Как составить вопросы к тексту по истории россии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Объясните название следующих славянских племен: поляне, древляне, дреговичи, полочане.

2.Назовите первую летопись на Руси, кто её автор?

3.Назовите столицу Древнерусского государства.

4.Назовите дату крещения Руси.

5.Кто из князей принял смерть от своего коня?

6.Покажите по карте расселение славянских племен.

7.Покажите по карте торговый путь «из варяг в греки».

8.Чем прославился Ярослав Мудрый?

9.Что означает высказывание: «Каждый да держит отчину свою»?

10.Перечислите причины раздробленности на Руси.

11.Оцените годы правление княгини Ольги.

12.Чем монотеизм отличается от политеизма? Приведите примеры.

13.Охарактеризуйте свод законов «Правда Ярослава».

14.Определите значение принятия христианства Русью.

15.Чем отличается подсечно-огневая система земледелия от переложной?

16. 1.Отгадайте русские пословицы об одежде.

1. Сижу верхом, не зная на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу.

2. По дороге я шел, две дороги нашел по обеим пошел.

3. Днем обручем, ночью змеей. Ответы: пояс, шапка, порты.

2.Заполните пропуски в тексте.

Поляне жили в те времена отдельно. И было 3 брата: один по имени _________, другой _________ и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь.

И построили город во имя старшего брата.

3.Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежало.

  1. Олег

1.Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае

  1. Игорь

2.Киев будет матерью городов русских

  1. Святослав

3.Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё

4.Напишите имена князей, которым посвящали стихи русские поэты.

А) Смотрите в грозной красоте,

Воздушными полками,

Их тени мчатся в высоте

Над нашими шатрами…

О…, бич древних лет,

Се твой полёт орлиной,

«Погибнем! Мёртвым срама нет!»

Гремит перед дружинами.__________

Б) Победой прославленно имя твоё

Твой щит на вратах Царьграда…___________

5.Проведите в схеме соединительные линии.

А.мифы и сказания

1.культурное наследие восточных славян

Б.церковные книги

В.резьба по дереву и камню

Г.кузнечное дело

2.византийские культурные традиции

Д.строительство храмов

Е.иконопись

Ответы:

  1. поляне — жили в полях, древляне – в лесах, дреговичи – на болотах, полочане – на реке Полото.
  2. «Повесть временных лет», монах Нестор
  3. город Киев
  4. 988 год
  5. князь Олег
  6. работа по карте
  7. работа по карте

8. правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало годами расцвета Древнерусского государства

9. 1097г — этот принцип закреплял начавшееся разделение Русской земли на княжества

10. А) гос. порядок управления,

Б) княжеские усобицы,

В) рост новых торговых и городских центров,

Г) набеги половцев,

Д) изменения в хозяйственной жизни страны.

11. княгиня Ольга (945 — 957) провела гос. реформу, приняла православную веру

12. монотеизм — единобожие (православие), политеизма – многобожие (язычество)

13. первый письменный свод законов на Руси

14. принятия христианства Русью изменило быт и нравы предков, появилась письменность, образование, церковное искусство, изменилось международное положение государства

15. подсечно-огневая система земледелия (густые леса), переложная (степная и лесостепная зона Приднепровья)

16. 1. Ответы: пояс -3, шапка -1, порты -2.

2. Кий, Щек

3. 1-2, 2-3, 3-1.

4. А — Святослав, Б — Олег.

5. 1 – а, в, г, 2 – б, д, е.

Содержание

  • 1 Викторина по истории России в 6 классе
    • 1.1 Вопросы по истории России 1 тур. Разминка
    • 1.2 Вопросы и задания 2 тура. Дайте характеристику
    • 1.3 Тур 3. Карта

Викторина по истории России в 6 классе

Преподавание истории в 6 классе ведется по двум направлением – история России и история Средних веков, так, чтобы у каждого школьника сложилась целостная картина по истории этого периода времени. Закрепить полученные знания можно на открытом уроке, проведя своего рода викторину по истории России для школьников, используя перечисленные ниже вопросы.

Вопросы по истории России 1 тур. Разминка

  1. О каком князе идет речь в повести Пушкина «Песнь о вещем…

(Олеге)

  1. Как на Древней Руси назывались книги?

(Летописи)

  1. Куда ходил Афанасий Никитин?

(за три моря)

  1. Князь, какого русского города известен, как Александр Невский?

(Великого Новгорода)

  1. Назовите дату основания Москвы?

(1147)

  1. В каком году монголо-татары пришли Русь покорять?

(1237)

  1. Назовите дату Ледового побоища, где и против кого воевали русские воины?

(1242 год, на льду Чудского озера русская армия под командованием князя Александра Невского разгромила крестоносцев, пришедших из Литвы и Германии для завоевания Русских земель)

  1. Назовите дату сражения на реке Угре?

(1480 год)

  1. Назовите имя русского князя, прозванного Грозным?

(Иван)

  1. Кем Ивану Грозному приходился Борис Годунов?

(дальним родственником)

  1. Назовите годы жизни Ивана Грозного?

