Как составить урок по фгос по технологии

Выступление на методическом объединении учителей

«Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС»

 «Урок – это зеркало общей и педагогической  культуры

  учителя, мерило его интеллектуального богатства,

  показатель его кругозора, эрудиции»

                                                                В.А.Сухомлинский

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

 Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

 Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым!

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

На уроках, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.  

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В ФГОС  ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные  учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.

 Представлены виды УУД:

  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока .

Затем продумываем структуру урока. Как известно, самый распространённый тип урока  технологии – комбинированный.

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?      

Опираясь на предложенный Щербань Елена Ивановна алгоритм составления плана- конспекта урока  создать свою модель урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

План урока по предмету «Технология»

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Учителя первой  категории МБОУ СОШ №18  г. Симферополь  

Щербань Елена Ивановна

Класс: 5

Модуль: Создание изделий из текстильных материалов

Раздел: 2

Тема урока: Производство ткани.

  1. Дидактическое обоснование урока
  1. Цели урока:
  • Предметные цели:
  1. способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
  2. способствовать развитию умения определять в ткани нити основы (долевой), нити утка (поперечной), кромки, лицевой стороны ткани.
  3. ознакомить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное).
  • Личностные цели:

1.способствовать развитию речи учащихся;

2.учить анализировать свою работу, выделять главное;

3.учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу;

4.способствовать овладению всеми видами памяти;

5.способствовать формированию и развитию познавательного      интереса учащихся к предмету «Технология».

  • Метапредметные цели:
  1. ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани (познавательные УУД);
  2. ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой (познавательные УУД);
  3. проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
  4. ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка (познавательные УУД).
  • Профориентационные  цели:
  1. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности  в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  2. Воспитывать уважение к работающему человеку.
  3. Сформировать представление о профессиях прядильщик, ткач.
  1. Методическое оснащение урока:
  • Материально – техническая база:
  1. кабинет технологии:
  2. инструменты, приспособления;
  3. материалы (ткани растительного происхождения);
  4. компьютер;
  5. мультимедийный проектор;
  6. экран;
  7. коллекции «хлопок», «лён».
  • Дидактическое обеспечение:
  1. Учебное пособие §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
  2. Рабочая тетрадь 5 класс Н.В.Синица, Москва: «Вентана-Граф», 2013-06-12
  3. интернет (видео)
  4. презентации
  • Учебно-техническая документация:
  1. тесты;
  2. таблицы « Производство пряжи», «Производство ткани»;
  3. инструкционно — технологические карты (определение лицевой и изнаночной сторон в ткани, определение  направления нитей основы);
  4. кроссворд.

Методы обучения:

 рассказ, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, беседа, лабораторные работы, опрос

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Словарная работа на уроке:

 волокна растительного происхождения (хлопок, лён),

прядение, пряжа (нити), прядильщик,ткач;

долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка;

полотняное переплетение,

 ткацкий рисунок, раппорт;

отбеливание, крашение, печатание.

  1. Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап

I.Организационный момент

Цель этапа:

  • настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний
  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение учителем классно журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный положительный настрой на урок

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

— помощь учителю в проверке явки на урок

Формируемые способы деятельности:

-выявление готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

-выдвижение предложений по теме урока

Формируемые способы деятельности:

-формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществление действия:

слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми  учащимися домашнего задания
  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
  • выяснение степени усвоения домашнего задания
  • выявление факта выполнения домашнего задания у учащихся, устранение типичных ошибок
  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

повторение ранее изученного материала

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

контролируют правильность ответов учащихся

Формируемые способы деятельности:

оценивают результат по алгоритму

-адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

-продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-умение полно и точно выражать свои мысли

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
  • заслушивание сообщений учащихся
  • предложить учащимся ответить на вопросы:

-что служит сырьём для производства тканей;

