Как составить викторину по басням крылова

Викторина по басням Крылова, 1 вариант

Басни
Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять
мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл.

1.
Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?  (Около 200 басен)

2. Как
называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)

3. На
какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?  (На ель)

4. На
какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась
надуться? (На вола)

5.
Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?  (Муравей)

6. Чье
пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?  (Петуха)

7.
Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона?
(Моська и Шавка)

8.
Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)

9.
Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?  (Нет. Она думала, что это
одна из ее подружек.)

10.
Какую любезность оказал Волку Журавль?  (Вытащил, застрявшую в горле кость)

11.
Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»?  (Воробей)

12.Что
в конце басни Мартышка сделала с очками?  (Ударила об камень и разбила)

13. В
какой басне бессильный всегда виноват у сильного?  («Волк и ягненок»)

14.
Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?  (Была
ночь и он перепутал строения)

15.
Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»?  (Не
обращать на них внимания)

16.
Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»? (В обоих
произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным)

17.
Какая басня учит не смеяться над чужим горем?  («Чиж и голубь»)

18.
Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или
кошку? (Кошку)

19.
Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?   (Виноград)

20.
Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья
под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?  (Невежество)

Викторина по басням Крылова, 2 вариант

1. Из какой басни пословица? «Недаром говорится, что дело мастера боится».

«Вельможа и Философ»
«Щука и кот»
«Булыжник и Алмаз»

2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии
которых присутствует слово «лягушка»

«Лягушка и Вол», «Лягушка и Юпитер»,
«Лягушки, просящие царя»

3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова
«Пастух», который пас барских овец?

Игнат
Егор
Савва

4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова
«Стрекоза и Муравей?

Мягкие
Жесткие
Шелковые

5. Продолжите фразу:

А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),
Слона-то я и.. не приметил («Любопытный»)
Как белка.. в колесе («Белка»)

6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения.
Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни:
«Мартышка и Очки», Петух и
Жемчужное Зерно»
«Свинья под Дубом»

7. Из какой басни эта цитата? 

«Когда почтен быть хочешь у людей – С разбором
заводи знакомства и друзей!»

«Разборчивая невеста»
«Совет мышей»
«Крестьянин и
змея»

8. Знаменитый баснописец Крылов резко
высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого
над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни.
Приведите примеры такого рода басен.

«Волки и Овцы», «Крестьяне и Река»,
«Пестрые овцы»

9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в
названии которых присутствуют растения.

«Свинья под дубом»
«Лисица и виноград»
«Дуб и трость»

10. В этой басне именитый мастер с ядовитой
иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами.
Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни
И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?

Об Александре II, «Крестьянин и Змея»
О Николае I, «Мальчик и Змея»
Об Александре I,
«Пестрые овцы»

11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот
и Повар»?

Мурзик
Васька
Пушок

Викторина по басням Крылова, 3 вариант

1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?

а) Слона

б) Муравьеда

в) Таракана

г) Муравья +

2. В какой басне была такая мораль?

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад».

а) «Свинья под Дубом»

б) «Лебедь, Щука и Рак»

в) «Щука и Кот»  +

г) «Прохожие и Собаки»

3. Кто сказал такие слова?

«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум…»

а) Волк («Волк на псарне»)   +

б) Петух («Кукушка и Петух»)

в) Щука («Лебедь, Щука и Рак»)

г) Барс («Лев и Барс»)

4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А.
Крылова?

а) Ворона и Лисица

б) Ворона и Курица

в) Лебедь, Рак и Щука   +

г) Лягушка и Вол

5. Из какой басни этот отрывок?

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой
и петь ты мастерица…»?

а) «Ворона и Лиса»   +

б) «Ворона и Курица»

в) «Лисица и Сурок»

г) «Квартет»

6. Как звали собаку, которая лаяла на слона?

а) Тоська

б) Моська   +

в) Доська

г) Амвроська

7. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?

