Как составить уравнение в задаче по геометрии

№5. (Фольклор). В равнобедренном треугольнике АВС (АВ = АС) провели биссектрису BD. Оказалось, что ВС = BD + AD. Найдите угол BАC.
Ответ: 100.
Решение. Отметим на стороне ВС точку K так, чтобы BK = BD, тогда CK = AD.

Пусть АВD = CВD = , тогда АCВ = 2. Проведем DP || BC.
Так как РDВ = DВС = , то треугольник BPD – равнобедренный (BP = PD).
Треугольник АРD – также равнобедренный с углом 2 при основании РD.
Учитывая, что ВР = CD получим равенство треугольников АРD и KDC (AD = KC, РD = DC, АDP = KCD).
Следовательно, треугольник KDC – равнобедренный и CDK = 2.
Значит, в равнобедренном треугольнике BDK угол при основании равен 4.
Используя для этого треугольника теорему о сумме углов, получим:  + 4 + 4 = 180, откуда  = 20.
Следовательно, ВАС = 180 – 4 = 100.

Решение задач с помощью линейных уравнений с одной переменной

Алгоритм решения текстовой задачи с помощью уравнения

Алгоритм решения текстовой задачи с помощью уравнения:

  • Проанализировать условие задачи, обозначить неизвестное буквой и составить уравнение.
  • Решить полученное уравнение.
  • Истолковать результат в соответствии с условием задачи.

Задачи с решениями

Задача 1. Одна сторона треугольника в два раза больше другой и на 3 см меньше третьей. Найдите стороны треугольника, если его периметр равен 43 см.

Пусть сторона AB=x.

Периметр треугольника: P = AB+AC+BC = x+2x+(2x+3) = 43

$$5x+3 = 43 iff 5x = 40 iff x = 40:5 = 8$$

AB = x = 8 см, AC = 2x = 16 см, BC = 2x+3 = 19 см

Ответ: 8 см, 16 см и 19 см

Задача 2. Расстояние между двумя станциями поезд может пройти со скоростью 70 км/ч на полчаса быстрее, чем со скоростью 60 км/ч. Найдите это расстояние.

Пусть x – расстояние между станциями.

По условию разность затраченного времени:

Решаем: $ frac <60>— frac <70>= frac<1> <2>| times 420 iff 7x-6x = 210 iff x = 210 $

Расстояние между станциями 210 км

Задача 3. Бригада должна была изготовить детали за 5 дней, но выполнила работу за 4 дня, т.к. изготавливала каждый день на 12 деталей больше. Сколько деталей изготовила бригада?

Пусть x — количество изготовленных деталей.

Количество деталей в день, шт./дни

Количество дней, дни

По условию разность между количествами деталей в день:

Решаем: $ frac <4>— frac <5>= 12 | times 20 iff 5x-4x = 240 iff x = 240 $

Бригада изготовила 240 деталей.

Ответ: 240 деталей

Задача 4. Сумма двух чисел равна 90. Если большее из них разделить на меньшее, то частное равно 3 и в остатке 6. Найдите эти числа.

Пусть x — меньшее число. Тогда большее равно 90-x. По условию: 90-x = 3x+6

$$ 90-6 = 3x+x iff 4x = 84 iff x = 21 $$

Меньшее число x = 21, большее число 90-x = 69.

Задача 5. Матери 37 лет, а дочери 13 лет. Когда дочь была или будет втрое младше матери? А вдвое?

Пусть x — число прошедших лет. Возраст матери станет 37+x, дочери 13+x.

$$ frac<37+x> <13+x>= 3 iff 37+x = 3(13+x) iff 37+x = 39+3x iff 37-39 = 3x-x iff $$

$$ iff 2x = -2 iff x = -1 $$

Дочь была втрое младше матери 1 год тому назад.

$$ frac<37+x> <13+x>= 2 iff 37+x = 2(13+x) iff 37+x = 26+2x iff 37-26 = 2x-x iff $$

Дочь будет вдвое младше матери через 11 лет.

Ответ: год назад; через 11 лет

Задача 6. Сколько лет отцу и сыну, еcли в позапрошлом году сын был младше в 5 раз, а в следующем будет младше в 4 раза?

Пусть x — возраст сына в этом году.

Возраст сына, лет

Возраст отца, лет

И для отца, и для сына пройдёт три года:

$$ 4(x+1)-5(x-2) = 3 iff 4x+4-5x+10 = 3 iff 4x-5x = 3-14 iff -x = -11 $$ $$ x = 11 $$

Сейчас сыну 11 лет.

В следующем году отцу будет 4(x+1)=4∙12=48 лет. Значит, сейчас отцу 47 лет.

Ответ: 11 лет и 47 лет.

Задача 7. Сумма цифр данного двузначного числа равна 7. Если эти цифры поменять местами, то получится двузначное число на 9 больше данного. Найдите данное число.

Пусть x — первая цифра данного числа, число десятков.

По условию разность чисел:

$$ (70-10x+x)-(10x+7-x) = 9 iff 70-9x-9x-7 = 9 iff $$ $$ iff -18x = 9-63 iff -18x = -54 iff x = 3 $$

Первая цифра x = 3, вторая цифра 7-x = 4.

Данное число 34.

Задача 8. По расписанию автобус должен ехать от посёлка до станции со скоростью 32 км/ч и приезжать на станцию за полчаса до отхода поезда. Но из-за ненастной погоды автобус ехал со скоростью на 7 км/ч меньше и опоздал к поезду на 12 мин. Чему равно расстояние от посёлка до станции?

Пусть x – расстояние от посёлка до станции.

Разность по времени между расписанием и фактическим прибытием:

30 мин+12 мин = 42 мин = $frac<42><60>$ ч = 0,7 ч

$ frac<25>— frac <32>= 0,7 | times 32 cdot 25 $

$ 32x-25x = frac<7> <10>cdot 32 cdot 25 = 7 cdot 16 cdot 5 $

$ 7x = 7 cdot 16 cdot 5 iff x = 16 cdot 5 = 80 $

Расстояние 80 км.

Задача 9*. Если к двузначному числу приписать справа и слева цифру 4, то получится число в 54 раза больше исходного. Найдите исходное двузначное число.

Пусть x — исходное число.

Если приписать по 4 слева и справа, в полученном четырёхзначном числе первая 4 указывает на количество тысяч, число x — на количество десятков, последняя 4 – на количество единиц. Соотношение чисел:

Решаем: $ 4004+10x = 54x iff 4004=44x iff x = frac<4004> <44>= frac<1001> <11>= 91 $

Исходное число x = 91.

