Как составить вопросы к тексту по литературе 2 класс

Для того чтобы правильно составить вопросы по содержанию произведения, нужно внимательно с ним ознакомиться. Вопросы можно задать простые, не требующие подробного изложения материала — на такие вопросы обычно дается краткий односложный ответ.

Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.

Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого «Акула», а его как раз и изучают во 2-ом классе.

Простые вопросы, допускающие короткие ответы:

▪ Где происходят события?

▪ Что такое Африка?

▪ В чем купались матросы?

▪ Как Толстой называет акулу?

▪ Кто такой артиллерист?

▪ Почему ребята плыли в море?

▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?

▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?

▪ Кто из героев понравился вам больше всего?


Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:

▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?

▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?

▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?

▪ Почему автор назвал артиллериста «старым»?

▪ Какие чувства испытывал артиллерист?

▪ Как относится Толстой к происходящему?

▪ Как можно оценить поступок артиллериста?

▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?

▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?

▪ Можно ли назвать рассказ «Акула» поучительным?

▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?

Работа № 1.

Прочитай текст «До первого дождичка».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

  • Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
  • Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

  • Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
  • У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
  • Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша         за себя, а Таня за Машу.  (В. Осеева)

                                                         Ответь на вопросы, выполни задания. 

  1. Определи  жанр произведения.
  1. рассказ         2) сказка       3) стихотворение
  1. Куда направлялись девочки?
  1. шли в магазин игрушек   2) шли на прогулку     3) шли в детский сад
  1. Изменилась ли погода, пока девочки шли по дороге, и как?
  1. да, внезапно начался дождь
  2. да, внезапно началась гроза
  3. нет, весь день светило яркое солнышко
  1. У кого из героев был плащ?
  1. у воспитательницы      2) у  Тани        3) у  Маши
  1. Что можно сказать о дружбе девочек?
  1. девочек нельзя считать настоящими подругами
  2. девочки всегда во всём помогают друг другу
  3. между Таней и Машей — настоящая дружба
  1. Какая пословица или поговорка подходит к данному тексту?
  1. Семеро одного не ждут.
  2. Друг познаётся в беде.
  3. После дождичка в четверг.
  1. Чему удивилась воспитательница?

 

  1. Почему рассказ называется: «До первого  дождичка»?

  1. Почему покраснела Маша?

  1. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, что предложила Таня своей подруге, когда начался дождь.

  1. Расположи  фразы  из  текста в логической   последовательности. Пронумеруй   предложения.                                                                                      

Обе    девочки  покраснели …

Таня  и  Маша  были  очень   дружны …    

В детском саду воспитательница сказала …

12.   Сформулируй  и  запиши   главную  мысль   текста.                                  

Работа № 2.

Прочитай рассказ  В. Осеевой  «Навестила».  

    Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы полосканье…

— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Ответь на вопросы.

№ 1. Как  звали девочку, которая навестила  подругу?     1)  Валя        2) Муся         3) Таня                                                                                                        № 2. Почему  подруги  послали одноклассницу  к  Вале?                                                                  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 3.  Что  делала Валя, когда  к ней пришла одноклассница?                                                              1)  читала  книгу           2)  играла         3) лежала  в постели                                                                               № 4. Какая  болезнь была у  Вали?             1) грипп              2) флюс            3) ангина                                      

№ 5. Что  особенно  помогало девочкам, когда они болели?                                                         1)   таблетки               2)  микстура           3) полосканье                                                                                       № 6.  Где  была  мама   Вали?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 7. Была ли Валя рада  приходу  подруги? Почему?                                                                                      

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8. Чем  могла  Вале помочь  Муся?                                                                                                 1) приготовить полосканье         2) проветрить комнату          3) вскипятить воду                                             № 9. Чему  учит рассказ?                                                                                                                            1) делать добрые дела, а не болтать попусту                                                                                                 2) быть внимательными к друзьям и близким                                                                                       3) всегда  выполнять свои обещания

Работа № 3.

Прочитай   произведение  В. Осеевой  «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка.
– Нет, – говорит отец, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Ответь на вопросы, выполни задания.

№ 1. К какому литературному жанру относится текст?                                                                                 1) рассказ            2) сказка             3) стихотворение

№ 2.  Где гуляли мальчики?     1)  во  дворе               2) в  лесу          3) на  улице

№ 3.  Что видели мальчики в лесу?         1)  грибы            2) цветы           3) овощи

№ 4. Когда мальчики возвращались домой?     1) утром           2) в  полдень           3) вечером

№ 5. Про кого рассказал отцу первый мальчик?

  1. про собаку                  2) про тигра                 3) про волка

№ 6.  Про кого рассказал матери второй мальчик?

  1. про дедушку          2) про бабушку            3) про отца

№ 7.  Как повёл себя третий мальчик?     1) соврал         2) сказал правду        3) повинился

№ 8. Как поступила тётка с третьим мальчиком?                                                                                           1)  поругала                      2) наказала                       3) простила

№ 9.  Напиши, почему были наказаны два мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 10. Почему тётка простила третьего мальчика?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 11. Подумай и запиши  главную мысль рассказа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 12.  Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.  Составь и запиши план.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 4. 

Прочитай рассказ  В. Сухомлинского «Петрик и ваза».

Ответь на вопросы, выполни задания.

Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную. Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.  Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся… и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.                                                                                                        Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
          Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой.
В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу? — спросила мама.
— Бабочка… — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.   — Как бабочка разбила вазу — понятно… — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу!
 Петрик посмотрел на маму и заплакал.

№ 1. Куда ушла мама мальчика?   1)  на   работу    2) в  магазин    3)  в булочную

№ 2. Зачем Петрик ударил по вазе?

