Как составить визуальное расписание на весь день для детей с аутизмом

Тема:
«Визуальное расписание».

Сегодня,
я хочу рассказать, Вам о значимости «Визуального расписания» для детей с РАС.
Когда у родителей спрашиваешь, используют ли они «Визуальное расписание» дома,
они категорически отвечают «НЕТ». Потому что на составление ВР нужно потратить
много сил и времени, а у них как правила нет не времени, не желания этим
заниматься. И каждый из них думает, что затратив много времени и сил они не
получат того результата который хотели бы получить. Допуская эту ошибку,
родители усложняют жизнь своим детям и педагогам, т.к. ВР могло бы намного
больше облегчить жизнь их детям и педагогам и сделать легче адаптацию ребенка к
учебному заведению.

Давайте
представим себе такую ситуацию, что Вы приехали в страну с культурой,
отличающейся от культуры Вашей страны. Вы не понимаете местного языка, и у Вас
нет ни гида, ни переводчика. Вас спрашивают, куда бы Вы хотели пойти, чем
заняться, а Вы даже не понимаете вопросов и не можете ничего сказать. Примерно
таким образом выглядит ситуация для многих детей – аутистов, которые по причине
глубоких речевых нарушений не способны сами принимать решения о ходе своей
повседневной жизни. Неудивительно, что отсутствие контроля над событиями своей
жизни часто приводят к вспышкам раздражения и проблемам поведения. Мы бы,
наверное, тоже впадали в ярость, если бы не могли самостоятельно решать, когда
нам есть, что делать потом, или чем заняться в свободное время.  

Но
я могу сказать Вам больше, мы ежедневно и постоянно используем расписание:
просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти
помощники призваны облегчить нам задачу по запоминанию больших объемов
информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт, и очень часто мы
оказались бы без них как без рук.

Однако
обычным людям не нужно напоминать себе о многих бытовых моментах. Мы так
привыкли к ним, что выполняем эти действия совершенно автоматически. И вот
здесь существует значительное отличие обычной нервной системы от нервной
системы аутичного человека:

  • Во-первых,
    дети с РАС плохо справляются с большинством привычных процессов, когда у
    них нет четкой структуры перед глазами.
  • Во-вторых,
    они гораздо более чувствительны к внешним раздражителям, которые атакуют
    сенсорную систему.

(!)
В этих сложных условиях визуальное расписание способно превратить хаос в
порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку.

Что
же представляет собой визуальное расписание?
Говоря
максимально просто:

  • Это
    последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают
    этапы каких-то событий или занятий.

Для
детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания
все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.

Это
также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди
которых может быть всё, что угодно:

  • чистка
    зубов,
  • гигиена
    перед сном,
  • сам
    процесс отхода ко сну,
  • навык
    самостоятельной игры,
  • приготовление
    бутерброда и яичницы,
  • умение
    пользоваться туалетом без помощи взрослых и т.п.

Расписание
должно помогать ученику не только тогда, когда у него все хорошо, но, прежде
всего, в моменты растерянности, эмоциональных срывов, стресса. Именно в эти
моменты волнений и штормов расписание будет своеобразным якорем, который
позволит ребенку выполнять то, что от него ожидают. Когда вас переполняют
эмоции, интеллект пасует перед их силой. У детей с РАС дела обстоят точно так
же. Максимальная простота содержания лучше всего поможет мозгу 
расшифровать и использовать подсказку. Всегда делайте расписание чуть
ниже интеллектуального уровня, на котором сейчас, по вашему мнению, находится
ребенок. Ваша конечная цель – независимость ученика.

Визуальное
расписание бывает нескольких видов:

1.
ПРЕДМЕТНЫЕ РАСПИСАНИЯ

Это
самый простой вид расписаний, который хорошо помогает тем детям, кто плохо
владеет речью или практически не разговаривают.

Занятия
в таких расписаниях отображаются конкретными предметами: например, для письма –
тетрадь, или ручка.