Задача 10. Для проведения экзамена закуплены тетради. Если их сложить в пачки по 45 штук, останется одна лишняя тетрадь, а если сложить в пачки по 50 штук, то в одной пачке не будет хватать 4 тетради. Сколько тетрадей было куплено, если пачек по 45 тетрадей получается на одну больше, чем пачек по 50 тетрадей?

Задачи, решаемые с помощью уравнения. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7

  1. Проверка практических умений и навыков решения задач на составление уравнения.
  2. Активизация учебной деятельности учащихся путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, развивать логическое мышление, любознательность, умение проверять и оценивать выполненную работу.

Коллективным способом обучения (А. Г. Ривин и В.К. Дьяченко) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

I. Работа начинается с ввода или так называемого “запуска” раздела.

Обобщение и систематизация знаний по теме “ Задачи, решаемые с помощью уравнения”.

1. За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.

Пусть собственная скорость теплохода – Х км/ч. Заполним таблицу значений трёх величин.

Скорость (км/ч) Время (ч) Расстояние (км)
По течению Х + 2 9 9(Х + 2)
Против течения Х – 2 11 11(Х – 2)

На основании условия задачи составим уравнение:
9(Х + 2) = 11(Х – 2), которое имеет единственный корень 20.
Собственная скорость теплохода 20 км/ч.

2. Увеличив среднюю скорость с 250 до300 м/мин, спортсменка стала пробегать дистанцию на 1 мин быстрее. Какова длина дистанции?
Пусть Х мин – время, за которое спортсменка пробегала дистанцию со скоростью 300 м/мин, тогда Х +1 мин – время, за которое спортсменка пробегала дистанцию со скоростью 250 м/мин. Составим уравнение:
250(Х + 1) = 300Х , которое имеет единственный корень 5.Найдём длину дистанции 300Х = 300×5 = 1500 м.

3. В первую бригаду привезли раствора цемента на 50 кг меньше, чем во вторую. Каждый час работы первая бригада расходовала 150 кг раствора, а вторая – 200кг. Через 3 ч работы в первой бригаде осталось раствора в 1,5 раза больше, чем во второй. Сколько раствора привезли в каждую бригаду?

Пусть в первую бригаду привезли Х кг раствора, тогда во вторую – Х + 50 кг. Заполним таблицу значений величин для двух бригад:

Привезли(кг) Расход(кг)за 1 час Время (ч) Осталось раствора(кг)
1-я бригада Х 150 3 Х – 450
2-я бригада Х + 50 200 3 Х + 50 – 600

По условию задачи в первой бригаде осталось раствора в 1,5 раза больше, чем во второй. Составим уравнение:

Х – 450 = (Х + 50 – 600)×1,5 , имеющее единственный корень 750. 750 кг раствора привезли в первую бригаду, а во вторую привезли 750 + 50 = 800 кг.

4. (Задача Э.Безу) По контракту работникам причитается 48 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с них вычитается по 12 франков. Через 30 дней выяснилось, что работникам ничего не причитается. Сколько дней они отработали в течение этих 30 дней?
Пусть работники отработали Х дней, тогда они не работали (30 – Х) дней. Составим уравнение:
48Х – 12 (30 – Х) = 0.
Решив это уравнение, получим Х = 6, то есть они отработали 6 дней.

5. Книгу в 296 страниц ученик прочитал за три дня. Во второй день он прочитал на 20% больше, чем в первый, а в третий – на 24 страницы больше, чем во второй. Сколько страниц прочитал ученик в первый день?
Пусть в первый день ученик прочитал Х страниц, тогда во второй день ученик прочитал Х + 0,2Х = 1,2Х страниц, а в третий день прочитал 1,2Х + 24. Составим уравнение:
Х + 1,2Х +1,2Х + 24 = 296. Решив это уравнение, получим Х = 80, то есть ученик прочитал в первый день 80 страниц.

6. На солнышке грелось несколько кошек. У них лап на 10 больше, чем ушей. Сколько кошек грелось на солнышке?
Пусть грелось Х кошек, тогда у этих кошек 2Х ушей и 4Х лап. Составим уравнение:
4Х – 2Х = 10. Решив это уравнение, получим Х = 5,то есть 5 кошек грелось на солнышке.

II. Самостоятельная работа учащихся.

Каждый ученик получает индивидуальную карточку с задачами. Правильность решения проверяет преподаватель, при необходимости он оказывает помощь в решении. После проверки ученику выставляется в оценочный лист плюс или оценка.

Примеры карточек для первой группы:

1. (Старинная задача.) Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходить по 45 вёрст в день. Через сколько дней второй догонит первого?

2. Чтобы сделать вовремя заказ, артель стеклодувов должна была изготовлять в день по 40 изделий. Однако она изготовляла ежедневно на 20 изделий больше и выполнила заказ на 3 дня раньше срока. Каков был срок выполнения заказа?

Ответ: № 1 – 8 дней, № 2 – 9 дней.

1. Кооператив наметил изготовить партию мужских сорочек за 8 дней. Выпуская в день на 10 сорочек больше, чем предполагалось, он выполнил план за один день до срока. Сколько сорочек в день должен был выпускать кооператив?

2. На ферме 1000 кроликов и кур, у них 3150 ног. Сколько кроликов и сколько кур на ферме?

Ответ: № 1 – 70 сорочек, № 2 – 575 кроликов и 425 кур..

1. Из пункта А вышла грузовая машина со скоростью 60км/ч. Через 2 ч вслед за ней из пункта А вышла легковая машина со скоростью 90 км/ч. На каком расстоянии от пункта А легковая машина догонит грузовую?

2. Чтобы выполнить задание в срок, токарь должен изготавливать по 24 детали в день. Однако он ежедневно перевыполнял норму на 15 деталей и уже за 6дней до срока изготовил 21 деталь сверх плана. Сколько деталей изготовил токарь?

Ответ: № 1 – 360 км, № 2 – 408 деталей.

1. От турбазы до привала туристы шли со скоростью 4,5км/ч, а возвращались на турбазу со скоростью 4км/ч, затратив на обратный путь на 15 мин больше. На каком расстоянии от турбазы был сделан привал?

2. На одном складе было 185 т угля, а на другом – 237 т. Первый склад стал отпускать ежедневно по 15 т угля, а второй – по 18 т. Через сколько дней на втором складе угля будет в полтора раза больше, чем на первом?

Ответ: № 1 – 9 км, № 2 – 9 дней.

Примеры карточек для второй группы:

1. Из пункта А выехал велосипедист. Одновременно вслед за ним из пункта В , отстоящего от пункта А на расстоянии 60 км/ч, выехал мотоциклист. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, а мотоциклист – со скоростью 30 км/ч. На каком расстоянии от пункта А мотоциклист догонит велосипедиста?