(1533-1587)

Вопросы и задания 2 тура. Дайте характеристику

Выполнить задание второго тура викторины по истории России для школьников, можно только поделив класс на 2 команды, каждая из которых должна получить по одному историческому персонажу и постараться максимально точно описать его.

Первая команда учеников получает, к примеру, задание дать характеристику внешним, физиологическим, психическим и политическим данным Александра Невского, вторая в это время обязана описывать Ивана Грозного. На задание выделяется не более 5 минут, во время которых игроки могут совещаться, а затем выбрать того, кто будет отвечать за всю команду у доски. Детям разрешается записывать мысли на бумагу, но не в ущерб времени.

Ответ, полученный от каждой из команд должен выглядеть следующим образом:

Александр Невский – молодой новгородский князь, правление которого выпало на период постоянных татарских и немецких набегов на русскую землю. Княжеский престол перешел к нему по праву наследования, но престижным не был, поскольку Великий Новгород считался неспокойным для управления городом, жители которого не раз изгоняли правивших ими князей, выбирая новых. Прославился Александр Невский в сражении против татар на реке Неве и в сражении против псов-рыцарей на Чудском озере, именно его полководческий талант сослужил добрую службу русскому народу. Был он человеком статным и могучим, настоящим богатырем, с 4 лет ездил на лошади и держал в руках меч;

Иван Грозный – первый русский царь, правление которого и в наши дни считается достаточно кровавым и несправедливым. Им была проведена первая попытка секуляризации земель русской церкви, введена новая система распределения русских земель между боярами и самим царем – опричнина и земщина, присоединены Астраханское и Казанское царства. Внешне царь ничего примечательного из себя не представлял, но имел сильную несгибаемую волю и крутой нрав.

Тур 3. Карта

В завершение викторины ее участникам предлагается показать на карте России следующие города и места памятных сражений:

  • Великий Новгород;
  • Москва;
  • Псков;
  • Тверь;
  • Суздаль;
  • Боголюбов;
  • Рязань;
  • река Нева;
  • Коломна;
  • Владимир;
  • Ярославль.

Закончить викторину следует подведением ее итогов и выставлением оценок лучшим ученикам. Наиболее отличившихся, следует поощрить грамотами и сладкими призами.

Викторина по «Истории России
с древнейших времен до конца
XVI века»

     Викторину подготовила

учитель истории МБОУ СОШ 18
ст. Рязанской,

Белореченского района,
Краснодарского края

Хуажева Лариса Муратовна

Викторина
используется как урок обобщения изученного материала в 6 классе по истории
России
с древнейших времен до конца XVI века

Цели викторины:

·       
закрепить раннее изученный материал;

·       
систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории средних
веков;

·       
развитие навыков работы в группе на основе товарищества, взаимовыручки,
доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

·       
пробудить у учащихся интерес к всемирной  и  отечественной
истории;

·       
развивать умение работы с текстом, учить анализировать, сравнивать,
устанавливать причинно – следственный связи, делать выводы.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать
    и обобщить знания учащихся
  • Развивающая: развивать
    гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре,
    развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать
    поставленные задачи, готовить сообщение.
  • Воспитывающая: воспитывать
    уважение у истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья и
    отечественной истории, способствовать укреплению чувства товарищества в
    групповой работе.

Формировать УУД:

·      
Коммуникативные
(работа в группах, по вопросам и заданиям)

·      
Регулятивные
(осуществление целепологания, мобилизация сил в момент ответа)

·      
Познавательные
( общеучебные универсальные действия при решение задач, логические
универсальные действия по анализу информации и нахождению верного ответа,
структурирование знаний)

·      
Личностные
(ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)

Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, тематические плакаты для украшения класса.

Ход урока

Учитель сообщает, что последний урок
курса «История России» пройдет в форме игры-состязания, во время, которого
будет подведен итог изученному ранее материалу. Класс делится на три команды,
по рядам. Командам предстоит выполнить различные задания и принять участие в
конкурсах. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Слайд №2                         Конкурс 1. «Разминка»

Вопросы задаются командам поочередно, если команда не отвечает или
отвечает неправильно, то ход переходит к следующей команде. За каждый верный
ответ 1 балл.

Вопросы на разминку:

1.    
О каком
князе идет речь в повести Пушкина «Песнь о вещем…

(Олеге)

2.    
Как на
Древней Руси назывались книги?

(Летописи)

3.    
Куда
ходил Афанасий Никитин?

(за три моря)

4.    
Князь,
какого русского города известен, как Александр Невский?

(Великого Новгорода)

5.    
Назовите
дату основания Москвы?

(1147)

6.    
В каком
году монголо-татары пришли Русь покорять?

(1237)

7.    
Назовите
дату Ледового побоища, где и против кого воевали русские воины?

(1242 год, на льду Чудского озера русская
армия под командованием князя Александра Невского разгромила крестоносцев,
пришедших из Литвы и Германии для завоевания Русских земель)

8.    
Назовите
дату сражения на реке Угре?

(1480 год)

9.    
Назовите
имя русского князя, прозванного Грозным?

(Иван)

10.
Кем Ивану
Грозному приходился Борис Годунов?

