ВИКТОРИНА
ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА
(55 +
10 вопросов)
Методические
указания: викторина может проводиться как в рамках
урока по литературному чтению в 1-4 классах (в том числе, вопросы викторины
могут быть взяты для письменного тестирования учащихся), так и как внеурочное
мероприятие, призванное проверить усвоение знаний детей в игровой
соревновательной форме, а также в качестве поддержания интереса к творчеству
великого русского классика.
В викторине
55 вопросов по пяти сказкам Пушкина и 10 вопросов по биографии поэта (можно
использовать их как финальное испытание или для
выявления победителя при равных баллах).
Звездочкой (*)перед
номером обозначены те вопросы, которые не касаются собственно текста сказки, а
требуют более широкого кругозора учащегося – просмотра мультфильмов, знакомство
с музыкальными произведениями по сказкам Пушкина и т.п.
При ответах на
вопросы викторины можно просить детей находить в тексте или вспоминать точную
цитату – например, за дополнительные баллы.
Вопросы викторины
даны вперемешку, чередуются и сказки, и легкие вопросы со сложными. Это сделано
намерено, чтобы была возможность «читать с листа» все вопросы по порядку.
1.
Какая сказка НЕ принадлежит перу А.С. Пушкина?
— «Сказка о рыбаке и рыбке»
— «Конек-горбунок»
— «Сказка о попе и работнике его Балде»
— «Сказка о золотом петушке»
2. Какими словами
начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у
самого синего моря…)
3. В «Сказке о царе
Салтане» какая по счету из сестриц хотела приготовить «пир на весь крещеный
мир»? (1)
4. Как звали царя в
«Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
5. Каких работников
искал поп на базаре в «Сказке о попе и работнике его Балде»? (конюха,
повара, плотника)
6. В какой сказке
Пушкина живет Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке»)
7. Сколько лет
прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33)
8. С какими словами
обращалась царица к своему зеркальцу в «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях»? («Свет мой, зеркальце, скажи…»)
9. Чем был полезен
золотой петушок царю Дадону? (указывал, с какой стороны есть угроза
нападения на царство)
10. Из ветки какого
дерева князь Гвидон сделал себе лук? (дуб)
11. Как старуха
бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (дурачина ты, простофиля)
12. В какого
насекомого НЕ превращался князь Гвидон?
— муха
-комар
— шмель
— шершень
13. Как звали
жениха мертвой царевны? (Елисей)
14. В какое время
года царь Салтан услышал разговор трех сестриц? (зима)
15. Что кричал петушок,
сидя на спице? (Кукареку, царствуй, лежа на боку)
16. Сколько всего
богатырей выходило из моря в «Сказке о царе Салтане»? (33+1)
17. Что делали из
золотых скорлупок от орехов волшебной белочки? (золотые монеты)
18. Кто дал царю
Дадону золотого петушка? (мудрец-звездочет)
*19. Какую песенку
пела белочка в мультике по «Сказке о царе Салтане»? (Во саду ли, в огороде
девица гуляла)
20. В «Сказке о рыбаке и рыбке» из какого
меха была сделана «душегрейка», надетая на старуху, когда она стала «столбовою
дворянкой»?
(Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке)
21. Кто вскружил
голову царю Дадону в «Сказке о золотом петушке»? (Шамаханская царица)
22. К кому
обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (солнце, месяц, ветер)
23. В «Сказке о
попе», давая попу щелбаны, что приговаривал Балда с укоризной? (не гонялся
бы ты, поп, за дешевизной)
24. Какую птицу
князь Гвидон спас от коршуна? (лебедь)
25. Какую оплату
попросил Балда за год работы у попа? (три щелчка)
26. Как долго
пировал царь Дадон с молодой царицей? (неделю)
27. Как звали пса из
«Сказки о мертвой царевне», который умер, попробовав отравленное яблоко? (Соколко)
28. Как ожила
мертвая царевна? (Елисей разбил хрустальный гроб)
29. Чем старик из
«Сказки о золотой рыбке» ловил рыбу? (невод)
30. Как называлось
жилье, в котором жили старик со старухой? (землянка)
31. Какую из сказок
Пушкина напечатали первой? (Сказка о царе Салтане)
32. Из какой сказки Пушкина эти строки:
«В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут…» (Сказка о царе Салтане)
*33. Кто является
автором оперы «Сказка о царе Салтане»? (Римский-Корсаков)
34. Что сделал
старик, когда поймал золотую рыбку? (отпустил в море)
35. С кем
наперегонки бегал бесенок из «Сказки о попе»? (с зайкой)
36. Сколько желаний
старухи исполнила золотая рыбка? (четыре: корыто, изба, дворянка, царица)
37. Как назывался
остров, на котором появился город князя Гвидона? (Буян)
38. Из какой сказки этот волшебный предмет:
— яблоко (Сказка о мертвой царевне)
— веревка (Сказка о попе)
— зеркало (Сказка о мертвой царевне)
-золотой орех (Сказка о царе Салтане)
39. Из чего был
сделан гроб мертвой царевны? (хрусталь)
40. Какую кашу
любил есть Балда? (полбу)
41. Сколько сыновей
было у царя Дадона? (два)
42. Какое животное
Балда мог пронести между ног? (лошадь)
43. Сколько теремов
получил в приданое королевич Елисей? (140)
44. Что делали три
девицы, когда пришел царь Салтан? (пряли)
45. Куда нужно
плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? (на восток)
46. Кто были друг
другу 7 богатырей из «Сказки о мертвой царевне»? (братья)
47. Сколько просьб
было у мудреца-звездочета к царю Дадону? (одна)
48. Какой
пушкинский сказочный герой веревкой «море морщил»? (Балда)
49. Что умело
делать волшебное зеркальце в «Сказке о мертвой царевне»? (говорить)
50. Где князь
Гвидон провел свое детство? (в бочке, в море)
51. Как звали
начальника 33-х богатырей? (Черномор)
52. Сколько времени
была царицей старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (2 недели: «Вот неделя,
другая проходит…»)
53. Кто из героев
сказок Пушкина спал на соломе? (Балда)
54. В какой из
сказок Пушкина нет царицы? (Сказка о попе)
55. Куда укусил
шмель сватью бабу Бабариху? (в нос)
ВОПРОСЫ
по биографии поэта:
1.
В каком городе родился Александр Сергеевич? (Москва)
2.
В какой школе учился поэт? (Царскосельский лицей)
3.
Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра
Ольга, брат Лев)
4.
Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна
Яковлева)
5.
В каком году родился Пушкин? (1799)
6.
Кто учил Пушкина русскому языку? (бабушка Мария
Алексеевна)
7.
Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна
Гончарова)
8.
Сколько детей было у Пушкина и Натальи Николаевны?
(две дочери: Мария, Наталья; два сына: Александр, Григорий)
9.
Как звали лучшего друга Пушкина (Иван Пущин)
10. Сколько лет прожил поэт? (37 лет)
Панькова К.А., учитель начальных классов
МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина для учащихся 1-4классов
Викторина состоит из вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Она предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам, в рамках Недели, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, а также в качестве тематического занятия в группе продлённого дня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Цель: Привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки.
Задачи:
- Познакомить детей c биографией и творчеством А.С. Пушкина.
- Развивать интерес и мотивацию к чтению.
- Развивать память, устную речь, внимание, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
- Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
Оборудование:
Компьютер, проектор;
Портрет А. С. Пушкина;
Выставка книг А. С. Пушкина;
Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.
Ход урока
I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.
А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом авторе.
Краткая биографическая информация.
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь.
В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет.
III. Вопросы викторины
Задание 1. Назовите все сказки, которые написал А. С. Пушкин.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о царе Салтане:»
- «Жених»
- «Сказка о медведихе»
Задание 2. По страницам прочитанных книг…
Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»
- Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
- Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? Неводом
- Сколько раз старик закидывал невод в море? Три раза
- Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? Тридцать три года
- Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
- Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? Четыре
- Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? Чтобы старуха стала владычицей морскою
- За что была наказана старуха? За жадность
- Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
- Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани
Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде»
- Где поп повстречал своего будущего работника Балду? На базаре
- Какую Кашу любил Балда? Полбу
- За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
- За сколько человек ел Балда? За четверых
- За сколько человек работал Балда? За семерых
- За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
- С кем Балда соревновался на море? С чертёнком
- Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
- Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку
- Какое животное Балда мог пронести между ног? Лошадь
- Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил Балда.
- У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»? У попа.
Вопросы к «Сказке о золотом петушке»
- Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? Золотого петушка
- Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности? Мудрец
- Назовите профессию мудреца? Звездочет
- Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? На спицу шпиля
- Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке»? Два
- Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
- Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
- Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? Царь умер
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца
- Что умело делать волшебное зеркальце? Говорить
- Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? 140
- В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
- К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, ветер, солнце
- Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
- У семи богатырей из сказки была собака. А какая у неё была кличка? Соколко
- Чем было опасно румяное яблоко старушки? Оно было отравленное
- Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? Хрусталь
- С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? Поцелуя
Вопросы к «Сказке о царе Салтане»
- Что три девицы под окном делали поздно вечерком ? Пряли
- Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана? Две
- Какой титул был у Гвидона? Князь
- Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество? В море-океане.
