Как составить урок орксэ

Современный урок ОРКСЭ в аспекте
реализации задач ФГОС НОО

Начать
хотелось бы с цитаты
французского математика, физика, литератора и философа Блеза
Паскаля: «Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по
ежедневным делам» . А наши с вами ежедневные дела – уроки, в том числе и ОРКСЭ.

Урок, как наиболее
распространенная форма организации образовательного процесса – пространство
взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во
многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО).

    Каковы же
особенности современного урока?

1) Современный урок – это личностно-ориентированный урок.

2)
Современный урок – это деятельностный урок.
 

3)
Современный урок – это  компетентностный урок,

то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность
применять эти знания на практике (его компетентность).

    Как же построить современный урок по
ОРКСЭ, чтобы реализовать требования стандартов начального общего образования? 

Начиная проектировать,
вспомним основные составляющие урока.  

ü  Цели
и задачи урока — т. е   зачем учить?

ü Содержание 
урока — т.е. чему учить?

ü Методика  
урока —  т.е. как учить?

     Особенности
преподавания курса
 «Основы
религиозных культур и светской этики»

   Цель: формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Задачи:

— познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;

— развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;

— развитие способностей
младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на
основе  взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Исходя из выше
сказанного, начинаем проектировать урок.

Требования к структуре
современного урока

1.     Правильно 
определить дидактические и воспитательные цели урока  его значение в системе
уроков по теме;

2. Определить тип урока, придумать и
обосновать его структуру;

3. Связать данный урок с предыдущими и
последующими уроками;

4. Отобрать и применить оптимальное
сочетание методов изучения нового   материала;

5. Обеспечить систематический и
разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения и
закрепления изученного материала.

В ходе каждого урока
формируются универсальные учебные действия учащихся: познавательные,
регулятивные, коммуникативные, личностные.

Рассмотрев подробно
структуру современного урока, мы увидим, что главная роль на уроке у учеников.
Учитель – консультант, помощник, режиссёр урока.

         При этом
личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть
доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция
диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления»,
«ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

         Структурной основой образовательной ситуации и
мотивационной базой учебной деятельности
на уроке
должна стать учебная задача.
Именно с противоречия, с проблемы
или вопроса, с удивления или недоумения,  обычно начинается мышление
.

Учебной ситуацией может стать задание:
объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал
выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок
совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует
текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает
наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение
у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной
основой последующей работы, у детей появляется цель – неотъемлемый
атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта.
Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек
перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.

Замысел урока отражается,
прежде всего, в его  целях.
Слайд.

Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто
ученик:

  сам себе их поставил

  они понятны ему

  очевидны

  «с интересом и охотой усвояемы».

Основными характеристиками целей сегодня являются:

§ 
конкретность

§ 
привлекательность /
побудительность

§ 
достижимость.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.

Подбирая
необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты,
которые проверяются им в процессе диалога с обучающимися на уроке,
взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного
поведения.

      На уроке рекомендуется использовать:
выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов
учёных, статей и книг глав и активных деятелей  различных конфессий;
репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач,
развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на
электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

          На занятиях может звучать музыка,
рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного
искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций
должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить,
что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут
демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства
школьников.

      На уроках следует избегать излишнего
количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое
введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель
заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного
запоминания и оперативного применения обучающимися, какие потребуются им только
для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно
исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя
должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться
обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах
истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере
возможности драматизировать изложение материала.

          Полезно и эффективно использовать
окружающую культурную и историческую  среду в учебных целях. Например, беседуя
о православии, нелишним будет мини-экскурсия в храм. При этом следует 
учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а
следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём
или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

         Необходимо вводить и региональный
компонент. Крым – колыбель православия, поликультурный и многоконфессиональный
полуостров.

    Следующий
этап при проектировании урока — отбор средств обучения
(дидактические
материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным
обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ,
учебный кабинет как средство обучения).

   Необходимо помнить: только
обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно нужно использовать те или
иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда,
когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный
ресурс), улучшает восприятие учебного материала и  позволяет осуществить
контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что  чрезмерная
наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

 Важным условием успешности организации
образовательного процесса является использование учителем интерактивных
(диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы:
беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры,

n 
 творческие задания;

n 
работа в малых группах;

n 
интерактивная экскурсия;

n 
метод портфолио;

n 
метод проектов;

n 
метод «Займи позицию»;

n 
групповое обсуждение;

n 
метод «Дерево решений».

Следующий
этап  урока – рефлексия деятельности.