(дальним родственником)

Слайд № 3                    Конкурс 2. «Личность в
истории»

На слайдах презентации изображены
портреты исторических деятелей, надо назвать кто это. Команды отвечают по
очереди, если команда не отвечает или отвечает неправильно, то ход переходит к
следующей команде. За каждый верный ответ 1 балл.

Слайд № 4       Вещий Олег (879-912)

Слайд № 5      Княгиня Ольга (945-964)

Слайд № 6       Владимир Святой (680-1015)             

Слайд № 7        Владимир Мономах (1113-1125)

Слайд № 8        Иван Калита (1328-1340)    

Слайд № 9        Дмитрий Донской (1359-1389)

Слайд № 10      Иван Грозный  (1547-1584)

Слайд № 11           Конкурс 3. «Хронологическая
головоломка»

Учителем заранее вырезаются даты и
события, учащиеся должны их соотнести. Каждая из команд получает задание
расставить перечисленные события в хронологической последовательности. За
каждое верное совпадение дается 1 балл, команда, выполнившая задание быстрее
всех, зарабатывает дополнительный балл для команды.

Даты и события для вырезания.

Дата

Событие

862

Призвание Рюрика в Новгород.

882 

Захват Олегом Киева. Появление
государства Киевская Русь.

988 

Крещение Руси.

1097 

Любеченский съезд князей.

1223 

Битва на р. Калке.

1237 

Начало похода Батыя на Русь.

1242 

Ледовое побоище.

1380 

Куликовская битва.

1447 

Издание Судебника Ивана III.

1550 

Издание Судебника Ивана IV.

1552 

Взятие Казани .

1556  

Взятие Астрахани.

1584

Смерть Ивана Грозного.

Слайд № 12                 Конкурс 4. «Что? Где? Когда?»

На слайдах презентации изображены
исторические события, которые учащиеся должны назвать. Команды отвечают по
очереди, если команда не отвечает или отвечает неправильно, то ход переходит к
следующей команде. За каждый верный ответ 1 балл.

Слайд № 13 Князь Олег прибивает щит на
воротах Царьграда в 911 году.

Слайд № 14 Гибель князя Игоря во время
полюдья в 945 году.

Слайд № 15 Княгиня Ольга вводит уроки и
погосты 945 год.

Слайд № 16 Крещение Руси Владимиром I

Слайд № 17 Ледовое побоище 1242 год

Слайд № 18  Куликовская битва 1380 год

Слайд № 19 Стояние на реке Угре

Слайд № 20  Убийство Иваном Грозным сына

Слайд № 21                Конкурс 5. «Объясни учителю»

Команды отвечают по очереди. Если команда
не отвечает в течение 30 секунд или же отвечает неправильно, то ход переходит к
другой команде. За каждый названный учителем термин команда получает 1 балл.

Термины: Вече, дворяне, летопись,
поместье, православие, Боярская дума, князь, вотчина, крепостное право, бояре,
государство, дружина, ярлык, баскаки, местничество.

Подведение итогов викторины.

Суммируются все набранные баллы, и
выигрывает команда набравшая большее число баллов. Участникам команды
победителей выдаются в награду медальоны «Знатоки истории».

Источники,
использованные при написании викторины:

1.     Данилов А.А., Косулина Л.Г История России. С древнейших
времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

2.     Задачник по истории России.  Смирнов С.Г. (1995,
208с.)

Интернет ресурсы:

1.     Кубок http://cs627528.vk.me/v627528386/ac75/xP-BGkBXcxQ.jpg

2.    
Портрет  
Вещий Олег (879-912)
http://cp14.nevsepic.com.ua/183/18280/1384988407-v.-m.-vasnetsov.-3.-na-cherep-konya-nastupil.jpg      

3.    
Портрет
Княгиня Ольга (945-964) http://historykol.ucoz.ru/_pu/0/88583646.jpeg

4.    
Портрет
Владимир Святой (680-1015)      http://sc25.ucoz.ru/14/11/knvl.jpg

5.    
Портрет
Владимир Мономах (1113-1125) http://storage.surfingbird.ru/s/15/7/29/15/r2_n94U90AA2_orig_3f1e390e.jpg

6.    
Портрет
Иван Калита (1328-1340)    
http://f16.ifotki.info/org/e771d36bff6541367432f8978129f4c2bc5f6c177231392.jpg

7.    
Портрет
Дмитрий Донской (1359-1389)
http://www.topauthor.ru/uploads/2014-03/original/5d7588f6d944cb85289552d42d04d33d.jpeg

8.    
Портрет
Иван Грозный  (1547-1584)
http://www.mblshkoblud.ru/uploads/posts/2015-04/1430006656__large.jpg

9.    
Изображение
князь Олег прибивает щит на воротах Царьграда в 911 году. 
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/08/Oleg_shield_Tsargrad_by_Bruni.jpg

10. Изображение гибель князя
Игоря во время полюдья в 945 году.
http://bigslide.ru/images/8/7114/960/img9.jpg

11. Изображение княгиня Ольга
вводит уроки и погосты 945 год. http://www.obzor.lt/images/news/6/2012_05_17/pic9.jpg

12. Изображение крещение Руси
Владимиром
I
http://gazya.ru/nuda/rabochij-list-k-teme-knyaze-vladimir-svyatoslavich/2.jpg

