Как составить визуальный конспект

Скетчноутинг — революционный способ конспектирования лекций, конференций, мозговых штурмов и деловых встреч. Использование этой техники позволяет фиксировать информацию в форме рисунков и символов, создавая визуальную карту каждого выступления. Т&P собрали советы, которые помогут научиться делать полезные зарисовки.

Главное, что следует знать о скетчноутинге — это не искусство и не развлечение. Эта техника разработана для развития навыков усвоения информации и, в конечном итоге, направлена на оптимизацию работы мозга. В основе скетчноутинга лежит теория двойного кодирования, предложенная в 1970 году Аланом Пайвио. Согласно этой концепции, мозг использует для обработки новых данных два канала: вербальный и визуальный. Скетчноутинг дает возможность задействовать их одновременно. Это позволяет создать визуальную карту того, что вы слышите, видите и думаете, а не просто записать прозвучавшие в аудитории мысли. Кроме того, визуальное конспектирование помогает сфокусировать внимание: ведь мозг, целиком поглощенный процессом, «не захочет» отвлекаться на социальные сети или SMS.

Обычный скетч отчасти выглядит как комикс. Рисунки и текст используются в нем наравне. В ход идет все: изображения предметов и ситуаций, логотипы компаний, карикатуры на докладчиков, стрелки, цитаты, подчеркивания, схемы и любые другие элементы. Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрестных ссылок. В результате взглянув на них, можно быстро вспомнить все, о чем шла речь на лекции — даже если с тех пор прошло много месяцев.

Блокноты и ручки

Создавать визуальные конспекты лучше всего в нелинованном блокноте А5 или А4. Держать его можно вертикально или горизонтально. На одну лекцию, как правило, отводится всего один лист или один разворот — так же, как на изображение одного участка поверхности в картографии. Для записей специалисты советуют использовать тонкие черные маркеры, которые хорошо сохнут, долго не кончаются и не просачиваются сквозь бумагу. Также полезны могут оказаться корректор и серые маркеры Copic, разработанные для профессионального рисунка.

Шрифты и рисунки

На самом деле все мы умеем рисовать. Именно с помощью рисунков дети фиксируют и передают информацию до того, как успевают научиться писать, — а значит, базовая привычка к созданию визуальных образов на бумаге есть у каждого. С точки зрения скетчноутинга между плохо нарисованной собакой и собакой, нарисованной хорошо, нет никакой разницы. Но если с визуальными образами совсем не ладится, можно начать с простых форм: квадрата, круга, треугольника, линии и точки. В конечном итоге, даже самый грубый рисунок может выражать идею. Кроме того, большая часть окружающих нас предметов может по форме напоминать простые фигуры: например, планшет имеет форму прямоугольника, а сковородка — круга и т.д.

При создании скетчей используются не только рисунки, но также текст и символы. Среди последних чаще всего встречаются стрелки, «облака» (как в комиксах), знаковые обозначения денежных единиц, логотипы компаний и т.п. Шрифты, подчеркивания и начертания можно использовать разные: например, написать самое важное высокими узкими буквами, а краткие пояснения к ним сделать жирным или орнаментальным шрифтом.

Место и время

Для создания скетчей на конференциях лучше садиться в первый ряд, чтобы перед глазами не было препятствий. Однако если в помещении есть стол, работать за ним может оказаться намного удобнее, чем с блокнотом на коленях. Во время создания конспекта лучше следить за временем. Если половина лекции уже прошла, а лист не заполнен до половины, можно сосредоточиться на деталях, а если наоборот — посмотреть на выступление шире, сфокусировавшись на главных идеях.

Кроме того, прежде, чем делать конспекты обыкновенных лекций или конференций, специалисты советуют потренироваться на видеозаписях. Например, на странице TED постоянно выкладывают свежие записи выступлений на английском, а на сайте Coursera можно послушать лекции и на других языках, в том числе на русском.

Майк Роуди

автор книги The Sketchnote Handbook

Визуальные образы как часть записей используются очень давно: даже Леонардо да Винчи делал это. Рисунок и текст — это очень мощная комбинация. Термин «скетчноутинг» просто показался мне наиболее подходящим для описания конспектов, в структуре которых присутствуют рисунки, иконки и литеры, вдохнувшие жизнь в мои собственные записи. Многие люди, которые недавно открыли для себя скетчноутинг или прочитали мою книгу, говорили мне, что они много лет создают скетчи, но до сих пор не называли их так.

Рисование не всегда отнимает больше времени, чем письмо. Иногда при помощи рисунка идеи можно выразить богаче, поскольку форму и соотношение визуальных элементов не нужно описывать специально. В других случаях эффективнее могут оказаться слова, записанные особым шрифтом. Ключевая идея скетчноутинга заключается в том, что информацию, которую вы получаете или создаете, можно адаптировать. Иногда нужно больше рисунков, иногда — больше слов, но в любом случае под ситуацию можно подстроиться и все равно создать прекрасный скетч.

Что может пригодиться для занятий скетчноутингом:

Визуальные конспекты редко получаются подробными, но я могу вспомнить довольно много деталей, когда смотрю на скетчи, которые сделал год или два назад. Сочетание рисунков и текста вызывает в моей памяти подробности, которые я в тот момент даже не заметил: место, лица людей, запахи, вкусы и многое другое.

Некоторые скетчноутеры советуют использовать только один лист или разворот страниц для каждого скетча, но мне кажется, что это вовсе не обязательно. Используйте столько бумаги, сколько требуется, чтобы передать то, что вы слышите, или то, о чем думаете. Однако если использование большего количества страниц связано с тем, что вы недостаточно хорошо фильтруете информацию и увлекаетесь деталями, нужно быть аккуратнее. Желание фиксировать все возможные подробности опасно, потому что потом вам придется продираться сквозь очень масштабную и запутанную систему элементов. Лично я начал заниматься скетчноутингом как раз потому, что мои заметки были слишком непонятными. Разумеется, если вы учитесь на врача, вам необходимы подробные конспекты. Но даже здесь можно дополнить свои записи рисунками, шрифтами и иконками, чтобы сделать их менее многословными.

Главный совет, который я могу дать тем, кто хочет заняться скетчноутингом — практикуйтесь! Конспектируйте видеозаписи конференций TED, телешоу, научно-популярные фильмы. А еще полезно найти других скетчноутеров, чтобы поделиться с ними опытом и обсудить работы. Но не сравнивайте себя ни с кем, кроме тех, чьи работы вас вдохновляют или вселяют в вас смелость. Это не соревнование. Это навык, который можно совершенствовать всю жизнь.