Перед
тем, как начать новое занятие или перемещаться куда-то, передавайте ребенку
соответствующий предмет. Важно подготовить список, в котором будет указано, что
каким предметом отображается, и не путать ребенка противоречивыми вводными
данными. Однажды выбрав предмет, не меняйте его произвольно (!).

Яркий пример
предметного расписания для комплексного навыка
можно было
увидеть еще в советских детских садах. Когда на тихо часу воспитатель
раскладывал вещи на стульчик детям именно в том порядке, как их нужно надеть.

Как
правило предметное расписание в чистом виде используют для безречевых детей в
самом начале их обучения. Я использовала это расписание на занятиях подготовке
к школе.

2.
РАСПИСАНИЯ-КАРТИНКИ

Когда
ребенок с РАС приходит в школу учитель, как правило начинает использовать
расписания – картинки или фотографий. Почему именно фотографии, потому что в
новом месте при адаптации к школе, ребенку будет привычнее  и легче когда он
смотри на фотографии со знакомыми предметами.

Если
ребенок может положить карточку с изображением предмета на такую же картинку на
большой доске, то он готов к расписанию в виде картинок или фотографий. Что
именно вам выбрать — рисунки или фото — во многом зависит от ребенка.

Часть
детей отдает предпочтение одному, а часть – другому способу кодирования. В
общем случае присутствуют возрастные особенности в умении различать и понимать
изображения
. Чем старше ребёнок, тем лучше у него понимание упрощённых
символов. Оцените истинное развитие ребенка, а не число лет, и по ходу возраста
переходите от натуральных фотографий – через чёрно-белые фото и подробные
рисунки – к простым рисункам и символическим иконкам.

Можно
начать с ламинированных фотографий реальных предметов и создать на их основе
целый набор карточек. На них могут быть изображены книжки и игрушки ребенка. Со
временем делайте попытки перейти на более абстрактные рисованные картинки.

Картинки
и фотографии могут быть как цветными, так и черно — белыми. Здесь главное
учитывать интересы и уровень развития ребенка.

3.
СЛОВЕСНЫЕ РАСПИСАНИЯ

Этот
вид расписаний на первый взгляд неотличим от сходных планов обычных людей, но
события в нем описанные, как правило, достаточно заурядны и крайне
мелко раздроблены
.

Это
ещё один факт, с которым нужно смириться, осознавая аутизм ребёнка.

Такие
расписания отлично подходят для детей, которые умеют читать. На такой вид
расписаний лучше всего переходить, дополняя картинки словами, а потом полностью
исключая изображения.

Начните
с простого листа бумаги. Пусть ребенок вычеркивает то, что он уже сделал. Затем
переходите на более сложные ежедневники — с множественными инструкциями на разные
дни или на электронные органайзеры.

Мы сейчас говорили о  трех
базовых вида расписаний, но их можно комбинировать между собой, видоизменять
или дополнять. Часто именно метод проб и ошибок дает наилучшие результаты, ведь
вы подыскиваете наилучший вариант индивидуально. Поэтому не бойтесь
экспериментов, чтобы определить именно то, что лучше всего работает для вашего ученика.

Следует
учитывать  НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ – для наиболее успешной визуальной
поддержки детей с РАС.

Размеры картинок

Если
ребёнок только учиться пониманию вещей на абстрактном уровне, для него имеет
смысл использовать картинки большого размера.

Картинки
маленького размера появляются тогда, когда дети уже понимают, какие объекты
имеются в виду: они знают их в реальной жизни, или уже умеют ими пользоваться.

Для
помощи ребёнку в продвижении с уровня больших картинок к маленьким (и от
фотографий к рисункам) можно использовать сборное изображение.
Для этого на большой фотографии одного объекта в углу приклейте маленький
рисунок этого же объекта. Например, фотография автобуса включает в себя
небольшую схематичную картинку автобуса – в нижнем углу. Это поможет ребёнку
осознать, что оба изображения обозначают одно и то же.

