Как составить викторину по окружающему миру

Если рассмотреть обезьян поближе, то мы увидим, что без знания русского языка или математики можно прожить довольно долго, причем ничто не мешает даже преуспеть в небольшой стае сородичей.
Конечно, такая жизнь покажется современному человеку не самой интересной, однако сама возможность, наверняка, есть и у людей.

Вместе с этим, следует признать, что без знаний об окружающем мире мы, как и друзья наши меньше, обречены на вымирание.
Без знаний о грибах, деревьях, животных и погоде мы вполне можем и не дожить до следующего дня рождения.
Наша небольшая викторина призвана проверить ваши знания о природе и восполнить пробелы.

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

Икшинская 
средняя общеобразовательная школа

Сценарий

проведения
игры – викторины по окружающему миру

среди
3 – 4 классов на тему:

«Увлекательное
путешествие в мир природы»

Составитель:

Волошина
Наталья Владимировна

учитель
начальных классов

2020
– 2021 учебный год

Сценарий

Тема: «Увлекательное
путешествие в удивительный мир природы»

Цель:формировать у учащихся познавательный интерес к окружающей
природе.

Задачи:

1.Образовательные:
– повторить, закрепить и углубить знания о
растениях и животных;

– формировать у детей представление о
необходимости сохранения окружающей природы;-Расширить кругозор.


2.Развивающие:
– развивать познавательную активность,
творческие и коммуникативные способности;

– совершенствовать мыслительные операции.


3.Воспитательные:
– воспитывать чувство ответственности и
бережного отношения к миру природы; 

– формировать умение видеть красоту родной
природы;

–воспитывать любознательность, пытливость в
процессе общения с природой.

Ход игры

I. Орг. момент

Проверить
готовность к игре участников и болельщиков.

II. Самоопределение к деятельности.

1. Показ
презентации «Природа родного края».

   — Ребята,
посмотрите,  как красива и разнообразна природа России.

Чтение
стихотворения  В. Чижова  «В природе столько красоты!» учащимися.

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

Ведущий:

— Мы все знаем, то, что нас окружает,
называется природой.  И её мы должны беречь, правильно с ней обращаться.  А,
чтобы это делать правильно, надо много о ней знать.  И вот сегодня мы проведём
такую игру – викторину, на которой  узнаем, как хорошо вы знаете окружающий 
нас  мир.

— В нашей игре принимает участие 4
команды. Давайте поприветствуем их.

Приглашается команда  4 «А» класса, 4 «Б»
класса, 3 «А» класса и 3 «Б» класса.

— Ещё не забываем о болельщиках, которые
тоже могут помочь своей команде и поведением и ответами на вопросы.

— Ответы команд будут оцениваться жюри.  В
состав, которого мы пригласили директора школы Е.А. Чунихину,  нашего
библиотекаря и знатока природы  Нину Ивановну  Маркину …., …..  Давайте
поприветствуем их.

— Сейчас предоставляется слово директору
школы Е.А. Чунихиной.

— Каждая команда подготовила название,
приветствие и выбрала  капитана команды. Перед началом этого конкурса прошу
подойти капитанов команд к столику и поучаствовать в жеребьёвке очередности  выступления.

(Капитаны выбирают жетоны с указанием
очереди выступления)

1конкурс

ПРИВЕТСТВИЕ.

(Оценивается: внешний вид, соответствие
названия команды теме игры,  выступление, эмблемы) – 4 балла.

2 конкурс

РАЗМИНКА

— Капитаны команд выбирают конверт в
каждом конверте 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. —  5
баллов.

 Конверт №1.

1.Почему нельзя трогать яйца в гнёздах
птиц?

(Потому что птица бросает гнездо, если
тронуть яйцо руками.)

2.Что значит «волка ноги кормят»?

(Волк не стережёт добычу в засаде, как
кошки, а догоняет её бегом.)

3.Мы часто употребляем выражение: «… где
раки зимуют». А где действительно зимуют раки?

