. Решить:

  1. 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
  2. 9х — 12 = 28х + 24
  3. 9х — 28х = 24 + 12
  4. -19х = 36
  5. х = 36 : (-19)
  6. х = — 36/19

Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:

Приведем подобные члены.

Ответ: нет решений.

Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.

Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?

Автор: Творческая Анна

Недавно звонит мама школьника, с которым я занимаюсь и просит объяснить математику ребёнку, т.к он не понимает, а она не него кричит и разговор с сыном не выходит.

У меня не математический склад ума, творческим людям это не свойственно, но я сказала, что посмотрю что они проходят и попробую. И вот что получилось.

Я взяла лист бумаги формата А4, обычный белый, фломастеры, карандаш в руки и начала выделять, то что стоит понять, запомнить, обратить внимание. И чтобы было видно, куда эта цифра переходит и как меняется.

Объяснение примеров с левой стороны, на правую сторону.

Пример № 1

Пример уравнения для 4 класса со знаком плюс.

Самым первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? Тут мы можем выполнить умножение. Умножаем 80*7 получаем 560. Переписываем ещё раз.

Х + 320 = 560 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 560 – 320. Минус ставим потому что при переносе числа, знак что перед ним меняется на противоположный. Выполняем вычитание.

Х = 240 Обязательно делаем проверку. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

240 + 320 = 80*7 Складываем числа, с другой стороны умножаем.

Всё верно! Значит мы решили уравнение правильно!

Пример № 2

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус.

Первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? В данном примере мы можем разделить. Производим деление 240 разделить на 3 получаем 80. Переписываем уравнение ещё раз.

Х – 180 = 80 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 80 + 180 Знак плюс ставим потому что при переносе числа, знак что был перед цифрой меняется на противоположный. Считаем.

Х = 260 Выполняем проверочную работу. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

Пример № 3

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

400 – х = 275 + 25 Складываем числа.

400 – х = 300 Числа разделены знаком равенства, х является отрицательным. Чтобы сделать его положительным, нам нужно перенести его через знак равно, собираем числа в одной стороне, х в другой.

400 — 300 = х Цифра 300 была положительной, при переносе в другую сторону поменяла знак и стал минус. Считаем.

Т.к не принято так писать, а первым в уравнении должен быть х, просто меняем их местами.

Проверка:

400 – 100 = 275 + 25 Считаем.

Пример № 4

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

72 – х = 18 * 3 Выполняем умножение. Переписываем пример.

72 – х = 54 Выстраиваем числа в одну сторону, х в другую. Цифра 54 меняет знак на противоположный, т.к перепрыгивает через знак равно.

72 – 54 = х Считаем.

18 = х Меняем местами, для удобства.

Проверка:

Пример № 5

Пример уравнения с х с вычитанием и сложением для 4 класса.

Х – 290 = 470 + 230 Складываем.

Х – 290 = 700 Выставляем числа с одной стороны.

Х = 700 + 290 Считаем.

Проверка:

990 – 290 = 470 + 230 Выполняем сложение.

Пример № 6

Пример уравнения с х на умножение и деление для 4 класса.

15 * х = 630/70 Выполняем деление. Переписываем уравнение.

15 * х = 90 Это тоже самое, что 15х = 90 Оставляем х с одной стороны, числа с другой. Данное уравнение принимает следующий вид.

Х = 90/15 при переносе цифры 15 знак умножения меняется на деление. Считаем.

Проверка:

15*6 = 630 / 7 Выполняем умножение и вычитание.

Теперь озвучиваем основные правила:

  1. Умножаем, складываем, делим или вычитаем;

Выполняем то, что можно сделать, уравнение станет немного короче.

Х в одну сторону, цифры в другую.

Неизвестную переменную в одну сторону (не всегда это х, может быть и другая буква), числа в другую.

При переносе х или цифры через знак равенства, их знак меняется на противоположный.

Если было число положительным, то при переносе перед цифрой ставим знак минус. И наоборот, если число или х было со знаком минус, то при переносе через равно ставим знак плюс.

  • Если в конце уравнение начинается с числа, то просто меняем местами.
  • Всегда делаем проверку!
  • При выполнении домашнего задания, классной работы, тестов, всегда можно взять лист и написать вначале на нём и сделать проверку.

    Дополнительно находим подобные примеры в интернете, дополнительных книгах, методичках. Проще не менять цифры, а брать уже готовые примеры.

