Разработать планы уроков для обучения взрослых несложно. Каждый хороший дизайн курса начинается с оценки потребностей. Прежде чем вы составите план урока, очень важно, чтобы вы завершили эту оценку и поняли, что нужно вашим ученикам и каковы ваши цели для курса.
Как и в случае с любое собрание людей, хорошо начинать занятие с самого начала и говорить о том, кто там, почему они собрались, чего они надеются достичь и как они этого добьются. Следуйте этим простым шагам для разработки планов уроков для взрослых и посмотрите, насколько эффективными вы можете быть.
Содержание
- Добро пожаловать и введение
- Дизайн модулей
- Разминка
- Лекция
- Задание
- Подведение итогов
- Сделайте 10-минутный перерыв
- Совет: разумно управляйте временем занятий
- Оценка
Добро пожаловать и введение
Встраивайте От 30 до 60 минут в начале вашего класса для ознакомления и обзора ваших целей и повестки дня. Ваше начало будет выглядеть примерно так:
- Приветствуйте участников, когда они прибывают.
- Представьтесь и спросите участники делают то же самое, называя свое имя и делясь тем, что они ожидают узнать от класса. Это хорошее время, чтобы включить ледокол, который расслабит людей и заставит их чувствовать себя комфортно, делясь ими.
- Попробуйте весело провести время в классе в первый день учебы.
- Запишите их ожидания на флип-чарте или доске.
- Сформулируйте цели курса, объяснив, почему определенные ожидания в списке будут или не будут выполнены.
- Просмотрите повестку дня.
- Просмотрите элементы домашнего хозяйства: где находятся туалеты, когда запланированы перерывы, что люди несут ответственность за себя и должны сделать перерыв в туалете пораньше, если он им нужен. Помните, вы обучаете взрослых.
Дизайн модулей
Разделите ваш материал на 50-минутные модули. Каждый модуль будет содержать разминку, короткую лекцию или презентацию, упражнение и подведение итогов, после чего будет сделан перерыв. Вверху каждой страницы в руководстве для учителя отметьте время, необходимое для каждого раздела и соответствующей страницы в учебном пособии учащегося.
Разминка
Разминка – это короткие упражнения продолжительностью пять минут или короче, которые заставляют людей задуматься о теме, которую вы собираетесь затронуть. Эти краткие задания могут быть игрой или просто вопросом, который вы задаете. Самооценка – хорошая разминка. Ледоколы тоже. Например, если вы преподаете стили обучения, оценка стиля обучения была бы идеальной разминкой.
Лекция
По возможности, продолжайте лекцию до 20 минут или меньше. Представьте информацию полностью, но помните, что взрослые обычно перестают сохранять информацию примерно через 20 минут. Они будут слушать с пониманием в течение 90 минут, но с задержкой только на 20.
Если вы готовите рабочую тетрадь участника/студента, приложите копию основные обучающие моменты вашей лекции и любых слайдов, которые вы планируете использовать. Студентам полезно делать заметки, но если им придется яростно записывать все, вниз, вы их потеряете.
Задание
Разработайте задание, которое даст вашим ученикам возможность практиковать то, что они только что узнали. Действия, которые предполагают разбиение на небольшие группы для выполнения задания или обсуждения проблемы, – хороший способ сохранить интерес и активность взрослых. Это также прекрасная возможность для них поделиться жизненным опытом и мудростью, которые они привносят в класс. Включите возможности воспользоваться этим обилием релевантной информации.
Действия могут быть личными оценками или размышлениями, над которыми работают тихо и независимо. Как вариант, это могут быть игры, ролевые игры или обсуждения в небольших группах. Выберите занятие на основе того, что вы знаете о своих учениках, и на основе содержания вашего урока. Если вы обучаете практическому навыку, практическая практика – отличный вариант. Если вы обучаете навыку письма, спокойное письмо может быть лучшим выбором.
Подведение итогов
После занятия важно снова собрать группу и провести общее обсуждение того, что студенты узнали во время активность. Попросите добровольцев поделиться своими реакциями. Задавайте вопросы. Это ваш шанс убедиться, что материал поняли. Отведите на это занятие пять минут. Это не займет много времени, если вы не обнаружите, что обучения не произошло.