а) Профессор

б) Вол

в) Мартышка    +

г) Моська

8. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?

а) Мартышка

б) Лев    +

в) Осел

г) Козел

9. Из какой басни этот отрывок?

«Хоть видит око,  Да зуб неймет…»

а) «Лебедь, Щука и Рак»

б) «Синица»

в) «Прохожие и Собаки»

г) «Лисица и виноград»   +

10. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?

а) три

б) одна

в) две    +

г) четыре

11. Что хотела сделать с морем главная героиня басни «Синица»?

а) выпить

б) купить

в) сжечь   +

г) очистить

12. О каком событии, произошедшем в России, идет речь в басне
«Волк на псарне»?

а) об Отечественной войне 1812 года   +

б) о восшествии на престол Александра I

в) о дне рождения Николая II

г) об отмене крепостного права

13. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и
Соловей»?

а) у канарейки

б) у попугая

в) у вороны

г) у петуха   +

Сценарий по творчеству И.А.Крылова

«Его басни переживут века»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                           
Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

(М. Исаковский)

Сегодня мы проводим встречу, посвященную
творчеству И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он
написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный
читатель знает его, прежде всего, как автора басен. Вот о них мы сегодня и
будем говорить.

Басни Крылова короткие по размеру, но
емкие по содержанию. Они написаны с удивительным чувством юмора. В них нет
утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не
стоит забывать.

ЧТЕНИЕ басни  «Ларчик»

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец
с секретом,

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

«Не тут, не так, не там!» Механик
пуще рвется.

Потел, потел; но наконец устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался;

А Ларчик просто открывался.

Известно, что хороший педагог, будь то
учитель или воспитатель, должен быть артистом. Именно поэтому наш конкурс
предполагает проявление со стороны студентов творческих способностей, умения
представить учебный материал интересно и по-новому для маленьких ребят.

И мы приглашаем на эту сцену по 3  человека
от каждой группы.

ЗВУЧИТ музыка

Просим представителей групп принять
участие в жеребьевке.

ЗВУЧИТ музыка

Наши артисты выбрали для инсценировки
басню И.А. Крылова. И сейчас они пройдут в спортзал для подготовки своих
номеров. Поддержим их аплодисментами.

А мы, в свою очередь, предлагаем всем
присутствующим в зале принять участие в викторине. Будьте активны и
внимательны. До конца заслушайте вопрос и поднимите руку, если вы уверены в
правильности своего ответа.

ВИКТОРИНА

Молодцы! Вы доказали свои знания, и очень
неплохие, басен Ивана Андреевича.

А сейчас подсчитайте свои жетоны.

ПРИЗ победителю викторины

Настало время конкурса, который поможет
нам выявить наиболее артистичных студентов. Мы начинаем конкурс инсценировки
басен И.А.Крылова!

Представим состав жюри:

ВЫСТУПЛЕНИЕ команд

Приглашаем на сцену команду
группы_____инсценировать басню «Волк и ягненок»

Приглашаем на сцену команду группы _____
инсценировать басню  «Ворона и лисица»

Приглашаем на сцену команду группы _____
инсценировать басню  «Стрекоза и муравей»

Приглашаем на сцену команду группы _____
инсценировать басню  «Мышь и крыса»

Приглашаем на сцену команду группы _____
инсценировать басню  «Лисица и сурок»

Приглашаем на сцену команду группы _____
инсценировать басню  «Щука и кот»

Спасибо командам.

Крылов создавал оригинальные басни и
переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный
сюжет, встречавшийся у Лафонтена или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню,
рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов-баснописец оказал влияние на всех
русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка,
живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную
поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.