- В каких насекомых превращался князь Гвидон? В комара, шмеля, муху
- Куда укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»? В нос.
- Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана? Буяна
- Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? На восток
- Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон. Дуб.
- Что «под косой блестит» у царевны Лебедь? Месяц
- Что выстроил для своей белки князь Гвидон? Хрустальный дом
- Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна
- Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями? Черномор.
- Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина? Изумруды.
Задание 3. Продолжите фразу:
- «А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
- «Я ль на свете всех милее: …всех румяней и белее».
- «Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
- «Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок».
- «Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
- «Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».
- «Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
- «Ум у бабы догадлив: …на всякие хитрости повадлив».
- «Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».
Физкультминутка
Изобразите:
— Волны на море
— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Задание 4. Из каких сказок Пушкина эти слова?
1. «Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
2. Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. «Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
5. Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
6. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»
7. Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Ответ: сказка «О царе Салтане»
8. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
9. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон, смолоду был грозен он…
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
11.»Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
Ответ: Сказка «О царе Салтане»
Задание 5. Узнайте сказку по признакам:
- Шатер, звездочет, петушок, царица. «Сказка о золотом петушке»
- Землянка, терем, рыбка, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар. «Сказка о царе Салтане:»
- Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Задание 6. Кто отправил телеграмму?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..» (Мачеха-царица)
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» (Старуха)
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …» (Мудрец)
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …» (Королевич Елисей)
«Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! …» (Балда)
«Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла…» (Царь Дадон)
Задание 7. Какими словами заканчиваются сказки?
«Сказка о попе и о работнике его Балде»?
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
«Сказка о рыбаке и рыбке»?
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
«Сказка о Золотом петушке»?
Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
«Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил.
Обобщение:
Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
Учитель: давайте подведём итог нашего урока:
- Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
- В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
VI. Заключительное слово учителя:
Богатое, удивительное наследство – свои сказки, оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!
— А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
Опубликовано 12.04.16 в 10:13
детей ждет увлекательное путешествие по сказкам Пушкина, где им пригодится смекалка, ловкость, знания
Содержимое публикации
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина
Задачи: 1. Создать условия для узнавания сказок и сказочных персонажей А.С. Пушкина 2. Развивать память, воображение.
3. Прививать любовь к творчеству поэта.
Ведущий: Ребята, вы любите сказки? А хотели бы вы отправиться в увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина? Для этого надо разделиться на две команды и придумать название.
1 команда «Ученый кот»
2 команда «Золотая рыбка»
За каждое правильно выполненное задание, команда получает по золотой рыбке.
Разминка «Назови сказку правильно» Давайте вспомним названия сказок Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
2. «Сказка о Золотом …» (петушке)
3. «Сказка о царе….» (Салтане)
4. «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях)
5. «Сказка о попе и….» (работнике его Балде)
I конкурс «Вопрос – ответ». Вопросы на знание сказок А. С. Пушкина
За каждый правильный ответ на вопрос команда получает по 1 золотой рыбке. Команды отвечают по очереди.
1. Где жила белочка (в хрустальном доме).
2. В кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля).
3. У кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).
4. Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою).
5. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из сказки? (невод)
6. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
7. Как золотая рыбка проучила старуху? — (Старуха осталась у разбитого корыта).
8. Из какого материала князь построил белочке дом? (Хрустальный дом).
9. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя (Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит)
10. О чем каждый раз спрашивала зеркальце царица (О своей красоте)
11. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне (Яблоко)
12. Что сделала с волшебным зеркальцем злая царица, когда узнала, что девушка ожила и стала еще красивее? (Разбила)
13. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
14. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане»)
15. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец)
16. Зачем царю Дадону понадобился золотой петушок? (Чтобы охранять границы его царства)
IIконкурс. Задание – соревнование «Собери орешки»
…Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд …
(на столе ведерко с футлярами от киндер яиц, внутри находятся разные бусинки)
Задача детей по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одно ведро, а ядрышки в другое. Команда, которая соберёт больше ядрышек- изумрудов получит 2 золотые рыбки, вторая -1.
IIIконкурс. Из какой сказки отрывок?
