Как составить внутренний монолог

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона монолог в художественном произведении – это речь главного героя, которая обращена к самому себе, зрителю или другим героям. В отличии от диалога герой в такой момент говорит один и раскрывает важные вещи о себе или о теме произведения.

  А внутренний монолог – это та же речь, но она обращена героем только к самому себе. Далее более подробно разберём, что такое внутренний монолог (или как его иначе называют – речь) зачем он нужен и как его использовать в литературных произведениях.

Зачем нужен внутренний монолог в литературных произведениях

  Внутренний монолог – это повествовательный приём, когда герой воспроизводит свои мысли и чувства. Обычно во внутренней речи персонаж выражает наиболее сокровенные чувства и эмоции. Во время него герой может быть очень уязвим и эмоционален. 

Частой особенностью внутреннего монолога в художественном произведении может быть нелогичность потока речи и оборванные фраз. Таким образом этот прием имитирует момент, когда мысли, а значит и речь, формируется в сознании человека.

  Какую роль играет внутренняя речь в произведении? С точки зрения драматургии внутренний монолог нужен для следующего:

  • Во-первых, чтобы рассказать о произошедших в прошлом событиях. Патрис Пави в “Словаре театра” назвал такой монолог техническим. Герой произведения как бы повествует нам свои воспоминания, чтобы закрыть сюжетные пробелы и перейти к дальнейшему сюжету.
  • Во-вторых, герой во внутренней речи может раскрывать свои личные душевные переживания. Состояние героя в любой точке художественного произведения неизмеримо важно для зрителя. Зритель должен понимать отношение героя к происходящему, его реакцию и дальнейшие цели. 
  • В-третьих, внутренний монолог может быть необходим для демонстрации принятия сложного решения человеком. Когда он стоит перед трудным выбором, взвешивает аргументы, размышляет над последствиями. Для того чтобы показать эти метания и может пригодится внутренняя речь. Такой монолог-размышление может содержать не только сам выбор между одним или другим, но и просто мысли героя о внутреннем конфликте, в котором он находится. Герой знает, что, возможно, будет страдать, сделав определённый выбор, но не может не идти в эту сторону. Поэтому ему приходится размышлять над тем, как он проживёт это добровольно-вынужденное страдание.

Для чего бы ни использовалась внутренняя речь, её основной чертой остаётся выражение мыслей и чувств персонажа художественного произведения, которые не предназначены для окружающих его второстепенных героев. То есть внутренний монолог не создан для коммуникации как, например, диалог. 

Вышеперечисленный функционал внутреннего монолога не очень широкий и не разнообразный, а актуален он только лишь в литературных произведениях.

Одной из альтернатив внутреннего монолога в сценариях для художественных фильмов и сериалов является закадровый голос. Это та же речь главного героя о своих чувствах или воспоминаниях, но закадровый голос используется в сценарии совершенно противоположно тому, как пишется внутренний монолог. Главный принцип кино: показывать, а не рассказывать. Поэтому в современных проектах авторы максимально избегают закадрового голоса. То, что в литературном произведении удачнее смотрелось бы в виде речи, в кино — наоборот ушло бы в конкретные внешние действия персонажа. Подробней об этом приеме можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Виды изображения внутренней речи в литературе

  Есть лишь четыре способа передать внутренний монолог персонажа в художественном тексте:

· прямая речь;

· косвенная речь;

· несобственно-прямая речь;

· авторское описание.

Внутренняя прямая речь

Прямой речью автор передаёт внутренний монолог персонажа, полностью сохраняя его содержание и форму.

В произведении это можно увидеть в таком виде. Например, слова автора могут стоять перед прямой речью, поэтому перед ней ставится двоеточие, а речь заключается в кавычки. Ниже пример внутренний речи Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот отрывок взят в кавычки, так как является цитатой из романа.

“Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и всё разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»”.

Иногда прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае она тоже заключается в кавычки, затем ставится тире, а после – слова автора. Первое появление Воланда в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” произошло на Патриарших прудах. Время от времени Булгаков ловко вписывал внутреннюю речь Бездомного и Берлиоза о нем.

«Немец», – подумал Берлиоз. 

«Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь, и не жарко ему в перчатках».