    Чем больше ребёнок будет решать сам, заниматься самостоятельно, тем быстрее усвоит материал.

    Если ребенок не понимает примеры с уравнением, стоит объяснить пример и сказать, чтобы остальные делал по образцу.

    Данное подробное описание, как объяснить уравнения с х школьнику для:

    • родителей;
    • школьников;
    • репетиторов;
    • бабушек и дедушек;
    • учителей;

    Детям нужно все делать в цвете, разными мелками на доске, но увы не все так делают.

    Из своей практики

    Мальчик писал так, как хотел, вопреки существующим правилам по математике. При проверке уравнения были разные цифры и одно число (с левой стороны) не равнялось другому (то что с правой стороны), он тратил время на поиски ошибки.

    При вопросе, почему он так делает? Был ответ, что он пытается угадать и думает, а вдруг сделает правильно.

    В данном случае нужно каждый день (через день) решать подобные примеры. Довести действия до автоматизма и конечно все дети разные, дойти может не с первого занятия.

    Если у родителей нет времени, а часто это так, потому что родители зарабатывают денежные средства, то лучше найти репетитора в своём городе, который сможет объяснить пройденный материал ребёнку.

    Сейчас век ЕГЭ, тестов, контрольных работ, есть дополнительные сборники и методички. Делая за ребёнка домашние задания, родители должны помнить, что на экзамене в школе их не будет. Лучше объяснить доходчиво ребёнку 1 раз, чтобы ребёнок смог самостоятельно решать примеры.

    Что такое уравнение: определение, решение, примеры

    В данной публикации мы рассмотрим, что такое уравнение, а также, что значит его решить. Представленная теоретическая информация сопровождается практическими примерами для лучшего понимания.

    Определение уравнения

    Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которе требуется найти.

    Это число обычно обозначается маленькой латинской буквой (чаще всего – x , y или z ) и называется переменной уравнения.

    Другими словами, равенство является уравнением только в том случае, когда содержит букву, значение которой требуется вычислить.

    Примеры простейших уравнений (одна неизвестная и одно арифметическое действие):

    В более сложных уравнениях переменная может встречаться несколько раз, также, в них могут содержаться скобки и более сложные математические операции. Например:

    Также, в уравнении может быть несколько переменных, например:

    Корень уравнения

    Допустим, у нас есть уравнение .

    Оно обращается в верное равенство при . Это значение (число) и является корнем уравнения.

    Решить уравнение – это значит найти его корень или корни (в зависимости от количества переменных), либо доказать, что их нет.

    Обычно, корень пишется так: . Если корней несколько, они просто перечисляются через запятую, например: , .

    Примечания:

    1. Некоторые уравнения могут быть не решаемы.

    Например: . Какое бы мы число не подставили вместо x , получить верное равенство не получится. В этом случае в ответе пишется: “уравнение не имеет корней”.

    2. Некоторые уравнения имеют бесконечное множество корней.

    Например: . В данном случае решением является любое число, т.е. , , , где N , Z и R – это натуральные, целые и действительные числа, соответственно.

    Равносильные уравнения

    Уравнения, имеющие одни и те же корни, называются равносильными.

    Например: и . У обоих уравнений решением является число два, т.е. .

    Основные равносильные преобразования уравнений:

    1. Перенос какого-то слагаемого из одной части уравнений в другую с изменением его знака на противоположный.

    Например: 3x + 7 = 5 равносильно .

    2. Умножение/разделение обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю.

    Например: 4x – 7 = 17 равносильно .

    Уравнение, также, не изменится, если к обеим его частям прибавить/отнять одно и то же число.

    3. Приведение подобных слагаемых.

    Например: 2x + 5x – 6 + 2 = 14 равносильно .

    Линейное уравнение – уравнение вида a x = b , где x – переменная, a и b некоторые числа, причем a ≠ 0 .

    Примеры линейных уравнений:

    1. 3 x = 2
    1. 2 7 x = − 5

    Линейными уравнениями называют не только уравнения вида a x = b , но и любые уравнения, которые при помощи преобразований и упрощений сводятся к этому виду.

    Как же решать уравнения, которые приведены к виду a x = b ? Достаточно поделить левую и правую часть уравнения на величину a . В результате получим ответ: x = b a .

    Как распознать, является ли произвольное уравнение линейным или нет? Надо обратить внимание на переменную, которая присутствует в нем. Если старшая степень, в которой стоит переменная, равна единице, то такое уравнение является линейным уравнением.