(Раки зимуют в естественных подводных
береговых норах, либо вырывают такие норы сами. В этих норах они не всегда
остаются бездеятельными. Часто, высунув клешню, рак схватывает проплывающую
мимо рыбёшку.)

4.Птенцы какой птицы не знают своей
матери?

(Кукушки.Она подбрасывает яйца и отдаёт
своих птенцов на выкормку другим птицам.)

5.Чем стрекочет кузнечик? (На ноге у
кузнечика зазубринки, на крыле зацепочки. Треск получается от трения ноги о
крыло.)

Конверт №2.

1.Куда
«лицом» обращена головка подсолнечника в полдень?

 (К солнцу,
т.е. прямо на юг.)

2.Какие звери
летают?

(Летучие
мыши.Расстояние в несколько десятков метров пролетает и летяга (полетуха) –
белка с кожистыми перепонками между лапками.)

3.Почему ласточки перед дождём низко
летают?

(Они летают за насекомыми, которых
холодный воздух прибивает к земле.)

4. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на
юге? (Нет.)

5.Всегда ли рак движется назад?

(Плавает рак действительно всегда назад,
но к пище всегда устремляется вперёд.)

Конверт №3.

1.Почему комнатные растения не следует
поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

(Когда светит солнце, капельки воды,
оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его лучи, как
маленькие увеличительные стёкла, и растение может при этом получить ожог.)

2.  какая из наших птиц быстрее всех
летает? (Стриж.)

3. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

4.Растёт ли дерево зимой? (Не растёт:
замирает).

5.Какие животные спят с открытыми глазами?

(Рыбы – у них нет век, и змеи –веки
сросшиеся.)

Конверт №4

1.Какая
нить в природе самая тонкая? (Паутина).

2.Какие птицы не
умеют летать? (пингвины, киви и страусы)

3.У какого хищного зверя наших лесов след
похож на след человека?

(у медведя)

4.Назовите растение, цветы которого
появляются первыми и без листьев? (мать –и –мачеха)

5.Какие ноги у жирафа длиннее? (ноги у
жирафа одинаковые).

Конкурс № 3.Угадай животное.

         Команды получают карточку с изображением
животного. Участники команды, должны изобразить животное без слов, при помощи
пантомимы, можно применить звуки, которые издаёт это животное. Участники из
другой команды и конечно жюри должны  угадать это животное и оценить, как ребята
справились с заданием.

 Этот конкурс оценивается в 2 балла.

Картинки:  лев,  волк,  страус,  лось.

Конкурс №4.Шифровальщики

Ведущий:

  — Перед
вами листок, на котором зашифрованы буквы. Вы должны как можно быстрее
расшифровать эти буквы, из них составить название птицы и дать ей (этой птице) небольшую
характеристику. Ключ к расшифровке — алфавит.В этом конкурсе учитывается
скорость выполнения задания, правильное отгадывание названия птицы и конечно информация
о ней. Максимальная оценка — 3 балла.

1-а 9-з 17-п 25-ч

2-6 10-и 18-р 26-ш

3-в 11-й 19-с 27-щ

4-г 12-к 20-т 28-ъ

5-д 13-л 21-у 29-ы

6-е 14-м 22-ф 30 — ь

7-ё 15-н 23-х 31-э

8-ж 16-о 24-ц 32-ю

33-я

1. Снегирь (18, 6,15, 4, 19, 10, 30).  2. 
Воробей (2, 16, 6, 3, 16, 18, 11),

3.  Ласточка (1, 19, 20, 13, 16,  12, 25,
1),  4.Синичка(25, 10, 12, 19, 10, 15, 1).

Конкурс
№5  Экологический.  «Правила друзей природы».

Ведущий:

– Ребята, что такое «экология»?

По-гречески «экос» — «дом»,
«логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме —
для мыши и журавля, для червя и ба­бочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень
большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

Наша планета – наш дом, и каждый
из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

Вот послушайте стихотворение о
горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Чтение стихотворения учащимися.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы
приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.


Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.


Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!


Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!


Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…


Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.


Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы
думаете, правильно вели себя туристы,  придя  отдыхать на природу?

— Задание
для следующего конкурса следующее.

— Вы вспомнить правила друзей природы  и должны записать  на листочках эти правила поведения.
За каждое правило 1 балл.

 (Называют
правила по очереди).

Молодцы,
ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о
том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.


Конкурс №6 ТВОРЧЕСКИЙ

Следующий
конкурс вытекает из предыдущего.  Но прежде послушай те стихотворение.


День ЗЕМЛИ.  (М.
Дубин)

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

  — Каждая
команда получит по альбомному листу и фломастеры. В течении 5 минут вы должны
нарисовать плакат призыв «Берегите природу», глядя на который каждому
захотелось бы относиться к природе лучше  – максимальная оценка за конкурс   — 5
баллов.

 Пока
дети готовятся, проводится конкурс болельщиков.

Конкурс
№ 7 для болельщиков

1.На припеке  у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит малый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

(Ответ: земляника.)

2.Сидит – зеленеет,

Летит – желтеет,

Падает – чернеет.

(Ответ: лист.)

Я – вода, да по воде же и плаваю. (Ответ:
лед.)

Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. 
(Ответ: сорока.)

Похож я с виду на горох, 
Где я пройду – переполох. 
(Ответ: град.)

В поход идут и дом берут, 
В котором дома не живут. 
(Ответ: палатка.)

Всю ночь по крыше 
Бьет, постукивает, 
Бормочет и поет, 
И убаюкивает. 
(Ответ: дождь.)

Летит птица орел, 
Несет в клюве огонь, 
Огневые стрелы пускает, 
Никто ее не поймает. 
(Ответ: молния.)

???

Не дровосек, не плотник, 
А первый в лесу работник. 
(Ответ: дятел.)

Игра
«Прилетели птицы»

Ведущий называет птиц, и если ошибается,
болельщики должны хлопать в ладоши:

·        
Прилетели
птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

·        
Прилетели
птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

·        
Прилетели
птицы: голуби, куницы…

·        
Прилетели
птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

·        
Прилетели
птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

·        
Прилетели
птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы,
лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

 Конкурс
№8.  Конкурс капитанов

 -Каждому
капитану будет задано 10 вопросов, вы должны будете на них ответить.– 1 балл
за каждый правильный ответ.

1 команда

1. Самая маленькая птица? (Колибри)
2. Где снег быстрее тает – в лесу или на поле? (На поле)
3. Кто спит головою вниз? (Летуча мышь)
4. Красавица русского леса? (Береза)
5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
6. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)
7. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница)
8. Как называют зайчат, рожденных осенью? (Листопаднички)
9. Чем размножается клубника? (Усами)
10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

2 команда


11. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло)
12. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка)
13. Лягушка – это домашнее животное? (Нет)
14. Кто круглый год серый? (Волк)
15. Смена шерсти у животных? (Линька)
16. Не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)
17. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а серединка желтая? (Ромашка)
18. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала? (Река)
19. Зеленый покров земли? (Трава)
20. В какое время года для животных много корма? (Летом)

3 команда

1.    Какое дерево единственное в мире
имеет белую кору? (Береза)
2. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
3. Какой еж не колется? (Новорожденный) 
4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
5. Пингвин – птица или животное? (Птица)
6. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот)
7. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
8. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук)
9. Коллекция засушенных растений? (Гербарий)
10. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)

4 команда


11. Как одним
словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
12. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор)
13. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью)
14. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка)
15. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
16. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
17. Она имеет исток, притоки и устье? (Река)
18. Много рук, а нога одна? (Дерево)
19. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (Нет)
20. Что делает зимой еж? (Спит)

Добавочные
вопросы.

1.У кого
на дереве кладовая? (У белки).

2.Кем
станет головастик, когда вырастет? (Лягушкой).

3.Какая
длинноногая птица питается на болотистых местностях? (Аист, цапля).

4.Какую
птицу называют «белобока»? (Сорока).