Затем так:

«Нет, скорее француз…» – подумал Берлиоз.

«Поляк?..» – подумал Бездомный.

И далее:

«Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» – и опять нахмурился».

А если слова автора разрывают внутреннюю речь изнутри, то они просто обособляются тире с двух сторон, а прямая речь героя заключается в кавычки.

Косвенная внутренняя речь

Автор также может изобразить внутренний монолог героя с помощью косвенной речи в тексте. Главная часть предложения содержит слова автора, а придаточная – слова персонажа. Из школьной программы все мы знаем, что друг от друга эти части отделяются запятой. Две части сложноподчинённого предложения соединяются союзами “что”, “чтобы” и другими.

Вот пример внутреннего монолога в форме косвенной речи Джейн Эйр в одноимённом романе Ш. Бронте. Джейн наконец-то добирается до Тернфилда и впервые заходит в свою комнату после долгой и тревожной дорогие. Её внутренняя речь: «И мне показалось, что после долгого дня телесного утомления и душевной тревоги я обрела наконец надёжный приют”. (В кавычки мы взяли эту фразу лишь потому что вновь приводим цитату. В самом произведении кавычек нет). 

Читателя может смутить, что в косвенной речи Джейн использовано личное местоимение первого “мне”, но это не делает её речь прямой. Произведение “Джейн Эйр” написано от первого лица и фраза “И мне показалось, что…” принадлежит автору, то есть Джейн в далёком будущем. Лицо в главном предложении сложноподчинённого предложения может быть и первым (я), хоть третьим (он, она, они).

Таким образом, можно заметить, что содержание мыслей человека остаётся неизменным при такой внутренней речи, но форма теряется. Для читателя остаётся загадкой, как именно была сформулирована мысль Джейн или любого другого персонажа в самом процессе мышления.

Несобственно-прямая речь

Данный способ изображения речи предполагает изложение не от имени персонажа, а от имени автора. Здесь нет кавычек, тире или других пунктуационных особенностей, но при этом авторская речь сохраняет лексику, манеру речи, характер персонажа. 

Мысли Ленского, когда тот видит, как Онегин заигрывает с Ольгой в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:

“Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла…

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!”

(Вновь напомним, что речь Ленского не выделена кавычками в самом произведении, так как это авторская речь. Мы выделили её для цитаты. Но при этом автор в своей речи выражает мысли самого Ленского). 

Этот приём делает произведение более эмоциональным. Мысли главного героя и автора гармонично переплетаются между собой, создавая поток.

Авторское описание

Авторская речь, или как ещё называют такое описание авторское повествование, не включает в себя речи самого персонажа. Автор в этот момент описывает эмоциональные или мыслительные изменения внутри персонажа, избегая какой-либо его внутренней речи. 

Важно не перепутать описание эмоциональных изменений и конкретных действий. Описание того, как персонаж обулся и пошёл не имеет отношение к внутреннему монологу. Это лишь внешние изменения, которые иногда могут смешиваться с авторским описанием внутреннего монолога. Как, например, ниже.

Отрывок из романа “По эту сторону рая” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про Эмори, который вначале отказывался выпивать и хотел покинуть компанию ребят: “Была минута, когда соблазн овеял его, как тёплый ветер, и воображение воспламенилось, и он взял протянутый Фебой стакан”. Герой изменился внутренне, автор описал это, и следствием стало внешнее действие Эмори.

Примеры внутреннего монолога в литературных произведениях

  За яркими примерами внутреннего монолога вновь хочется вернуться к Джйен Эйр и её самым пронзительным размышлениям. Во времена жизни в Ловуде одна из подруг Джейн, Хелен, смертельно заболела. Автор приводит мысли Джейн об этом в виде прямой речи. “…но тут меня внезапно посетила совсем новая мысль: “Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться, кто знает куда!”

  Далее Бронте продолжает размышления Джейн о судьбе человека после смерти в виде авторского описания: “Тут мой ум предпринял первую серьёзную попытку осмыслить то, что в него вложили касательно рая и ада. Впервые он встал в тупик, и впервые, взглянув назад, по сторонам и вперёд, он повсюду вокруг узрел развернувшуюся бездну и ощутил в пространстве лишь ту точку, в которой находился – настоящее”. Почему это не прямая речь, хоть тут и используются местоимения первого лица, мы уже указали выше. Бронте могла писать всё то же самое от третьего лица, например: “тут её ум предпринял…”, но выбрала повествование от первого, чтобы сделать всё произведение более личным и эмоциональным.