— Она помогает ученикам сформулировать
получаемые
результаты, определить цели дальнейшей работы,
скорректировать свои последующие действия.

-Рефлексия связана с формированием
личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с
технологией критического мышления.

— Рефлексия может осуществляться не
только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных
отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

Виды

Существует
несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю
удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая,
устная и письменная.

Символическая
— когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов,
жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли
и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего
времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела
учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная,
групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно
в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем
классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся.
Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она
оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это
рефлексия из категории «понравилось / не понравилось»,
«интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный
вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше
позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек»
будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с
восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не
понимаем.

  • Рефлексия деятельности

Данный
вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе
закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды
и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как
проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая
    ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше
    поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек
    имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый —
    встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое
    дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать
    елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый
    вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете
    провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого
    задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить
    человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого
    выполнилось легко, быстро и правильно.

·        
«Знаки»

Благодаря таким приемам перед учителем
всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще
поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот
этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения
итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить
эффективность собственной работы на уроке.

Как
проводить:

  • Предложите детям облако «тегов»,
    которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно
    вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый
ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию
можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске
    таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В
таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших
классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся
плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более
приемлемой.

  • Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Однако,
урок – это ещё и отношения между людьми. 

Поэтому,
мы должны продумать, как поддержать  психологический комфорт и атмосферу
взаимодействия.

Если
раньше учитель это – носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер,
а ученик – объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго
поколения функции учителя – это организатор, сотрудничество, консультант, а
позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие
интереса к деятельности.
А ребёнок хочет учиться,
когда  получается, когда ничто не угрожает, когда интересно.

Учитель,
его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный
ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного
процесса в школе не могут существовать.

Современный
урок – это современный учитель.

«Плохой
учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать»  А. Дистервег

Творческих
вам успехов!

Спасибо за
внимание!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №33»

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

(возраст детей — 10-11 лет)

Воробьева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Автор: Воробьева Светлана Владимировна

ОУ: МАОУ «Школа №33» Г.о. Балашиха

Стаж: 3 года 4 месяца

Номинация: Лучшая методическая разработка по предмету:

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Введение:

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг с другом, уважение других людей, милосердие. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно важно получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторической и культурных традициях народов, населяющих нашу страну.

В ФГОС НОО с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.

В основе изучения предмета ОРКСЭ у обучающихся появится возможность осознать себя гражданами Российской Федерации, живущими в мире культурного разнообразия.

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, природе, обществу, России и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям.

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основная часть:

В своей работе я представлю три конспекта учебного курса ОРКСЭ – «Благотворительность», «Добро и зло», «Свобода и моральный выбор человека»

КОНСПЕКТ УРОКА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

Тема урока: «Добро и зло»

Цель: знакомство обучающихся с понятиями добро, зло, раскаяние.

Задачи:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «душа», «раскаяние», «совесть».
  • Развивающая: усвоить разницу понятий «грех», «раскаяние».
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «душа» и «добро», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Основные понятия урока: грех, душа, раскаяние, совесть заповеди.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор.

Конспект урока

1. Организационный момент:

Учитель задает вопросы:

— Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

— Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

2. Актуализация знаний:

— Совершали ли вы когда-нибудь поступки, о которых жалели потом?

Беседа с обучающимися, дети делятся своими историями и комментируют.

2. Получение новых знаний:

Рассказ учителя:

— Представь на минуту: ты пришел домой после школы сильно уставший. Вдруг к тебе подходит твоя мама и предлагает вместе полистать старый альбом, который тебе так давно хотелось увидеть. Вы смотрите вместе все фотографии, находите памятные вещи. Твое тело болит, но внутри все сжимается от интереса. Глаза слипаются, но интерес пересиливает. (см.приложение 1)

— Как вы думаете, что внутри нас начинает сжиматься во время очень волнующих моментов?

Ответы учеников.

— Правильно, это наша душа!

— Наша душа тесно связана со злом и добром. Что такое добро?

Ответы детей.

Добро – это то, что:

– помогает росту души человека;

– помогает другим людям;

— У зла есть синоним. Как вы думаете, какой?

 Грех.

— Правильно, это грех! Добро и зло тесно связаны еще с одном термином. Отгадайте, что это за слово, послушав загадку:

Когда  мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
«Иди расскажи!» — может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это конечно же ….

-СОВЕСТЬ!

— Да, вы правы. Поговорим о совести

— У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть – потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

— Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Представь: (мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора. (см. приложение 2)

— Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ?

Делятся своим впечатлением.

— У нашей совести есть собратья – покаяние и раскаяние.