За каждый правильный ответ команда получает по 1 рыбке. Команды отвечают по очереди.
1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
6. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
7.«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге
В чаще, как жар гора,
Тридцать три богатыря». — («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди»).
8. «Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
9.«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят». («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди») .
10. «Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке»)
Игра со зрителями «Золотой петушок»
Ребенок одевает шапочку петушка и на одной ноге скачет до препятствия и обратно.
IV конкурс Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке находятся предметы из разных сказок А. С. Пушкина. Дети по очереди подходят к сундучку, достают предмет и называют сказку и героя, связанного с этим предметом (зеркало, перо, яблоко, сеть)
За каждый правильный ответ команда получает зол. рыбке.
Игра «Балда и чёртики»
Дети становятся в круг. Ведущий в центре круга с веревкой. Он крутит веревку на уровне ног детей по кругу. Задача детей – перепрыгнуть веревку, не задев её.
Игра – разминка «Кто лишний?» (C командами и со зрителями).
Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
V конкурс: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.
Пока команды собирают картинки, проводится игра со зрителями
Игра «Угадай-ка» (со зрителями)
1. «Здравствуй, красная девица, будь же ты моя царица
И роди богатыря мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха»
(Царь Салтан «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)
2. «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «Кири – ку – ку. Царствуй лёжа на боку!»
(Золотой петушок «Сказка о золотом петушке»)
4. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, кроме бога одного»
(Королевич Елисей «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
5. «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу»
(Балда «Сказка о попе и о работнике его Балде)
Игра: «Повторяй за мной» (со всеми)
Показывает движения, дети вместе с ним. Проводится 3 раза, каждый раз ведущий ускоряет темп.
И царица — хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Ведущий: Вот и закончилось наше с вами путешествие по сказкам Пушкина. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда (подсчет жетонов). Награждение команды – победителя грамотами. Всем – сладкие призы.
Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина? Кому что больше всего понравилось и запомнилось? И мне понравилось с вами играть, вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А.С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями. До скорой встречи!
Вам также может понравиться:
-192
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для музыкальных руководителей «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА
»
30 Ноября – 30 Ноября
Конкурсы
Всероссийский конкурс изобразительного искусства и авторской фотографии к Дню России «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ РОССИИ
»
20 Мая – 25 Августа
-192
Международный конкурс по лего-конструированию «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР
»
30 Ноября – 30 Ноября
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Конкурсы по для дошкольников «»Формирование здорового образа жизни у дошкольников»»
Конкурсы для детей -
Конкурсы по для дошкольников «Проект Первая ступенька ГТО»
Конкурсы для детей -
Конкурсы по для 2 класса «»Новогодняя сказка»»
Конкурсы для детей -
Конкурсы по для дошкольников «Конспект занятия по развитию речи»
Конкурсы для детей -
Конкурсы по для дошкольников «Конспект занятия по рисованию Весенний дождь»
Конкурсы для детей
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. Пушкина для 2-4 класса
Цели: вспомнить как можно больше сказок, воспитывать бережное, аккуратное обращение с книгой, прививать интерес к чтению; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг А.С.Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к сказкам.
Ход викторины
Организационный момент.
Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас:
А для кого они?
ДЛЯ ВАС!
Мы знаем вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет интересней для детворы,
Чем наши волшебные сказки.
1. Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Нас с вами в эту удивительную страну привел великий русский писатель А.С.Пушкин. С творчеством Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. И сегодня тема нашего урока «Сказки А.С.Пушкина». Жил поэт очень давно.
2.
Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. (Солнышко сегодня улыбается, давайте и мы улыбнемся друг другу.)
(Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.) Первая команда — «Сказочники» и «Умная сказка».
Этапы викторины.
1 конкурс «Вопросы по биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
— В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)
— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)
— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?… (к няне Арине Родионовне)
—Сколько всего сказок написал великий поэт? (6, одну из них не закончил.)
— Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о золотом петушке». «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2 конкурс «Разминка».
— Назвать героев сказок А.С.Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде»
3 конкурс «Узнай сказку»
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, мудрец, шатер, шемаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
5. Окошко, царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата.(«Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
4 конкурс «Капитанов»
Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»(Петушок)
Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
5 конкурс «Узнайте эти строчки»
1.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица … —
(«То на весь крещенный мир
Приготовила 6 я пир».)
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица… —
(«То на весь бы мир одна
Наткала 6 я полотна».)
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица-.. —
(«Я б для батюшки царя
Родила богатыря».)
2. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке ровно… (Тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу.)
