Разработка занятия
по ОГСЭД.05 «Русский язык и культура речи»
по теме «Ведение дискуссии (диспута) на
заданную тему»
2 курс
Методы: поисково-творческий метод обучения
Тип учебного занятия: занятие
по ОГСЭД.05 «Русский язык и культура речи» в форме дискуссии (диспута).
Формы работы: фронтальная, групповая работа с элементами деловой игры «аквариум».
УМК: Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов СПО
/ Е.С. Антонова, Т. М. Воителева.- 19-е издание стереотипное. — Москва:
Академия, 2019.-320 с.- ISBN978-5-4468-7872-7. — Текст: непосредственный, Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Дидактическое сопровождение: презентация по теме урока, компьютер с мультимедийным
проектором, набор напечатанного раздаточного материала.
Используемая литература:
Основные источники
1.
Антонова, Е.С. Русский
язык и культура речи: учебник для студентов СПО / Е.С. Антонова, Т. М.
Воителева.- 19-е издание стереотипное. — Москва: Академия, 2019.-320 с.- ISBN978-5-4468-7872-7.
— Текст: непосредственный.
2.
Кузнецова, Н. В. Русский
язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. — Москва: ИНФРА-М,
2020. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN
978-5-16-016335-2. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1099229
(дата обращения: 10.06.2020).
Интернет- ресурсы
1.
https://www.culture.ru/poems/46989/mechta-vekov
2.
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/08/17/razrabotka-uroka-svoboda-v-deyatelnosti-cheloveka-11
3.
https://comstol.info/2016/12/obshhestvo/12306
4.
https://mystroimmir.ru/filosofiya/svoboda.html#i-4
5.
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-na-temu-svoboda-eto-otvetstvennost-1547573.
6.
htmlhttps://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2019/08/26/prezentatsiya-svoboda-eto-otvetstvennost
7.
http://www.myshared.ru/slide/371051/
8.
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/10/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-vedenie-diskussii
Ведение дискуссии (диспута) на заданную тему
«Должна ли свобода быть полной.
по ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи.
Цели:
— обучающие: расширять представление обучающихся о публицистическом стиле, обогащать
обучающимися новыми знаниями, приобщать к анализу конкретных ситуаций, учить
отстаивать свою позицию, вести полемику;
— развивающие: развивать у учащихся творческие, коммуникативные,
аналитические способности, формировать представления о свободе личности как
важнейшей ценности современной цивилизации, работать над развитием
понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой
информацией, ее систематизации, умения сравнивать, анализировать делать
выводы;
— воспитательные: формирование мировоззрения, главной ценностью
которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности,
уважения прав и свобод других, свободного общества, способствовать формированию
гражданской позиции учащихся.
Количество часов: 2 учебных часа
Форма проведения занятия: групповая работа с элементами игры «аквариум».
Ход урока.
1 этап – подготовка обучающихся.
Задача:
настроиться на устную групповую работу.
Учитель говорит строгим и громким голосом.
Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили,
учебники все положили на правую сторону, ручку — на левую, дневник лежит под
учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на
меня и т. д.
— Как вы думаете, какой основополагающий принцип и
ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?
Дмитрий
Шнайдер.
Свобода выбора
Непрочны
ниточки судьбы.
Халтурит старенькая пряха.
Мы не послушные рабы
Иллюзий, комплексов и страхов.
Нас
не удержит кукловод
В своей бумажной, тесной клетке.
Мы прорываемся вперёд,
И пусть пока успехи редки,
Судьба
нам больше не указ.
Ура! Да здравствует свобода.
Разомкнут круг. Настал наш час.
А куклой быть давно не модно.
Эдуард Асадов.
Мечта веков
С тех пор как встал над землей человек,
И жил, и любил, как велит природа,
Согласно науке, средь гор и рек,
В далекий, почти первобытный век,—
На свете жила и цвела свобода.
— Издавна человек пытался приобрести СВОБОДУ. Сладкий
миг свободы нередко оценивался дороже жизни… На алтарь свободы были брошены
бесчисленные жертвы. Вспомните, совсем юного лермонтовского героя – Мцыри:
«…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
— Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена
воспринималась как святыня?
— Отчего сегодня большинство из нас верны не себе, а какому-либо
лидеру или кумиру?
— Свободен ли человек?
— Что такое «свобода»?
Тема урока: «Должна ли свобода быть полной?».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое свобода?
2. Возможна абсолютная свобода?
3. Свобода как познанная необходимость.
4. Свобода и вседозволенность.
5. Свобода и ответственность.
6. «Свобода от» или «свобода для».
— Создаем рабочие группы (социализация): 1 —
2 подгруппы – сидят справа и слева от меня, их ситуационная задача:
активно участвовать в дискуссии на определенную предложенную тему, 3
подгруппа – зрители и гости, их ситуационная задача: внимательно
наблюдать за ходом дискуссии, слушать выступления ораторов и, по возможности и
при желании присоединяться к разговору, анализировать сложившуюся ситуацию,
комментируют действия и мысли-идеи всех подгрупп, высказывают свое мнение об
эффективности дискуссии.
Занимаем рабочие места.
— А для начала вспомним, что такое и еще некоторые
необходимые понятия.
ДИСКУ́ССИЯ
[От лат.
discussio — исследование, обсуждение], -и, ж. Свободное
публичное обсуждение какого-л. спорного вопроса.
уточнить порядок и правила проведения дискуссии.
ДИСПУТ -(лат. рассуждать, спорить) — публичный спор на
научную или общественно важную тему.
АРГУМЕНТ (из лат.) — логический довод, служащий основанием
доказательств.
ТЕЗИС (из греч.) — положение, истинность которого должна
быть доказана.
ОППОНЕНТ — (от лат. возражающий) — противник в споре.
КОМПРОМИСС (из лат.) — соглашение, достигнутое путем
уступок.
— Надеюсь, вы будете достойными оппонентами, сумеете
аргументировано вести диалог и постараетесь, в случае необходимости, найти
компромисс.
— Как и любое общественное мероприятие, ДИСКУССИЯ
имеет свои «законы».
Правила проведения дискуссии
— нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода
в сторону;
— краткость и ясность выражения мысли;
— недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;
— недопустимость повтора сказанного другими участниками;
— стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения.