Полезные пособия по скетчноутингу

Визуальные конспекты, или скетчноутинг, — это революционный метод «записывания» информации, которую нужно запомнить. Применять его можно как на лекциях в институте, так и при мозговых штурмах или, например, чтобы закрепить в памяти и разложить по полочкам главы интересной книги.

При этом вместо традиционного ведения записей используется иной подход: для выделения главного применяются рисунки и небольшие подписи к ним. В итоге страницы с такими конспектами больше напоминают комиксы, но, листая их, человек способен вспомнить то, о чём говорилось на лекции (писалось в книге) быстрее, чем если бы пришлось перечитывать традиционные «буквенные» заметки.

Содержание

  • 1 Почему визуальные конспекты «работают»?
  • 2 Чем и на чём делать визуальные конспекты
  • 3 Визуальные конспекты: техника рисунка
  • 4 Тренировка — залог успеха 
  • 5 Визуальные конспекты: общие правила и выводы 
    • 5.1 Случайные тесты. Ну а вдруг заинтересуют :)

Почему визуальные конспекты «работают»?

Визуальные конспекты — ваш личный «мостик» в память

В начале прошлого, XIX, века психолог из Канады Алан Пайвио разработал теорию двойного кодирования, согласно которой наш мозг лучше всего усваивает новые данные, когда не только слышит информацию, но и наблюдает связанный с ней визуальный ряд.

Метод скетчноутинга одновременно задействует два этих канала. Полученная в результате визуальная карта из просто конспекта превращается в уникальный инфопродукт, наглядный код — синтез того, что слышал, видел и о чём думал конкретный человек при его создании. Это позволяет ему очень быстро и детально вспоминать зашифрованную таким образом информацию.

И отсюда же вытекает первое правило: не стоит думать, что визуальные конспекты — это развлечение. Для того чтобы техника работала, подход к процессу должен быть соответствующим — серьёзным и ответственным.

Как минимум понадобится умение концентрироваться. Отвлекаясь на посторонние дела и мысли, создать качественный скетч не получится. Имеют значение и иные нюансы, подробнее о которых речь пойдёт далее.

Чем и на чём делать визуальные конспекты

Визуальные конспекты лучше делать ручкой или маркером, а не карандашом

Специалисты в области скетчноутинга советуют использовать нелинованные блокноты формата А4 или А5. Для новичков здесь будет верен принцип «чем больше, тем лучше»: разгулявшейся мысли нужно пространство, и пусть его лучше будет слишком много, чем не хватит.

В качестве инструментов для зарисовок хорошо выбирать качественные ручки либо тонкие маркеры, не размазывающиеся и не просачивающиеся сквозь лист. Если не хочется покупать эти вещи наобум, выпускаются специальные наборы для скетчей, где и блокнот, и ручка отвечают всем требованиям процесса.

Авторы мануалов по скетчингу категорически не рекомендуют пользоваться карандашами, как простыми, так и цветными: картинки будут быстро затираться и смазываться. К тому же всегда есть соблазн взять ластик и подправить изображение, а это потеря времени и концентрации.

Суть визуальных конспектов не в красоте подачи, а в эффективности «шифрования».

Визуальные конспекты: техника рисунка

Чтобы делать визуальные конспекты, не нужно быть художником

Часто желание научиться скетчноутингу так и остаётся нереализованным, как только потенциальный «студент» узнаёт о том, что основа техники — рисунок. Убеждение наподобие «я не умею рисовать» присуще многим взрослым людям. Но оно в корне ошибочно. На самом деле рисовать умеют все, кто способен удержать в руке ручку/карандаш.

Кроме того, как уже упоминалось выше, чтобы делать хорошие визуальные конспекты, не нужно быть художником. Не имеет значения, как вы изобразите, к примеру, орла: в виде гордого птичьего профиля с изогнутым клювом либо просто как «галочку». Главное — выразить идею, мысль.

Если с фантазией тоже проблемы, можно начать с использования самых простых форм: кругов, квадратов, треугольников, линий, точек и т. д. Из них легко создать почти любую фигуру внешнего мира. Так, компьютер вполне может быть обозначен как квадрат/прямоугольник, зеркало — овал, а человек — круг + овал + 4 палочки.

С воплощением тезисов в образы тоже мудрить не стоит. Если сюжет не приходит сам, зарисовывайте информацию «буквально». Сложные схемы придут в процессе тренировки. Для начала же хороши любые попытки.

Практикуя визуальные конспекты, не забывайте использовать разные шрифты. Здесь тоже не нужно быть художником-выдумщиком: чередования заглавных/строчных, письменных/печатных, с рамкой, обводкой, подчёркиванием и без и т. д. вполне достаточно.

Пригодятся и элементарные помощники в составлении схем: стрелки, облака, скобки и кавычки, знаки плюс/минус/равно, указатели денежных единиц, даже простые смайлы — ограничений нет. Возможно, со временем и практикой вы придумаете собственную систему условных знаков, которая будет работать безотказно.

Тренировка — залог успеха 

Чем упорнее тренировки, тем качественнее визуальные конспекты

Как и во всяком новом начинании, чтобы совершенствовать навык, необходима практика. При этом необязательно ждать, когда вас пригласят на семинар или лекцию. Тренироваться в скетчноутинге и начинать делать первые визуальные конспекты можно в любой момент, включив любое обучающее видео с YouTube. В идеале, конечно, тема ролика должна быть вам интересна.

Просто возьмите блокнот и маркер, нажмите play и постарайтесь визуально законспектировать то, о чём будет говориться в передаче: последовательно, ничего не исправляя ластиком/корректором, работая с тем, что есть.

Начните с небольших роликов, постепенно увеличивая время до продолжительности научно-популярных фильмов. Если вы не увлекаетесь видеоконтентом, точно так же можно начать с конспектирования глав из книг, статей из журналов и т. д.

Через некоторое время (неделю, две) откройте блокнот, пролистайте страницы и отследите, насколько удалось по сделанным рисункам и схемам вспомнить материал. Если всё в порядке и память живо откликается на «шифр», выдавая тезисы и понятия, значит, вы на правильном пути. Если нет — технику нужно изменить, добавив, например, больше текста или, наоборот, зарисовок.

