Как составить условие задачи в 1 действие

Образцы оформления задачи

 

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше«

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на … меньше«

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «БылоСтало…»

В вопросе «Сколько добавили

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «БылоОсталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «УбралиОсталось…»

В вопросе «Сколько было сначала   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по их условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л
Выпили — 12 л
Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м 
Израсходовали — 10 м 
Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр.
Полили — 5 гр. и 3 гр.
Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к.
Посадили — ? кл. по 6 к.
Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р. 
Пришли — 3 д. и 4 м. 
Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н.
Подарил — 2 н.
Купил — 5 н.
Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 54. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 62. ПР 3. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 14,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 48,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 98,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 107,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 40. ПР 6. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 74. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 96,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 43,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 38,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 8,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 25,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 69,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 61,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 90,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 98,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Задание 348,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 39,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 80,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 82,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 166,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 248,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 367,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 481,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 483,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 499,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 361,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 362,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 366,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 372,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 419,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 423,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 443,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 450,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний.

Форма урока: Урок – сказка с презентацией.

Цель урока: Закрепление навыков решения задач в 1 действие на сложение и вычитание.

Этап урока

Содержание

Примечание

1. Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.

Учитель:

— Доброе утро! Присаживайтесь.

— Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок математики?

— Что необычное вы заметили в классе?

— Кто со мной готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальными карточками.

— Сядьте удобно и повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.

Ответы детей.

Учащиеся поднимают сигнальные карточки:

Слайд 2.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Послушайте отрывок из сказки.

Отрывок из сказки «Маша и медведь».

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

— Как называется сказка?
— Сегодня на урок математики к нам пришли герои современной сказки «Маша и медведь».

— Медведь очень любит рыбалку и приглашает нас с вами.

— А какая Маша?

— Она не сидит на месте, не может без приключений, поэтому в дороге нас ждёт очень много неожиданностей.

— Целью нашего урока будет показать умение решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе с товарищами.

Слайд 3.

Слайд 4.

Просмотр клипа к мультфильму «Маша и медведь»

Слайд 5.

Ответы детей.

3. Устный счёт.

1. «Числовой ряд»

— Отправляясь на рыбалку, что необходимо?

— У каждого на столе лежит ведёрко, переверните его, что заметили?

— Назовите цифры.

— Постройтесь по порядку, начиная с самого маленького числа.

— Маша навела такой беспорядок в доме медведя, что не найти ни одной удочки.
— А чтобы их отыскать, нужно посчитать устно.

1) Какое число идёт при счёте перед числом 7?

2) Какое число называют после числа 8?

3) Сложите числа 2 и 4?

4) К трём прибавьте такое же число.

5) 5 без 2.

6) Первое слагаемое 8, второе слагаемое 2. Сумма?

7) Из 8 вычтете 4?.

8) 5 да ещё 5.

9) У Лены было 7 книг со сказками. Она принесла 2 из них в классную библиотечку. Сколько книг со сказками осталось у Лены?

— Удочки нашлись, а порядок мы ещё не навели.

2. Закрепление знаний таблицы ±4.

«Счёт примеров по таблице»

— Сосчитайте пример в левом верхнем углу.

— Найдите пример справа посередине.

— Найдите пример в правом нижнем углу.

— Найдите пример в левом нижнем углу?

— Какие примеры мы ещё не считали?

— Найдите пример с самым большим ответом, с самым меньшим ответом.

— Найдите примеры с одинаковыми ответами.

— Молодцы! Порядок в доме мы навели.

Дети перечисляют необходимые для рыбалки предметы.

С обратной стороны ведёрка изображение цифры.

Дети выходят к доске и строятся по порядку, начиная с самого маленького числа.

Слайд 6.

У каждого ученика на парте пособие для устного счёта «Пуговица»

Слайд 7.

Дети выходят к доске. Движением мышки направляют курсор на заданный пример, называют ответ.

Слайд 7.

Цветные прямоугольники на слайде исчезают, появляется картинка убранной комнаты медведя.

4. Обобщение и закрепление материала.

1. Закрепление знаний состава числа.

— Теперь можно отправиться на рыбалку.

— Ой, что это! Маша опять напроказничала. Разбудила всех пчёл в ульях медведя.

