Как составить входной тест

Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение Московской области

  «Егорьевский техникум»

ДОКЛАД

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ

Выполнила
преподаватель спец дисциплин Букина Г.А.

г.
Егорьевск

2018
г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.
Вводная часть

2.
Тестовые задания

3. Таблица
результатов

4.
Заключительная часть

5.
Список литературы

1.Вводная часть

    
Тестирование, как одна из форм аттестации, представляет собой процедуру,
позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся:
теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Тестирование
в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции
:
диагностическую, обучающую и воспитательную:

§  Диагностическая
функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Это
основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и
скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы
педагогического контроля.

§  Обучающая
функция тестирования состоит в мотивировании учащихся к активизации работы по
усвоению учебного материала. В целях усиления обучающей функции тестирования
могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача
преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки,
наличие наводящих вопросов и подсказок в тесте, совместный разбор результатов
теста.

§  Воспитательная
функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это
дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает
выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои
способности.

     
Тест
 – это стандартизованное задание, по результатам выполнения
которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Педагогический
тест
 определяется как система заданий (вопросов) определенного
содержания и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и
эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого.

Традиционно
рассматривается три основных критерия качества теста: действенность
(валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность),
дифференцированность (различимость).

Действенность
теста
 по своему содержанию близка к требованию полноты,
всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов
изучаемых знаний, умений. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах
контролируемых знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если уровень
теста превышает запроектированный уровень обучения, выходит за пределы
изученного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет
действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста обычно
определяется статистическими методами.

Степень
надежности
 характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при
повторных измерениях с помощью одного и того же теста или его равноценного
заменителя. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении
количества тестовых заданий в рамках одной, конкретно обозначенной
(проверяемой) темы и понижается при увеличении (большем разбросе)
тематического, содержательного разнообразия вопросов. Надежность тестов также
значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по
соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в
состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же
наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую
практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45 – 80%
обучаемых. Характеристика дифференцированности связана с использованием
таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных
альтернатив. Если, например, все обучающиеся безошибочно находят правильный
ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал
для усовершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать
различимым.

Кроме
рассмотренных критериев используется и показатель эффективности теста.
Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за
единицу времени, считается более эффективным.

В
разработке педагогических тестов можно выделить три этапа (Рис.1): планирование,
написание заданий и анализ заданий
, каждый из которых, в свою очередь,
включает в себя несколько обязательных стадий.

Etapi test zadanii.png

Рис. 1. Этапы
разработки тестовых заданий

Как
отмечалось выше (критерий действенности), тест должен соответствовать
запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому первый
шаг в планировании теста – это анализ соответствующих
Государственных образовательных стандартов, всех разделов учебной программы,
учебников и учебных пособий. Составителю теста необходимо иметь четкое
представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной
учебной дисциплине, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Задания
теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями,
навыками и умениями.

Для
получения максимального результата от тестирования рекомендуется использовать
тесты с целью:

§  оценки
остаточных знаний;

§  промежуточного
(для каждой темы) контроля;

§  итогового
контроля.

На
этом основании можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие,
промежуточные, итоговые.

Входящие
(предварительные) тесты
 – предназначены для
предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания,
являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины. Главная функция
подобных тестов связана с самооценкой. Содержанием является ключевой материал
предшествующего этапа обучения или навыки, приобретенные в ходе повседневного
взаимодействия с объектом изучения. Для обучающегося данные тесты являются
средством актуализации имеющихся знаний и умений, необходимых для последующего
освоения содержания учебного предмета. Входящее тестирование сочетается с
требованиями коррекционного обучения, направленного на устранение пробелов в
знаниях, умениях. Поэтому такие тесты уместно использовать не только в начале
учебного года, но и в начале изучения нового раздела или при овладении новым
комплексом умений.

      
Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий, инструкций к ним, баллов за
выполнение каждого задания, общего тестового балла, рекомендаций по
интерпретации результатов тестирования.

2. Тестовые задания для входного контроля

2.1.
Тесты по дисциплине «Охрана труда»

1.     Кто несет
ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и
проверку знаний требований охраны труда работников организации?

а)
служба охраны труда;

б)
работодатель;

в)
отдел по работе с персоналом.

2.    
Кто
подлежит обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда?

а) все работники организации, в
т. ч. руководитель;

б) только работники, занятые на
работах повышенной опасности;

в) только работники службы
охраны труда и руководители подразделений.

3.    
О чем
работник обязан немедленно известить своего руководителя?

а) о любой ситуации, угрожающей
жизни и здоровью людей;

б) о каждом несчастном случае,
происшедшем на производстве;

в) об ухудшении состояния своего
здоровья;

г) обо всем перечисленном

4.    
Что
входит в обязанности работника в области охраны труда?

а) обеспечить хранение выданной
спецодежды;

б) соблюдать режим труда и
отдыха;

в) немедленно принять меры к
предотвращению аварийной ситуации на рабочем месте;

г) проходить обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ.

5.    
Какое
определение понятия «охрана труда» будет верным?

а) охрана труда — система
сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия;

б) охрана труда — совокупность
факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на
работоспособность и здоровье людей;

в) охрана труда — это техника
безопасности и гигиена труда

         6.  Под управлением охраной труда понимается:

а) подготовка, принятие и
реализация решений по осуществлению организационных, технических,
санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на
обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в
процессе труда.

  б) проведение совещаний и издание приказов о
наказании за нарушения техники безопасности.

  в) организация обучения безопасным методам работы и
проведение инструктажей по технике безопасности.

      7. Вредный производственный фактор —
это

    а) фактор среды
и трудового процесса, который может создавать стрессовую ситуацию.

 
 б) фактор среды и трудового процесса, который может вызвать травму работающего

 в) фактор
среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональные заболевания
работающего.

 
 г) фактор среды и трудового процесса, который может создавать нездоровый
психологический климат в коллективе

         8.
Опасный производственный фактор — это

  а) фактор среды
и трудового процесса, который может создавать стрессовую ситуацию.

 б) фактор среды и
трудового процесса, который может вызвать травму работающего.

 
в) фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональные
заболевания работающего.

  г) фактор среды
и трудового процесса, который может создавать нездоровый психологический климат
в коллективе.

      
  9. Ответственность за состояние охраны труда в образовательном учреждении
несет:

 а)
председатель комиссии по ОТ;

 б)
руководитель;

 в) 
уполномоченный по ОТ. 

         10.Учащиеся обязаны знать: 

а) как работать в чрезвычайных
обстоятельствах

б) как работать с огнетушителем.

 в) пути эвакуации в аварийных
ситуациях, порядок своих действий и расположение средств пожаротушения, уметь
пользоваться этими средствами и оказывать помощь пострадавшим.

          
11. Обязанности работодателя по обучению работников безопасности труда состоят
в следующем: обучить работника по охране труда при приеме на работу; проводить
инструктажи в период работы; оплатить расходы по обучению и проверке знаний у
работника; освободить работника на весь период обучения от работы. Укажите
какое из перечисленных требований не предусмотрено законом.

а)
обучить работника при приеме на работу безопасности труда.

б)
освободить работника на весь период обучения от работы.

в)
проводить инструктажи в период работы.

г) 
оплатить расходы по обучению и проверке знаний работника

           12. Продолжительность рабочего времени сокращается для работников
в возрасте от 16 до 18 лет:

а)
 4ч

 б)
5

 в)

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

а

г

г

а

а

в

б

б

в

б

в

2.2.
Тесты по дисциплине «Техническое оснащение и организация рабочего места»

Вариант
1.

    
1
.Указать, функции, выполняемые предприятиями общественного питания
объединяющиеся понятием «Организация обслуживания».

1.Организация потребления кулинарной продукции.

2.Изготовление кулинарной продукции.

3.Реализация кулинарной продукции.

    
2.Перечислить признаки, на которых основана классификация предприятия
общественного питания:

1.Степень мобильности предприятия общественного питания.

2.Периодичность функционирования предприятия общественного питания
в течении года.

3.Классность предприятия общественного питания.

4.Виды и качество услуг предприятия общественного питания.

5.Ассортимент готовой продукции предприятия общественного питания.

6.Производственно – торговые функции предприятия общественного
питания.

      
3.Перечислить, что подразумевается под понятием техническая оснащённость
предприятия общественного питания:

1.Материальная база предприятия общественного питания.

2.Инженерно – техническое оснащение и оборудование предприятия
общественного питания.

3.Состав помещений предприятия общественного питания.

4.Архитектурно – планировочное решение предприятия общественного питания

       
4
.Указать, в зависимости от чего определяется тип предприятия
общественного питания:

1.От особенности обслуживания на предприятии общественного
питания.

2.От особенности реализации продукции предприятием общественного
питания.