    Для того, чтобы решить линейное уравнение, необходимо раскрыть скобки (если они есть), перенести «иксы» в левую часть, числа – в правую, привести подобные слагаемые. Получится уравнение вида a x = b . Решение данного линейного уравнения: x = b a .

    Примеры решения линейных уравнений:

    1. 2 x + 1 = 2 ( x − 3 ) + 8

    Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени.

    Попробуем преобразовать его к виду a x = b :

    Для начала раскроем скобки:

    2 x + 1 = 4 x − 6 + 8

    В левую часть переносятся все слагаемые с x , в правую – числа:

    2 x − 4 x = 2 − 1

    − 2 x = 1

    Теперь поделим левую и правую часть на число ( -2 ) :

    − 2 x − 2 = 1 − 2 = − 1 2 = − 0,5

    Ответ: x = − 0,5

    1. x 2 − 1 = 0

    Это уравнение не является линейным уравнением, так как старшая степень, в которой стоит переменная x равна двум.

    1. x ( x + 3 ) − 8 = x − 1

    Это уравнение выглядит линейным на первый взгляд, но после раскрытия скобок старшая степень становится равна двум:

    x 2 + 3 x − 8 = x − 1

    Это уравнение не является линейным уравнением.

    Особые случаи (встречаются редко, но знать их полезно).

    Примеры:

    1. 2 x − 4 = 2 ( x − 2 )

    Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

    2 x − 4 = 2 x − 4

    2 x − 2 x = − 4 + 4

    0 = 0

    И как же здесь искать x , если его нет? После выполнения преобразований мы получили верное равенство (тождество), которое не зависит от значения переменной x . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда получается верное равенство (тождество). Значит x может быть любым числом. Запишем ответ к данном линейному уравнению.

    Ответ: x ∈ ( − ∞ ;   + ∞ )

    1. 2 x − 4 = 2 ( x − 8 )

    Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

    2 x − 4 = 2 x − 16

    2 x − 2 x = − 16 + 4

    0 = − 12

    В результате преобразований x сократился, но в итоге получилось неверное равенство, так как . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда будет неверное равенство. А это означает, что нет таких значений x , при которых равенство становилось бы верным. Запишем ответ к данному линейному уравнению.

    Ответ: x ∈ ∅

    Задания для самостоятельного решения

    №1. Найдите корни уравнения 2 − 3 ( 2 x + 2 ) = 5 − 4 x .

    Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.

    №2. При каком значении x значения выражений 7 x − 2 и 3 x + 6 равны?

    №3. Решите уравнение ( − 5 x + 3 ) ( − x + 6 ) = 0.

    Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.

    №4. Решите уравнение ( x − 4 ) 2 + ( x + 9 ) 2 = 2 x 2 .

    Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.

    №5. Решите уравнение ( x + 10 ) 2 = ( 5 − x ) 2 .

    №6. Решите уравнение x − 11 = x + 7 7 .

    Умножение — деление

    Начнем сразу же с примера

    ( displaystyle 4x=16)

    Смотрим и соображаем: что нам не нравится в этом примере? Неизвестное все в одной части, известные – в другой, но что-то нам мешает… И это что-то – четверка, так как если бы ее не было, все было бы идеально – икс равен числу – именно так, как нам и нужно!

    Как можно от неё избавиться? Перенести вправо мы не можем, так как тогда нам нужно переносить весь множитель (мы же не можем ее взять и оторвать от ( displaystyle x)), а переносить весь множитель тоже не имеет смысла…

    Пришло время вспомнить про деление, в связи с чем разделим все как раз на ( displaystyle 4)! Все – это означает и левую, и правую часть. Так и только так! Что у нас получается?

    ( displaystyle x=4)

    Вот и ответ.

    Посмотрим теперь другой пример:

    ( displaystyle frac{1}{2}x=3)

    Догадываешься, что нужно сделать в этом случае? Правильно, умножить левую и правую части на ( displaystyle 2)! Какой ты получил ответ? Правильно. ( displaystyle 6).

    ВАЖНО: при делении, либо умножении на какое-либо число, действие совершается как в левой, так и в правой части уравнения

    Наверняка все про тождественные преобразования ты и так уже знал. Считай, что мы просто освежили эти знания в твоей памяти и настало время для нечто большего…

    Например, для решения нашего большого примера:

    ( displaystyle {{left( {x}-6 right)}^{2}}+{{left( x+3 right)}^{2}}=2{{x}^{2}})

    Как мы уже говорили ранее, глядя на него, не скажешь, что данное уравнение является линейным, но нам необходимо раскрыть скобки и осуществить тождественные преобразования. Так что начнем!