— Ситуация, приведенная выше, хорошо показывает раскаяние человека, появившимся из-за совести.

— Как вы понимаете, что такое покаяние и раскаяние?

Ученики отвечают.

— Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь, как глупый, нечестный, трусливый.

Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести.

Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!».

4. Физ.минутка:

Представьте, что вы — маленькие зернышки, вы глубоко в земле (дети сидят на корточках, голову наклонив к коленям) А сейчас мы начнем расти. Медленно, но уверенно. Один- медленно выпрямляем ноги, два –постепенно выпрямляем позвоночник, три -поднимаем руки вверх,  смотрим вверх. Мы красивые стройные деревья наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул сильный ветер. Он раскачивает стволы деревьев:

Назад, вперед, вправо, влево, но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые стройные деревья.  (см.приложение 3)

5. Закрепление полученных знаний:

Рассказ учителя об отречении Петра: (см.приложение 4)

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю… И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

— Подумайте и назовите, какое чувство испытал Петр, когда он отрекся от Христа?

— Какие эмоции он почувствовал?

6. Рефлексия:

— Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

— Какая была тема?

— Какая цель была поставлена перед вами?

— Что нового вы узнали?

— Как бы вы оценили свою работу.

7. Домашнее задание:

Нарисуйте плакат на тему «Добро и зло».

КОНСПЕКТ УРОКА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

Тема: «Благотворительность»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: осмысление понятие «благотворительность».

Задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о понятии благотворительность, ее целями и историей в процессе усвоения новых понятий, систематизации уже имеющихся знаний, актуализации жизненного опыта обучающихся;
  2. Воспитать сопереживание, сострадание, желание помочь нуждающимся в обучающихся посредством их участия в благотворительной деятельности через групповую форму организации учебной деятельности;
  3. Формировать навыки культуры группового взаимодействия, способствующие выработке толерантного отношения к окружающим, развивать рефлексивные умения учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и благотворительность; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

— регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

— познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

— коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

Основные понятия: милосердие, сострадание, благотворительность, близкий, милостыня.

Ход урока

  1. Организационный момент:

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать!

— Сегодня я предлагаю вам начать урок с игры «Искорка добра». В одном небольшом селе люди умели дарить друг другу добро. А, знаете, как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. (см.приложение 5)

  1. Актуализация полученных знаний:

— На ваших партах лежат конверты. Откройте их и соберите из слов мудрое изречение.

Дети открывают конверты, достают из листочки и собирают высказывание.

— Что у вас получилось?

«НА СВЕТЕ НЕ БЕЗ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ.»

— А теперь проверим. Как вы понимаете значение этого высказывания?

Дети отвечают.

— Молодцы!

  1. Получение новых знаний:

— Ребята, сегодня я спрятала одно важное слово у вас на рабочих местах. Найдите у себя на парте по одной букве. Кто нашел, тот выходит с буквой к доске, собирают слово и вешают буквы на доску. Какое слово получилось? (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ)

— Знакомо ли вам это слово?

Дети отвечают.

— А можете ли вы объяснить, что значит благотворительность?

Ответы детей.

— Слово благотворительность произошло из двух слов: «благо» и «творить».

— Как вы думаете, как тема сегодняшнего урока?

Дети называют: благотворительность.

— Давайте обратимся к словарю.

 Благотворительность  — помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами.

Рассказ учителя: вот уже два года, как я состою в благотворительном фонде «Путь детства».  Каждый месяц мы посещаем детские дома, привозим им помощь и проводим развлекательные мероприятия. (см.приложение 6,7,8)

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление полученных знаний:

— Кому еще мы можем помогать?

Ответы детей. (детям, животным и др.)

— А как вы могли бы уже сейчас помочь нуждающимся?

Ответы детей.

— Сегодня мы будем делать маленькие афиши на тему «Благотворительность». Разделитесь на команды по четыре человека.

Делятся.

— Теперь послушайте задание. На листах бумаги А3. Вам нужно будет нарисовать свою афишу. Что в нее входит?

1. Нарисовать иллюстрацию, отражающую помощь.

2. Написать, как бы вы хотели помочь нуждающимся (например, привезти корм для животных в приюте, навестить пожилых людей и помочь им в доме, собрать ненужные вещи и отвезти нуждающимся) (см.приложение 9,10)

3. Нужно представить свою афишу.

Дети делятся в группах и выступают.

  1. Рефлексия:

— Ребята, у вас получились замечательные афиши. Я вижу, что вы подошли к теме урока очень ответственно.

— Давайте подведем итоги урока.

— Какая была тема урока?

-Какая перед вами стояла цель и задачи?