3.От объёма предоставляемых потребителям услуг на предприятии
общественного питания.

        5.Указать, кто
является элементами (основными ячейками)трудового коллектива:

1.Руководящий
состав.

2.Подсобные
рабочие.

 3.Бригады
поваров.

4.Бригадир
официантов.

      
6
.Указать, кому непосредственно подчиняется заведующий
производством (шеф – повар):

1.Управляющему предприятием общественного питания.

2.Администратору предприятия общественного питания.

3.Директору предприятия общественного питания.

4.Метродотелю предприятия общественного питания.

       
7
.Дать определение специальной ресторанной службе, в обязанности
работников которой входит встреча посетителей и размещение их в зале за
столиком:

1.Метродотель.

2.Хостес.

 3.Бригадир официантов.

      
8.Выбрать верные категории работников, относящихся к обслуживающему персоналу
предприятия общественного питания:

1.Метродотель.

 2.Администратор зала.

3.Официант.

4.Бармен.

5.Повар, занимающейся отпуском продукции на раздаче.

6.Буфетчик.

7.Кассир.

8.Гардеробщик.

9.Швейцар.

10.Продавец магазина.

      
9.
Указать, как подразделяются закусочные, в зависимости от
ассортимента реализуемой продукции:

1.Общего типа.

2.Специализированные.

3.Комплексные.

Ответы
на вопросы 1-го варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1,3

1,2,3,4,5,6

1,2,3,4

1,2,3

3,4

1

2

1,2,3,4,5,6,7,8,9.10

1,2

Вариант
2

      
1
.Указать, в чём заключаются основные функции предприятия
общественного питания:

1.Производство кулинарной продукции, мучных кондитерских и
изделий.

2.Реализация кулинарной продукции.

3.Переработка собственной продукции.

4.Организация потребления.

      
2.
Перечислить, как подразделяются предприятия общественного питания
по производственно – торговому признаку:

1.Заготовочные.

2.Доготовочные.

3.С полным циклом производства.

       
3.Выбрать основные типы предприятий общественного питания:

1.Ресторан.

2.Чайная.

3.Бар.

4.Шашлычная.

 5.Кафе.

6.Столовая.

7.Кофейня.

 8.Закусочная.

      
4
.Охарактеризовать понятие «качество обслуживания»:

1.Комфортность.

2.Техническая оснащённость.

3.Этика общения.

4.Объём предоставляемых потребителям услуг.

5.Эстетика.

     
5
.Указать, как подразделяются бригады поваров в зависимости от
времени работы:

1.Сменные бригады.

2.Комплексные бригады.

3.Сквозные бригады.

      
6.Выбрать, группы работников согласно типовой структуре штатов предприятий
общественного питания:

1.Производственно – цеховой персонал.

 2.Работники зала.

3.Торговая группа.

4.Административно – обслуживающий персонал.

     
7.
Дать ёмкое определение лицу, ответственному за организацию всей
торгово – производственной деятельностью ресторана:

1.Администратор.

2.Директор.

3.Метродотель.

4.Бригадир официантов

       
8
.Указать, какие методы организации труда применяются в ресторанах:

1.Индивидуальный.

2.Комплексный.

3.Бригадно – звеньевой.

      
9.Перечислить существующие виды баров:

1.Экспресс – бары.

2.Снэк – бары.

3.Видеобары.

4.Варьете – бары.

5.Салат – бары.

6.Гриль – бары.

        10.Перечислить, на какие классы делятся рестораны в
зависимости от места их расположения, уровня сервиса, комфорта, ассортимента
блюд, напитков и других факторов:

1.Люкс.

2.Высший.

3.Первый.

4.Второй.


Ответы на вопросы 2-го варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1,2,4

1,2,3

1,3,5,6,8

1,3,5

1,3

1,2,3,4

2

1,3

1,2,3,4

1,2,3


Оценка «5»  =
100%≥90%;

     Оценка «4»  = 100%≥80%;

Оценка «3»  = 100%≥70%.

Оценка «2»= менее 50%


2. Таблица результатов обучающихся на тестовые задания входного
контроля

(Приложения)


3. Заключительная часть

         Возвращаясь к
этапам разработки педагогических тестов следует отметить, что на заключительной
стадии (этапе анализа) следует уделить особое внимание определению трудности заданий и
установить шкалу оценивания теста.

       В процессе
составления теста задания подбираются так, чтобы они соответствовали определенному
уровню трудности. Педагогические тесты предназначены для как можно более точной
оценки индивидуального уровня знаний и умений учащихся, и если в таком тесте
никто не может справиться с заданием, то оно оказывается балластом. То же самое
можно сказать о заданиях, с которыми справляются все.

       Показателем
трудности тестового задания (р) является доля обучающихся, выполнивших и не
выполнивших задание. Чаще всего степень трудности задания определяется
процентом тестируемых, давших правильный ответ. Чем легче задание, тем выше
этот процент. Если только 20% тестируемых (р=0,20) решили задачу, ее можно
оценить как трудную для данной выборки, если 80% (р=0,80), – как легкую.

       Оценка за
выполнение каждого задания может варьироваться в зависимости от его важности и
трудности. При выставлении оценки обычно используется номинальная шкала, в
рамках которой за каждый правильный ответ на задания теста испытуемый получает
один балл, за неправильный — ноль. Часто оценку теста определяют при помощи
коэффициента усвоения (Q). Он определяется как отношение количества правильных
ответов (ПО) к общему количеству заданий (КЗ), умноженное на 100%. Для
четырехбалльной системы Q обычно принимают значения:

§  Оценка «5» – Q =
100%≥90%;

§  Оценка «4» – Q = 100%≥80%;

§  Оценка «3» – Q = 100%≥70%.

4.
Список литературы

1.                
Н.Г.Бутейкис
«Организация производства предприятий общественного питания»   М,
1998г                             

2.                
«Организация
производства на предприятиях общественного питания» Л.А.Радченко, Ростов-на-Дону
«Феникс», 2003г.

3.                
«Технологическое
оборудование предприятий общественного питания» В.П.Золин, М:Изд.Центр
«Академия», 2006г.

4.                
«Организация
производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» В.В.Усов,
М:Изд-Центр «Академия», 2005г.

5.                
«Калькуляция
и учет в общественном питании» Т.И.Шестакова, Ростов-на-Дону «Феникс»,2005г

6.                
Сборник
рецептур блюд и кулинарных изделий – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Дополнительные
источники:

1.                
«Охрана
труда в торговле, в общественном питании» Д.Ф.Фатыхов, М: Изд-Центр «Академия»,
2000г.

2.                
«Тепловое
и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания»,
М.И.Ботов М:Изд-Центр «Академия»,2003г

Интернет-ресурсы:

1
«Кулинарный портал». Форма доступа: http:// www.kulina.ru, http:// povary.ru.,  http://
vkus.by.

Наверняка вы сами хоть раз в жизни составляли тесты и уж точно неоднократно проходили разнообразное тестирование – от серьезного до совсем шуточного из серии «Какой ты овощ во время карантина?».

Очень часто, за неимением нужных знаний и подготовки, разработчики придумывают тесты, опираясь исключительно на свой опыт, интуицию и здравый смысл (за исключением «овоща на карантине»). Многие, приступая к разработке собственных тестов, поначалу думают: что тут может быть сложного? Составить вопросы, придумать к ним ответы — вот и вся недолга! Это очень глубокое заблуждение. Создание хорошего задания в тестовой форме – настоящее искусство. 

Существуют разработанные учеными методики составления тестовых заданий. В этой статье я хочу рассказать об одной из таких методик, которую используют в системе общего и профессионального образования. В частности, ее нередко применяем и мы в учебном центре «Сетевая Академия ЛАНИТ» для разработки проверочных тестов и систем аттестации сотрудников.

Источник

Вместо предисловия

Почему я решила, что вам это может пригодиться? Во-первых, потому что многим из вас – людям, совсем далеким от педагогики, приходится проводить разнообразные обучающие мероприятия, разрабатывать учебные курсы и т.п., а все это требует проверки усвоения учебного материала. А какой еще способ, кроме тестирования, способен проверить знания быстро, надежно и объективно?

Во-вторых, потому что использование педагогических тестов актуально не только для образования, но и для областей, весьма далеких от него. Тесты – очень полезный инструмент для решения многих задач: и для аттестации сотрудников, и для первичной проверки соответствия знаний и навыков соискателей вакансии, и для оценки степени информированности аудитории о какой-либо проблеме, и много для чего еще. 

Сразу оговорюсь, что эта статья в первую очередь рассчитана на людей, не имеющих большого опыта в составлении тестовых заданий. Ее цель – предоставить новичкам достаточный объем материала, который помог бы им научиться составлять качественные педагогические тесты разных видов.