Сделайте 10-минутный перерыв
Получить взрослые студенты встают и двигаются каждый час. Это отнимет у вас немного свободного времени, но оно того стоит, потому что ваши ученики будут гораздо внимательнее во время занятий, и у вас будет меньше перерывов из-за людей, которым придется извиняться.
Совет: разумно управляйте временем занятий
Хотя перерывы важны, очень важно, чтобы вы управляли их хорошо и начать заново точно вовремя, не взирая на отставших, иначе болтовня увлечет. Студенты быстро узнают, что занятие начинается, когда вы сказали, что это произойдет, и вы завоюете уважение всей группы.
Оценка
Завершите свои курсы короткой оценкой, чтобы определить, считают ли ваши ученики ценность обучения ценным. Здесь упор делается на «краткое». Если ваша оценка слишком длинная, учащиеся не будут тратить время на ее выполнение. Задайте несколько важных вопросов:
- Оправдались ли ваши ожидания от этого курса?
- Что бы вы хотели понравилось узнавать, что нет?
- Что было самым полезным из того, что вы узнали?
- Вы бы порекомендовали этот курс другу?
- Пожалуйста, поделитесь комментариями по любому аспекту дня.
Это всего лишь пример. Выберите вопросы, относящиеся к вашей теме. Вы ищете ответы, которые помогут вам улучшить свой курс в будущем.
Взрослые ученики мотивированы, дисциплинированы и нацелены на результат. И они же — вечно заняты, не хотят менять свои привычки и считают, что «им этого уже не выучить». Для всех, кто работает с adult learners, мы собрали большой дайджест с самыми актуальными статьями: вы узнаете, как преподавать английский взрослым и как преподавать профессиональный английский, а в конце — сможете скачать готовые планы уроков.
Немного теоретической подготовки
Может показаться, что преподавать взрослым — это как преподавать детям, только проще. Но у взрослых свои особенности обучения. Если вы только начинаете работать с такими студентами, изучите, как меняется изучение английского с возрастом.
Андрагогика — полезные принципы обучения взрослых?
Как меняется изучение английского с возрастом
Особенности обучения взрослых
«Кому за …», или особенности преподавания возрастным студентам
Сколько времени нужно, чтобы увидеть значимый прогресс студента?
Как мотивировать
Взрослые студенты часто приходят учить язык осознанно. Их не нужно мотивировать, потому что у них есть своя цель. Но иногда эта цель оказывается ложной — и нужно определить истинную. Да и доброе слово никто не отменял.
Взрослому студенту не дается английский. Как помочь?
Как работать с молчаливыми взрослыми учениками
Что делать, если студент потерял интерес
Языковой перфекционизм: только Advanced! (или нет?)
На уроке
Взрослые учат английский, чтобы сразу его применять. Поэтому особенный упор стоит делать на развитие listening и speaking. Рассказываем, как работать над этими навыками, а также как справляться с трудностями на уроках.
Как обучать произношению взрослых учеников?
Конфликтные ситуации между учителем и учеником: причины и способы решения
Как и где практиковать разговорную речь с носителями языка
Как научить ученика не только понимать английский язык, но и интерпретировать? Советы Алексея Конобеева
Мой опыт работы со сложным учеником
Как преподавать английский взрослым для работы
Преподавание английского в особой профессиональной сфере может стать испытанием для учителя: вы будете не знать многого из того, что знает ваш ученик. Узнайте об основах работы с Business English и сохраните статьи про отдельные профессии — кто знает, какой ученик вам попадется.
Английский для учеников разных профессий: отзыв преподавателя Skyeng
Как профессиональный опыт студента может помочь в изучении английского
Деловой английский для новичков
Приложения для изучения бизнес-английского для ваших занятых студентов
«Мне срочно нужен деловой английский для работы!». После этой фразы вы понимаете, что все серьезно: по ту сторону монитора – сотрудник международной компании. Что можно, а что нельзя в преподавании Business English? Посмотрите короткое видео.