— Что делать?

— Надо успокоить пчёл — расселить их по своим домикам. А то они нас всех покусают…

— Проверьте, что у вас получилось.

— Молодцы!

Слайд 8.

На парте у каждого ученика карточка «Числовой домик».

(состав числа от 4 до 10)

Дети заполняют карточки.

Взаимопроверка в паре.

 5. Физминутка.

Учитель показывает танцевальные движения.

Слайд 9.

Дети под музыку выполняют танцевальные движения за учителем.

6. Обобщение и закрепление материала (продолжение).

2. Минутка чистописания.

— Ну, теперь отправимся на рыбалку.

— Чтобы прийти к речке, нужно перейти железную дорогу.

— Опять Маша… перевела стрелки. Поезд, проезжающий здесь может не добраться до места назначения и попасть в тупик.

— Для этого нам нужно записать красиво сегодняшнее число, чтобы поезд сегодня вовремя доехал.

— Откройте тетради. Какое сегодня число и месяц?

(26 января – 2 6 1)

 Сложите все числа. Магией чисел мы поможем медведю перевести стрелки назад. 2+6+1=9.

— Запишем в тетради магическую цифру 9. Чем интересна эта цифра? Рядом через одну клеточку запишем цифру 6.

— Молодцы! Теперь поезд обязательно приедет вовремя.

3. Решение задач.

Работа с учебником (Часть 2, с.13)

Маша опять начудила. Посмотрите, запутала все наши удочки, чтобы их распутать, нужно решить задачки.

— Какие части у задачи вы знаете? (Условие, вопрос, решение, ответ)

— Откройте учебник по закладке на странице 13, №1.

— Прочитайте задачу про себя. Прочитайте вслух.

-Прочитайте условие задачи? Вопрос?

— Чтобы решить задачу, выполним рисунок к задаче.

— Как обозначим вагончики? (прямоугольниками)

— Сколько вагончиков у Мити?

— Сколько у Кости?

— Какое решение задачи запишем?

— Что запишем в ответе.

— Решим вторую задачу. Прочитайте?

— Прочитайте условие? Что нужно сделать с условием задачи? Прочитайте вопрос?

— Назовите решение?

— Назовите ответ?

-Запишите решение и ответ самостоятельно.

— Молодцы! Мы сумели распутать все удочки.

— Посмотрите на небо. Дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

— Выполним гимнастику для глаз.

4. Решение круговых примеров.

— Ну вот, Маша опять… потеряла всех червячков.

— Как будем рыб ловить?

— Будем искать червячков, а для этого нужно решить круговые примеры, такие, где первое число – это ответ предыдущего примера.

— Решите пример. Из решённых примеров мы составим круг. Может быть, что-нибудь поймаем?

— Кто решил первым? (составление примеров на доске)

— Молодцы!

Слайд 10.

Дети записывают в тетрадях число и месяц.

Запись цифр 9 и 6.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14 (гимнастика для глаз).

Слайд 15.

На стенах класса развешаны изображения червячков с примерами. Дети выбирают по одному примеру.

Другие примеры:

3 + 4 = 8 – 6 =

7 + 2 = 2 + 3 =

9 – 5 = 5 + 5 =

4 +6 = 10 – 9 =

10 – 2 = 1 + 8 =

9 – 3 =

Слайд 16.

Слайд 17.

Показ слайдов 16,17 во время решения круговых примеров.

— Мы поймали золотую рыбку.

— Эта рыбка непростая, она выполнит самое ваше заветное желание. Закройте глаза и загадайте.

Слайд 18. Просмотр отрывка из мультфильма.

7. Итог урока.

— Наш урок-сказка подошёл к концу.

— Что вам сегодня понравилось на уроке? Кому было легко выполнять задания? А кому трудно?

— Посмотрите на наши солнышки.

— Какое сейчас у вас настроение?

— Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу!

Самооценка учащихся.

Слайд 19.

Памятка

 «Как
решать задачи по математике 1 класса?»

(в помощь учащимся и
их родителям)

         В первом классе дети изучают несколько
видов задач
: простые и составные; задачи на нахождение
целого,
на нахождение части и на сравнение. Давайте на примерах
рассмотрим эти математические понятия.

Что такое задача?