13. Изображение Ледовое побоище
http://img74.xooimage.com/files/4/4/b/bataille-on-the-i…f-zvezda-2dcc3b1.jpg

14. Изображение Куликовская битва
1380 год  http://souzmultflash.ru/wp-content/uploads/2014/11/peresvet-10000.jpg

15. Изображение стояние на реке
Угре 1480 год
http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/03/%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%B5.jpg

16. Изображение убийство Иваном
Грозным сына http://images6.alphacoders.com/382/382869.jpg

Параграф 4. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Артасов. 6 класс
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс

ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ

Вопросы в тексте

Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

История происхождения Руси как государственного образования основывается на противоречивых летописных данных. Археологические раскопки с одной стороны подтверждают норманнскую теорию возникновения Руси, но с другой стороны не могут опровергнуть антинорманнскую теорию. К тому же в свое время обе эти теории были слишком политизированы. Некоторые сторонники норманнской теории использовали её для обоснования отсталости славян, их неготовности организовать собственное государство, а исторически доказывали подчиненное положение славян по отношению к более «цивилизованным» народам. В Советский период тезис о том, что государство не может быть навязано извне, стал государственной идеологической установкой для историков в доказательстве славянского происхождения народа «русь». Все старались использовать исторические данные в далеко не научных целях. До сих пор по вопросу происхождения Руси продолжаются споры.

Кто такие норманны? На какие страны Европы они совершали набеги?

Норманнами назывались жители Скандинавии. Они совершали военные набеги на прибрежные территории Балтийского моря. Также внесли большой вклад в развитие многих народов современной Европы. Так, следы присутствия норманнов зафиксированы во Франции (где Нормандией названа одна из провинций), а на Ладожском озере найдены археологические следы поселений с бытовой и военной культурой, похожей на скандинавскую.

Вопросы к тексту параграфа

Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси?

В «Повести временных лет» рассказывается о происхождении славян, о призвании на княжество одного из вождей варягов-русь, об истории становления Древнерусского государства – Руси.

В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чём говорится в этом источнике?

Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Вертинских анналов», которые велись в одном из монастырей Франкской империи. В ней говорится о посольстве народа рос ко двору императора Людовика Благочестивого.

О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?

Находки археологов в Ладоге и Новгороде свидетельствуют о присутствии «пришельцев из-за моря» в VIII-IX веках на северных территориях восточных славян. Некоторые историки считают этих «пришельцев из-за моря» скандинавами, но это утверждение не имеет достаточного обоснования, поскольку найденные предметы быта и оружие было распространено на многих прибалтийских землях. Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т. д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси не только со Скандинавией, но и со славянским южным берегом Балтики — с поморскими и полабскими славянами.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.

Главным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами из племени свеев (шведов), а антинорманисты причисляют варягов-русов к славянским племенам, населявшим в то время южное побережье Балтийского моря.

Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?

Потому что севший на княжение в Новгороде предводитель варягов-русов был Рюрик. Он положил начало династии князей на Руси.

Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках?

«Повесть временных лет» написана монахом Нестером в начале XII века на славянском языке (он сильно отличается от современного русского языка). Все остальные документы – на других языках.

Работаем с картой

1. Покажите на карте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород.

Выполним задание к контурной карте в рабочей тетради на странице 20.

  • Скандинавия — большой полуостров, расположенный на севере Европы (закрашенофиолетовым цветом).
  • Остров Рюген — расположен у берегов современной Германии (небольшой остров жёлтого цвета).
  • Ладога — город на берегу Ладожского озера.
  • Новгород — город, расположенный чуть ниже от Ладоги по течению реки Волхов.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

2. Найдите на карте реки, по которым шла торговля из древнейших русских центров.

Рассмотрим карту на странице 7 атласа.

  • Важнейшие торговые пути, по которым шла торговля из древнейших русских центров обозначены на этой карте коричневыми линиями.
  • Самый знаменитый торговый путь назывался «Из варяг в греки» (отмечен толстой красной линией). Он проходил по рекам: Волхов (1), Ловать (2) и Днепр (3).
  • Также торговля велась по рекам: Нева (4), Свирь (5), Волга (6), Западная Двина (7).

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

Думаем, сравниваем, размышляем

Выскажите своё мнение по поводу спора норманнистов и антинорманнистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.

Я считаю, что есть достаточные основания считать варягов, пришедших править в Новгород с южного побережья Балтики, русами. Их нельзя однозначно считать скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни.

Применимость названий русы, руги, рутены, руяны к одному и тому же племени доказывается во многих исторических документах. История происхождения племени ругов позволяет с большой долей вероятности причислять их к одному из племен венетов (именно этим именем впоследствии называли все древние славянские племена, хотя сами венеты пришли в Европу из Малой Азии после падения Трои и смешались с местными славянскими племенами, привнеся новшества в культуру, верования и традиции). Однако многие историки считают ругов восточногерманским племенем.

