Как составить викторину по загадкам

«Викторина
по загадкам»

Цели:

 1. Продолжать
знакомить детей с мудростью русского народа – загадками;

2. Развивать
у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на
поставленный вопрос.

3. Воспитывать
интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование:
выставка книг загадок, звезды, «волшебная коробка» с «волшебными» предметами
или картинками: метла или ступа, волшебная палочка, ковер-самолет,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, борода, волшебная
лампа, иголка, сюжетные картинки о профессиях.

Ход занятия:

Начинаем мы
занятие,

Пусть оно пойдет
вам впрок,

Постарайтесь все
понять,

Учитесь тайны
открывать,

Ответы полные
давать,

Чтоб за ответы
получать,

Лишь оценку «Молодец»!

Воспитатель:
Дети вы помните, что такое загадка?

Дети: Загадка
это задача, которую надо решить.

Воспитатель:
Да действительно – это задача, но в ней не называется предмет, но даются его
признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку.

Воспитатель:
Ребят пока вы отсутствовали в группе, мимо нашего детского сада пролетал
мужчина с пропеллером. Я вот ни как не могу вспомнить, как его называла Фрекен
Бок, подскажите! (Карлсон) Так вот! Пролетал он мимо группы и залетел
нас проповедать. Мы с ним чая попили с малиновым вареньем, я ему рассказала
какие вы у меня умные. И он рассказал мне историю своего полета в наши края.
Оказывается, он летит по всем детским садам и раздает разные задания, чтоб
выяснить в каком детском саду дети самые умные! Ну и я чтоб не остаться в стороне
попросила у него задания для вас, потому что, я же знаю, что вы у меня все
можете! И оказалось, что все задания связаны с загадками. Существуют загадки
про овощи и фрукты, про животных и птиц, про бытовые предметы, про явления
природы. Каждый ребенок с детства знает много разных загадок. Загадок
великое множество, они публикуются в книгах и бережно хранятся всеми
поколениями.

Воспитатель:
И вот сегодня, Карлсон принес много трудных, но очень интересных загадок и игр
с загадками, которые мы с вами проведем в виде викторины, за отгадку
на загадку, каждый из вас сможет получить звезду. В конце викторины мы
с вами подведем итоги. Напоминаю, если вы знаете ответ, обязательно поднимаем
руку.

Итак, мы начинаем
нашу викторину.

1-
й тур
: Дидактическая игра «Волшебный
ящик»
.

Тема:
Сказочные предметы:

Условия:
в коробку кладутся предметы (можно картинки), дети достают предмет
и отгадывают его.

1. На чем летает
Баба Яга? (На метле, в ступе) 

2. Чем машут
волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

3. Какой предмет
дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет) 

4. Если она лежит
на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка)

5. С ее помощью
творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода)

6. В ней жил
джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа)

7. Что нужно
сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку).

8. У кого злая
царица все время спрашивала «Я ль на свете всех милее» (Зеркало).

9. Что расколола
мышка своим хвостиком (Яйцо).

10. Чем хотела
угостить печка девочку (Пирожок).

Ребенку, давшему
правильный ответ,  дается звезда.

2
– й тур
: Отгадай загадки на тему: Растения.

В следующем туре я
вам загадаю загадки, которые принес нам Карлсон, слушайте первую загадку

1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый,
бархатный. (Арбуз)

2. Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без
застежек. (Капуста)

3. Сама холодная,
а людей жжет. (Крапива)

4. Кругла, а не
шар,

С хвостом, а не
мышь,

Желта, как мед,

А вкус не
тот. (Репа)

5. Сидит дед во
сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы
проливает. (Лук)

6. Красивый, но
несъедобный гриб. (Мухомор)

7. Цветок с желтой
серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)

8. Рыжие грибы со
звериным названием. (Лисички)

9. Комнатное
растение с колючками. (Кактус)

10. Цветок с
белыми парашютиками. (Одуванчик)

12. Фрукт, похожий
на лампочку. (Груша)

13. Какие ягоды
любит медведь? (Малину)

14. Родственница
елки. (Сосна)

15. Овощ для борща
и винегрета. (Свекла)

Физкультминутка «Карлсон».

3-й
тур
Тема: явления природы.

1. По синему небу
белые гуси плывут. (Облака)

2. Над бабушкиной
избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а
достать не могут (луна).

3. Почему нельзя
пить морскую воду? (Она соленая)

4. После чего
обычно бывает радуга? (После дождя)

5. Что падает
зимой с неба? (Снег)

6. Что бывает во
время грозы? (Гром и молния)

7. Как называется
большое темное облако? (Туча)

8. Во что
превращается вода зимой? (Лед)

9. Что видно на
небе ночью? (Луну и звезды)

10. Что заставляет
деревья качаться? (Ветер)

11. Как называются
ледяные горошины, падающие с неба? (Град)

12. Что вверх
корнем растет? (Сосулька)

4-й
тур
«Все работы хороши…», здесь
все загадки о профессиях.