Да простят меня «продвинутые» в вопросах тестовой теории читатели, речь пойдет о базовых сведениях. Хотя, как показывает практика, вспомнить основы тоже никогда не вредно. 

Методику, о которой пойдет речь, разработали ведущие отечественные специалисты в области тестологии: В. С. Аванесов, М. Б. Челышкова, А.Н. Майоров и другие. 

В качестве примеров приводятся тестовые задания из открытого банка заданий ЕГЭ, размещенного на официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», из книги М. Б. Челышковой «Теория и практика конструирования педагогических тестов», из книги В. С. Аванесова «Композиция тестовых заданий», а также задания, составленные автором статьи и преподавателями разных образовательных организаций.

Сначала немного теории

Говоря о тестах в разных сферах деятельности, подразумевают разное. Например, в вычислительной технике тест – это задача с известным решением, с помощью которой проверяется правильность работы системы, а в медицине тестом будет называться метод исследования, заключающийся в пробном воздействии на организм. В общем понимании, тест – это объективное и стандартизированное измерение, которое легко поддается количественной оценке, статистической обработке и анализу. 

В рамках наших целей нас интересует педагогический тест со своей спецификой. Это система тестовых заданий различной трудности, созданная для качественного и эффективного измерения структуры и качества подготовленности испытуемых. Тестовое задание является одним из элементов педагогического теста, включает в себя инструкцию, тестовую задачу и эталон ответа.

Преподаватели используют тесты, чтобы:

  1. оценить исходные знания учащихся перед началом обучения и скорректировать план и содержание занятия; 
  2. сделать срез знаний во время курса, чтобы вовремя внести изменения в процесс обучения, если слушатели недостаточно хорошо усваивают учебный материал;
  3. проверить финальный результат обучения.

Наиболее часто используются закрытые тесты, в которых ответы уже есть, как в игре «Кто хочет стать миллионером?». Но встречаются и открытые тестовые задания, требующие самостоятельно сконструировать или дополнить ответ.

Итак, выполняя закрытые тесты, обычно надо:

  • выбрать один или несколько ответов среди заданных вариантов;
  • установить соответствие между элементами двух множеств; 
  • установить правильный порядок действий или процессов, перечисленных автором теста.

Открытые тесты требуют:

  • дополнить имеющийся ответ;
  • полностью сконструировать ответ самостоятельно.

Какой материал следует включить в тест

Содержание теста зависит от того, какие цели вы перед собой ставите и зачем вам вообще нужен этот тест. Прежде всего, нужно самому себе ответить на вопрос, можно ли с помощью составленных вами заданий проверить подготовленность аудитории. 

Вот такое тестовое задание предложил своим ученикам преподаватель анатомии по теме «Скелет грудной клетки». Одна из целей занятия – знать количество ребер у человека. 

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Количество ребер 

  1. у мужчин больше, чем у женщин
  2. у женщин больше, чем у мужчин
  3. индивидуально у каждого человека
  4. зависит от жизненных обстоятельств

Как вы понимаете, при помощи этого задания невозможно проверить, знают испытуемые, сколько у человека ребер или нет. Поэтому, строго говоря, нет смысла включать такой тест в материалы контроля. Отдельный разговор о качестве подобранных автором вариантов ответа. Особенно интересно влияние жизненных обстоятельств на количество ребер. Но правила подбора неправильных ответов (дистракторов) к тестовым заданиям мы рассмотрим позже.

Основные правила подбора материала для теста следующие:

  1. Материал, заложенный в тест, должен соответствовать содержанию темы тестирования и программы учебного курса.
  2. В тест включается только то содержание темы, которое является признанным, объективно истинным и поддается рациональной аргументации. Спорные точки зрения в тестовые задания включать не рекомендуется. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа, признанного ими в процессе разработки заданий объективно истинным.
  3. Уровень детализации содержания теста зависит от целей тестирования. Если вы планируете использовать тесты для сравнения уровня подготовки тестируемых в какой-то области (например, для конкурсного отбора соискателей вакансии или кандидатов на обучение), то уровень детализации материала должен быть низким. В заданиях такого теста достаточно отобразить только наиболее значимые элементы содержания.
  4. Если же тесты предназначены для выяснения, насколько успешно испытуемый освоил учебный материал (курс, раздел, тему) и освоил ли он его вообще, то уровень детализации области содержания должен быть довольно подробным. Это позволит сделать вывод о знаниях каждого испытуемого, при необходимости аттестовать его, а также проанализировать, какой материал лучше или хуже освоили испытуемые.
  5. Вместе с тем в тест необходимо включать те элементы содержания, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания по заявленной теме становятся несущественными. Нет смысла перегружать тест второстепенными деталями, не имеющими большого значения. 
  6. Если с помощью тестовых заданий планируется оценивать знания по всему учебному курсу, следует равномерно включить в итоговый тест задания по всем изучаемым темам курса, убедившись в том, что они охватывают все самые важные аспекты предметной области и в правильной пропорции.

    Например, если вы составляете тесты по курсу «Microsoft Excel» и включаете в него задания, посвященные исключительно созданию сводных таблиц и диаграмм, то при помощи этих тестов вы явно не сможете полноценно оценить уровень знаний по всему курсу в целом. 

  7. Не всякое содержание можно выразить в форме тестового задания, то есть тесты – не универсальная форма для проверки знаний. 

Сколько времени нужно выделить для тестирования

Сидеть над тестом невозможно бесконечно долго: начало и завершение тестирования должны быть фиксированными. К сожалению, довольно часто временной интервал для этого процесса выбирается спонтанно. И если ошибиться – дать слишком мало времени или слишком много, эффективность теста снизится.

Тестирование в спешке приведет к тому, что как «слабые», так и «сильные» испытуемые не успеют выполнить все задания, и мы не поймем – тестируемый не выполнил задание, поскольку не знал ответа, или вообще не успел к нему обратиться.

Если времени вагон и маленькая тележка, «сильные» испытуемые, успевшие быстро пройти тестирование, начинают отвлекать других, подсказывать ответы, что нарушает процедуру тестирования (мы не соблюдаем правило равных условий для всех испытуемых). 

Если человек проходит тестирование в одиночестве или тестируется онлайн, при избытке времени он будет долго сидеть над заданиями, не решаясь выбрать ответ. Это вызовет утомление, снижение концентрации внимания, расслабление, что также снижает точность тестирования.

Всегда нужно иметь в виду, что испытуемые устают. А значит, тестирование не должно занимать слишком много времени, что напрямую связано с объемом самого теста. Практика показывает, что объем осознанно воспринимаемой информации начинает существенно снижаться примерно через 40-45 минут с начала тестирования (Ким В. С. Тестирование учебных достижений. – Уссурийск, 2007, стр. 29-35). 

Общее время тестирования определяется количеством и сложностью заданий. Некоторые преподаватели используют, например, такие методики расчета времени тестирования: 

  1. Время, затраченное преподавателем на выполнение составленного им теста, умножить на 3.
  2. Суммировать время, необходимое для выполнения каждого задания:

    • задание закрытой формы с выбором одного правильного ответа – примерно 10 секунд;
    • задание более сложных форм – в среднем от 30 секунд до 1 минуты.

Однако бывает, что теоретически рассчитать время тестирования невозможно, поэтому рекомендуется использовать эмпирические данные по результатам первичной апробации теста.

Составление тестовых заданий закрытой формы 

А теперь давайте рассмотрим конкретные примеры и поймем, как составлять свои тесты. В фокусе нашего внимания – тестовые задания закрытой формы.

В таких тестовых заданиях выделяют следующие элементы:

  • инструкцию (содержит общие требования к выполнению задания – рис. 1);
  • основную часть (задание, постановка проблемы – рис. 2);
  • варианты ответа (верный ответ(ы) и ответы-обманки – рис. 3).

Рекомендуется, чтобы задания в тесте представляли собой не вопросы, а утверждения, которые в зависимости от ответов могут превращаться в истинные или ложные высказывания. 

Среди готовых ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и варианты с выбором нескольких правильных ответов.

Неправильные, но похожие на правильные (и поэтому правдоподобные) ответы называются дистракторами (от англ. distract – отвлекать). Они используются для отвлечения внимания от правильного ответа тех, кто либо совсем не знает правильный ответ, либо пытается угадать его во время тестирования. Сделать неправильные ответы правдоподобными – одна из самых сложных задач разработчика теста.

Отдельно от тестовых заданий в программу тестирования вводится эталон выполнения заданий и разрабатываются критерии оценки.

Если вы проводите тестирование по старинке, в письменном виде, то вам потребуется ответник, трафарет для проверки ответника и эталон выполнения тестового задания. 

Как оформить тестовые задания

Тестовое задание должно быть оформлено таким образом, чтобы облегчить тестируемому работу над ним. 