ЗВУЧИТ музыка  РАБОТА жюри

НАГРАЖДЕНИЕ команд

Баталовой Дарьи Александровны,

учителя русского языка и литературы МАОУ Повадинской СОШ

Викторина по литературе в 5 классе на тему «Басни»

  1. Назовите как можно больше басен Крылова.
  2.  Кому принадлежат слова?
    «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» (Волку из басни «Волк на псарне»)
    «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
    «Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)
  3. В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)

2. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

3. «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и Ягненок»

4. «Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,
В том, верно, мало толку,
Кто де́лов истинно,— тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.» («Две бочки»)

  1. Расставьте части басни в верном порядке.

а) «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

б) «Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

в) Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

г) Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

        д) «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
        Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
        Тебе бы видно было,
        Что эти желуди на мне растут».

 (Ответ: в, б, а, д, г)

  1. Кто скрывается за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?

(Ответ: Наполеон и Кутузов)

  1. Что такое овчарня? (из басни «Волк на псарне»)
  2. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»: Мартышка, Лев, Осел, Козел?
  3. (Ответ: Лев)

9) Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?

(Ответ: 2)

10) Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

(Ответ: невежество)

11) Нарисуйте схему-рисунок к басне «Свинья под дубом». Что скрывается под образами свиньи, дуба и желудей?

12) Прочитать «Стрекоза и Муравей» в 3 вариантах: М-справедливый, С-наглая, легкомысленная; М-злой, жестокий, С-жалкая; М-жестокий, С-жалкая.

Стрекоза уж не поет…
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

13)  Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? 

(Ответ: везти воз с поклажей)

14) Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? 

(Ответ: была ночь и он перепутал строения)

15) Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?

 (Ответ: виноград)

16) Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками: Профессор, Вол, Мартышка, Моська?

(Ответ: мартышка)

17) Что значат слова «возьми терпения на час»? 

(Ответ: не торопись)

18) Назовите других баснописцев, кроме Крылова.

Мы уже не раз писали о викторинах в школе и всякий раз доказывали, что с помощью такого урока можно не только проверить знания учеников, но и хорошо их систематизировать и закрепить. Дети с большой охотой идут на литературные викторины, принимают активное участие в них, сами составляют вопросы и ответы. Сегодняшний материал будет посвящен басням Ивана Андреевича Крылова. Помимо веселого и увлекательного проведения урока-викторины, мы преследуем цель заинтересовать школьников 5 классов творчеством величайшего баснописца, увлечь чтением басен, глубже понять их смысл, метафору. Ведь не зря басни Крылова считаются кладезем народной мудрости в русской литературе.

Вопросы для разминки

В первом блоке идет несколько простых вопросов, которые помогают школьникам быстрее влиться в процесс проведения викторины. Для удобства и упрощенности лучше проводить разминку в виде тестового опроса.

  1. За свою жизнь Иван Андреевич Крылов написал огромное количество басен. Сколько их всего? Назовите ближайшее число из предложенных ниже, которое бы отражало действительность наиболее точно.
    • 100;
    • 200;
    • 300;
    • 500.

    правильный вариант ответа – около 200.

  2. Как называется басня Крылова, в которой описываются творческие стенания горе-музыкантов?
    • «Забытая мелодия для флейты»;
    • «Квартет»;
    • «Виолончель и контрабас»;
    • «Бременские музыканты»

    правильный вариант ответа – «Квартет»

  3. На каком дереве трапезничала ворона?
    • на высоком;
    • на сосне;
    • на виноградном кусте;
    • на ели.

    правильный вариант ответа – на ели.

  4. Какое животное стала напоминать лягушка, когда изо всех сил стала надувать щеки?
    • на вола;
    • на коня;
    • на свинью;
    • на козла.

    правильный вариант ответа – на вола.

  5. К кому за помощью пришла красавица попрыгунья, когда начались заморозки?
    • к зайцу;
    • к волку;
    • к комару;
    • к муравью.

    правильный вариант ответа – к муравью.Викторина по басням Крылова вопросы и ответы.jpg

  6. На какие клички откликались собаки, которые общались друг с другом по поводу ведомого по улицам слона?
    • Моська и Жучка;
    • Моська и Шарик;
    • Моська и Шавка;
    • Моська и Барбос.