    Для начала вспоминаем формулы сокращенного умножения, в частности, квадрат суммы и квадрат разности.

    Если ты не помнишь, что это такое и как раскрываются скобки, настоятельно рекомендую почитать тему «Формулы сокращенного умножения», так как эти навыки пригодятся тебе при решении практически всех примеров, встречающихся на экзамене.

    Раскрыл? Сравниваем:

    ( displaystyle begin{array}{l}{{left( {x}-6 right)}^{2}}+{{left( x+3 right)}^{2}}=2{{x}^{2}}\{{x}^{2}}+36-12x+{{x}^{2}}+9+6x=2{{x}^{2}}end{array})

    Теперь пришло время привести подобные слагаемые. Помнишь, как нам в тех же начальных классах говорили «не складываем мухи с котлетами»? Вот напоминаю об этом.

    Складываем все отдельно – множители, у которых есть ( displaystyle {{x}^{2}}), множители, у которых есть ( displaystyle x) и остальные множители, в которых нет неизвестных.

    Как приведешь подобные слагаемые, перенеси все неизвестные влево, а все, что известно, – вправо. Что у тебя получилось?

    ( displaystyle begin{array}{l}{{left( {x}-6 right)}^{2}}+{{left( x+3 right)}^{2}}=2{{x}^{2}}\2{{x}^{2}}-2{{x}^{2}}-12x+6x+36+9=0\-6x=-45end{array})

    Как ты видишь, иксы в квадрате исчезли, и здесь совершенно обычное линейное уравнение. Осталось только найти ( displaystyle x)!

    ( displaystyle x=frac{-45}{-6}=7,5)

    И напоследок скажу еще одну очень важную вещь про тождественные преобразования.

    Линейные уравнения с двумя переменными

    Теперь перейдем к чуть более сложному – линейным уравнениям с двумя переменными.

    Линейные уравнения с двумя переменными имеют вид:

    ( displaystyle ax+by+c=0), где ( displaystyle a), ( displaystyle b) и ( displaystyle c) – любые числа и ( displaystyle ane 0).

    Как ты видишь, вся разница только в том, что в уравнение добавляется еще одна переменная. А так все то же самое – здесь нет иксов в квадрате, нет деления на переменную и т.д. и т.п.

    Какой бы привести тебе жизненный пример… Возьмем того же Васю. Допустим, он решил, что каждому из 3-ех друзей он даст одинаковое количество яблок, а ( displaystyle 2) яблока оставит себе.

    Сколько яблок нужно купить Васе, если каждому другу он даст по ( displaystyle 1) яблоку? А по ( displaystyle 2)? А если по ( displaystyle 3)?

    Зависимость количества яблок, которое получит каждый человек к общему количеству яблок, которое необходимо приобрести будет выражена уравнением:

    ( displaystyle y=3x+2), где

    • ( displaystyle x) – количество яблок, которое получит ( displaystyle 1) человек (( displaystyle 1), или ( displaystyle 2), или ( displaystyle 3));
    • ( displaystyle 2) – количество яблок, которое Вася возьмет себе;
    • ( displaystyle y) – сколько всего яблок нужно купить Васе с учетом количества яблок на человека.

    Решая эту задачу, мы получим, что если одному другу Вася даст ( displaystyle 1) яблоко, то ему необходимо покупать ( displaystyle 5) штук, если даст ( displaystyle 2) яблока – ( displaystyle 8) и т.д.

    И вообще. У нас две переменные. Почему бы не построить эту зависимость на графике?

    Строим и отмечаем значение наших ( displaystyle x), то есть точки, с координатами ( displaystyle 1), ( displaystyle 2) и ( displaystyle 3)!

    Как ты видишь, ( displaystyle x) и ( displaystyle y) зависят друг от друга линейно, отсюда и название уравнений – «линейные».

    Графическое изображение линейных и нелинейных уравнений

    Абстрагируемся от яблок и рассмотрим графически различные уравнения. Посмотри внимательно на два построенных графика – прямой и параболы, заданными произвольными функциями:

    Найди и отметь на обоих рисунках точки ( displaystyle x), соответствующие ( displaystyle y=2).

    Что у тебя получилось?