Как преподавать английский взрослым по профессиям:
Английский для архитекторов и дизайнеров интерьера
Английский для журналистов
Английский для врачей
Английский для специалистов в сфере медицины
Английский для HR
Английский для инженеров
Английский для айтишников
Английский для химиков
Английский для работников банка
Английский язык для сварщиков и машинистов автокрана
Криптовалютный сленг для изучающих английский
Как преподавать английский взрослым для хобби
Если у взрослого ученика нет цели, но есть большое желание изучать английский, попробуйте зайти через хобби. Идеи из нашей подборки помогут сделать уроки вовлевающими.
9 способов освоить «неформальный» английский
Английский для тех, кто любит готовить: подборка лучших кулинарных шоу
Английский для путешествий
Английский для дачи
Как изучать английский с помощью Reddit
Создаем нескучный Reading club для взрослых за пять шагов
Instagram* на уроке и дома: идеи заданий для ваших учеников
Мини-курс «Английский через сериалы»
Как успешно построить учебную программу для курса «Английский через сериалы»
Английский через сериалы: изучаем культуру и реалии
Английский через сериалы: выбор материала
Английский через сериалы: как организовать урок
Английский через сериалы: что еще можно делать на уроках
Упражнения и готовые планы уроков
Со взрослыми студентами можно обсуждать сложные темы и им будет что сказать. Сохраните нашу подборку готовых уроков и используйте для подстраховки.
Regrets, regrets: упражнения на отработку third conditional
Netflix: Secret of Success (Worksheet for Upper-Intermediate)
Vocabulary and grammar test for Upper-intermediate and Advanced levels
Tasks for business students Intermediate/Upper-Intermediate level for holiday time
Frida Kahlo’s birthday: lesson ideas for Advanced students
Warm-up Activities for Advanced Level Students
Writing tips and ideas for Advanced students
Having high-level students seems to be fun: you can talk about anything. Make sure to check out Alexander’s vocabulary games to make all that speaking a little bit more organized.
Преподавать, а не писать тонны отчетов. Самому выбирать программу, методики, учебники. Видеть результат и признание учеников. Присоединяйтесь к нашей команде и преподавайте от 12 часов в неделю необычным ученикам на особых условиях.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Как составить урок
Составление урока — одна из ключевых составных частей образовательного процесса. При составлении урока нужно учитывать множество факторов: возраст и пол учеников или студентов, специфика преподаваемой дисциплины. Удачная комбинация всех этих факторов — залог увлекательного, нескучного урока.
Инструкция
Для начала необходимо определиться, для кого вы составляете урок. Если это дети — надо учитывать специфику временных ограничений по уроку: обычно ребёнок не может концентрироваться на материале больше, чем его приучили в школе — максимум сорок пять минут. Обязательно включите в программу урока игры, желательно включите их в середину урока, чтобы дать детям отдохнуть, но учтите и тот факт, что после отдыха их надо будет вернуть в рабочее состояние хотя бы ещё ненадолго.
При составлении урока для взрослых учтите то, что многие взрослые приходят к вам на занятия после работы или основной учёбы, поэтому в начале урока необходимо хотя бы частично снять накопленный за день стресс. Отвлеките уставших людей, переключите их на какую-нибудь приятную тему, и усвоение запланированного на урок материала позже пойдёт быстрее.
При составлении урока учтите то, что внимание ученика наиболее хорошо воспринимает информацию в первые двадцать минут урока. Поэтому не уделяйте эти первые минуты проверке домашнего задания — изложите новый материал и дайте упражнения на его закрепление.
При планировании урока уделяйте внимание и тому, что вам надо успеть не только изложить новый материал, но и вспомнить материал прошлых уроков. Постарайтесь как-либо связать пройденное ранее с новыми знаниями, которые вы даёте ученикам. Делать это можно маленькими порциями, но обязательно на каждом уроке. Тогда грядущая проверка знаний (будь то контрольная, зачёт или экзамен) уже не покажется ни вам, ни вашим ученикам такой уж устрашающей перспективой.
