Как составить воспитательный час

Воспитательный час и его формы

Воспитательный час — одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Подготовка воспитательного часа

Педагог в ходе подготовки и проведения воспитательного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
  • обсуждение вместе с учащимися/воспитанниками успешности (неуспешности) результата какой-либо деятельнсти, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
  • собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата.

Содержание воспитательных часов может согласовываться с программой воспитательной работы школы (класса), но может и быть привязано к самостоятельной программе, при любом варианте важно придерживаться основных направлений:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • правовое воспитание;
  • физическое и умственное развитие личности.

Основные принципы деятельности при организации и проведении таких часов:

  1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
  3. Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
  4. Принцип продуктивности — получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

Основные компоненты воспитательного часа:

  • целевой — целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;
  • содержательный — содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;
  • организационно-деятельный — обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;
  • оценочно-аналитический — в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты организации классного часа:

  • определение педагогом совместно с учащимися желаемой тематики воспитательных часов в перспективе;
  • уточнение темы и цели  воспитательного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места его  проведения;
  • определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения в/часа;
  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления и т.п. по его теме;
  • определение участников подготовки и проведения в. часа (по необходимости);
  • распределение заданий между участниками;
  • проведение в/ часа;
  • анализ и оценка результативности в/часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Дискуссионные формы проведения воспитательного часа

Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой занятия-диспута. Главная ценность этого занятия состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи.

Во-первых, ученики/воспитанники вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, они учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к занятию-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, занятия-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

  • выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
  • проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
  • выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
  • проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Дискуссия — это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

Основные цели проведения дискуссии:

  • выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;
  • воспитание у учащихся/воспитанников культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.

Первый этап — предварительная подготовка.

Задачи первого этапа:

  1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся/воспитанников. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы для них интересен , затрагивал и волновал.
  2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
  3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
  4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.

Второй этап — проведение дискуссии.

Умелая дискуссия — почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

  1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
  2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
  3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
  4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос — это визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс — своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов. Реплика — краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
  5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
  6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
  7. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
  8. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
  9. Не спешить навязывать готовое решение.
  10. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Педагог не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

Конференция — собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Этапы подготовки конференции:

  1. Определение темы.
  2. Оповещение о сроках проведения.
  3. Программа (план) конференции.
  4. Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
  5. Подготовка к конференции (работа с литературой).
  6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.
  7. Проведение конференции.
  8. Подведение итогов. Обсуждение.

Круглый стол — форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Гостиная — одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон как мероприятие — это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны — это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII-XIX вв., вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Лекторий — это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

Мероприятия состязательного характера

Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:

  • сформировать адекватную самооценку;
  • развить волевые качества;
  • воспитать эстетический вкус;
  • самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Этапы подготовки конкурса:

  1. Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.
  2. Формулировка конкурсных заданий.
  3. Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.

Виды конкурсных программ зависят от их содержания:

  • конкурсы мастерства. В их структуре — театрализованная защита и представления того, что получается лучше всего, например, конкурсы поэтов-любителей;
  • экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;
  • развлекательные конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;
  • шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Мисс школы», «Ученик года»;
  • конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;
  • конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен-шоу», «Хозяюшка».

Викторина — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Этапы подготовки и проведения викторины:

  1. Выбирается тема.
  2. Подбираются литература, игровые материалы.
  3. Учащиеся/воспитанники делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.
  4. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.
  5. Каждому участнику задается один вопрос от  команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.
  6. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.

Клуб веселых и находчивых (КВН) — юмористическая игра, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Этапы подготовки КВН:

  1. Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).
  2. Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов («визитная карточка», разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).
  3. Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.
  4. Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.
  5. Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
  6. Проведение мероприятия.

Смотр — публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба — как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр — это активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Проведение смотров почти всегда связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, а значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом. Виды смотров:

  • смотры духовых оркестров;
  • смотры народных театров;
  • смотры цирковых коллективов;
  • смотры вокально-инструментальных ансамблей;
  • смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;
  • в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.

Презентация — представление общественности чего-то нового с определенными целями.