2. Три бригады изготовили 65 деталей. Первая бригада изготовила на 10 деталей меньше, чем вторая, а третья – 30% того числа деталей, которые изготовили первая и вторая детали вместе. Сколько деталей изготовила каждая бригада?

Ответ: № 1 – 40 км, № 2 – 20, 30, 15 деталей.

1. Расстояние между пристанями М и N равно 162 км. От пристани М отошёл теплоход со скоростью 45 км/ч. Через 45 мин от пристани N навстречу ему отошёл другой теплоход, скорость которого 36 км/ч. Через сколько часов после отправления первого теплохода они встретятся?

2. Бригада рабочих должна была изготовить определённое количество деталей за 20 дней. Однако она ежедневно изготавливала на 70 деталей больше, чем планировалось первоначально. Поэтому уже за 7 дней до срока ей осталось изготовить 140 деталей. Сколько деталей должна была изготовить бригада?

Ответ: № 1 – 2 ч, № 2 – 3000 деталей.

1. От пристани А отошел теплоход со скоростью 40 км/ч. Через 1 ч вслед за ним отошёл другой теплоход со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов после своего отправления и на каком расстоянии от А второй теплоход догонит первый?

2. В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если у них вместе 19 голов и 46 ног?

Ответ: № 1 – 2 ,5 ч; 150 км, № 2 – 4 овцы и15 кур.

1. Сумму в 74 р. заплатили девятнадцатью монетами по 2 р. и 5 р. Сколько было монет по 2 р.?

2. За 4 ч катер проходит по течению расстояние, в 2,4 раза большее, чем за 2 ч против течения. Какова скорость катера в стоячей воде, если скорость течения 1,5 км/ч?

Ответ: № 1 – 7 монет, № 2 – 16,5 км/ч.

Примеры карточек для третьей группы:

1. Со станции М и N, расстояние между которыми 380 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость поезда, отправившегося со станции N, была больше скорости другого поезда на 5 км/ч. Через 2 ч после отправления поездам оставалось пройти до встречи 30 км. Найдите скорость поездов.

2. В одном резервуаре 380 м³ воды, а в другом 1500 м³. В первый резервуар каждый час поступает 80 м³ воды, а из второго каждый час выкачивают 60 м³. Через сколько часов воды в резервуаре станет поровну?

Ответ: № 1 – 85 и 90км/ч, № 2 – 56 ч.

1. Сумму в 74 р. заплатили девятнадцатью монетами по 2 р. и 5 р. Сколько было монет по 2 р.?

2. Скашивая ежедневно по 60 га вместо 50 га, бригада сумела скосить луг на один день быстрее, чем планировалось. Какова площадь луга?

Ответ: № 1 – 7 монет, № 2 – 300 га.

1. (Старинная задача.) Летели галки, сели на палки: по две сядут – одна палка лишняя, по одной сядут – одна галка лишняя. Сколько было галок и сколько палок?

2. Турист рассчитал, что если он будет идти к железнодорожной станции со скоростью 4км/ч, то опоздает к поезду на полчаса, а если он будет идти со скоростью 5км/ч, то придёт на станцию за 6 мин до отправления поезда. Какое расстояние должен пройти турист?

Ответ: № 1 – 4 галки и 3 палки, № 2 – 12 км.

1. (Задача С.А. Рачинского.) Я дал одному ученику 3 ореха, а всем остальным по 5 . Если бы я всем дал по 4 ореха, у меня осталось бы 15. Сколько было орехов?

2. К числу приписали справа нуль. Число увеличилось на 405. Найдите первое число.

Ответ: № 1 – 83 ореха, № 2 – 45.

Раздел считается введённым в работу, если каждая карточка с заданиями выполнена хотя бы одним учеником.

III. Работа в группах.

Затем работа классного коллектива выглядит так: организуется 3–4 группы по 4 человека (можно до 7 человек). В группе у каждого ученика своя карточка, за которую ученик уже получил плюс или оценку в оценочный лист. Каждый в группе выбирает партнёра, и они меняются карточками. Школьники работают в парах (решают карточку своего партнера полностью), затем пары в группе меняются. Если необходима помощь, то происходит взаимообучение. Если помощь не нужна, то после выполнения задания происходит взаимопроверка и делается отметка в оценочный лист. Потом пары меняются, и процесс продолжается до тех пор, пока каждый ученик не выполнит задания других учеников группы. Затем подводится итог, и выставляется общая оценка.

№1 №2 №3 №4 Итоговая оценка
Лаптева Алина 5
Борзенков Егор 3
Мартышин Сергей 4
Казакова Виктория 3

По диагонали оценка выставлена учителем. За выполнение карточки № 1оценка выставляется Лаптевой А., № 2 – Борзенковым Е., № 3 – Мартышиным С., № 4 – Казаковой В..

Решение задач по геометрии 7 класс, объяснение тем, объяснение задач

В 7 классе ученики начинают изучать новый предмет — геометрию. До этого они уже знакомились с некоторыми геометрическими понятиями, но не так подробно. Чтобы в дальнейшем не возникали трудности с усвоением информации, следует с самого начала усвоить основные моменты: уметь различать типы фигур, знать основные их свойства, выучить теоремы, признаки фигур. В 7 классе изучаются простейшие объекты: точка, луч, отрезок, прямая и т.д. Кроме этого, в учебниках подробно рассматривается треугольник.

Чтобы помочь ученику с усвоением основных тем по геометрии, ниже рассмотрено их содержание, представлены рисунки фигур и задачи по темам треугольников.

Основные темы по геометрии 7 класс

Ученику 7 класса предстоит познакомиться со следующими основными разделами учебника по геометрии:

Геометрия 7 класс объяснение основных тем, понятно для детей

первые геометрические объекты

Начать стоит с самого понятия «геометрия». С древнегреческого слово переводится как земля и измерение. Эта древнейшая наука, которая появилась в связи с необходимостью строить здания, дороги, измерять объекты и прокладывать границы.

О равных треугольниках. Равнобедренный треугольник

Треугольником принято считать фигуру, которая состоит из 3-х точек. Причем точки эти не должны лежать на одной прямой, а соединяются они отрезками.

Сумма всех углов в треугольнике равняется 180º. Знание этого факта пригодится при решении задач на нахождение углов.

Треугольники можно различать по двум признакам: размеру сторон и размеру углов.


Если один треугольник (назовем его CFD) наложить на другой (C1F1D1) и они будут соответствовать друг другу, то треугольники равны. У равных фигур все элементы равны.

Чтобы понять, равны ли треугольники, познакомимся с признаками равенства этих фигур.

Остановимся отдельно на равнобедренных треугольниках. Если 2 стороны треугольники равны, то его называют равнобедренным.