Сюжетные картинки
о профессиях, которые по мере отгадывания выставляются на доску.

1. Как же трудно
спозаранку

Целый день крутить
баранку!

Работа его важна и
сложна,

Но как она людям
повсюду нужна! (Шофер)

2. Он железо
красит краской

Там, на краешке, с
опаской.

У него в руках
ведро,

Сам расписан он
пестро. (Маляр)

3. И добра, и справедлива,

Хоть и строгая на
вид.

Если выйдет буква
криво,

Переписывать
велит. (Учитель)

4. У этой
волшебницы,

У этой художницы

Не кисти и краски,

А гребень и
ножницы. (Парикмахер)

5. Почту – письма
и журналы –

По домам разносит
он.

Ходит он по всем
кварталам

И заходит в каждый
дом. (Почтальон).

6. Кто у постели
больного сидит?

И как лечиться, он
всем говорит;

Кто болен – он
капли предложит принять,

Тому, кто здоров,
— разрешит погулять. (Доктор).

7. Скажи, кто так
вкусно

Готовит щи
капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки,
обеды? (Повар)

8. С огнем
бороться мы должны –

Мы смелые
работники,

С водою мы
напарники.

Мы очень людям
всем нужны,

Так кто же
мы? (Пожарники)

5
— й тур: Нарисуй отгадку

Задание:  На
столе лежат простые карандаши, восковые мелки, листы бумаги формат А5, корзина
с овощами. Команды отгадывают загадки и рисуют отгадки.

1. Корешок
оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?  (морковь).

2. Как на нашей
грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)

Ну вот ребята на
этом все задания Карлсона закончились. Вы все задания выполнили.  А теперь
давайте подсчитаем кто сколько получил звездочек, а пока вы считаете, я поиграю
со зрителями.

Игра
со зрителями.

«Добавь словечко к
названию сказки»
— Гуси -…(Лебеди)
— Царевна -…(Лягушка)
— Аленький — …(Цветочек)
— Маша и ….(Медведь)
— Заюшкина …(Избушка)
— Крошечка -….(Хаврошечка)
— Сивка -…(Бурка)
— Мальчик …(С пальчик)
— Красная …(Шапочка)
— Спящая ….(Красавица)

Звонок Карлсону:
Уважаемый Карлсон, дети старшей группы детского сада села Рысево, справились со
всеми заданиями, которые ты оставил! Я же говорила, они самые умные. Ты прислал
подарки? Спасибо тебе огромное.

Воспитатель:
Ребята вы молодцы! За то, что вы справились со всеми заданиями Карлсон прислал
всем подарки. (Раздача подарков). На этом наша викторина закончена.

Тема: Час загадок и отгадок.

Дата: 26.07.2018г.

Участники: 9-15 лет, 15чел.
Цель: развитие мышления, сообразительности, речи.

Ход занятия.

Русский народ создал огромную известную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (Л.Н. Толстой )

1. Вводная беседа 
— Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Но, к сожалению, мы их так плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними, поэтому сегодня наш вечер посвящен миру загадок. 
II. Игра «Отгадай загадку»
— Играть буду 2 команды: «девочки — хохотушки» и «Ребята — болтуны».

Небо, земля, явления природы

1. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар) 
2. Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь) 
З. За крайним двором рассыпанный горох, ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести. (Звезды) 
4. Взойдет Егор на бугор — выше леса, выше гор. С бугра спускается — за травой скрывается. (Солнце)

5. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман) 
б. Рычит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь. (Ветер) 
7. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром) 
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)

1. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт) 
2. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух) 
З. С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, в полночь жеребец через кровлю бежит. (Месяц) 
4. Не стухнет, не брякнет, а в окно войдет. (Свет) 
5. Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса) 
б. Пушистая вата плывет куда-то: 
чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) 
7. Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)

8. Живу без тела, говорю без языка, плачу без горя, смеюсь без радости, никому меня ни видно, а всякому слышно. (Эхо)

Растения

1. Весной веселый, летом холодный, осенью умирает, весной оживает (Лес) 
2. Зелена, а не луг, белена, а не снег, (Береза.)

З. Стоит Антошка на одной ножке, 
сам маленький, а шляпа большая. (Гриб)
1. 
Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и туг изгнивают. (Листья)

2. Стоит Яшка в красной рубашке, кто мимо пройдет, всяк ему поклонится (Земляника)
З. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)

1. Маленькая собачка, не лает, не бьет, а больно кусает. (Пчела)

2. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

З. Сидит бык, у него шесть ног — и все без копыт. (Жук).

4. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар ).