— из каких растений получают волокно для изготовления ткани

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

активизация имевшихся ранее знаний

— активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Практический этап

IV.Проблемное изложение новых знаний

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся
  • демонстрация мультимедийных приложений из сети интернет
  • информирование учащихся о классификации текстильных волокон
  • объяснить из каких этапов состоит процесс производства ткани
  • дать характеристику нитям и объяснить различие
  • продемонстрировать макеты переплетений
  • продемонстрировать приёмы определения долевой нити, кромки
  • научить определять лицевую сторону в ткани

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-самостоятельное определение темы урока

-осознание целей и задач обучения

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

— осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

— формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

— формирование умения слушать и понимать других

Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

-развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

-развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Первичное закрепление

Итог урока:

организовывать усвоение учащимися нового материла

  • предложить учащимся выполнить в рабочей тетради задание 13 п.1,2
  • использовать различные способы закрепления знаний, творческого осмысления материала

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

-применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

умение строить речевые высказывания 

VI.Физкультминутка

Приложение 3

VII. Лабораторные работы:

1. « Определение направления нити основы»,

2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»

проверить умения работать по алгоритму;

организовать самопроверку работы.

 Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение темы, цели и задачи работы
  • обсуждение порядка её выполнения
  • сообщение оценивания этой работы

Текущий инструктаж:

контроль правильности выполнения работы (по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)

Заключительный инструктаж:

выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

-восприятие, осмысление , запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

-самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

умения структурировать знания

-построение логической цепи рассуждений

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение темы следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов»

-поиск в интернет источниках и электронных книгах

Формируемые способы деятельности:

поиск и выделение информации

IX.Уборка рабочих мест

Контроль за выполнением

Регулятивные УУД

Формируемые способы деятельности:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

                                             Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности

— обобщение и систематизация знаний

-выражение учащимися эмоций по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Литература:

  1. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2013
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)
  5. http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per/

Приложение 1

Этапы конструирования урока

  • Определение темы учебного материала.
  • Определение дидактической цели темы.
  • Определение типа урока:
  • урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • закрепления новых знаний;
  • комплексного применения знаний, умений и навыков;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
  •  комбинированный.
  • Продумывание структуры урока.
  • Обеспеченность урока (таблица).
  • Отбор содержания учебного материала.
  • Выбор методов обучения.
  • Выбор форм организации педагогической деятельности
  • Оценка знаний, умений и навыков.
  • Рефлексия урока.

Приложение 2

Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Приложение 3

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали! 
Вверх на солнце посмотрели, 
И их лучики погрели. 
Бабочки летали, 
Крылышками махали. 
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, 
Нам пора букет собрать. 
Раз присели, два присели, 
В руках ландыши запели.

«Модель урока технологии в соответствии с
требованиями ФГОС»

Учитель технологии

Гордеева О.Н.

 «Урок
– это зеркало общей и педагогической  культуры

 
учителя, мерило его интеллектуального богатства,

 
показатель его кругозора, эрудиции»

                                                               
В.А.Сухомлинский

Современная
жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого
поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы,
выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для
этого необходимо научиться определённым способам действий.

 Современная жизнь
предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество
образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера,
а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников
к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют
свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

 Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при
всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного
процесса.
И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые
Стандартами второго поколения, урок должен стать новым!

Особенность ФГОС
нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной
задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков
; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача
требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной
парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями
деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

На уроках,
предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько
научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками,
таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения
информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы,
аргументации своей точки зрения».

Главное для
учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не
передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся
становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их,
самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на
практике.

Ученик из
присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится
главным деятелем.

«Нужно,
чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского
отражают
суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно –
деятельностного подход
а.  

Требования
к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных
результатов.

В ФГОС  ООО
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные  учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Под УУД понимают
«общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и
т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей
Федерального государственного образовательного стандарта.

 Представлены виды
УУД:

·        
познавательные

·        
регулятивные

·        
коммуникативные.

Овладение
учащимися универсальными учебными действиями создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Развитию УУД  на
уроке способствует применение  современных педагогических технологий: 
технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская
работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная
мыслительную деятельность.