Если
у вас не стационарное расписание, а какое – то пособие,

Которое
предусматривает формат 2 и более изображений, то картинки необходимо
располагать вертикально – от верха к низу – для тех детей, кто
только начинаем работать с такими материалами. Или горизонтально –
слева направо
– для тех детей, кто уже демонстрирует любые признаки
готовности к освоению чтения.

Чем
полезно расписание:

  • Помогает
    уменьшить тревожность ребёнка с РАС
  • Улучшает
    понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации
  • Обеспечивает
    ребёнка с РАС необходимой информацией:
    • Какие
      привычные действия будут сделаны в этот день
    • Какова
      последовательность событий в будущем
    • Какие
      новые виды деятельности появятся
    • Каких
      видов деятельности не будет
    • Когда
      следует закончить одно, чтобы приступить к другому

Какие
изображения использовать:

  • Используйте
    максимум 6-7 изображений
  • Указывайте
    время, когда виды деятельности меняются или меняется расположение ребёнка
    в пространстве
  • Привлекайте
    общие символы, которые покрывают всю категорию
  • Указывайте
    точные слова, которые вы будете использовать и при общении с ребёнком по
    поводу этого вида деятельности

Куда
повесить расписание:

  • Крепите
    на видном месте, где легче всего показать на график (на доске в классной
    комнате, или на стене в кухне/детской комнате)
  • Вешайте
    так, чтобы ребёнок мог сам обращаться к расписанию для коммуникации с вами

Помните,
что любые указательные картинки должны располагаться на уровне глаз
ребёнка
(а не взрослого!)

Как
использовать расписание:

  • Определите
    специальное чёткое время, когда вы сможете не торопясь объяснить ребёнку
    расписание.
  • Удаляйте
    изображение как только деятельность закончена
  • Показывайте
    на картинку приближающегося действия, особенно, когда ребёнок заведомо не
    хочет его выполнять
  • Объясняйте
    изменения в привычных рутинных делах, открепляя одну картинку и прикрепляя
    другую (например, не будет «Продлёнка», вместо неё — «Игры дома»)

Когда
ребенок привыкнет к расписанию он сможет самостоятельно менять карточки.

  • ребенок
    подходит к расписанию
  • смотрит,
    что на первой карточке
  • снимает
    ее, кладет в коробку
  • и
    идет выполнять задание.

Хорошо
структурированная визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка,
потому что обладает следующими преимуществами:

  • Самые
    сильные стороны – для развития и обучения.
    Визуальный
    канал наиболее развит у большинства детей с РАС. Расписание позволяет
    изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону
    ребёнка.
  • Исключение
    лишней речи из перечня внешних раздражителей.
    Визуальное
    расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и
    необходимость реагировать на их изменчивые слова (= удаляет ребёнка от
    сенсорных перегрузок)
  • Не
    нужно запоминать быстро и сразу надолго.
    Это позволяет
    ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь
    картинки всегда перед глазами.
  • Фиксация
    начала решения проблемы и результата усилий.
    Иллюстрации
    объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна
    заканчиваться цепочка его действий.
  • Снижение
    тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых
    обстоятельствах.
    Расписание делает предсказуемым
    изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно
    ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение,
    другие люди и т.п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от
    неизвестности будущего.
  • Рост
    самооценки.
    Это автоматический плюс любой самостоятельности.
    С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким
    и наиболее безопасным.
  • Первые
    посылы к обучению чтению.
    Когда иллюстрации следуют слева
    направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово
    сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.

 Если
расписание не выполняет своей роли, оно лишено смысла. Как же сделать его
максимально эффективным?

НАЧНИТЕ
С МАЛОГО

Форма
«Сначала-Потом» — самый простой вариант визуального расписания

Ее
можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать
последовательность деятельности и поощрения.
Под словом
«Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто
не нравится ребёнку само по себе.

При
этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку
ключевое понимание – последовательность действий во времени и
причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением.