Существует несколько вариантов дизайна тестовых заданий закрытой формы, но все сходятся в одном: все элементы тестового задания тем или иным образом должны быть графически выделены.

Подробнее о том, как принято оформлять задания

Рекомендован следующий вариант оформления.

  1. Инструкция не является частью задания. Она пишется отдельно от текста задания и выделяется графически, например, курсивом (пример выше – рис. 1). 
  2. Инструкция может быть записана однократно, если в тесте используются задания одной формы. Каждая новая форма тестового задания требует своей инструкции.

Рекомендуется менять инструкцию как можно реже  – ровно столько раз, сколько это оправдано стратегией тестирования. Слишком частая смена инструкции путает испытуемых.

  1. Текст задания выделяется полужирным шрифтом (рис. 2). Иногда текст задания пишут прописными буквами, но это too much выглядит слишком громоздко и сильно снижает скорость чтения.
  2. Задания нумеруются арабскими цифрами.
  3. Во избежание путаницы варианты ответов рекомендуется индексировать буквами кириллического или латинского алфавитов (рис. 3). 
  4. Варианты ответа пишутся с маленькой буквы (если не представляют собой имена собственные), поскольку являются продолжением тестового задания, сформулированного в виде утверждения. Если задание сформулировано в вопросительной форме, варианты ответа пишутся так же.  
  5. Варианты ответа располагают в столбик, причем желательно, чтобы все они были немного сдвинуты вправо относительно текста задания.
  6. Между вариантами ответа и по завершении задания знаки препинания, как правило, не ставятся. Это нарушает правила русской пунктуации, если рассматривать задание как текст, но тестологи мотивируют отсутствие знаков препинания тем, что и без них все части тестового задания графически выделены. Обилие запятых или точек с запятой между вариантами ответов способны помешать восприятию текста задания.
  7. Не рекомендуется перегружать задания вспомогательными словами: «Вопрос», «Варианты ответов» и пр.
  8. В печатном варианте теста каждое задание должно быть расположено целиком на одной странице.
  9. И, конечно же, стиль оформления заданий должен быть единым по всему тесту.

Как написать инструкцию к тестам 

Инструкция – это общие требования к выполнению тестового задания. Она должна устранить все вопросы испытуемых об оформлении своих ответов. Кроме того, в тексте инструкции оговаривают специфику задания, например, указывают количество правильных ответов в тесте (один/несколько).

При написании инструкции используют стандартные формулировки. Формулировка инструкции зависит от формы тестового задания, количества правильных ответов и пр.

Для тестовых заданий с выбором одного правильного ответа в зависимости от способа проведения тестирования можно предложить следующие варианты инструкций.

  • Выберите один правильный ответ.
  • Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка.
  • Выпишите номер тестового задания и индекс правильного ответа. 
  • Обведите кружком букву (номер) правильного ответа.
  • Для ответа нажмите клавишу с буквой (номером) правильного ответа.

Иногда, по замыслу автора, при разработке задания закладываются несколько правильных ответов, среди которых есть более и менее предпочтительные. В этом случае задание может сопровождаться следующей инструкцией: «Выберите наиболее правильный ответ».

Для тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов в зависимости от способа проведения тестирования можно предложить следующие варианты инструкций.

  • Выберите несколько правильных ответов.
  • Выберите все правильные ответы.
  • Отвечая на задание теста, нажимайте на клавиши с буквами (номерами) всех правильных ответов.

Для тестовых заданий на выбор неправильного ответа инструкция может быть такой: «Выберите неправильный ответ».

Для группы однотипных заданий допускается делать одну инструкцию, которая помещается в начале теста или данной группы заданий в тесте.

Как правильно сформулировать основную часть задания 

Эффективность и технологичность теста во многом зависят от того, насколько грамотно сформулированы задания. Если тестируемый не поймет смысл вопроса, ему придется отвечать наугад. А это уже минус к объективности конечного результата. Потому важно тщательно проработать каждое задание. Вот несколько рекомендаций.

1. Рекомендуется, чтобы задания в тесте были формулированы в форме утверждений, которые после ответов испытуемых естественным образом превратятся в истинные или ложные высказывания (рис. 1).

Если продолжить утверждение из основной части этого задания правильным ответом (в данном случае это вариант Б), получится истинное высказывание: Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и водородом является изменение цвета. При «подстановке» неправильного ответа высказывание получится ложным. 

По мнению многих отечественных тестологов (В.С. Аванесова, М.Б. Челышковой, В.С. Кима и др.), смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса, потому что в тестовых утверждениях нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда дополнительных слов и знаков для выражения требуемого смысла, значения и интонации. Вопросы и ответы на них иногда бывают столь неопределенными и многословными, что для выявления их истинности требуются большие затраты времени и сил, в то время как технологичная методика тестирования предполагает четкую и быструю дифференцируемость ответов.

Действительно, если трансформировать задание, составленное в форме вопроса, в логическое утверждение, мы увидим, что задание уж точно не стало хуже, а даже выиграло – стало более кратким, понятным, лаконичным. После выбора ответа такое утверждение превратится в законченное высказывание, истинность или ложность которого легко поддается пониманию и оценке. 

Пример 1. Задание в вопросительной форме:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
С каким из названных событий связано окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

  1. начало Корейской войны
  2. разрыв отношений с Югославией
  3. конфликт с Китаем
  4. ввод советских войск в Афганистан

То же задание в виде логического утверждения:

Окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг. связано c

  1. началом Корейской войны
  2. разрывом отношений с Югославией
  3. конфликтом с Китаем
  4. вводом советских войск в Афганистан

Пример 2. Задание в вопросительной форме:

Инструкция

: Выберите несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

  1. возникновение теплокровности у позвоночных
  2. развитие трехкамерного сердца у земноводных
  3. формирование торпедообразного тела у акул
  4. развитие зародыша внутри матки
  5. появление рогов у копытных
  6. формирование крыльев у летучих мышей

То же задание в виде логического утверждения:

К ароморфозам относят

  1. возникновение теплокровности у позвоночных
  2. развитие трехкамерного сердца у земноводных
  3. формирование торпедообразного тела у акул
  4. развитие зародыша внутри матки
  5. появление рогов у копытных
  6. формирование крыльев у летучих мышей

Подобной трансформации легко поддается большинство заданий, сформулированных в вопросительной форме. Иногда возникают ситуации, когда, казалось бы, задание формулируется только в виде вопроса. Однако после тщательного анализа цели задания и его содержания все же удается подобрать утвердительную форму задания.

Конечно, утверждение об использовании в заданиях исключительно утвердительной формы не категорично. К тому же иногда встречаются задания, в которых вопросительная форма выглядит удобнее и короче. 

Вопросительная форма заданий по-прежнему используется при составлении тестов и в России, и за рубежом, и имеет много сторонников. Выбор остается за вами. Главное – не забывать, что выбранная вами форма задания должна быть максимально понятна для испытуемых.

Лично я являюсь сторонником формулировки заданий в виде утверждений, считаю эту форму наиболее удачной, использую только ее и ничего с собой поделать не могу.   

2. Текст задания должен содержать достаточную, недвусмысленную и релевантную информацию для ответа. 

3. Формулировка задания должна быть грамотной, согласованной с формой вариантов ответа (простите за капитанство).

4. Формулировка задания должна быть предельно лаконичной, но не в ущерб пониманию сути задания. Необходимо исключить повторы слов и, тем более, целых фраз. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается. 

5. Рекомендуется, чтобы основная часть задания состояла из одного предложения (не более 7-8 слов), а во всем задании было не более одного придаточного предложения. Эта рекомендация подходит, конечно, не ко всем случаям. Например, тестовое задание может представлять собой кейс/ситуационную задачу, тогда одним предложением точно не обойтись.

6. Если задание сформулировано в вопросительной форме, предпочтительнее применять прямые вопросы, представляющие собой полное предложение с вопросительным знаком в конце.

7. В основной части задания не должна присутствовать дополнительная информация, не существенная для поставленной проблемы.

8. Из текста задания нужно исключить все вербальные ассоциации, по которым можно догадаться о правильном ответе.

9. Стоит исключить из формулировки задания частицу «не». А если НЕ получается, ее надо выделить прописными буквами (как в этом предложении).

10. Исключаются задания, содержащие оценочные суждения тестируемого: «на ваш взгляд», «по вашему мнению», «что вы думаете…», «согласны ли вы с …», «как бы вы сформулировали…» и т.п. 

11. Рисунки, графики, схемы, используемые в задании, должны соответствовать тексту (рис. 2). И, конечно же, присутствие графических объектов в задании должно быть оправдано. Не стоит «добавлять картинку» просто для красоты. 

12. Элементы рисунка, графика, схемы рекомендуется обозначать по часовой стрелке (рис. 3).

