Как составить видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов — это однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида с одним и тем же лексическим значением.

Узнаем, что такое видовые пары глаголов в русском языке, какие имеют грамматические особенности и как они образуются. Приведем примеры видовых пар глаголов.

Парные глаголы

В русском языке самостоятельная часть речи глагол имеет характерный грамматический признак — вид.

Эта категория выражает характер протекания действия во времени, его сопряжённость с определённым пределом, или результатом, обозначает законченность или незаконченность действия. С этой точки зрения у глаголов различают два вида:

  • несовершенный вид;
  • совершенный вид.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие как длительный процесс без указания на его предел или результат.

Примеры:

  • (что делать?) писать
  • светить
  • шить
  • создавать
  • излучать

Глаголы совершенного вида, напротив, обозначают законченное действие, ограниченное в своей длительности какими-то пределами.

Примеры:

  • (что сделать?) написать
  • осветить
  • сшить
  • создать
  • излучить.

Большинство однокоренных глаголов русского языка соотносятся между собой по признаку видовой принадлежности и образуют видовые пары. В такой паре один глагол имеет категорию совершенного вида, а другой — несовершенного вида.

  • (что сделать?) бросить — (что делать?) бросать;
  • белить — побелить; 
  • знать — узнать.

Видовые пары глаголов

Отметим, что в русском языке несколько видовых пар глаголов имеют разные корни. Они образуют супплетивные формы вида:

  • брать — взять; 
  • ловить — поймать;
  • класть — положить;
  • искать — найти; 
  • вложить — вкладывать;
  • наложить — накладывать.

Рассмотрим, как образуются видовые пары глаголов в русском языке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:

  • красить → покрасить;
  • думать → придумать;
  • строить → построить.

Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.

К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».

2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:

  • объявлять → объявить; 
  • решать → решить; 
  • прощать → простить;
  • возникать → возникнуть; 
  • привыкать → привыкнуть; 
  • погибать → погибнуть;
  • промокать → промокнуть.

Отметим чередования согласных в корне глаголов.

3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:

  • отреза́ть — отре́зать; 
  • засыпа́ть (щебнем) — засы́пать; 
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • подсказать → подсказывать;
  • выкроить → выкраивать;
  • издать → издавать;
  • созреть → созревать;
  • осознать → осознавать.

При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:

  • опозда́ть → опа́здывать;
  • притормози́ть → приторма́живать;
  • вы́порхнуть → выпа́рхивать.

Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:

  • приуро́чить → приуро́чивать;
  • подыто́жить → подыто́живать;
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:

  • заболо́тить → забола́чивать;
  • подморозить → подмора́живать;
  • сбро́сить → сбра́сывать;
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:

  • выдрать → выдирать; 
  • выслать → высылать; 
  • примять → приминать;
  • съесть → съедать.

Видеоурок (6 класс)

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 18

Видовые пары глаголов


Видовые пары глаголов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 432.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 432.

В случае, если два глагола объединены общим лексическим значением, но имеют разный вид, то они называются видовой парой глаголов. Существует несколько способов образования видовых пар глаголов, и каждый способ описан в этой статье с приведением наглядных примеров.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Особенности видовых пар глаголов

Видовые пары глаголов в русском языке – это пары глаголов, которые обозначают одно действие, при этом первый является глаголом несовершенного вида (НСВ), а второй – глаголом совершенного (СВ). То есть глаголы в видовой паре различаются только грамматической семантикой:

  • Глагол НСВ обозначает длительное, многократное действие, процесс (читал, выкраивать, радовать, украшать, двигать).
  • Глагол СВ обозначает однократное действие, результат (прочитал, выкроить, обрадовать, украсить, двинуть).

Глаголы, образующие видовую пару, также называются парно-видовыми.

Как образуются видовые пары глаголов?

Существует несколько способов образования видовых пар глаголов, которые можно разделить на два основных типа:

Образование глаголов СВ от глаголов НСВ

  • Перфективация – образование с помощью суффиксов с-, со-, про-, по-, о-, об- и других (делать – сделать, играть – сыграть).
  • Имперфективация – образование видовых пар при помощи суффиксов -ну-, -и- (исчезать – исчезнуть, бросать – бросить).
  • При помощи ударения (отрезать – отрезать, осыпать – осыпать).