Следующим
этапом может стать визуальное расписание на более продолжительный период, в
котором следует чередовать приятные занятия или предметы и малоинтересные
задачи.

Например
вы для ученика заготовили папку с картинками или фотографиями тех  заданий,
которые ему необходимо выполнить. Задания естественно необходимо чередовать, те
которые ребенку нравятся и те, которые он выполнять не любит.

Для
обучения комплексным навыкам, и для подготовки к новым событиям добавляйте
мини-расписания только по ним:

Например,
если ваш ученик постоянно испытывает трудности на уроке при выполнении каких –
либо действий, подготовьте для него последовательность картинок, которые
отражают отдельные шаги на пути к поставленной цели. Если ребенок умеет читать
то можно составить алгоритм выполнения действий. Я например в прошлом году,
когда у меня были ученики 4 класса, приклеивала им на обложки тетрадей
алгоритмы разборов.

  • (!)
    Помните, что большое количество небольших расписаний на все случаи жизни
    лучше одного гигантского и запутанного.

Визуальное
расписание необходимо составлять вместе с учеником

Это
очень индивидуальный момент, который полностью зависит от возраста и
способностей ребенка. Тем не менее, чем глубже он будет вовлечен в составление
расписаний для самого себя, тем лучше он будет воспринимать идею следования
этому плану. Участие  ребенка служит основой для его мотивации.

Поначалу
вам придется сложно, но очень важно сохранять настойчивость, не делать пауз в
использовании  расписания и внедрять его во все процессы, происходящие в
течение дня.

  • Расписание
    должно всегда располагаться на видном месте и быть доступным везде.
    Используйте расписание, чтобы возвращать ребенка к запланированному
    занятию, которое он пропустил или прервал.
  • Поощряйте
    ребенка к использованию расписания, ссылаясь на него во время общения
    .
    Обязательно упоминайте расписание, когда вы говорите о том, что произошло,
    происходит или будет происходить с ребенком.

(!)
Не забывайте, что выбор слов должен соответствовать уровню вашего ребёнка:

  • Упрощайте
    и повторяйте одинаково
    все те фразы, которые поясняют
    действия и необходимость следования расписанию. Показывайте поэтапно, что
    вы ждете от ребёнка, когда изучаете комплексный навык, состоящий из
    последовательности простых действий. А если это не работает, используйте
    метод «рука в руке». (Физическая подсказка предполагает физический
    контакт, например: вы берете руку ребенка и помогаете ему выбрать квадрат
    среди трех фигур на столе. Физическая подсказка может быть использована
    при формировании навыков правописания, при работе над навыками
    самообслуживания, когда вы учите ребенка правильно мыть руки.)  Помните,
    что зачастую уходя от слов к физической подсказке, вы становитесь на
    уровень своего ребёнка и проявляете уважение к его особенностям, что
    приведёт его к лучшим результатам в итоге.

Но
то,
что расписание работает сегодня, не означает, что оно сохранит свою
актуальность и в будущем.

Ваша
цель – возрастающая автономность и независимость ребенка, поэтому изменения –
это неизбежная (и даже желательная!) часть процесса. Отслеживайте, как ваш
ребенок использует расписание:

  • Если
    по прошествии нескольких недель ему уже не требуются эти подсказки
    ,
    чтобы достичь какого-то результата, то пришло время переходить к новой
    процедуре.
  • Если
    же никакого прогресса в части независимости не наблюдается
    ,
    попробуйте изменить формат расписания или сократить количество
    составляющих его шагов.
  • Помните,
    что могут быть и другие факторы, которые мешают учебе, например,
    болезнь или проблемы в школе. Возможно, стоит сделать паузу и использовать
    это же расписание в другое время.
  • Обновляйте
    расписания и старайтесь учесть все, что происходит с ребенком
    . Это
    особенно

Визуальное расписание полезно для
ребенка с РАС как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Успешное
решение каждой малой задачи приближает вас к овладению важным жизненным навыком
– умению самостоятельно следовать расписанию и плану. Это поможет ребенку
решать разнообразные  задачи самообслуживания, перейти к самостоятельной
игре без руководства взрослого, лучше успевать на уроках в школе, делать
домашнее задание, а в будущем поспособствует успешному трудоустройству.