Визуальные конспекты: общие правила и выводы 

Визуальные конспекты — беспроигрышное вложение времени и сил

  • Выделите свою собственную технику ведения записей. Можно работать по принципу «одна тема — один лист», кому-то удобнее вместо листа использовать целый разворот, а кому-то — конспектировать по отдельным тезисам, перемещаясь между страницами.
  • Откажитесь от подробности. Задокументировать каждое слово не получится, да это и не нужно. Ваша задача — переложить на бумагу самую суть вопроса. Впоследствии, если сможете вспомнить главное, второстепенные и сопутствующие факты всплывут в памяти сами собой.
  • Объективно оценивайте тему и методы её конспектирования. Так, для сложной лекции с обилием терминов, например на медицинскую тематику, мало подходит способ зарисовок. Здесь лучше использовать конкретные и подробные записи, ограничив художественный ряд рамками, стрелками и подчёркиваниями. И наоборот: на лёгкую тему можно сделать визуальные конспекты вообще без слов.
  • Для вдохновения и поиска новых идей изучите тематические сайты. Причём необязательно русские: вам нужны примеры графических элементов, из которых создаются «комиксы», а не инструкции к ним.
  • Прочтите книгу «Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу», автор — Майк Роуди.

Наша память устроена таким образом, что в «быстром доступе» хранится только то, что используется часто. Скетчноутинг — отличная возможность расширить собственные возможности, чтобы учиться, работать и заниматься самообразованием более эффективно.

Случайные тесты. Ну а вдруг заинтересуют :)

Топ-10 необычных скульптур: угадайте город

Будь здоров! Всегда готов?

Как научиться делать визуальные конспекты

Об авторе
Живая и мыслящая часть Вселенной. Путешественник, писатель, читатель, редактор.

Скетчноутинг и визуальные заметки: полное руководство по навыку

Скетчноутинг и визуальные заметки: полное руководство по навыку

Скетчноутинг, или визуальные заметки — один из самых классных софт скиллов современности. Это сплав скоростного конспектирования, осознанного восприятия, мнемоники, стратификации смыслов, да и в конце концов — это очень здорово выглядит!

0B194F33-6957-4667-BA39-2F399A43EEE0_1_105_c.jpeg

Как работает скетчноутинг?

Скетчноутинг — система записи информации на основе тексто-графических скетчей. Один скетч — один тезис, группа последовательных скетчей — одна лекция или выступление.20.png

Почему бы вам просто не записать все что вы слышите от лектора, зачем такие сложности? Ну во-первых, рисовать легче и приятнее чем писать, а во-вторых все лекторы очень любят себя, а значит — любят много и со вкусом говорить. Абсолютное большинство информации даже на самой сухой лекции — вода, и весь полезный контент легко ужимается в небольшие тезисы. Почему бы не записывать только их?

47B44E78-6CE4-463C-9301-2FDDFB36EBA6_1_105_c.jpeg

Тут в дело вступает несовершенство вербальной коммуникации, помноженное на особенности работы нашего мозга. Без подводок, междометий и всего того словесного мусора тезисы будут восприниматься отрывками вне контекста — через время при взгляде на записи вы скорее всего даже не поймете к чему вы это написали.

Скетчноутинг предлагает иной подход — комбинирование вербального и визуального типа восприятия. Это работает так: вы внимательно слушаете о чем говорит лектор, осознаете то что он сказал, после чего упаковываете тезис в быстрый рисунок — скетч, и снабжаете его текстом если необходимо. Хитрость в том, что вы запоминаете информацию дважды — в момент осознания тезиса, и в момент создания скетча, а сам скетч является мнемоническим якорем для этого воспоминания. То есть в следующий раз, даже спустя много лет, при взгляде на этот скетч вы вспомните все, о чем думали в момент создания скетча, вплоть до того как пахло в зале и в каком настроении вы были!

163.jpg

Вы не пишете информацию на бумаге — вы сами и есть бумага, а скетчи являются путеводителем и ключом к вашим воспоминаниям. Вы получаете способность схватывать на лету и быстро конспектировать сложную информацию, создать систему эффективного обучения, и систематизировать ваши записи. Звучит круто, верно?

Как вести визуальные заметки?

Для того чтобы начать практиковать скетчноутинг, нужно понять и прочувствовать самое главное правило — вы рисуете не для красоты, а для решения ваших задач! Большинство людей трезво оценивают свои изобразительные способности, но это не тот случай — вам не нужно уметь рисовать для ведения визуальных конспектов, фактически будет достаточно чтобы вы сами смогли угадать что нарисовали.

272.png

Да, скетчи в книгах, пособиях и гайдах выглядят классно, но вы должны понимать что их авторы когда-то не умели рисовать подобно вам, но это им нисколько не помешало.

Материальная часть

Следующее, что вам понадобится — небольшой блокнот и ручка. Мы рекомендуем именно ручку, потому что она позволяет не беспокоиться о внешнем виде скетча, не тратить время на перерисовку и исправление ошибок. Что сделано — то сделано. И вопрос даже не столько во времени создания, а в том, что скетч становится ключом к воспоминанию только в первоначальном виде, и если вы будете его изменять — то метод будет работать не так хорошо. Так что никаких карандашей — тонкая гелевая ручка с масляными чернилами, или лайнер.

283.png

Что касается блокнота, то он может быть любым, но мы порекомендуем Молескины или Лехтурмы без разметки, или с разметкой в точку. Совсем дешевые блокноты могут разваливаться по блоку или просвечивать с соседних страниц, особенно если вы решите украшать ваши скетчи маркерами или акварелью.

После того, как вы освоите основы скетчноутинга, вам захочется сделать ваши скетчи ярче и нагляднее — для этого можно использовать любые инструменты, от цветных карандашей до маркеров и акриловых красок, здесь вы ограничены только своей фантазией. Но основных инструментов всегда два — блокнот и ручка, остальное строго опционально.

Первые шаги

После того как вы вооружились материально, самое время освоить теоретическую сторону. Большинство источников рекомендуют начать с прочтения книги Майка Роуди “Визуальные заметки” — и действительно, никто не расскажет о методике лучше чем сам ее создатель. Книга небольшая, недорогая, и читается крайне быстро. В ней описаны все техники вместе с упражнениями, и после ее прочтения вы получите запас инструментов и создадите небольшую визуальную библиотеку готовых элементов, которые можно использовать в своих работах.