— И сейчас самое время вспомнить Порядок проведения
дискуссии.
Порядок проведения дискуссии
— определить «контролера» внутри группы (человека, оценивающего вклад
каждого в достижение успеха группы);
— коллективно, в группе, провести обсуждение поднятой проблемы;
— выдвинуть от каждой группы выступающего, который постарается отстоять
общую точку зрения;
— корректно задавать вопросы, делать дополнения;
— общими усилиями прийти к решению проблемы.
— Но поскольку у нас все-таки не просто дискуссионный
клуб, а рабочее занятие, то ваша работа на уроке должна быть оценена. Сегодня
оценку вашего вклада в решение поставленной задачи буду выставлять не только я,
но и «контролер» вашей группы. Свое мнение о работе участников групп могут
высказать и «аналитики», и гости, присутствующие на дискуссии.
Критерии оценивания ответов
— активность участников;
— характер и актуальность высказанных идей;
— обсуждена ли проблема всесторонне;
— возможны ли добавления, исправления, новые мысли-идеи.
2 этап – формулирование проблемы, разъяснение
требований к ее решению
Задача:
сориентировать на предмет предстоящего разговора. Всем подгруппам раздаются
отпечатанные тексты с основными вопросами дискуссии.
— Итак, тема сегодняшнего обсуждения:
«Должна ли свобода быть полной?»
— Обратите внимание на проблемные вопросы,
которые мы постараемся раскрыть в ходе обсуждения:
ü Что такое «свобода»? Может ли человек быть свободным?
ü Возможна ли «абсолютная свобода»?
ü Есть ли разница между «свободой» и
«вседозволенностью»?
ü Как соотносятся между собой понятия «Свобода» и
«Ответственность»? Нет ли между ними противоречия?
ü Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода
от», человек находится лишь на исходном пункте свободы? А следующим, более
высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула:
«Свобода для»?
ü Может ли быть «свобода» «познанной необходимостью»?
ü Почему русский философ С. Леонтьев определил свободу
как великое благо и великое бремя? Согласны ли вы с ним?
Примечание для учителя:
Конечно, слова «познать» и «осознать»,
будучи однокоренными, являются родственными, но очевидно не абсолютными
синонимами. Познать – значит постичь, изучить, получить знание,
испытать. Осознать – понять, принять, сознательно усвоить.
«Свобода от»
не идентична «свободе для». Эту фразу написал Эрих Фромм,
немецкий социолог, психолог, философ, один из основоположников
неофрейдизма. В 1941 году он издал книгу «Бегство от свободы», которая
явилась результатом глубокого анализа противостояния человека и общества.
3 этап – групповая работа над ситуацией
Задача:
за определенное отведенное время (10-15 минут) обсудить в подгруппе вопросы по
проблеме, в ходе обмена мнениями найти оптимальные ответы, подгруппе «зрителей»
внимательно наблюдать за ходом обсуждения и фиксировать самые интересные, с их
точки зрения, моменты.
4 этап – групповая дискуссия
Задача:
а) от каждой подгруппы выступает один представитель и обосновывает свой ответ,
«зрители» фиксируют ответы;
б) обсуждение – представители каждой подгруппы имеют
возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своим
вариантом решения проблемы, внести дополнения;
в) выступление подгруппы «зрителей» со своими
замечаниями и предложениями по поводу формы и содержания проведенной дискуссии;
г) определение наиболее оптимального решения проблемы.
5 этап – подведение итогов и рефлексия
Задача:
вспомнить все этапы работы на занятии и проанализировать: что удалось и что не
удалось выполнить, какие элементы урока были более запоминающимися и
выигрышными, что удалось понять благодаря проведенной работе; учитель и
эксперты высказывают свое мнение об эффективности дискуссии.
Рефлексия:
ü Я понял материал урока…….
ü Я работал активно…….
ü Мне понравился ответ …..
ü У меня остались непонятные вопросы…….
ü Хочу поблагодарить…
— Так должна ли быть свобода полной? Свободным
можно быть, можно свободным стать, но значительно труднее — научиться ЖИТЬ
свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле — но при этом, не
угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком
необходимо. Не все это понимают, но стремиться должен каждый.
— Благодарю всех за активную работу. Спасибо
за интересную беседу.
6 этап – домашнее задание
Задача: написать эссе на одну из предлагаемых тем: «Я
и моя свобода», «Свобода и воля. Есть ли разница?», «Свобода личности и
социальные ограничения».
Информационное
обеспечение обучения
Основные
источники
3.
Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи:
учебник для студентов СПО / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева.- 19-е издание
стереотипное. — Москва: Академия, 2019.-320 с.- ISBN978-5-4468-7872-7.
— Текст: непосредственный.
4.
Кузнецова, Н. В. Русский язык и культура речи:
учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 368 с. —
(Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-016335-2. — Текст:
электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1099229 (дата обращения:
10.06.2020).
Дополнительные источники
- Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О.Я.
Гойхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 240 с. —
(Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-015627-9. — Текст:
электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1099264 (дата
обращения: 10.06.2020). - Титов, О. А. Русский язык и культура
речи. Практикум по орфографии: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. А. Титов. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. —
166 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04484-3.
— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/415830 (дата обращения: 10.06.2020). - Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура
речи: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9258-8. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/414696 (дата обращения: 10.06.2020).
Интернет- ресурсы
1. |
Справочно-информационный |
2. |
Электронная |
3. |
Электронная |
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
- пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
- повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
- управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
- удерживать инициативу в общении.
Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
- собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
- у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
- открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
- партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
- разве,
- конечно,
- ведь,
- тоже,
- не правда ли.
Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
- Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
- Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
- Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.
Are you always struggling to come up with book club questions to help guide your group discussion? In one of my past book clubs, we literally ONLY read books that included discussion questions at the end of the book because we wanted to be certain we’d have a great conversation.
My current book group is much more casual, but perhaps too much so. Our 2-3 hour meetings are primarily a social gathering with a mere 10 minute discussion about the book snuck somewhere in the middle.
I decided to come up with a generic list of book club discussion questions to compel us to dig deeper than “Did you like the book?” and “Why or why not?” without tying us down to classic literature or books that come with a book club guide.