Обучение ребенка с РАС использованию визуального расписания в рамках урочной деятельности

        «Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий» [Клинические рекомендации расстройство аутистического спектра Министерства Здравоохранения Российской Федерации, 2020 г]

        По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) РАС встречается у одного из 160 детей по всему миру (включая страны, где диагностика аутизма не ведется вообще или ее уровень является низким). «В письме Министерства Здравоохранения РФ от 2013 года подчеркивается ведущий характер проблемы РАС, а также, утверждается, что распространенность этого состояния в России составляет в среднем 1% от детской популяции… В Санкт-Петербурге в 2020 году было диагностировано и зарегистрировано 617 случаев детей и подростков с «аутистическими расстройствами» при прогнозной цифре 9470 человек» [Исследование фонда «Антон тут рядом», «Дети которых нет: жизненный маршрут ребенка с РАС в Санкт-Петербурге», 2021]

         На сегодняшний день в Санкт-Петербурге только одна школа реализует программу 8 вида и всего 23 ресурсных класса в общеобразовательных школах (По данным сайта ГБУ ЦДК, http://gmpmpk.ru/obrazovanie-detey-s-ovz/268). Очевидно, что это количество не покрывает потребности нашего города. Таким образом дети с расстройством аутистического спектра могут обучаться не только в школе, реализующей адаптированную программу 8 вида, и в ресурсных классах, в условиях инклюзии, но и в общеобразовательных классах (с помощью тьютора или без), в школа реализующих другие адаптированные программы (7, 9 вида).

        В современных условиях любой педагог в школе может встретить ребенка с аутизмом, и должен быть готов создать условия для получения им качественного образования.

Существует 8 стратегий поддержки для детей с РАС: Поощрение, Рутины, Функциональная коммуникация, Успокаивающие сенсорные ощущения, Частичное участие, Время на обработку информации, Структурирование окружающей среды, Визуальные поддержки (расписания, границы, направления)

В своей статье я хочу подробно разобрать визуальное расписание, его функции и значение для ребенка с РАС. Остановиться на таких вопросах, как: подбор визуального расписания для ребенка, обучение ребенка пользованию визуальным расписанием, уменьшение подсказок при пользовании визуальным расписанием.

Визуальное расписание- один из самых эффективных методов обучения ребенка с аутизмом. В структурированной среде, с грамотной визуально поддержкой у ребенка с РАС снижается тревожность, уменьшается нежелательное поведение, легче устанавливается сотрудничество. Ребенок с помощью визуального расписания всегда видит, что за чем следует в течении дня, когда закончится та или иная деятельность. В расписании следует чередовать сложные для ребенка задачи, с более легкими и приятными. Если требуется несколько сложных, нелюбимых активностей подряд между ними можно вставить какое-то поощрение (приз).

Как правило без использования визуального расписание педагог(тьютор) вынужден постоянно либо направлять ребенка физически для совершения какого-либо действия, либо давать вербальные инструкции на каждый новый шаг. Такой подход не способствует развитию самостоятельности у ребенка, делает его зависимым от взрослого человека, формирует также и зависимость от подсказок (вербальные подсказки очень сложно убрать).

Как подобрать визуальное расписание для ребенка?