Презентации бывают следующих видов:

  1. Презентация проекта. Цель — информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.
  2. Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель — представить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.
  3. Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы организации или личности. Целями ее могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ — с тем, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению.

Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.

Турнир — это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д. При нечетном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Творческие формы воспитательных часов

Праздник — это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны — от детского утренника до массового шествия.

Этапы подготовки праздника:

  1. Формирование творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).
  2. Создание сценария.
  3. Определение темы мероприятия (о чем?).
  4. Определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?).
  5. Определение масштаба мероприятия.
  6. Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).
  7. Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).
  8. Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).
  9. Проведение мероприятия.

Фестиваль — массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Цели и задачи фестиваля:

  • создание среды для творческого, профессионального общения детей;
  • выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;
  • приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.

Жанры фестиваля:

  • музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);
  • театральные (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).

Этапы подготовки фестиваля:

  1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.
  2. Определение целей и задач, темы и идеи.
  3. Разработка положения о фестивале.
  4. Написание сценария.
  5. Подбор будущих участников и работа с ними.
  6. Подбор ведущих.
  7. Формирование жюри.
  8. Покупка призов для награждения участников.
  9. Оформление места проведения.
  10. Репетиционно-постановочный процесс.
  11. Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.
  12. Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается подготовительная работа одной-двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение с целью избежать в дальнейшем повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Положение о проведении фестиваля включает в себя:

  1. Название (тему) фестиваля.
  2. Цель и порядок его проведения.
  3. Сроки и условия проведения.
  4. Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.
  5. Критерии оценки результатов.
  6. Состав жюри.
  7. Определение видов наград победителям.

Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создается компетентное жюри. Его заключения кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Определение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях. Могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и т. д.

В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют

Устный журнал — интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов. Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем. Журнал рассчитан на один «урок», длится 40-50 мин. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала.

Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения.

Тематические концерты посвящаются праздникам, юбилейным датам. Театрализованный концерт — разновидность тематического концерта, в котором номера различных музыкальных жанров соединяются в единое целое. Театрализованные тематические концерты посвящаются значимым датам. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей.

В отличие от тематического театрализованный концерт, помимо темы, имеет четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.

Спектакль (театрализация)

Спектакль — произведение сценического искусства. Подготовка проходит в три основных этапа. Первый этап — это выбор проблемы. При этом важно, чтобы участники проекта были не только ознакомлены с обстановкой в школе или классе, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента учащихся разрабатывается сценарий. Второй этап — разработка сценария. Третий этап — это репетиция мизансцен и спектакля в целом.

Игровые формы воспитательных часов

Ролевая игра — игра развлекательного назначения, вид драматического представления, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.

Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:

  1. В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин «мастер»).
  2. В ролевой игре основным механизмом «запуска» игры является «роль» -комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Ролевые игры служат для:

  • предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
  • преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
  • формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;
  • реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;
  • более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
  • развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.

Один из самых важных и эффективных моментов ролевой игры — постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят не только его дальнейшие собственные действия, но и, возможно, развитие всего последующего сюжета игры. Ролевые игры развивают навыки ролевого, делового и дружеского общения.

Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:

  • игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;
  • игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);
  • игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).

Этапы подготовки ролевой игры:

  • определение проблемы, выбор ситуации;
  • распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
  • проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;
  • обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», инсценировка литературного произведения.

Интеллектуальная игра — индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие собой сочетание элементарных) и творческие. Простейшей интеллектуальной игрой является тестовая игра, которая представляет собой набор утверждений и заданное количество вариантов ответов к ним — от 2 («Веришь — не веришь», «Блеф клуб») до 4-5 («Эрудит-лото», «Кто хочет стать миллионером?»). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Такие игры интересны не столько сами по себе: они применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство — высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.

«Обстоятельства, признаки, свойства» — разновидность игр, в которых об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, если в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров «Умники и умницы», «За семью печатями»).

«Заполнение пропусков» — во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить.

«Вопрос — ответ» — интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»).

Вопросы и задания на внимание — правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.

В любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос — базовое не только в образовании, но и в самообразовании.

Воспитательный час как форма психологической поддержки (с привлечением специалистов)

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Тренер должен понимать это и передавать участникам.