— А сейчас скажите пару слов о том, как вы себя проявили на уроке.

Делятся впечатлениями.

  1. Домашнее задание:

Сделать доброе дело.

КОНСПЕКТ УРОКА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

Тема: «Свобода и моральный выбор человека».

Цель: формирование у обучающихся представлений о свободе и моральном выборе человека, осознания взаимосвязи между данными понятиями.

Задачи:

  • формирование умения анализировать понятия «свобода», «моральный выбор», «ситуация морального выбора», «моральный конфликт»;
  • воспитание уважительного отношения к свободе и моральному выбору человека.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • понимание значения нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
  • умение осуществлять поиск необходимой для выполнения заданий информации; слушать собеседника и излагать своё мнение.

Метапредметные.

Регулятивные.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение понять причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные.

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыком осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Коммуникативные.

  • формирование умения готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • формирование умения определять общую цель и пути её достижения;
  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат.

Ход урока:

1.  Организационный момент:

— Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви. (см.приложение 11)
2.  Актуализация знаний:

-Напишите красиво свое имя на листочке.

-Раскрасьте его в любимый цвет.

-Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

На ваших партах лежат конверты. Достаньте из них карточки и составьте слова.

СВОБОДА                          ВЫБОР                        МОРАЛЬ

— Как вы понимаете значение этих слов?

— Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова.

Дети отвечают.

— Прочитайте предложения, которые вы записали. Можете дополнить свои записи понравившимися высказываниями.

3.  Получение новых знаний:

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наш разговор на уроке?

Отвечают на вопрос.

— Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять, что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью. (см. приложение 12)

— Есть разные мнения, что такое свобода. Где можно узнать точное определение понятия «свобода»?

-Найдите  определение слова свобода в словаре Ожегова

-Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях.

(Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому энциклопедическому словарю

Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь)

-Что значит быть свободным? (ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)

-Кто чувствует себя счастливым и почему? 

Вывод: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. (см.приложение 13)

Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу?

— Рассмотрите ситуации и обоснуйте свое мнение. Для этого из конвертов достаньте карточки с одной из ситуаций. Прочитайте их. Обсудите в парах эту ситуацию:

1. Идет урок, а ваш одноклассник вместо того, чтобы слушать предлагает вам поиграть в «Морской бой»

2. Друзья зовут вас гулять. Вам хочется пойти, но дома ваша заболела мама.

3. Вы решили послушать громко послушать музыку, но уже позднее время.

— Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Как понять себя? Для начала самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.

Я УМЕЮ …

Я ХОЧУ…

Я – ПОНИМАЮ…

МНЕ НЕЛЬЗЯ…

Я ЛЮБЛЮ…

Я ЧУВСТВУЮ…

МНЕ МОЖНО…

Я МОГУ БЫТЬ….

Ответы учащихся представление рисунков и пояснения к ним.

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление полученных знаний.

Работа с текстом

(На партах у каждого лежит текст)

— Прочитай историю. (Читают про себя)

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали, коллекцию моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно. (см.приложение 14)

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его…. (см.приложение 15)

— Перед каким выбором оказался Вадим? (рассказать Сергею о воровстве или промолчать)

— Какой выбор есть у Кости? (сознаться самому в проступке)

-Какой путь выбрали бы вы?

-С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или не стерпеть, да или нет?

— У каждого человека есть свобода выбора.

— Выбор, направленный во благо другому – это и есть моральный выбор.

— Что такое моральный выбор?

— Отчего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт, свобода и моральный выбор?

— Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора?

-Это легко доказать, используя простой лист бумаги. Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки 

(Для этого психологического приёма у детей на парте лежит лист бумаги, на котором нарисовано лицо

Предлагаю детям смять лист, а затем попытаться распрямить его. Это не удается сделать. Дети демонстрируют неизгладимые морщины.)

— Какой вы можете сделать вывод из этого действия?

Если ты сделал выбор, то изменить его бывает трудно, а иногда изменить выбор нельзя.

  1.  Рефлексия

Чтение учителем притчи: (см. приложение 16)

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он обижал слабых, жестоко обращался с животными, не почитал старость. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

— Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

— Гвоздей-то нет, а дырки остались, — ответил сын.

— Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

(когда делаешь человеку больно, выбираешь дорогу зла, у него на сердце остается такой же шрам, как и эти дырки. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься.)

Работа с текстом. Прочитать текст ответить на вопрос.

-Как вы понимаете слова свобода, мораль, моральный выбор?

-Кто совершает выбор?

-Кто определяет моральный выбор или нет?

— Ребята, чего нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как бы вы оценили вашу работу?

Перед вами ледат карточки с лицами детей.