Нельзя отрицать, что хотя русы и говорили на одном языке со славянами, о чем прямо говорится в «Повести временных лет», этот язык они переняли в результате соседского проживания и смешения со славянами. Историк Лев Гумилев склонен относить ругов, скорее к германским племенам — действительно большое влияние на культуру и традиции будущих русов оказали германские и скандинавские племена. Русы сильно отличались от славян в исторических документах византийских и арабских авторов. Если славяне описывались как миролюбивый народ, то русам приписывалась воинственность, иногда их даже называли разбойниками. При этом наличие наемных отрядов русов отмечается практически во всех армиях древней Европы, потому что они были храбры, сильны и отлично умели воевать.

Существует множество документов, в которых упоминаются руги (русы), описывается территория их расселения – южный берег Балтийского моря, представляются свидетельства миграции ругов во время Великого переселения племен и основание (правда ненадолго) государственного образования Ругенланд на территории современной восточной Австрии и Венгрии, которое в то время было провинцией Норик в Римской империи. Нестор в «Повести временных лет» так же выражал уверенность о родине русов в Норике. К тому же эта территория соседствует с признанной многими учеными теории происхождения славян в районе Дуная. По некоторым версиям отсюда племя русов, как одно из племен славянских полян мигрировало в район среднего течения Днепра и его притока – реки Рось.

Используя Интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу о происхождении слова «русь».

По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века, слово «русь» по мнению Гедеонова пошло от названия этого племени и каганата. Существует версия, что «русь» — это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат.

Возможные вопросы на уроке

Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?

Вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным потому, что имеется недостаточно источников для однозначного обоснования той или иной гипотезы. А имеющиеся письменные источники противоречивы. Кроме того, разные позиции в вопросе о происхождении Руси долгое время служили не в научных, а в политических целях. Сегодня все больше ученых склоняются к выводу о том, что нужно говорить о влиянии нескольких культур на процесс образования Руси.

Как мы можем выяснить истоки происхождения народа «русь»? С помощью каких источников?

Происхождение народа русь можно выяснить только путем сопоставления различных летописных источников и археологических находок, которых все-равно недостаточно для однозначного определения истоков происхождения народа «русь».

Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?

В «Повести временных лет» слово «русь» используется автором несколько раз, и каждый раз в разном контексте. Первое упоминание в летописи о народе «русь» в самом начале повествования при перечислении  народов пошедших от Иафетова колена. Автор ставит «русь» в один ряд с другими народами, как отдельный народ. При этом автор противопоставляет народ «русь» и славянам, и скандинавам, и угро-финнам. В последующих упоминаниях слово «русь» можно трактовать как определенную территорию (северная земля и земли полян и древлян) и военно-торговое дружинное сословие в славянских племенах («русь подняла весла», в смысле — дружина).

Что говорят о народе русь иностранные авторы?

Готский историк Иордан упоминает народ рус или рос, который жил в Причерноморье и досаждал соседей грабежами. Арабский писатель Ибн Хордадбег сообщает о русских купцах-славянах, приезжающих на восток. А в «Бертинских анналах» говорится о народе рос, которыми правит каган, и которые на самом деле свеи (шведы).

К каким выводам вы пришли?

  1. Мы видим, что существуют несколько версий происхождения народа «русь». Первая – это славянское или восточногерманское племя, обитавшее на южном берегу Балтики. Вторая – это племена славян, которые пришли с Дуная в среднее Поднепровье и Причерноморье и основали Русский каганат, а впоследствии и Киев. Третья – это скандинавы. Полагаю, что эти версии могут иметь право на существование, сомнение вызывает только версия о скандинавском происхождении народа «русь», поскольку она основывается на домыслах автора «Бертинских анналов», хотя и косвенно подтверждает существование «руси» на острове Руген.
  2. Народ «русь» и славяне, скорее всего, либо родственные народы, либо длительное время существовавшие в соседстве. Их взаимоотношения, возможно, были взаимовыгодными. Это объясняет информацию о том, что сами русины не пахали и не сеяли, их обеспечивали славяне, т.е. платили дань. Вероятно, что за это «русь» осуществляла защиту и вела военные действия от имени этого союза. Этот симбиоз объясняет также упоминание существования народа с похожим названием на Днепре и Причерноморье.
  3. На народ «русь» большое влияние оказала и славянская, и германская, и скандинавская культура. Этим может объясняться путаница в их идентификации.
  4. В истории Древней Руси понятие «русь», скорее всего, изменило свое значение от названия племени или союза племен до именования военно-торгового сословия, а впоследствии и названия государства.

Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?

В «Повести временных лет» говорится о том, что народ варягов-русь пришёл в Новгородскую землю по приглашению славянских и финно-угорских племен, которые ссорились между собой и в 862 году решили призвать варягов, чтобы они установили им справедливое правление.

Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?

Поселения пришельцев из-за моря появляются в землях восточных славян в VIII-IX веке.

Где располагались эти поселения?

Они располагались в районе Ладожского озера, а также около Новгорода.

Когда и где появился Новгород?

Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год.

К какому выводу пришли многие археологи?

Многие археологи пришли к выводу, что пришельцами из-за моря были норманнами. Однако данное утверждение не может быть однозначным, поскольку найденное оружие, глиняная посуда, строения и предметы быта применялись и на южном побережье Балтийского моря, где обитали славянские племена.

Каковы были главные занятия норманнов?