    Ты видишь, что на графике первой функции одному ( displaystyle y) соответствует один ( displaystyle x).

    То есть ( displaystyle y) и ( displaystyle x) линейно зависят друг от друга, что не скажешь про вторую функцию.

    Конечно, ты можешь возразить, что на втором графике ( displaystyle y=-1) так же соответствует ( displaystyle 1) икс – ( displaystyle x=0) , но это только одна точка, то есть частный случай, так как ты все равно можешь найти такой ( displaystyle y), которому соответствует не только один ( displaystyle x).

    Да и построенный график никак не напоминает линию, а является параболой.

    Повторюсь, еще раз:

    Графиком линейного уравнения должна быть прямая линия.

    С тем, что уравнение не будет линейным, если у нас идет ( displaystyle x) в какой-либо степени – это понятно на примере параболы, хотя для себя ты можешь построить еще несколько простых графиков, например ( displaystyle y={{x}^{3}}) или ( displaystyle y={{x}^{4}}).

    Но я тебя уверяю – ни один из них не будет представлять собой ПРЯМУЮ ЛИНИЮ.

    Не веришь? Построй, а затем сравни с тем, что получилось у меня:

    А что будет, если мы разделим что-то на ( displaystyle x), например, какое-то число? Будет ли линейная зависимость ( displaystyle y) и ( displaystyle x)?

    Не будем рассуждать, а будем строить! Например, построим график функции ( displaystyle y=frac{1}{x}).

    Как-то не выглядит построенное прямой линией… соответственно, уравнение не линейное.

    Решение простых уравнений  — одна из базовых тем для усвоения, при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

    Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную. Значение данной переменной требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

    Переменную, входящую в уравнение, еще называют неизвестным.

    Примеры:

    • выражение 3+2=5 является равенством, так как при вычислении получаем 5=5
    • выражение 3+х=5 является уравнением, так как содержит переменную х, значение которой можно найти.

    Решить уравнение — значит найти такое значение х, чтобы равенство было верным.
    То есть, в уравнении 3+х=5 значение будет равно 2 (х=2), чтобы получилось верное равенство.
    При этом говорят, что 2 — это корень уравнения или решение уравнения 3+х=5.

    Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

    Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

    Компоненты

    Компонентами называются числа и переменные, которые входят в равенство:

    • компоненты сложения — слагаемые и сумма;
    • компоненты вычитания — уменьшаемоевычитаемое и разность;
    • компоненты умножения — множители и произведение;
    • компоненты деления — делимое, делитель и частное.

    Правила нахождения неизвестных

    Чтобы выразить переменную через другие числа, нужно переменную оставить (или перенести) в левой части выражения, а все числа перенести в правую часть.

    Решение простых уравнений подразумевает применение следующих правил:

    1. чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
    2. чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
    3. чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
    4. чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
    5. чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
    6. чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

    Примеры:

    1. 3+х=5.
      Нужно задать вопрос: что сделать с числами 5 и 3, чтобы получить переменную х.
      Чтобы найти слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое: х=5-3.
    2. х-3=7
      Нужно задать вопрос: что сделать с числами 3 и 7, чтобы получить переменную х.
      Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое: х=7+3.
    3. 8-х=6
      Нужно задать вопрос: что сделать с числами 8 и 6, чтобы получить переменную х.
      Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность: х=8-6.
    4. 3×а=6 (а-переменная)
      Нужно задать вопрос: что сделать с числами 3 и 6, чтобы получить переменную а.
      Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель
    5. а:4=3(а-переменная)
      Нужно задать вопрос: что сделать с числами 4 и 3, чтобы получить переменную а.
      Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель: а=3*4
    6. 12:а=3(а-переменная)
      Нужно задать вопрос: что сделать с числами 12 и 3, чтобы получить переменную а.
      Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное: а=12:3.

    Если неизвестное имеет коэффициент

    Решение простых уравнений сводится к тому, что неизвестное нужно выразить через другие числа. Но чаще всего задаются уравнения, в которых неизвестное имеет коэффициент, например: 2х, 5х и т.д. В таких случаях неизвестное нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент. Поэтому нужно привести это уравнение к виду, в котором переменная будет выражена.