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 3. Чего испугался мальчик? Подчеркни ответ в тексте красным карандашом.

№ 4. Куда Петрик дел осколки? ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 5. Кто разбил вазу по версии мальчика?      1) кошка      2) собачка     3) бабочка

№ 6. Почему Петрик заплакал?

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 7. Составь и запиши план текста.

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 8. Пронумеруй фразы в логической последовательности.

_____ Признание мальчика.

_____ Слёзы Петрика.

_____ Бабочка на вазе.        

_____ Ваза разбилась.

_____ Непонятливая мама.

_____ Петрик остался один.

_____ Осколки закопаны.

№ 9. Какая пословица подходит к рассказу:

1) Правде нигде нет места.

2) В ком добра нет, в том и правды мало.

3) Как ни жаться, а в правде признаться.

Работа № 5. 

Прочитай рассказ  В. Осеевой  «Время». Ответь на вопросы.

Два  мальчика  стояли  на  улице  под  часами  и  разговаривали.

— Я  не  решил  примера,  потому  что  он  был  со  скобками, — оправдывался  Юра.

— А  я  потому,  что  там  были  очень  большие  числа, — сказал  Олег.

— Мы  можем  решить  его  вместе, у  нас  ещё  есть  время!

Часы   на  улице  показывали  половину  второго.

— У  нас  целых  полчаса, — сказал  Юра. — За  это  время  лётчик  может  перевезти пассажиров  из  одного  города  в  другой.

— А  мой  дядя,  капитан,  во  время  кораблекрушения  в  двадцать  минут  успел  погрузить  в  лодки  весь  экипаж.

— Что — за  двадцать!.. — деловито  сказал  Юра. — Иногда  пять — десять  минут  много значат. Надо  только  учитывать  каждую  минуту.

— А  вот  случай!  Во  время  одного  состязания…

Много  интересных  случаев  вспомнили  мальчики.

— А  я  знаю… — Олег  вдруг  остановился  и  взглянул  на  часы. — Ровно  два!

Юра  ахнул.     — Бежим! — сказал  Юра. — Мы  опоздали  в  школу!

— А  как  же  пример? — испуганно  спросил  Олег.  Юра  на  бегу  только  махнул  рукой.

№ 1. Где  состоялся  разговор  двух  мальчиков?
1)   у   школы;           2)  на  улице  под  часами;  3)  во  дворе.

№ 2. Что  не  успели сделать дети?                                                                                                       1) помочь  маме;        2) списать  текст;            3) решить  пример.
№ 3. Почему  Юра  не  решил  пример?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 4. Почему  Олег не  решил  пример?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 5. Что  решили  сделать  мальчики?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 6. Сколько  времени  было  у  мальчиков  для  решения  примера?
1)   пять   минут;               2) полчаса;                           3)  один час.

№ 7. На  что  потратили  мальчики  время,  которое  было  у  них  в  запасе?
1) на  разговоры  друг  с  другом;       2) на  разговоры  с  родителями;     3) на  решение задачи.

№ 8. О  ком  рассказал Юра?        1) о  капитане;          2) о  лётчике;                3) о  враче.

№ 9. Кто  из  мальчиков  сказал,  что  надо  учитывать  каждую  минуту?                                                     1) Олег;                    2)   Юра;                       3) Олег   и  Юра.

№ 10. Научились  ли  Юра  и  Олег  ценить  время? __________________

№ 11. Подумай  и  запиши  главную  мысль  текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 12. Укажи  жанр  произведения.

  1. стихотворение;              2)  сказка;                 3) рассказ.

Работа № 6. 

Прочитай  рассказ В. Осеевой  «Кто хозяин?». Выполни задания.

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали  Жука  на  улице. У  него  была  перебита  нога. Коля  и  Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков  захотелось  стать  его единственным хозяином. Но кто хозяин  Жука, они  не  могли  решить, поэтому спор  их  всегда  кончался ссорой. Однажды  они  шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака  моя, — говорил  Коля, —  я  первый  увидел  Жука  и  подобрал его!

— Нет, моя, — сердился  Ваня, — я  перевязывал  ей лапу  и  таскал  для  неё вкусные  кусочки!

Никто  не  хотел  уступить. Мальчики  сильно  поссорились.

— Моя!  Моя!  — кричали  оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался  на  дерево  и  крикнул  товарищу:

— Спасайся!

Но  Коля  схватил  палку  и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал  лесник  и  отогнал  своих  овчарок.

— Чья  собака? — сердито  закричал  он.

— Моя, — сказал  Коля.

Ваня   молчал.

№ 1. О  чём    спорили    мальчики?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

№ 2.  Где  нашли   ребята    собаку?                                                                                                                  1)   в   лесу;       2)    в  деревне;       3)   на  улице.                                                                        № 3. Подбери  нужное  описание  для  Жука.

1)   маленький   и  рыжий;               2) большой  и  чёрный.

№ 4. Какая   беда  произошла  с   пёсиком?                                                                                                  1)   у  него  болело  ухо;      2)   у него была  перебита   нога.                                                                          № 5. Что  сделал  Ваня,  когда  овчарки  напали  на  Жука?

1)  бросился на помощь;      2)  забрался  на  дерево.

№ 6.  Укажи,  кто  отогнал  овчарок?

1) лесник;        2)  отец   Вани;     3) старший   брат  Коли.

№ 7. Кто  оказался   настоящим   хозяином   Жука?

1) Ваня;        2)  Коля;        3) лесник.

Работа № 7. 

Прочитай  произведение  Валентины Осеевой  «Обидчики», выполни задания.