5.Кто
меняет шубу два раза в год? (Заяц-беляк.)

(Жюри объявляет итоги игры, вручает
грамоты и призы победителям.)

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека.
Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды,
пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же
бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля
процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы!
Берегите природу!

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Воркуты

Викторина по окружающему миру во внеурочное время

для учащихся

2 класса

Методическая разработка

Воркута

2018 год

Викторина по окружающему миру во внеурочное время для учащихся 2 класса» [Текст] методическая разработка / автор — составитель: Багина Ирина Игоревна. – Воркута: МОУ «СОШ № 13» 2018г. – 14с.

Методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учителями и студентами педагогических колледжей викторины по окружающему миру во внеурочное время. В ней отражается методика проведения викторины. Также в данной разработке представлен один из вариантов внеурочного занятия. Предлагаемая методика может быть использована при проведении внеклассных мероприятий по естествознанию.

Предложенные задания ориентированы на учащихся 2 класса. Они разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Викторина как игра проходит в виде 4 станций с различными видами сложности заданий, такие как: викторина «Узнай растение», загадки, различные конкурсы, игра «Четвертый лишний», викторина «Лесные загадки», «Забавные зверюшки», «На лесной полянке», игра «Собери грибочки», конкурс «Правила друзей природы.

Также в данной разработке представлены резервные задания, если у команд будет одинаковое количество баллов.

Эту разработку могут использовать студенты колледжа в ходе прохождения учебной и производственной практики «Внеурочная деятельность по естествознанию», а также она может быть полезной учителям вторых классов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….4

  1. Методика организации и проведения викторин по естествознанию в начальных классах………………………………………………………………………………… 6

  2. «Викторина по окружающему миру для 2 класса …………………………………….9

Список использованных источников………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы).

Это говорит о сложности взаимоотношений детей с природой. Очень важно приучить детей восхищенно — уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды как в урочное, так и во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

— учёт возрастных особенностей;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

— связь теории с практикой;

— доступность и наглядность;

— включение в активную жизненную позицию.

Во внеурочное время можно использовать такой вид работы, как викторина.

Цель викторины окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

В данной разработке вы сможете ознакомится с викториной по окружающему миру. Викторина предназначена для 2 класса.

Методическая разработка предназначена студентам колледжа в ходе прохождения учебной и производственной практики «Внеурочная деятельность по естествознанию», а также она может быть полезной учителям вторых классов.

  1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания.

Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы.

Викторины применяются в качестве оценки знаний, исходя из сложности вопросов, скорости ответов, тематик и прочих направлений. Также викторины применяются для развлекательного времяпровождения соревновательного плана.

Цели викторины:

  • повторение, обобщение и закрепление знаний по учебным дисциплинам, осуществление межпредметных связей;

  • повышение интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

  • развитие познавательной и творческой активности;

  • удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

  • выявление качества и уровня овладения теоретическими знаниями;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • развитие логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу.

Требования к викторине:

  • правила должны быть простые;

  • викторина должна охватывать всех, не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие -пассивные наблюдатели;

  • викторина должна быть интересна для всех;

  • викторина должна быть доступна для всех — это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям участников;

  • использование заданий на практическое применение знаний, логическое осмысление, фактическое воспроизведение знаний;

  • чередование заданий по формам организации деятельности учеников (групповая, парная, индивидуальная);

  • чередование заданий по видам деятельности (устные, письменные, творческие);

  • учет последовательности заданий по принципу от простого к сложному;

  • количество заданий определяется временем на их выполнение (регламент);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • учет уровня подготовленности учащихся.

Признаки викторины:

  • конкурентность;

  • борьба;

  • азарт;

  • соревновательность;

  • столкновение мнений;

  • объективность оценивания.

Обязательным элементом соревновательных викторин являются судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Также победители должны быть награждены: приз должен соответствовать уровню и сложности викторины, не следует вручать призы всем только за их участие, или основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного. Приз может быть материальным или чисто символическим (шуточная медалька с соответствующей надписью).