Нарисуйте на них выражение лица, соответствующее вашей работе на уроке:

Улыбка – активно работал

Равнодушие – не очень активно работал

Грусть – на уроке не работал.

— Давайте поделимся своими эмоциями от вашей работе на уроке.

Ответы детей.

7.Домашнее задание

-Давайте запишем домашнее задание. Вам предстоит сделать выбор, какое задание вы хотели бы выполнить?

Заключение

В своей конкурсной работе я представила три конспекта урока ОРКСЭ на темы «Благотворительность», «Добро и зло», «Свобода и моральный выбор человека».

Данные уроки знакомят учащихся с такими понятиями, как «добро», «зло», «свобода», «мораль», «моральный выбор», «благотворительность», «милосердие».

Во время занятий дети выполняли различные практические задания, которые были даны с целью развития у обучающихся положительных качеств, а также данные занятия несут в себе духовные и воспитательные значения.

Благодаря курсу ОРКСЭ у обучающихся воспитывается чувство патриотизма и любви к своей Родине – России.

Приложения

«Добро и зло» — https://cloud.mail.ru/public/Akd5/dcVyuRmDa

«Благотворительность» — https://cloud.mail.ru/public/7xUh/3xNAohpqo

«Свобода и моральный выбор человека» -https://cloud.mail.ru/public/pge7/kpQ6d9KMQ

Приложение 16 — https://youtu.be/du1RIhLczA0

Список литературы

  • Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. — М.: Вече, 2007. — 587 с.: ил. — (Открой для себя весь мир!).
  • Борисова А. В. История мировых религий: христианство: учеб. пособие для студентов / А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2007. — 107 с.
  • Лопатина А. А. Христианство в притчах, легендах, рассказах и творчестве художников / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Амрита-Русь, 2010. — 216 с. — (История и культура мировых религий).

Цель: осмыслить необходимость применения активных методов обучения на разных этапах урока ОРКСЭ в 4-м классе.

Задачи:

  • Показать особенности уроков ОРКСЭ.
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов на уроках ОРКСЭ.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: разноцветные ладошки; раздаточный материал; презентация.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! — солнцу и птицам,

— Доброе утро! — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым:

И доброе утро длится до вечера.

— Доброе утро, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Меня зовут Аверкина Наталия Юриевна. Я учитель начальных классов филиала МБОУ Жуковской СОШ№2 в п.Олсуфьево. Надеюсь, приветствовать сегодня в вашем лице любознательных, неравнодушных людей.

А пессимисты каждый день твердят,

Зачем искать, ведь всё уже открыто.

Я — оптимист и считаю, что искать нужно всегда и везде.

— Напомню вам, что в 2012 году во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ ввели комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.

Цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе.

Курс ОРКСЭ включает в себя следующие модули:

Слайд 2

— Основы православной культуры.

— Основы исламской культуры.

— Основы буддийской культур.

— Основы иудейской культуры.

— Основы мировых религиозных культур.

— Основы светской этики.

Я уверена, вы знаете, что 80% школ г. Жуковки и Жуковского района в качестве учебного модуля выбрали Основы светской этики, в том числе и наша школа. Поэтому я веду модуль ОСЭ по курсу ОРКСЭ в 4 классе.

Слайд 3

— Хочу отметить, что содержание предмета очень интересное и глубокое. Учитывая специфику курса, а также в связи с изменением его статуса (он ведётся как урок), возникает достаточно много вопросов.

Фактически вся моя работа как учителя является поисковой.

На нас, учителей, Природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью? И поэтому я, как учитель основной задачей ставлю воспитание благородных качеств в моих учениках. Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле.

В одной древней притче говорится:

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

— Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

— Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

— Верно! — удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

— Как я это сделаю, если сам не умею летать?

— А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы…Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним — его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. — Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

— А меня больше всего радуют твои крылья…

Нам, учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу — учась, воспитываю воспитываясь. Для этого изучаю новые педагогические технологии, которые использую на уроках основы светской этики.

2. Сообщение темы, введение в неё

В связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Существенно изменяется роль учителя. Современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

В наше время происходит процесс возрастания объема информации и объема знаний. Мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.

Давайте вместе определим тему нашего мастер-класса. Для этого немного порассуждаем. Вспомним, что такое путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Анаграмма к слову тодем. (МЕТОД).

Правильно, а теперь вспомним, как называется метод, при котором происходит процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате чего происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. (МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)

Вы знаете, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  1. Пассивные методы; (учитель является основным действующим лицом)
  2. Интерактивные методы.(взаимодействие, доминирование активности учащихся).
  3. И третий вид, это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ);

— Да, тема сегодняшнего мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках ОРКСЭ».