         Задача – это математический
рассказ, содержащий две обязательные части:

1.    
Условие
задачи (то, что известно);

2.    
Вопрос
задачи (то, что требуется узнать, решив задачу).

·       
Наглядно
это представлено в данной таблице

Простая и составная
задачи

Ø Чем отличается составная
задача от простой?
И почему эти задачи так называются?

§ 
Если для
решения задачи необходимо выполнить одно действие, то такая задача
называется простой (решается просто, быстро).

§ 
В
простой задаче содержится один вопрос (одно неизвестное).

§ 
Если для
решения задачи необходимо выполнить два или более действий, то такая задача
называется составной (состоит из нескольких действий).

§ 
В
составной задаче содержится несколько вопросов, на которые необходимо ответить,
чтобы решить задачу (несколько неизвестных).

К сведению! Все задачи, изучаемые в 1
классе, решаются типично, нужно лишь понять, что неизвестно: часть или целое.

Задачи
на нахождение целого и нахождение неизвестной части

Ø Как решать задачи на
нахождение целого (неизвестно всего)?

·       
Рассмотрим
задачу на нахождение целого на наглядных образах близких пониманию ребенка, например,
пальцах рук самого ребенка.

1.     У тебя на левой руке 5
пальцев, и на правой руке – 5 пальцев. Сколько всего пальцев на обеих руках?

·       
Проиллюстрируем
условие и вопрос задачи. Обведем целое красным кружочком (для образца даны три возможных
варианта)

     или       

·       
Проанализируем
задачу

         По рисункам и схеме задачи мы
видим, что на левой руке у нас «часть» всех пальцев – их 5. На правой
руке «другая часть» – там тоже 5 пальцев. Чтобы узнать, сколько всего
пальцев на обеих руках («в целом»), мы должны их объединить, т.е.
прибавить (сложить). 

Решение: 5+5=10 (п.)

         Запомни! Задачи на нахождение целого (неизвестно
всего) решают сложением его частей.

Ø Как решать задачи на
нахождение неизвестной части?

·       
Рассмотрим
задачу на нахождение неизвестной части также на примере пальцев рук.

2.     У тебя всего 10 пальцев на
обеих руках. На левой руке 5 пальцев. Сколько пальцев на правой руке?

·       
Проиллюстрируем
условие и вопрос задачи. Обведем целое.

   или       

·       
Проанализируем
задачу

         По рисункам и схеме задачи мы
видим, что на обеих руках у нас 10 пальцев – это всего или «целое». На
левой руке у нас «известная часть» пальцев – их 5. На правой руке «неизвестная
часть»
. Чтобы узнать, сколько пальцев на правой руке, мы должны из всего убрать
пальцы левой руки, т.е. вычесть. 

Решение: 10–5=5 (п.)

Запомни! Задачи на нахождение
неизвестной части решаются вычитанием
из целого (из всего) известной его части.

Задачи на сравнение
«На сколько больше (меньше)?»

Ø Все задачи на сравнение первого
класса решаются одинаково – вычитанием, независимо от вопроса:
«На сколько больше?» или «На сколько меньше?». Рассмотрим это на задачках про ноги
человека и собаки.

·       
Для
лучшего понимания задачи схематично нарисуем человечка и собаку,

и выделим красным цветом их
ноги

·       
Итак,
первая задача. Сравним количество ног человека и собаки, ответив на вопрос «На
сколько меньше?»

1.    
У человека 2 ноги, а у собаки – 4. На сколько у человека меньше
ног
, чем у собаки? 

·       
Нарисуем
схему задачи в виде отрезков.

·       
Проанализируем
задачу

         По рисунку мы видим,
что разница в количестве ног  человека и собаки  равна двум (на 2 ноги у
человека меньше ног, чем у собаки).

         По схеме задачи мы
видим, что надо узнать «часть», т.е. задачу надо решить вычитанием.

         Решение: 4–2=2
(н.)

·       
Вторая
задача. Сравним количество ног этого же человека и собаки, ответив на вопрос
«На сколько больше?»

2.    
У человека 2 ноги, а у собаки – 4. На сколько ног у собаки большее
ног
, чем у человека? 

·       
Нарисуем
схему задачи в виде отрезков.