453BFDAD-42D8-48E7-A92B-95F0F5E21257_1_105_c.jpeg

Ну а пока вы ждете эту замечательную книгу, можете заняться скетчноутингом прямо сейчас, не теряя времени! Мы предлагаем вам несколько базовых упражнений, которые помогут начать осваивать визуальные заметки уже сегодня.

  • Осознанное восприятие.

Это упражнение разовьет у вас те самые “уши гепарда” — особый навык восприятия, который помогает скрайберу понять что хочет сказать человек еще до того как он закончил. Выделите себе примерно полчаса времени, удобно разместитесь, вооружитесь блокнотом, ручкой и включите любой интересный вам ролик, который вы еще не видели (желательно лекцию) на Youtube.

Теперь вам нужно закрыть глаза и сосредоточиться на том, о чем говорит лектор. Превратитесь в слух, и пытайтесь понять что он хочет сказать — это может отличаться от того что он говорит на самом деле. После того как вы услышали важную, по вашему мнению, информацию — сожмите ее до нескольких слов, максимально высушив саму суть и запишите эту фразу в блокнот. Досмотрите ролик до конца и выпишите таким образом все его содержание.

16807795_1498191723527059_9020670289468539503_n.jpg

Вы можете проверить, совпадут ли ваши тезисы с тезисами, обозначенными самим автором, но особой нужды в этом нет — суть упражнения не в точном повторении, а в развитии навыка активного осознанного восприятия.

  • Базовые фигуры

Если вы можете нарисовать квадрат, круг, треугольник, линию и точку — то вы можете нарисовать все! Из этих базовых фигур можно составить любой рисунок, но это в теории. А на практике придется немного поработать перед тем как мозг научится видеть в окружающих предметах базовые фигуры.

Это упражнение можно делать когда появляется свободная минутка, или вообще между делом. В своем блокноте нарисуйте одну из базовых фигур, и начните пририсовывать к ней детали, пока что-нибудь не выйдет. Дайте вашему мозгу самостоятельно делать эту работу, не контролируйте движения рук и не старайтесь сделать красиво — пусть это будет импровизация на полях. Таким образом вы сможете наработать первые пиктограммы в свою визуальную библиотеку и привыкнуть к процессу повседневного рисования.

A7E4294F-24C4-4049-BF57-B1B82471C241_1_105_c.jpeg

  • Визуальная библиотека

Визуальная библиотека — главный инструмент скрайбера. Это особый раздел в вашей памяти, где хранятся образы, элементы, готовые скетчи, шрифты и эффекты. Заполнять ее очень легко и весело, для этого понадобится ручка, блокнот и свободное время.

Расчертите лист блокнота несколькими линиями на крупные клетки, например 3х5 или 4х7 — как позволят размеры листа, главное чтобы клетки были достаточно большими. Выберите тему для этого раздела, например “предметы на рабочем столе”, “электроника”, “продукты” или любую другую тему, которую вам захочется.

Теперь начните рисовать в клетках скетчи предметов, относящихся к выбранной теме, последовательно заполняя лист. Не старайтесь сделать красиво, сосредоточьтесь на том чтобы предмет был легко узнаваем — для этого поймайте характерную особенность предмета и постарайтесь изобразить ее понятно. Важно чтобы при одном взгляде на рисунок вы сразу поняли что изображено.

Со временем вы научитесь изображать одним скетчем комплексные и абстрактные понятия, вроде любви, маркетинга или сатисфакции, но пока лучше займитесь наполнением вашей визуальной библиотеки простыми предметами.

E14C76E0-B4A1-47F4-A641-431AA4E2D4E8_1_105_c.jpeg

  • Хайлайты

После того как вы освоили эти упражнения, пришло время прийти к первым попыткам визуального конспектирования. Это упражнение будет идентично первому, за исключением того что теперь вы будете не писать тезисы, а рисовать скетчи которые их описывают.

Не ограничивайте себя во времени, и не стесняйтесь нажимать на паузу при рисовании, на этом этапе важно настроить мозг на переупаковку контента из вербального в визуальный. Не обязательно смотреть видеоролики, вы с тем же успехом можете конспектировать книги, фильмы или даже песни — с песнями выходит особенно забавно, обязательно попробуйте!

Куда идти дальше?

После того как вы освоите книгу Майка Роуди “Визуальные заметки”, у вас возникнет желание прокачать свой навык скетчноутинга еще сильнее. В сети полно роликов на эту тему, но большинство из них — хвастовство скрайберов своими навыками. Зато есть множество классных книг, которые разовьют ваше визуальное мышление, базовый навык для скетчеров. Мы рекомендуем начать с этих книг:

  • Ли Лефевер «Искусство объяснять»

  • Джон Хендрикс: «Рисовать — это круто. Скетчбук, где живут твои идеи»

  • Дэн Роэм «Бла-бла-бла или что делать, когда слова не работают»

  • Дэн Роэм: «Визуальное мышление. Как “продавать” свои идеи с помощью визуальных образов»

  • Нора Хертинг и Хезер Уиллемс: «Доведи идею до ума: 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов»

Прелесть визуальных заметок в том, что они работают даже в своем самом базовом, зачаточном виде. Но нет ничего удивительного в том что вам захочется научиться рисовать и создавать красивый контент в своем блокноте. Что же, пожелаем вам удачи в этом деле, эта игра стоит всех свеч до последней!

на баннер.jpeg

Из скетчноутинга в бизнес-скрайбинг

Еще одним вариантом развития вашего навыка визуальных заметок является скрайбинг на мероприятиях и визуальное сопровождение. Скетчноутинг прекрасно масштабируется, и то что вы рисуете у себя в блокноте, может быть нарисована на флипчарте перед аудиторией.

Скрайбинг точно так же использует вербально-визуальные каналы и позволяет объяснять сложное простым языком. Он незаменим при обучении, на презентациях, выступлениях, в маркетинге и коммуникациях. Подробнее о том что такое скрайбинг мы писали здесь.

Кстати, как скетчноутингу, так и скрайбингу вы можете обучиться в нашей онлайн-школе, у опытных практикующих скрайберов. Под нашим менторством процесс обучения пройдет гораздо быстрее и приятнее, а кроме того мы гарантируем результат после прохождения курса!

Скрайбинг Блог Listen to your broccoli

Скрайбинг. Сначала я боялась достать маркеры. Мне казалось, что на меня все будут смотреть. Но я решилась, а через двадцать минут сфотографировала сделанный прямо во время речи визуальный конспект и отправила его спикеру. Это был моя первая попытка заняться скетчноутингом на конференции.

