- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Задачи
- Образцы оформления задачи
В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.
1. Задачи на нахождение суммы
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
В вопросе «Сколько … осталось?»
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
В условии «на … больше»
Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.
Сколько грибов нашёл Володя?
В условии «на … меньше»
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
В вопросе «На сколько больше…?»
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
«На сколько меньше…?»
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было…Стало…»
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было… Осталось…»
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали… Осталось…»
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Первый вид
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
Второй вид
В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
Третий вид
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
Четвёртый вид
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
или
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по из условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
II тип:
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Советуем посмотреть:
Обратные задачи
Цена. Количество. Стоимость
Скорость, время, расстояние
Задачи
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
2 класс
Страница 54. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 42,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 43,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 35,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 42,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 74,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 77,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 111,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 76,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 75,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 95,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
4 класс
Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 93,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 29,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 39,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 48,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 5,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 57,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 84,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 114,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
5 класс
Номер 80,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 82,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 248,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 249,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 488,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 500,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 501,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 503,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 505,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 5,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
6 класс
Задание 362,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 384,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 386,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 395,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 412,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 428,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 437,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 447,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 450,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.
Главная особенность работы с текстом на уроке математики в том, что ученикам приходится работать с нехудожественными текстами, которые характеризуются установкой на однозначность восприятия.
На уроках математики встречаются и сплошные тексты (статья в учебнике) и, чаще всего, несплошные. К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, диаграммы.
Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и моделирования информации являются таблицы.
Умение использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме – это метапредметное (познавательное) умение. Однако в курсе изучения математики в 1- 4 классах умение работать с таблицами является и предметным результатом. Данные планируемые результаты формируются при работе с информацией и решении задач (слайд )
Виды таблиц на уроках математики в начальной школе (слайды):
Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Могут быть указаны площади стран, количество попаданий… и другие показатели. Дети получают задания: «найди информацию», «классифицируй», «расположи по уменьшению» (и возрастанию), «сделай вычисления», «составь вопросы по таблице» и т.д.
К информационным таблицам можно отнести таблицы, заполняемые по результатам выполнения практической работы;
Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел и т.д.
Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности. Например: «дополни таблицу нужными элементами» (фигурами/числами), «продолжи запись», «сопоставь числа и формулы», «вставь подходящее число из предложенных и сделай вычисление» и т.д.
Вычислительные таблицы являются формой вычислительного задания, то есть ученики производят вычисления непосредственно в таблице. Так школьники повторяют компоненты действий и составы чисел, работают с множителями, делимыми, разностями, остатками и т.д.
Таблицы для решения задач подобны вычислительным таблицам, однако используются в заданиях с текстовыми задачами, сопровождаются иллюстрациями, схемами. Такие таблицы часто предусматривают работу с формулами и с пропорциями.
Традиционно в начальной школе таблицы составляют при решении задач:
-) на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость);
-) задач, в которых рассматриваются процессы движения (скорость, время, расстояние);
-) на нахождение работы (производительность труда, время, объём работы);
-) на нахождение массы (масса 1 предмета, количество, общая масса / масса всех предметов);
-) логических задач.
Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.
Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.
Традиционно выделяют три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с текстом на уроках математики:
1 этап – работа до чтения;
2 этап – работа с текстом задачи непосредственно и решение;
3 этап- работа после чтения и решения.
Этапы обучения работе с таблицами при решении задач:
1.Начальный этап: понимание элементов таблицы и чертёж (слайд).
При работе с таблицами в начальной школе следует объяснить ученикам, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать.
Это можно сделать при помощи вопросов:
— какую информацию из нее можно извлечь;
— зачем таблица в задании;
— какая информация представлена в столбцах, в строках;
-назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
— что представлено в столбцах, в строка;
какое значение у ячейки…; какие данные в ней представлены и др.
2. Методика работы с текстом задачи на уроке.
1) Поиск информации и понимание прочитанного- подготовительная работа к решению задачи.