Образование глаголов НСВ от глаголов СВ

  • Имперфективация при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва-, -а-, -я- (застроить – застраивать, записать – записывать, отдать – отдавать, подрасти – подрастать).
  • Путем чередования букв в корне, часто с суффиксацией (смять – сминать, выбрать – выбирать, лечь – ложиться, отодрать – отдирать, расколоть – раскалывать).
  • Супплетивизм – когда видовая пара глаголов образована от разных слов, способ возможен для глаголов обоих видов (прийти – приходить, говорить – сказать, брать – взять).
  • Префиксально-суффиксальный способ, возможен для глаголов обоих видов (купить – покупать; ронять – уронить).

Важно учитывать, что при префиксальном образовании видовых пар видовой парой считаются только глаголы, значение которых после добавления приставки меняется от «процесса» к «результату». Сравните: шить – сшить (видовая пара) и шить – вышить (однокоренные слова).

ТОП-1 статья

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Kenix Zet

    7/7

  • Анжелика Андрш

    5/7

  • Алла Денисова

    7/7

  • Магда Пайпер

    6/7

  • Рима Адилова

    5/7

  • Nina Trubacheva

    7/7

  • Любовь Юркова

    7/7

  • Мария Фетисова

    7/7

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 432.


А какая ваша оценка?

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.

Объединение глаголов в пары

Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.

Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».

От характера протекания действия формируются вопросы:

  • что делать?
  • что сделать?

На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.

Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.

На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.

Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.

Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.

  • Рисовать – нарисовать.
  • Писать – написать.
  • Читать – прочитать.
  • Мастерить – смастерить.

Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать взять
класть положить
ловить поймать
искать найти
наложить накладывать
вложить вкладывать

Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.

Способы образования пар

Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.

Образование пары от глаголов несовершенного вида

«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.

  1. Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.

При этом необходимо обращать внимание на значение слова.

Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».

  1. Суффиксальный.

Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.

Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.

При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.

Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.

При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.

Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.

  1. Смена ударения.

Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.

Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.

Образование пары от глаголов совершенного вида

«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.

Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.

При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.

При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.

Видовые пары глаголов — это… (35 примеров)

Видовые пары гла­го­лов — это одно­ко­рен­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида с одним и тем же лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Узнаем, что такое видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском язы­ке, какие име­ют грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и как они обра­зу­ют­ся. Приведем при­ме­ры видо­вых пар гла­го­лов.

Парные глаголы

В рус­ском язы­ке само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол име­ет харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид.

Эта кате­го­рия выра­жа­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, его сопря­жён­ность с опре­де­лён­ным пре­де­лом, или резуль­та­том, обо­зна­ча­ет закон­чен­ность или неза­кон­чен­ность дей­ствия. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов раз­ли­ча­ют два вида:

  • несо­вер­шен­ный вид;
  • совер­шен­ный вид.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие как дли­тель­ный про­цесс без ука­за­ния на его пре­дел или резуль­тат.

Примеры:

  • (что делать?) писать
  • све­тить
  • шить
  • созда­вать
  • излу­чать

Глаголы совер­шен­но­го вида, напро­тив, обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, огра­ни­чен­ное в сво­ей дли­тель­но­сти какими-то пре­де­ла­ми.

Примеры:

  • (что сде­лать?) напи­сать
  • осве­тить
  • сшить
  • создать
  • излу­чить.

Большинство одно­ко­рен­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка соот­но­сят­ся меж­ду собой по при­зна­ку видо­вой при­над­леж­но­сти и обра­зу­ют видо­вые пары. В такой паре один гла­гол име­ет кате­го­рию совер­шен­но­го вида, а дру­гой — несо­вер­шен­но­го вида.

  • (что сде­лать?) бро­сить — (что делать?) бро­сать;
  • белить — побе­лить;
  • знать — узнать.

Видовые пары глаголов - это. (35 примеров)

Отметим, что в рус­ском язы­ке несколь­ко видо­вых пар гла­го­лов име­ют раз­ные кор­ни. Они обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы вида:

  • брать — взять;
  • ловить — пой­мать;
  • класть — поло­жить;
  • искать — най­ти;
  • вло­жить — вкла­ды­вать;
  • нало­жить — накла­ды­вать.

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском язы­ке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары обра­зу­ют как гла­го­лы совер­шен­но­го вида в каче­стве исход­но­го сло­ва, так и гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида:

  • кра­сить → по кра­сить;
  • думать → при думать;
  • стро­ить → по стро­ить.