На заметку! Если равны все стороны, а не только две, то треугольник уже равносторонний, а не равнобедренный.

Исходя из этого, можно выделить признаки равнобедренного треугольника. Треугольник равнобедренный, если:

  • 2 угла в нем равны;
  • биссектриса одновременно является высотой и медианой;
  • медиана — биссектриса и высота;
  • высота, соответственно — медиана и биссектриса.

Если взять треугольник неравнобедренный, то эти три составляющие (высота, биссектриса и медиана) не будут совпадать (это четко прослеживается на рисунке ниже).

параллельные прямые

Если на тетрадном листе кажется, что прямые параллельны, но имеется небольшой уклон, то вполне вероятно, что за пределами листа (ведь они бесконечны), прямые пересекутся.

Чтобы понять, параллельны ли прямые, нужно усвоить 3 основных признака.

Показать параллельность прямых а и б можно так: а ΙΙ б.

прямоугольный треугольник и его свойства

Прямоугольным называют треугольник, в котором один из углов равен 90º. Рассмотрим название сторон такой фигуры.

Геометрия 7 класс задача по теме треугольники, пояснение решения задач

Решим несколько задач про треугольники:

  • нахождение периметра;
  • доказательство равенства треугольников.

Чтобы найти периметр в представленной задаче, нашли сперва неизвестные стороны. Потом просто сложили полученные значения.

Для этой задачи понадобилось знание признаков равенства треугольников.

Для решения задачи понадобится знание признаков равнобедренного треугольника. Так, можно утверждать, что в треугольнике сторона АС и АВ равны, как и СМ и МВ. Поскольку периметр — это сумма всех сторон, получается, что сумму периметра АВМ можно записать сложением АВ, ВМ и АМ (ее как раз нужно найти).

Сумму периметра АВС также записали с помощью сложения сторон. Затем упростили это сложение, записав: 32 = 2 АВ + 2 ВМ (так как АВ и АС равны — равнобедренный треугольник; ВМ и СМ тоже равны). Потом эту запись сократили, разделив на 2.

Вышло, что сумма двух сторон равна 16 см. Остается найти третью сторону (АМ). Она входит в треугольник АВМ, периметр которого равен 24 см. Тогда, чтобы найти третью сторону (АМ, нужно просто 24 отнять 16, вышло 8 см. В примере подставили в уравнение, чтобы не запутаться.

Решим задачу на нахождение угла в треугольнике.

Чтобы найти угол С в задаче потребовалось узнать, чему равен угол В. По условиям известно, что внешний В равняется 110º. Знаем, что развернутый угол равняется 180º (это внешний и внутренний угол В в сумме). Поэтому от 180 отнимаем 110. Получается угол В = 70º.

Треугольник равнобедренный, значит углы при основании одинаковые ⇒ угол В = углу А = 70º.

Поскольку сумма углов треугольника равна 180º (по правилу), значит угол С = 180 — углы А и В = 180 — 70 — 70 = 40°.

Задачи на второй и третий признак равенства треугольников подробно представлено в видео-уроке.

Геометрия 7 класс тест по теме треугольник

Закрепим материал по треугольникам, решив несколько тестовых заданий.

  1. Как называется сумма всех сторон в треугольнике?

а) площадь;
б) периметр;
в) медиана

2. Треугольник называется равнобедренным, если:

а) у него есть основание;
б) все стороны равны;
в) две стороны равны

3. Если в равнобедренном треугольнике к основанию провести высоту, то чем еще она будет являться?

а) биссектрисой;
б) медианой;
в) медианой и биссектрисой;
г) только высотой

4. Сколько всего признаков равенства треугольников?

5. В треугольнике можно провести ___ медиан (-ы)

а) одну;
б) множество;
в) три;
г) две

6. Как называются стороны прямоугольного треугольника, которые образуют угол 90º?

а) гипотенузы;
б) катеты;
в) высоты

7. Про что гласит 3-й признак равенства треугольников?

а) про стороны;
б) про сторону и углы;
в) про угол и стороны

8. Под каким углом в любом треугольнике проходит высота?

а) это зависит от вида треугольника
б) под углом 45 градусов;
в) 90 градусов

9. По каким признакам различаются виды треугольников?

а) по размеру сторон;
б) по размеру углов;
в) по размеру сторон и углов;
г) по периметру и площади

10. Чему равна сумма двух острых углов прямоугольного треугольника?

а) 90 градусов;
б) 180 градусов;
в) 60 градусов

Ответы: 1 — б; 2 — в; 3 — в; 4 — б; 5 — в; 6 — б; 7 — а; 8 — в; 9 — в; 10 — а.

7 класс геометрия сложная тема, разъяснить подробно для детей

Решим более сложную задачу, где есть и доказательство равенства треугольников, и поиск углов. Алгоритм решения задачи:

Шаг 1. Начертим, согласно условиям. Дается треугольник АВС, в котором провели медиану (вспоминаем, что медиана делит сторону пополам). В нашей задаче медиана AD уходит за пределы треугольника, создавая дополнительный отрезок DE (он равен AD). Получился треугольник, из которого проведена медиана.

Шаг 2. Первая задача — доказать равенство треугольников ABD и ECD: соединим точку Е и С, чтобы получился треугольник.

Шаг 3. По условиям AD и DE равны (одна сторона треугольника равна другой стороне ⇒ AD = DE

Шаг 4. Получается BD = DC, так как медиана разделила BC пополам (выходит, еще одни стороны треугольников равны).

Шаг 5. Рассмотрим углы между сторонами (на рис. обозначены цифрами 1 и 2). Они вертикальные, так как образовались двумя прямыми. Следовательно, они равны.

Из первого признака равенства треугольников знаем, что если 2 стороны и угол между этими сторонами одного треугольника равен этим показателям во втором, то они равные. Пункт а доказан. Переходим к б.

Шаг 1. Нам нужно найти угол АСЕ. Из рисунка видно, что он состоит из 2-х маленьких углов, получается: угол АСЕ равен сумме углов DCA и DCE.

Шаг 2. По условиям мы знаем, чему равен DCA, осталось найти второй. Так как равенство треугольников доказали, значит воспользуемся правилом: напротив равных сторон треугольников лежат и равные углы. AD напротив ABD; DE напротив DCE. Выходит: угол ABD = углу DCE = 40 градусам (по условию).

Шаг 3. Маленькие углы известны, найдем тот, который требуется: угол ACE = 56º + 40º = 96º.

Равенство доказали, угол нашли. Задание выполнено.

Еще пара видеороликов про решение задачи с прямоугольным треугольником, а также вся геометрия за 7 класс в одной задаче.