3. «Свет мой зеркальце! Скажи… (Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»)
4. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда, «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ… (Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти такого _. Служителя не слишком дорогого?»)
6 конкурс «Инсценировка»
(Командам необходимо инсценировать любой эпизод из сказок А. С. Пушкина так, чтобы окружающие узнали выбранную сказку.)
7 конкурс «ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?»
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и старик? (Нет)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Поп и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
8 конкурс «Блиц-опрос»
1. Сказочный персонаж, исполняющий желание? (золотая рыбка)
2. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз — тину, 2-й раз — морскую траву.)
5. Жилище старика со старухой? (землянка)
6. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)
7. Кем хотела быть старуха? (столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
8. В какой сказке «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут»? (о царе Салтане)
9. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? ( комар — муха — шмель.)
10. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)
11. Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка? («А орешки непростые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд»)
12. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер.)
13. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец – звездочет)
14. Что должен был делать петушок? (охранять царство)
15. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? («Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»)
16. Каким фруктом отравилась царевна в «сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»? (яблоком)
8 конкурс «Числа»
— Сколько лет рыбачил старик? 33 года
— Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
— Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство, царица, владычица морская)
— Сколько просьб она выполнила? 4раза
— Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
— Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
— Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
— Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
— Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
— Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)
9 конкурс» Конкурс чтецов»
(Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.)
Заключительный этап
Сегодня мы приоткрыли дверь в прекрасный мир сказки и вспомнили любимые всеми нами сказки Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта.
— Чему научили нас сказки А.С. Пушкина?
Сказки А.С. Пушкина учат нас тому, что не нужно быть жадными и лживыми, нужно понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло.
Сказка «О рыбаке и рыбке» учит нас тому, что непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои богатства за счет труда других, заставляя их быть «на посылках». Не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта.
Сказка «О царе Салтане» учит нас тому, что не надо быть похожими на тех, кто «злыми жабами глядят»,тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.
В сказке «О мертвой царевне» злая мачеха наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым.
Сказка «О золотом петушке» учит нас тому, что невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих «лежа на боку».
Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за «дешевизной» обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. Этому учит нас сказка «О попе и работнике его Балде».
Подведение итогов
А теперь подведем итоги викторины и назовем лучшую команду.
Литература:
1. Нестандартные уроки в начальной школе /авт.-сост. С.В. Савинова.-Волгоград:Учитель,2007.
2.Пушкин А.С. Сочинения. В 3х т.Т.1Стихотворения; Сказки.- М,
Худож. Лит.,1985г.
3. Сборник сказок А. С. Пушкина. Москва. Просвещение. 2001г.
Информационные ресурсы:
Портрет А. С. Пушкина – http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm
Сказка о рыбаке и рыбке – http://skaz-pushkina.ru/images/img3.jpg
Сказка о мёртвой царевне – http://skaz-pushkina.ru/images/img1.jpg
Сказка о царе Салтане – http://skaz-pushkina.ru/images/img5.jpg
Сказка о золотом петушке – http://skaz-pushkina.ru/images/img4.jpg
Сказка о попе и работнике его Балде – http://skaz-pushkina.ru/images/img6.jpg
МБОУ «Пахаревская школа – детский сад»
“Сказка
по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”
Юнна Мориц
Викторина
по сказкам
Александра Сергеевича Пушкина
учитель начальных классов
Сосновская Т.А.
2021г
Цель – познакомить с
человеком моей страны золотого века нашей истории, выдающегося сказочника,
которого знают во всём мире с А.С.Пушкиным, формирование интереса к
творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор.
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
Оборудование:
портрет А.С. Пушкина, разрезные картинки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко,
веревка, жетоны, сладкие призы для каждого ребенка.Ход викторины:
I.1.Вступительное слово
учителя.
Добрый
день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир
сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства.
И
сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого
человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы,
мы с вами и проверим сегодня.
Ведущий: Мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского
поэта, А. С. Пушкина (показ портрета).
А.
С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина
Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто
рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её
исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он
написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о
творчестве этого великого поэта.
Вспомним
его сказки. С ними вас знакомили ваши родители.
Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо
разделиться на 3 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и
выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей
викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то
на него могут ответить другие команды. За каждый правильный ответ вы получаете
жетон.
В
конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает
сказки Пушкина и достойна приза.
Какие
сказки написал А.С.Пушкин?
1. “
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
2. “
Сказка о рыбаке и рыбке”.
3. “
Сказка о золотом петушке”.