    правильный вариант ответа – Моська и Шавка

  7. За какое совместное дело взялись герои басни лебедь, рак и щука?
    • везти воз с поклажей;
    • устроили состязания;
    • спорили друг с другом;
    • все ответы не верны.

    правильный вариант ответа – везти с поклажей воз

  8. Кого, по мнению мартышки, она увидела в зеркале?
    • себя;
    • подругу;
    • своих детенышей;
    • правильный вариант отсутствует.

    правильный вариант ответа – подругу.

  9. Чем так помог Журавль Волку, что Волк его съел?
    • насмехался над ним;
    • помог вытащить хвост из проруби;
    • помог вытащить кость из горла;
    • смеялся над чужим горем.

    правильный вариант ответа – помог вытащить кость из горла.

  10. Что в конце басни Мартышка сделала со своими очками?
    • нанизала себе на хвост;
    • утопила в реке;
    • подарила волку;
    • разбила о камень.

    правильный вариант ответа – разбила о камень.

Внимание! Чтобы составить свои вопросы для разминки в викторине по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и ставить к нему вопросы. Варианты ответов должны быть приближены к реальным, чтобы дети не отвечали на них, исключая бредовые варианты.

Задание «Что в черном ящике?»

При ответах на задания второго блока для участников должны предоставляться наглядные пособия. Из коробки, именуемой черным ящиком поочередно достаются карточки с изображением определенных предметов или сами предметы, имеющие отношение к содержанию тех или иных басен. Задача школьников отгадать, какая басня зашифрована.

  1. Зеркало, очки, камень. (правильный ответ – «Мартышка и очки»)
  2. Зеркало (правильный ответ – «Зеркало и обезьяна»)
  3. Дубовый лист или желудь (правильный ответ – «Свинья под дубом»)
  4. Виноград (для того, чтобы запутать детей, можно положить виноградную косточку) (правильный ответ – «Лиса и виноград»)
  5. Ноты, тетрадь с печатным нотным станом, можно изображение музыкальных инструментов, но тогда обязательно четырех (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Изображение кастрюли или котелка, в котором варится рыбный суп (правильный ответ – «Демьянова уха»)
  7. Изображение слона (правильный ответ – «Слон и Моська»)
  8. Изображение мышей, крыс (правильный ответ – «Мышь и Крыса»)
  9. Изображение жемчужины или она сама (правильный ответ – «Жемчужина»)
  10. Изображение сыра или кусочек этого лакомства (правильный ответ – «Ворона и лисица»)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить вопросы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая главный элемент (то, о чем идет речь в басне), зашифровывать его картинкой или подходящим предметом.

Задание «Конкурс капитанов-эрудитов»

Целью этого задания является получение от команд как можно больше правильных ответов за отведенное на это время. Можно сказать, что на каждый вопрос у игрока есть всего несколько секунд, чтобы дать правильный ответ. Проводить его можно двумя способами.Викторина по басням Крылова, 5 класс.jpg

Первый – задавать вопросы сначала одному капитану, затем второму. Время на задание у обоих капитанов одинаковое, например 1 или 1,5 минуты (время учитель регламентирует на свое усмотрение). Сначала на свои вопросы в течение минуты отвечает представитель первой команды, затем на свои вопросы отвечает представитель второй команды. По результатам правильных ответов выбирается победитель блока.

Второй – за отведенное на задание время ведущий или учитель задает для обоих участников одновременно и задает вопросы для обоих одновременно. Тот, кто раньше даст правильный ответ, и зарабатывает бал в зачет своей команды. Если ответ был назван не правильный, то право ответа переходит ко второму капитану. По результатам правильных ответов выбирается победитель блока.

Внимание! Этот вид викторины вряд ли подойдет для командной игры, поскольку школьникам будет сложно держать себя в руках и соблюдать дисциплину во время ответов. Чаще всего случается так, что они от волнения и азарта вскакивают с мест, выкрикивают варианты ответов. Словом, выбрать победителя будет слишком сложно.