Помните о принципе равновесия. Ни одна составная часть урока не должна «перевешивать» другие по объёму, иначе вашим ученикам скоро станет скучно. И постарайтесь разнообразить ваши занятия: на одном уроке займитесь одним видом деятельности (если это занятие по иностранному языку — например, аудированием), а следующий посвятите чтению. Постарайтесь втиснуть в план уроков побольше сюрпризов, но знайте меру. Тогда на каждом уроке будет момент неожиданности, и ваши ученики будут приходить к вам с большим удовольствием.
Видео по теме
Источники:
- план конспект урока как правильно составить урок 5 февраля
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Государственное
учреждение образования
«Средняя
школа №2 г. Дзержинска»
Методическая
разработка
«Урок
для взрослых»
Автор: заместитель
директора по учебной работе Борохова Ирина Яковлевна
Участники:
классный
руководитель, учащиеся, родители.
Цель:
воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества; формирование у
учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи; способствовать сближению
родителей и детей.
Задачи:
способствовать формированию у учащихся ценности института семьи; акцентировать
внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье; показать важную роль в
семье традиций и ценностей; средствами
совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать культуру
проявления родительской любви.
Оформление: плакаты:
“Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека”
(А.С.Макаренко); “Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда
мы возвращаемся” (А.Монтерлан, французский писатель); фотовыставка “Счастлив
тот, кто счастлив у себя дома”; видеопроектор.
Ход
урока
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
Л.Н.Толстой
1. Приветствие
Классный
руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада нашей
встречи. Спасибо за то, что нашли время посетить наш урок, ведь для
полноценного образовательного процесса важны три участника: ученики, школа,
семья. Здравствуйте, ребята!
Главной ценностью на все времена остается семья.
Эпиграфом урока для взрослых мы взяли слова Л.Н.Толстого “Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома”. Счастливые лица родителей и детей на представленной фотовыставке
подтверждают слова писателя.
Ежедневно вы отправляете детей в школу. Воспитание
детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и
увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке
говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного.
А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о
наших детях? Это наши лучшие учителя! Если я задам вам вопрос: «А чему вы
учитесь у ваших детей?» Вы ответите в недоумении: «А чему мы должны у них
учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим.
Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не
находимся в потоке познания Жизни. Давайте сегодня получим ответ на этот
вопрос.
2.
Анализ результатов опроса учащихся
«Взаимоотношения
с родителями»
Классный
руководитель: Прежде чем передать слово нашим сегодняшним учителям
(учащимся класса, вашим детям), я познакомлю вас с результатами опроса учащихся
«Взаимоотношения с родителями».
Цель
опроса: определить
уровень конфликтности учащихся, уровень доверительности их отношений с
родителями, заставить ребят задуматься о своих взаимоотношениях с родителями.
№ п/п |
Вопросы |
Ответ |
|
Да |
Нет |
||
1 |
Интересовались ли вы когда-нибудь работой ваших |
||
2 |
Часто ли вам кажется, что у родителей безо всякого |
||
3 |
Можете ли вы что-нибудь сказать об интересах, |
||
4 |
Часто ли вам кажется, что родители предъявляют вам |
||
5 |
Считаете ли вы, что родители вмешиваются в ваши |
||
6 |
Согласны ли вы с тем, что ваши родители давно |
||
7 |
Считаете ли вы, что родители хотели бы для вас не |
||
8 |
Считаете ли вы, что родители были бы довольны, если |
||
9 |
Часто ли вы делаете вид, что не замечаете усталости |
||
10 |
Часто ли вы заранее уверены, что с родителями всё равно не получится |
3. Вступительное
слово учащихся
Первый: Семья –
это счастье, крепость, забота, терпение.
Второй : Семья –
это наша реальная обитель, где мы можем быть теми, кто мы есть в истинном лице.
Для созерцания этого богатства требуется большой труд и душевные силы.
Первый: Семья –
это гарантия нашей защищенности от “ударов” внешнего мира, это ваша обеспеченная
старость, это продолжение всего, что есть лучшего в вас, в нас детях и в ваших
будущих внуках.
Второй :
Что может
быть семьи дороже?