Как
же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Прежде всего,
необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока (Приложение 1).

Затем продумываем
структуру урока (Приложение 2). Как известно, самый распространённый тип урока 
технологии – комбинированный.

Как спроектировать
урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по
формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?      

Опираясь на предложенный Атауловой 
Ольги Валентиновны  алгоритм составления плана- конспекта урока  создать свою
модель урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

План урока
по предмету «Технология»

в соответствии с
требованиями ФГОС ООО

Учителя первой 
категории МКОУ СОШ №6  с. Дербетовка  Ставропольского края Апанасенковского
района

Качановой Евгении
Юрьевны

Класс:
5

Модуль:
Создание изделий из текстильных материалов

Раздел:
2

Тема
урока: Производство ткани.

I.           
Дидактическое
обоснование урока

1.      Цели
урока:

§  Предметные
цели:

1.      способствовать
формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;

2.      способствовать
развитию умения определять в ткани нити основы (долевой), нити утка
(поперечной), кромки, лицевой стороны ткани.

3.      ознакомить
с видами переплетений нитей в ткани (полотняное).

  • Личностные
    цели:

1.способствовать
развитию речи учащихся;

2.учить
анализировать свою работу, выделять главное;

3.учить сравнивать
свою работу с работой друзей по классу;

4.способствовать
овладению всеми видами памяти;

5.способствовать
формированию и развитию познавательного      интереса учащихся к предмету
«Технология».

  • Метапредметные
    цели:

1.      ознакомить
со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани (познавательные УУД);

2.      ознакомить
с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой
(познавательные УУД);

3.      проинформировать
о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;

4.      ознакомить
с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт
ткацкого рисунка (познавательные УУД).

§  Профориентационные  цели:

1.      Развивать
представление о народном хозяйстве и потребности  в трудовой деятельности,
самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2.      Воспитывать
уважение к работающему человеку.

3.      Сформировать
представление о професси
ях прядильщик, ткач.

2.      Методическое
оснащение урока:

§ 
Материально
– техническая база:

1.      кабинет
технологии:

2.      инструменты,
приспособления;

3.      материалы
(ткани растительного происхождения);

4.      компьютер;

5.      мультимедийный
проектор;

6.      экран;

7.      коллекции
«хлопок», «лён».

§ 
Дидактическое
обеспечение:

1.      Учебное
пособие §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс
Москва: «Вентана-Граф», 2012

2.      Рабочая
тетрадь 5 класс Н.В.Синица, Москва: «Вентана-Граф», 2013-06-12

3.      интернет
(видео)

4.      презентации

§ 
Учебно-техническая
документация:

1.      тесты;

2.      таблицы «
Производство пряжи», «Производство ткани»;

3.      инструкционно
— технологические карты (определение лицевой и изнаночной сторон в ткани,
определение  направления нитей основы);

4.      кроссворд.

Методы
обучения:

 рассказ, демонстрация
наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, беседа, лабораторные
работы, опрос

Тип урока:
комбинированный

Вид урока:
урок-исследование

Словарная
работа на уроке:

 волокна
растительного происхождения (хлопок, лён),

прядение, пряжа
(нити), прядильщик,ткач;

долевые нити
(основа), поперечные нити (уток), кромка;

полотняное
переплетение,

 ткацкий рисунок,
раппорт;

отбеливание,
крашение, печатание.

Новый
подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно
такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет
работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению;
только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается
учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют
сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Наша
главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать
УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Учитель
призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем
учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный
учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».

Литература:

1.      Н.В.Синица,
В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012

2.      Н.В.Синица,
В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь
для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2013

3.      Петерсон
Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по
дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4.      Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя. — А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и
др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

5.      http://terpug.at.ua/news/2009-03-28-483

6.      http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per/

Приложение
1

Этапы конструирования урока

·       
Определение темы учебного материала.

·       
Определение дидактической цели темы.