5. Вокруг носа вьется, а в руки не (Муха)

1. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

2. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

3. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)

4. Рыж, да не конь, рогат, да ню баран, дома не любят, и на базаре не купят. (Таракан)

5. Где хочу, там и скачу, ни на кого не погляжу, царя — и Того разбужу. (Блоха)

Птицы

1. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица) 
2. Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь) 
З. Шило впереди, клубок спереди, ножницы сзади. (Ласточка)

1. Не король, а в короне, не гусак а при шпорах, на часы не ГЛЯДИТ а время знает. (Петух) 
2. Пестрая крякуша ловит лягушек (Утка) 
ЗМальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, КРОХИ Подбирает, ПО ПОЛЯМночует, коноплю ворует. (Воробей)

Животные

1. Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Конь, Лошадь) 
2. По горам, по домам, ходит шуба да кафтан. (Овца) 
З. На сене лежит, сама не есть и другим не дает. (Собака)

1. Хвост крючком, нос пятачком в два ряда пуговицы. (Свинья) 
2. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, ЛЫКО дерет. (Козел) 
З. Кто родится с усами? (Кот)


Человек

1. Тебе дано, а люди пользуются? (Имя) 
2. Живут рядом, ни отстать, ни опередить друг друга не могут. (Глаза) 
З. Не часы, а тикает. (Сердце) 
1. Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова человека) 
2. Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы) 
З. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Овощи, огород

1. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок) 
2. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель) 
З. Лежат у матки телятки гладки, лежат рядками — зеленые сами. (Огурцы)

1. Не бьет, не ругает, а от него плачут. (Лук) 
2. Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста) 
З. Зеленый теленочек, привязан веревочкой, лежит на боку и толстеет. (Арбуз)

Орудия труда, ремесла

1. В лес идешь — домой глядит, из лесу идешь — в лес глядит. (Топор) 
2. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток) 
З. Два братца, одно сердце. (Ножницы)

1. Зубы есть, а хлеба не ест, на работу ходит, хозяина кормит. (Пила)

2. Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь) 
З. Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. (Игла)

III. Подведение итогов. Награждение победителей

КВН «В  мире Загадок».

учитель русского языка

и литературы МБОУ ООШ № 7

Н. М. Балакина

ЦЕЛИ:

1.  Повторить, обобщить и систематизировать знания пятиклассников о происхождении, природе и художественных особенностях загадок как малого жанра фольклора.

2.  Развивать умения отгадывать загадки.

3.  Воспитывать уважительное и внимательное отношение друг к другу, попытаться в ходе мероприятия теснее сплотить коллектив пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжки-малышки с загадками, составленные школьниками, фломастеры, бумага.

ХОД мероприятия

«Без лица в личине».

(рус. народ. мудрость).

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Любите ли вы отгадывать загадки? Тогда приглашаю вас, ребята, принять участие в нашем КВН. А отправимся мы в мир загадки. Эта игра для тех, кто хочет поупражнять свой ум. Загадки были с древних времён, сочинил их великий и бессмертный поэт – русский народ. Те простые русские люди, которые их придумали, не умели ни читать, ни писать. Но загадки не забылись, не пропали, они бережно передавались из уст в уста, от родителей к детям.

КВН.

-Итак, приветствуем всех, пришедших в наш Клуб Весёлых и Находчивых!

Наблюдать за ходом состязания будет Совет мудрейших, в состав которого входят:

— библиотекарь школы Усевич Н. Л;,

— ученица 9а класса Киселёва Лилия;

— учитель биологии Бесян Е. Н.

Оцениваться ваши знания будут по «5» балльной системе.

В конкурсе принимают участие две команды, названия которых они сейчас нам представят.

1. Визитная карточка команд (команды представляют свой девиз и эмблемы)

2. «Загадочная» разминка.

(Попробуйте догадаться, только отвечайте все вместе, дружно. Договорились?)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это…

(белка)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…

(ёжик)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?

(зайка)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется………..

(медведь)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?

(стрекоза)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это?

(олень)

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится

Угадали? Это…………..

(кот)

Молодцы! Сразу видно, что вы – дружные ребята!

3 конкурс «Угадай-ка»

Я буду поочередно загадывать командам загадки. Команды должны отгадать их быстро.

Каждая отгадка принесет в копилку команды  1 балл.

Загадываются загадки из составленных книжек ребят. Одному классу загадки, придуманные другим классом и наоборот.

4 конкурс «Кольцовка загадок».

(Я называю тему, вы поочерёдно — соответствующие ей загадки. Если команда на счёт 3 не вспомнит загадку, то получит штрафной балл).

ТЕМЫ:

— явления природы;

— растения;

— школа;

— животные.

4-ый конкурс «Цепочка загадок».

(По очереди загадать каждый член команды загадывает по одной загадке другой команде). Каждая верная отгадка – 1 балл.