Теплом
встречает отчий дом,
Здесь
ждут тебя всегда с любовью,
и
провожают в путь с добром!
Первый:
Отец и
мать, и дети дружно
Сидят за
праздничным столом,
И вместе
им совсем не скучно,
И
интересно впятером.
Второй :
Малыш для
старших как любимец,
Родители
— во всем мудрей,
Любимый
папа – друг, кормилец,
И мама
ближе всех, родней.
Первый:
Любите! И
цените счастье!
Оно
рождается в семье,
Что может
быть ее дороже
На этой
сказочной земле.
Песня “Погода в
доме” (М.Танич, Э.Горобец)
4. Работа с
кейсами
Второй: На современном этапе развития образования
наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает
интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана
технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание
“фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий
получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Первый:
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе
бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система
обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE
STUDY. У нас кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций
(АКС), ситуационными задачами.
Второй:
Кейс
технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет
однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые
могут соперничать по степени истинности.
Первый: Вот и
сегодня, мы предлагаем вам работу с кейсами, которая поможет нам научиться
сотрудничать, вступать в открытый диалог и лучше понимать друг друга.
Второй:
Сегодня
мы организовали вашу работу в малых группах. Каждая группа представляет своё
видение проблемы, ситуации, которая представлена в кейсе, выражает своё
отношение к ней и пути её решения.
Первый:
Предлагаем
в каждой группе выбрать секретаря, который будет записывать все мысли. После
окончания обсуждения он представляет всем общее мнение.
Второй:
Время
на решение каждого кейса – 2 минуты. Выступление групп — не более 3-х
минут.
Учащиеся
раздают кейсы, родители в группах решают с дальнейшими выступлениями и
обсуждениями.
Кейс 1
Семья для ребенка
– это место его рождения и становления, это определенный
морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье
складываются представления нас, детей, о добре и зле, о порядочности, об
уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в
семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности,
справедливости.
Так, что
же такое семья в понимании родителей ?
Кейс 2
Ваше собственное
поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только
тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как
вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы
смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие
изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до
него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Какую
реакцию подростка вы ожидаете в ответ на такое ваше высказывание, чтобы
избежать конфликта?
Не
послушался – пеняй на себя
Еще
раз такое повториться – будешь наказан
Ты
меня обманываешь
Ты
должен уважать взрослых
Тебе
придется пойти и извиниться перед товарищем
Ты
без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки
Тебе
придется теперь сидеть и переделывать это задание
Ты
опять довел меня до слез
Опять
от твоих проделок одни неприятности
Кейс 3
«Домашний очаг
должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.» (А.Монтерлан)
Культура семьи передается по наследству от поколения
к поколению.
Каждая
семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте,
но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные
традиции передаются от дедов и прадедов.
Во многих семьях существует традиция праздновать дни
рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем
общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание
стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались
в семье на всю жизнь.
Какие
семейные традиции наиболее благоприятно повлияют на достойную социализацию
ребёнка в будущем, во взрослой самостоятельной жизни?
Кейс 4
Многие ребята,
стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, выступают за
сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношениях. Каждой семье
присущ свой стиль жизни.
Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье
психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном
уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со
своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями,
заслуживающими уважения.
Семьи, в которых отношения строятся по принципу
сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение
уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как
правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество.
Когда и с чего начинаются такие отношения,
в которых никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить
ни одну проблему?
Кейс
5
Как и другие положительные качества, любовь к
труду прививается с детства. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус
к работе, чувство долга и целый ряд других показателей, высоко ценящихся в
любом обществе во все времена.
Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А
вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С
самого детства и на всю жизнь.
Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые
воспринимают труд как источник благосостояния, что естественно передается
детям.
Прокомментируйте высказывание К.Д.Ушинского:
«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, — это воспитание
трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого
счастья».
Кейс
6
Здоровье
— одна из важнейших жизненных ценностей человека, это состояние полного
благополучия, которое включает в себя следующие составляющие:
♦
высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.
♦
уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками,
чувствами и мыслями.