  1. Правило «здесь и теперь».

Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

  1. Правило искренности и открытости.

Необходимо добиваться, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности — определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы полной открытости добиться невозможно. При этом каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным.

  1. Правило «Я».

В группе запрещается использовать рассуждения типа:»У всех такое мнение…», «Мы считаем.. .»и т. п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

  1. Правило активности.

В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

  1. Правило конфиденциальности.

Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Методы, используемые на тренингах:

  1. Групповая дискуссия — это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, прийти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
  2. Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
  3. Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.
  4. Медитативные техники используются для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Такие техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния — важная часть тренинга. Она повышает устойчивость обучающихся к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает страх перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.

Методика оценки качества проведения воспитательного часа

Качество проведения  часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности1.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

Цели и задачи воспитательного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.

Оформление: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла в/часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.

Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам в/ часа.

Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.

Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе в/часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.

Педагогическое обеспечение: эрудированность педагога в обсуждаемой проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность педагога в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.

Полученные результаты: удовлетворенность педагога и учащихся/воспитанников ходом подготовки и проведения в/часа, его итогами.

Инструментарием оценки внутренней эффективности воспитательного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании в/часа.

Одной из основных форм внеклассной
воспитательной работы был и остаётся классный
час.
Необходимо выяснить, прежде всего, что в
педагогической науке и практике понимается под
такой формой ВР, как классный час. Возьмём и
обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения
    воспитателя со своими воспитанниками”. (
    В. П.
    Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не
    какая-то определённая форма работы, а час
    классного руководителя”.
    (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного
часа, можно выделить определённые черты:

— это гибкая по своему составу и структуре форма
воспитательного взаимодействия;

— это форма общения классного руководителя и
его воспитанников, где ведущую роль играет
педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными
целями:

1. Создание условий для становления и
проявления индивидуальности обучающегося, его
творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе,
обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы
и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как
благоприятной среды развития и
жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество
вариантов
в зависимости от поставленной цели,
возраста учащихся, опыта классного руководителя
и школьных условий. Классный час – это не урок. Но
обыкновенно ему отводят место в школьном
расписании, чтобы сделать обязательным
еженедельную встречу классного руководителя со
своим классом. Это требование сегодня есть не в
каждой школе. Может это и правильно, где сам
классный руководитель определяет, когда и где он
будет проводить встречу с классом. Лучше всего,
если классный час поставлен в школьное
расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт
классному руководителю встречаться с родителями
учащихся, которые в субботу имеют больше
свободного времени для посещения школы. Иногда
слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час
длился 45 минут, как урок. Но не всегда так
получается, иногда можно общаться и 20 минут, а
иногда можно говорить намного дольше, это
зависит от темы и цели, возраста, формы
проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном
тоне, классный руководитель не должен подавлять
инициативу учащихся в ходе классного часа, их
желание высказать свою мнение, выступить с
критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть
связаны, прежде всего, с развитием
индивидуальности ребёнка, с проектированием и
установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного
часа является личностно значимым. Оно включает
материал, необходимый для самореализации и
самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся
являются полноправными организаторами
классного часа. Актуальное участие и
заинтересованность каждого ребёнка,
актуализация его жизненного опыта, проявление и
развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве
критериев оценки результативности классного
часа выступают проявление и обогащение
жизненного опыта ребёнка,
индивидуально-личностное значение усваиваемой
информации, влияющей на развитие
индивидуальности и творческих способностей
обучающихся.