Визуальное расписание можно условно разделить на несколько уровней:

  1. Предметное расписание. Подходит для тех детей, которые различают предметы по внешнему виду иили предназначению, но затрудняются в различении картинок. Для таких детей визуальное расписание будет состоять из предметов, символизирующих деятельность, которая предстоит ребенку. Ложка обозначает обед, карандаш — рисование, формочка для песочницы – прогулку на детской площадке и т.д.
  2. Расписание из фотографий подойдет для детей, которые уже имеют некоторый уровень различения картинок, однако имеются также сложности с обобщением. Педагог может использовать в этом случае фотографии конкретных предметов, видов деятельности. Например. Фотография класса для обозначения урока, фотография спортзала для физкультуры, фотография мамы, обозначающая что придет мама. Некоторым детям также может быть важна конкретизация – на какой именно детской площадке мы будем гулять? Следует использовать конкретную фотографию для таких детей.
  3. Расписание из картинок. В этом случае используются обобщающие изображения деятельности или предметов. Например, для занятия со специалистом – картинка ребенка, который сидит за партой, для урока письма – ручка и тетрадка, для рисования – краски и кисть, для дневного сна изображение кровати. Следует отметить, что даже для ребенка, который пока не умеет читать, целесообразно подписывать каждое изображение печатными буквами. Во-первых, это способствует формированию образа слова, а во-вторых позволит все специалистом, работающим с ребенком, называть части расписания одинаково (так как подписано)
  4. Расписание в виде слов или фраз, обозначающих предмет или деятельность подойдет для ребенка, который уже умеет читать. В этом случае расписание может быть напечатано или написано, педагогом или самим ребенком.

Как научить ребенка пользоваться визуальным расписанием? Технологии пользования расписанием.

Различают также несколько уровней визуального расписания, в зависимости от времени продуктивной работы ребенка, целей обучения, понимания ребенком системы отсроченного поощрения. Обучение пользованию визуальным расписанием начинается с самого простого («сначала-потом»), со временем можно составлять расписание на целый день или даже неделю. Однако, даже ребенку, который может пользоваться визуальным расписанием на весь день, в некоторых видах деятельности может понадобиться отдельное (встроенное) расписание. Особенно это касается тех видов деятельности, которые новый или сложные для ребенка. Например, на уроке письма можно использовать встроенное расписание на урок: сначала слушать учителя, потом читать слова, потом выполнить пальчиковую гимнастику, потом писать буквы, потом приз)

  1. Сначала-потом. Самый первый этап обучения пользованию визуальным расписанием. Сначала ты пишешь букву, потом играешь в мяч. Сначала ты ешь суп, потом конфету. Как мы видим визуальное расписание применимо не только к урочной деятельности, но может использоваться дома, на улице, где угодно. Уже на этом этапе обычно педагоги и родители отмечают значительное снижение нежелательного поведения. Следует отметить, что на этом этапе в графу потом следует ставить то действие, которое приятно для ребенка (игра, сенсорная активность, отдых) или конкретный предмет, который любит ребенок. Можно использовать предметы для самостимуляции, однако взаимодействие с ними в таком случае следует ограничить по времени (например, использовать таймер). На этом этапе обучения расписанием управляет взрослый – нет задачи обучать ребенка отклеивать карточки с изображением или убирать предмет из расписания. Взрослый на данном этапе директивно устанавливает нужную активность, а вот выбор поощрения после активности предоставляется ребенку. Однако, следует помнить, что выбор всегда должен быть ограничен, оптимально использовать от 2 до 5 предметов или активностей, которые любит ребенок.
  2. Расписание на несколько пунктов или на одну активность. По сути своей это переход от «сначала-потом» к более длинному расписанию. Постепенно следует добавлять в расписание новые пункты. Например, это может быть расписание сначала на пару действий, потом на часть урока, потом на целый урок. На начальном этапе, чтобы не вызвать негатив у ребенка от процесса, ставьте те задачи, которые уже освоены ребенком, находящиеся в сфере его специнтересов, или просто легкие и приятные. В конце расписания следует всегда ставить приятную для ребенка деятельность или игрушку, затем можно чередовать более сложные задачи с более легкими и приятными. Например, на уроке физкультуры расписание может выглядеть так: Разминка, бег, приседания, отдых в сухом бассейне. На этом этапе уже следует продумать технологию управления расписанием. Будет ли ребенок убирать карточки или предметы в специальный конверт или контейнер? Или, если это изображения, он будет переклеивать карточку из графы «нужно сделать» в графу «сделано»? Также можно сделать стрелку которая передвигается к следующему пункту расписания, а само расписание остается стационарным. Можно поэкспериментировать с разными видами расписания, чтобы выбрать оптимальный.
  3. Расписание на учебный день. По мере увеличения количества пунктов в расписании мы можем постепенно перейти к расписанию на учебный день. В этом расписании у ребенка будут его учебные предметы (уроки), перемены, кружки, завтра и обед. Вся деятельность от момента его входа в класс до ухода домой.  Такое расписание позволит ребенку ориентироваться в том, что именно надо подготовить к следующему уроку, куда надо идти (в столовую, в спортзал, в кабинет музыки). В этом расписании могут быть также любимые активности ребенка или игрушки, но их может и не быть если используется параллельно встроенное расписание на уроке, или если ребенок хорошо понимает, что для развлечений у него есть перемена. На этом этапе мы уже хорошо понимаем, какая технология использования расписания подходит ребенку. С одной стороны расписанием управляет взрослый (расписание уроков изменить нельзя), с другой стороны мы можем предоставлять ребенку определенный уровень свободы в выборе активностей на перемене. Стоит помнить, что расписание с одной стороны рутина, которая позволяет ребенку успокоиться в стрессе, а с другой учит ребенка гибкости (например, в ситуации, когда произошла замена или перенос урока)