Толя часто прибегал  со  двора  и  жаловался,  что  ребята  его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо  самому лучше относиться  к  товарищам, тогда и  товарищи  не  будут  тебя  обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский  мальчик  Саша,  что-то  искал.

— Мать  дала  мне  монетку  на  хлеб,  а я  потерял  её, — хмуро  пояснил он. Не  ходи  сюда, а  то  затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

— Давай  поищем  вместе!

Мальчики  стали  искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей  в  самом  уголке  блеснула  серебряная  монетка.

— Вот  она! — обрадовался  Саша. – Испугалась  нас  и  нашлась! Спасибо тебе. Выходи  во  двор. Ребята  не  тронут! Я  сейчас, только  за хлебом  сбегаю!

Он  съехал  по  перилам  вниз. Из  тёмного  пролёта  лестницы  весело донеслось:

— Вы — хо — ди!..

№ 1. Укажи жанр произведения.          1) сказка;               2) стихотворение;          3) рассказ.

№ 2. На  кого  жаловался  Толя  своей  матери?                                                                                                     1) на  бабушку;                     2) на Сашу;                    3) на  ребят.
№  3.  Где   ребята  обижали Толю?     1)  в школе;       2) во дворе;       3)  в гостях.

№ 4. Какой   совет   дала   мама   сыну?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

№ 5.  Где  произошла  встреча  Толи  и  Саши?
1)  у   Толи   дома;            2) на  лестничной  площадке;                3) в  школе.

№ 6. Что потерял Саша?               1) монетку;                   2)   игрушку;                     3) ручку.

№ 7. Что  нужно  было купить  Саше?     1)   молоко;        2)   картошку;       3) хлеб.

№ 8. Кто   нашёл   потерянную   монетку?           1)  Толя;         2)  Саша;       3) мама.                                                                                                               № 9. За что Саша  поблагодарил Толю?  

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……….. 

№ 10. Почему Саша сразу не позвал Толю на помощь?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

№  11. Почему  Толя решил помочь  Саше?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

№ 12. Кто из ребят пользовался авторитетом у друзей?    1) Толя;          2)  Андрей;       3) Саша.

№ 13.  Раздели рассказ  на 3 части.  Составь и запиши план к тексту.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……….                                                                                                 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .

№ 14. Подумай и подчеркни  те слова в тексте, в которых заключена главная мысль этого рассказа.

Работа № 8. 

Прочитай рассказ Валентины Осеевой  «Печенье». Выполни задания.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за  стол. Вова  придвинул тарелку к себе.

— Дели  по  одному, — строго  сказал  Миша.

Мальчики  высыпали  всё  печенье  на  стол  и  разложили  его  на  две  кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша  смерил  глазами  кучки:

— Ровно… Бабушка, налей  нам  чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! – говорил  Миша.

— Угу! — отзывался  с   набитым  ртом  Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу  и  вылез  из-за стола. Миша  доел  последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел  на  бабушку — она  жевала  корочку  чёрного  хлеба…

№ 1. Укажи  героев   рассказа.

Мама,   папа,    бабушка,   дедушка,   Миша,   Вова.                                                                                   № 2. Кто  съел   всё  печенье?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 3. Восстанови  последовательность  событий.
            Кучки  печенья  быстро  уменьшались.
            Бабушка  весело  звенела  чашками.
            Он  посмотрел  на  бабушку – она  жевала  корочку  хлеба.                                                     № 4.  Укажи, чьи  это слова?      —  Дели   по  одному.
 Мамы,  бабушки,   Миши,   Вовы.                                                                                                           № 5.   Укажи, какими были  мальчики?

Добрые,  заботливые,  жадные,  невоспитанные.

№ 6. Подчеркни в тексте ответ на вопрос: Что делала мама, когда печенье было съедено?
№ 7.
Почему  мальчики  не  поделились  печеньем  с  бабушкой  и  мамой?    

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8.  Как   нужно  было разделить печенье?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 9. 

Прочитай  рассказ  В. Осеевой «Случай».

Мама  подарила  Коле  цветные  карандаши. Однажды  к  Коле  пришёл  его товарищ  Витя.

— Давай рисовать!

Коля  положил  на  стол  коробку  с  карандашами. Там  было  только  три карандаша:  красный, зелёный  и  синий.

— А  где  же  остальные? — спросил Витя. Коля  пожал  плечами.

— Да  я  раздал  их: коричневый  взяла  подружка  сестры — ей  нужно  было раскрасить  крышу  дома; розовый  и  голубой  я  подарил одной  девочке  с нашего  двора — она  свои  потеряла… А  чёрный  и  жёлтый  взял  у  меня  Петя — у него как раз таких не хватало…

— Но  ведь ты  сам  остался  без  карандашей! — удивился  товарищ. — Разве  они  тебе  не  нужны?

— Нет, очень  нужны, но  всё  такие случаи, что  никак  нельзя  не  дать!

Витя  взял  из  коробки  карандаши, повертел  их  в  руках  и  сказал:

— Всё  равно  ты  кому-нибудь  отдашь, так  уж  лучше  дай  мне. У  меня ни одного  цветного карандаша  нет!

Коля  посмотрел  на  пустую  коробку.

— Ну, бери… раз  уж  такой  случай… — пробормотал  он.

Ответь на вопросы.

№ 1. Какой подарок получил Коля?
1) цветную  бумагу;          2) пластилин;       3) цветные карандаши.

№ 2. Кто сделал Коле подарок?  1) папа;    2)  мама;   3)  бабушка.
№ 3. Сколько карандашей в коробке у  Коли обнаружил Витя?
  ………..                                   № 4. Почему Коля раздавал карандаши?  

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………..