Основные этапы подготовки и проведения викторины:

1. Выбор темы. Викторина может быть, чем угодно, главное, чтобы ее вопросы были объединены общей тематикой.

2. Определение целей. Каждая викторина должна иметь цель. Это может быть проверка знаний по какой-либо теме или определение готовности к чему-либо.

3. Выбор вида викторины. Существует несколько видов викторин, и на этом этапе следует решить, какую именно викторину стоит выбрать, с ответами на выбор или по шкале «да», «нет», «не знаю». В дополнение к решению, какого вида викторину выбрать, нужно определить, сколько в ней будет вопросов.

4. Составление вопросов. После того как составлены все вопросы, нужно вернуться и дополнить их вариантами ответов. Например, с ответами на выбор, написать 3-5 возможных ответов, один из которых правильный.

5. Подготовка игрового поля. Его можно нарисовать на доске цветными мелками, нарисовать на ватмане, составить в виде мультимедийной презентации в программе Microsoft Office Power Point. Игровое поле представляет собой таблицу и состоит из строк и столбцов.

6.Составляются правила игры. Правила должны быть простые, сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией, в результате теряется интерес к игре, при сложных правилах игры человек будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения викторины или разрушать ее.

7. Определение участников, ведущих и членов жюри викторины, распечатка вопросов и ответов ведущему и членам жюри.

8.Выбор места проведения игры. Помещение для проведения игры должно быть оснащено персональным компьютером, мультимедиа проектором, экраном.

9.Подведение итогов и награда победителей.

2. ВИКТОРИНА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА

«ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ПРИРОДЕ»

Цели:

  1. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

  2. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

  3. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

  4. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы

(В игре принимают участие четыре команды по 8 человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

— Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

— От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!

— Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

— Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

— Итак, в путь.

Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет

под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –

целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, и др.).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние слова. Объясни свой выбор.

— Клён, рябина, ель, тюльпан.

— Берёза, дуб, шиповник, тополь.

— Яблоня, смородина, малина, рябина.

— Осина, липа, дуб, ель.

— Сосна, тополь, рябина, ива.

— Липа, осина, клён, яблоня.

— Груша, слива, тополь, вишня.

— Клубника, роза, ландыш, фиалка.

— А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).

Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто-то дерево узнал? (Липа).

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

— Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,

На свете нужны,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед,

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Мы продолжаем наши конкурсы.

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

— Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

— Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

— Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

— Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

— Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

— У кого на сучке кладовая? (У белки).

— Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

— Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (Медуза).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

— Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Цапля и лягушата в озере.

Лев и собачка.

Ворона и лисица.

Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

— Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

— Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

— А сейчас мы отправляемся за грибами.

— Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

— Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

Очень дружные ребята

У пенька живут… (Опята).

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас… (Маслята).

Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

— Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

— Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

— Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Викторина окружающий мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/527352/

  2. Внеурочная деятельность в свете ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru

Викторина по окружающему миру «Мир вокруг нас»

Цели игры:

  • пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, экологии;
  • расширениекругозораобучающихся;
  • продолжение развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания;
  • воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру;
  • формирование у детей экологического сознания.

Материалы: задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, музыкальное сопровождение, колокольчики, свисток, краски.

Вступление

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
(Л.Дайнеко)

  1. Опомнись, вздрогничеловек!

Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой
И шумным плеском родника,
И гроздям рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…

Конкурс 1. «Разминка»

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках астры. Капитаны команд отрывают лепестки и читают вопрос. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.