В целом, если ребенок освоил формат расписания на учебный день, роль тьютора в обучении в рамках урочной деятельности на этом заканчивается. Однако мы можем рекомендовать родителям продолжить обучение пользованию расписанием дома. Например, составить расписание на вторую половину дня или на неделю, если ребенок хорошо понимает дни недели. По мере обучения ребенка пониманию и определению времени, можно добавлять время и в расписание (по аналогии с ежедневником)

Теперь, когда мы выбрали для ребенка вид визуального расписания, поняли этапы обучения ребенка пользованию визуальным расписанием, стоит разобраться с технологией предоставления подсказок и способом редукции подсказки.

Подсказки при пользовании визуальным расписанием.

Способы редукции подсказки, я буду рассматривать на примере визуального расписания, которое в данный момент используется с моими учениками. Это расписание в виде папки, куда с помощью липучки клеятся карточки с названием урока и картинкой, символизирующей этот урок, В конце расписания карточка «домой». На папке есть имя ребенка, а также конверт, куда ребенок убирает картинки тех активностей, которые уже закончились.

Конечно, при пользовании расписанием тьютор может постоянно говорить ребенку: «Посмотри, какой сейчас урок», «оторви карточку», «убери карточку».  Вербальная подсказка сложно редуцируется, не учит ребенка самостоятельности. Он будет по-прежнему зависеть от наших инструкций на каждом шаге. А цель визуального расписания, это самостоятельность ребенка, чтоб визуальное расписание стало подсказкой в течении дня.

Поэтому оптимальным выбором при обучении использованию визуального расписания является физическая подсказка.

Что делать, если ребенок с трудом принимает физическую помощь или не любит прикосновения? В таком случае следует найти те активности, связанные с телесным контактом, которые не взывают дискомфорта у ребенка (тактильные игры, игры через предмет) и начинать с них, постепенно переводя ребенка к подсказке рука в руке, т.е. провести процедуру десенсибилизации. Возможно, на э том этапе следует подключить специалиста по сенсорной интеграции.

Физическая подсказка всегда предоставляется молча. Сигналом к тому, чтобы посмотреть расписание может служить звонок, или слова учителя, например, «Урок закончен». В крайнем случае инструкцию может дать тьютор один раз в самом начале «посмотри расписание». Затем ребенку оказывается полная физическая подсказка. Следует стоять сзади и чуть сбоку от ребенка, направить его к расписанию, помочь отрыть папку, показать пальцем на активность, которая закончилась (если ребенок невербальный, тьютор озвучивает его речь «Урок закончился», если ребенок говорит сам – тьютор молчит), тьютор помогает ребенку отклеить карточку с расписания и убрать ее в конверт, затем помогает ребенку указать пальцем на следующую активность (если ребенок невербальный, тьютор озвучивает его речь «Сейчас перемена», если ребенок может сказать сам – молчит). И направляет ребенка к той активности, которая началась.