№ 5. Кому  Коля отдал  розовый  и  голубой  карандаш?
1) девочке из двора;      2) другу;      3)  подруге   сестры.

№ 6. Кто взял  у Коли чёрный и жёлтый карандаши? 1)  Витя;    2)  мама;   3) Петя.

№ 7. Кому нужно было раскрасить крышу дома?

1) Коле;       2) Вите;        3)  подружке   сестры.

№ 8. Чему был удивлен Витя?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 9. Какое объяснение дал  Коля  Вите, зачем он  раздал карандаши?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 10. Были  ли  у  Вити  свои  цветные карандаши?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 11. Правильно ли  поступил Коля, раздарив мамин подарок? Почему?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа № 10. 

Прочитай  рассказ  В. Осеевой «Сыновья».

Две  женщины  брали  воду  из  колодца. Подошла  к  ним третья. И  старенький старичок  на  камушек  отдохнуть  присел.  Вот  говорит  одна  женщина  другой:
    – Мой  сынок  ловок  да  силён,  никто  с  ним  не  сладит.
    – А  мой  поёт,  как  соловей.  Ни  у  кого  голоса  такого  нет, –  говорит  другая.
    А  третья  молчит.
    – Что  же ты  про  своего  сына  не  скажешь? – спрашивают  её  соседки.
    – Что  ж  сказать? – говорит женщина. – Ничего  в  нём  особенного  нету.
            Вот  набрали  женщины  полные  вёдра  и  пошли. А  старичок – за  ними.  Идут женщины,  останавливаются.
  Болят  руки,  плещется  вода,  ломит  спину. Вдруг  навстречу три  мальчика  выбегают. Один  через  голову  кувыркается, колесом  ходит  – любуются  им женщины.  Другой  песню поёт, соловьём  заливается – заслушались  его  женщины. А третий к  матери  подбежал, взял  у  неё  вёдра  тяжёлые  и  потащил  их.                                        Спрашивают  женщины  старичка:

   Ну,  что?  Каковы  наши  сыновья?
 – А  где  ж  они? – отвечает  старик. – Я  только  одного  сына  вижу!
Ответь  на  вопросы, выполни задания.

№ 1. Откуда  женщины  брали  воду?    1)  из  колодца     2)  из  речки        3)  из  ведра

№ 2. Кто  присел  отдохнуть  рядом  на  камушек?

     1) мужчина       2) женщина      3) старичок

№ 3. Что  особенного  у  сына  первой  женщины?

  1. Он   хорошо поёт               2) он умён        3) он ловок и силён

№ 4.  Чем  отличился  сын  второй  женщины?

  1. он  хорошо  учится       2)  он  хорошо  поёт       3) он  помогает  своей  маме

№ 5. Спиши  предложение, где  говорится,  что  мамам  было  тяжело  нести воду.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 6. Что  сделал  первый  мальчик,  когда  выбежал  навстречу  женщинам?

  1. запел  песню         2)  взял  вёдра        3) перекувыркнулся  через  голову

№ 7. Какой  мальчик  взял  вёдра  у  матери?

  1. первый  мальчик          2) второй  мальчик        3) третий  мальчик

№ 8. Сколько  сыновей  увидел  старичок?    1) одного        2) двух      3) трёх

№ 9.  Как  можно  назвать  сына, который  помог  маме  донести  воду?

1) трудолюбивый     2)  заботливый      3) сильный

№ 10. Какой  вопрос  задали  женщины   старичку?

____________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

№ 11. Чему  учит этот  рассказ?

___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

№ 12. Раздели  текст  на  3  части,  составь  и  запиши  к  нему  план.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 11. 

Прочитай  тексты. Выполни задания.

         Собаки бывают домашние, охотничьи,  ездовые, поводыри для слепых. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. У  них  чуткий  нюх и прекрасный  слух. Собаки хорошие  и преданные  друзья. Люди вывели много разных пород собак. Наиболее  из  них известны — овчарка, пудель, такса, бульдог, доберман.                                                 Домашние кошки знакомы всякому. Дети  очень любят играть с котятами, брать их на руки, ласкать. Но кошки не любят сидеть на месте. Они охотницы и ловят  мышей и птиц. Кошки – хищные животные, родственницы  львов  и тигров. Существуют разные породы кошек: сиамская, персидская, британская, русская голубая.                                                 Многие люди с удовольствием  заводят  дома  кошек и собак. Но нужно помнить, что домашние питомцы требуют заботы и ухода.                                                                                                                                                      № 1. Напиши  в скобках, о ком идёт речь.

  1. Они бывают домашние, охотничьи, ездовые.  ( ………………………………………………………..  ).
  2. Они охотницы и ловят  мышей и птиц. ( ……………………………………………………….  ).
  3. Они не любят сидеть на месте. ( ………………………………………………………..  ).
  4. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. ( ………………………………………………………  ).    

№ 2. Почему собаки помогают человеку на охоте?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 3.  Почему  люди заводят собак?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………      

№ 4. Охотничьими считаются  собаки, которые…                                                                               1) охраняют  дом;               2) перевозят людей;           3) помогают на охоте.                                           № 5. Как ты  понимаешь выражение: «поводыри для  слепых»?                                                                                            1) собаки, которые  указывают путь людям;                                                                                                 2) собаки, которые переводят слепых  людей;                                                                                          3)  собаки, которые помогают пастухам.

№ 6. Допиши предложение.  

Кошки – хищные животные, родственницы…………………………………………………………………………………………………………………….      

№ 7. Что особенно любят делать дети с котятами?

1) поить молоком;     2) гулять с ними;     3) играть, брать на руки, ласкать.                                   № 8.  Выбери лишнее  слово. Объясни.                            