·       
Определение типа урока:

        
урок изучения и первичного закрепления
новых знаний;

        
закрепления новых знаний;

        
комплексного применения знаний, умений и
навыков;

        
обобщения и систематизации знаний;

        
проверки, оценки и коррекции знаний,
умений и навыков учащихся;

        
 комбинированный.

·       
Продумывание структуры урока.

·       
Обеспеченность урока (таблица).

·       
Отбор содержания учебного материала.

·       
Выбор методов обучения.

·       
Выбор форм организации педагогической
деятельности

·       
Оценка знаний, умений и навыков.

·       
Рефлексия урока.

Приложение
2

Структура
комбинированного урока
.

1)
Организационный этап.

2)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3)
Актуализация знаний.

4)
Первичное усвоение новых знаний.

5)
Первичная проверка понимания

6)
Первичное закрепление

7)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Приложение
3

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали! 
Вверх на солнце посмотрели, 
И их лучики погрели. 
Бабочки летали, 
Крылышками махали. 
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, 
Нам пора букет собрать. 
Раз присели, два присели, 
В руках ландыши запели.

Михайлова Марина Юрьевна

Урок технологии (технический труд) в соответствии с ФГОС

в 5-ом классе по теме: «Пиломатериалы. Виды пиломатериалов.»

Цель: 1. ознакомить учащихся с понятием «пиломатериал», с различными профилями пиломатериалов;

2. Организовать повторение и закрепление полученных знаний;

3. Оценить знания учащихся по всем видам работ.

Задачи: Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о видах пиломатериалов, способах их изготовления и применения

Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе и индивидуально.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование: образцы различных пиломатериалов, плакаты, стенды.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятия «пиломатериал», «виды пиломатериалов». Уметь различать профили пиломатериалов. Участвовать в коллективной и групповой деятельности во время работы на уроке.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество, участие в беседе.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

(Настраивает учащихся на работу.)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Вам уже известно, что спиленные стволы деревьев лишённые веток называются хлыстами.(Слайд 3) Чтобы хлысты было удобно обрабатывать, их разрезают на несколько частей — брёвен. Брёвна распиливают вдоль на более мелкие материалы, пригодные для дальнейшей обработки. (Слайд 4-5). Вопрос: «Как вы думаете, что можно получить путём продольной распиловки брёвен?» (варианты ответов уч-ся) Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми для вас понятиями «пиломатериал», «виды пиломатериалов».

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предлагает ответить на вопросы:
-Кому из вас приходилось работать с доской?

-Как вы можете охарактеризовать её внешний вид?

-Как вы думаете, а что такое брус? Каковы его отличительные признаки по внешнему виду?

Давайте вместе подведём итог собранной информации. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Вопрос: что такое пиломатериалы? (Слайд 6)

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию, задавая ребятам вопросы.
(Слайд 7-12)

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Задает вопросы:
– Что такое пиломатериалы?
– Каковы основные виды пиломатериалов?
– Чем брус отличается от бруска?

-Назовите основные элементы пиломатериалов.
Предлагает задание-карточки: по схемам на выносных линиях подписать нужные понятия.(Задание 1) (Слайд 13)

Выбирают самостоятельно выполняют

упражнения по предложенным карточкам.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о видах и элементах пиломатериалов.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Предлагает задания на «новое» знание.

Групповое задание на время: учащиеся выполняют задания на карточках.

1.Уч-ся выполняют задание со схемой (Задание 2) (Слайд 14)

2.Кроссворд, закрепляющий знания, полученные на уроке данном и предыдущих.

(Задание 3)

(Слайд 15-16)

Учитель устанавливает осознанность ситуации.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

1. В интернете найти интересные фото различных пиломатериалов

2. Найдите пословицы, загадки о пиломатериалах.
3. Повторить записи в тетрадях. (Слайд 17)

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Давайте вернемся к началу нашего урока. Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания ? Для чего нужно знать элементы пиломатериалов?
Какие затруднения у вас возникли?
Дайте анализ своей деятельности на уроке. Выполнить задание: в тексте вставить правильные слова.(Слайд 18)
Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

(Слайд 19)

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

2

Мельник Елена Владимировна учитель технологии 

РАЗЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС »

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок.