    Рассмотрим пример: 2х+4=8.
    В данном примере: 2x — первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

    • Принимает слагаемое 2х за неизвестное слагаемое. Применяем правило нахождения неизвестного слагаемого: вычитаем из суммы известное слагаемое. Получаем: 2х=8-4 или 2*х=4.
    • Мы получили новое уравнение . Теперь мы имеем дело с умножением. Применяем правило нахождения неизвестного множителя: произведение делим на известный множитель. Получаем: х=4:2; х=2
    • Вычислим правую часть, получим значение переменной х.
    • Проверяем: 2*2+4=8. Равенство верное.

    Если уравнение имеет неизвестные с разными коэффициентами

    Рассмотрим пример: a+2a+3a=30.
    Cразу выразить неизвестное нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить. Для этого нужно сложить все неизвестные величины с коэффициентами: 1а+2а+3а=6а (а — это переменная с коэффициентом 1. который не пишется).
    Получаем уравнение вида: 6*а=30. Его можно решить как простое уравнение. Получаем корень: а=5.

    Равносильные уравнения

    Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

    Из предыдущего примера: уравнение a+2a+3a=30 и уравнение 6а=30 являются равносильными.
    Проверим это. Подставим корень сначала в уравнение a+2a+3a=30, а затем в уравнение 6а=30, которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства.

    Для удобства решения можно любое уравнение преобразовать в равносильное. Для этого можно применить законы математики и свойства уравнений.

    Свойства уравнений

    • Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.
    • Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

    Пример. Решить уравнение 5х-10=20.
    Вычтем из обеих частей уравнения число 10, получим: 5х=20-10 или 5х=10.
    В результате получилось равносильное уравнение , корень которого равен 2.

    Пример. Решить уравнение 4(х+3)=20.
    Раскроем скобки: 4х+12=20.
    Вычтем из обеих частей уравнения число 12, получим: 4х=20-12 или 4х=8.
    В результате получилось равносильное уравнение , корень которого равен 2.

    Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

    То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

    Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

    Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные числа.

    Пример. Решить уравнение (1/4)х+5=6,5

    • При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала  принято упростить это уравнение.
    • Для упрощения обе части уравнения можно умножить на 4: 4*(1/4)х+4*5=4*6,5 или х+20=26.
    • В результате останется простейшее уравнение. Получаем, что корень равен 6.
    • Вернемся к исходному уравнению  и подставим вместо найденное значение. Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Пример. Решить уравнение 8х+16=56

    • Для упрощения обе части уравнения можно разделить на 8: 8х:8+16:8=56:8 или х+2=7.
    • В результате останется простейшее уравнение. Получаем, что корень равен 5.
    • Вернемся к исходному уравнению  и подставим вместо найденное значение. Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Если обе части уравнения умножить на минус единицу (поменять знаки), то получится уравнение равносильное данному.

    Это правило следует из того, что если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю, то получится равносильное уравнение. Иногда это нужно для того, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

    Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

    При этом минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x, а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать.

    Пример. Решить уравнение: 2х-5х+10=4.

    • Приведем подобные слагаемые:  -3х+10=4
    • Перенесем второе слагаемое в правую часть: -3х=-6
    • Для удобства умножим обе части на (-1). получим: 3х=6.
    • Корень: х=2.

    Уравнение имеет несколько корней

    Уравнение может иметь несколько корней.

    Рассмотрим уравнение: x(x + 9) = 0.
    Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю.
    То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет выполняться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю. Таким образом, уравнение имеет два корня: 0 и −9.

    Уравнение имеет бесконечно много корней

    Уравнение может иметь бесконечно много корней, когда при подстановке подставив в такое уравнение любого числа, мы получим верное равенство.

    Например: рассмотрим простое уравнение 6*(х+2)=6х+12. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 6х+12= 6х+12. Это равенство будет выполняться при любом х.

    Уравнение не имеет корней

    Бывает и так, что уравнение совсем не имеет  корней.

    Например: уравнение х+2=х.
    Данное уравнение не имеет корней, так как при любом значении х, левая часть уравнения всегда будет больше правой на 2.

    Таким образом, мы рассмотрели в статье решение разных видов простых уравнений. Решение более сложных уравнений без знания данного материала практически невозможно.

    Далее вы можете переходить к решению квадратных уравнений и решению систем линейных уравнений. 

    Для решения уравнений вам также могут понадобится темы: раскрытие скобок и порядок действий в примерах.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мыши в квартире как найти гнездо
  • Как найти путь к файлу utorrent
  • Как найти помещение для магазина продуктов
  • Как найти архивированные файлы в gmail
  • Как найти площадь поперечного сечения уголка