Совсем недавно моя знакомая рассказала про основные элементы визуальных конспектов, и я попробовала дома «заскрайбить» несколько речей с ТЕД. А через неделю уже делала «скетчноут» в реальном времени на конференции.

КАК НАЧАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НИКОГДА ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛИ?

Есть несколько простых элементов и правил создания визуальных конспектов, которые будут вам полезны.  


Blog-listen-to-your-broccoli-hanna-mironchyk-01 Я автор блога Listen to your broccoli. Здесь можно узнать, какие книги стоит почитать, какие сериалы самые полезные и как живется иностанцу в Голландии. Подписывайтесь на письма или на страницу блога в фейсбуке, чтобы не пропустить обновления.

Узнать больше обо мне и блоге.


Структура визуальных конспектов (скрайбинг)

  • Название толстым черным маркером (более жирный шрифт, чем у основного текста). Сразу делает страницу значимой, показывает, что это не просто конспект. Реально бросается в глаза. Добавляем рамку вокруг названия.
  • Одна речь одна страница. Ограничение площади заставляет быть более находчивым и помнить о структуре каждую секунду. Зная, сколько примерно продлится выступление, можно в уме поделить страницу по времени.
  • Баланс страницы. В уме можно держать сетку как в игре крестики-нолики и следовать такому расположению. Проще всего получается, если выступающий сразу объявляет, сколько будет основных пунктов (например, 12 уроков из жизни, три правила голландцев).

Скрайбинг Блог Listen to your broccoli

Визуальный конспект ТЕД выступления писательницы Энн Ламот, автора книги «Птица за птицей». 12 вещей, которые я узнала за годы жизни и писательства.


Давайте дружить в Инстаграме: я там – anna.not.amsterdam


Основные элементы

  • Печатный текст. Текст должен быть написан печатными буквами.
  • Человечки. С одной стороны, человечки — это просто украшение, но они привлекают внимание и подходят к любой теме. Так как говорит всегда человек, его всегда можно обозначить и соединить с диалоговым облаком. Страница выглядит более разнообразной, если делать человечков разной формы (овальной, прямоугольной, треугольной, ромб, леденец).
  • Рамки, облака, диалоговые окошки. Все это позволяет выделять и структурировать контент. Пока я использую их как получается. Короткие цитаты хорошо идут с диалоговым окошком и человечком. А перечисления, пункты, списки — в рамке.
  • Визуальная библиотека — это ваш собственный набор символов, которые вы используете в визуальных конспектах. Например, изображение компьютера, письма, книги, лампочки. Скрайбинг делается вживую, прямо во время речи, поэтому придумывать иконки времени нет. Я заметила, что теперь обращаю внимание на чужие конспекты и подсматриваю, кто какие символы использует. Со временем надеюсь расширить свой набор.
  • Птички — если нечаянно начали что-то писать или рисовать и передумали, не нужно зачеркивать, из этого просто нужно сделать птичку, пририсовав клюв, хвост и ноги. Они совершенно не мешают на странице и не отвлекают.

Оформление страницы

После того, как конспект сделан, можно потратить еще пару минуту на окончательное оформление:

  • Раскрасить лица бежевым и одежду человечков разными цветами.
  • Сделать тень серым. Тень делается у всего: у рамок, человечков, облаков.
  • Закончить оформление тех элементов, которые не успела в начале: рамка вокруг названия, дата и имя спикера, моя подпись (sketchnote by Hanna Mironchyk).
  • Расставить дополнительные цветные акценты.

Какие базовые инструменты для оформления вам пригодятся, читайте в посте  «Скрайбинг или визуальный конспект. Материалы, чтобы начать».

…Спикеру очень понравился мой совсем простой и не очень красивый визуальный конспект, и она даже захотела встретиться и поблагодарить лично. Мог бы наш разговор состоятьмя при других обстоятельствах? Нет, никогда я не решилась бы просто так подойти и заговорить с выступающим.

Визуальный конспект речи «Три истории о Нидерландах, которые восхищают меня», апрель 2019. Конференция международного клуба ораторского искусства Тоастмастерс


В блоге Listen to your broccoli я пишу о книгах, сериалах, полезных навыках (планировании, публичных выступлениях, скрайбинге) и о Голландии (как живут голландцы, чему у них можно поучиться и что посмотреть в Голландии).

Самые популярные посты из блога про полезные навыки:


Сохраняйте в Пинтерест, чтобы не потерять пост:

Скрайбинг Блог Listen to your broccoli[/one_half_last]

Обновлено: 27.05.2023

Оказывается, не обязательно вести конспекты только словами. Можно использовать и рисунки. Если обучающийся хорошо помнит, о чём шла речь на уроке, а рисунки в тетради только помогают ему рассказать новый материал, следовательно, они доносят нужную информацию. При сочетании рисунка со словами эффективность запоминания материала значительно возрастает.

Многие дети на уроках в тетради не только пишут, но и рисуют. То, что для постороннего человека выглядит как абстракция или набор нелепых фигур, для ребёнка может стать отличным подспорьем в запоминании материала. Это сложно объяснить (особенно если ты маленький, а над тобой нависает учитель), но проверить легко.

Если ученик хорошо помнит, о чём шла речь на уроке, а изрисованные поля ему только помогают рассказать новый материал, значит, эти каракули доносят нужную информацию.

Рисунки эффективны не только для детей. Попробуйте применять зарисовки на совещаниях, встречах, групповых обсуждениях. Сочетайте слова и визуальные заметки, чтобы организовать и записать то, что говорят ваши коллеги. Это позволит сделать происходящее осязаемым, видимым для каждого участника совещания. Такие заметки помогают коллегам оставаться сосредоточенными, продолжать двигаться вперёд, совершенствовать свои идеи.

Простые слова и картинки помогают нам чётче видеть связь между полученными отрывками информации.

Возможно, стоит научить своих детей (да и себя тоже) не записывать новую информацию, а зарисовывать её?

Студенты неправильно ведут конспекты

Когда студентам рассказывают, как нужно вести конспект, основной акцент делается на способности другого человека потом посмотреть в тетрадь и понять, что же было записано. Но этот подход не особо верен. Во-первых, практически невозможно быстро и качественно вести записи так, чтобы они были понятны постороннему человеку. Во-вторых, это далеко не самый лучший способ понять и запомнить новую информацию.