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся. Нацелить на формирование теоретических и практических представлений об образовательной области предмета технологии, на овладение практических приемов и навыков трудовой деятельности.

Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Данная тема урока технологии имеет большое значение в содержании образования. Модуль. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» решает различные задачи овладения творческих навыков. В социокультурном аспекте учащиеся знакомятся с особенностями различных видов тканей, с особенностями использования и применения в различных видах промышленности. В воспитательном аспекте большую роль играет развитие интереса к труду, природной красоте, воспитание любознательности, великодушия, развитие способности к общению. В плане учебного аспекта формируются творческие навыки по теме Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства» технические навыки (моделирование, конструирование), навыки различных видов графической грамотности, умения читать чертеж, уметь выражать свое отношение к достояниям культуры предков, умение понимать схемы, умение вести диалог этикетного характера, описать техническую модель, сообщить назначении изделия, выразить отношение к различным видам декоративно-прикладного творчества, совершенствовать навыки графики, умения описать последовательность изготовления изделия.

Основная часть.

Цель: разработка и реализация на практике методического материала к уроку технологии в 5 классе на тему: Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства»

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Модуль «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи :

Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

Разработать дидактический материал для проведения урока.

Циклограмма

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Первичное усвоение новых знаний

4. Первичная проверка понимания.

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление

7. Рефлексия (подведение итогов урока) Выставление отметок

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению..

Используемые методы: коммуникативный метод, метод коммуникативных заданий, Технология развития критического мышления.

Ресурсы:

Технология: 5 класс методическое пособие /Н.В.Синица, П.С.Самородский. -2-е издание, доработаное.- М.: Вентана-Граф,2014.-192 с.

Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2015, — 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6

Технология: 5 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, П.С.Самородский.- М.: Вентана-Граф,2014.-96 с.: ил.

УУД формируемые на уроке

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

• участие в проектах;

• творческие задания;

• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

• самооценка события, происшествия;

• самооценочные листы.

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

Для формирования коммуникативных ууд мною используются:

-организация взаимной проверки заданий

-обсуждения участниками способов своего действия

— учебные игры, соревнования

-работа в группах.

Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.

Для формирования познавательных ууд мною используются:

— не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.

— задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.

— осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.

Ожидаемые результаты

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Творческие проекты учащихся являются неотъемлемой частью современного образования. Оценить творческие работы учеников можно, применяя компетентно ориентированный подход.

Работы оцениваются с использованием оценочных листов, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся.

Личностные результаты:

— испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

— уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности, что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставим, но должны оценить достижения каждого ребенка.

Вариант оценивания

10-13 б – низкий уровень сформированности УУД ; оценка «3»

14-17 б – средний уровень сформированности УУД; оценка «4»  

18-21 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка «5»  

Этот инструмент для оценки может использовать учитель в процессе творческой работы детей, внимательно следя за их действиями. А также можно предложить оценочный лист ученикам для самооценки своей работы, тем самым мы решаем одну из основных задач личностно-ориентированного обучения. Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Творческие работы проводятся на протяжении всего периода обучения технологии, которые усложняются год от года. Если мы будем оценивать работы таким образом, можно судить о достижениях каждого ребенка. Сравнивать результаты каждого ученика в разные периоды обучения и выявлять его личностный прирост.

Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности, что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставятся, но есть необходимость оценить достижения каждого ребенка.

2. Место и роль в курсе предмета

На изучение технологии отводится 70 часов в год. (35 учебные недели). Данной теме -2 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности», и последующим материалом «Исследовательская и созидательная деятельность». Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Класс: 5 (ФГОС второго поколения)

Тема урока: Планирование создания изделия. Предметы на «родного быта в стиле Оятской керамики »

Базовый учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2015, — 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6

Цели: Формирование и развитие творческих способностей учащихся в области «Конструкционных материалы».

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией керамической посуды и технологией её изготовления, видами керамической посуды, происхождения и их классификацией.