Главными занятиями варягов и норманнов были война и торговля.

Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?

По мнению академика Б.А.Рыбакова варяги приезжали на территорию ильменских словен не воевать, а торговать. Он объясняет это тем, что тактика нападения варяжских дружин славилась внезапностью.  Для того, чтобы напасть на восточных славян, варягам нужно было войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем пройти несколько сотен километров по рекам и озерам против течения Невы, Волхова и Ловати. На всем этом пути ладьи могли простреливаться с берегов. Кроме того, чтобы добраться до богатых владений полян, северян, древлян варягам пришлось бы перетаскивать свои корабли по суху из одного водоема в другой, при этом они сами становились беззащитными перед нападением. Фактор внезапности не мог играть главную роль.

Подводим итоги

Кто такие варяги?

Варяги — группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный, либо социальный характер, который вызывает многочисленные дискуссии. К варягам часто относят выходцев из Скандинавии — викингов и их обрусевших потомков, бывших наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве. По другой версии, варягами были славянские или восточногерманские народы южного побережья Балтийского моря. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» связывает с племенем варягов-русь появление государства Русь.

Какова роль варягов в создании Древнерусского государства?

Археологические источники говорят, что в IX веке на северных территориях Руси отмечается присутствие представителей южнобалтийских народов. Это подтверждается в «Повести временных лет» монаха Нестора, который рассказал о призвании варяг племени русов на княжение в Новгород. Именно с этого момента отмечается движение русов с севера на юг и объединение славянских племен в Древнерусское государство.

Домашнее задание

Написать эссе о происхождении слова «русь».

Однозначно сказать, откуда пошло слово «русь» нельзя, потому что нет достаточного количества исторических источников, подтверждающих ту или иную версию. По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая историком С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века. Слово «русь», по мнению Гедеонова, пошло от названия этого племени и каганата.

Так или иначе, слово «русь» несколько раз изменялось, прежде чем пришло к своему окончательному виду. На мой взгляд, наиболее вероятной можно считать версию происхождения слова «русь» от названия племени. Таким образом, можно проследить изменения слова «русь» в череде долгих веков до других его вариаций «руг», «руже», «рузи», «рос», «рош» и значений: «красный», «рыжий», «светлый», «русый», «красивый».

  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Артасов. 6 класс
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс

Проверочные задания в формате ГИА. Вопросы и ответы к Главе 1 (Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси) учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века». Рекомендуется для проверки знаний после изучения. История России в вопросах и ответах к Главе 1.

Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ

Проверочные задания
в формате ГИА к главе 1.

Вариант 1

Часть 1. При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Определите время заселения славянами Восточной Европы.
1) III тыс. до н. э.
2) вторая половина II тыс. н. э.
3) начало II тыс. н. э.
4) середина I тыс. до н. э.
ОТВЕТ: 4.

А2. Что такое бортничество?
1) собирание грибов и ягод
2) собирание мёда диких пчёл
3) охота на дикого зверя
4) рыбная ловля
ОТВЕТ: 2.

А3. Кого называли волхвами?
1) племенных вождей
2) иноземных воинов
3) жрецов и прорицателей
4) иноземных купцов
ОТВЕТ: 3

А4. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком племени идёт речь.
«Племена __________ многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».
1) печенеги    2) славяне    3) варяги    4) половцы
ОТВЕТ: 2.

А5. Что из перечисленного характерно для соседской общины?
1) периодические переделы земли
2) объединение людей одной профессии
3) наличие собственной денежной единицы
4) кровнородственные отношения
ОТВЕТ: 1.

А6. Соседями восточных славян являлись
1) балтийские племена    2) монголо-татары    3) готы    4) арабы
ОТВЕТ: 1.

А7. Призвание варягов в Новгород произошло в
1) 964 г.    2) 980 г.    3) 862 г.     4) 945 г.
ОТВЕТ: 3.

А8. 988 год — это год
1) восстания древлян
2) Крещения Руси
3) похода Игоря на Византию
4) дунайских походов Святослава
ОТВЕТ: 2.

А9. К восточным славянам не относятся
1) поляне    2) вятичи    3) кривичи    4) варяги
ОТВЕТ: 4.

А10. Древнерусский каменный храм — это
1) Покровский собор в Москве
2) храм Святой Софии в Новгороде
3) Успенский собор во Владимире
4) храм Покрова на Нерли
ОТВЕТ: 2.

А11. Соседская община у восточных славян — это
1) вира    2) вервь    3) ясак    4) скит
ОТВЕТ: 2.

А12. Вотчина — это
1) земельное владение за службу
2) посад
3) ремесленная слобода
4) передача земли по наследству
ОТВЕТ: 4.

А13. Живопись по сырой штукатурке при строительстве храмов в Древней Руси называлась
1) скань    2) чернь    3) мозаика    4) фреска
ОТВЕТ: 4.

А14. Определите причину восстания древлян в 945 г.
1) князь Игорь вторично взял дань с древлян
2) насильственное крещение древлян
3) нежелание древлян участвовать в походе на Константинополь
4) ослабление власти великого князя Игоря
ОТВЕТ: 1.