Самая важная функция конспекта — помочь обучающемуся вспомнить то, о чём же было сказано на лекции. Логично, что студентам и ученикам нужно позволить писать конспекты так, как им удобно, и так, чтобы написанное имело смысл для самого автора.

Неважно, что думает преподаватель: если ученик в состоянии воспроизвести новый материал, используя в качестве подсказки только собственный конспект, значит, он хорошо ведёт записи.

Некоторые люди хорошо разбираются в том, что написали сами, но не обязательно ведут конспекты только словами. Рисунки и композиция конспекта — это отображение работы мозга, который пытается соединить новые отрывки информации в одно неразрывное полотно. Когда вы смотрите на такой конспект, легко можете вспомнить, почему расположили информационные блоки именно так, что послужило причиной для такого решения.

Наука конспектирования

Существует большое количество исследований касательно того, как именно нужно вести конспект и как визуальный язык влияет на наши заметки. Некоторые из них могут удивить неожиданными результатами.

Например, одна из работ Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. The Pen Is Mightier Than The Keyboard. Advantages Of Longhand Over Laptop Note Taking. говорит о том, что рукописные заметки работают намного лучше, нежели сделанные на компьютере. Когда конспект ведётся от руки, человек лучше усваивает и запоминает информацию. Несмотря на то, что цифровые конспекты обычно повторяют сказанное преподавателем слово в слово, это пагубно влияет на запоминание информации.

Когда ученик пишет конспект от руки, он пытает перефразировать услышанное, сократить и обозначить его так, чтобы максимально быстро и эффективно запечатлеть информацию. Это помогает переосмыслить и проанализировать новый материал практически мгновенно.

Другое исследование Jeffrey D. Wammes, Melissa E. Meade, Myra A. Fernandes. The Drawing Effect: Evidence For Reliable And Robust Memory Benefits In Free Recall. продемонстрировало, что люди, которые быстро создают простые рисунки, могут лучше запоминать слова, чем люди, которые просто выписывают их в столбик или пытаются вызубрить наизусть. Качество рисунка при этом не имеет никакого значения. Четырёхсекундного наброска было вполне достаточно для запоминания. Очевидно, что не нужно быть Леонардо да Винчи, чтобы использовать рисунки в конспекте.

Визуальный конспект берёт лучшее от этих двух исследований. Ученик использует комбинацию слов и быстрых рисунков, чтобы обработать услышанную информацию, взять от неё только самое важное и запечатлеть на бумаге.

Как вести конспект с помощью рисунков?

  • Поверните вашу тетрадь на 90 градусов: так, чтобы ориентация бумаги была альбомной, а не книжной.
  • Сочетайте рисунок со словами: записывайте свою интерпретацию услышанного.
  • Располагайте информационные блоки так, чтобы для вас эта композиция имела смысл.
  • Рисуйте простые фигуры, не нужно высокого искусства.
  • Ваш конспект должен быть понятен вам. Мнение посторонних не имеет значения.

Возможно, вам не подойдёт такой способ вести конспекты или заметки. Но для тех, кто буквально тонет в массиве букв и строчек, при этом не может ничего запомнить и страдает от большого количества информации, это может быть выходом. Рисунки в конспекте — хороший способ взаимодействовать с информацией и окружающим миром.

Анастасия Середа

Люблю науку, нейроисследования и психологию. Не меньше интересуюсь художественной литературой, культурой и гастрономией.

Скрайбинг Блог Listen to your broccoli

Сначала я боялась достать маркеры. Мне казалось, что на меня все будут смотреть. Но я решилась, а через двадцать минут сфотографировала сделанный прямо во время речи визуальный конспект и отправила его спикеру. Это был моя первая попытка заняться скетчноутингом на конференции.

КАК НАЧАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НИКОГДА ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛИ?

Есть несколько простых элементов и правил создания визуальных конспектов, которые будут вам полезны.

Я автор блога Listen to your broccoli. Здесь можно узнать, какие книги стоит почитать, какие сериалы самые полезные и как живется иностанцу в Голландии. Подписывайтесь на письма или на страницу блога в фейсбуке, чтобы не пропустить обновления.

Структура визуальных конспектов

  • Название толстым черным маркером (более жирный шрифт, чем у основного текста). Сразу делает страницу значимой, показывает, что это не просто конспект. Реально бросается в глаза. Добавляем рамку вокруг названия.
  • Одна речь — одна страница . Ограничение площади заставляет быть более находчивым и помнить о структуре каждую секунду. Зная, сколько примерно продлится выступление, можно в уме поделить страницу по времени.
  • Баланс страницы . В уме можно держать сетку как в игре крестики-нолики и следовать такому расположению. Проще всего получается, если выступающий сразу объявляет, сколько будет основных пунктов (например, 12 уроков из жизни, три правила голландцев).

Скрайбинг Блог Listen to your broccoli

Как то в начале учебного года задала я 10-му классу сделать конспект изученной темы. Мои ученики выполняют такие работы с 5 класса. Обычный объем ученических конспектов — 1-2 странички структурированного текста со схемами, нумерованными списками, таблицами. А новенькая девочка, которая недавно перешла к нам в школу, сдает работу на 15 листов!

Ни одного заголовка, сплошной текст без абзацев, да еще и корявым почерком. Открываю параграф, сверяю — девочка полностью переписала текст учебника от первой буквы до последней. Ребенок сидел, писал не один час. Зачем.

Ставлю «смотрено» без отметки, возвращаю с рецензией «переделать! Требуется выполнить конспект, а не переписывать учебник! окажу помощь!».

И что бы вы думали: на другой день девочка предъявила мне претензии, что ей не выставлена отметка «5». И железобетонный аргумент: «А в моей старой школе за такие конспекты учителя всегда ставили «5» — у меня очень подробный конспект. «

Большинство моих коллег считают, что дети умеют писать конспекты по умолчанию. И тратить время на обучение КАК отбирать важное и КАКИМ ОБРАЗОМ делать записи — не нужно. Переписать все с доски, записать то, что диктует учитель — могут все! А еще в ходу правило — чем больше ты напишешь, тем выше оценка.

Обычно на уроках обобщения провожу практикумы по составлению конспектов по изученным разделам. Так, чтобы получился красивый визуальный конспект . И 5-классники, и ученики старшего звена с одинаковым интересом достают карандаши, фломастеры, гелевые ручки и начинают рисовать.

Не знаете, чем занять учеников? Научите ребят рисовать визуальные конспекты!