1) овчарка, пудель, такса, сиамская, доберман.                                                                                    2) сиамская, персидская, бульдог, русская голубая.                                                                                                                             № 9.  Что требуют по отношению к себе домашние питомцы?                                                                                                                                        

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….    

Работа № 12. 

Прочитай  текст «Как  Андрейка перевёз Нину». Выполни задания, ответь на вопросы.

Андрейка и Нина дружили. Они часто вместе возвращались из школы.                         Вот и в этот весенний денёк  Андрейка и Нина  шли  из школы домой. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.  Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешёл через ручеёк и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?
— Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?

Мальчик вернулся назад, подошёл к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевёз её.      ( По В. Сухомлинскому)                                                            

№ 1. Определи жанр произведения.       1) стихотворение          2) сказка          3)    рассказ

№ 2. Напиши имена главных героев.

____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 3. Откуда шли дети?

____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 4. Как ты понимаешь слово «овражек», что это?

    1) ручеёк                     2) холмик                 3) углубление  в  земле

№ 5.  Укажи  время  года, о котором  идёт речь в тексте.

     1) лето                         2) весна                    3) зима

№ 6. Подчеркни синим карандашом предложение, которое  указывает на это время  года.

№ 7.  Какой   был  ручеёк  в овраге?      1)  бурливый               2)   звонкий              3) быстрый

№ 8. Что  значит «бурливый»?        1)  разговорчивый         2) непослушный     3) бурный

№ 9. Почему мальчику стало стыдно?

  1. он  не выучил   уроки       2) он  сначала забыл про  Нину      3)  он опоздал в школу

№ 7. Какой выход из ситуации предложил мальчик? Подчеркни предложение в тексте зелёным карандашом.

№ 8. Как ты думаешь, чему учит этот рассказ?

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 9. Составь  и запиши план к тексту.

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 10. Выпиши  из  текста  последнее предложение.

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

Работа № 13. 

Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.

    Сосульки на крышах подтаивали. С их острых кончиков падали крупные капли. В водосточных трубах грохотало. Прохожие испуганно отскакивали, а на тротуар вываливались из труб глыбы льда.

По дороге в школу Кирилке очень посчастливилось. Что-то блеснуло у него под ногами. Кирилка нагнулся и поднял кусочек синего стекла. Вот это удача! На первом же уроке Кирилка вынул стёклышко из кармана брюк и посмотрел в него.

Всё вокруг преобразилось. За окном надвигалась гроза: синие тучи заволокли потемневшее небо. На синей стене класса таблички со слогами «жи» и «ши» выделялись совсем плохо — ничего не стоило их забыть.

Синяя учительница стояла за учительским столом. Синяя Света Курочкина писала синим мелом на доске, похожей на чёрное озеро. А у Петьки Баркова был совершенно синий нос. Кирилка не выдержал и тихонько фыркнул. Валентина Фёдоровна обернулась: «Кирилл Дроздов, по-моему, ты занят чем-то посторонним!». Но стёклышко она не заметила: Кирилка поспешно спрятал его в карман. (По Т. Котовщикову)

№ 1. Какой это текст?    1) сказка             2) рассказ           3) стихотворение  

№ 2.Укажи фамилию Кирилла:  1)  Курочкин                2) Барков            3) Дроздов

№ 3.Что нашёл Кирилл по дороге в школу?

1)таблички со слогами «жи» и «ши»     2) глыбу льда       3)кусочек синего стекла

№ 4.Чем занимался Кирилл на уроке?

1)Внимательно слушал учительницу.

2) Смотрел по сторонам через стеклышко.

3)Писал на доске мелом.

№ 5.Где Кирилл спрятал своё стёклышко?                                                                                         1) в кармане       2) в портфеле         3) в водосточной трубе

№ 6.Укажи слово, близкое по значению слову преобразилось.

 1)подтаяло            2)сломалось          3) изменилось

№ 7.Почему Кирилке всё вокруг казалось в синем цвете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8.Почему прохожие отскакивали в сторону от водосточных труб?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 9.Почему учительница решила, что Кирилл не работал на уроке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 10.Выпиши из текста предложение, подтверждающие, что действия, описанные в тексте, происходили весной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 11. Составь и запиши план к тексту.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 14. 

Прочитай рассказ  Д. Тихомирова  «Находка».

            Раз  иду  я мимо оврага  и  слышу: кто – то  в  овраге  жалобно скулит. Я спустился  в  овраг  и  вижу крошечного  щеночка. Когда   я  подошёл  к  щенку, он  ещё  жалобнее  стал плакать. Я  взял  щенка на  руки. Он  был ещё слепенький. Кожа  на нём сморщилась. Он  дрожал  всем  телом  и  всё плакал жалобно.                                                                 Принёс  я  щенка домой  и  выпросил у матери молочка. Налил  в  миску и поставил  щенку. Но  щенок  не  видит молоко и тычется  во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой  в молоко и  подержала немного. Щенок  стал лакать  и  перестал плакать.        

            С тех пор я подружился  с моей собачкой, поил  и кормил её. Мы  дали  собачке  кличку – Находка. Находка  жила  у  нас  долго  и очень любила  меня.

№ 1. Допиши предложения.  Мальчик  нашёл  щенка  в      ………………………………………………………………………….  

Он  выпросил для  собачки   у мамы …………………………………………………………………………………………………    

Щенок  стал  лакать и перестал  …………………………………………………………………………………………………    

Собачку  назвали   …………………………………………………………………………………………………    

№ 2. Почему  собачку  так  назвали?

  1. Она  легко могла найти то, что потерялось.
  2. Мама  нашла  её   на   улице.
  3. Мальчик нашёл её в овраге.