Слайд 4

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

— Конечно, мы в рамках мастер-класса не сможем рассмотреть все приемы активных методов. Поэтому предлагаю рассмотреть те, которые я наиболее часто использую в своей практике на различных этапах урока.

3. Знакомство с основными видами АМО

1. Оргмомент

— Напомню, что Активные методы обучения (АМО) — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

— Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями. (Метод «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями»).

Цель таких методов: положительный настрой на работу и установление контакта между учениками.

— Мы с вами поздороваемся ладошками. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

  • Желаю (большой)
  • Большого (Указательный)
  • Успеха (средний)
  • Во всем (безымянный)
  • И везде (мизинец)
  • Здравствуй (всей ладонью)

— А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

(Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

2. Постановка цели и задач урока

— Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад».

Слайд 5

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Учитель заранее готовит два больших плаката. Одно дерево подписано «Яблоня», второе — «Лимон», а ученикам заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках дети пишут свои ожидания, на лимонах — опасения.

В своей практике я использую также метод «Что у меня на сердце»

Слайд 6

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения — тяжёлое.

Метод «Поляна снежинок». У вас на партах лежат снежинки белые и голубые (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

— А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».

Предполагаемые ожидания.

  1. Познакомиться с опытом других учителей.
  2. Узнать новое
  3. Увидеть интересные методические приёмы.
  4. Пообщаться с коллегами.
  5. Приятно провести время.
  6. Обменяться опытом.
  7. Приобрести методические разработки.
  8. Другое

— Зачитайте вслух свои ответы (по желанию зачитывают). Что вы ожидаете от нашего сотрудничества. Вот мы и определили с вами цели нашего мастер-класса. Сделаю вывод.

  1. Показать особенности уроков ОРКСЭ.
  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов на уроках ОРКСЭ.
  3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

3. Новый материал

Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».

Слайд 7

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах. В игровой форме нужно разделить учащихся на группы.

— Мы с вами разделились на группы по цвету «ладошек».

Применив метод «Инфо-угадай-ка», определимся с понятием «активные методы обучения». (Приложение 1)

— Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 — «понятие».

Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. Запишите. (Ответы педагогов).

Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Сектор 2 — этапы урока.

— На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 — виды АМО.

— Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите.

(«Поздоровайся ладошками», «Фруктовый сад», «Ладошки»,«Инфо-угадайка» и др.)

Сектор 4. Цели применения АМО.

— Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

Слайд 8

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «+» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  • Знаком (- ) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
  • Знаком (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
  • Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли.

Прием составления маркированной таблицы

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

— Например, работая над темой «Премудрости этикета», ребятам предлагается заполнить таблицы. Отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете и то, что вы хотите узнать, сначала в начале урока, а затем в конце.

— Давайте и мы с вами поработаем с текстом «Активные методы» и воспользуемся методами «Инсерт» и «ЗУХ» (Приложение 3)

4. Физкультминутка (АМ релаксации)

Слайд 9

— Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Методы: «Постройся по росту», «Пантомима», «Четыре стихии».

Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии».

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.

5. Обобщение знаний

Слайд 10

— На этапе обобщения знаний использую приём кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь лучи расходятся далее). Метод кластеров универсален. Его можно применять не только на данном этапе урока

— Вот несколько примеров:

Кластер «Качества людей» по теме урока «Общение и источники преодоления обид»;

Слайд 11

Кластер «Доброта» по теме урока «Добрым жить на белом свете веселей» и др.

Слайд 12

— Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

— Прижился и такой приём: ребята выступают в роли журналистов, которые берут интервью по обсуждаемой проблеме.

Слайд 13

— Один из популярных приемов, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, называется «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов».

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках — приём является универсальным «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков — шесть вопросов.

1. Простые вопросы — «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопрос следует начать со слова — назови …

2. Уточняющие вопросы. «Если я правильно понял, то …?». Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова — объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. »

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы»: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?». Вопрос следует начать со слова — придумай….

5. Практические вопросы. «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?» Вопрос следует начать со слова — предложи….

6. Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д. Вопрос следует начать со слова — поделись…

Слайды 14,15

Например, использование данного приема на уроке ОСЭ по теме «Жизнь священна», где мы говорили о потребностях человека.

— Кроме этих приемов я часто использую метод синквейн.

Слайд 16

Данный метод требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Использовать синквейн удобно на уроках для составления, например:

1) Определение нравственного понятия: «Доброта» на уроке «От добрых правил — добрые слова и поступки»

Слайд 17

2) Дать характеристику герою по теме урока «В тебе рождается патриот и гражданин»

Слайд 18

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил

Герой!