Когда раздаются скептические вопросы: «А зачем это нужно?, «Я не умею рисовать!» отвечаю следующее:

  • рисовать могут все (Майк Роуди это доказал!);

сделать простой рисунок из кругов, точек, линий, квадратов и треугольников сможет даже первоклассник. Для образца даю различные шаблоны с простыми рисунками: не можешь придумать сам — перерисуй готовый. Так же обстоит дело и с размещением текста на странице — даю шаблоны.

фрагмент рабочей тетради авторского курса «Визуальные конспекты» Елены Александровой и Александры Скребцовой

фрагмент рабочей тетради авторского курса «Визуальные конспекты» Елены Александровой и Александры Скребцовой

  • информация лучше запоминается, если она повторена в текстовой и визуально-образной формах (можно еще использовать видео и аудио).
  • рисование визуальных конспектов приносит удовольствие и творческое удовлетворение.

Конечно, учителю требуется потренироваться самому, а потом учить детей. В интернете много различных он-лайн курсов по визуальным конспектам. Я училась у Лены Александровой (она много лет занимается теорией планирования и обработки информации) и Саши Скребцовой (филолог, преподаватель, лауреат премии «Лучший книжный блог в Инстаграм 2019»). Ссылки на их аккаунты и курс размещу внизу поста.

Слушатели получают пакет рабочих тетрадей, видеолекции, поддержку в закрытом чате. И еще одно немаловажное преимущество — доступ ко всем материалам не ограничен по времени! Можно вернуться в свой личный кабинет обучающей платформы и через год, чтобы повторить или что-то скачать.

Получается не сразу. Огромную помощь оказывыют рабочие тетради с прописями для освоения шрифтов и рисунков. Прямо, как в 1 классе, но зато рука набивается, достигается автоматизм линий.

Учиться интересно! И очень красиво. И когда, слушая очередной методический вебинар для учителей, я вместо линейных записей нарисовала свой первый визуальный конспект, который приятно рассматривать, и все в нем видно и понятно, убедилась, что время потрачено не зря.

Дам совет всем, кто будет искать для себя подходящий он-лайн курс: внимательно изучите программу. Многие авторы дают очень подробную теорию: о видах бумаги, инструментах для рисования, историю визуализации информации, обзоры компьютерных программ и т.п. Не спорю, это все очень важно. НО можно утонуть в теории, не дойдя до практики. А слушателям как раз важно научиться рисовать. Тут нужна практика.

Скетчноутинг, или визуальные заметки — один из самых классных софт скиллов современности. Это сплав скоростного конспектирования, осознанного восприятия, мнемоники, стратификации смыслов, да и в конце концов — это очень здорово выглядит!

0B194F33-6957-4667-BA39-2F399A43EEE0_1_105_c.jpg

Как работает скетчноутинг?

20.jpg

Скетчноутинг — система записи информации на основе тексто-графических скетчей. Один скетч — один тезис, группа последовательных скетчей — одна лекция или выступление.

Почему бы вам просто не записать все что вы слышите от лектора, зачем такие сложности? Ну во-первых, рисовать легче и приятнее чем писать, а во-вторых все лекторы очень любят себя, а значит — любят много и со вкусом говорить. Абсолютное большинство информации даже на самой сухой лекции — вода, и весь полезный контент легко ужимается в небольшие тезисы. Почему бы не записывать только их?

Тут в дело вступает несовершенство вербальной коммуникации, помноженное на особенности работы нашего мозга. Без подводок, междометий и всего того словесного мусора тезисы будут восприниматься отрывками вне контекста — через время при взгляде на записи вы скорее всего даже не поймете к чему вы это написали.

Скетчноутинг предлагает иной подход — комбинирование вербального и визуального типа восприятия. Это работает так: вы внимательно слушаете о чем говорит лектор, осознаете то что он сказал, после чего упаковываете тезис в быстрый рисунок — скетч, и снабжаете его текстом если необходимо. Хитрость в том, что вы запоминаете информацию дважды — в момент осознания тезиса, и в момент создания скетча, а сам скетч является мнемоническим якорем для этого воспоминания. То есть в следующий раз, даже спустя много лет, при взгляде на этот скетч вы вспомните все, о чем думали в момент создания скетча, вплоть до того как пахло в зале и в каком настроении вы были!

163.jpg

Вы не пишете информацию на бумаге — вы сами и есть бумага, а скетчи являются путеводителем и ключом к вашим воспоминаниям. Вы получаете способность схватывать на лету и быстро конспектировать сложную информацию, создать систему эффективного обучения, и систематизировать ваши записи. Звучит круто, верно?

Как вести визуальные заметки?

Для того чтобы начать практиковать скетчноутинг, нужно понять и прочувствовать самое главное правило — вы рисуете не для красоты, а для решения ваших задач! Большинство людей трезво оценивают свои изобразительные способности, но это не тот случай — вам не нужно уметь рисовать для ведения визуальных конспектов, фактически будет достаточно чтобы вы сами смогли угадать что нарисовали.

272.jpg

Да, скетчи в книгах, пособиях и гайдах выглядят классно, но вы должны понимать что их авторы когда-то не умели рисовать подобно вам, но это им нисколько не помешало.

Материальная часть

Следующее, что вам понадобится — небольшой блокнот и ручка. Мы рекомендуем именно ручку, потому что она позволяет не беспокоиться о внешнем виде скетча, не тратить время на перерисовку и исправление ошибок. Что сделано — то сделано. И вопрос даже не столько во времени создания, а в том, что скетч становится ключом к воспоминанию только в первоначальном виде, и если вы будете его изменять — то метод будет работать не так хорошо. Так что никаких карандашей — тонкая гелевая ручка с масляными чернилами, или лайнер.

283.jpg

Что касается блокнота, то он может быть любым, но мы порекомендуем Молескины или Лехтурмы без разметки, или с разметкой в точку. Совсем дешевые блокноты могут разваливаться по блоку или просвечивать с соседних страниц, особенно если вы решите украшать ваши скетчи маркерами или акварелью.

После того, как вы освоите основы скетчноутинга, вам захочется сделать ваши скетчи ярче и нагляднее — для этого можно использовать любые инструменты, от цветных карандашей до маркеров и акриловых красок, здесь вы ограничены только своей фантазией. Но основных инструментов всегда два — блокнот и ручка, остальное строго опционально.