После описания основных компонентов классного
часа целесообразно обратить внимание на технологические
аспекты
его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и
    родителями тематики классных часов на новый
    учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор
    формы проведения;
  • определение времени и места проведения
    классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка
    плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные
    пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения
    классного час;
  • распределение заданий между участниками и
    группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного
    часа и деятельности по его подготовке и
    проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем
учащимся, и у них появилось желание принимать
участие в его подготовке, ребятам можно назвать
темы классных часов, планируемых в классе. Им
даётся право участвовать в подготовке и
проведении того классного часа, который чем-то
более интересен. Группы, которые готовят
классный час, анализируют с классным
руководителем материалы, необходимые для его
проведения, готовят концертные номера, если это
необходимо, оформляют приглашения. Результат
классного часа очень часто во многом зависит от
степени заинтересованности в нем самого
классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться
в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения,
воспитательного часа,
это может быть экскурсия
или тематическая лекция, встречи с
интересными людьми, викторины
по разным
областям знаний, КВНы, игры-путешествия,
тренинги, читательские конференции, театральные
премьеры.
Но, также следует учитывать, что
может быть экстренное классное собрание или
замена по тем или иным причинам одной формы
проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном
собрании,
которое должно проводиться примерно
раз в месяц. Оно является наивысшим органом
самоуправления в классе, где дети учатся общению,
демократии, сотрудничеству, самостоятельности и
ответственности. Назначение этого органа –
обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем,
возникающих в классе. Классное собрание
выполняет две функции: стимулирующую и
организующую.

Классное собрание:

— распределяет поручения;

— избирает старосту, представителей в органы
ученического коллектива;

— слушает доклады учеников о выполнении
поручений.

Личное участие классного руководителя
обязательно: он голосует вместе с учениками
за/против принятия какого-либо решения и несёт
персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят
демократическому порядку проведения собрания:
умению слушать выступающих, выступать самим,
вырабатывать коллективные решения и голосовать
за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько
раз в месяц, с целью выработки у учеников
потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и
правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и
проведению классного собраний в 5-7 классах,
классного руководителя полностью оправдываются
в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет
очень большую роль в жизни учащихся, если он
задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество
взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали
новой возможности поговорить откровенно, они
должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в
определении тем часов общения. Обсудите с
ребятами круг интересующих их вопросов, соберите
“корзину проблем” и с учетом пожеланий
сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в
классе, чтобы у ребят было желание высказать своё
мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть
непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить
ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с
помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными.
Их выбор зависит от уровня развития коллектива,
особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие
формы:

  • Беседа.

  • Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет
    вовлечь детей в обсуждение поставленной
    проблемы, учит анализировать факты, отстаивать
    свою точку зрения, слушать и понимать иное
    мнение.

  • Сюжетно-ролевая игра – форма КТД,
    позволяющая обсудить проблему, вызвать
    сопереживание, попытаться найти решение с
    помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

— определение проблемы, выбор ситуации;

— распределение ролей и обсуждение позиции и
вариантов поведения;

— проигрывание ситуации (допустимо даже
несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

— обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё
мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут
быть различными: “инсценированный суд”,
“пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”,
инсценировка литературного произведения.


  • Устный журнал. Заранее определяется
    количество и темы страниц журнала, которые
    распределяются между творческими группами.

  • Социально-культурный проект – это
    самостоятельное исследование учащимися
    значимых социальных различных проблем. Для
    создания проекта требуется время и соблюдение
    определённого алгоритма действий:

— изучение ситуации;

— сбор информации;

— планирование;

— формирование микрогрупп и назначение
ответственных;

— практические действия;

— определение приоритетных результатов;

— групповой анализ выполнения поставленных
задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы
является “мозговая атака”. Этот вид часто
используется для решения конкретной проблемы,
например, “Как улучшить дежурство в классе”.
Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

— мнения не комментируются, не оцениваются, не
повторяются;

— никого не заставляют насильно высказывать
своё мнение;

— “мозговая атака” заканчивается, когда все
идеи исчерпаны.

— все идеи в заключении рассматриваются и
оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные
часы в форме телевизионных игр: “Звёздный
час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”,
“Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами
работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт
возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса,
слышать их мнение по проблеме разговора,
наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том,
что он может влиять как на мнение большинства
ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в
ходе индивидуальной работы с учеником, учитель
часами не может добиться такого успеха, который
может получить в ходе классного часа. Ведь для
ребят, особенно подростков мнение сверстников
бывает важнее мнения самого авторитетного
взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы,
позволяет увидеть учеников в естественной, не
наигранной атмосфере общения и решать серьёзные
нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или
нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей
подготовки. Готовясь к нравственному классному
часу, учитель может провести предварительную
диагностику понимания учащихся нравственных
понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло,
долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного
классного часа может служить периодическая
печать, события и факты реальной жизни страны и
мира, школы, класса, художественные фильмы,
художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный
час проводится незапланированный и связан со
сложнейшей ситуацией в классе или школе.