Стратегии работы с текстом во время чтения:
— чтение с остановками (беседа),
— чтение про себя с пометками – выделение ключевых/опорных слов (ставим перед учениками задачу: представьте себя авторами учебника, какие слова вы бы выделили для облегчения понимания задачи) или выделение цветом (например, зеленой ручкой подчёркиваем, что дано; красной – что надо найти).
2) Преобразование и интерпретация информации.
Стратегия моделирования — преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Построение модели задачи, с последующим анализом, активизирует познавательную деятельность учащихся. Правильно составленные таблицы являются математическими моделями.
Таблица удовлетворяет главному требованию модели: она отражает как количественные отношения, так и структуру связей между данными величинами и искомыми.
Работа над любым видом задач начинается с простых задач ( в 1 действие). (слайд)
Большое внимание обычно уделяется задачам на нахождение цены/ количества/ стоимости и задачам на движение. Поэтому я буду использовать фрагменты уроков при решении задач на нахождение массы.
— Читаем задачу. Масса пакета с мукой – 2 кг. Узнай массу 4 таких пакетов. Заносим данные в таблицу: (.)
Масса 1 пакета |
Количество |
Общая масса |
2 кг |
4п. |
? |
Устанавливаем взаимосвязь между понятиями «масса 1 пакета», «количество пакетов» и «масса всех пакетов» (общая масса). Рассуждаем и делаем вывод: чтобы найти массу всех предметов, нужно массу одного предмета умножить на количество предметов.
Стрелками обозначаю связь компонентов задачи (движение слева направо- умножаю) и выбор действия.
— Прочитаем вторую задачу. Масса 4 одинаковых пакетов с мукой – 8 кг. Узнай массу одного пакета. (:)
Масса 1 пакета |
Количество |
Общая масса |
? |
4п. |
8 кг |
Сделаем вывод: чтобы найти массу одного предмета, нужно массу всех предметов разделить на количество предметов. Стрелками обозначаю связь компонентов задачи (движение справа налево- делю) и выбор действия.
Аналогично работаем с третьей задачей.
Фрагменты уроков в 3 классе: решение составных задач на нахождение массы. (слайды).
Я планирую решение таких задач на серии уроков с последующим усложнением работы
1 день- первоначально в рабочем листе (экономим время на чертёж) дана готовая таблица. Учащиеся дополняют её из условия задачи. Работа с моделью позволяет ученикам яснее увидеть зависимости между данными и искомыми величинами и оценить задачу в целом.
2 день- теперь предлагаем учащимся самостоятельно заполнить ячейки готовой таблицы.
3 день- учащиеся самостоятельно озаглавливают и вносят данные в таблицу. Обращаем внимание учеников, если речь идёт о разных объектах, добавляем столбец наименование.
После заполнения таблицы (до решения) ученики самостоятельно проверяют заполнение таблицы по ключу. Анализируют и корректируют ошибки (в паре). Обсуждают план решения задачи и выполняют решение.
Каждый раз при решении задач с помощью таблицы обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи.
Благодаря таблице текст превращается в информационную структуру со связями заданного вида.
3) Следующий этап- проверка решения задачи- оценка информации.
Составление и решение обратной задачи.
При проверке решения задачи этим способом учащиеся, должны выполнить ряд действий: 1) подставить в текст задачи найденное число; 2) выбрать новое искомое; 3) сформулировать новую задачу; 4) решить составную задачу; 5) сравнить полученное число с тем данным первой задачи, которое было выбрано в качестве искомого, и на основе этого сравнения со ставить соответствующее умозаключения о правильности решения задачи.
Важно чтобы обучающиеся записывали полный ответ к задаче. Это приучает перед тем, как написать ответ, еще раз прочитать вопрос задачи и спросить: «На все ли вопросы задачи я ответил?».
3. Организация дополнительной работы с решенной задачей.
Также для развития читательской грамотности и умения решать текстовые задачи важно организовать дополнительную работу с решенной задачей.