Итак, варианты вопросов для этого блока с ответами.

  1. Сколько очков приобрела себе Мартышка? (правильный ответ – 6 штук или пол дюжины, т.е. 12:2=6)Викторина по басням Крылова с ответами.jpg
  2. Как называется писатель, который сочиняет басни? (правильный ответ – баснописец)
  3. Кто подарил Вороне кусочек сыра? (правильный ответ – бог)
  4. В каком городе прошло детство Крылова? (правильный ответ – Тверь)
  5. В какой должности служил И. А. Крылов до того, как стал писать басни, его первая профессия? (правильный ответ – подканцелярист)
  6. На каком расстоянии находился Ягненок от Волка? (правильный ответ – 100 шагов «…ниже по ручью от Светлости его шагов на 100 я пью»)
  7. У Крылова есть басни, которые он переводил на русский язык с французского. Кто автор этих произведений? (правильный ответ – Лафонтен)
  8. На каком инструменте в «Квартете» играла Мартышка? (правильный ответ – на скрипке «…я – прима, первая скрипка»)
  9. На каком музыкальном инструменте играл Крылов? (правильный ответ – на скрипке)
  10. Какие блюда съел у Повара Васька? (правильный ответ – пирог, куренка, жаркое)
  11. Как называется вывод в басне, поучение? (правильный ответ – мораль)
  12. Сколько тарелок ухи съел Фока у Демьяна (правильны ответ – четыре)
  13. Для театра И. А. Крылов писал произведения. Как они назывались, одним словом? (правильный ответ – пьесы)
  14. На каком дереве Ворона собиралась полакомиться сыром? (правильный ответ – на ели)
  15. В какой профессии Крылов проработал около 30 лет? (правильный ответ – бибилиотекарем)
  16. Сколько лет было Ягненку из баски? (правильный ответ – ему не было года «…мне от роду нет года»)
  17. В своей басне «Дуб и трость» Крылов использовал все буквы русского алфавита, кроме одной. Какая это буква? (правильный ответ – это «ъ»)
  18. С кем соседствовала легендарная Моська? (правильный ответ – с Шавкой)
  19. Какое историческое событие описывает Крылов в басне «Волк на псарне»? (правильный ответ – Великую Отечественную войну 1812 года)
  20. Сколько времени потратила Лисица, чтобы добраться до винограда? (правильный ответ – один час «…пробившись попусту час целый…»)

Опять же, придумать варианты вопросов и ответов для этого блока викторины совсем не сложно. Самое главное, иметь под рукой сборник басен. Кстати, одновременно может участвовать в викторине не только две команды, но и больше. Если заранее дать детям задание, подготовить каверзные вопросы по басням Крылова, то можно провести очень интересный урок.

Задание «Вставь пропущенные слова»

В этом блоке школьникам нужно предоставить для работы несколько карточек (на каждый стол команды по одной). На карточке может находиться вся басня или какой-то ее отрывок, в котором будут пропущено несколько слов. Задача учеников – вставить пропущенные слова и выразительно прочитать отрывок.Викторина по басням Крылова с ответами 5 класс.jpg

Варианты заданий:

  1. «К А К _________ И Д Т И ?
    В Е Д Ь В Ы Н Е Т А К С И Д И Т Е.
    Т Ы С Б А С О М, ______________,
    С А Д И С Ь П Р О Т И В АЛЬТА,
    Я, П Р И М А, С Я Д У __________ В Т О Р Ы»
    (правильный ответ – басня «Квартет», пропущенные слова: музыке, Мишенька, против)
  2. «У Ж С К О Л Ь К О Р А З ____________ М И Р У,
    Ч Т О Л Е С Т Ь Г Н У С Н А, ______________;
    Н О Т О Л Ь К О В С Е Н Е В П Р О К,
    И В С Е Р Д Ц Е _____________ В С Е Г Д А
    О Т Ы Щ Е Т У Г О Л О К».
    (правильный ответ – «Ворона и Лисица», пропущенные слова: твердили, вредна, льстец)
  3. «В П Е Р Е Д Ч У Ж О Й ____________
    Н Е ________________, Г О Л У Б О К!»
    (правильный ответ – «Чиж и Голубь», пропущенные слова: беде, смейся)
  4. «К О Г Д А В Т О В А Р И Щ А Х ______________ Н Е Т,
    Н А Л А Д И Х Д Е Л О Н Е П О Й Д Е Т,
    И _______________ И З Н Е Г О Н Е Д Е Л О,
    Т О Л Ь К О _____________».
    (правильный ответ – «Лебедь, Рак и Щука», пропущенные слова: согласья, выйдет, мука)
  5. «С Л У Ч А Е Т С Я _______________ Н А М
    И Т Р У Д И М У Д Р О С Т Ь В И Д Е Т Ь Т А М,
    Г Д Е С Т О И Т ТО Л Ь К О _____________________
    З А Д Е Л О ___________________ В З Я Т Ь С Я».
    (правильный ответ – «Ларчик», пропущенные слова: нередко, догадаться, просто)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить подобные вопросы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая любой фрагмент, после чего удалить несколько слов из отрывка и распечатать на карточки.

Задание «Мораль сей басни такова…»

Этот блок викторины легко пройдут те школьники, которые знают басни наизусть или хотя бы хорошо их знают. Каждая басня Крылова либо начинается, либо заканчивается каким-то определенным выводом – моралью. Задание предусматривает, что по строчкам из морали школьники должны определить, о какой именно басне идет речь. С этой целью учитель может выбрать несколько басен, отдельно на листочках выписать или распечатать «морали» и провести этот блок викторины.Викторина по басням с ответами.jpg

Гораздо сложнее, если мораль басни зашифрована и чтобы понять о какой именно басне идет речь, нужно не только знать ее, но и понять смысл «морали», переданную своими словами, без рифмы. Приведем несколько вариантов таких вопросов с ответами, чтобы было понятно, о чем идет речь.

  1. В этой басне знаменитый баснописец негативно высказывается против беззакония, насилия над крепостными, над народом, против несправедливости действующего режима. Что это за басня? (правильный ответ – «Волки и Овцы»)
  2. В этой басне Крылов иронично и достаточно ядовито изобразил образ царя, который безжалостно ведет себя по отношению к народу, жестоко расправляется с вольнодумцами. Баснописец уличает лицемерность и притворство царя. Что это за басня и о каком правителе идет речь? (правильный ответ – басня «Пестрые овцы», царь – Александр І)
  3. Крылов активно выступал против невежества и воспевал просвещение. В этих баснях автор особенно остро высказывает эту мысль. Назовите эти произведения (правильный ответ – «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом»)
  4. Чтобы поправить свое здоровье, персонаж этой басни купила себе некое средство, которое по ее мнению оказалось малоэффективным для решения проблемы. Кто этот персонаж и как называется басня? (правильный ответ – «Мартышка и Очки», персонаж Мартышка)
  5. Четверо «смелых» затеяли, по их мнению выгодное предприятие, но что-то пошло не так (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Персонажи следующего произведения поочередно воспевали друг другу хвалебные оды, не оглядываясь на церковные заповеди. Кто это и из какой басни эти персонажи? (правильный ответ – «Кукушка и Петух», персонажи соответственно кукушка и петух)
  7. Басня о музыкальном фанате, музыкальные предпочтения которого разительно отличались от общепринятых. Кто этот фанат и как называется басня? (правильный ответ – «Осел и Соловей», в роли фаната выступает Осел)
  8. Героиня этого произведения за довольно короткое время вспомнила всех своих подруг, знакомых и кумушек. Забыла только про себя. Кто это и из какой басни все эти персонажи? (правильный ответ – «Зеркало и Обезьяна», персонажи соответственно Обезьяна и все ее кумушки)
  9. Неблагодарное животное, которое получив сполна выгоды от другого участника событий, описанных в басне, отплатила ему злой монетой. Кто это и что за басня? (правильный ответ – это Свинья из басни «Свинья под дубом»)
  10. Наевшись досыта (а то и больше), сосед сбежал от радушного хозяина и больше никогда не возвращался в его дом. Из какой басни эта жизненная ситуация? (правильный ответ – «Демьянова уха»)