13. В большинстве случаев варианты ответов замыкают задания (так было и в примерах выше), образуя завершенное истинное или ложное высказывание. Но иногда ответы приходится ставить в середине или за одно-два слова от конца содержательной основы задания теста. Тогда можно использовать такой вариант:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Невская битва произошла в … году.

  1. 1198
  2. 1240
  3. 1242
  4. 1245

14. Ответ на одно тестовое задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста. Это нарушает условие локальной независимости заданий. В этом случае невозможно сделать корректный вывод о том,  знает ли испытуемый ответ на второе и последующие задания, или он не справился с ними потому что неправильно ответил на первый вопрос. 

Как подобрать дистракторы

К каждому тестовому заданию нужно подобрать правдоподобные неправильные варианты ответа (дистракторы). Это одна из самых сложных задач, стоящих перед составителем тестов. Перед вами основные рекомендации по подбору дистракторов: 

1. Все предложенные в задании дистракторы должны быть правдоподобными, теоретически вероятными.

Наиболее хороши дистракторы, подобранные на основе типичных ошибок, которые допускают тестируемые, или на основе распространенных заблуждений.

2. Все дистракторы к заданию должны быть одинаково привлекательными для тестируемых, не знающих правильного ответа.

Дистрактор, который никто не выбирает в качестве правильного ответа, обычно называют неработающим. Если в задании имеется хотя бы один неработающий дистрактор, удалите его, и вы сразу увидите реальное, а не формальное число ответов к заданию теста. 

Если все дистракторы в задании не работают, все испытуемые выполнят даже сложное задание верно, выбрав единственный правдоподобный ответ. Например, такое задание: 

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Во вращении предплечья наружу участвует

  1. двуглавая мышца плеча
  2. двуглавая мышца бедра 
  3. икроножная мышца
  4. прямая мышца живота
  5. собственно жевательная мышца

Даже не будучи знатоком данной предметной области, нетрудно догадаться, что мышцы, расположенные на нижней конечности, животе или черепе, не могут приводить в движение предплечье. Получается, что в тесте нет ни одного работающего дистрактора. Имеется всего один работающий вариант ответа, его и выберут испытуемые как единственно правильный. 

Вы спросите: «А что же здесь плохого»? Как мы писали выше, педагогические тесты создаются для объективной оценки структуры и качества знаний. А о какой объективной оценке можно говорить, если правильный ответ можно просто угадать, не имея совсем никакого представления о предмете? Конечно, если целью тестирования было узнать, отличает ли испытуемый живот или бедро от предплечья, то можно сказать, что все прошло успешно. Но все же перед тестами обычно ставятся более серьезные задачи.    

Если в предложенном задании мы заменим неработающие дистракторы на правдоподобные, теоретически вероятные (все перечисленные мышцы тем или иным образом двигают предплечье), справиться с ним так просто будет нельзя:

Во вращении предплечья наружу участвует

  1. плечевая мышца
  2. двуглавая мышца плеча
  3. трехглавая мышца плеча
  4. локтевая мышца
  5. круглый пронатор

3. Дистракторы должны быть однородными, подобранными по общему (единому) основанию. 

Пример 1: Задание с однородными дистракторами

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Телиоспоры возникают из

  1. урединиоспор
  2. эциоспор
  3. базидиоспор
  4. пикниоспор

Здесь все дистракторы подобраны по одному основанию, т.к. все они отвечают на вопрос «из чего?» и характеризуют то, из чего могут возникнуть телиоспоры.  

А в следующем задании дистракторы подобраны неудачно. 

Пример 2: Задание с неоднородными дистракторами

Инструкция

: Выберите несколько правильных ответов.
Телиоспоры возникают

  1. из урединиоспор
  2. из эциоспор
  3. поздней осенью на том же мицелии, на котором летом формировались урединиоспоры
  4. весной в результате слияния дикариона и последующего мейоза

В этом задании два первых ответа выбраны по одному основанию т.к. все они отвечают на вопрос «из чего?». Третий ответ подобран по другому основанию, поскольку соответствует вопросам «когда?» и «где?». 

Последний ответ не совпадает по основанию выбора ни с одним из предыдущих, он отвечает на вопросы «когда?» и «в результате чего?».

Самая частая причина появления в заданиях неоднородных дистракторов понятна – при невозможности подобрать нужное число дистракторов по одному основанию автор теста увеличивает их число, включая дополнительные, выбранные по другому основанию ответы. 

Иногда причиной является желание автора проверить с помощью одного задания как можно больше знаний испытуемых. Возможно, это оправдано спецификой предмета, однако некорректно с точки зрения требований тестовой технологии. 

Тестовое задание должно проверять один элемент знания. Если это не так, то становится неясным, с каким именно элементом знания тестируемый не справляется, в чем заключена причина невыполнения задания.

4. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.

5. Все повторяющиеся в вариантах ответа слова (как в примере ниже) следует перенести в формулировку заданий.

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Заштрихованная территория на карте России показывает районы

  1. газовых месторождений
  2. нефтяных месторождений
  3. месторождений каменного угля
  4. месторождений калийной соли

Вот что получится после небольшой правки этого примера:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Заштрихованная территория на карте России показывает районы месторождений

  1. газовых
  2. нефтяных
  3. каменного угля
  4. калийной соли

6. Рекомендуется использовать длинные задания и короткие ответы. В противоположном случае на прочтение и анализ ответов тратится слишком много времени.

7. Из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.

8. Ни один из дистракторов не должен быть частично правильным ответом, который при определенных условиях превратится в правильный ответ.

9. Ответы не должны отрицать смысл самого задания. «Почему? – спросите вы, – ведь так часто делают». Давайте разберемся на примере следующего задания:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
PDF-файл можно преобразовать в документ Word, если на вкладке «Файл» выбрать команду

  1. Открыть
  2. Сохранить как 
  3. Экспорт
  4. PDF-файл нельзя преобразовать в документ Word

В этом примере четвертый ответ прямо противоречит основной части, утверждающей существование возможности преобразовать PDF-файл в документ Word. Налицо явная логическая ошибка. В задании же не спрашивается, можно ли преобразовать, а утверждается, что можно, а варианты ответов представляют собой перечисление способов преобразования.   

Если четвертый ответ – дистрактор, то в качестве правдоподобного ответа его вряд ли выберет хотя бы один тестируемый. Тогда этот ответ как неработающий дистрактор необходимо удалить из теста.

Если именно четвертый ответ является верным, все задание будет нерабочим, т.к. большинство тестируемых увидят логическую несообразность формулировок и пропустят задание, посчитав его ошибкой разработчика теста.

Если цель задания – выяснить, знает ли испытуемый, можно ли вообще преобразовать PDF-файл в документ Word или нет, лучше сформулировать вопрос по-другому, без нарушения логики: 

Преобразовать PDF-файл в документ Word

  1. можно
  2. нельзя

10. Не следует использовать в заданиях ответы типа «все вышеперечисленные», «ни один из вышеперечисленных» или, того хуже, – «все ответы неправильные» и «правильного ответа нет». Эта рекомендация, кстати, так же часто вызывает вопросы и несогласие аудитории, как и предыдущая. 

С точки зрения большинства тестологов, применение подобных ответов не оправдано по следующим причинам:

  • повышение вероятности угадывания правильного ответа, так как чаще всего это будет неработающий дистрактор, добавленный составителем «для количества» при трудностях с подбором качественных дистракторов;
  • нарушение логического закона исключенного третьего – если инструкция предписывает выбрать один верный ответ, то в задании он должен быть. Это придает однозначность замыслу самого задания и не допускает противоречивых толкований у испытуемых.

11. Не рекомендуется использовать слова «всегда», «никогда», «ни одного» и т.п., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию.

12. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова или номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке.

13. Дистракторы из одного задания не используются в качестве ответов к другим заданиям теста.

14. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины. Если это трудновыполнимо, возможен вариант, когда в задании половина длинных ответов, половина коротких. Это нужно для того, чтобы исключить вероятность угадывания правильного ответа по признаку его полноты или краткости. Многие разработчики тестов грешат тем, что в их заданиях правильные ответы почти всегда или длиннее, или короче неправильных. Эта тенденция очень быстро «считывается» испытуемыми и делает общий результат теста необъективным. Следующая рекомендация имеет такое же обоснование.

15. Правильный ответ не должен быть длиннее других.

16. Дистракторы располагаются в логической последовательности: числа – по возрастанию, буквы – по алфавиту. Это удобнее при поиске тестируемым правильного ответа.

17. Количество дистракторов к заданию подбирается таким образом, чтобы задание не было слишком громоздким, но и чтобы исключить большую вероятность угадывания правильного ответа. Поэтому чаще всего в заданиях бывает три или четыре дистрактора и один правильный ответ.

В отдельных случаях, например, в заданиях с выбором нескольких правильных ответов, количество дистракторов может достигать шести–семи.