The general book club questions below work just as well for a mystery with an unexpected twist, historical fiction, memoirs of interesting people, or even a scientific non-fiction book.
What Makes a Good Book Discussion Question?
Before we get to the list, I should probably explain the criteria I used to choose the questions. I used both my experience as a book club member and my background as an English major to guide my decisions. I looked for these characteristics to identify good discussion questions:
- Encourages a closer look at details in the book
- Aids in the understanding of the story
- Challenges assumptions
- Expands one’s thinking
- Enables members to share differing perspectives and opinions
The book club questions below can guide your group through a meaningful discussion about almost any book.
1. How did the book make you feel?
- Were you amused, upset, bored, angry, intrigued?
- Did you have to force yourself to get through it or were you unable to put it down?
- Are you glad you read it?
2. How do you feel about how the story was told?
- Did it start too slow or end unresolved?
- Do you wish it had been told from a different perspective?
- Did it jump around too much or hold you in suspense?
3. What did you think about the main characters?
- Did you like them? Were they believable?
- Did you approve of their decisions and behavior?
- Who did you relate to the most/least?
4. Which parts of the book stood out to you?
- Are there any quotes, passages, or scenes you found particularly compelling?
- Were there parts of the book you thought were incredibly unique, out of place, thought-provoking, or disturbing?
5. What themes did you detect in the story?
- What were the main points you think the author was trying to make?
- Did you notice any symbolism?
6. What did you think about the ending?
- Were you satisfied or disappointed with how the story ended?
- Is anything left unresolved or ambiguous?
- How do you picture the characters’ lives after the end of the story?
7. What is your impression of the author?
- Does the story seem to fit with what you know of the author?
- What do you think about the author’s writing style?
- What do you think about the author’s storytelling ability?
- Would you read another book by the same author?
8. What changes/decisions would you hope for if the book were turned into a movie?
- Which sections would you cut?
- Who would you cast to play the main characters?
- If the book is already a movie, are you happy with the representation? Do you prefer the book or the movie?
9. How does this book compare to other books you’ve read?
- Did you like it more or less than other books in the same genre?
- Is the book different in any way from the books you usually read?
10. How did this book change you?
- Do you have a new perspective as a result of reading this book?
- Did you learn something you didn’t know before?
- Has your attitude or behavior changed?
Book Club Questions for Nonfiction Books
Some of the best book club reads are nonfiction titles. Hearing other’s perspectives on facts and how data is presented can help us absorb material in a much deeper way.
Here are some questions to guide your group through a discussion about a nonfiction book.
- What was your biggest takeaway from the book?
- Did you end up doing extra research on anything presented in the book? If so, what did you find?
- Did you detect any bias in the way the information was presented?
- Did you agree with the author’s point of view?
- Do you believe the topic was covered adequately in the book? If not, what do you wish had been explained more?
Book Club Questions for Fiction Books
Fiction transplants us into a new world. Depending on our backgrounds, values, and belief systems, each of us is drawn to different aspects of those worlds.
When we discuss fiction with our friends, we not only immerse ourselves deeper in the story, we learn a lot about our friends. Here are some questions to help facilitate that experience.
- Did the story unfold the way you expected? If not, what surprised you?
- If the story could be told by one of the other character’s, which character’s perspective would you prefer to hear? Why?
- Which place in the book would you most like to visit?
- Which character would you most like to meet?
- Was the reality created in the book believable? If not, which aspects were hard to believe?
- Which character was most like someone you already know? How did that affect your perception of the character?
- Which event in the book was most similar to something you’ve personally experienced?
How to Lead a Good Book Club Discussion
Since you’ve landed here in search of good book discussion questions, chances are that you’re about to host book club. If this is your first time leading the group, here are some tips to help you guide the discussion.
Prepare in advance
Choose questions (from the lists above, the book itself, and/or your own ideas) that will allow for a thoughtful and lively discussion.
Jot down your answers and bookmark a few pages in the book that will help you explain your answers. Maybe even highlight a passage or two that you found thought provoking or your favorite quote.
You can ask other members their thoughts on the passage as one of your discussion questions.
Set expectations and some ground rules
Some of the best book club books are those that deal with topics or situations that are extreme. Consequently, members may have strong reactions to some of the content.
An easy way to avoid negative discussions is to identify any potential trigger issues for members at the start of the meeting — allow members to state any topics or elements of the story they’d like to skip over.
Depending on how well your group knows one another, you may also need to spell out expectations to avoid conflicts. For example, is the group comfortable with profanity? Will discussion move around the group (each person has a chance to respond) or can members jump in at any time?
Pose one question at a time
Start with a very broad question that everyone can answer. It can be as simple as “what did you like about the book?” or “what was your least favorite part of the story?”.
Choose subsequent questions based on how the discussion flows. If a question lands flat or causes too much of a stir, move the group in a completely different direction. Or, if the discussion is positive and lively, continue on with related questions.
Be a proactive moderator
When you’re leading the book club discussion, your most important task occurs during the actual discussion. It’s your responsibility to make sure members stay on track and feel respected and heard.
Prevent members from inadvertently monopolizing the conversation by asking questions directly to members who are less likely to interrupt or jump in to voice their thoughts. Restate some of the thoughts shared by others to ensure you (and others) understand what they were saying.
If the discussion starts to wander to topics other than the book, gently guide the conversation back. If a differing of opinions starts to turn combative, highlight the merits of both sides and move onto a new question.
How to Lead a Good Book Club Discussion
Since you’ve landed here in search of good book discussion questions, chances are that you’re about to host book club. If this is your first time leading the group, here are some tips to help you guide the discussion.
Prepare in advance
Choose questions (from the lists above, the book itself, and/or your own ideas) that will allow for a thoughtful and lively discussion.
Jot down your answers and bookmark a few pages in the book that will help you explain your answers. Maybe even highlight a passage or two that you found thought provoking or your favorite quote.
You can ask other members their thoughts on the passage as one of your discussion questions.
Set expectations and some ground rules
Some of the best book club books are those that deal with topics or situations that are extreme. Consequently, members may have strong reactions to some of the content.