Главное, чтобы такая встреча с ребятами не
превратилась в назидание и чтение нотаций.
Нравственный классный час — это время
совместного с учениками поиска истины, смысла
собственного существования и взрослого и
ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые
станут генеральной линией поведения во взрослой
жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не
должен быть частым. Достаточно проводить такой
классный час один раз в четверть, главное, чтоб он
был значимым в жизни ребят, заметным событием в
жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных
часов.

5 класс


  1. “Кто я? Какой я?” — игра.
  2. “Дверь в детство” — путешествие детей в детство
    их родителей.
  3. “Я через 5 лет” — экскурсия в портретную галерею
    класса.
  4. “Архив 5” — праздничное представление,
    посвящённое итогам года.

6 класс

  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений
    и интересов уч-ся.
  2. Я — дома, я — в школе, я- среди друзей –
    интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

7 класс

  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные
    ценности – беседа.

8 класс

  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая
    беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за
    этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита
    фантастических проектов.

9 класс

  1. “Я имею право на…” — разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… — праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный
    экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни –
    дискуссия.

10 класс

  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая
    беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? –
    экскурсия в мир профессий.

11 класс

  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе –
    классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… —
    дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? –
    презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического
классного часа.

Назначение тематического классного часа
состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся,
способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки
и могут быть объединены определенной тематикой в
течение длительного времени. Эти часы могут
стать началом и завершением серьёзной работы в
классе, которая может быть дополнена другими
формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы,
необходимо предложить учащимся совместно
определить темы. Это можно провести следующим
образом:

Учитель выписывает на доске разные темы,
например: “обычаи и традиции”, “времена и
страны”, “великие люди мира”, “психология
человека”, “границы человеческих
возможностей”, “страны, изучаемого языка”,
“история этикета”, “ азбука открытия мира”, “
песни в истории моей семьи и страны”, “мир
человеческих увлечений”, “кино в жизни
человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть
и каким быть?”, “музыка нашего времени и
прошлого” и д. т.

Далее собираются ответы учащихся,
анализируются и выбираются те темы, которые
часто повторяются в ответах. Эти темы и станут
основой тематических классных часов.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах
должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в
четверть — классный час по возрождению
национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных
60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской
области, 80-летию образования Тисульского района.
)

В последнее время по определенной теме
создаются специальные воспитательные программы,
которые включают последовательное (поэтапное) с
1-11 классы воспитание учащихся в данном
направлении: Программа “Вместе”,


  • Программа “Мир спасётся красотой”,
  • Программа “Я — гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие

Организация и проведение информационного
классного часа.

Раньше информационный час назывался
политинформацией. Но в последнее время
политинформацию поспешили выбросить из
воспитательной работы, посчитав её не нужной в
наше время. Однако это совершенно неверно. Мы
должны формировать политическую культуру и
коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа –
формировать у учащихся собственной
принадлежности к событиям и явлениям
общественно-политической жизни страны, своего
района, села, расширить кругозор, разбираться в
сложных проблемах современности, адекватно
реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит
с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим
(знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их
анализом и отношением к этой проблеме различных
слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но
не более.

Основные формы во время информационного часа:

— газетные сообщения;

— пересказ событий в мире и стране с
использованием цитат из текстов газет и
журналов;

— работа со словарём и справочной литературой;

— работа с политической картой;

— комментированное чтение газетных и
журнальных материалов;

— формулирование проблемных вопросов и поиск
ответов на них;

— просмотр и обсуждение телематериалов,
видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует
забывать и о развитии интеллектуальных
способностей
учащихся через различные формы:

— интеллектуальные марафоны;

— дни творчества;

— интеллектуальные. ринги и викторины;

— заседание психологического клуба “Зеркало”
и т.д.

Тематика классных часов по развитию
интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

  1. В. И. Даль и его толковый словарь.
  2. Я и мои способности.
  3. Мир энциклопедий.