№ 3.   Какой  был  щенок? Подчеркни  подходящие  слова.                                                                             Крупный,  крошечный,   зрячий,   слепенький,   весёлый,  грустный.                                                        

№ 4. Выпиши  из текста слова, которые рассказывают, как вёл  себя  щенок  в овраге.                                                                                                                                          Скулил, ……………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………    

№ 5.  Запиши  по порядку действия, которые расскажут, как  мальчик  спас щенка.  

Спустился   в  овраг, ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..      

№ 6. Опиши характер мальчика. Подчеркни подходящие слова.                                               Добрый,   злой,   беззаботный,   заботливый,   жалостливый,   невнимательный.                                           № 7. Подчеркни в тексте предложение, в котором указано, кто ухаживал за щенком.                                                                                                                                         № 8. Выбери предложение, которым закончился рассказ.                                                                  1) Я  взял  щенка на  руки.

2) Мы  дали  собачке  кличку – Находка.                                                                                                          3)  Находка  жила  у  нас  долго  и очень любила  меня.                                                                          № 9. Составь  и запиши план  к тексту.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

II. Актуализация
знаний


Ребята, сейчас я вас попрошу разгадать фамилию одного известного поэта вот по
этому ребусу.


Да, здесь спрятана фамилия – Хармс, про которого сейчас мы все узнаем.

III Определение темы, постановка цели.

Я вам раздала карточки с большим и маленьким деформированным
текстом. На каждом ряду разная информация из биографии Даниила Хармса. Ваша
задача в парах заполнить недостающие слова, опираясь на большой текст, там вы
найдете информацию, касающуюся вашего текста в  маленькой карточке.

— Давайте проверять. Читает 1, 2, 3 ряд…(на
слайде портрет и годы жизни)

— Вы справились с этим заданием, молодцы! Давайте
посмотрим на нашу выставку.

Выставка книг.

— У одной пары прозвучало, что Хармс
печатался во многих детских журналах, издавал отдельные книги и написал много
стихотворений. Так вот, может вы запомнили, какие считаются самыми известными
стихотворениями?

— Да, верно «Игра» и
«Вы знаете».

— И я хочу вам сказать,
что именно мы будем работать с этими стихотворениями, а что именно делать вы
узнаете по ходу урока.

Первичное восприятие
текста.

— Сейчас мы прослушаем
первое стихотворение Даниила Хармса «Игра».


Вы любите играть?

— Какие у вас самые
любимые игры?

— А может, вы
предположите, о чем будет данное стихотворение? (предположения детей)

Подготовительная работа

— Ребята, перед тем,
как прослушать стихотворение, давайте вспомним значения слов, которые нам
встретятся. Для этого я называю вам слово или словосочетание, а вы по
поднятой руке называете его значение.

Словарно-лексическая работа

(на слайде презентации появляются правильные
ответы).

Панель
тротуар.

Почтовый пароход
– почта, которая приходит по воде, есть, например, самолетом.

Советский самолет
самолеты, которые защищали нашу родину. Для сравнения, ваши бабушки и дедушки
жили в советское время.

Первичное восприятие текста

— Молодцы, ребята! Теперь мы готовы познакомиться со
стихотворением. Прослушаем стихотворение. (Аудиозапись стихотворения)

Понравилось ли вам стихотворение Д.
Хармса?

Анализ


Откроем учебники на стр. 160 и ответим на несколько вопросов.


Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в
виду автор, когда их писал?


Кто играл и во что?
(Петька — автомобиль, Васька — почтовый
пароход, Мишка – советский самолет)


вы так играете?


Что помешало игре?


Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда целые отрывки?
(Он тоже
играет, только со словами)

-Почему
каждое слово с новой строки?

— Кто был участником игры?
— Кого изображал Петька?
— Что крикнул Петька, когда
прыгнул на скамейку?

— Кого изображал Васька? Что
крикнул Васька, когда прыгнул на скамейку?

— Кого изображал Мишка? Что
крикнул Мишка, когда прыгнул на скамейку?

— Кто шёл по дороге и мешал играть
мальчикам?


Почему стихотворение называется «Игра»?

— Мы проанализировали стихотворение Д.Хармса
«Игра», в котором увидели игры детей того времени, в которое было написано
это произведение.


Вы сейчас ответили на вопросы, которые я для вас подготовила.


А сейчас я вас попрошу вспомнить, что такое толстые и тонкие вопросы?


Чем отличается толстый вопрос от тонкого? (толстый используется больше
всего для глубокого раздумывания,  рассуждения, заставляет «думать»)


Раз вы назвали отличие толстого от тонкого, я вас сейчас попрошу составить в
парах по два толстых вопроса, даю вам 5 минут. Смотрим в учебник и думаем. Работаем
так: пара задает вопрос и называет одного  человека, которому хотели бы
задать именно свой вопрос, а та пара, которой задали – отвечает, спрошу не
всех.

(составляют)


Вы большие молодцы! Чем мы сейчас с вами занимались? (составляли вопросы)

— Может, попробуйте назвать мне тему урока? (составление
вопросов к стихотворениям Хармса)

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться,
разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.


Хорошо, верно! Но вы помните, что у нас еще осталось одно стихотворение?


Как оно называется? («Вы знаете»)


Закрываем учебники.

Словарная работа

— Давайте для начала разберемся со словами, которые попадутся
нам при прочтении.

Ерунда – что-либо несерьезное,
пустое.

Собаки-пустолайки – лают без причины.

Ястреб – птица.

Лепешка – печеное из теста,
круглое.

Первичное восприятие текста.


Сейчас я прочитаю вам это стихотворение. А вы мне потом скажете, понравилось
оно вам или нет.