♦
стремление и умение управлять собственным здоровьем.
Ученые утверждают, что здоровье современного жителя
нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным
поведением. «Все в твоих руках!» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает
тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов
его семьи.
Вы
подозреваете Вашего ребёнка в курении. Как правильно предотвратить
возникновение никотиновой зависимости?
Кейс 7
Человек
не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо
подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте,
потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед
необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что
плохо.
Как
поступить и что сказать в данной ситуации родителю, учителю, чтобы не получить
негативной реакции со стороны подростка?
Ситуация
1. Девочки ходят по школе с распущенными длинными волосами.
Ситуация
2. Девочка надела в школу длинные висячие серьги.
Ситуация
3. Мальчик надел школьный костюм и обул кеды
Ситуация
4. Мальчик отказывается носить рубашку под пиджак, а надевает яркую футболку.
Кейс
8
Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с
членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие. Определение
счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого
составляет основу здорового психологического климата любой семьи.
В семье важна атмосфера взаимопонимания между
супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей.
Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания.
«Счастье — это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей,
заботу о них. Но счастье — в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители
понимали детей.
Что нужно
воспитывать в нынешних подростках или какие качества нынешним подросткам
наиболее важны, для того чтобы в их будущей семье царило понимание?
Кейс
9 Что
означает подготовка молодых людей к семейной жизни? Формирование чувств, воли,
культуры поведения человека, создание морального и эстетического фундамента
личности. Необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек в духе
подлинного уважения друг к другу.
Очень важен для строительства дома кирпичик «Уважение».
Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям,
потребностям и интересам — ведущее требование нравственных взаимоотношений
между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.
В семье, где выстраиваются уважительные отношения
(старших — друг к другу и к младшим, а младших — к старшим и друг к другу),
имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.
Как
сказать, чтобы быть услышанным?
Кейс 10
Для
подростка состояние влюбленности — первое сильное потрясение, которое
приходится пережить. Именно пережить, потому что первое такое чувство в деталях
запоминается потом на всю оставшуюся жизнь, накладывает отпечаток и
испытывается впервые — оно является уникальным опытом.
Если мама или папа
внезапно застали свою дочку, целующуюся у подъезда, их охватывает ужас — что же
дальше? Взрослые люди обладают особенностью напрочь забывать о том, что и они
когда-то были подростками. И их первый поцелуй, не исключено, был тоже
«ранним». И даже если это не так, ничего страшного в том, что ваш
ребенок целуется, нет. Ведь он уже вырос настолько, что начал интересоваться
вопросами пола, секса и любви. 13 лет, а тем более 15–16 — это достаточно
«зрелый» возраст, чтобы начать проявлять внимание к противоположному
полу.
Как
взрослым себя вести?
5.
Подведение
итогов
Классный
руководитель подводит итоги урока, ещё раз подчёркивая, как важно родителям
интересоваться школьной жизнью своих детей, общаться с классным руководителем,
участвовать в совместных мероприятиях, благодарит учащихся за проведённый урок
для взрослых.
Учащиеся:
Первый: Каждый
родитель хочет правильно воспитать своего ребенка. И увлекаясь этим процессом, вы
стараетесь внушать нам детям общепринятые правила поведения. С азартом
объясняете что хорошо и что плохо, что можно делать и чего нельзя.
Второй: Но, к
сожалению, дети усваивают формы поведения, наблюдая за вами, за тем, как вы
себя ведем в различных ситуациях. И если ваши дела и слова не совпадают, то
ребенок будет вести себя так, как ведете себя вы, но не так как вы говорите.
Учащиеся
раздают родителям буклеты «Уроки для родителей»
Уроки для
родителей
1. Если вы
будете кричать, мы будем учиться кричать.
Ребенок
всегда будет учиться кричать, если вы кричите на него. Даже когда вы расстроены,
ваши крики не научат его понимать ваши чувства. Единственное чему это может
научить — как использовать свой голос, чтобы попытаться получить контроль
над ситуацией. Если вы когда-либо слышали вашего ребенка кричащего на брата или
друга, то наверняка вы услышали собственный голос и ваши интонации.