  Булгаков, как мы уже указывали выше, достаточно умело использовал внутреннюю речь. Например, этот приём пригодился ему и в “Собачьем сердце”. Шарик ещё будучи собакой не умел разговаривать, но автор ему дал способность мыслить и все реакции Шарика происходили в его голове. Более того так автор сумел рассказать и нелёгкое прошлое пса. Всю вторую главу мы читаем кратко вписанные мысли Шарика. Как только Шарик попал к Преображенскому домой, то подумал так. «Э, нет… – мысленно взвыл пес, – извините, не дамся! Понимаю, о черт бы взял их и с колбасой! Это меня в собачью лечебницу заманили. Сейчас касторку заставят жрать и весь бок изрежут ножиками, а до него и так дотронуться нельзя!».

  В самом известном художественном произведении в мире, романе Л.Н. Толстого “Война и Мир”, есть несколько эпизодов где князь Болконский встречается с дубом. Особенность одного из них в том, что в нём и Болконский, и дуб имеют свои собственные внутренние монологи. Болконский как бы додумывал речь дуб в своём сознании и у них формировался такой странный диалог человека и дерева.

  Речь дуба: «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

  Далее Болконский продолжает свои размышления уже от себя: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!”. 

  Внутренний монолог не создан исключительно для страстных или пафосных речей. Он нужен для выражения любых мыслей и чувств персонажа. Пусть приём внутренней речи не очень популярен, но не используйте лишь один способ изображения внутреннего монолога. Попробуйте нетривиально вплетать монолог в диалоги, чередовать авторское описание и прямую речь, как, например, делали Булгаков и Бронте выше, чтобы ваше художественное произведение получилось гораздо интереснее для чтения. 

Основные мысли, изложенные в видео

Что такое внутренний монолог?

Это мысли героя, оформленные в виде текста.

Истоки: театральные монологи, в которых герои объясняли зрителям, что они думают.

В художественной литературе этот инструмент помогает нам познакомить читателей с личными впечатлениями, желаниями и проблемами героев.

Почему внутренние монологи эффективны?

Они пишутся “голосом” героя и таким образом знакомят читателей с его уровнем образования, с тем, на что он обращает внимание, с тем, как он относится к людям, и т.п.

Когда мы используем внутренние монологи?

  • Погружаем читателя в мир героя.

На глухой стене прямо напротив моего балкона нарисован огромный плакат, похожий на гигантскую конфетную обертку. Он рекламирует прелести курения: черноволосый красавец в смокинге и румяная дева в развевающемся платье летят куда-то верхом на сигарете “Фонхоф”. Но я предпочитаю истолковывать это художественное полотно по-своему: это Аладдин со своей принцессой на ковре-самолете, который пришлось свернуть в рулон, чтобы было удобнее сидеть. Мне так больше нравится, потому что сказки я люблю, а сигареты — не очень.

  • Показываем, как герой воспринимает сам себя.

Ей было бесконечно стыдно за огромное лиловое пятно, расплывшееся на левой руке. Вдруг Антон заметит его? Что он подумает?

  • Показываем читателям реплики героя, которые остаются за кадром для других персонажей.

Анна уставилась на Сергея.

— Ты понимаешь, к чему это приведет?

— Не совсем.

Черт, он кажется, вообще ничего не понимал!

  • Показываем эмоции или физическое состояние героя.

Я так испугалась, что у меня трясутся руки.

  • Показываем рассуждения героя: как он приходит к тем или иным выводам.

Может, ничего страшного и не произошло? Может, к Шарлотте зашел ее любовник и устроил ей сцену ревности?

  • Показываем внешность или место действия.

Анна оглянулась на незнакомца. Это был смешной маленький человечек — сутулый, лысенький, со злобными глазищами, поблескивающими из-под очков.

Правила использования внутренних монологов

  • Внутренние монологи должны влиять на последующие действия героя.
  • Внутренние монологи должны показывать то, что герой имеет в виду на самом деле.
  • Следим за темпом повествования.
  • Следим за тем, чтобы не было “прыганья по головам”.
  • Мысли героя должны звучать естественно.
  • Следим, чтобы внутренние монологи совпадали по стилю с репликами героя в диалогах.

