Не раз можно слышать от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.
Как же начать писать сочинение?
Во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый привлекательный, «удобный» для себя вопрос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и ответить на него — это и будет основной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, которые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не забывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно.
Вступление может содержать:
• ответы на поставленные тематические вопросы;
• личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть
предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел
донести до читателя автор в произведении…»);
• факты биографического характера об авторе или о
характерном историческом периоде, если такие сведения важны для смысла и
анализа текста;
• сформулированное понимание темы судьбы или образа героя,
если данная цель отражена в названии работы.
В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления:
1. Историческое вступление
уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику.
Исторические вступление возможно, если:
- сочинение будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета
- вы сосредоточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим (так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона, а говоря о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях, всей страны в ХХ веке, формирующей характер не только одного человека).
2. Аналитическое вступление
уместно тогда, когда в
формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философские,
нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в
художественной литературе», «образ маленького человека в произведениях русских
писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д.
В аналитическом вступлении к сочинению можно:
- говорить об эволюции образов (дороги, маленького человека и т. д.),
- давать объяснение понятиям,
- приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.
3. Биографическое вступление
Если вы хорошо ориентируетесь в
биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и другие подробности,
то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя
каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или
произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например,
и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая
в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захотите коснуться
творчества, например, уже упомянутых поэтов, это будет уместно.
В биографическом вступлении возможно:
- обращение к фактам из биографии писателя,
имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме; - характеристика ближайшего окружения писателя;
- рассказ об истории создания литературного
произведения; - рассмотрение эволюции взглядов художника.
4. Сравнительное вступление
хорошо использовать, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.
5. Вступление — характеристика произведения.
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалива в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”», «Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»), то логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Однако подобного вида вступление может быть использовано и при написании сочинений на темы сопоставительного характера.
6. «Лирическое» вступление –
это вступление — своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над …?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, творческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.
7. Философское вступление
осмысляет какое-либо понятие как философскую категорию, т.е. предельно обобщенно, и необходимо тогда, когда следует раскрыть такие философские понятия, как свобода, необходимость, справедливость, гуманизм, личность, человеческое «я» и др.
8. Во вступлении — перекличке с современностью
ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злободневной и в наши дни, что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняшним днём?
9. Традиционное вступление
состоит из нескольких элементов:
ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни
человека, главного вопроса темы.
Традиционное вступление
состоит из нескольких элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для
объяснения понятий в жизни человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Если изложенные выше типы вступления можно условно назвать типами вступления по содержанию, то ниже приведем типы вступления по форме.
- Академический стиль вступления используется, когда вы говорите от 3-го лица, не стараетесь ярко показать свою индивидуальность: «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…» и т.д.
- Вступление от «я» используется, когда пишущий сразу хочет выразить свою индивидуальность, акцентировать внимание на своей точке зрения: «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
- «Киношный» стиль вступления обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
- Дневниковый стиль, как правило, сразу погружает нас во внутренние переживания героев и самого пишущего, для него характерна особая исповедальность, интимность. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
- Цитатное введение сразу начинается с цитаты, в которой заключена концептуально важная для пишущего информация. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».
Приведём несколько речевых приемов, которые помогут вам написать хорошее вступление.
- Приём «риторические вопросы».
«Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …» .
«Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися….»
«Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой проблемы несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении… »
«Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду…»
«Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …» .
- Приём «Ниточка».
Нужно начать с цитаты, в которой заключена главная мысль
текста. «(Высказывание)», — так начинается статья … . Уже в первом
предложении чётко выражена главная тема текста. О … много говорили и писали.
Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … .
(Определить проблему в виде вопроса.)
«…», — писал известный …. В этих словах звучит … .
Действительно, …
- Приём «Ключевое слово» требует:
определить тему текста;
выделить ключевое понятие;
раскрыть смысл этого понятия.
Отчаяние – это такое душевное состояние человека… Доброта
– одно из самых важных человеческих качеств… и т.д.
- Приём «Аллегория».
Нужно
проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным
примером.
«Каждому из
нас приходилось сталкиваться (слышать, видеть), как…»
«Представьте,
что вам посчастливилось (довелось услышать, увидеть)…»
Приведём еще ряд речевых конструкций, которые помогут вам написать хорошее вступление.