Вопросы конкурса:

1 КОМАНДА

1. Самая маленькая птица? (Колибри)
2. Где снег быстрее тает – в лесу или на поле? (На поле)
3. Кто спит головою вниз? (Летуча мышь)
4. Красавица русского леса? (Береза)
5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
6. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)
7. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница)
8. Как называют зайчат, рожденных осенью? (Листопаднички)
9. Чем размножается клубника? (Усами)
10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
11. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло)
12. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка)
13. Лягушка – это домашнее животное? (Нет)
14. Кто круглый год серый? (Волк)
15. Смена шерсти у животных? (Линька)
16. не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)
17. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а серединка желтая? (Ромашка)
18. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала? (Река)
19. Зеленый покров земли? (Трава)
20. В какое время года для животных много корма? (Летом)

2 КОМАНДА

  1. Какое дерево единственное в мире имеет белую кору? (Береза)
    2. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
    3. Какой еж не колется? (Новорожденный)
    4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
    5. Пингвин – птица или животное? (Птица)
    6. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот)
    7. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
    8. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук)
    9. Коллекция засушенных растений? (Гербарий)
    10. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
    11. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
    12. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор)
    13. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью)
    14. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка)
    15. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
    16. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
    17. Она имеет исток, притоки и устье? (Река)
    18. Много рук, а нога одна? (Дерево)
    19. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (Нет)
    20. Что делает зимой еж? (Спит)

Конкурс 2  «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

 «Узнай растение».

1.Из какого дерева делают спички? (Из осины).

2.Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа).
3.У каких деревьев листья осенью красные? (У клёна и рябины).
4.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые).
5.Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (Да она горькая, но в осиновой коре содержится 10% жира).
6.Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели – поверхностная).

Конкурс 3. «Хвостатая» викторина

Задание – отгадайте животное по описанию его хвоста.

1.Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев).
2.Его хвостик летом серый, а зимой – белый. (Заяц).
3.Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка).
4.У этого великана нос немного длиннее, чем хвост. (Слон).
5.Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр).
6.Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс).
7.Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы — птицы, а хвост — льва. (Тушканчик).
8.Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается. (Мыши и крысы).
9.Это колючее животное начинает трясти хвостом, при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз).
10.Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин).
11.Очень подвижная птичка, которая постоянно помахивает длинным хвостиком. Эта её привычка дала название птице. (Трясогузка).
12.Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался бы за ствол когтями и хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел).
13.Ему хвост помогает охотиться: удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.(Крокодил).
14.Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица).
15.Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка).
16.Детишки этого морского животного родятся хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения. (Кит).

Блиц-турнир

Какая змея самая большая? (Анаконда).
Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз).
Где ухо у кузнечика? (На ноге).
Какой город парит в небе? (Орёл).
Самая большая обезьяна. (Горилла).
Кто кукует у кукушки? (Самец).
Как называется плодородный слой земли? (Почва).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Что делит Землю на Северное и Южное полушария? (Экватор).
Чем покрыты зубы человека? (Эмалью).

Конкурс 4. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут… 
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас… 
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый). 

Конкурс 5. «Собери приметы»

Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.

Народныеприметы:

  • В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
  • Птицы низко летают – к дождю.
  • Много ягод к холодной зиме.
  • Зацвеларябина – наступиттепло.
  • Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
  • Появилисьопята – летокончилось.
  • Позднийгриб – позднийснег.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  • В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
  • В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.
  • Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
  • В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.
  • Майхолодный – годхлебородный.
  • Увидел скворца – значит весна у крыльца.
  • Дуб перед ясенем лист пустил – к сухому лету.

Конкурс 6. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  11. Есть на речках лесорубы 
    В серебристо-бурых шубах 
    Из деревьев, веток, глины 
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  12. Скачет зверюшка: 
    Не рот, а ловушка. 
    Попадут в ловушку 
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  13. Над рекою он в полёте, 
    Этот чудо-самолётик. 
    Над водой парит он гладкой, 
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  14. На спине я дом ношу, 
    Но гостей не приглашу: 
    В костяном моём дому 
    Место только одному. (
    Черепаха).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно – 
    Укусит. Ясно? (
    Змея).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза).