СЛОВО СОВЕТУ МУДРЕЙШИХ

5-ый конкурс «Нарисуй отгадку!»

(Я произнесу загадку, а вы по команде нарисуете отгадку. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее, оригинальнее, а, главное, правильнее).

Пришла панья

В жёлтом сарафане,

Начали раздевать,

Стали плакать и рыдать.

(лук)

Стоит столбом,

Горит огнём:

Ни жару, ни пару,

Ни угольев.

(свеча)

6-ой конкурс «Литературные загадки»

Многие детские поэты сочиняли загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются. Предметы и явления в них взяты из современной жизни, а одной из любимых форм подсказки является рифма.

Что такое рифма? (Это созвучие в конце строки. Бывает рифма парная(аабб); перекрёстная (абаб); опоясанная (абба).

Отгадайте литературные загадки (поочередно каждой команде по одной загадке). На раздумья времени не дается. Отвечать команда должна сразу после прочтения загадки.

1 команде. Это что за простачок лёг у двери на бочок?

На пороге, на дороге останавливает ноги?

(коврик)

(А. Рождественская)

2 команде. Человек-невидимка

В коробке сидит.

Он всё время играет,

Поёт, говорит.

(радио)

(Л. Ульяницкая)

1 команде. Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

(пылесос)

(В. Фетисов)

2 команде. Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно –

Появится кино.

(телевизор)

(Л. Сандлер)

1 команде. В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

(утюг)

(С. Маршак)

2 команде. В белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундуке – холодища.

(холодильник)

(Н. Шевляков)

Молодцы! Заметно, что вы книги читаете и загадки любите отгадывать. Устали?!

Физкультминутка (каждая команда получает азбуку, выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее).

Ребята! Я сегодня встретила ежа и чижа, оба они несли себе запасы съестного. Хотите узнать, чем же они любят лакомиться?

(упражнение для глаз)

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везёт на спинке ёжик?

Что несёт в мешочке чиж?

Я В Б Д Л М О П К Ю И

В Г Д Ж Ф М П С Т Ю Э

З Г Ё Ф Р Ж Н С А Т Э

(зачеркнуть буквы маркером)

СЛОВО СОВЕТУ МУДРЕЙШИХ

7-ой конкурс капитанов «Ромашка»

(Оторвав лепесток от ромашки, прочитать загадку на его обратной стороне и отгадать её. Тема загадок этого конкурса — цветы).

Необычная ромашка

В гости к нам сейчас пришла,

Не на лугу, не в поле я её нашла.

Лепесточки белые отрывай,

На вопросы хитрые отвечай.

Хоть заданья не просты,

Но ответить в силах ты.

8 конкурс «Пантомима».

(каждая команда получает карточку с загадкой. ЗАДАНИЕ – изобразить отгадку пантомимой: движениями, жестами, мимикой, но без слов).

СЛОВО СОВЕТУ МУДРЕЙШИХ

II. ВЫВОД: Итак, друзья, сегодня мы поговорили о загадке:

Загадка – поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Для загадки характерны черты: краткость, конкретность, иносказательное описание предмета (метафоричность), ритмичность и рифмованность, форма вопроса.

Загадывание и разгадывание загадок было своего рода единоборством. Придавая смысл слову, человек загадывал загадки в особо важные моменты жизни. Например, загадка – непременный атрибут свадебного обряда.

Жениха испытывала невеста в разгадывании загадок, чтобы выяснить, достоин ли он невесты. А в русских сказках и невесты демонстрировали смекалку и мудрость с помощью загадок.

Молодцы!

ДЕРЕВО ЗАГАДОК

Дерево загадок

Цели: Развитие интеллектуальных способностей детей; развитие интереса к самостоятельному составлению загадок, шарад; сплочение детского коллектива.

Вопросы-загадки.

(ответы оцениваются в 1 балл)

1. Нам и в дождь и в зной

Поможет друг

Зеленый и хороший ,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

2. Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее цветок и лист

Нам с тобой идет на чай.

Что за травка, отгадай!

(Душица.)

3. Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осел.)

4. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница.)

5. Щеки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис.)

6. Круглая, да не мяч.

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

(Репа.)

7. Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала –

Опять побежала. (Река.)

8. Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы.)

9. На лугу среди букашек

Поднялся переполох:

Оттеснил семью ромашек

Великан … (чертополох).

10. Зеленый поясок в траве затерялся.

(Ящерица.)

I1. На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

(Барометр.)

12. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колечках, будто еж,

Вот и назван … (Ежевика).

Вопросы-шарады.

(ответы оцениваются в 2 балла)

1. Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали.

(Гори-зонт.)

2. С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» — от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

(Kapma-napma.)

3. С глухим согласным

Наливаюсь в поле,

Со звонким —

Сам звеню я на раздолье.

(Колос-голос.)

4. Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный, знойный день.