Причем учтем, что при пре­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния не долж­но менять­ся лек­си­че­ское зна­че­ние про­из­вод­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

К при­ме­ру, гла­го­лы «читать» и «пере­чи­тать» не явля­ют­ся видо­вой парой, так как сло­во «пере­чи­тать» име­ет иное лек­си­че­ское зна­че­ние «про­чи­тать сно­ва».

2. Видовая пара воз­ни­ка­ет от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -и-, -ну-:

  • объ­яв­лять → объ­явить;
  • решать → решить;
  • про­щать → про­стить;
  • воз­ни­кать → воз­ник­нуть;
  • при­вы­кать → при­вык­нуть;
  • поги­бать → погиб­нуть;
  • про­мо­кать → про­мок­нуть.

Отметим чере­до­ва­ния соглас­ных в корне гла­го­лов.

3. Видовые пары обра­зу­ют­ся с помо­щью сме­ны уда­ре­ния:

  • отреза́ть — отре́зать;
  • засыпа́ть (щеб­нем) — засы́пать;
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют одно­ко­рен­ную видо­вую пару с помо­щью суф­фик­сов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • под­ска­зать → под­сказ ыва ть;
  • выкро­ить → вык­ра ива ть;
  • издать → изда ва ть;
  • созреть → созре ва ть;
  • осо­знать → осозна ва ть.

При суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния в корне неко­то­рых слов с без­удар­ной глас­ной «о» про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние с уда­ря­е­мым «а»:

  • оп о зда́ть → опа́здывать;
  • при­торм о зи́ть → приторма́живать;
  • вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.

Если же кор­не­вое «о» удар­ное, то в про­из­вод­ном гла­го­ле несо­вер­шен­но­го вида оно сохра­ня­ет­ся:

  • приуро́чить → приуро́чивать;
  • подыто́жить → подыто́живать;
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне мно­гих гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида отме­тим под уда­ре­ни­ем чере­до­ва­ние глас­ных а//о, а так­же соглас­ных осно­вы:

  • заболо́тить → забола́чивать;
  • под­мо­ро­зить → подмора́живать;
  • сбро́сить → сбра́сывать;
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование зву­ков в корне, часто сопро­вож­да­е­мо­го суф­фик­са­ци­ей, обра­зу­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида:

источники:

https://russkyaz.ru/slova/glagoly/vidovye-pary-glagolov.html

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/168723-vidovye-pary-glagolov-eto-35-primerov.html

Каждую грамматическую
категорию образует совокупность форм
(р,ч,п). Для вида такой совокупностью
являются 2 глагола, имеющих одно
лексическое значение, но разное значение
вида. Эти 2 глагола принято называть
видовой парой.

Видовая
пара –
это
пара лексически тождественных глаголов
совершенного и несовершенного вида,
различающихся между собой только
грамматической семантикой вида:
решать – решить, переписывать –
переписать, брать – взять.

При
назывании 2 глаголов видовой парой
необходимо строго соблюдать следующее
условие: 1 из глаголов пары должен
обозначать стремление к пределу данного
действия, а другой – достигнутый предел
того же
действия.

Гореть – пригореть,
нагореть, разгореться, сгореть.

Запишите глаголы
и найдите для них видовую пару:

рассказывать,
вспомнить, сидеть, начинаться, издать.

Категория
вида охватывает все глаголы, но не все
глаголы формируют видовые пары.
Способность глаголов объединяться в
видовые пары зависит от лексического
значения глагола. Одни глаголы способны
в сов. виде выражать значение достижения
предела, а в несов. виде – стремление к
ее достижению: белить
– побелить, таять – растаять
;
а другие глаголы не способны выражать
значение стремления к пределу или его
достижения: жить,
летать, кричать

– нет предела; закричать,
вздремнуть.

Образование видовой пары глаголами разных семантических типов

Образуют
видовую пару

Не
образуют видовую пару

1.
Глаголы со значением становления или
изменения состояния: расти
– вырасти, взрослеть – повзрослеть,
слабеть – ослабеть, худеть — похудеть

1.
Глаголы, не стремящиеся к каким-либо
изменениям: лежать,
спать, грустить, любить.

2.
Глаголы, действие которых направлено
на объект: строить
– построить, добывать – добыть, бросать
— бросить

3.
Глаголы, действие которых замкнуто в
сфере субъекта: ложиться
– лечь, оказываться – оказаться,
знакомиться — познакомиться

Образование
видовой пары

осуществляется различными способами.

Глаголы
несов. в. образуются от глаголов сов.в.
путем суффиксации: переписать

переписывать; решить


решать.
Такое
образование называется имперфективацией
(имперфективный – «несовершенный»).