An easy way to avoid negative discussions is to identify any potential trigger issues for members at the start of the meeting — allow members to state any topics or elements of the story they’d like to skip over.
Depending on how well your group knows one another, you may also need to spell out expectations to avoid conflicts. For example, is the group comfortable with profanity? Will discussion move around the group (each person has a chance to respond) or can members jump in at any time?
Pose one question at a time
Start with a very broad question that everyone can answer. It can be as simple as “what did you like about the book?” or “what was your least favorite part of the story?”.
Choose subsequent questions based on how the discussion flows. If a question lands flat or causes too much of a stir, move the group in a completely different direction. Or, if the discussion is positive and lively, continue on with related questions.
Be a proactive moderator
When you’re leading the book club discussion, your most important task occurs during the actual discussion. It’s your responsibility to make sure members stay on track and feel respected and heard.
Prevent members from inadvertently monopolizing the conversation by asking questions directly to members who are less likely to interrupt or jump in to voice their thoughts. Restate some of the thoughts shared by others to ensure you (and others) understand what they were saying.
If the discussion starts to wander to topics other than the book, gently guide the conversation back. If a differing of opinions starts to turn combative, highlight the merits of both sides and move onto a new question.
More Book Club Resources
I hope the book club questions above help you get more out of your book club discussions. Here are some other resources to make your next book club meeting more fun.
- The Best Monthly Book Club Subscriptions
- Monthly Book Club Theme Ideas
- How to Start a Family Book Club
- Great Psychological Thrillers for Book Clubs
- Book Club Book Recommendations from Goodreads
Download a FREE List of Generic Book Club Questions
Sign up for my book news emails to get a free printable version of these questions and occasional emails with special offers and new book club ideas.
Дискуссия на основе изучения текстов (текстовая дискуссия)
Она
проводится на основе изучения отрывков
научных статей, монографий, философских
текстов, научно-популярных публикаций.
Класс
делится на две части, учащиеся формулируют
противоположные точки зрения по
какой-либо проблеме.
Вариант
А.
Участники дискуссии отстаивают ту или
иную точку зрения, используя цитаты,
факты, примеры из изученных текстов.
Вариант
Б.
Учитель может предложить для изучения
текст, в котором представлена точка
зрения одного автора на какую-либо
проблему. Школьникам предлагается
ответить на вопросы:
—
С
какими положениями текста вы согласны
и почему?
—
Какие
идеи вы не поддерживаете? Аргументируйте
свою позицию.
Так,
на уроке истории Отечества в 11-м классе
при изучении агарной
реформы ПА. Столыпина
провели дискуссию на тему «Цели
аграрной реформы П.А. Столыпина были
достигнуты».
При подготовке использовали публикации,
монографии различных авторов (B.C. Дякина,
СМ. Дубровского, Г.П. Жидкова, А.С.
Забоенковой), речи самого П.А. Столыпина.
Ребята
отвечали на вопросы:
-
Какие
цели имела реформа П.А. Столыпина? -
Были
ли достигнуты социально-политические
цели реформы? -
Насколько
успешно были решены производственно-экономические,
хозяйственные цели реформы? -
Соответствовало
ли реальное проведение реформы
первоначальным замыслам Столыпина? -
Были
ли у реформы внешние и внутренние
помехи? -
Каково
значение опыта аграрной реформы
Столыпина для современных преобразований
российской экономики?
«Вертушка»
Суть
этой формы в том, что участники обсуждают
тему или проблему в микрогруппах одного
(простая) или сменного (сложная) состава
(на разных этапах дискуссии, в разных
группах), одновременно разбирается
несколько основных вопросов по теме.
Не менее важно, чтобы каждый участник
оказался в позиции ведущего, это помогает
занять активную позицию, осознанно
относиться к процессу обсуждения,
определить свою позицию. При этой
технологии на каждом этапе участники
отмечают лидеров обсуждения, это
позволяет по окончании обсуждения
выявить лидеров группы, а при необходимости
— сделать их организаторами в реализации
планов, намеченных группой.
Тему
(проблему) для обсуждения лучше выбрать
заранее (с помощью ранжирования или
«мозгового штурма») и подобрать вопросы
для группового обсуждения, которые
необходимы для работы в вертушке.
1-й
этап. Подготовительный
Ведущий
даёт вводную информацию, ставит проблему
или обозначает тему обсуждения. Предлагает
четыре направления решения проблемы
или четыре аспекта темы дискуссии.
Группа,
состоящая из 16 участников, делится на
4 подгруппы (по 4 человека) по добровольному
принципу в зависимости от личного
предпочтения одного из аспектов темы
или вариантов решения проблемы.
На
столах ставятся таблички «А», «Б», «В»,
«Г» и большие листы, на которых обозначен
один из аспектов темы или направление
решения проблемы (лист-А, лист-Б, лист-В
и лист-Г). Каждому участнику выдаётся
карточка с номером: А-1, А-2, А-3, А-4,
Б-1….Г-4 и маршрутный лист (см. рис. 1).
Ведущий
объясняет правила проведения обсуждения
и руководит размещением участников за
столами.
2-й
этап. Вертушка (40-45 минут).
Определившиеся
на подготовительном этапе четыре группы
в течение 5-10 минут высказы вают идеи,
суждения и предложения по аспекту,
обозначенному на табличках.
Затем
группы расходятся, каждый участник
переходит в соответствии с маршрутным
листом, оказывается за другим столом,
где с ним садятся по одному представителю
из других групп, здесь они совместно
обсуждают второй аспект (новый для всех
участников), который написан на листе
стола, куда они переместились. Обсуждение
занимает 5-7 минут.
За
каждым столом участники дают оценку
своим коллегам, выставляя на маршрутном
листе в колонке «Номер лучшего выступления»
один или два номера участников (в том
числе можно свой), которые были наиболее
активны и содержательны в выступлениях
на этом этапе.
Следующих
два перехода повторяют предыдущий,
участники обсуждают ещё два новых для
них аспекта проблемы (или вариантов
решения проблемы).
3-й
этап. Подведение итогов (15-20 минут).