Но если согласные буквы

В себе переставлю я,

Получится новое слово,

Несущее боль для меня.

(Липа-пила.)

5. Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «Г» приставишь впереди –

И в небе я загромыхаю.

(Роза-гроза.)

6. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь — поставь меня в вазу …

Но с буквой «К» в огород я пойду

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу.

(Роза-коза.)

7. С «С» на дереве расту,

С «Ж» по дереву ползу.

(Сук-жук.)

8. Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха-муха.)

9. Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву «А» — и я завою.

(Сирена-сирень.)

10. Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но «К» на «Ц» перемени –

Я по болоту зашагаю.

(Капля-цапля.)

I1. С «Л» — лить слезы заставляю,

С «Ж» — по воздуху летаю.

(Лук-жук.)

Вопрос-загадка.

(ответ оценивается в 4 балла)

Первый слог метут метлой,

Глазом назову второй,

Третий — резать хлеб годится.

А четвертый — лишь частица.

(Сор-око-нож-ка.)

Что за чудо — синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус.)

Ходит скалка по дороге ,

Грузная, огромная.

И теперь у нас дороги,

Как линейка, ровные.

(Дорожный каток, грейдер.)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор.)

В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жара,

В сундучище — холода.

(Холодильник.)

Наведем стеклянный глаз,

Щелкнем раз — и помнит вас.

(Фотоаппарат.)

Доскажи словечко…

Смело в небе проплывет,

Обгоняет птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое?

(Самолет).

Без разгона ввысь взлетело,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет Н

Наш российский … (вертолет).

Кочуя порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит… (телефон).

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала,

Глядите, побежала

Телега без коня!

(Грузовой автомобиль.)

На деревянной речке

Плывет кораблик новый.

Свивается в колесики

Дымок его сосновый.

(Рубанок.)

Первое — нота,

Второе — игра.

Целое встретится у столяра.

(Долото.)

Замечательный дружище,

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете –

Каждый день с ним на работе.

(Топор.)

Везде сует свой нос витой.

Дыру проткнет в стене,

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне.

(Сверло.)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За

За этой тараторкой.

(Мотоцикл.)

Четыре братца

Уговорились гоняться.

Как не бегут,

Друг друга не догонят.

(Колеса.)

Бывает ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи — как называются

Такие чудеса.

(Моечная машина.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернутся — под лучами

Отливает серебром.

(Самолет.)

Под водой железный кит.

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой.

(Подводная лодка.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Локомотив и вагоны.)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Этой мой …(велосипед).

Сам не видит, а другим указывает,

Нем и глух, а счет знает.

(Километровый столб с указателем.)

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит.

Пройдет по волнам великан-пароход.

И каждую каплю с собой заберет.

(Комбайн.)

Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась, в доске увяз.

(Отвертка и шуруп.)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету).

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит хобот чистоту

И гудит, как снайпер ТУ.

(Пылесос.)

Страну чудес откроем мы.

И встретимся с героями

В строчках на листочках,

Где страницы на точках.

(Книга.)

У стены большой и важной

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

Дороги имеются — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках в морях воды нет.

(Географическая карта.)

Шар не велик,

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет весь свет.

(Глобус.)

По стране в поход идем –

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута отклониться,

Нам покажет верный друг

Путь на север, путь на юг.

(Компас.)

Ходит по небу рука,

Задевает облака,

А под нею гам и гром –

Вырастает новый дом.

(Строительный кран.)

Длинной шеей верчу,

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут — положу.

Человеку я служу.

(Подъемный кран.)

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоят, она идет.

(Эскалатор в метрополитене.)

В воде он медленно плывет,

В станке летает взад-вперед…

(Челнок.)

Из разного бывает материала:

То из земли, то из воды, то из металла.

(Вал.)

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются… (иголки).

Над рекою поперек

Великан однажды лег.

Через реку по спине

Он ходить позволит мне.

(Мост.)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился… (парашют).

Поселились мудрецы

В застекленные дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне.

(Книги.)

Скажи, кто дела так боится,

Как палки — пес,

Как камня — птица?

(Лентяй.)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

(Светофор.)

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь забьет.

(Молоток, гвоздь.)

Берега зеленые, вода красная, рыбки черные.

(Арбуз.)

Проживают в темнице вспыльчивые сестрицы.

(Спички.)

В одну сторону толкает, А в другую не пускает.

(Ветер.)

Надо мной — дуга,

Да не радуга,

А во мне — вода,

Да ненадолго.

(Ведро на коромысле.)

Она черная?

Нет, красная.

А почему белая?

Потому что зеленая.

(Смородина.)

Ни вода, ни суша,

В лодке не проплывешь

И пешком не пройдешь.

(Болото.)

Висит сито,

Не руками сшито.

(Паутина.)