Правила написания синквейна показаны на экране.

Слайд 19

  1. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
  2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  3. На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
  5. Последняя строчка — это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

— Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно.

(Работа в группах).

Итак, тема синквейна — Метод.

— Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп

Слайд 20

6. Подведение итога урока

Слайд 21

— А теперь возьмите карточки для метода «Инфо — угадайка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились.. («Кластер», «Инсерт», «Четыре стихии», «Ромашка Блума»,«Синквейн»)

— Завершить урок можно, применив такие методы, как, «Мудрый совет», «Ресторан».

Слайд 22

— Когда мы с детьми работали над темой урока « Человек рожден для добра»» ученики создали коллаж «Сад доброты». Дети ответственно относятся к творческим работам, многим помогают родители.

— Я обратила внимание, что детям больше нравится что-то делать своими руками. И поэтому с большим успехом применяю на занятиях метод «Творческая мастерская». И одной из форм защиты творческой работы стало «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников в классе.

— Эти методы помогают грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ресторан»

— Мы с вами подведем итог мастер-класса методом «Ресторан»

— Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

— Я съел бы ещё этого…

— Больше всего мне понравилось…

— Я почти переварил…

— Я переел…

— Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточках и зачитывают.

Слайд 23

— Так как на предмете ОСЭ практикуется безотметочное обучение, но знания оцениваются, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

1. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны.

2. Ведение бальной сетки.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке — 1 балл,
  • выполнение домашнего задания — 2 балла,
  • выполнение творческого задания — 3 балла,
  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,
  • составление проекта — 4 балла и т.д.

3. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

В данном случае, используются листы самооценки учащихся. Можно ввести их на каждом уроке.

Слайд 24

Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.12

13.09.12

20.09.12

4. Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным .Защита может происходит в разных формах.

Также я использую приёмы стимулирования: аплодисменты, букет цветов.

7. Рефлексия

— Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, поднимите свои ладошки. В середине ладошки напишите ваше пожелание и ваше мнение о мастер-классе.

Слайд 25

— Свое выступление я хочу закончить прекрасным стихотворением нашей коллеги Галины Алексеевны Волковой:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI — век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

— Спасибо за внимание!

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

Используемая литература

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66.


1


СТРУКТУРА УРОКА ОРКСЭ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИОФФЕ А.Н, ДОКТОРА ПЕД НАУК АПК ППКРО


2


ВАРИАНТ БЛОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ ( ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ) 1. Организационный блок. 2. Мотивационный блок. 3.Информационный блок. 4. Аналитический блок. 5. Оценочный блок. 6. Рефлексивный блок.


3


ВАРИАНТ БЛОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ Организационный блок Мотивационный блок Информационный блок Рефлексивный блок Аналитический блок Оценочный блок


4


Тема Цель урока Задачи урока Ожидаемые результаты урока Основные термины и понятия Средства наглядности План урока Этап 1. Вводный (организационно-мотивационный) Этап 2. Основной (информационно-аналитический) Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Дополнительные материалы (при необходимости) Творческие или проектные задания для учащихся


5


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ *ответ на вопрос « Зачем? Ради чего?» *обобщённый образ максимально желаемого результата *обычно формулируется в виде отглагольного существительного ( развитие, становление, понимание и т.п) * имеют направленность к знаниям, умениям, отношениям.


6


-Формирование уважения к культурным традициям предков на примере рассмотрения православных праздников, -Развитие самостоятельности школьников при разработке собственных творческих работ, -Воспитание ответственности за свои действия при рассмотрении обязанностей человека в разных религиозных культурах и светских нормах. Примеры формулирования цели занятия.


7


Задачи урока: Вариант 1 обозначить для учащихся цели изучения курса, специфику курса, особенности учебной работы на уроках «…»; познакомить учащихся с … ;; актуализировать и расширить представления учащихся о …; Закрепить представления о….; начать знакомство учащихся с …; сформировать у учащихся первичные представления о …; расширить представления о…; объяснить смысл….. Вариант 2 организовать самостоятельную работу учащихся над творческим заданием (проектом); провести предварительную беседу и инструктаж; создать условия для эффективного выполнения учащимися задания; организовать и провести презентацию результатов самостоятельной деятельности учащихся; создать условия для рефлексии учащихся по итогам работы.