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/592484

http://luckclub.ru/obuchenie-geometrii-7-klass-obyasnenie-tem-obyasnenie-zadach

BD. Оказалось, что ВС = BD + AD. Найдите угол BАC.
Ответ: 100.
Решение. Отметим на стороне ВС точку K так, чтобы BK = BD, тогда CK = AD.

Пусть АВD = CВD = , тогда АCВ = 2. Проведем DP || BC.
Так как РDВ = DВС = , то треугольник BPD – равнобедренный (BP = PD).
Треугольник АРD – также равнобедренный с углом 2 при основании РD.
Учитывая, что ВР = CD получим равенство треугольников АРD и KDC (AD = KC, РD = DC, АDP = KCD).
Следовательно, треугольник KDC – равнобедренный и CDK = 2.
Значит, в равнобедренном треугольнике BDK угол при основании равен 4.
Используя для этого треугольника теорему о сумме углов, получим:  + 4 + 4 = 180, откуда  = 20.
Следовательно, ВАС = 180 – 4 = 100.

Содержание:

Логическое построение геометрии

Геометрия — это наука о пространственной форме и количественных характеристиках предметов реального мира. Прочие свойства предметов изучают другие дисциплины. Если при изучении предмета учитывать только пространственную форму и размеры, то получим абстрактный объект, называемый геометрической фигурой.

Слово «геометрия» — греческого происхождения и в переводе означает землеизмерение. Геометрию, изучаемую в школе, называют евклидовой по имени древнегреческого ученого Евклида. Геометрия состоит из двух частей: планиметрии и стереометрии. Планиметрия изучает свойства фигур на плоскости, а стереометрия — в пространстве (рис. 1).

Чтобы отличать геометрические фигуры друг от друга, их свойства описывают в виде утверждения, которое называют определением. Однако, определить вес геометрические фигуры невозможно. Некоторые из них, первоначальные, вынуждены принять без определения. Принимаем их за неопределяемые, начальные (основные) геометрические фигуры. Логическое построение геометрии осуществляют в следующем порядке: 1. Вначале принимают основные (начальные) геометрические фигуры без определения; 2. Принимают основные свойства этих фигур без доказательств;

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

3. Определяют другие геометрические фигуры через основные фигуры и их свойства, а затем доказывают свойства этих фигур и утверждений, истинность которых устанавливается путем доказательств, опираясь на известные.

Такое построение науки называют аксиоматическим построением. Свойства фигур, принятые без доказательства, называют аксиомами.

В планиметрии, которую мы изучали до сих пор основными геометрическими фигурами были точка и прямая. Их приняли без определения. Но определили отрезок, луч, треугольник и другие геометрические фигуры. Точно так же следующие свойства (утверждения) мы принимаем без доказательств в качестве аксиом:

I. Аксиомы принадлежности

1.1. Какова бы ни была прямая на плоскости, существуют точки, принадлежащие этой прямой, и точки, не принадлежащие ей.

1.2. Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.

II. Аксиомы расположения

2.1. Из трех точек, лежащих на прямой, одна и только одна лежит между двумя другими.

2.2. Любая прямая делит плоскость на две части: на две полуплоскости.

III. Аксиомы измерения

3.1. Любой отрезок имеет определенную длину, большую нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой.

3.2. Любой угол имеет определенную градусную меру, большую нуля. Градусная мера развернутого угла равна 180°. Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами.

IV. Аксиомы откладывания

4.1. На любом луче от его начальной точки можно отложить единственный отрезок, равный данному.

4.2. От любого луча в определенную полуплоскость можно отложить единственный угол, равный данному, не развернутому углу.

4.3. Для любого треугольника существует единственный равный ему треугольник в заданном расположении относительно данного луча.

V. Аксиома параллельности

5.1. На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной.

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Вывод некоторого утверждения с помощью логических размышлений называют доказательством. Утверждение, верность которого установлена с помощью доказательства, называют теоремой. Обычно теорема состоит из условия и заключения. В первой части теоремы — условии объясняют что задано. А во второй части — заключении формулируют что требуется доказать.

Доказать теорему — эго значит, используя ее условие, опираясь на принятые и доказанные ранее свойства, рассуждая, привести к правильности предложения, сформулированного в заключении.

Уточнение условия и заключения теоремы — разъясняет ее, облегчает понимание и доказательство теоремы.

Древнегреческий ученый Платон отмстил удивительную закономерность в геометрии: из свойств, изученных и доказанных ранее, логически размышляя и обдумывая, можно получить новые свойства. Следовательно, используя эти удивительные возможности, можно формулировать остальные свойства в виде теорем, которые доказывают с помощью логических размышлений, аксиом, а также свойств, доказанных до этого.

В процессе размышления запрещается использование недоказанных свойств, даже если их правильность очевидна.

Таким образом, если рассматривать геометрию как одно здание, начальные понятия и аксиомы составляют его фундамент. Кирпичи, уложенные на этом фундаменте — это новые определяемые понятия и свойства, доказанные в виде теорем.

В формировании геометрии в качестве самостоятельной науки большой вклад внесли древнегреческие ученые. Например, Гиппократ Хиосский дал разъяснения о первых геометрических понятиях. Наибольший вклад в этой области принадлежит великому древнегречеcкому ученому Евклиду (356-300 годы до нашей эры). Его основной труд «Начала» содержит планиметрию, стереометрию и некоторые вопросы теории вероятностей, кроме того, алгебру, основы теории отношений, способы вычисления площадей и объемов и также элементы теории пределов. Евклид в «Началах» собрал все достижения древнегреческих математиков того времени и создал основу для дальнейшего развития математики.

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

«Начала» состоят из 13 книг и содержат переработанные труды древнегреческих ученых V — IV веков до нашей эры. В нем приведены 23 определения, 5 постулатов и 9 аксиом. В этом труде даны правильные определения прямоугольника, квадрата и окружности. Для точки и прямой приведены следующие определения: «Точка-это то, что не имеет частей», «Линия-это длина без ширины».

В «Началах» приведены 9 аксиом — высказывания, принятые без доказательства. Также приведены следующие 5 математических умозаключений (постулатов), позволяющие осуществлять геометрические построения:

I. Через любые две точки можно провести только одну прямую.

II. Отрезок прямой можно бесконечно продолжить.

III. Из любой точки можно построить окружность произвольныго радиуса.

IV. Все прямые углы равны между собой.

V. Если две прямые, лежащие в одной плоскости, пересеченные третьей, образуют внутренние углы, сумма которых меньше двух прямых углов, то при продолжении вышеупомянутых прямых они пересекутся с той стороны, где сумма углов меньше двух прямых углов.