Все последующие вопросы можно подавать таким же образом. Должно получиться очень увлекательно.

Вместо заключения

Подводя итог, нужно отметить, что целью уроков-викторин для школьников в целом является обобщение и систематизация знаний учащихся по определенным темам. Викторина по басням Крылова для 5 класса позволяет проверить усвоение знаний детьми как о произведениях великого баснописца, так и о басне, как о литературном жанре в целом. С помощью подобных видов уроков формируется развитие речи учащихся, творческое мышление, коммуникативные компетентности, т.е. умение работать в коллективе. Работа в командах позволяет детям учиться отстаивать собственное мнение, строить устное высказывание и воспитывать интерес школьников к классической литературе.

Цели урока: обобщить знания детей о
творчестве И.А.Крылова; расширение представления
учащихся о своеобразии басен Крылова;
активизация творческой активности, развитие
творческих способностей.

Оборудование: портрет И.А.Крылова,
иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова,
рисунки учащихся. На доске запись: “В баснях
Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым
человеком. Он боролся с недостатками и пороками,
которые мешают людям жить в мире, согласии и
счастье. Его оружием были басни – маленькие
произведения, которые учили жить по
справедливости.

Сегодня мы проводим литературную игру –
викторину по произведениям И.А.Крылова. Наша игра
будет состоять из нескольких конкурсов, в
результате которых будут выбраны лучшие знатоки
басен.

1. Литературная разминка.

1. Назовите 5 басен, героем которых является
лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”,
“Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание
Льва” и др.)

2. В какой басне:

а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)

б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона
и Лисица”)

в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью
напиться…” (“Волк и Ягненок”)

г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)

д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным
бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)

Чтение басни Крылова наизусть.

2. “Крылатые слова”

Многие слова и выражения из произведений
И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц
книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и
потому, что Крылов обладал великим даром: он умел
в одной строчке передать основную мысль басни, ее
мораль.

Перед вами “крылатые” выражения, записанные
на карточках и названия басен. Вы должны
соединить название и “крылатое” выражение.

1 команда.

“А ларчик просто открывался” “Ларчик”
“А воз и ныне там” “Лебедь, Щука и Рак”
“За что же, не боясь греха, Кукушка
хвалит Петуха?”
“Кукушка и Петух”

2 команда.

“А Васька слушает да ест” “Кот и Повар”
“Хоть видит око, да зуб неймет” “Лисица и Виноград”
“Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на Слона!”
“Слон и Моська”

Инсценировка басни “Кукушка и Петух”

3. Конкурс капитанов.

В какой басне была следующая мораль?

А) “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
(“Ворона и Лисица”)

Б) “К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)

В) “А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)

Г) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму”. (“Две бочки”)

Д) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)

Чтение басни наизусть.

Игра со зрителями

Детям предлагаются рисунки к различным басням.
Они должны угадать к какой басне создан рисунок.

Пантомима – изобразить героев басни
И.А.Крылова “Мартышка и Очки

4. “Разгадай кроссворд”

Прочитав “крылатые” выражения, написав из
каких они басен, вы узнаете их автора.

  1. Щуку бросили в реку.
  2. А ларчик просто открывался.
  3. Слона – то я и не приметил
  4. Как белка в колесе
  5. Все кажется в другом ошибкой нам.
  6. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не
    годитесь.

(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4.
“Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )

Инсценировка басни “Стрекоза и
Муравей”

5. “Кто сказал?”