Ты от нее — она за тобой,

Ты за ней — она от тебя.

(Тень.)

Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет.

(Туча.)

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое — больным на здоровье,

Второе — от тьмы свет,

Третье — текучих и сыпучих пеленать,

Четвертое — свежий колодец.

(Банный веник, лучина, береста для

посуды, березовый сок.)

Сама не ходит, а других водит.

(Дорога.)

Чем больше от нее отбавишь,

тем она больше становится.

(Яма)

Я хожу, а он остается.

(След.)

Бежит без ног, рукава без рук.

(Река.)

Без ног — бежит, не догонишь,

Без крыльев — летит, не поймаешь

(Река.)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык.)

Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

(Время)

Кверху дном — полная,

книзу дном — пустая.

(Шапка.)

Днем обручем, ночью змеей.

(Пояс.)

Загадки-шутки.

1. Загадка пастуха.

У этой загадки забавный конец! Паслись на опушке 16 овец. У леса ходили они по опушке, Вдруг 5 побежали с опушки к речушке, Подумай (вопрос не лишен интереса). Сколько овечек осталось у леса? (Совет: чтоб в ответе был ты прав, прошу учесть овечий нрав.)

2. Какое государство начинается на «А» и оканчивается тремя «Я»? (Австрия.)

3. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной.)

4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных.)

5. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)

6. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

7. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим име­нем? (Роман.)

8. Из какого сосуда не напьешься? (Из пустого.)

9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

10. Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)

Если дождик за окном

163

11. Каким гребнем нельзя причесаться? (Гребнем волны.)

12. Сын моего отца, а мне не брат. (Я сам.)

13. Из каких двух нот можно сварить суп? (Фа, соль.)

14. Перечислите пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (По­завчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

15. Какой город летает? (Орел.)

16. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

17. Что легче — пуд железа или пуд сена? (Одинаково.)

18. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (По полу.)

19. На что Степа шляпу купил? (На голову.)

20. Каких камней в море нет? (Сухих)

Сценарий интеллектуально-развлекательной программы

«Праздничный парад загадок, викторин, шарад».

Ведущий:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Нам лето дарит яркий праздник,
И главный гость на нём – игра!
Она наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать!

Добрый день вам, ребятишки! И девчонки и мальчишки! Вижу, улыбки — открытые, глаза — блестящие, настроение — отличное, значит – празднику сегодня БЫТЬ!!! Сегодня всех вас мы приглашаем в удивительную страну – Игралию, на праздничный парад загадок, викторин, шарад!

Ребята, скажите мне, а вы хотите стать умнее и находчивее, узнать интересное, разгадать трудное? Хотите весело и пользой провести досуг? Мы предлагаем вам…поиграть.

Игра – дело серьёзное. И в то же время игра – всегда азарт, интерес. Поиск, неожиданные находки и открытия. Игра – это способ познания окружающего мира. Играя, мы учимся преодолевать неудачи, достойно встречать поражения. В игре мы растём и взрослеем.

И в этом вы сегодня убедитесь сами. Потому что сегодня для вас — «Праздничный парад загадок, викторин, шарад»!

Для участия в интеллектуальных играх нашего парада нам потребуется две команды.
(Идёт деление участников праздника на две команды)

Наш парад состоит из нескольких отдельных туров. За правильные ответы на счет каждой команды будут начисляться баллы, сумма которых в финале программы поможет определить победителя. Отвечать на поставленные вопросы нужно будет, подняв сигнальную карточку. У одной команды – она жёлтого цвета, у другой команды – красного. Сразу хотим сделать предупреждение – за выкрики ответа с места команды будут штрафоваться – то есть со счета заработанных баллов будут сниматься штрафные очки. Задача ясна? Тогда … Мы начинаем!

ВЕДУЩАЯ.
Есть загадки в нашем крае,
До того мудрёные…
Кто загадку отгадает –
Попадёт в ученые!

Наш первый тур называется «ЗАГАДОЧНОЕ АССОРТИ».

А это значит, что команды должны будут дать ответ на поставленный вопрос загадки. Балл за каждый правильный ответ будет начисляться той команде, которая первой поднимет сигнальную карточку.

Команды готовы? Внимание! Слушаем загадки – находим отгадки!

1. Мешено, квашено, вялено, на стол поставлено (ХЛЕБ)

2. Один бежит, другой лежит, третий кланяется. (РЕКА, КАМЕНЬ, ТРАВА)

3. То толстеет, то худеет – во всю избу голосит. (ГАРМОНЬ)

4. Легко поднимешь, а через хоромы не перекинешь. (ПЕРО)

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (МОХ)

6. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. (ОСИНА)

7. С молоком, а не коровушка, летает, а не совушка. (ОДУВАНЧИК)

8. Сама холодна, а людей обжигает. (КРАПИВА)

9. Белые горошки на зелёной ножке. (ЛАНДЫШ)

10. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живёт на земле. (ЛЯГУШКА)

11. Он сети, как рыбак готовит,
А рыбы никогда не ловит. (ПАУК)

12. Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица. (БЕЛКА)

ВЕДУЩАЯ.
С детства все мы любим сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствуют сердца.