Первые шаги

После того как вы вооружились материально, самое время освоить теоретическую сторону. Большинство источников рекомендуют начать с прочтения книги Майка Роуди “Визуальные заметки” — и действительно, никто не расскажет о методике лучше чем сам ее создатель. Книга небольшая, недорогая, и читается крайне быстро. В ней описаны все техники вместе с упражнениями, и после ее прочтения вы получите запас инструментов и создадите небольшую визуальную библиотеку готовых элементов, которые можно использовать в своих работах.

Ну а пока вы ждете эту замечательную книгу, можете заняться скетчноутингом прямо сейчас, не теряя времени! Мы предлагаем вам несколько базовых упражнений, которые помогут начать осваивать визуальные заметки уже сегодня.

Это упражнение разовьет у вас те самые “уши гепарда” — особый навык восприятия, который помогает скрайберу понять что хочет сказать человек еще до того как он закончил. Выделите себе примерно полчаса времени, удобно разместитесь, вооружитесь блокнотом, ручкой и включите любой интересный вам ролик, который вы еще не видели (желательно лекцию) на Youtube.

Теперь вам нужно закрыть глаза и сосредоточиться на том, о чем говорит лектор. Превратитесь в слух, и пытайтесь понять что он хочет сказать — это может отличаться от того что он говорит на самом деле. После того как вы услышали важную, по вашему мнению, информацию — сожмите ее до нескольких слов, максимально высушив саму суть и запишите эту фразу в блокнот. Досмотрите ролик до конца и выпишите таким образом все его содержание.

16807795_1498191723527059_9020670289468539503_n.jpg

Вы можете проверить, совпадут ли ваши тезисы с тезисами, обозначенными самим автором, но особой нужды в этом нет — суть упражнения не в точном повторении, а в развитии навыка активного осознанного восприятия.

Если вы можете нарисовать квадрат, круг, треугольник, линию и точку — то вы можете нарисовать все! Из этих базовых фигур можно составить любой рисунок, но это в теории. А на практике придется немного поработать перед тем как мозг научится видеть в окружающих предметах базовые фигуры.

Это упражнение можно делать когда появляется свободная минутка, или вообще между делом. В своем блокноте нарисуйте одну из базовых фигур, и начните пририсовывать к ней детали, пока что-нибудь не выйдет. Дайте вашему мозгу самостоятельно делать эту работу, не контролируйте движения рук и не старайтесь сделать красиво — пусть это будет импровизация на полях. Таким образом вы сможете наработать первые пиктограммы в свою визуальную библиотеку и привыкнуть к процессу повседневного рисования.

A7E4294F-24C4-4049-BF57-B1B82471C241_1_105_c.jpg

Визуальная библиотека — главный инструмент скрайбера. Это особый раздел в вашей памяти, где хранятся образы, элементы, готовые скетчи, шрифты и эффекты. Заполнять ее очень легко и весело, для этого понадобится ручка, блокнот и свободное время.

Расчертите лист блокнота несколькими линиями на крупные клетки, например 3х5 или 4х7 — как позволят размеры листа, главное чтобы клетки были достаточно большими. Выберите тему для этого раздела, например “предметы на рабочем столе”, “электроника”, “продукты” или любую другую тему, которую вам захочется.

Теперь начните рисовать в клетках скетчи предметов, относящихся к выбранной теме, последовательно заполняя лист. Не старайтесь сделать красиво, сосредоточьтесь на том чтобы предмет был легко узнаваем — для этого поймайте характерную особенность предмета и постарайтесь изобразить ее понятно. Важно чтобы при одном взгляде на рисунок вы сразу поняли что изображено.

Со временем вы научитесь изображать одним скетчем комплексные и абстрактные понятия, вроде любви, маркетинга или сатисфакции, но пока лучше займитесь наполнением вашей визуальной библиотеки простыми предметами.

E14C76E0-B4A1-47F4-A641-431AA4E2D4E8_1_105_c.jpg

После того как вы освоили эти упражнения, пришло время прийти к первым попыткам визуального конспектирования. Это упражнение будет идентично первому, за исключением того что теперь вы будете не писать тезисы, а рисовать скетчи которые их описывают.

Не ограничивайте себя во времени, и не стесняйтесь нажимать на паузу при рисовании, на этом этапе важно настроить мозг на переупаковку контента из вербального в визуальный. Не обязательно смотреть видеоролики, вы с тем же успехом можете конспектировать книги, фильмы или даже песни — с песнями выходит особенно забавно, обязательно попробуйте!

Куда идти дальше?

После того как вы освоите книгу Майка Роуди “Визуальные заметки”, у вас возникнет желание прокачать свой навык скетчноутинга еще сильнее. В сети полно роликов на эту тему, но большинство из них — хвастовство скрайберов своими навыками. Зато есть множество классных книг, которые разовьют ваше визуальное мышление, базовый навык для скетчеров. Мы рекомендуем начать с этих книг:

Прелесть визуальных заметок в том, что они работают даже в своем самом базовом, зачаточном виде. Но нет ничего удивительного в том что вам захочется научиться рисовать и создавать красивый контент в своем блокноте. Что же, пожелаем вам удачи в этом деле, эта игра стоит всех свеч до последней!

на баннер.jpg

Из скетчноутинга в бизнес-скрайбинг

Еще одним вариантом развития вашего навыка визуальных заметок является скрайбинг на мероприятиях и визуальное сопровождение. Скетчноутинг прекрасно масштабируется, и то что вы рисуете у себя в блокноте, может быть нарисована на флипчарте перед аудиторией.

Скрайбинг точно так же использует вербально-визуальные каналы и позволяет объяснять сложное простым языком. Он незаменим при обучении, на презентациях, выступлениях, в маркетинге и коммуникациях. Подробнее о том что такое скрайбинг мы писали здесь.

Кстати, как скетчноутингу, так и скрайбингу вы можете обучиться в нашей онлайн-школе, у опытных практикующих скрайберов. Под нашим менторством процесс обучения пройдет гораздо быстрее и приятнее, а кроме того мы гарантируем результат после прохождения курса!

Читайте также:

      

  • Конспект урока по математике 1 класс числа 1 5
  •   

  • Государство конспект урока 11 класс
  •   

  • Презентация умножение числа 3 деление на 3 конспект урока 3 класс перспектива
  •   

  • Конспект занятия по развитию речи дошкольников с использованием метода моделирования
  •   

  • Этика шахматной борьбы конспект урока

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить опорный конспект по физике
  • Как найти площадь паралеллепипеда
  • Как найти диаметр с помощью сечения
  • Как составить резюме финансист
  • Как исправить протокол судебного заседания