Ученик научится решать задачи конкретного вида, когда пройдёт все этапы. Умение перейдёт в навык, когда ученик не только будет произвольно воспроизводить усвоенное, но и применять. На этом этапе я провожу работу по изменению условия задачи, составление своей задачи по аналогии. (Обучающие самостоятельно меняют условия задачи. Работа может быть организована в группах, парах или по рядам).
Данная таблица наглядно показывает, на каком этапе математическая и читательская грамотность соединяются – когда учащиеся начинают действовать.
Прием смыслового чтения (читательская грамотность) |
Этап решения задач (математическая грамотность) |
Умения учащихся (читательская грамотность) |
Действия учащихся (читательская и математическая грамотность) |
Поиск информации и понимание прочитанного |
Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения |
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию. |
Читают задачу. Находят и подчеркивают ключевые слова. По ключевым словам, пересказывают текст задачи. |
Преобразование и интерпретация |
Осуществление плана решения задачи. |
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации. |
Составляют краткую запись в виде таблицы и решают задачу. |
Оценка информации |
Проверка решения задачи. |
Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её. |
Подставляют полученный результат в текст вопроса. |
Сделаю вывод: Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках математики активным приёмом работы с текстом является таблица. Она как модель помогает анализировать текст задачи, определить ход мыслительного процесса (верно выбрать действие) и, соответственно, решить задачу. Таблица будет помогать в обучении, если соблюдены основные принципы работы с ней.
- Таблица должна быть «живой», действенной моделью, создаваться самим учеником (совместно с учителем).
- Принцип единообразия. Величины, занесенные в первый и третий столбики таблицы, должны находиться в прямопропорциональной зависимости.
- Таблица должна помогать анализу данных, не обременять решение.
- Принцип преемственности. Обучение составлению таблиц должно начинаться в период обучения решению арифметических задач в начальных классах и продолжаться в 5 — 6 классах.
Математика — один из сложных, но в то же время интересных предметов в школе. Учащимся иногда бывает сложно составить условие задачи, а для этого просто нужно уметь выделить главную мысль.
Условие задачи в виде таблицы — очень удобно.
Например, если в задаче речь идет о движении, то столбцы таблицы подписываем «Скорость», «Время» и «Расстояние»
Если задача на определение цены, качества и стоимости, то ее также можно оформить в виде таблицы, озаглавив столбцы: «Цена», «Количество» и «Стоимость»
В принципе, любую задачу можно оформить в виде таблицы. Составив правильно условие и безошибочно заполнив таблицу, решить задачу будет легко!
Большую трудность у учащихся начальных классов в наше время вызывает письменное оформление математических задач. Данная работа поможет учителям начальных классов показать ученикам более удобную и простую запись задач, также ускорит выполнение домашней работы детьми. В работе указана краткая запись задачи, решение, которое оформлено по действиям и с помощью числового выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_zadach.docx | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
24 туриста разбили лагерь и поселились в палатках. Сколько палаток оказалось в лагере, если в каждой палатке было по 3 туриста ?
24 туриста – ? пал.
3 туриста – 1 пал.
Ответ: в лагере было 8 палаток.
В пруду плавают 7 уток , у каждой 5 утят . Сколько всего птиц плавает в пруду?
1 утка – 5 утят. или Утки – 7 пт.
7 уток – ? утят. Утята – ? пт., по 5 пт. 7 раз. ? пт.
1) 5 ∙ 7 = 35 (пт.) – утят.
2) 35 + 7 = 42 (пт.) – всего.
или 5 ∙ 7 + 7 = 42 (пт.)
Ответ: в пруду плавает 42 птицы.
В семи клетках разместили поровну 42 хомячка . Сколько хомячков оказалось в трёх клетках ; в пяти клетках ?
1) 42 : 7 = 6(хом.) – в 1 клетке. или 1) 42 : 7 ∙ 3 = 18 (хом.) – в 3-х клетках.
2) 6 ∙ 3 = 18 (хом.) – в 3-х клетках. 2) 6 ∙ 5 = 30 (хом.) – в 5-и клетках.
3) 6 ∙ 5 = 30 (хом.) – в 5-и клетках.