— Понравилось ли вам стихотворение?


Какое настроение хотел передать нам автор?


Получилось у него это?

— Можно ли назвать это стихотворение небылицей?
Почему? (Ответы детей)

Анализ

— Итак, сейчас открываем снова учебник, но уже на
165 стр., находим это стихотворение.


Как
нам лучше назвать главного героя? Посмотрите на слайд и выберете одно слово,
подходящее под это стихотворение.

— Автор не дал ему название в учебнике. Как вы думаете, почему? (Чтобы
мы сами решили, как его озаглавить).

— А как бы вы назвали это стихотворение?

— Какое название подойдет лучше: «Фантазер», «Врун» или
«Затейник»? («Врун»)

— «Врун» – это второе название произведения.


Скажите, ребята, а отличается ли ложь, на ваш взгляд, от фантазии?
(Ложь- это целенаправленное действие, а
фантазия
 не имеет злого умысла).

— Зачем автор использует повторы слов?

— Обратите внимание на стиль стихотворения –
повторы слов и короткие строки добавляют динамичности повествованию, мы можем
почувствовать, как быстро рассказывает герой свои истории и как эмоционально
реагируют его слушатели.

— Как вы видите, я задала вам мало вопросов по
данному стихотворению. Поэтому, ваша задача снова в парах придумать также два
вопроса, но уже тонких, образец опорных слов для составления тонких вопросов
представлен на доске. Тут уже просто задаем вопрос, кто знает ответ,
поднимает руку.

(придумывают вопросы)


Ребята, вы большие молодцы. Мы с вами потренировались на стихотворениях
составить два типа вопроса.

— Сейчас мы тоже поиграем со словами, предложениями.
— А теперь представьте, что вы маленькие писатели и тоже готовите материал в
детский журнал. А может мы, с вами сделаем небольшой сборник и отправим
в Москву, в редакцию детского журнала.

Играем в Рифму. Дополните 2 строкой, придумываем со словами,
которые даны на экране. Сочиняем свои  весёлые стишки.


(1. Почтальон принёс журнал
………………………………);
2. (Мне понравилась игра
……………………………)
3. (Все ребята любят шутки
………………………………)
4. (На уроке мы читали
………………………..)

— Какие интересные стишки у вас получились, но, к сожалению, наш
урок подходит к концу, поэтому ответьте мне на несколько вопросов.

Подведение
итогов урока

— Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы
познакомились сегодня на уроке? (Даниил Иванович Хармс)

— Что вы запомнили из биографии Даниила Ивановича?

-С каким стихотворениями мы сегодня познакомились?
(«Игра», «Вы знаете»)

Рефлексия

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ: (на слайде)

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

4. Материал урока мне был

понятен / не понятен
интересен / скучен
легким / трудным

Наш урок подошел урок. Спасибо.


0

Как составить вопросы к понравившемуся произведению, требующие (см)?

Литературное чтение 2 класс:

Просмотрите содержание учебника. Выберите произведение, которое вам понравилось больше остальных. Самостоятельно составьте к нему вопросы, требующие подробного, вдумчивого ответа.

Составьте вопросы, которые не требуют подробных объяснений.

3 ответа:



3



0

Вопросы, начинающиеся со слов когда? где? кто? что?, часто могут подразумевать краткий, практически односложный ответ. Такие вопросы обычно не требуют дополнительных пояснений.

Если вопрос начинается с почему?, как ты думаешь? и пр., то на него вряд ли получится дать односложный, неразвернутый ответ.

<hr />

Возьмем, например, рассказ Льва Николаевича Толстого «Филипок».

Вот примеры вопросов, не нуждающихся в подробных объяснениях:

Кого встретил Филипок по дороге в школу?

Чьим братом был Филипок?

Что сказал про себя мальчик учителю?

Сумел ли Филипок сложить свое имя учителю?

А вот примеры вопросов, на которые нужно ответить подробно и вдумчиво:

Почему перед школой Филипок оробел?

Как ты думаешь, почему учитель оставил мальчика в классе?

Как ты относишься к самовольному уходу Филипка в школу?



3



0

Для того чтобы правильно составить вопросы по содержанию произведения, нужно внимательно с ним ознакомиться. Вопросы можно задать простые, не требующие подробного изложения материала — на такие вопросы обычно дается краткий односложный ответ.

Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.

Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого «Акула», а его как раз и изучают во 2-ом классе.

Простые вопросы, допускающие короткие ответы:

▪ Где происходят события?

▪ Что такое Африка?

▪ В чем купались матросы?

▪ Как Толстой называет акулу?

▪ Кто такой артиллерист?

▪ Почему ребята плыли в море?

▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?

▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?

▪ Кто из героев понравился вам больше всего?

<hr />

Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:

▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?

▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?

▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?

▪ Почему автор назвал артиллериста «старым»?

▪ Какие чувства испытывал артиллерист?

▪ Как относится Толстой к происходящему?

▪ Как можно оценить поступок артиллериста?

▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?

▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?

▪ Можно ли назвать рассказ «Акула» поучительным?

▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?



2



0

Для лучшего понимания прочитанного произведения, для умения сделать его литературный анализ, полезно научиться составлять к нему вопросы. Вопросы могут при этом разные, то есть такие, на которые можно дать короткий ответ, и такие, которые требуют более развернутого ответа, высказывания собственных соображений. Рассмотрим примеры составления таких вопросов.

Возьмем сказку «Царевна-лягушка», ее изучают во втором классе средней школы.

Составляем простые вопросы к сказке.