·       
Проанализируем
задачу

         По рисунку мы видим,
что разница в количестве ног  человека и собаки  равна двум (на 2 ноги у собаки
больше ног, чем у человека).

         По схеме задачи мы
видим, что надо узнать «часть», т.е. задачу надо решить вычитанием.

         Решение: 4–2=2
(н.)

·       
Как видно
в обеих задачах на сравнение идентичны не только решения, но и их рисунки и схемы
(с единственной разницей в знаках > и < в их схемах задачи).

Запомни!

Задачи на сравнение, содержащие
вопрос «На сколько больше?» или «На сколько меньше?» решаются
одинаково – вычитанием.

Как
правильно заполнять схему задачи?

         Большую трудность некоторые
дети испытывают при заполнении схемы задачи (краткой записи), так как не
умеют еще качественно анализировать текст задачи.

         Помочь понять задачу
(выполнить анализ текста) и правильно заполнить схему задачи (написать краткую
запись) нам поможет оригинальный пошаговый иллюстрированный алгоритм, по
которому мы будем выделять красным карандашом числа и опорные слова в тексте
задачи.

·       
Давайте
разберем это на примере задачи про книги.

Ø Алгоритм (план) анализа
текста задачи

1.    
Сначала вертикальной
линией разделим задачу на части
у каждого знака препинания.

2.    
 В
каждой части найдем числа и обведем их кружочком. В слове
«сколько» прячется неизвестное число, которое на схеме отмечается
вопросительным знаком, поэтому слово «сколько» тоже обведем красным кружочком,
а над ним напишем знак вопроса.

3.    
Слева
и справа от
каждого
числа в кружочке подчеркнем опорные слова.

         Справа от кружочка с
числом всегда находится уточнение «о ком/ о чем говорится?». Например: 7
«чего?» — книг. 

         Слева от кружочка
находятся слова-действия (показывают, что происходило с книгами, что с ними (с)делали).
В первой части – «стояли», во второй части – «поставили», в третьей части
слово-действие «стало» находится справа.

К сведению: слова первый, второй, третий
и т.д., содержащиеся в задаче отмечаются в схеме задачи (краткой записи) соответствующими
римскими цифрами (
I, II, III …).

4.    
Заполним
схему задачи
(краткую
запись), используя все наши выделенные в тексте числа и опорные слова. Вместо
слова «сколько» поставим вопросительный знак. Слово «стало» можно
заменить словом «всего».

·       
Получились
две равнозначные схемы задачи

                   

Обратная задача

Ø Что такое «Обратная задача»? Обратной
называют задачу, в которой известное значение становится неизвестным, а
неизвестное наоборот – известным.

·       
Рассмотрим
это на примере нашей задачи про книги.

·       
Составим схему задачи и решим ее.

·       
Чтобы
получить обратную задачу, заменим в тексте первой задачи одно из известных
значений словом «несколько», а вместо слова «сколько» вставим полученный ответ.
При этом другие слова и высказывания в тексте задачи можно менять местами или
близкими по значению, а так же вставлять слова и фразы для связи слов в
предложении.

·       
Но
наиболее удобнее и понятнее составлять обратную задачу по схеме (первой
задачи): вместо вопросительного знака ставим полученный ответ, а вместо одного
из известных значений (числа) – ставим вопросительный знак.

Запомни!  Сколько в первоначальной задаче
известных значений, столько и обратных задач можно к ней составить. Например, в
задаче про книги их может быть не больше двух.

·       
Составим
тексты обратных задач, их схемы и решим их.

         Использованная
литература и источники:

1.    
Математика.
1 класс: Учебник в 3 ч. Ч.2 / Л.Г. Петерсон. – М.: Бином. Лаборатория знаний,
2019. – 64 с.: ил.

2.    
Математика.
1 класс: Рабочая тетрадь в 3 ч. Ч.2 / Л.Г. Петерсон. – 2-е изд. стереотип. –
М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.: ил.

3.    
Изображение
пальцев рук и кулака/
https://tw.pixtastock.com/illustration/50511611

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти head на сайте
  • Как найти лицо прилагательного
  • Как найти украденного ноутбука
  • Как составить дробь по рисунку
  • Как составить схему к слову больше