Как уменьшать подсказку? При физической помощи делать это довольно легко. Сначала это стопроцентная физическая подсказка, затем помощь оказывается не рука в руке, а тьютор лишь направляет ребенка за предплечье, а манипуляции с расписанием ребенок совершает самостоятельно, затем подсказка уменьшается до направляющей помощи – слегка направить ребенка к расписанию, а заканчивает действие он самостоятельно.

Можно использовать стратегию обратной цепочки. Например, сначала вся цепочка действий с расписание выполняется рука в руке, следующим шагом тьютор помогает ребенку выполнить всю цепочку действий, но последний шаг ребенок выполняет самостоятельно. Затем по аналогии — 2 последних действия, 3 последних действия и так далее, пока вся последовательность не будет выполняться самостоятельно.

Самое главное в физической помощи – это удержаться от вербальных инструкций!

Таким образом, при правильно организованной физической помощи, происходит перенос контроля над действиями ребенка с тьютора на визуальное расписание, что повышает уровень самостоятельности ребенка.

Впоследствии, ребенка можно научить самостоятельно составлять расписание, по общему образцу на доске, или даже пользоваться общим расписанием. Также можно переходить к планированию своего дня, где ребенок может сам определять порядок необязательных активностей, но соблюдая обязательную часть расписания. Вариация для дальнейшего обучения множество.

Однако успех дальнейшего обучения и самостоятельности ребенка зависит в первую очередь от методичного обучения его начальным этапам, описанных в этой статье.

Литература

  1. Клинические рекомендации расстройство аутистического спектра Министерства Здравоохранения Российской Федерации, 2020 г]
  2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. «Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью», СПб, 2018.
  3. Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)» Москва, 2002.
  4. Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.
  5. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
  6. Морозова С.С. «Основные аспекты использования АВА при аутизме», Москва, 2017.
  7. Исследование фонда «Антон тут рядом», «Дети которых нет: жизненный маршрут ребенка с РАС в Санкт-Петербурге», 2021.
    Предыдущая статьяСледующая статья
    • из опыта работы
    • Здоровье детей

    Визуальное расписание для детей с аутистическими нарушениями

    Чем может помочь визуальное расписание ребенку с аутизмом?
    Благодаря такому расписанию развиваются речь, самостоятельность, контролируются нежелательное поведение и эмоции, формируется гибкость в принятии социума.

    Как составить визуальное расписание?
    Самое простое расписание может быть представлено в виде знакомых ребенку объектов или картинок.

    979
    Shape 1 copy 6Created with Avocode.

    Для многих детей с аутистическими нарушениями визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительная поддержка помогает легче осознавать каждый свой день, не испытывать страха перед неизведанностью при смене видов деятельности в распорядке дня.

    Справочно: визуальная поддержка — это использование изображений (картинок, карточек, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации о предстоящих событиях, явлениях, видах деятельности, режиме дня. Дети с аутистическими нарушениями зрительно представленную информацию воспринимают, обрабатывают и осознают проще и успешнее, чем информацию, полученную на слух.

    Купите доступ к порталу erudo.by

    и через 30 секунд
    читайте статьи журнала и скачивайте образцы и формы документов

    Получите доступ к статье всего за 6,00 руб.

    Доступ к статье откроется сразу после оплаты

    979
    Shape 1 copy 6Created with Avocode.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти уровень проекта
  • Как найти азимут точки захода
  • Как найти запчасть по номеру мерседес
  • Display adapter does not support format d24s8 for x8r8g8b8 как исправить
  • Как найти свой стиль в оде