Развивающие: развивать познавательные интересы, самостоятельность при изучении предметов народного быта ручного производства и изучении их своиств.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, трудолюбие и эстетический вкус, любознательности, познавательных потребностей

Наглядный материал- Демонстрационный: коллекции посуды глиняной, коллекции керамической посуды, предметы быта из древесины.

Формы работы обучающихся: групповая, в парах, самостоятельная работа.

Методы, используемые на уроке: коммуникативный метод, метод коммуникативных заданий, Технология развития критического мышления.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с глиной, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные — научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция «глиняная посуда», «керамика», образцы глиняной посуды., набор образцов вазы на каждый рабочий стол, конверты с карточками, карточки для рефлексии , компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео для физкультминутки

Алгоритм проектирования урока  с точки зрения требования новых ФГОС

В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Моделируя современный урок, я придерживалась следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся.

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цели деятельности педагога

Ознакомить с производством и классификацией керамической и посуды Оятской росписью предметами народного быта, расширить кругозор; учить определять вид народного творчества и направления ремесла, иды бытовой посуды и утвори, проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы.

Тип урока

Комбинированый

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Конструкционные материалы (Дерево , береста, глина, металлы : чугун, алюминий, стекло, фарфор. пластмасса), оятская керамика, штампованный орнамент, рельефная роспись рожком, белая и черная ангобная роспись. Орнамент — (от лат. ornamentum — украшение) — узор,

Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги

Образовательные ресурсы

Технология: 5 класс методическое пособие /Н.В.Синица, П.С.Самородский. -2-е издание, доработаное.- М.: Вентана-Граф,2014.-192 с.

Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2015, — 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6

Технология: 5 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, П.С.Самородский.- М.: Вентана-Граф,2014.-96 с.: ил.

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, коллекция глиняной посуды, образцы узоров росписи, краски, бумага, мультимедийная презентация

Материально-технической обеспечение

Проэктор, компьютер, интерактивная доска, колонки. Глина, бумага, краски, иглы ручные, ножницы, клей, картон

Планируемые образовательные результаты

Личностные:будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные — научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научитьсяконтролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежу-точный контроль

1. Организацион-ный момент

(1-2 мин)

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Фронтальная

Личностные:самоорганизация.

Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

2.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

В начальных классах вы знакомились с видами ремесла, . Получили представления о керамической и глиняной посуде и их свойствах.

Подводит обучающихся к цели занятия:

« расширить знания о видах росписи глиняной посуды» и ставит задачи:

1. научатся выполнять узоры Оятского ремесла;

2. научатся работать с глиной

3. научатся определять прочность окраски

Слушают учителя

Беседуют с учителем

Фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные:принимают исохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Освоение нового материала

(15 мин + 5 мин)

Словестно-иллюстративный рассказ «Историяя Оятского ремесла». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации

Рассказывает о месте зарождения ремесла и о истории развития Оятского промысла, характеристике глиняной посуды и е происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы. Делятся впечатлениями

Фронтальная

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные:проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Устные ответы

Исследовательское задание

— Разделите бумагу на геометрические формы. Используя приемы оригами выполните кувшин из коричневой бумаги.

— Сделайте вывод, о необходимости симметрии и пропорциях при изготовлении изделия.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Проводят исследование, в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи; делают вывод

Индивидуальная или парная

Познавательные:умеют выявлять особенности материала в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Устные ответы

Словестно-иллюстративный рассказ «Виды орнаментов и техника выполнения рисунка». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации

Рассказывает о значениях узора и элементах узора., отделочном производстве, способах нанесения линейных узоров (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации

Работают с картачками, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы. Делятся впечатлениями

Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Познавательные:умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Физкультминутка(5 мин)

Проводит физкульт-минутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные:положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

4.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону.

(8 мин + 24 мин + 5 мин)

Организация рабочего места

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Проверяет организацию рабочего места

Оформление кувшина в стиле Оятской росписи.

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Выполнение кругового Орнамента.