6 класс

  1. Мои сильные и слабые стороны.
  2. Как развить в себе умение слушать и слышать,
    смотреть и видеть?
  3. Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

  1. Глубинные тайны человеческого познания.
  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
  3. Как научиться управлять собой.

8 класс

  1. Талантливость и гениальность. В чёя оно
    проявляется?
  2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

  1. Человек и творчество. Великие творения
    человечества.
  2. Разговор с самим собой по душам.

10 класс

  1. Как научиться властвовать собой?
  2. Мои лингвистические способности. Как они
    проявляются?
  3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

  1. Пока я мыслю, я живу.
  2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной
работы классного руководителя, при которой
ученики принимают участие в специально
организованной деятельности, способствующей
формированию у них системы отношений к
окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную,
ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для
“галочки”, то полезней будет сэкономить время –
своё и ученика. Но, а если классный руководитель
подходит к проведению классного часа
неформально, то начинать следует с определения
целей и попытаться систематизировать
воспитательный процесс, спланировать.

                                                                                                            
                       Подготовила:

учитель

Елена Андреевна Федорова

Структура классного часа

 Методика проведения 

Классный час состоит из трех основных частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать
его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса,
его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо
постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к
тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к
неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им
не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет
затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и
форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем
воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему.
Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять
описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно
использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону
от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать
иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников
может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части
подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении
участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Место классных часов в системе воспитательного процесса

Классные часы имеют несомненное преимущество перед
другими формами работы со школьниками. Во время классного часа преподаватель
имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса.
Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и
интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на классном часу, очень
полезны для воспитательной работы преподавателя.

На классном часу высказывается мнение не только учителя, но и
самих школьников, что очень важно для подростков, которые порой к словам
сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым. Таким образом,
классные часы более эффективны по сравнению с другими уроками. Здесь можно
добиться таких результатов в воспитательной работе, которых не удается получить
в ходе многочасовой индивидуальной работы с учеником.

Серьезные классные часы позволяют учителю увидеть класс в
естественной атмосфере общения, адекватно оценить каждого ученика с
психологической точки зрения и выработать правильную тактику воспитательной
работы с классом.

Воспитательные цели классного часа

Классные часы имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих
условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа — дать школьникам знания об
окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить
принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных
ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т.
д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся
нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к
общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно
стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание
здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для
социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Классный час. Формы проведения классных часов

Существует большое разнообразие форм, которые классный
руководитель может использовать для организации общения на классных часах.
Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учащимися;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

При подготовке классного часа необходимо четко
следовать методике организации и проведения классного часа.

1.Определение темы и задач классного часа .

2.Определение времени и места проведения классного часа.

3.Определение ключевых моментов классного часа и разработка
плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий
материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план
(сценарий) проведения классного часа)

4.Определение участников подготовки и проведения классного часа
(дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если
это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия
педагогов или родителей)

5.Анализ его результативности.

Советы по организации классного часа:

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия
материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать
интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать
музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Наиболее распространены следующие формы проведения
классных часов:

1) час общения ;

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс
делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных
позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение
различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою
точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится
на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени
обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы,
сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует
общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде,
делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается
проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить,
проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему,
прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются
важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность,
здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре,
традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы
после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять
интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются
обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о
выполнении данных поручений);

8)  час общения (такая форма
предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в
классе проблем посредством их обсуждения; учит

школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не
бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и
ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что
способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать
возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно
организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают
воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников
правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через
проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников
серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с
информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14)круглый
стол
— форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов,
когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение
чего-либо с равными правами участников.

15)гостиная — одна из
форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные,
литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными
людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках,
писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в
исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

16)  лекторий — это продуманный и распланированный
на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике.
Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и
планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя
выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей,
подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие.
Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны,
актуальными задачами воспитания учащихся. Тематика лекций составляется обычно
на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения
ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы
лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они
имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются
соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам
лектор

17)конкурсные
программы
— это соревнования в каком-либо виде человеческой
деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию
человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный
педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая
себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют:

• сформировать адекватную самооценку;

• развить волевые качества;

• воспитать эстетический вкус;

• самоопределиться в мире увлечений и профессий.