- «Всем известно, что … . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …»
- «О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах».
- « Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний».
- «… » – эти вопросы звучат постоянно… . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- «Люди часто размышляют о том, что … » . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
- «Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …)». «Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: … » .
- «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль произведений (указать автора цитаты)… .
- «Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы…»
- «Если спросить любого из нас …, то, наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…».
Многих интересует: можно ли в качестве первого предложения во вступлении повторить вопрос темы или же написать то же вопросительное предложение. Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассуждении предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос. А это удобнее делать после самого вопроса, во избежание логических ошибок. Поэтому рекомендуем сначала дать общее рассуждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый. Но в то же время, конечно же, нигде не может быть чётких указаний на то, что тезис-ответ на вопрос должен быть обязательно в начале сочинения. (Просто в этом случае проще построить логически верный ответ с системой доказательств в сочинении.) Его (тезис) можно заявить и в конце сочинения, подводя итог всему сказанному в виде того самого ответа-тезиса на вопрос.
А теперь самое время привести несколько примеров традиционных вступлений по предложенным направлениям:
Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Это мудрое высказывание отражает вселенскую истину: тот, кто никогда не питал надежды ни на что, не может разочароваться, отчаяться, впасть в уныние. Никто не станет отрицать, что надежда окрыляет и вдохновляет человека на преодоление препятствий на пути к счастью, но не оправдавшая себя надежда может оказаться губительной для человека. Действительно, состояния крайней безысходности и ожидание благоприятного исхода всегда взаимосвязаны…
В течение долгого времени люди не перестают рассуждать о том, что же такое доброта, как относиться к проявлениям доброты. Многие люди считают, что проявление доброты часто указывает на слабохарактерность человека, стремление угодить окружающим. Добрый человек – простой человек, а простота, как известно, хуже воровства. Но стоит ли расценивать доброту как проявление слабохарактерности и отсутствия силы воли? Разве доброта не может быть проявлением силы человека, переступившего через свою гордыню?
Как говорится, сделай что-нибудь доброе — никто не заметит, а соверши что-то плохое — на всю жизнь запомнят. Когда я впервые прочитала рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор», то долго не могла прийти в себя. Вот так бывает: помогаешь людям всю свою жизнь, а в трудную для тебя минуту никто не приходит к тебе на помощь — все просто пользуются твоей добротой и при этом нисколько это не ценят.
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Говорят, по вере воздастся… Можно перефразировать эти слова так: если ты влюблён, неважно, в кого или во что, то и мир вокруг тебя становится влюблённым, а значит, дарит тебе только счастливые минуты! Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир совершеннее, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека.
Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги, развязывать войны, строить города. Это чувство заставляет человека заглянуть внутрь себя, почувствовать свои безграничные возможности, а значит, порой и переродить человека заново, дать возможность ему почувствовать себя сильным и счастливым.
О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведении о любви все действия протекают достаточно напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие. Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько трагизма?
Успехов!
Материал взят из сети интернет
КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).
ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:
- ключевых слов темы (цитаты),
- общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
- главного вопроса темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом
Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.
Тема-вопрос
Например: «Чему человек может научиться у природы?»
Элементы вступления |
Пример |
Ключевые слова темы |
Природа и человек… |
Общие рассуждения о предмете речи |
Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа — мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа — мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). |
Так чему же может научиться человек у природы? |
Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.
Тема-утверждение
Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.
Здесь над подстерегает опасность — задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема — это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.
Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: «Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом — это ответственность перед прошлым и будущим?»
К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: «Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?»
Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
Элементы вступления |
Пример |
Ключевые слова темы |
Война… |
Общие рассуждения о предмете речи |
За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). |
Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям? |
Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.
Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова
Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».
В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.
Элементы вступления |
Пример |
Ключевые слова темы |
Родители и дети… |
Общие рассуждения о предмете речи |
Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). |
Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека? |
ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.
Варианты вступления |
Примеры |
Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме |
Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы. |
Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее? |
|
Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье. |
Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?
Тезис — это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.
КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
- связь тезиса и темы,
- особенности формулировки самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
Тема |
Тезисы |
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» |
Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях. |
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема |
Тезисы |
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему «война» — это самое печальное слово, почему это святое слово?) |
«Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм. |
Тема — номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Тема |
Тезисы |
«Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? |
Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе. |
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА
Формулировка тезиса традиционная
Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
Варианты тезиса |
Примеры |
Прямое выражение главной мысли |
Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков. |
Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.