Ответ: в 3-х клетках 18 хомяков; в 5-и клетках 30 хомяков.
На стройке работали 8 строительных бригад по 10 человек в каждой . Сколько всего строителей трудились на стройке?
1 бригада – 10 ч.
Ответ: 80 строителей.
На столе лежала стопка тетрадей. Учитель отдал 8 ученикам по 7 тетрадей . После этого в стопке осталось 18 тетрадей . Сколько тетрадей было в стопке сначала?
Отдал – ? тетр., по 7 тетр. 8 уч.
Осталось – 18 тетр.
- 7 ∙ 8 = 56(тетр.) – отдал. 2) + 56
56 74(тетр.) – было.
или 7 ∙ 8 + 18 = 74(тетр.)
Ответ: в стопке было 74 тетради.
В 9 клетках сидели кролики, по 4 кролика в каждой клетке. 14 кроликов были белыми , остальные – чёрными . Сколько кроликов было чёрного цвета?
Всего – ? кр., по 4 кр. в 9 кл. или Белые – 14 кр.
Белые – 14 кр. Чёрные – ? кр. ? кр., 9 кл. по 4 кр.
1) 9 ∙ 4 = 36(кр.) – всего.
2) 36 – 14 = 22 (кр.) – чёрного цвета
или 9 ∙ 4 – 14 = 22(кр.)
Ответ: 22 кролика были чёрного цвета.
В одном рулоне 42 м ткани, в другом – 21 м. На пошив комплекта постельного белья расходуется 7 м ткани. Сколько комплектов белья получится из всей ткани?
Во II рул. – 21 м. ? м – ? компл.
На 1 комплект – 7 м.
1) 42 + 21 = 63 (м) – всего. или (42 + 21) : 7 = 9 (компл.)
2) 63 : 7 = 9 (компл.) – всего.
1) 42 : 7 = 6 (компл.) – из I рулона. или 42 : 7 + 21 : 3 = 9 (компл.)
2) 21 : 7 = 3 (компл.) – из II рулона.
3) 6 + 3 = 9 (компл.) – всего.
Ответ: из всей ткани получится 9 комплектов белья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы
Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность.
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы.
Выступление на педагогическом форуме: «Технология разработки и оформления портфолио ученика начальной школы»
Рекомендации по оформлению портфолио ученика начльной школы с презентацией.
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
Цели и задачи. 2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, и.
План оформления НПК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
План офрмления НПК для начальной школы. Примеры тем.
Справочные материалы для оформления стендов математика начальная школа
Справочные материалы для оформления стендов математика начальная школа.
Памятка по оформлению задач в начальной школе
Методический материал при реализации АООП вариант 2.2 (слабослышащие дети).
Компоненты любой задачи:
УСЛОВИЕ – ВОПРОС – РЕШЕНИЕ – ОТВЕТ
ОПОРНЫЕ СЛОВА нужно уметь находить для нахождения главного в задаче.
Опорные слова – это основа краткой записи.
В указанной задаче опорные слова:
Первое опорное слово – БЕЛЫХ (выделено жирным), который сокращаем в первом классе Б., но, начиная со второго класса, БЕЛ.
Второе опорное слово – РОЗОВЫХ (выделено жирным),, которое в первом классе сокращаем Р., но, начиная со второго класса, РОЗ.
Третье опорное слово всегда содержится в вопросе. В данной задаче третье опорное слово – ВСЕГО, которое в краткой записи задачи заменяется ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ С ВОПРОСОМ ПОСЕРЕДИНЕ.
Как написать условия задачи по математике 3 класс
На этом занятии мы познакомимся с краткой записью задачи в виде таблицы, научимся строить таблицу по условию и требованию задачи.
Вспомним, из чего состоит текст задачи. Текст задачи состоит из условия и требования. Условие – это часть текста задачи, в которой предложены данные (известное). Требование – это часть текста задачи, в которой сформулировано искомое задачи (неизвестное). Краткую запись задачи (условие и требование) можно оформить в виде таблицы.
Рассмотрим такую таблицу.