18)викторина — вид игры, заключающийся в ответах на
устные или письменные вопросы из различных областей знания.

19) симпозиум, форум симпозиума (нескольким
ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой
темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей
группой);

20) семинар (класс работает над
исследованием темы под руководством эксперта);

21) комиссия, форум комиссии (несколько
ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении
этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение
услышанной информации всеми учениками);

22) мастер-классы (ученики делятся на
группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах
обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания
различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной
темы, работы, практики и оценки);

23) рабочие группы (все ученики класса
делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они
должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению
друг с другом);

24) театральные постановки (развивают
творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

25) игры, подобные телевизионным шоу, таким как
«КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т.
п. 
(в интересной для учащихся форме преподносится познавательный
материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

26)смотр
— публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной
деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой
достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба —
как для участников, так и для руководителей творческих коллективов.

27)презентация
— представление общественности чего-то нового с определенными целями. Презентации
бывают следующих видов:

1. Презентация проекта. 2. Презентация объема и
содержания выполненных работ (отчет). 3. Презентация плана будущих работ.

27)турнир
— это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре
пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу
слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой
группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против
второго по силе из второй и т. д.

28)праздник
— это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы
проведения праздника весьма разнообразны — от детского утренника до массового
шествия.

29)фестиваль — массовое
празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного
художественного творчества.

30)выставки посвящаются результатам
детского творчества в области труда, изобразительной деятельности,
краеведческих и туристических походов.

31)ролевая игра — игра развлекательного
назначения, вид драматического представления, участники которого действуют в
рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней
логикой среды действия. Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой
игры, предполагает выполнение еще двух требований:

32)интеллектуальная игра
индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения
продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности
учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и
учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования
понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа,
синтеза и т. п.).

33)Экскурсия — форма организации
обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных
предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть
использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения
новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На
экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов
почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для
объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве
с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и
таких предметов, как география и история. Экскурсии способствуют расширению
кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

.

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Выбрать материалы

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Автор: Куулар Сайзана Станиславовна

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА

Методика организации классного часа прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.

Классному руководителю необходимо:

§  опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;

§  определить цель и задачи всей воспитательной деятельности в классе;

§  попытаться систематизировать воспитательный процесс в классе, спланировать основные формы;

§  темы, содержание  классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед), традиций школы;

§  составить (или обсудить) совместно с учащимися и родителями тематику классных часов на новый учебный год или при наличии в школе календарно-тематического планирования уточнить формы проведения и содержание;

§  продумать организацию подготовки и проведения классных часов: определить творческие группы учащихся по желанию и возможностям, привлечь родителей, педагогов, узких специалистов, сотрудников школы и внешкольных учреждений.

Технологические аспекты организации классного часа:

Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:

§  определение (уточнение) темы классного часа, формулировка его цели;

§  определение формы проведения;

§  отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся – особенности класса и уровень их развития, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

§  составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение школьников к активному участию в подготовке классного часа — как можно больше участников);

§  использование разнообразных форм и методов, повышающих интерес к данной теме;

§  подбор наглядных пособий, музыкального и другого оформления, создание благоприятной обстановки;

§  определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, учащихся других классов, учителей, специалистов по обсуждаемой теме и т.д.;

§  определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;

§  распределение заданий между творческими группами учащихся и отдельными участниками;

§  выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей;

§  проведение классного часа;

§  анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою учащихся. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д

 Структура плана классного часа

Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.

§  Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

§  Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.

§  В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.

Советы по организации классного часа:

1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.

2. Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.

4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.

5. Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.

7. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе на организационном классном собрании и определить творческие группы по подготовке и организации.

8. Дать право учащимся участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который им чем-то более интересен.

9. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения.

10. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

11. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения.

12. Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. 

            Итак, классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь параллелепипеда с векторами
  • Как составить калькуляцию нормативной себестоимости
  • Как мультиметром найти обрыв провода в удлинителе
  • Как найти работу композитором
  • Как найти удаленные фото на андроиде редми