Глаголы
сов.в. образуются от глаголов несов. в.
приставочным способом: рисовать
– нарисовать, есть – съесть.
Такое
образование называется перфективацией
(перфективный – «совершенный»). Значение
вида формально выражается суффиксами
и приставками в их соединении с основами
глаголов сов. и несов. в.

Глаголы несовершенного
вида образуются от глаголов совершенного
вида с помощью суффиксов:

ыва-,
-ива-: списать – списывать, вспахать –
вспахивать;

-ва-: дать –
давать, обуть – обувать;

-ева-: застрять
– застревать, продлить – продлевать;

-а-:
подрасти – подрастать
,
пропечь –
пропекать;

чередованием
суффиксов –и-
и
–а-: обучить – обучать, разгрузить –
разгружать.

Глаголы совершенного
вида образуются от глаголов несовершенного
вида следующими способами:

  • с помощью суффикса
    –ну- -(н)-: увядать – увянуть, промокать
    – промокнуть, подсыхать – подсохнуть;

  • с
    помощью приставок вз-, вы-, за-, из-, на-,
    о-, от-, по-, под-, при-, про-, раз-, с-, у-:
    бесить – взбесить, учить – выучить,
    солить – засолить, печь – испечь,
    смешить – насмешить, крепнуть –
    окрепнуть, мстить – отомстить, строить
    – построить, мести – подмести, готовить
    – приготовить, контролировать –
    проконтролировать, писать – написать,
    делать – сделать, совершенствовать —
    усовершенствовать.

При
образовании глаголов несовершенного
вида в некоторых корнях наблюдаются
чередования гласных и согласных звуков:
заработать
– зарабатывать, высыхать – высохнуть,
разгрузить – разгружать, отметить –
отмечать.

Видовые
пары могут также образовываться с
изменением места ударения: разрезАть
– разрЕзать, насыпАть – насЫпать
и
разными основами (супплетивные
видовые пары
):
брать –
взять, говорить – сказать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    12.04.2015147.27 Кб24Лекции по фонетике 2 курс.rtf

  • #
  • #
  • #

вернуться на стр.  «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»

Категория вида — это морфологическая категория, обозначающая, как «протекает во времени или как распределяется во времени» глагольный признак, и выражающая это значение в системе противопоставленных друг другу форм совершенного и несовершенного вида или в противопоставлении разных глаголов: решить — решать (видовые формы); писать — переписать (разные глаголы).

Способы образования видовых пар глагола
Имперфективация Образование видовых форм НСВ от форм СВ при помощи суффиксов -ива- (-ыва-), -а--ва-. Иногда сопровождается чередованием
переписать -переписывать;
разделить – разделять;
разуть – разувать;
оттереть – оттирать
Перфективация Образование видовых форм СВ от форм НСВ с помощью префиксов  со-про-с-по-о-об- (лексическое значение не меняется)
лгать – солгать;
петь – спеть;
глохнуть – оглохнуть
Супплетивизм Супплетивные видовые пары не имеют морфологических связей, компоненты восходят к разным словам
вернуться – возвращаться;
сесть – садиться;
прийти – приходить
Префиксально-суффиксальный способ Образование путём одновременного присоединения к производящей основе префикса и суффикса
ронять – уронить;
купить – покупать
Чередования звуков Чередование внутри корневых морфем
собирать– собрать;
отдирать – отодрать
Мена ударения
насыпа′ть – насы′пать;
разреза′ть – разре′зать
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:

  1. Суффиксальный:
  2. Префиксальный:
  3. Префиксально-суффиксальный:
  4. Супплетивный (от разных основ)
  5. С помощью мены места ударения
  6. Путём чередования звуков и/или путём мены тематических суффиксов

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Направление производности при словообразовании и образовании видовых пар глагола

Тест на тему Морфологические признаки глагола
Тест на тему Часть речи глагол

Совершенный несовершенный вид глагола
Тест на тему Видовые пары глагола
Тест на тему Спряжение глагола
Тест на тему Будущее время глагола
Тест на тему Наклонение глагола
Тест на тему  Одновидовые глаголы

Тест на тему Синтаксические свойства инфинитива
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр.  «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клеймо на ухе собаки как найти хозяина
  • Не знаю как найти мелодию вот эту
  • Как найти модератора в свою группу
  • Как найти сущность в доме
  • Как составить письмо микрозаймы