Упомянутый труд получил огромную славу и признание. Особенно V постулат стал причиной большой научной дискуссии. Если обозначить внутренние углы в V постулате а и (3 (рис. 1), а прямые а и b, то по смыслу этого постулата а+(3 <180°, и прямые аи b пересекаются.

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Многие ученые, пытаясь доказать постулат V, заменяли его другими равносильными умозаключениями. Например, аксиома параллельных английского математика Яна Плейфер (1748-1819) звучит так: На плоскости из точки, расположенной вне прямой, можно провести только одну прямую, параллельную этой прямой.

Математик, поэт, астроном и философ Омар Гиясаддин Лбул Фахт ибн Ибрахим Хайям также занимался этой задачей. Хайям в своем сочинении «Комментарии к сложностям в вводной части книги Евклида» остановился на V постулате. Он, пытаясь доказать постулат Евклида как теорему, рассмотрел прямоугольник с двумя прямыми углами в основании и сделал вывод, что, если два угла при нижнем основании прямые, то и углы при верхнем основании должны быть прямыми (рис.2). Хайям говорит:

«Две прямые, перпендикулярные одной и той же прямой, не могут пересечься». Итальянский математик Д. Саккери (1667-1733), не знакомый с работой Омара Хайяма, занимаясь V постулатом, также обратился к прямоугольнику. Данный прямоугольник вошел в основания геометрии под названием «Прямоугольник Хайяма-Саккери».

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Эту проблему решил великий русский математик Николай Иванович Лобачевский, построив неевклидовую геометрию. Лобачевский впервые доказал, что пятый постулат Евклидовой геометрии не связан с другими аксиомами. Эта геометрия полностью отличалась от Евклидовой геометрии. Однако, ни к каким логическим противоречиям это не привело, несмотря на то, что две геометрии не могли существовать одновременно. Несмотря на это, Лобачевский сделал новые результаты, которые также не имели логических противоречий. Новая геометрия и геометрия Евклида полностью совпадали по первым четырем аксиомам. Эта группа аксиом и их следствия назвали абсолютной геометрией.

Однако, неевклидовая геометрия (геометрия Лобачевского) серьезно отличалась от геометрии Евклида. Например, в геометрии Лобачевского сумма внутренних углов треугольника может быть меньше л, подобных, но неравных треугольников не существует, множество точек, равноудаленных от данной прямой, являются не прямой, а кривой линией и так далее.

В создание неевклидовой геометрии внесли большой вклад венгерский математик Янош Бойяи (1802-1860) и немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777-1855). Также большую работу по описанию новой геометрии проделали итальянский ученый Эудженио Бельтрами (1835-1900) и немецкий математик Бернхард Риман (1826-1866).

Начатая Евклидом аксиоматика в некотором смысле получила завершение в работах немецкого математика Давида Гильберта (1862-1943) и русского математика Вениамина Федоровича Кагана (1869-1953).

  • Заказать решение задач по высшей математике

Геометрические задачи и методы их решения

Как было отмечено ранее, одно из самых замечательных свойств геометрии заключается в возможности создания новых утверждений на основе ранее изученных, доказанных предложений, с помощью рассуждений и логического мышления. С помощью этой замечательной возможности доказываются и оставшиеся утверждения, выраженные в виде теорем или задач, основываясь на аксиомах и ранее доказанных свойствах. На основе этого и появлялись математические или геометрические задачи.

В математической задаче приводятся данные (условия). Используя их, требуется что-то найти (вычислить), или доказать, или построить. Выполнение поставленных требований и является решением задачи.

Геометрические задачи в соответствии с поставленным требованием делятся на вычислительные задачи, на задачи, требующие доказательства, исследовательские задачи и задачи на построение.

Для решения математической задачи знание условия недостаточно. Предполагается также наличие навыков и опыта решения задач. Чтобы добиться таких навыков нужно начать с решения простых задач и последовательно переходить к решению болсс сложных. Точно также нужно рассматривать различные методы решения и для их успешного усвоения решать много задач. Каждый метод применяется для определенной группы задач. Чем больше методов вы будете применять, тем больше получите навыков решения задач.

Ниже мы остановимся на некоторых наиболее важных методах решения геометрических задач. Методы решения задач по структуре делятся на синтетический, аналитический, доказательства от противного и другие. А но применению аппарата математики делятся на методы: алгебраический, векторный, координатный, вычисления площадей, подобия, геометрического преобразования.

Синтетический метод

Синтетический метод: используя данные условия задачи строят цепочку логических рассуждений. Цепочку продолжают до тех пор, пока ее последнее звено не совпадет с требованием задачи.

Пример:

Биссектриса прямоугольника делит его сторону на отрезки длиной 7 см и 9 см (рис. 1). Найдите периметр прямоугольника.

Решение:

Пусть ABCD- прямоугольник, А К -биссектриса, Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Эта задача входит в число опорных задач, так как многие задачи составляют на основании аналогичной идеи. Биссектрисы параллелограмма и трапеции отсекают от плоскости этих фигур равнобедренные треугольники. О таких важных фактах нужно помнить всегда. Они очень помогают при решении других задач.

Аналитический метод

Аналитический метод заключается в том, что, исходя из требования (вывода) утверждения (теоремы или задачи) и опираясь на известное утверждение, строится цепочка логических рассуждений, которая показывает, что требование является следствием условия.

Пример:

Докажите, что середины сторон любого четырехугольника являются вершинами параллелограмма.

Доказательство:

Пусть ABCD — четырехугольник (рис. 2), АК — КВ, BL = LC, CQ = QD, АР = PD. Проведем диагонали АС и BD четырехугольника.

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

5. Из (3) и (4) имеем: KLQP — параллелограмм. Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Рассмотренные выше синтетический и аналитический методы также называются прямыми методами. При решении задач прямыми способами сначала анализируется условие задачи. По результатам анализа выбирается метод, после этого строится и разбирается модель (чертеж) задачи в виде рисунка. В таком русле ведется обсуждение и переход от условия задачи к ее решению.

Есть и обратный метод решения задачи. С ним мы часто сталкивались. Называется этот метод «методом доказательства от противного«. Приведем алгоритм использования этого метода.

Алгоритм применения метода доказательства от противного.

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Пример:

Если каждая из двух прямых параллельна третьей, то они параллельны между собой.

Пусть заданы прямые а и b, и пусть каждая из них параллельна третьей прямой с. Докажем теорему методом доказательства от противного.

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Доказательство: Предположим противное:

Пусть каждая из прямых а и Ъ параллельна третьей прямой с, но сами прямые не параллельны друг лругу, то есть они пересекаются в некоторой точке А (рис. 3). Тогда через точку А прямой с проходят две прямые а и Ъ, параллельные ей. Это противоречит аксиоме параллельности. Следовательно, предположение было неверным. Значит, если каждая из двух прямых а и b параллельна третьей прямой с, то эти прямые параллельны между собой. Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Вышеприведенный метод основан на следующем логическом законе: из двух противоречащих друг другу утверждений только одно верно, а другое ложно, третьего не дано.