Типы внутренних монологов

  • Рассказ от первого лица

Я знаю, почему меня охватывает паника от одной мысли, что я могу потерять Клима. Для меня это не просто крушение мира, а падение в преисподнюю, откуда я никогда не выберусь. Мне, черт возьми, тридцать один год, а в таком возрасте женщина уже вряд ли найдет себе кого-нибудь другого.

  • Рассказ от третьего лица

Нина смотрела на него, и у неё сердце обливалось кровью. Жора был ещё совсем птенец — худенький, нескладный, со вздыбленными вихрами над затылком. Какой из него солдат?

Короткие и длинные внутренние монологи

  • Короткие — вставляем мысли героя между действиями, описаниями или репликами в диалоге:

Нина велела Елене перебираться к ней на Гребешок, а сама с ужасом думала о том, что теперь им с Жорой отрезаны все пути к бегству. Как они бросят Елену одну?

Цель — показать отношение героя к тому, что происходит, или разбавить диалог.

— Где ты сегодня была? — спросила он.

— На ферме.

“Ну да, конечно,  — подумал Арнольд. — Только тебя там никто не видел”.

— Я заходила проведать моего теленка, — поспешно добавила Ольга.

  • Длинные — показываем размышления героя в сценах с низкой динамикой.

Бежать некуда, мир сошёл с ума. Разве что уехать на край земли, в Патагонию, чтобы кругом не было ни одной живой души. Только синие горы в снегу, хрустальные озёра и трава, идущая волнами под свежим ветром. Основать эстансию и разводить овец — ей-богу, лучше не придумаешь.

Цель — показать внутренний мир или ход размышлений героя.

Длинный внутренний монолог — это перерыв между сценами, поэтому его нельзя затягивать.

Когда внутренние монологи неуместны?

  • Сцены с высокой динамикой.
  • Начальные сцены романа. Исключения — если вы пишете смешно или чрезвычайно завлекательно. Пример: внутренний монолог Шарика из “Собачьего сердца”.

Оформление внутреннего монолога

Если у мысли героя есть атрибуция, используем кавычки.

Ольга остановилась в дверях.

“Что-то здесь не так, — подумала она. — Я не помню, чтобы Сергей говорил мне о новой работе”.

Если атрибуции нет, кавычки не используем:

Ольга остановилась в дверях. Что-то здесь не так. Она не помнила, чтобы Сергей говорил ей о новой работе.

Как правильно написать монолог?

Монолог — это развёрнутое высказывание одного человека….Три части:

  1. тезис (та мысль, которую будешь доказывать; твой ответ на вопрос);
  2. аргументы (доказательства; те факты и та информация, которая подтверждает твою точку зрения);
  3. вывод (заключение из вышесказанного).

Как написать хороший монолог?

У монолога должны быть начало, середина и конец.

  1. Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. …
  2. В середине монолога должна быть кульминация. …
  3. Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемой пьесе.

Что такое внутренний монолог в литературе?

внутренний монолог — художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его … Словарь литературоведческих терминов

Чем поток сознания отличается от внутреннего монолога?

Внутренний монолог“ имеет отношение к воспроизведению мыслей, которые контролируются сознанием и на уровень ближе непосредственно к вербализации». «Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли.

Что такое монолог и примеры?

Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Классический пример монологамонолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как научиться выступать в жанре стендап?

Можете и по-своему, главное попробуйте.

  1. Набросайте список тем, на которые вы бы хотели порассуждать …
  2. Напишите к каждой теме одно или несколько предложений …
  3. Напишите шутку …
  4. Продолжайте в том же духе …
  5. Уберите лишнее …
  6. Соберите выступление …
  7. Выступите

Как вести внутренний диалог?

Как сделать внутренний диалог позитивным

  1. Сократите количество поступающей в мозг информации …
  2. Используйте технику DES. …
  3. Пишите по утрам …
  4. Меняйте негативные формулировки на вызовы …
  5. Выработайте рефлекс …
  6. Действуйте без фанатизма

19 дек. 2017 г.

Как называется внутренний голос?