а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и
Муравей”)

б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)

в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух.
“Кукушка и Петух”)

г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь
“Трудолюбивый медведь”)

д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)

Инсценировка басни “Слон и Моська”

Вопросы болельщикам

1. Какими строчками заканчиваются следующие
басни:
“Лебедь, Щука и Рак” (“Да только воз и ныне там”)
“Стрекоза и Муравей” (“Так поди же, попляши”)
“Ворона и Лисица” (“Сыр выпал – с ним была
плутовка такова”)

2. Вставьте пропущенные слова в названия басен

“Мартышка и …”
“Слон и …”
“Кот и …”
“Стрекоза и …”
“Лисица и …”
“Волк и …”

6. “Угадай-ка”

Перед вами первые и последние строчки басен.
Назовите басни.

1 команда:

а) “К кому-то принесли от мастера ларец…”
(“Ларчик”)
б) “У сильного всегда бессильный виноват…”
(“Волк и Ягненок”)
в) “Все в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
г) “А ежели невежда познатней, так он ее еще и
гонит…” (“Мартышка и Очки”)

2 команда:

а) “А польза в ней не так ,как в первой,
велика…” (“Две бочки”)
б) “Тотчас оскомину набьешь” (“Лисица и
Виноград”)
в) “Волк из лесу в деревню забежал..” (“Волк и
кот”)
г) Прощай, хозяйские горшки… (“Обоз”)

Жюри подводит итоги.

Игра со зрителями


  1. С помощью этого предмета можно было увидеть,
    “что это там за рожа”. Что это за предмет?
  2. Назовите героиню, которая совсем “без драки”
    хочет “попасть в большие забияки”. (Моська.)
  3. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг
    друга, “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”)
  4. Куда попал “волк ночью, думая залезть в
    овчарню” (На псарню.)

Заключительное слово учителя

Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие
художники делали к ним иллюстрации.
Замечательный русский скульптор Петр Карлович
Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855
году в Летнем саду Петербурга был установлен
памятник великому баснописцу. Крылов изображен
сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть
ниже, фигурки персонажей его басен.
Познакомиться с басней Крылова – значит узнать
что – то новое и важное о себе и людях. И наша
литературная игра доказала, что вы настоящие
знатоки басен И.А.Крылова.

  • Главная
  • Игры
  • Викторины
  • Познавательные викторины
  • Викторины по литературе
  • Викторины по литературным формам
  • Викторины по басням
  • Викторины по басням Крылова

Викторина по басням Крылова

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Что тянули лебедь, рак и щука в басне Крылова?

2. 

Кто рассудил героев басни «Квартет»?

3. 

Мораль какой басни Крылова заключается в том, что надо работать сообща?

«Мартышка и очки»

«Лебедь, рак и щука»

«Слон и моська»

4. 

Из кого состоял квартет в одноименной басне Крылова?

Мартышка, Козёл, Осёл и Медведь

Мартышка, Козёл, Осёл и Соловей

Заяц, Козёл, Осёл и Медведь

5. 

За что лиса боролась с вороной в басне Крылова?

За кусок сыра

За кусок мяса

За кусок хлеба

6. 

Что свинья делала под дубом в басне «Свинья и дуб»?

Ела жёлуди

Спала

Копала яму

7. 

Какова мораль басни «Волк и ягненок»?

Для сильного всегда виноват тот, кто слабее

Нельзя быть слабым

Сильный всегда прав

8. 

В какой басне говорится о том, что нельзя верить лести?

«Ворона и лисица»

«Волк и ягнёнок»

«Квартет»

9. 

Чего объелся Фока в басне Крылова?

10. 

Какую басню не писал Крылов?

«Мартышка и зеркало»

«Квартет»

«Ларчик»

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ключника диабло 3
  • Как в миро найти доску
  • Как найти проекцию точек на ось
  • Как найти вероятность егэ профиль
  • Как найти свинец в сабнатике