18. Число дистракторов и правильных ответов в разных заданиях может быть разным. Оно не должно быть одинаковым во всех заданиях теста.

Источник

По какому принципу придумывают тестовые задания

Из десяти принципов разработки тестовых заданий закрытой формы, которые выделяет В. С. Аванесов, предлагаю рассмотреть основные. Для наглядности будем это делать на примерах.

1. Принцип противоречия применяется при создании заданий с двумя вариантами ответов. Здесь один ответ отрицает другой. Например:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Поощрения в трудовую книжку

  1. записываются
  2. не записываются

2. Принцип противоположности ответов близок по смыслу к принципу противоречия, но при противоречии используется отрицание, а при противоположности один ответ заменяется другим, антонимичным по смыслу. Например:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
С увеличением заряда ядра активность щелочных металлов

  1. возрастает
  2. убывает

Возможность промежуточных состояний при использовании принципа противоречия позволяет увеличить число ответов, например, до трех. Например:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
При движении тягового органа конвейера реле скорости

  1. включено
  2. выключено
  3. заблокировано

3. Тесты, основанные на принципе однородности, содержат ответы, относящиеся к одному роду, виду, или отображают основные стороны, грани явления. Например:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Основателем андрагогики как науки является

  1. Ноулз
  2. Джарвис
  3. Холтон
  4. Ушинский

Инструкция

: выберите несколько правильных ответов.
Буква «о» пишется в словах

  1. пл_вец
  2. пок_рить вершину
  3. распол_гать 
  4. осн_щенный
  5. ум_лять значение

4. Принцип кумуляции означает, что второй ответ вбирает в себя (аккумулирует) содержание первого, третий – содержание второго и т.д.

Пример:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Чтобы задать движение точки естественным способом, надо знать

  1. траекторию
  2. траекторию и закон движения
  3. траекторию, закон движения, начало отсчета
  4. траекторию, закон движения, начало отсчета, скорость

Тестируемые, привыкшие давать полные и правильные ответы, выбирают обычно последний ответ в таких заданиях, ошибочно полагая, что он всегда самый правильный. Поэтому при разработке заданий по принципу кумуляции полезно иметь большую часть правильных ответов не на последнем месте. 

5. Принцип сочетания. Используется сочетание слов (знаков) по два или по три, реже четыре, в каждом ответе.

Пример 1: сочетание более или менее однородных и правдоподобных пар ответов

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Ф. Шопен писал

  1. оперы и симфонии
  2. балеты и оратории
  3. мазурки и ноктюрны

Пример 2: сочетание одного слова (понятия) с несколькими другими

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
НЕ имеют ядра клетки крови

  1. эритроциты и лейкоциты
  2. эритроциты и тромбоциты
  3. эритроциты и лимфоциты
  4. эритроциты и базофилы

Пример 3: сочетание ответов по правилу цепочки, когда последнее слово в первом ответе становится первым во втором ответе, последнее во втором – первым в третьем и т.д.)

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Служебными частями речи являются

  1. предлоги, союзы, частицы
  2. частицы, союзы, местоимения
  3. местоимения, частицы, предлоги

6. При использовании принципа градуирования ответы располагаются по возрастанию (увеличению) или по убыванию (уменьшению). Этот принцип применим для заданий с тремя и большим числом ответов. Например:

Инструкция

: Выберите один правильный ответ.
Растворимость газов при повышении температуры

  1. увеличивается
  2. остается без изменений
  3. уменьшается

Согласно ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ, нарушение должностным лицом порядка или сроков рассмотрения жалобы влечет наложение административного штрафа в размере … рублей.

  1. от трех тысяч до пяти тысяч 
  2. от пяти тысяч до десяти тысяч 
  3. от десяти тысяч до пятнадцати тысяч 
  4. от двадцати тысяч до тридцати тысяч 

7. Принцип формулирования заданий с ответами, правильными в различной мере, требует изменения инструкции, содержания задания и логики подбора ответов.

Инструкция, как мы уже говорили, обычно пишется так: Выберите наиболее правильный ответ.

Задача таких заданий – проверить сопоставительные знания, а ответы формулируются так, чтобы был реальный выбор между ответами, правильными в разной степени. Например:

Инструкция

: Выберите наиболее правильный ответ.
Зигота – это

  1. одна яйцеклетка
  2. оплодотворенная яйцеклетка
  3. диплоидная клетка, образующаяся в результате оплодотворения
  4. одноклеточная стадия развития многоклеточного организма млекопитающих

В этом задании наиболее правильным считается третий ответ (он наиболее емко и точно описывает все характеристики зиготы), следующий по степени правильности – второй ответ (он содержит совершенно правильное, но менее полное определение зиготы), затем четвертый (потому что зиготы образуются не только у млекопитающих). На последнем месте по степени правильности находится первый ответ – он самый неполный, ведь одной яйцеклетки для образования зиготы явно недостаточно.

Задания на выбор наиболее правильного ответа разрабатывать довольно сложно: наиболее правильный ответ далеко не всегда должен быть самым полным. В противном случае тестируемый при выполнении задания будет выбирать правильный ответ только по признаку полноты. 

Составили тест? Не поленитесь и пройдите по этому чек-листу.

Проверка качества тестовых заданий

  • Соответствует ли задание целям тестирования?
  • Все высказывания логичны?
  • Все формулировки однозначны и лаконичны?
  • Технологичен ли тест? (Задания становятся технологичными, если их содержание точно и быстро понимается испытуемыми, и если форма заданий способствует процессу компьютеризации тестирования)
  • Правильно ли выбрана форма задания?
  • Содержание корректно?
  • Правила оценки ответов разработаны заранее и соответствуют форме теста?
  • Правильно ли расположены элементы задания?
  • Инструкции одинаковы для всех тестируемых?
  • Инструкция соответствует форме и содержанию задания?

В этой статье мы обсудили основные аспекты составления тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими правильными ответами. Благодарю вас за внимание и терпение и надеюсь, что эта статья будет полезной для вас. 

Если вы считаете, что стоит продолжить цикл подобных статей и поговорить о методике составления тестовых заданий других видов, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. А если вам нужны готовые инструменты оценки качества обучения, обращайтесь к нам в «Сетевую Академию ЛАНИТ». Будем рады помочь.

ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества

 Кировского района Санкт-Петербурга

Варианты проведения входного контроля обучающихся

в системе дополнительного образования

(в помощь педагогу ДО)

Автор: Денисова А.Г., методист ЦДЮТТ

Санкт-Петербург

2018

Входная диагностика (входной, первичный контроль) – вид диагностики, который проводится на первых занятиях первого года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Целью входного контроля является: изучение мотивации ребенка к занятиям определенным видом творчества, оценка уровня первичной теоретической и практической подготовки в выбранной области деятельности (знание терминологии, умение обращаться с инструментами и материалами, знание технологии выполнения тех или иных действий и т.д.), оценка творческого потенциала, а также социально-психологических и личностных качеств (коммуникативности, уровня самооценки, аккуратности, усидчивости и др.)

Входной контроль может осуществляться с помощью различных методов. Наиболее часто встречаются следующие:

— беседа, собеседование (с ребенком, с родителями)

— анкетирование (ребенка и/или родителей)

— выполнение практических заданий педагога

— тестирование

— презентация портфолио творческих работ.

БЕСЕДА

Может включать в себя разнообразные вопросы, направленные на оценку мотивации к занятиям, на выявление первичного уровня знаний и умений ребенка. Родителей можно спросить о характере ребенка, о его умении общаться в коллективе, личностных особенностях и интересах.

Полученные сведения целесообразно зафиксировать в тетради или дневнике педагога.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Вопросы анкеты должны быть составлены с учетом возраста учащихся. Вопросы могут быть как закрытые (с выбором ответов), так и открытые (напиши свой ответ…)

Примеры оформления вопросов для анкеты:

Пример 1

Есть ли у тебя опыт литературной и журналисткой деятельности? (возможно выбрать несколько ответов):

1. Есть публикации в зарегистрированных СМИ

2. Есть публикации в школьных стенгазетах

3. Есть публикации в Интернете

4. Есть неопубликованные стихи, рассказы, журналистские материалы

5. Нет никакого опыта        

Пример 2

Как ты оцениваешь свои компьютерные навыки? (1 – очень слабые, 2 – слабые, 3 – средние, 4 – хорошие, 5 – очень хорошие).

ДАЙ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ В КАЖДОЙ СТРОКЕ

Навыки/оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

MS Word

AdobePremier

AdobePhotoshop

Аудиоредактор

Звуковой редактор

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПЕДАГОГА

Практические задания педагога могут носить различный характер (в зависимости от направления деятельности) и иметь как строгую систему оценки, так и более субъективную

Например, для объединений физкультурно-спортивной направленности оценка будет более формализованная и точная (выполнение нормативов физической подготовки)

Для объединений творческого характера (ИЗО, ДПИ) могут быть предложены задания типа «Рисунок на свободную тему» — соответственно, педагог более свободен в определении уровня подготовки, а значит, оценка будет более субъективной.