Теперь рассмотрим другие методы решения геометрических задач.

Алгебраический метод

При решении геометрических задач алгебраическим методом целесообразно пользоваться следующим алгоритмом:

  1. проанализировать содержание задачи и построить модель его чертежа;
  2. обозначить неизвестные буквами;
  3. по условию задачи составить уравнение или систему уравнений;
  4. решить составленные уравнения или системы уравнений;
  5. проанализировать полученное решение;
  6. написать ответ.

Пример:

Периметр прямоугольного треугольника равен 36 см. Отношение гипотенузы к катету равно 5 : 3. Найдите стороны треугольника.

Пусть задан Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Решение:

Обозначим коэффициент пропорциональности буквой к.

Тогда АВ = 5к, АС = 3к.

По теореме Пифагора: Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Откуда, Геометрические задачи и методы их решения с примерами

По условию задачи: Р = 36 см, Р = АВ + АС + ВС.

Следовательно, 5к + 3к + 4к = 36. Откуда, к- 3;

Тогда, АВ = 5к = 15 (см), АС =3к=9 (см), ВС = 4к=12 (см).

Ответ: 15 см, 9 см, 12 см. Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Метод площадей

При решении некоторых геометрических задач применение формул вычисления площадей быстро приводит к ожидаемому результату. В этом случае требуемые в задаче неизвестные находят из уравнения, полученного в результате уравнивания площадей вспомогательных фигур. В этом случае требуемые в задаче неизвестные находят из уравнения, полученного в результате уравнивания площадей вспомогательных фигур. Продемонстрируем это на следующем примере.

Пример:

Стороны треугольника 13 см, 14 см и 15 см. Найдите высоту, которая опущена на сторону, равную 14 см.

Решение.

Пусть задан треугольник Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Векторный метод

При решении геометрических задач векторным методом целесообразно пользоваться следующим алгоритмом:

  1. перевести задачу на язык векторов, то есть рассмотреть некоторые величины (отрезки), заданные в задаче как векторы, составить векторное равенство;
  2. используя свойства действий над векторами преобразовать векторные равенства и найти неизвестное;
  3. вернуть с векторного языка на геометрический;
  4. записать ответ.

Метод векторов используется при решении задач, в которых требуется:

  • доказать параллельность прямых (отрезков);
  • поделить отрезки в заданном отношении;
  • показать, что три точки лежат на одной прямой;
  • показать, что четырехугольник является параллелограммом (ромбом, трапецией, квадратом, прямоугольником).

Пример:

Докажите, что середины сторон выпуклого четырехугольника являются вершинами параллелограмма.

Решение:

Пусть ABCD заданный четырехугольник, где АК — КВ, BL — LC, CQ = QD, АР = PD (рис. 4).

Доказательство:

1. Заменив отрезки соответствующими векторами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами, запишем задачу векторным языком;

2. Используем для сложения векторов правилом треугольника:

Геометрические задачи и методы их решения с примерамиГеометрические задачи и методы их решения с примерами

3. Геометрические задачи и методы их решения с примерамито есть эти векторы одинаково направлены и их длины равны. Следовательно, по признаку параллелограмма четырехугольник KLQP является параллелограммом.Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Метод координат

При решении геометрических задач методом координат целесообразно пользоваться следующим алгоритмом:

  1. проанализировать содержание задачи и записать геометрическую задачу на языке координат;
  2. преобразовать выражение и вычислить его значение;
  3. перевести результат на геометрический язык и записать ответ.

Методом координат чаще всего решают следующие задачи: а) на нахождение геометрических мест точек; б) на доказательство зависимости между линейными элементами геометрических фигур.

При решении задач методом координат важно рационально выбрать систему координат. Данную фигуру следует разместить относительно осей координат таким образом, чтобы как можно больше координат нужных точек равнялись нулю или одному и тому числу.

Пример:

Докажи те, что параллелограмм, диагонали которого равны, является прямоугольником.

Доказательство:

Выберем систему координат так, чтобы вершины параллелограмма имели следующие координаты (рис. 5):

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Выразим расстояния между точками А, В, С, D через их координаты: Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Это, в свою очередь, означает, что точка В (b; с) лежит на оси Оу. Поэтому АBСD прямоугольный.

Отсюда следует, что параллелограмм ABCD является прямоугольником. Геометрические задачи и методы их решения с примерами

Метод геометрических преобразований

Метод геометрических преобразований: метод поворота, метод симметрии, метод параллельного переноса и метод гомотетии. При решении задач методом геометрических преобразований наряду с данными геометрическими фигурами рассматриваются и фигуры, полученные в результате определенного преобразования. Определяются свойства новых фигур и переносятся на данную фигуру. Затем выбирается способ решения задачи.

Все приведенные выше методы, где используется больше свойств геометрических фигур, называются геометрическими методами.

  • Прямые и плоскости в пространстве
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Векторы и координаты в пространстве
  • Множества
  • Рациональные уравнения
  • Рациональные неравенства и их системы

Для успешного изучения геометрии учащиеся старших классов должны не только знать основные формулы и теоремы, но и владеть различными методами решения геометрических задач. В успешном усвоении различных методов решения может помочь рассмотрение различных способов решения одной и той же задачи.

Рассмотрим несколько основных способов, которые чаще всего применяются при решении геометрических задач: координатный, векторный, аналитический (то есть сводящийся к решению уравнений и систем уравнений), тригонометрический (то есть основанный на формулах тригонометрии) и чисто геометрический.

1. Способ координат

Этот способ считается самым универсальным для решения геометрических задач.

Рассмотрим его и другие возможные способы на примере одной задачи.

Задача.

В произвольном треугольнике АВС биссектриса ВЕ перпендикулярна медиане АD, причем ВЕ = AD = 4. Найти стороны треугольника АВС.

Решение.

Рассмотрим треугольник АВС (рис. 1).

Точка О – точка пересечения биссектрисы ВЕ и медианы АD.Несколько способов решения одной геометрической задачи

Прямоугольные треугольники АВО и DВО равны по катету и острому углу. Поэтому АО = ОD = 2 и АВ = ВD, так что

ВС = 2АВ.

Пусть точка О – начало прямоугольной системы координат. Ось абсцисс совпадает с направлением вектора ОD. Будем считать, что |OD|/2 есть единичный отрезок координатной плоскости.

В введенной системе координат точки А, D, В имеют следующие координаты:

А(-2; 0), В(0; b), и D(2; 0).