Заключение

  1. Мы речь свою ведем о том.
    Что вся Земля – наш общий дом –
    Наш добрый дом, просторный дом –
    Мы все с рожденья в нем живем.
    Еще о том ведем мы речь.
    Что мы наш дом должны беречь.
    Давайдокажем, чтонезря
    НанаснадеетсяЗемля.
  2. Наша планета Земля
    Очень щедра и богата:
    Горы, леса и поля –
    Дом наш родимый, ребята!
    Давайте будем беречь планету,
    Другой такой на свете нет.
    Развеем над ней и тучи, и дым,
    В обиду ее никому не дадим.
    Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
    От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

  1. Все, что нужно, год от года
    Нам дает сама природа,
    И поэтому все мы
    Жить не можем без воды,
    Без красивых гор высоких,
    Без лесов, полей и рек
    Жить не может человек.
    Все: Такдавайтесбережем
    Нашземнойприродныйдом

Викторина по окружающему миру

«Знатоки природы» для 3 – 4 классов.

Цели: Образовательная: расширение кругозора детей их знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы;

Воспитательная: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботится о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Коррекционно – развивающая: развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы: память ,мышление , воображение , внимание ,эмоции , речь.

Ход занятия:

Организационный момент. (слайд).

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

За активное участие в викторине я буду вам давать жетоны. В конце занятия мы определим победителя по количеству жетонов.

Первая станция. «Царство растений». (слайд).

Нашу землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч. (слайд).

Итак в путь.

Внимательно слушайте и смотрите. (слайд)

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие растения называют вечнозелёными? (Ель, сосна). Почему?

Какие деревья с белой корой? (Берёза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, чёрной? (Смородина) .

На этом цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка).

Это самый первый цветок, появляющийся из – под снега (Подснежник).

Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён).

У каких деревьев листья осенью красные (Клён, рябина).

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Молодцы ребята.

Следующее задание на этой станции. Кто больше составит слов – существительных из слова природа. (слайд).

(у каждой команды лист и карандаш)

Затем проверяем: род, пир, ода, дар, ар, пора, и т.д. По одному спрашиваю. За правильный ответ фишка.

«Игра» «Четвёртый лишний». (слайд). Время на выполнение.

Вычеркни лишне слово. Объясни почему? У каждого карточка затем все вместе проверяем у доски.

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как….

Берёза. Дуб, шиповник, тополь. Так как…

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как..

Осина, липа, дуб, ель….Так как…

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как ….

Груша, слива, тополь, яблоня. Так как…

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как….

Молодцы! А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, чтобы точно знать, что вы хорошо знаете растения нашей Родины.

Загадки. (Слайд).

Русская красавица,

Всем нам очень нравиться.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Берёза)

Прямо в небо рвутся ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не берёзы, не осинки

Нет ни листочков, есть хвоинки. (Ели).

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошёл – и деревцем

Маленьким он стал. (Жёлудь)

Ветви над рекой склонила,

В реку смориться уныло. (Ива).

Осень тихая настанет,

Дивным дерево не станет;

Листья – звёзды яркие,

Золотые, жаркие. (Клён).

Летом знойным зацветёт –

Сразу пчёл к себе зовёт.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар

Кто – то дерево узнал? (Липа).

Что за дерево такое?

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней (Рябина)

Вторая станция. «Царство животных». (слайд).

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. На нашей планете много животных, но некоторые занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем нашу игру.

«Лесные загадки». (Слайды)

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (звери).

Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки)

Какая нить в природе самая тонкая? (паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (сорока).

Есть на речках лесорубы

В серебристо – бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (бобры).

Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка (Лягушка).

Над рекою он в полёте,

Этот чудо самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка (стрекоза).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному (Черепаха).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея).

Молодцы! Вы знаете всех животных.

Ребята, а если понаблюдать за животными, то можно увидеть очень много забавного и интересного. Сейчас я предлагаю вам ребята изобразить зверей для наших гостей, а гости узнать, что мы изобразили.

«Игра» «Кто это?».(слайд). У того учащегося у кого будет отгадано животное получает жетон.

Лев, Лиса, ворона, медведь, лягушка, обезьяна.

«Игра» Характер наш и братьев наших меньших».