        В любом случае, необходимо:

— выделить параметры оценки

—  точно описать, что считать низким, средним и высоким уровнем для каждого параметра. Здесь возможны абсолютно любые системы оценки – 3х балльные, 4 балльные, 5 балльные, 10 балльные и т.д.

Пример 1: музыкальное прослушивание при поступлении в объединение

Критерии — музыкальный слух, чувство ритма, вокальные данные, музыкальный кругозор, речь.

1 балл – низкий уровень обученности

2 балла – средний уровень обученности

3 балла – высокий уровень обученности

По каждому критерию дается описание высокого, низкого, среднего уровня.

Музыкальный слух

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

— точно повторяет услышанную мелодию

— точно интонирует в ней интервалы

— не всегда точно повторяет услышанную мелодию

— не всегда точно интонирует в ней интервалы

— плохо интонирует услышанную мелодию

— не может воспроизвести голосом интервальное движение мелодии

Подобным образом описываются уровни развитияи других критериев: чувства ритма, вокальных данных, музыкального кругозора, речи.

Далее составляется Диагностический лист (условное название), в который вносятся фамилии и имена всех учащихся и баллы (1-3), полученные каждым за каждый параметр. Высчитывается средний балл, полученный в группе за каждый критерий. Также в листе можно обозначить сумму баллов, набранную каждым ребенком  по всем критериям.

Пример 2. Выполнение творческой работы «Рисунок на свободную тему»

Критерии: уровень технического исполнения, степень завершенности работы, выразительность

5 – уровень технического исполнения – высокий, достаточное владение изобразительными навыками, работа завершена.

4 – поставленные задачи выполнены, но работа недостаточно выразительна/незавершена

3 — поставленные задачи выполнены частично, работа невыразительна, образы плохо узнаваемы/работа незавершена

2 – поставленные задачи не выполнены, задача не понята (не принята) ребенком. Работа выполнена небрежно, незавершена.

Пример 3. Выполнение тестового задания на знание ПДД

Критерий – количество правильных ответов.

— высокий уровень – задание выполнено без ошибок или с одной ошибкой

— средний уровень – задание выполнено с …..ошибками

— низкий уровень – задание выполнено с …. и более ошибками

ТЕСТИРОВАНИЕ

Примеры  используемых тестов:

-Тест «Эрудит» (на выявление уровня общей эрудиции) (Методика «Эрудит»/Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы – М., Генезис, 2005 г.)

-Тесты на творческое мышление (Е.Туник и др.)

-Тест на цветовосприятие

-Метод незаконченных предложений

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО (Презентация собственных творческих работ)

Например, презентация 10 лучших фотографий, поделок и др.

Педагог также определяет критерии оценки и описывает уровни оценки (низкий, средний, высокий)

Когда смотришь на специалистов по тестированию, которые пишут тест-кейсы, то понимаешь, что многие из них даже не имеют представления как это правильно делается. Я не буду приводить множество примеров, которые показывают вопиющие ошибки, а постараюсь озвучить основные принципы того, как надо писать тест-кейсы. 

Для начинающих поясним, что такое тест-кейс озвучив определение из глоссария терминов ISTQB: 

Тест-кейс — набор входных значений, предусловий выполнения, ожидаемых результатов и постусловий выполнения, разработанный для определённой цели или тестового условия, таких как выполнения определённого пути программы или же для проверки соответствия определённому требованию. 

Определение тест-кейса языком обывателя: 

Тест-кейс — это чёткое описание действий, которые необходимо выполнить, для того чтобы проверить работу программы (поля для ввода, кнопки и т.д.). Данное описание содержит: действия, которые надо выполнить до начала проверки — предусловия; действия, которые надо выполнить для проверки — шаги; описание того, что должно произойти, после выполнения действий для проверки — ожидаемый результат. 

Надеюсь, теперь многим стало понятно, что такое тест-кейс. Теперь перейдём к правилам написания тест-кейсов, которые вырабатывались не один год и показывают свою эффективность до сих пор. 

Обязательные атрибуты для заполнения 

  • Номер тест-кейса — уникальный идентификатор тест-кейса (такие системы как TestRail, TestLink и подобные автоматически присваивают тест-кейсам уникальные номера). Если у вас тысячи тест-кейсов, то при общении с коллегами, вам будет удобнее сообщить номер тест-кейса ссылаясь на него, а не пытаться словами рассказать, где и как найти определённый тест-кейс. 
  • Заголовок — краткое, понятное и ёмкое описание сути проверки. 
  • Предусловия — описание действий, которые необходимо предварительно выполнить или учесть, и которые не имеют прямого отношения к проверке. 
  • Шаги проверки — описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для проверки. 
  • Ожидаемый результат — проверка, которая устанавливает, что мы ожидаем получить, после выполнения определённых действий в соответствующем шаге. 

В зависимости от специфики компании могут присутствовать дополнительные атрибуты для заполнения: приоритет, функциональный блок, программа, ссылка на требование, номер требования и т.д. 

Правила написания тест-кейсов 

  1. Заголовок:
    • должен быть чётким, кратким, понятным и однозначно характеризующим суть тест-кейса;
    • не может содержать выполняемые шаги и ожидаемый результат.
  2. Предусловие:
    • может содержать полную информацию о состоянии системы или объекта, необходимом для начала выполнения шагов тест-кейса; 
    • может содержать ссылки на информационные источники, которые необходимо изучить перед прохождением тест-кейса (инструкции, описание систем…); 
    • не может содержать ссылки на тестируемый ресурс, если у информационной системы более одной среды (прод, тест, препрод…), данная информация должна быть вынесена в инструкцию, и ссылка приложена в предусловии; 
    • не может содержать данные для авторизации, данная информация должна быть вынесена в инструкцию, и ссылка приложена в предусловии; 
    • не может содержать выполняемые шаги и ожидаемый результат, если нам нужно, чтобы до выполнения шагов проверки у нас была открыта главная страница, то мы в предусловии указываем «открыта главная страница сайта»; 
    • не может содержать ожидаемый результат. 
  3. Шаги проверки: 
    • должны быть чёткими, понятными и последовательными; 
    • следует избегать излишней детализации шагов. Правильно: «ввести в поле число 12».
      Неправильно: «нажать на клавиатуре на цифру ‘1’, следующим шагом нажать на клавиатуре на цифру ‘2’»; 
    • должны использоваться безличные глаголы.
      Правильно: нажать, ввести, перейти.
      Неправильно: нажмите, введите, идите; 
    • не должно быть комментариев и пояснений, если есть необходимость привести мини-инструкцию, то оформляем инструкции в базе-знаний и в предусловии ссылаемся на неё; 
    • не должно быть жёстко прописанных статических данных (логины, пароли, имена файлов) и примеров, для исключения эффекта пестицида. 
  4. Ожидаемый результат: 
    • должен быть у каждого шага проверки; 
    • должно быть кратко и понятно описано состояние системы или объекта, наступающее после выполнения соответствующего шага; 
    • не должно быть избыточного описания. 
  5. Общие требования к тест-кейсам: 
    • язык описания тест-кейсов должен быть понятен широкому кругу пользователей, а не узкой группе лиц; 
    • тест-кейс должен быть максимально независим от других тест-кейсов и не ссылаться на другие тест-кейсы (лучшая практика, когда зависимостей нет вообще); 
    • тест-кейсы группируются в функциональные блоки по их назначению; 
    • в тест-кейсах проверяющих работу функционала скриншотов быть не должно, иначе вы будете посвящать сотни часов на изменение всех скриншотов в тысячах тест-кейсах при изменении интерфейса тестируемой программы. Скриншоты могут быть добавлены только в тест-кейсы проверяющие отображение страниц и форм. 

На самом деле правила простые, однако их не так-то просто соблюдать. Если же придерживаться данных правил, то тест-кейсы будут легко поддерживаемыми, легко читаемыми, не будут вызывать отторжения и могут быть использованы всеми участниками команды в процессе разработки программного обеспечения. 

Примеры 

Для наглядности приведу пару примеров. Рассмотрим на примере сайта, на котором вы сейчас находитесь. 