Эта таблица состоит из двух строк и четырех столбцов. В ней записаны условие и требование задачи. Составим по краткой записи текст задачи: в одном букете – 5 роз, в другом – 9. Сколько роз в двух букетах?
А теперь составим краткую запись в виде таблицы для следующей задачи: в первый день бригада рабочих отремонтировала 2000 метров дороги, во второй день – 1570 м дороги, в третий день – 1400 м. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие за три дня?
Рассмотрим условие. Известно, что бригада работала 3 дня, также известно, сколько метров дороги отремонтировали рабочие за каждый день. Для записи условия нам понадобится 4 столбика таблицы: один для названия единиц измерения расстояния (метры) и три для значений расстояния отремонтированных частей дороги за каждый день работы. Для записи требования задачи добавим еще один столбик. Строк в таблице достаточно двух. В итоге получим:
Давайте запишем кратко в виде таблицы задачу другого вида: на стоянке было 15 грузовых автомобилей, а легковых – в два раза больше. Сколько всего автомобилей было на стоянке?
В задаче говорится об автомобилях. Автомобили грузовые и легковые. Известно, что грузовых автомобилей — 15, а легковых — в 2 раза больше. Нужно узнать, сколько всего автомобилей на стоянке. Для таблицы необходимо 4 столбика и две строки. Заполним таблицу:
Можно записать в таблицу и задачи на разностное сравнение. Например, задача: мальчиков в классе – 13, а девочек – 15. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Запишем в таблицу кратко так:
Краткая запись задачи в виде таблицы помогает подробнее рассмотреть условие и требование задачи, правильно выбрать порядок решения и действия. Таблицу можно чертить с помощью линейки простым карандашом, а можно и от руки на тетрадном листе в клеточку, это очень удобно.
Таблица и краткая запись задачи
На этом занятии мы познакомимся с краткой записью задачи в виде таблицы, научимся строить таблицу по условию и требованию задачи.
Вспомним, из чего состоит текст задачи. Текст задачи состоит из условия и требования. Условие – это часть текста задачи, в которой предложены данные (известное). Требование – это часть текста задачи, в которой сформулировано искомое задачи (неизвестное). Краткую запись задачи (условие и требование) можно оформить в виде таблицы.
Рассмотрим такую таблицу.
Эта таблица состоит из двух строк и четырех столбцов. В ней записаны условие и требование задачи. Составим по краткой записи текст задачи: в одном букете – 5 роз, в другом – 9. Сколько роз в двух букетах?
А теперь составим краткую запись в виде таблицы для следующей задачи: в первый день бригада рабочих отремонтировала 2000 метров дороги, во второй день – 1570 м дороги, в третий день – 1400 м. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие за три дня?
Рассмотрим условие. Известно, что бригада работала 3 дня, также известно, сколько метров дороги отремонтировали рабочие за каждый день. Для записи условия нам понадобится 4 столбика таблицы: один для названия единиц измерения расстояния (метры) и три для значений расстояния отремонтированных частей дороги за каждый день работы. Для записи требования задачи добавим еще один столбик. Строк в таблице достаточно двух. В итоге получим:
Давайте запишем кратко в виде таблицы задачу другого вида: на стоянке было 15 грузовых автомобилей, а легковых – в два раза больше. Сколько всего автомобилей было на стоянке?
В задаче говорится об автомобилях. Автомобили грузовые и легковые. Известно, что грузовых автомобилей — 15, а легковых — в 2 раза больше. Нужно узнать, сколько всего автомобилей на стоянке. Для таблицы необходимо 4 столбика и две строки. Заполним таблицу:
Можно записать в таблицу и задачи на разностное сравнение. Например, задача: мальчиков в классе – 13, а девочек – 15. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Запишем в таблицу кратко так:
Краткая запись задачи в виде таблицы помогает подробнее рассмотреть условие и требование задачи, правильно выбрать порядок решения и действия. Таблицу можно чертить с помощью линейки простым карандашом, а можно и от руки на тетрадном листе в клеточку, это очень удобно.