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

Выполняют задание

Выполняют задание

Индиви-дуальная

Индиви-дуальная

Индиви-дуальная

Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

Лабораторная работа

Сравнительный анализ прочности окраски изделия

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе

Выполняют задание

Индиви-дуально

Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

5.

Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1) Как называется процесс получения посуды из глины?

2) Где родина Оятского ремесла?

3) 1Iеречислите виды кухонной утвари.

4) Назовите цвета, которые используют для росписи Оятской посуды.

Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их

Фронтальная

Личностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные:оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях

Коммуникативные:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы

Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин)

Объясняет задание

§14 стр. 82

Слушают учителя

Индиви-дуальная

Самоанализ урока.

Класс – 5.

Предмет — Технология.

Учитель: Мельник Елена Владимировна

МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань» Комсомольсокго района Хабаровского края

Тема урока: Планирование создания изделия. Предметы народного быта в стиле Оятской керамики »

УМК: П. С. Самородский, Н.В. Синицина., В. Д. Симоненко , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. — М. : Вентана-Граф, 2015.

Тип урока – комбинированный

Цели и задачи урока.

Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока самостоятельно.

Цель урока личностно значима для обучающихся и носит социально-направленный характер.

Организация урока. Этапы урока выделены в соответствии типу, имеют логические переходы, которые осуществляются с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, заданий разной сложности и трудности, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активации их знаний. Учитель свободно владеет ИКТ-технологиями. В начале урока в соответствии с темой была представлена презентация на данную тематику, сопровождаемая картинками. Мотивация была на высоком уровне. Обучающиеся сами имели возможность внести в план урока изменения. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Предусмотрено использование обучающимися опорных схем, алгоритмов: перед обучающимися были наглядно представлены незнакомые предметы быта выполненные из различных материалов . Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в изучении нового материала. Во время практической работы учащимися на доске были представлены образцы, с помощью которых дети выполняли лабораторную работу. В конце урока учителем был подведен итог самооценок обучающихся в виде символов улыбок, соответствующие настроению, что наглядно представило общую картину рефлексии по результатам урока.

Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, игровое обучение, информационные технологии

Содержание урока. Содержание урока соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, задачам, имеет научную основу, соответствует программе, возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся. На уроке просматривается связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них самостоятельной познавательной активности. Присутствовала интеграция учебного материала (межпредметная и внутрипредметная). На уроке использовались разные наглядные материалы, учитывающие специфику восприятия детей школьного возраста. Информационно-коммуникационные средства были использованы в течение всего урока. Помимо учебников и тетрадей обучающиеся пользовались различными видами источников информации.

Методика проведения урока. Учителем ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Учитель творчески использовал разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая). Самостоятельность обучающихся в выборе форм представления. На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Объем продуктивной деятельности на уроке был выше репродуктивной. Основной вид деятельности – самостоятельная деятельность детей. Учитель на уроке использовал методы познания (наблюдение, сравнение, поиск информации), тем самым создавая условия развития познавательных УУД. Разнообразные средства, методы, формы, приемы обучения были использованы целесообразно в соответствии с темой и направлены на развитие УУД, познавательной самостоятельной активности. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: прослушивание песни, физкультминутка под музыку, исполнение песни, позволившие детям сменить вид деятельности, для снижения утомляемости и активизации знаний.

Психологические основы урока. Учитель учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. На уроке происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Наличие психологических пауз, разрядки. Бесконфликтная, комфортная среда. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство. Расположение мебели в классе способствовало качеству групповой работе обучающихся.

Результаты урока. Поставленные цели и планируемые результаты были достигнуты. Наблюдалось продвижение обучающихся в формировании универсальных учебных действий и знаний по предмету.

Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.

Цель урока:.

Задачи:

  • Обучающая

  • Развивающая

  • Воспитательная

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование:

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Выбирают самостоятельно варианты работы

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить накладной замок
  • Как найти минимальное значение в массиве javascript
  • Как найти сервера в дэйз
  • Как найти пропавшие каналы на цифровой приставке
  • Как найти своих двойников вконтакте