На
последнем, четвёртом переходе участники
оказываются за теми столами, где они
начинали обсуждение. Здесь они обобщают
предложения всех групп, зафиксированные
на листе, систематизируют их, отмечают
альтернативные позиции и наиболее
интересные идеи, оформляют выводы по
своему аспекту (или проекту), готовятся
выступать перед группой.
Ведущий
игры собирает все маршрутные листы и
путём подсчёта устанавливает тех, чьи
выступления отметили большинство
участников (если участников много,
ведущий может взять помощников для
подсчёта).
Рис.
1. Образец маршрутного листа для вертушки
4×4, 4×6, 4×7
Тур |
№ участка |
Стол |
Роль |
№ участников |
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
Рис.
2. Алгоритм для маршрутного листа вертушки
4×4
Стол |
1 |
2-й |
3-й |
4-й |
А |
1а*. |
1б. |
3б*. |
4б |
Б |
1б*. |
1а. |
4а. |
За. |
В |
1в. |
За. |
1а. |
2а. |
Г |
1г.2г*.3г.4г |
4а.4б,1в.2в* |
2а. |
1а.1б.3б.4в* |
*
обозначен ведущий за этим столом, на
данном этапе.
Затем
каждая группа представляет свой вывод,
отражающий обобщённое мнение группы,
а члены группы дополняют и уточняют
его. Ведущий резюмирует каждый вопрос,
тему или проблему в целом, отмечает
работу отдельных участников, указывает,
кто был наиболее интересен и активен в
обсуждениях по количеству выборов.
Проводит коллективный анализ мнений
участников о проделанной работе.
Если
обсуждалась проблема и требуется выбрать
конкретное решение, то участники,
набравшие большинство голосов, становятся
группой экспертов. После выступления
всех групп и коллективного обсуждения
«за» и «против» они принимают окончательное
решение. В дальнейшем эксперты могут
выступить творческой группой в подготовке
и реализации принятого решения.
Примечания:
1.
В маршрутном листе отмечается роль —
ведущий. В этой роли каждый из участников
выступает на одном из этапов. Он следит
за соблюдением регламента, фиксацией
идей на бумаге, даёт возможность всем
высказаться, развивает идеи, подталкивает
к высказыванию пассивных участников и
контролирует слишком активных словом,
следит за ходом обсуждения на данном
этапе за своим столом.
2.
Дискуссия может проводиться по формулам:
4×4 (4 группы по 4 участника), 4 х 6, 4 х 7, 5 х
5, 5 х 6, 6 х 6,6 х 7 и др. При этом следует
пользоваться другим алгоритмом
перемещения (алгоритм перемещения
участников для вариантов 4 х 4, 5 х 5 см.
на рис. 2).
3.
Игру можно усложнить, если в маршрутные
листы заранее ввести для каждого
участника выполнение на определённом
этапе специальной роли (аналитика,
критика, генератора идей, поддерживающего
и т.д.).
«Вертушка»
может проводиться в упрощённой форме,
когда участники на втором этапе не
расходятся, а значит, не меняется состав
микрогрупп. Каждая микрогруппа обсуждает
по очереди каждый из выделенных заранее
вопросов. Вся группа или переходит от
стола к столу, на которых обсуждают
новый для них вопрос, или ведущий передаёт
общий для всех групп листок с ответами
(предыдущей группы, групп) по предложенной
позиции. Когда каждая из микрогрупп
обсудила всё из выделенных позиций и
вернулась к первой (своей) позиции, они
обобщают ответы всех предыдущих групп.
Здесь начинается третий этап вертушки.
«АКВАРИУМ»
Этот
вид дискуссии обычно применяют при
обсуждении противоречивых подходов,
конфликтов, разногласий.
«Аквариум»
интересен тем, что здесь делается упор
на сам процесс представления и отстаивания
своей позиции, её аргументации.
Включённость всех участников достигается
благодаря участию каждого в начальном
обсуждении, после чего группа следит
за работой и поддерживает связь со своим
представителем. Узкий круг выступающих
(5-6 человек) даёт возможность сосредоточиться
на основных позициях.
Подготовительный
этап. Ведущий представляет проблему,
делит класс на группы. Обычно группы
располагаются по кругу. Участники
(иногда ведущий) выбирают представителя,
который будет позицию их группы
представлять всему классу.
Ход
обсуждения
1.
Группам даётся время, обычно небольшое,
для обсуждения проблемы и определения
общей точки зрения.
2.
Ведущий просит представителей групп
собраться в центре класса, чтобы высказать
и отстоять позицию своей группы в
соответствии с полученными от неё
указаниями. Кроме представителей, никто
не имеет права высказываться, однако
участникам группы разрешается передавать
указания своим представителям с помощью
записок.
3.
Остальные участники — это активные
наблюдатели и аналитики, они отмечают
(можно фиксировать письменно) наиболее
яркие и аргументированные выступления,
чёткость мыслей и позиции в целом, умение
слушать оппонентов и задавать уточняющие
вопросы, способность аргументированно
отвечать на поставленные вопросы, умение
убеждать и т.д.
4.
Учитель может разрешить представителям,
равно как и группам, взять тайм-аут для
консультаций.
5.
«Аквариумное» обсуждение проблемы
между представителями групп заканчивается
либо по истечении установленного
времени, либо после достижения решения.
6.
После такого обсуждения проводится его
критический разбор всем классом.
Коллективный
анализ хода дискуссии в конце обсуждения,
позволяет ведущему вместе с участниками
выделить как содержательные, так и
процедурные моменты групповой работы.
Техника «аквариума» не только усиливает
включённость ребят в групповое обсуждение
(позволяет развить навыки участия в
групповой работе, совместного принятия
решения, навыки общения — умение слушать
другого, вести спор, отстаивать свою
позицию, поддерживать и развивать мысли
другого и т.д.), но и даёт возможность
проанализировать ход взаимодействия
участников на межличностном уровне.
Ведущий сам должен решить, насколько
уместно воспользоваться этой возможностью
в том или ином случае.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обучение школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков смыслового обучения на уроках истории
Из опыта работы учителя истории и
обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»
г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Г.Н.
Современное общество является информационным обществом, и одна из важнейших задач школы — научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст– по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Наряду с письмом и владением компьютером к базовым умениям сегодня относится чтение.