Голос, которому нам предлагают довериться в сложной ситуации, на самом деле звучит не в тишине, а ведет с нами «внутренний диалог». Это психический процесс, в ходе которого мы разыгрываем по ролям свои размышления: задаем себе вопросы и отвечаем, обвиняем себя и оправдываемся, шутим и смеемся.

Что такое монолог 2 класс?

Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.

Что такое монолог простыми словами?

Монолог — 1. Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе. 2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).

Как начать делать стендап?

Если вы хотите заниматься стендапом на уровне любителя или профессионала, то для начала нужно подготовить краткий список шуток хотя бы на пять минут. Работайте над подачей материала, паузами и своим сценическим образом. Начинайте с еженедельных открытых микрофонов, на которых обычно собираются дружелюбные зрители.

Сколько длится стендап выступление?

Концерты длятся два часа каждый. Каждый день в Stand-up Club #1 проходят тематические вечера. Например, по понедельникам — выступления-импровизации на заданные темы, а по вторникам — кулинарные стендап-шоу (на примере программы «Смак»), когда стендаперы будут готовить блюда и шутить.

Откуда берется внутренний диалог?

Внутренний диалог — результат присутствия внутри сознания сразу нескольких субъектов общения. Одно из возможных объяснений лежит в области трансакционного анализа, внутренний диалог может быть объяснён как взаимодействие разных эго-состояний (внутреннего ребёнка, внутреннего взрослого и внутреннего родителя).

Как написать диалог двух людей?

Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится тире. В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.

Что такое внутренние голоса?

Внутренний диалог — результат присутствия внутри сознания сразу нескольких субъектов общения. Одно из возможных объяснений лежит в области трансакционного анализа, внутренний диалог может быть объяснён как взаимодействие разных эго-состояний (внутреннего ребёнка, внутреннего взрослого и внутреннего родителя).

Что такое диалог и монолог 2 класс?

Диалог – это речь двоих или нескольких лиц. Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.

Как понять что это монолог?

Монолог (от др. -греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Don’t use italics

One thing I was taught as a writing student was to avoid italics for direct internal monologue, and simply let the «he thought» or «she thought» or other similar clues in the text alert the reader to the originator of the monologue. When we as writers start using punctuation like italics to do our work for us, it can tend (though this is not always the case) to cause us to be lazier with our words themselves. We should be able to convey a thought to our readers without the extra punctuation in the form of italics.

It’s going to depend on narrative POV

When expressing a characters thoughts, some of how the expression is formulated will be based on point of view. In the first person singular point of view you are always expressing the thoughts of your narrator and never directly expressing the thoughts of other characters (although your narrator may guess at them). A first person plural point of view wouldn’t necessarily ever get to direct thoughts of an individual, as it would be expressing what a group thinks. A second person point of view also wouldn’t show direct thought, unless it purports to show the reader’s thoughts. This contributes to it’s rare use in storytelling. A third person omniscient or limited narrator can dive into heads (depending on which heads the narrator is allowed to dive into) with impunity. This contributes to the popularity of the third person narrator.

Use indirect internal monologue for longer thoughts

Direct internal monologues in a third person point of view should be used only for short statements. To try and use them for long descriptions of a character’s thoughts will require either over-using he/she thought and similar phrases or allow for the reader to get lost as to who is thinking. On the other hand an indirect form of internal monologue can span paragraphs because it weaves into the storyline better.

Use direct internal monologue for emotional impact

What indirect internal monologue lacks is a really strong connection to the character who originates the thought. For situations where you want to strongly associate a particular thought — especially the emotions and volition that goes with it — with a character, go direct. Just don’t do this too often, or it will lose its force.

Note for those who enjoy defying rules amongst us — these are simply guidelines of what I believe each form is likely to do to a reader, rather than hard and fast rules that I am attempting to impose

актерском мастерстве

Внутренний монолог в актерском мастерстве играет не просто большую, но огромную роль. Это по сути — фундамент любой роли, ее необходимая изнанка. Внутренний монолог в актерском мастерстве и театральном искусстве называют еще «второй план». Первый план — то, что видит и слышит зритель. Второй план — то, что он ощущает через призму образа и действия. Если интересно — то читайте.