2.
Вы
не должны сплетничать.
Даже
когда вы думаете, что мы вас не слышим, мы всё улавливает. Если вы сплетничаете
со своей подругой о соседке или сотрудниках, вы учите детей, что сплетни в
порядке вещей. Иногда ребенок может преподнести вам тяжелый урок, когда в
присутствии других людей осудит кого-то вашими же словами.
3.
Вы
должны сдерживать обещания.
Если
вы обещали ребенку, что пойдете с ним в воскресенье в зоопарк, а послезавтра
поиграете в ним в мяч, то вы должны это сделать. Если вы не выполните
свои обещания, то не ждите от ребенка, что он будет выполнять то, что обещает.
4.
Вы
должны поставить семью на первое место.
Она
начинается с нас — детей. Дети должны стать приоритетом в вашей жизни.
5.
Вы
должны заботиться о себе
Конечно,
не всегда на это хватает времени. Но если вы придаете значение собственным
нуждам, то это вовсе не означает, что дети и муж/жена не являются для вас
приоритетом. Это просто означает, что вы любите их и хотите стать для них
хорошими родителями. Вы должны следить за своим здоровьем и не должны
отказываться от своих увлечений. Забота о себе учит ваших детей, как быть
здоровым физически и эмоционально.
6.
Вы
должны признать свое поражение.
Это
может быть одним из самых трудных уроков, которому дети могут научить родителей.
Вы сильные и умные родители, но правда в том, что все мы люди и все мы
совершаем ошибки и нас постигают неудачи. Если вы не будем честно признавать
свои ошибки, то рискуете воспитать детей, которые будут думать, что они должны
быть совершенными, такими как их родители. Но вы должны научить их признавать
свои поражения и помочь двигаться дальше.
7.
Рефлексия
Классный
руководитель: Наши дети могут заставить нас стремиться стать лучше.
Когда мы видим что-то негативное в наших детях, в первую очередь мы должны
посмотреть на себя со стороны. Это не означает, что мы должны винить себя
за каждое неадекватное поведение или отрицательное действие нашего ребенка. Но
мы можем извлечь из этого ценные уроки для себя.
А какие уроки
извлекли вы для себя сегодня из общения с вашими детьми?
Родители дописывают неоконченные предложения на
«Листке откровений»
« Листок откровений»
1. После этой встречи
я задумался над…
2. На этой встрече я
почерпнул для себя…
Учащиеся выбирают один из вариантов и отмечают его на
доске:
1. Мне было
интересно.
2. Я переживал и
боялся.
3. Мне очень
понравилось.
Классный
руководитель: Уважаемые родители. Как бы трудно не
приходилось Вам и Вашим детям, пусть Ваше сердце будет распахнуто навстречу
Ребенку. А счастливая улыбка и огонек доверия в детских глазах станут достойным
вознаграждением за Ваше терпение.
Помните, что
Сегодняшний взрослый – это вчерашний ребенок
Сегодняшний подлец – это ребенок, над которым вчера насмехались.
Сегодняшний мучитель – это ребенок, которого вчера били.
Сегодняшний обманщик – это ребенок, которому вчера не верили.
Сегодняшний спорщик – это ребенок, которого вчера притесняли.
Сегодняшний влюбленный – это ребенок, которого вчера ласкали.
Сегодняшний раскованный – это ребенок, которого вчера поощряли.
Сегодняшний справедливый – это ребенок, на которого вчера не клеветали.
Сегодняшний экспансивный – это ребенок, которым вчера не пренебрегали.
Сегодняшний мудрый – это ребенок, которого вчера обучали.
Сегодняшний снисходительный – это ребенок, которого вчера прощали.
Человек, который внушает любовь и красоту – это ребенок, который еще вчера жил
в радости.
И
если мы, взрослые, способны откликаться этим урокам любви, предлагаемым нашими
маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши
отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!
К вам, дети,
обращаюсь словами Марины Цветаевой « Не слишком сердитесь на родителей,
помните, что они были вами, а вы будете ими!» Всем спасибо за урок и до новых
встреч!