А15. Уроки, погосты, повоз – термины, связанные с
1) принятием христианства
2) появлением письменности
3) принятием Русской Правды
4) реформами княгини Ольги
ОТВЕТ: 4.

А16. Торговый путь «из варяг в греки» не проходил по реке
1) Волга    2) Днепр    3) Волхов    4) Нева
ОТВЕТ: 1.

А17. Литературное произведение XII в. — это
1) Судебник
2) «Апостол»
3) «Поучение детям»
4) «Слово о законе и благодати»
ОТВЕТ: 3.

А18. «Славянскими апостолами», создателями славянской письменности, были
1) Борис и Глеб
2) Рюрик и Олег
3) Кирилл и Мефодий
4) Пётр и Павел
ОТВЕТ: 3.

А19. Архитектурный стиль храмового зодчества, заимствованный из Византии, назывался
1) готическим
2) древнеримским
3) шатровым
4) крестово-купольным
ОТВЕТ: 4.

А20. Древнейшая рукописная книга — это
1) Домострой
2) «Слово о полку Игореве»
3) Остромирово Евангелие
4) «Апостол»
ОТВЕТ: 3.

Часть 2. Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Иван Третий). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: одиннадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A) первый поход князя Олега на Константинополь
Б) Крещение Руси
B) призвание варягов
Г) восстание древлян
ОТВЕТ: ВАГБ.

В2. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правитель Событие
А) князь Святослав 1) принятие христианства
Б) князь Олег 2) поход на Хазарский каганат
В) князь Владимир Святославич 3) поход на половцев
 4) Киевская Русь

Запишите в таблицу выбранные цифры.
ОТВЕТ: А–2, Б–4, В–1.

В3. Какие два из перечисленных положений явились следствием Крещения Руси? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) усиление языческих обычаев
2) храмовое зодчество
3) введение патриаршества
4) появление письменности
5) искоренение язычества.
ОТВЕТ: 2, 4.

В4. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите год события, о котором повествует автор.
«В год 6390 (?) … И сел Олег княжа в Киеве, и сказал Олег: да будет матерью городам русским».
ОТВЕТ: 882 г.

В5. Какие из названных понятий относятся к истории Древнерусского государства IX—XI вв.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) вира    2) опричнина    3) полюдье    4) кормление    5) баскаки
ОТВЕТ: 1, 3.

В6. Прочтите отрывок из «Повести временных лет». Запишите имя князя, о котором идёт речь.
«В год 6545 (1037). Заложил князь город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины…»
ОТВЕТ: Ярослав Мудрый.

В7. Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси, и их определениями.

Понятие Определение
А) вервь 1) слуга
Б) челядин 2) община
В) холоп 3) раб
4) штраф

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–2, Б–1, В–3.

Часть 3. Для ответов на задания этой части (С1—С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из летописи и выполните задания C1, С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Отрывок из «Повести временных лет»
«…А в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море… И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река».

С1. Укажите, о каком торговом пути идёт речь.
ОТВЕТ: «Путь «из варяг в греки» или Восточный, Варяжский путь.

С2. Объясните, почему путь так назывался.
ОТВЕТ: Связывал страны Северо-Западной Европы (Скандинавии) и Византии.

Выполните задания С3, С4, относящиеся к истории Древней Руси.

С3. Через какие известные вам русские города проходил торговый путь?
ОТВЕТ: Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев.

С4. Перечислите предметы торговли.
ОТВЕТ: Железо, мех, мёд, хлеб, лес, моржовая кость и т. д.

Вариант 2

Часть 1. При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Кто из перечисленных князей не относился к великим киевским князьям?
1) Ярослав   2) Ярополк    3) Глеб    4) Владимир I
ОТВЕТ: 3.

А2. Укажите религию, которую Владимир I не рассматривал при выборе религии для Руси.
1) иудаизм    2) христианство    3) ислам    4) буддизм
ОТВЕТ: 4.

А3. Укажите название размера дани, установленного княгиней Ольгой.
1) погост    2) повоз    3) полюдье    4) урок
ОТВЕТ: 4.

А4. Кто из русских князей воевал с Дунайской Болгарией?
1) Игорь    2) Олег    3) Святослав    4) Ярослав
ОТВЕТ: 3.

А5. Кто из перечисленных правителей первым принял христианство?
1) Владимир    2) Святослав    3) Ольга    4) Игорь
ОТВЕТ: 3.

А6. Выберите форму правления Древнерусского государства.
1) сословно-представительная монархия
2) республика
3) княжеская республика
4) раннефеодальная монархия
ОТВЕТ: 4.

А7. Как называлась территория древнерусского города, населённая торговцами и ремесленниками?
1) кремль    2) детинец    3) посад    4) селище
ОТВЕТ: 3.

А8. Единица налогообложения в Киевской Руси — это
1) соха    2) душа    3) дым    4) двор
ОТВЕТ: 3.

А9. Денежная единица Киевской Руси — это
1) серебряная копейка
2) медная копейка
3) рубль
4) гривна
ОТВЕТ: 4.

А10. Что из указанного не относится к экономическому развитию Киевской Руси?
1) развитие вотчины
2) рост и укрепление городов
3) натуральное хозяйство
4) развитие поместья
ОТВЕТ: 4.