Навык чтения – это и база всего последующего образования. Работая много лет учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, могу сказать, что именно несформированные навыки чтения и работы с текстом являются одной из главных причин низкого уровня знаний и умений обучающихся. Недостаточный темп чтения, непонимание прочитанного не позволяют обучающимся усвоить информацию, а о ее преобразовании, интерпретации часто говорить не приходится. И если под руководством учителя, пошагово, обучающиеся еще разбираются в учебном материале, то оставшись один на один с информацией, текстом, (параграфом учебника, математической задачей, тестовым заданием и т.д.) очень многие школьники с ним не справляются. Всем учителям, конечно, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на уроке школьники прекрасно усваивали материал, активно отвечали, хорошо решали у доски, а итоги самостоятельных и контрольных работ оказывались низкими. Проводимый анализ ученических работ показывает, что одной из главных причин низкой результативности образовательного процесса является неумение школьников самостоятельно работать с текстом, элементарное непонимание читающим смыслового содержания текста. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. У многих обучающихся к концу начального обучения не сформирована даже техника чтения (темп, способ, правильность, выразительность чтения). Анализ же текста проводится под полным контролем учителя. Между тем наблюдения показывают, что мало кто из учителей-предметников (кроме учителей-филологов) работают над формированием у обучающихся навыков смыслового чтения и работы с текстом
Сегодня всем, работающим в школе, должно быть понятно, что, если школа не сформирует в ребенке грамотного читателя, который способен понимать текст, рефлексировать на него и его использовать, достичь планируемых результатов обучения будет невозможно. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Научить пониманию текста сложно, но учитель может создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Читая, ученик мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, тезисе, пометках, либо в граф-схеме, либо в таблице. Такая работа помогает ученику всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально организованного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д. Поэтому, очень важно, что в соответствии с ФГОС основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования предусматривает реализацию междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Целенаправленная и систематическая работа над реализацией этой программы должна быть неотъемлемой частью преподавания истории в школе. Сформированный навык смыслового чтения и работы с текстом является базовым условием достижения планируемых результатов изучения школьного курса истории. Вместе с тем специфика этого предмета создает благоприятные условия для систематической работы над формированием у школьников умений работать с текстом и использовать стратегии смыслового чтения.
На примере преподавания истории Древнего мира в 5 классе хочу поделиться некоторым опытом работы в данном направлении, конкретно опытом обучения школьников составлять вопросы к тексту. Пятый класс, на мой взгляд, очень благоприятный период для формирования в ребенке грамотного читателя:
-дети переходят на более «»взрослую» ступень, а они хотят быть более взрослыми;
— интерес вызывают новые учителя;
— есть потенциал начальной школы;
-у детей еще есть желание учиться;
-учебник истории содержит много интересных, доступных текстов.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом в 5 классе относят следующие:
-выделение главного в тексте;
-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
-умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос.
Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Основным приемом в процессе уяснения содержания является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, обнаруживает новые связи, не всегда для него ясные, находит непонятные места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», – сказал великий французский писатель Оноре де Бальзак.
Постановка вопросов и поиск ответа на них включает :
— постановку к тексту и поиск в тексте
— рассуждения и умозаключения;
— припоминание;
— обращение к учителю, однокласснику .
Работу по обучению учащихся составлять вопросы учителю истории нужно сразу же с начала работы с пятиклассниками. В первую очередь, необходимо выяснить насколько это умение сформировано у обучающихся в начальной школе. Для этого можно просто на первых уроках предлагать обучающимся задания на составление вопросов к тексту параграфа. После того, как учитель получил необходимую информацию, можно начинать работать с обучающимися по этому направлению. Чтобы добиться планирумых результатов учителю нужно:
-на первом этапе уделять внимание обучению учащихся составлять вопросы к тексту практически на каждом уроке;
-практиковать эту работу на разных этапах урока, в том числе в домашней, в проектной работе школьников;
-давать обучающимся необходимые теоретические знания с учетом их возраста и познавательных возможностей;
-осуществлять постепенный переход от групповых, парных форм работы к самостоятельной работе, сочетать эти формы работы;
— с целью мотивирования обучающихся использовать разнообразные технологии, такие приемы обучения, которые содержать элементы игры, занимательности;
-правильно подбирать тексты для работы, они должны соответствовать цели работы;
-уже в пятом классе можно учить школьников работать не только со сплошными текстами( текст параграфа, документ, художественное произведение и т.д.), но и с текстами не сплошными ( в учебнике истории Древнего мира это карты, картосхемы, таблицы.
У некоторых пятиклассников часто вызывает затруднения построение вопросительных предложений. Поэтому в начале работы с ними уместно будет повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем ученик должен уметь выполнить следующие шаги:
1) чтение предложения;
2) выделение главной мысли;
3) задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;
4) задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.
Например, на уроке «Древнейшие люди» работаем с текстом пункта 4 «Овладение огнем»:
-Прочитайте про себя первое предложение(Разные опасности подстерегали человека).
-Выделите в нем главную мысль(Древнейшего человека подстерегало много опасностей).
-Задайте вопрос по поводу основного смысла предложения(Что подстерегало древнейшего человека?)
-Какие еще вопросы мы можем поставить к этому предложению?(Почему жизнь древнейших людей была трудной?)
Затем переходим к следующему предложению. Текст небольшой по объему. Такая работа позволяет не только поработать над формированием умений работать с текстом, но и усвоить учебный материал.
Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась при работе над предложением:
1) чтение текста;
2) выделение смысловых кусочков текста;
3) задавание вопросов к смысловым кусочкам.
В практической работе учителю поможет приведенная в книге академика А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. ) классификация вопросов по Б.Блуму:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
6.Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Пятиклассникам еще трудно использовать такую классификацию. Использую памятку «Такие разные вопросы», которую предлагают учителя начальных классов»:
1. «Вопросы с поверхности».
-Кто..?
-Что сделал..?
-Где..?
2. «Вопросы – подводники».
-Почему..?
-Как..?
-А что если..?
-Будет ли так..?
3. «Вопросы из сундука».
-Как текст связан с событиями из твоей жизни?
-Если бы ты был на месте..?
-На что похоже..?
-Есть ли связь с тем, что происходит сегодня..?