4.
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.
5.
“Сказка о попе и работнике его Балде”.
Назовите
признаки сказки?
1.
Сказочные герои.
2.
Волшебство и чудеса.
3.
Зачин.
4.
Концовка.
5.
Возможна присказка.
6.
Сказочные речевые обороты,
устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок.
7.
Победа добра над злом.
2.
Викторина.
1. Конкурс “Слова – архаизмы” (Команды получают конверты)
Задание:
Соедини
слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:
вороты |
лоб |
очи |
глаза |
перст |
палец |
чело |
ворота |
воитель |
губы |
рыбарь |
воин |
рать |
рыбак |
уста |
войско |
старче |
старик |
(После
подведения итога)
2. Шифровки.
А вот
и задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.
Задание:
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU
– ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW
– (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ
– (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR
– (белка).
3 конкурс: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» (петушке)
— «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
4 конкурс: «Из какой сказки отрывок?»
Ведущий: Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы
отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей
царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». ( «Сказка о золотом
петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое
корыто». ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон»
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих
вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду
веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и
семи богатырях»)
5 конкурс: «Кто лишний?»
Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы
слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в
ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть
ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар,
Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот
Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка,
князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
6 конкурс: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам
необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та
команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 3 балла. Вторая
команда – 2 балла. Команда, которая последней соберет свою картинку, получит 1 балл.
Физкультминутка Изобразите:
— Волны на море
— Как князь Гвидон натягивает лук и
пускает стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка,
красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел
на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим
работу.
7 конкурс: Из каких
сказок Пушкина эти слова?
1.
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
2.
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. «Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…»
Ответ: сказка
«О царе Салтане»
5. Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Ответ: «Сказка о золотом
петушке»
6. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»
7. Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Ответ: сказка «О царе Салтане»
8. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
9. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: «Сказка
о рыбаке и рыбке»
10. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом
государстве,
Жил-был славный царь Дадон, смолоду был
грозен он…
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
11.»Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
Ответ: Сказка «О царе Салтане»
8 конкурс: Узнайте
сказку по признакам:
·
Шатер, звездочет, петушок,
царица. «Сказка о золотом петушке»
·
Землянка, терем, рыбка, царица,
корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
·
Князь, белка, муха, остров,
лебедь, комар. «Сказка о царе Салтане:»
·
Солнышко, свадьба, яблоко, прялка,
месяц. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
9 конкурс: «Вопрос – ответ?»
Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу
предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.
1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?
А. «Сказки о рыбаке и рыбке».
Б. «Сказки о золотом петушке».
В. «Сказки о попе и о работнике его Балде».
2.
Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке.
Б. В избушке.
Г. В шалаше.
3. В
кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
А. В медведя
Б. В воробья
В. В комара
4.
Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Мудрец
Б. Старик
В. Царица
5.
За какую плату согласился работать Балда у попа?
А. Бесплатно
Б. За три щелчка по лбу
В. За 3 рубля
6.
Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.
7.
Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?
А. Волшебник
Б. Ветер
В. Комар
8. С
кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его
Балде»?
А. С зайкой
Б. С мышкой
В. С Балдой
9.
Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
10.
Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
А. Старшина
Б. Илья Муромец
В. Дядька Черномор
11.
Как назвался остров, нa котором выстрoил свoй двoрец князь Гвидoн, cын цaря
Сaлтанa?
А. на острове сокровищ
Б. на острове Буяне
В. Остров царя Салтана
12.
Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Неводом.
В. Сачком.
10 конкурс: «Волшебный мешочек».
Ведущий: Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного
мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.
Предметы:
Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)
11 конкурс: «Подскажи словечко»
1.
Жил старик со своею старухой
У
самого синего …(моря)
2.
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка,
не лягушку, а неведому ….(зверюшку)
3.
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи …(кругом)
4.
Белка песенки поет, да орешки все …(грызет)
5.
Нужен мне работник: повар, конюх и …(плотник)
6.
Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне …(назло)
7.
Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка …(Золотого Петушка)
8.
Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
12 конкурс: Кто отправил телеграмму?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..» (Мачеха-царица)
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» (Старуха)
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …» (Мудрец)
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …» (Королевич Елисей)
«Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! …» (Балда)
«Горе
мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла…» (Царь
Дадон)
3. Подведение итогов.
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем,
сколько баллов набрала каждая команда (подсчет). Команды набрали примерно
равное количество баллов, а это значит, что?
Победила
дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.
Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо
знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!