А11. Первой русской летописью считается
1) Закон Русский
2) «Повесть временных лет»
3) «Устав» Владимира Мономаха
4) «Слово о законе и благодати»
ОТВЕТ: 2.

А12. Какое событие произошло в правление Ярослава Мудрого?
1) окончательно разгромлены печенеги
2) объединение Киева и Новгорода
3) принятие христианства
4) основание Москвы
ОТВЕТ: 1.

А13. Выберите современника Ярослава Мудрого.
1) Игорь    2) Святослав    3) Андрей Рублёв    4) Владимир Святославич
ОТВЕТ: 4.

А14. Кто является автором «Поучения детям»?
1) Мстислав Великий
2) Юрий Долгорукий
3) Андрей Боголюбский
4) Владимир Мономах
ОТВЕТ: 4.

А15. К правлению Ярослава Мудрого относится
1) основание Москвы
2) поход против половцев
3) династические браки
4) переезд во Владимир
ОТВЕТ: 3.

А16. Профессиональное войско при князе в Древней Руси — это
1) рядовичи    2) дружина    3) вервь    4) закупы
ОТВЕТ: 2.

А17. Систематический сбор дани киевским князем назывался
1) выход    2) ясак    3) церковная десятина    4) полюдье
ОТВЕТ: 4.

А18 Какое реальное историческое событие отражено в «Слове о полку Игореве»?
1) поход на Константинополь в 911 г.
2) объединение Новгорода и Киева в 882 г.
3) поход против половцев в 1185 г.
4) поход против половцев в 1111 г.
ОТВЕТ: 3.

А19. Укажите цель съезда князей в Любече (1097).
1) установить повоз
2) прекратить междоусобицы
3) ввести полюдье
4) принять христианство
ОТВЕТ: 2.

А20. Укажите год похода князя Олега на Царьград.
1) 945 г.    2) 957 г.    3) 912 г.    4) 907 г.
ОТВЕТ: 4.

Часть 2. Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Иван Третий). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: одиннадцатый).

В1. Установите хронологическую последовательность правления русских князей. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A) Святослав    Б) Игорь    B) Владимир Мономах    Г) Ярослав Мудрый
ОТВЕТ: БАГВ.

В2. Установите соответствие между датой и событием.

Дата Событие
А) 1097 г. 1) поход Олега на Константинополь
Б) 907 г. 2) принятие христианства на Руси
В) 988 г. 3) съезд князей в Любече
  4) призвание Рюрика

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–3, Б–1, В–2.

В3. Какие два из перечисленных городов являлись главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) Москва    2) Новгород    3) Чернигов    4) Итиль    5) Киев
ОТВЕТ: 2, 5.

В4. Прочтите отрывок из текста и укажите название исторического документа.
«…Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».
ОТВЕТ: Русская Правда.

В5. Какие из названных дат являются годами походов князя Олега на Константинополь? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) 945 г.    2) 911 г.    3) 969 г.    4) 1043 г.    5) 907 г.
ОТВЕТ: 2, 5.

В6. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком князе идёт речь.
«Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вёл он многие войны… [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вы».
ОТВЕТ: Святослав.

В7. Установите соответствие между персонами и событиями, относящимися к истории Древней Руси.

Персона Событие 
A) Ольга 1) объединение Киева и Новгорода
Б) Игорь 2) введение уроков, погоста, повоза
B) Олег 3) начало политической раздробленности
  4) установление власти Рюриковичей в Киеве

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–2, Б–4, В–1.

Часть 3. Для ответов на задания этой части (С1—С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из летописи и выполните задания C1, С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр; прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский, переписали много книг, много он и купил их. Князь строил церкви по городам и местам неогороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

С1. О каком князе идёт речь? В каком веке он правил?
ОТВЕТ: Ярослав Мудрый, XI в.

С2. Что вы можете рассказать о внутренней политике князя?
ОТВЕТ: Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление аппарата власти. Она способствовала консолидации государства, складыванию раннего феодализма, распространению христианство среди народа.

С3. Что вы можете рассказать о внешней политике князя?
ОТВЕТ: Целью внешней политики Ярослава Мудрого было закрепление успехов Киевской Руси, достигнутых во время правления его отца и деда. Сочетание военных походов против независимых племен и налаживание контактов с европейскими монархами посредством династических браков.

С4. Назовите современников князя и напишите об одном из них мини-сочинение.
ОТВЕТ: король Норвегии Магнус Добрый, польский король Казимир I, император Византии Константин Мономах, германский император Генрих III. Сочинение, например, об Илларионе.


Вы смотрели: Проверочные задания в формате ГИА к главе 1 (Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси) учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века». Рекомендуется для проверки знаний после изучения.

Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ

(с) В учебных целях использованы цитаты из учебного пособия «А.В.Иванов, И.Я.Гиниятуллина, Н.А.Левина — История России 6 класс. Тестовые задания / М.: Просвещение».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приложение емайл остановлено как исправить
  • Как найти гугл плей магазин
  • Как составить образец на работу сварщиком
  • Если человека посадили как его найти
  • Ошибка the specified file was not found как исправить