-Что хотел сказать автор?
Чтобы закрепить у пятиклассников понятие о классификации вопросов, использую прием «тонких» и «толстых» вопросов, который широко применяют в своей работе многие учителя. Этот прием может быть использован на любой из стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Начинаю использовать этот прием, ввожу понятие «тонких» и «толстых» вопросов в ходе изучения темы «Древний Египет». Целью первого урока по теме «Государство на берегах Нила» ставлю: сформировать у обучающихся представление о местоположении Египта на карте мира, особенностях природных и климатических условий; помочь обучающимся понять процесс образования единого государства в Древнем Египте; способствовать усвоению школьниками понятий: речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.
Планируемые результаты:
-предметные: устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; анализировать и обобщать данные исторической карты, использовать их для получения нового знания;
метапредметные:
— регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели;
— познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; анализировать, сравнивать, обобщать факты; давать определения понятиям;
-работать с учебным текстом( правильно составлять вопросы к тексту );
—коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости изучать историю, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Работу с учебным текстом (обучение правильно составлять вопросы к тексту ) провожу на этапе изучения нового материала.Фрагмент урока
III. Работа по теме урока
2.Разливы Нила
2.1. Работа с карточками.
-Прочитайте молча предложения, которые записаны на карточке.
-Согласны ли вы с тем, что эти предложения -это вопросы? Почему? (они содержат вопросительные слова)
-Какую роль играют вопросы в нашей жизни, в нашей речи?
Учитель: в школе вас учат многому: писать, считать, думать, работать с компьютером. Одним из основополагающих умений, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его учебные успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. Очень важно, чтобы каждый из вас стал грамотным читателем: умел понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках истории мы тоже стараемся стать грамотными читателями, учимся работать с текстом. Для этого есть разные пути. Один из них –умение правильно ставить вопрос: Оно поможет вам научиться самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте. Составление вопросов -дело непростое, и сегодня мы продолжаем ему учиться.
-Распределите вопросы, которые есть на ваших карточках на две группы: обозначьте цифрой 1 вопросы, на которые можно ответить одним словом, а цифрой 2 вопросы, на которые одним словом ответить нельзя.
-Зачитайте вслух вопросы, на которые можно ответить одним словом. Объясните свой выбор(идет обсуждение, исправление допущенных ошибок).
-Зачитайте вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. Объясните свой выбор(обсуждение, исправление ошибок).
Учитель: вопросы, требующие однословного ответа называют «тонкими» вопросами. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, называют «толстыми» вопросами.
2.2.Работа в парах по вариантам с текстом учебника (п.2 «Разливы Нила»).
_-Прочитайте молча в параграфе пункт 2 «Разливы Нила».
-Составьте к нему «тонкие» вопросы(по два вопроса) и ответьте на него:
1вариант: вопрос, который начинается со слова «Что?»
2 вариант: вопрос, который начинается со слова «Когда?»
3 вариант: вопрос, который начинается со слова «Где?»
-Составьте по одному «толстому»вопросу, который начинается со слова «Почему?»
2.3. Проверка итогов работы в парах (обучающиеся зачитывают свои вопросы, отвечают на них, класс обсуждает правильность составленных вопросов). Домашнее задание.
-Можно ли эти вопросы назвать «тонкими», «толстыми»? Почему?
-При подготовке домашнего задания подготовьте по тексту параграфа «Государство на берегах Нила» один «тонкий» и один «толстый вопрос». На следующем уроке при проверке домашнего задания вы получите возможность задать его одноклассникам.
Приложение №1.(карточка с вопросами)
Какой предмет мы сейчас изучаем? |
|
Нравиться ли тебе этот предмет? |
|
Почему? |
|
Для чего, по вашему мнению, нужно изучать этот предмет? |
|
Какие исторические источники вы знаете? |
|
О чем мы узнаем из письменных исторических источников? |
|
Как помогает изучать историю археология? |
|
В чем различие межу письменными и вещественными историческими источниками? |
Закрепляем умения школьников на следующем уроке «Как жили земледельцы и ремесленники». Фрагмент урока:
I. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Задай вопрос другу»(закрепление умений формулировать «тонкие вопросы»)
-Задайте по одному «тонкому » вопросу своему другу по теме «Государство на берегах Нила». Заданные вами вопросы должны помочь нам вспомнить местоположение Египта на карте, природу Египта, ее влияние на жизнь древних египтян.
III. Работа по теме урока
План
1.Жители Египта.
2.Труд и жизнь земледельца.
3. Ремесла и обмен.
4. Писцы собирают налоги.
3.2.Работа в группах (овладевать основами смыслового чтения учебных и художественных текстов).
Цель для обучающихся:
-Изучить жизнь и быт крестьян в Древнем Египте.
-Подумать, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян.
-Учиться составлять к тексту вопросы по заданной теме.
1 группа
Задание:
1.Прочитайте п. 1 (стр. 38-39) «Труд земледельца».
2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Труд земледельца»:
-два вопроса , которые начинаются со слова «Как?»;
-один вопрос, который начинается со слова «Для чего?».
3. Подготовьте ответы на эти вопросы.
4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
2 группа
Задание:
1.Прочитайте фрагмент «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу» (стр. 38).
2. Составьте к тексту вопросы по теме «Труд земледельца»:
-один вопрос, который начинается со слова «Как?»
-два вопроса, которые начинаются со слова «Что?»
3. Подготовьте ответы на вопросы цитатами из текста.
4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
3 группа
Задание:
1.Прочитайте п. 3 (стр. 40-41) «В гостях у египтянина».
2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Быт древнеегипетского крестьянина»(еда, жилище, одежда и укращения):
-один вопрос , которые начинаются со слова «Чем?»;
-один вопрос, который начинается со слова «Как?»;
-один вопрос, который начинается со слова «Какие?»
3. Подготовьте ответы на эти вопросы.
4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
3.3.Проверка результатов групповой работы.
-Как вы думаете, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян?
-Поделитесь, какие мысли чувства, возникли у вас в связи с изученной темой.