М.О. Кнебель в своем фундаментальном труде «Метод физических действий» говорит о том, что К.С. Станиславский на начальном этапе репетиций запрещал актерам брать текст в руки. И по тем временам это была революция. По сути, Станиславский стал первопроходцем этюдного метода репетирования, когда актеры (вместе с ним) искали второй план. Или внутренний монолог их роли.

Внутренний монолог — это не озвучиваемый ход мыслей и возникающие с ними переживания. Это то, что называется «творческое самочувствие». Или «состояние наполненности». В общем, в актерском мастерстве нет единого терминологического стандарта. Да, есть схожее понимание МНОГИМИ тех вещей, что давал Станиславский. Но это понимание в очень многих случаях идет с определенной (иногда большой, иногда и не очень) степенью допуска. Иными словами, в актерском мастерстве область ТРАКТОВАНИЯ системы весьма широка. И, возможно, — не может и не могло быть иначе.

Но не в том суть. А в том, что работу над ролью нужно выстраивать с внутреннего монолога, чтобы понять образ мысли персонажа. Определить скорость его мышления с учетом события, его внутренние картины (ощущения). Но перед тем, как создавать внутренний монолог — нужно сделать разбор роли. Как? Об этом я писал тут.

Но, прежде чем делать разбор и заниматься монологом — выполните следующее упражнение. Поставьте на площадку стул, сядьте. Не пытайтесь ничего показывать или играть. И лучше — начинайте отслеживаться свои мысли. Встаньте, походите по площадке, повспоминайте что-то. Поищите сор на поверхности сцены (или помещения, где Вы находитесь). Только — я Вас умоляю, ничего не показывайте и не играйте! Мысли и действия должны быть совершенно настоящими!

Педагог Топорков в книге Станиславского «Работа актера над собой» просил актеров во время репетиций искать иголку в кулисе. При этом, актеры не знали, что там ее нет. И начинали ее УСЕРДНО искать. Усердно — значит — со вниманием и внутренним монологом. Не забывайте: когда Вы ищете что-то — Вы реагируете на то, что видите, оцениваете это (а оценка — это всегда высказывание).

Скажу по секрету — на определенном (уже высоком) этапе в актерском мастерстве — возникает рефлекторно-мыслительная реакция, когда Ваш внутренний монолог идет не (только) через предложения, которые возникают в Вашей голове — а через созерцание и внутренние оценки этого созерцания. И количество предложений будем постепенно сокращаться, возникая в Вашем мозгу определенным вспышками информации.

Но Вам для начала (если Вы новичок) — полезно просто понять, КАК Вы думаете. Заниматься очень конкретными действиями на сцене. Какими конкретно?

— возьмите ведро с водой и тряпку и вымойте сцену. Нет-нет, вымойте КАЖДЫЙ ее сантиметр так, как если бы Вы знали, что на нее взойдет Ваш кумир (вместе с Вами, кстати),

— найдите где-то стул или другой предмет с небольшой поломкой и попытайтесь на сцене его поправить (возможно, с помощью инструментов). Старайтесь, старайтесь. Но не с пустым ощущением, а если бы например, у Вас нет денег, и Вы его несете продавать.

Вы понимаете, про что я? Про ОСМЫСЛЕННОСТЬ любого действия, помноженную на ПОНИМАНИЕ ситуации (события).

И вот эти два компонента (с учетом Ваших предлагаемых обстоятельств, сверхазадачи и события) рождают Ваш внутренний монолог.

А последующий разбор роли позволит Вам выстроить Ваш внутренний монолог уже в образе.

Что такое образ и как его создавать — я говорил — тут (даю ссылку еще раз)

Вот, все. Не ленитесь.

А узнать о практиках действования в актерском мастерстве Вы сможете, записавшись на курсы в нашей театральной школе в Москве.

Занимайтесь. И будьте удачливы.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

P.S.: запись ко мне на занятия (страница в ВК)

запись в нашу школу по театру и кино

Видеокурс

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве

« Лучшие русские актеры — по универсальности и по глубине
Как читать басню? (Комплекс практических советов) »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить заявление на понижение арендной платы
  • Как найти мощность излучения фотонов
  • Как найти мурамасу каламити
  • Как найти налоги детей
  • Как найти длину трубы через диаметр