  • Как звали младшего сына царя?
  • Какая жена досталась старшему сыну царя?
  • Какая жена досталась среднему сыну царя?
  • Какая жена досталась младшему сыну царя?
  • Какое первое задание дал царь женам своих сыновей?
  • Какое второе задание дал царь женам своих сыновей?
  • Какое третье задание дал царь женам своих сыновей?

Гораздо труднее составить вопросы, которые требуют развернутого ответа.

  • Правильно ли поступил Иван-царевич, когда сжег кожу Лягушки-царевны?
  • Чем отличались жены старшего и среднего братьев от Царевны-лягушки на пиру?
  • Кто помог Ивану-царевичу победить Кощея Бессмертного?

Читайте также

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Что такое радуга в представлении Тютчева? Это волшебное, но очень короткое видение, которое внезапно возникло, вознеслось на полнеба, радует своей красотой и радужным мерцанием глаз, но которое не окажется вечным. Напротив, радуга очень быстро растворится в синеве неба, она существует считанные мгновения и потому всегда кажется нам такой яркой и чудесной. К радуге просто не успеваешь привыкнуть.

Но именно потому, что это видение такое короткое, Тютчев просит нас чтобы мы ловили его, успели поймать. Удвоенное использование глагола повелительного наклонения Лови усиливает действие этого призыва, побуждает нас к решительному действию.

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.

Работа с текстом 1 вариант 2 класс.

Прочитай внимательно текст и ответь на вопросы.

Быстрое дерево.

Есть на свете дерево, которое растёт очень быстро – почти на целый этаж в

год! Это эвкалипт.

Ему необходимо много света и тепла. Эвкалипт – вечнозелёное растение.

На далёком материке Австралия и на островах Тихого океана можно увидеть эти

удивительные деревья. Эвкалиптами любят лакомиться коалы – сумчатые

медведи.

В нашей стране такие деревья встречаются только на берегу Чёрного моря.

Эвкалипт – полезное растение. Из листьев и молодых веток этого дерева делают

эвкалиптовое масло. Оно помогает при лечении простуды. Эвкалипт широко

применяется в медицине.

1. Запиши название произведения — __________________________

2. Какое дерево называют Быстрое дерево? — __________________________

3. На каком материке растёт эвкалипт? __________________

4. Кто такие коалы?_________________________________________________

5. Что делают из листьев эвкалипта?__________________________________

6. Какое может быть другое название текста? Выбери правильный ответ:

« Полезное растение» «Сумчатые медведи»

7. Опадают ли с эвкалипта листья? Почему?_______________________________

____________________________________________________________________

8. Подчеркни предложение в тексте, в котором есть слово «лакомиться».

9. Замени другим словом (синонимом) слово «лакомиться»__________________

10. Подчеркни то предложение, в котором есть для тебя новое знание.

Работа с текстом 2 вариант 2 класс.

Прочитай внимательно текст и ответь на вопросы.

Быстрое дерево.

Есть на свете дерево, которое растёт очень быстро – почти на целый этаж в

год! Это эвкалипт.

Ему необходимо много света и тепла. Эвкалипт – вечнозелёное растение.

На далёком материке Австралия и на островах Тихого океана можно увидеть эти

удивительные деревья. Эвкалиптами любят лакомиться коалы – сумчатые

медведи.

В нашей стране такие деревья встречаются только на берегу Чёрного моря.

Эвкалипт – полезное растение. Из листьев и молодых веток этого дерева делают

эвкалиптовое масло. Оно помогает при лечении простуды. Эвкалипт широко

применяется в медицине.

1. Определи жанр произведения— __________________________

2. Как называются сумчатые медведи? — __________________________

3. На берегу какого моря в нашей стране растёт эвкалипт? __________________

4. От какой болезни помогает эвкалипт?__________________________

5. Что делают из молодых веток эвкалипта?_________________________

6. Что в природе необходимо эвкалипту? Выбери правильный ответ:

Сахар и вода Свет и тепло

7. Что значит вечнозелёное растение?

Объясни._______________________________________________________

8. Подчеркни предложение в тексте, в котором есть слово «встречаются».

9. Замени другим словом (синонимом) слово «встречаются» -_______________

10. Подчеркни то предложение, в котором есть для тебя новое знание.

Критерии оценивания.

1. 1б.

2. 1б.

3. 1б.

4. 1б.

5. 1б.

6. 1б.

7. 1б. или 0,5 б – нечёткая формулировка ответа

8. 1б.

9. 1б.

Списывание из текста без ошибок (слов, предложений) 1б.

Всего баллов 10б.

10.вопрос не отмечается баллом.

Записать, какое новое знание определяется учащимися чаще всего

_________________________________________________________________.

_________________________________________________________________.

Отметки :

«5» — 100% — 94% 10 б.; 9,5б – допускается в вопросе №7

«4» — 93% — 72% 8-9 б.

«3» — 50% — 71% 5- 7 б.

Анализ работ.

Класс_______________

Выполнили на «5»_________________________

На «4»_________________________

На «3»________________________

На «2» (фамилии)_____________________________

____________________________________________________________________.

Качество________________

Успеваемость_____________

Правильно выполнили задания(колво учся):

1. __________________________

2. __________________________

3. ____________ _______

4. ____________

5. ___________________

6. ___________________

7. ____________________

8. ___________________

9. _____________________

Списывание из текста без ошибок (слов, предложений) _____________

10.вопрос не отмечается баллом.

Записать, какое новое знание определяется учащимися чаще всего

_________________________________________________________________.

_________________________________________________________________.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти желтуху в сталкрафте
  • Как найти ссылку на элемент справочника
  • Video driver crashed and was reset days gone как исправить
  • Как найти площадь цветника квадратной формы
  • Как найти дисплей в настройках на телефоне