Не требует больших затрат времени, но дает хорошие результаты прием «Задай вопрос» . Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Например, во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Кто…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Подобную работу можно провести в форме игр «Почемучки», «Кто?Что?», «Где? Когда?». Учитель предлагает обучающимся задать к тексту все возможные вопросы, которые , например, начинаются с вопроса «Кто?», «Что?», «Почему?», «Где?», «Для чего?» и т.д. Игра «Кто? Что?» может быть проведена на уроках «Древнейшие люди», «Родовые общины охотников и собирателей»,«Возникновение земледелия и скотоводства», «Библейские сказания». Игру «Где? Когда?» рекомендую провести на уроках «Финикийские мореплаватели», «Персидская держава «царя царей»», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей ». На уроке «Олимпийские игры в древности», «В городе богини Афины» хорошо проходит игра «Приставалки», «Почемучки». Учебные тексты данных уроков способствуют этому.
Считаю, что для обучения школьников задавать вопросы к тексту, учитель может успешно использовать и такой известный прием как «Маркировка текста». На уроке «Жизнь египетского вельможи »провожу следующую работу.Фрагмент урока:
III. Работа по теме урока
3.2. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение «Маркировка текста» «В усадьбе вельможи»(стр.43-44)
Задания по вариантам:
1 вариант
-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Г» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Где?». Задайте этот вопрос классу.
2 вариант
-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Ч» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Что?». Задайте этот вопрос классу.
3 вариант
-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «К» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Кто?». Задайте этот вопрос классу.
Задание для всех:
-Сравните быт крестьянина и быт вельможи в Древнем Египте. Сделайте свои выводы.
-Подумайте, чему вы научились, выполняя это задание.
На уроке «Военные походы фараонов» так использую прием «Цепочка вопросов».
Фрагмент урока:
III. Работа по теме урока
3.2. Фронтальная работа с текстом учебника параграф 8, п.2 (стр. 47-48) «Боевые колесницы» (продолжить работу по овладению навыками смыслового чтения). Игра «Цепочка вопросов».
а/Задание обучающимся. Чтение текста молча:
— Мы продолжаем с вами учиться быть грамотными читателями. Из начальной школы вы знаете способ чтения «цепочкой». Сейчас мы с вами тоже будем читать «цепочкой». Но «цепочкой» необычной, а «цепочкой» , состоящей из вопросов.
-Прочитайте текст молча. Попробуйте заменить предложения вопросами к ним.
Затем мы «цепочкой » будем читать вслух эти вопросы. Из игры выбывает тот, кто не смог или неправильно заменил предложение вопросом.
б/игра «Цепочка вопросов»(учащиеся читают текст вслух, заменяя предложения вопросами к ним).
-Почему колесницы считались самым грозным оружием египтян?
-Дома подготовьте вопросный план по теме «Боевые колесницы». Подготовьте по нему устный рассказ.
Уже в 5 классе на уроках истории мы обучаем школьников составлять простой план текста. Учить составлению вопросов к тексту мы можем на примере вопросного плана. Для этого на уроке «Искусство Древнего Египта» использую прием «Экскурсовод».Фрагмент урока:
Ход урока:
II. Работа по теме урока
План
1. Первое из чудес света.
2. Храмы-жилища богов.
3. Гробница фараона Тутанхамона.
4. Пойдемте в музей.
2.1. Самостоятельная работа с текстом параграфа 11 «Искусство Древнего Египта» стр. 56-57(п.1 «Первое чудо света») Упражнение «Экскурсовод»(составление простого плана в виде вопросов по тексту)
-Представьте себя экскурсоводом, которому предстоит провести экскурсию к одному из чудес света, первому чуду света- египетским пирамидам. Экскурсантами являются ваши одноклассники. Вам необходимо подготовиться к этой экскурсии, чтобы она была интересной и познавательной. Поможет вам в этом материал учебника(стр. 57-56 «Первое чудо света»).
-Прочитайте самостоятельно текст учебника, составьте на его основе план своей экскурсии. Пусть он будет в виде вопросов, отвечая на которые, вы сможете интересно и грамотно рассказать туристам о египетских пирамидах.
-Расскажите по составленному плану о египетских пирамидах.
Интересным приемом работы по обучению пятиклассников задавать вопросы по тексту может стать игра «Следопыт (Вслед за героем)». На уроке «Поэма Гомера «Одиссея» мы предлагаем обучающимся с помощью вопросов проследить путь Одиссея и его товарищей от Трои до Итаки( где он оказался, что с ним произошло, кого Одиссей встретил, куда он направился дальше и.т.д.). Этот же прием можно использовать на уроках «Поход Александра Македонского на Восток», «Вторая война Рима с Карфагеном», «Восстание Спартака».
Для обучения пятиклассников составлению вопросов использую прием «Тайм-аут» (Чтение с остановками). «Тайм -аут»- одна из стратегий смыслового чтения. Цели стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Подробный алгоритм реализации стратегии следующий :
1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й пункт текста параграфа. Дальше работайте в парах.
2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.
4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.
5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,
6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.
Многие учителя истории дают учащимся задания творческого характера. Среди них есть и задания, которые способствуют формированию умения вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования, а также составлять вопросы по тексту. Упражнение «Составь задание» может предусматривать составление тест, учебная задача по теме или составление викторины, ребуса, кроссворда, головоломок. Но в 5 классе к таким заданиям следует относиться взвешено. В течение традиционного урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Поэтому такие задания лучше задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Такая работа уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Подготовленные школьниками задания можно использовать для проверки домашнего задания, повторения изученного.
Обучение школьников постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них является важнейшим условием формирования у обучающихся стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Умения школьников ставить вопросов к тексту и находить в тексте ответы на них –основа для уяснения обучающимися содержания учебного текста . Вести работу по обучению школьников ставить вопросы к тексту и находить ответы на них можно на всех этапах урока. Творчески работающий учитель может успешно использовать существующие образовательные технологии, приемы для обучения школьников стратегиям смыслового чтения и работе с текстом. Уроки истории играют большую роль в формировании этого важнейшего метапредметного универсального учебного действия. А для учителя истории открываются новые возможности для педагогического творчества, профессионального роста.
Источники:
1. А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.
2.Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности.-М.: Школьная библиотека,2005.-512 с.
3.Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007.
4.Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга — учитель — ученик // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1.