А мы переходим к 2-му туру нашего парада, который называется «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯСНЯЛКИ»
Сейчас буду звучать вопросы о сказочных героях. Для облегчения решения задачи к каждому вопросу вам будут предложены три подсказки. А теперь, ВНИМАНИЕ!

Правила ТУРА:
Если Вы угадали ответ
— с первого объяснения – 3 балла
— со второго объяснения – 2 балла
— с третьего объяснения – 1 балл

1. Он всегда очень грустный
— У него был День рождения
— Сова подарила ему хвост (ОСЛИК ИА)

2. Он жил в джунглях
— Он обучал волков законам джунглей.
— Маугли тоже был его учеником (МЕДВЕДЬ БАЛУ)
3. Он постоянно падал.
— Сначала он сам не знал своего имени
— Его друг крокодил (ЧЕБУРАШКА)
4. У него были очень узкие двери
— Он был очень воспитан.
— Винни-Пух съел у него всё сладкое (КРОЛИК)
5. Он путешествовал в Африку
— Он любил всех животных
— Он вылечил даже Бармалея (ДОКТОР АЙБОЛИТ)
6. Она была очень доброй и трудолюбивой
— Она за ночь сшила целых три бальных платья.
— Её крёстной была фея (ЗОЛУШКА)
7. Он бежит – земля дрожит
— Он мог допрыгнуть до окна царевны
— Его звали Вещий каурка (СИВКА БУРКА)
8. Она смелая и умная девочка
— Она жила у Медведя
— Она испекла пирогов и отправила бабушке с дедушкой ( МАШЕНЬКА)
9. Он утверждал, что мальчиков тоже надо пылесосить
— Он очень любил шалить
— Он хотел 8 тортов и одну маленькую свечку ( КАРЛСОН)

10. Ему постоянно вредили грызуны
— Он не умел злиться
— Он хотел жить дружно (КОТ ЛЕОПОЛЬД)

ВЕДУЩИЙ:
Вряд ли в нашей стране найдутся люди, никогда не слышавшие о «Книге рекордов Гиннесса». В ней собраны факты о самом-самом-самом, достойном внимания и восхищения! Мы тоже готовы поговорить сейчас с вами об этом. То есть о самом интересном и впечатляющем.

И сделаем мы это с помощью следующего, третьего тура нашего парада – викторины «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ»

Условия этого состязания просты: услышав вопрос и решив дать ответ на него, вы также поднимаете сигнальную карточку. Команда, первой поднявшая карточку и давшая правильный ответ, получает на свой конкурсный счет 1 балл. Вы готовы к следующему испытанию? Тогда внимание, вопросы викторины «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ!»

1. Самый большой медведь? (Белый медведь.)
2. Самый зубастый столовый прибор? (Вилка.)
3. Самая походная сумка? (Рюкзак.)

4. Самая плавательная обувь? (Ласты)
5. Самый небесный цвет? (Голубой)
6. Самый детский театр? (Кукольный театр.)
7. Самое детское плавательное средство? (Надувной круг.)
8. Самый первый школьный учебник? (Букварь.)

9. Самые большие волны? (Цунами.)
10. Самый высокий сказочный милиционер? (Дядя Стёпа.)
11. Самый добрый сказочный доктор? (Доктор Айболит.)
12. Самое верное человеку животное? (Собака.)

13. Самая овощная сказка. («Приключения Чиполлино», Джанни Родари.)
14. Самая красивая птица в мире? (Павлин.)

15. Самый походный музыкальный инструмент? (Гитара.)
16. Самый русский музыкальный инструмент? (Балалайка.)
17. Самый лучший в мире крокодил? (Гена, друг Чебурашки.)

ВЕДУЩАЯ:
Время движется вперёд, и подсказывает нам, что пора переходить к следующему туру нашего парада – четвёртому, который называется «ШАРАДЫ».