Ребята у каждого из нас с вами есть свой характер, кто то весёлый, кто то серьёзный, а кто то задумчивый. У братьев наших меньших тоже есть свой характер. Сейчас узнаем.

(Слайд.) Картинками.

Смелый как…….(лев)

Коварная, как ……(змея).

Трусливый, как …..(заяц).

Хитрый, как ….(лиса).

Злой как….(собака).

Голодный как……(волк).

Трудолюбивый как ………..(муравей).

Верный как …..(пёс).

Упрямый как….(осёл).

Бестолковый как…….(баран)

Тихий как ……..(мышь).

Вольный как …….(птица).

Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке (слайд).

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

3 станция. «Царство грибов». (Слайд).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас и мы с вами отправимся за грибами

— Вы любите собирать грибы?

Но прежде чем начать собирать грибы давайте вспомним правила сбора грибов.

Сначала говорят дети, а потом демонстрация слайда.

(слайд).

Никогда не срывайте незнакомые грибы! Это опасно.

Не срывайте и не сбивайте грибы зря: ими питаются многие животные.

Грибами лечатся звери и птицы.

— Ребята а скажите мне пожалуйста на какие две группы можно разделить все грибы?

— На съедобные и несъедобные.

Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. (слайд).

Название какого гриба спряталось в кроссворде под цифрой 1.

Послушайте загадку.

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки
. (Мухомор).

Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые … (Лисички).

Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

Этот гриб совсем не красен, 
Но, поверьте, он опасен —
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке.
(Бледная поганка)

Царь грибов живёт в дубраве,

Для жаркого нужен маме. (Белый гриб).

Показ картинок грибов (слайд).

На две группы съедобные и несъедобные.

(мухомор, лисички, подосиновик, поганка, белый, груздь, опёнок, рыжик).

— ребята а сейчас я вам раздам конвертики. Вам нужно составить пословицу о грибах.

Но смотрите слова в пословице слились в одно. Разрежьте их ножницами. А мы затем проверим правильно ли вы сделали.

Пословица (слайд).

Демонстрация гостям.

По снегу грибы не ищи.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко. (всем).

4.Станция «Экологическая»

Ребята наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

— Ребята какой вред наносят люди, если они ведут себя неправильно в лесу?

Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

Я буду вам говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе «нет». (слайд).

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет).

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет).

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (Да).

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю (да).

Если разведу костёр,

А тушить не буду (нет).

Если сильно насорю

И убрать забуду (да)

Если мусор уберу,

Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да).

Молодцы! Ребята вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы.

Вы очень хорошо работали, отвечали на вопросы, играли. Вы очень хорошо знаете природу нашей Родины нашего дома.

(награждение участников урока).

А в завершении нашего занятия я хочу показать вам небольшой клип о нашей родине России.

Спасибо за урок.

Анализ урока.

Викторина «Знатоки природы» проведена с учащимися 3 – х, 4 – х классов.

Цели занятия соответствуют теме и содержанию занятия. Образовательная: расширение кругозора детей их знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы;

Воспитательная: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботится о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Коррекционно – развивающая: развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы: память ,мышление , воображение , внимание ,эмоции , речь.

При подготовке к учебному занятию мною учитывались следующие основные составляющие:

        готовность учащихся

        готовность используемых технических средств и наличие необходимого программного обеспечения.

В процессе проведения занятия мною учитывались образовательные возможности учащихся, умение перестраиваться с одного вид деятельности на другой, личностная самоорганизация учащихся.

Методы, приёмы и средства обучения, применяемые мною на занятии соответствуют содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, каждому этапу урока, а также активизации познавательной деятельности учащихся.

Особое внимание на уроке уделялось личностно – ориентированному подходу. Применение компьютерной технологии на занятии способствовало эффективному расширению зоны индивидуальной активности учащихся закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти животное по имени человека
  • Как найти эффект для инстаграмма
  • Как разобрать слово по составу найдешь
  • Как найти обломки самолета в гта 5
  • Как найти русского парня