Чтобы вычислить длины сторон треугольника АВС надо определить, чему равно число b.

Его можно выразить через координаты точек С и Е. Зная, что D – середина ВС, получаем, что С(4; -b). Найдем вторую координату точки Е(0; у), пользуясь тем, что она принадлежит прямой АС.

Уравнение прямой АС имеет вид: (х + 2)/6 = у/(-b).

Координаты точки E(0; у) этому уравнению удовлетворяют, поэтому, подставив в него 0 вместо х, получим,
что y = -⅓·b.Следовательно, ВЕ = 4/3 · b. По условию задачи BE = 4, значит, b = 3.

Итак, имеем A(-2; 0), В(0; 3), С(4; -3). Теперь, зная координаты вершин треугольника АВС, найдем его стороны:

АВ = √13, ВС = 2√13, АС = 3√5.

2. Векторный способ

Введем обозначения: ВА = а, ВС = с.

Теперь через а и с выразим векторы ВЕ и АD.

По свойству биссектрисы треугольника из того, что ВС = 2BD, следует, что

СЕ = 2АЕ. По формуле деления отрезка в данном отношении имеем:

ВЕ = (c + 2a)/3.

По правилу вычитания векторов АD = 1/2 · c – a. У векторов ВЕ и АD длины известны.

Пусть |a|= a,  тогда |c|= 2a. Вычислив скалярные квадраты векторов ВЕ и AD, получим уравнения:

2a2 + ac = 36;  2a2 – ac = 16.

Отсюда a2 = 13 и ac = 10.

Значит, АВ= √13, ВС=2√13.

Найдем сторону АС по теореме косинусов: AC2 = 5a2 – 2ac. Подставив вместо a2 и ас найденные выше значения, получим АС = 3√5.

3. Аналитический способ

Медиану AD и биссектрису ВЕ треугольника АВС выразим через длины а, b и с сторон треугольника АВС по формулам: AD2 = (b2 + c2)/2 – a2/4 и BE2 = ac – a₁c₁, где а1 = СЕ и с1= АЕ.

Пусть АВ = х, АЕ = у, тогда ВС = 2х и СЕ = 2у. Получим систему уравнений: 

{(х2 + 9у2)/2 – х2 = 16
2 – у2 = 8.

Отсюда x2 = 13, у2 = 5.

Значит, АВ = √13, ВС = 2√13 и АС=3√5.

4. Тригонометрический способ

Обозначим АВ = х, а угол АВС = 2α. По теореме косинусов из треугольников АВЕ и ВСЕ можно выразить АЕ и СЕ:

АЕ2 = х2 + 16 – 8х · cos α и CE2 = 4x2 + 16 – 16x · cos α.

Пользуясь тем, что СЕ = 2АЕ или CE2 = 4AE2, имеем: x · cos α = 3.

Но x · cos α = ВО, а значит, ВО = 3 и ОЕ = 1.

Далее, пользуясь теоремой Пифагора, остается только вычислить стороны треугольника АВС.

5. С помощью площадей

Так как АО = ОD = 2, ВЕ = 4 и АD перпендикулярно ВЕ, то площадь каждого из Несколько способов решения одной геометрической задачитреугольников ВАЕ и ВDE равна 4 (рис. 2). Площадь треугольника СDE также равна 4, так как медиана ED делит треугольник ВСЕ на два равновеликих треугольника. Значит, площадь треугольника АВС равна 12.

Так как AD – медиана треугольника АВС, то площадь треугольника ABD равна 6.

По формуле площади треугольника

SABD = АО · ВО = 6.

Но АО = 2, а значит,

ВО = 3.

Стороны треугольника АВС можно найти по теореме Пифагора.

Итак, задача может быть решена устно, если догадаться соединить точки D и Е, а затем вычислять площади треугольников. 

6. С помощью осевой симметрии

Точки А и D симметричны относительно биссектрисы ВЕ. Построим еще точку, симметричную точке С относительно прямой ВЕ. Для этого  продолжим отрезок DE до пересечения с прямой АВ и обозначим через  F точку пересечения прямых АВ и DЕ.

Получим равнобедренный треугольник ВСF. Из равенства треугольников ВЕF и ВЕС следует, что ВF = ВС. 

Продолжим еще биссектрису ВЕ до пересечения с СF в точке Н.

Тогда ВН – биссектриса треугольника ВСF, а следовательно, и его медиана.

Таким образом, Е – точка пересечения медиан треугольника ВСF, и поэтому ЕН = 0,5; ВЕ = 2, а ВН = 6.

Средняя линия АD треугольника ВСF делит медиану ВН пополам, поэтому ВО = 3. Далее поступаем так же, как и при решении задачи другими способами.

Как видим, вспомогательные построения привели к простому, чисто геометрическому способу решения задачи.

7. По теореме о средней линии треугольника

Проведем среднюю линию DK треугольника ВСЕ (рис. 3).

Так как DK || ВЕ и АО = ОD, то ОЕ – средняя линия треугольника АDK. Следовательно,

ОЕ = 1/2 · DK и DK = 1/2 · ВЕ, т.е. ОЕ = 1/4 · ВЕ.Несколько способов решения одной геометрической задачи

Так как ВЕ = 4, то ОЕ = 1 и ВО = 3.

Из решения видно, что  отношение ВО/ОЕ не зависит от длин отрезков  ВЕ и АD. Найти это отношение можно используя лишь тот факт, что АD – медиана треугольника АВС и

АО = ОВ, причем без всяких вспомогательных построений.

8. По теореме Менелая

Секущая ВЕ пересекает стороны треугольника АСD в точках Е и О.

По теореме Менелая из треугольника АСD имеем:

AE/EC · CB/BD · DO/OA = 1, а так как СВ/ВD = 2 и DО = ОА, то АЕ = ЕС.

Применив теорему Менелая к треугольнику ВСЕ и секущей АD, получим:

BO/OE · EA/AC · CD/DB = 1.

Но ЕА/АС = 1/3 и СD = DВ.

Следовательно, ВО/ОЕ = 3.

На примере одной задачи мы рассмотрели несколько способов ее решения. Кроме приведенных решений можно отыскать и другие, более сложные, чем геометрические способы. Решение этой задачи можно выполнить с помощью теоремы косинусов, формулы Герона для площади треугольника, составления и решения системы из трех уравнений. Однако, можно найти наиболее простое и красивое решение с помощью дополнительных построений.

 Остались вопросы? Не знаете, как решать задачи по геометрии?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти периметр треугольника по координатам векторов
  • Как найти первую работу верстальщику
  • Как найти турка в соцсетях
  • Как найти поставщика сигарет электронных одноразовых
  • Как найти сторону квадрата при известной площади