8


Ожидаемые результаты урока: учащиеся познакомятся с …; вспомнят …; поймут …; осмыслят…; обсудят…; смогут сделать выводы о …; повторят и закрепят…; создадут… проведут презентацию… смогут оценить… освоят новые лексические единицы и смогут их использовать в собственной устной и письменной речи / для описания, анализа и оценки явлений и фактов


9


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК Инструкции и пояснения Вводное слово учителя Распределение по группам Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Конструирование пространства


10


МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК МОТИВАЦИЯ — СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ФАКТОРОВ( КАК ЛИЧНОСТНЫХ, ТАК И СИТУАЦИОННЫХ), КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ ЧЕЛОВЕКА К АКТИВНОСТИ.. Интерес (введение в тему, «крючок», «точка удивления», ) Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие) Актуализация изученного ранее.


11


СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации (с той или иной степенью детализации) На маленьком острове живут разные племена. Каждое племя верит в своего Бога. Из-за этого между ними возникают конфликты. Однажды решено было устроить общий праздник на острове. ВОПРОСЫ: Какие проблемы могут возникнуть при организации и проведении такого праздника? Как сделать так, чтобы племена не поссорились в ходе этого праздника? Можно ли учесть интересы каждого племени? Если «да», то как? Если «нет», то почему?


12


Визуально-графическое изображение картина (рисунок); фотография; видео- или аудио- фрагмент Мультимедийные материалы( фрагменты м/ф, д/ф, х/ф, программ)


13


Работа с понятиями( терминами) ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом; несколько определений одного понятия; назвать пропущенные понятия в определениях или текстах; придумать свои ассоциации к тому или иному понятию


14


Художественная литература отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему; название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы); стихи или песни (например, слова и музыка гимна); притчи; любые короткие истории.


15


Работа с высказыванием (афоризмом ) -определить тему занятия на основе высказываний; -высказать собственную точку зрения; -назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов; составить рейтинг высказываний; -дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание; -назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания; -выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях


16


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)


17


АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)


18


ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК Самооценка Взаимооценивание


19


РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Вопросы: Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем мне это надо знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Как изменилось моё отношение к чему-то? Какая информация была новой? Какие вопросы остались после занятия? Где можно применить полученные знания? Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведённого занятия?

Методическая разработка на тему

«Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Подготовила: учитель начальных классов

Коханская Л. А.

Урок, как наиболее распространенная форма организации образовательного процесса – пространство взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

    Каковы же особенности современного урока?

1) Современный урок – это личностно-ориентированный урок.

2) Современный урок – это деятельностный урок. 

3) Современный урок – это  компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

    Как же построить современный урок по ОРКСЭ, чтобы реализовать требования стандартов начального общего образования?  

Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.  

  •  Цели и задачи урока — т. е   зачем учить?

  • Содержание  урока — т.е. чему учить?

  • Методика   урока —  т.е. как учить?

как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

     Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

   Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Задачи:

— познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

— развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

— обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

— развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе  взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

   Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.

     При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

    В профессиональном стандарте педагога в перечне обобщенных трудовых функций определено построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, проектирование и реализация образовательного процесса. Современной формой проектирования различных этапов образовательного процесса является составление технологической карты урока.

   Основными при проектировании учебного процесса являются следующие позиции:

 — ориентация на достижение ожидаемых результатов;

 — организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;

 — встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности);

 — индивидуальный подход к обучающимся.

Исходя из выше сказанного, начинаем проектировать урок.

1 этап — определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.

  • Вводный урок

  • Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности

  • Урок по закреплению знаний и способов деятельности

  • Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности

  • Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

  • Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности

 Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной базой учебной деятельности на уроке должна стать учебная задача. Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения,  обычно начинается мышление.

Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель – неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.

Замысел урока отражается, прежде всего, в его  целях.

Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:

  • сам себе их поставил

  • они понятны ему

  • очевидны

  • «с интересом и охотой усвояемы».

Основными характеристиками целей сегодня являются:

  • конкретность

  • привлекательность / побудительность

  • достижимость.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с обучающимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.

      На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей  различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

          На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

      На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения обучающимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной,

яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.

  Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую  среду в учебных целях. Например, беседуя о православии, нелишним будет мини-экскурсия в храм. При этом следует  учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

    Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.

    Следующий этап при проектировании урока — отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения).

   Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и  позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что  чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

Следующий этап  урока – рефлексия деятельности.

— Она помогает ученикам сформулировать получаемые результатыопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. 

-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. (6 слайд)

— Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

Однако урок — это ещё и отношения между людьми.  

Поэтому, мы должны продумать, как поддержать  психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.

Если раньше учитель это — носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик — объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя — это организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда  получается, когда ничто не угрожает, когда интересно.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Современный урок – это современный учитель.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти область допустимых значений переменной выражения
  • Как найти страничку в школе
  • Как найти площадь прямой прямоугольной призмы
  • Как найти хорошую водку
  • Как исправить базу по ндс