Тест-кейс №1. Корректный

Номер
Заголовок  Отправка сообщения через форму обратной связи на странице “Контакты” 
Предусловие  Открыта главная страница сайта victorz.ru. Есть доступ к почте администратора сайта victorz.ru 
   
Шаг  Ожидаемый результат 
В верхнем меню сайта нажать на ссылку “Контакты”  Открылась страница “Контакты” 
Ввести значение в поле “Ваше имя” состоящее из латинских букв, кириллицы  В поле “Ваше имя” отображается введённое имя 
Ввести корректный email в поле “Ваш e-mail”  В поле “Ваш e-mail” отображается введённый email 
Ввести в поле “Тема” значение состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел  В поле “Тема” отображается введённый текст 
Ввести в поле “Сообщение” значение состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел  В поле “Сообщение” отображается введённый текст 
Ввести в поле капчи требуемое капчей значение  В поле капчи отображается введённое значение 
Нажать под заполняемой формой на кнопку “Отправить”  Под кнопкой «Отправить» появился текст “Спасибо. Ваше сообщение было отправлено.”
Все заполненные поля очищены.
Проверить почту администратора сайта  На почту пришло сообщение, отправленное с сайта через форму обратной связи и содержащее в теле сообщения данные введённые на шагах 1-5. 

Тест-кейс №2. Некорректный 

В данном тест-кейсе постарался в каждой строке писать неправильно, чтобы было наглядно. И в скобках добавлял наводящие пояснения. 

Номер 
Заголовок  Отправить сообщение через форму обратной связи (Указываем, что проверяем или что делаем?) 
Предусловие  Перейти на главную страницу сайта victorz.ru (Это не предусловие, а описание шага) 
   
Шаг  Ожидаемый результат 
Нажать на ссылку “Контакты” (Где она находится?)  Открылась страница (Какая?) 
Ввести имя в поле “Ваше имя” (Какие символы вводить?)  (Ничего не указано в ожидаемом результате, что должно произойти?) 
Ввести email в поле “Ваш e-mail” (корректный или некорректный?)  В поле отображается email (Какой? Введённый? В каком поле отображается?) 
Ввести в поле значение, состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел (В какое поле?)  В поле “Тема” отображается текст (Какой?) 
Ввести в поле “Сообщение” текст (Какие символы вводить?)  Видим в поле “Сообщение” введённый текст (Видим или отображается?) 
Вводим в поле капчи требуемое капчей значение (Помните только безличные глаголы — Ввести).  В поле капчи будет введённое значение (Что будет делать? Танцевать?) 
Нажать под заполняемой формой на кнопку (На какую?)  Появился текст “Спасибо. Ваше сообщение было отправлено.” (Где появится?) 
(Последний шаг не заполнен, а это неправильно, так как мы не проверим действительно ли работает отправка писем через форму обратной связи)   

Во второй части видео (с 8-й минуты) разбираю на примерах создание тест-кейсов:

Главное в нашем деле практика. Практикуйтесь в написании тест-кейсов. 

Если вы будете вести тест-кейсы в таблице (к примеру в Excel), то можете скачать шаблон тест-кейсов. В файле две вкладки. На одной шаблон единичного тест-кейса, а на второй пример порядка размещения группы тест-кейсов.

Тесты для дошкольников по математике,
входная диагностика знаний для 1 класса


Особенности работы с входными тестами

Представленные тесты составлены в строгом соответствии с новым стандартом образования. Они позволяют определить, готов ли будущий первоклассник к обучению в 1 классе по предмету «Математика». Во время занятий с представленными заданиями, у дошкольников вырабатываются навыки работы с таким учебным материалом, как тесты, которые всё больше и больше используются в процессе обучения.
Данные тесты помогут определить, насколько ребенок понимает предложенную математическую задачу, и сможет ли он ее решить. А так же имеет ли он навыки контроля, проверки своих действий.
На решение любого теста необходимо от 30 до 40 минут.

Что должен знать дошкольник по предмету «Математика» перед поступлением в 1 класс?
Будущий первоклассник должен знать:
1. Знать цифры от 1 до 9.
2. Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
3. Знать знаки сравнения: «=», «», «
4. Знать знаки арифметических действий: «+»,»-«. Уметь ими пользоваться.

Так же будущий первоклассник должен уметь:
1. Считать от 1 до 10.
2. Сравнивать цифры, а так же сопоставлять цифры с количеством предметов.
3. Формулировать и решать простейшие задачи на сложение и вычитание цифр.
4. Четко различать простейшие геометрические фигуры.
5. Различать типы линий: ломанные, прямые, кривые.

Как проводить данный тест (подсказки для родителей).
Каждый ученик должен понимать, как правильно работать с математическим тестом. Для этого, рекомендуется наглядно продемонстрировать и совместно решить несколько различных тестовых примеров.
Необходимо четко и не торопясь прочитать тестовые задания ребёнку, при этом следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Объясните ребенку, что необходимо каким-либо образом отметить правильный вариант ответа (подчеркнуть, зачеркнуть или обвести). Поясните, что вариантов ответа несколько, но правильный — только один.
2. Необходимо, чтобы ребенок понял условия задачи, если же возникают вопросы, то ребенок должен попросить помощи у взрослых.
3. Поясните, что если ребенок сделал ошибку, и понял это, то нужно исправить эту ошибку и выбрать другой вариант ответа. Как это делать, лучше показать на примере.
4. Объясните, что не стоит тратить на одну задачу слишком много времени. Если не удается решить задачу, то лучше перейти к следующему заданию.
5. Заострите внимание, что необходимо еще раз проверить работу, после завершения выполнения всех тестовых заданий.

После того как все поняли, как нужно работать с тестом, можно приступать к выполнению входного тестового задания из данного раздела.

Тесты для дошкольников. Входной тест для диагностирования знаний

1. Сколько груш нарисовано на картинке? Отметь правильный ответ.

 

1

2

3

4

2. Подчеркни ряд, в котором все цифры больше 6.

5, 7, 8, 9
1, 5, 6, 8
7, 8, 9, 10
4, 6, 8, 9
2, 5, 8, 9

3. Внимательно посмотри на этот ряд цифр. Какая цифра стоит левее цифры 8? Отметь эту цифру.

3

2

9

6

4. Выбери цифру, к которой надо прибавить 1, чтобы в результате получить цифру 8.

3

7

8

6

5. Какая из этих линий называется кривой линией? Отметь правильный ответ.

1

2

3

6. Сколько яблок надо дорисовать, чтобы на картинке было нарисовано семь яблок? Отметь правильный ответ.

2

3

1

4

7. Какая из нарисованных фигур называется квадратом? Отметь правильный ответ.

1

2

3

4

1. Сколько персиков висит на ветке? Отметь правильный ответ.

 

1

2

3

4

2. В каком ряду все цифры меньше 7?

5, 7, 8, 9
4, 5, 6, 8
7, 8, 9, 10
4, 6, 8, 9
2, 3, 4, 5

3. Внимательно посмотри на цифровой ряд. Какая цифра стоит правее цифры 4? Отметь правильный ответ.

5

2

1

6

4. Выбери цифру, от которой надо отнять 1, чтобы в результате получить цифру 5. Отметь правильный ответ.

4

9

8

6

5. Какая из этих линий называется ломанной линией? Отметь правильный ответ.

1

2

3

6. Сколько лимонов надо дорисовать, чтобы на картинке было нарисовано 8 лимонов? Отметь правильный ответ.

2

3

1

4

7. Какая из нарисованных фигур называется кругом?

1

2

3

4

1. Сколько слив нарисовано на картинке? Отметь правильный ответ.

 

1

2

3

4

2. В каком ряду все цифры больше цифры 4?

5, 7, 8, 9
1, 5, 6, 8
3, 5, 9, 1
4, 6, 8, 9
2, 5, 8, 9

3. Внимательно посмотри на этот ряд цифр. Какая цифра стоит правее цифры 5? Отметь правильный ответ.

7

2

3

6

4. Выбери цифру, к которой надо прибавить 1, чтобы в результате получить цифру 9. Отметь правильный ответ.

3

7

8

6

5. Какая из нарисованных линий называется прямой? Отметь правильный ответ.

1

2

3

6. Сколько ягод необходимо дорисовать, чтобы на картинке было нарисовано 8 клубничек? Отметь правильный ответ.

2

3

5

4

7. Какая из нарисованных фигур называется треугольником? Отметь правильный ответ.

1

2

3

4


Ответы на задачи

Вариант I.
1. 2 груши.
2. 3 ряд сверху.
3. 9.
4. 7.
5. 2.
6. 3 яблока.
7. 2 фигура — квадрат.

Вариант II.
1. 4 персика.
2. Самый нижний ряд.
3. 6.
4. 6.
5. 3.
6. 3 лимона.
7. 1 фигура — круг.

Вариант III.
1. 3 сливы.
2. 1 ряд сверху.
3. 7.
4. 8.
5. 1.
6. 5 ягод.
7. 4 фигура — треугольник.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить имя в skyrim
  • Как найти большую кривизну
  • Как найти сумму цифр частного
  • Как найти несколько вероятностей
  • Почему компьютер не читает диски как это исправить