Кстати, кто может дать мне четкий ответ, что же такое шарады? (Ответы)
Чтобы знать четкое определение этого слова, предлагаю вам прослушать небольшую справочку:
«Составные части шарады – это отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом — смысл всего слова». Теперь, когда вам знакома расшифровка этого необычного слова, я думаю, можно переходить к самому конкурсу. Условия его, так же как и в предыдущих турах, просты – за каждое правильно угаданное слово команда получает один балл, предварительно подняв сигнальную карточку и дав ответ.
Итак, я объявляю четвертый тур – «ШАРАДЫ»

ШАРАДЫ ПО АЛФАВИТУ

БУКВА А

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили —
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
(АКТЕР — ТЕРКА)

БУКВА Б

С Д я к жидкостям привык,
С З огромный дикий бык.
(БИДОН — БИЗОН)

С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С — для повара важна.
(БОЛЬ — МОЛЬ — РОЛЬ — СОЛЬ)

БУКВА В

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь —
И стану птицей я лесной.
(ВОЛГА — ИВОЛГА)

С буквой Ч для вас я
Друг, приятель.
А стоит Ч сменить на Г,
Как перед вами встанет неприятель.
(ВРАЧ — ВРАГ)

БУКВА Г

С буквой Л в игре в футбол
Часто слышим слово . . . .
С Д уж в слове смысл не тот —
Мерой стало — просто . . . .
(ГОЛ — ГОД)

БУКВА Д

Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(ДАЧА — ЗАДАЧА)

Читайте слева от меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(ДОГ — ГОД)

БУКВА И

Мы всех — и взрослых и детей —
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить Т,
Мы их ужасно напугаем.
(ИГРЫ — ТИГРЫ)

БУКВА К
Начало — голос птицы,
Конец на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда.
(КАР-ТИНА)

С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П от вас не утаю —
Тоже в школе я стою.
(КАРТА — ПАРТА)

БУКВА Л
Чтоб отгадать, имей терпение:
С Л я — часть лица,
а с Б — растение.
(ЛОБ — БОБ)

С Л я слезы вызываю,
С Ж по воздуху летаю.
(ЛУК — ЖУК)

БУКВА М
С М гожусь тебе я в пищу,
И могу быть я цветком,
С Р в реке меня разыщут,
С С вдруг стану я мешком.
(МАК — РАК — САК)

БУКВА Н

Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно.
(НОС — СОН)

БУКВА О

Мне не пройти в ветвистый лес —
Мои рога в ветвях застряли,
Но обменяй мне Л на С —
И листья леса все завянут.
(ОЛЕНЬ — ОСЕНЬ)

БУКВА Р

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь — поставь меня в вазу.
Но с буквою К в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(РОЗА — КОЗА)

БУКВА С

Со звуком С я невкусна,
Но в пище каждому нужна,
С М берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(СОЛЬ — МОЛЬ)

БУКВА У

С У — ползучий, с Ж — колючий.
(УЖ — ЁЖ)

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(УХА — МУХА)

БУКВА Х
С буквой Х меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
(ХАЛАТ — САЛАТ)

БУКВА Ш

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь,
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(ШЕСТ — ШЕСТЬ)

БУКВА Я
В начале слова — обрыв, овраг,
Потом — на конверте почтовый знак.
В целом, то место, куда на Руси
Товары свои привозили купцы!
(ЯР-МАРКА)

ВЕДУЩИЙ:
Мы вышли на финишную прямую. И у нас, последний пятый тур нашего парада – «АУДИОВОПРОС».
Дорогие друзья, вам необходимо определить по звучанию, кто из мультяшных героев исполняет песню или произносит фразу. Ответы также будут приниматься только после того, как вы поднимете сигнальную карточку. За каждый правильный ответ будет происходить пополнение ваших конкурсных копилок.

Готовы? Внимание, слушаем первый музыкальный фрагмент.

Порядок музыкальных треков:

1. «Малыш и Карлсон»
2. Песенка «Если добрый ты» (Кот Леопольд)
3. «Возвращение блудного попугая»
4. Песенка Мышонка
5. Песенка Шапокляк
6. Фраза из мультфильма «Маша и Медведь»
7. Песенка «Я на солнышке лежу» (Львёнок и Черепаха)
8. Фраза из мультфильма «Ну, погоди!»
9. Песня Забавы ( Из мультфильма «Летучий корабль»)
10. Фраза из мультфильма «Маугли»
11. Песня Атаманши и разбойников («Бременские музыканты»)
12. Песенка Кота Матроскина
13. Песенка друзей «Ничего на свете лучше нету» («Бременские музыканты»)

ВЕДУЩАЯ:
Вот и подходит к концу наш удивительный парад загадок, викторин, шарад. Очень приятно, что в зале царил дух соперничества и конкурсной борьбы.
Через мгновения мы узнаем, какая же из команд стала победительницей. Но мне кажется, что сегодня вполне уместно будет напомнить принцип олимпийского движения: «Главное – не победа, главное – участие!»

(Объявляется результат прошедшей игры. Награждение сувенирами.)

ВЕДУЩИЙ:
Закончился конкурс, закончилась встреча,
Настал расставания час…
Но вы не грустите, вы к нам приходите,
Мы встретимся с вами не раз!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить доверенность на постановку на учет автомобиля
  • Как найти метры квадратные забора
  • Как найти кинетическую энергию груза маятника
  • Что такое аутентификация вай фай как исправить
  • Невозможно вставить множественное выделение как исправить