Варианты тезиса |
Примеры |
Пример из жизни |
Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением. |
Вопросно-ответный ход |
Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей. |
Аналогия (сравнение с миром природы) |
На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути. |
Примечание.
Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.
КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.
КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ
Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
- обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение») (см. «Шаблон итогового сочинения»);
- его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
- промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Элементы аргумента |
Пример |
Обращение к произведению |
Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо». |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) |
Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара. |
Промежуточный вывод в конце аргумента |
Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно. |
МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» (Вести.ru) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.
КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
- Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- Призыв. Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения |
Примеры |
Вывод |
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь. |
Призыв |
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. |
Выражение надежды |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:
- Завершение рассказа о неком случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведен такой рассказ).
- Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
Варианты заключения |
Примеры |
Зарисовка, которая возвращает к вступлению |
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой. |
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи. |
|
Цитата |
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». |
КАК СДЕЛАТЬ СВЯЗКИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СОЧИНЕНИЯ?
Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой. Как же «склеить» части сочинения, чтобы оно не казалось «нарезкой» из нескольких разных кусков?
Для этого в начале каждого абзаца помещаем краткое изложение содержания предыдущего абзаца, после чего следует новая мысль.
Варианты связок |
Примеры |
Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. |
Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Увы, мы часто бываем жестоки и безответственны по отношению к природе. |
Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков. |
|
День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу. |
КАК ПРОВЕРИТЬ СВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА НАЛИЧИЕ ОШИБОК?
Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?
Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:
- Читаем только вступительную и заключительную части.Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
- Читаем вопросы вступительной части и тезисы.Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».
- Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
- Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего.Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».
Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.
- Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да, зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.
- Читаем каждое слово по слогам, как в первом классе. Причем лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на следующий текст: «По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом».Вот так-то. В случае сомнений в правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое. Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба».
Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.
Если недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу» написать «конечно, очень важно беречь родную природу».
Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».
Вступление и заключение к сочинению.
Вы должны учитывать следующие правила создания вступления и заключения в сочинении:
1. Вступление (без плана и эпиграфа) и заключение вместе не должны превышать по объему четверти всего сочинения.
2. Вступление и заключение должны быть связаны друг с другом по смыслу. Обычно во вступлении задается вопрос или ставится проблема, а в заключении даются ответы или показывается, что проблема решения не имеет.
3. Вступление и заключение должны быть связаны по смыслу с основной частью сочинения.
Виды вступлений к сочинению.
1.Репортажное описание. Самый удачный вид вступления. Если удастся ярко описать какую-то картину, ситуацию, проверяющий просто увлечется чтением сочинения и забудет об ошибках. Глаголы должны быть в форме настоящего времени. Используйте побольше назывных предложений. Описывать ситуацию надо так, будто вы видите ее на самом деле и ведете прямой репортаж о происходящем. Луче всего не говорить сразу, что происходит, потомить читателя ожиданием развязки или пояснения.
Пример.
“На обложке книги — две фигуры: солдат в телогрейке, галифе, кирзовых сапогах и шапке-ушанке и мальчонка лет пяти- шести, одетый тоже почти по-военному. Конечно, вы догадались. Это “Судьба человека” Михаила Александровича Шолохова.” (Тема: Судьба военного поколения в рассказах Шолохова.)
“.За окном сгущались сумерки. Неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал, что жизнь не прекращалась.
Вдруг Пушкин явственно услыхал звон колокольчика. Он бросился к окну. Как был в одной рубахе, босиком — распахнул двери, ведущие из сеней на крыльцо дома. Из саней выскочил кто-то в шубе, схватил в охапку, потащил в комнаты. Это был Пущин, навестивший поэта в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года.” (Тема: Дружба в жизни и поэзии Пушкина).
2. А — великий русский писатель. Он оставил многотомные труды, которые до сих пор с наслаждением перечитывает все человечество. Его имя бессмертно. И т.д., и т.п.
Слабое вступление, но и его при случае можно использовать за неимением лучшего.
3. Обыгрывание даты смерти автора. Это удачное начало. Во-первых, смерть — повод подвести итог жизни и творчества, во-вторых, под это дело можно написать слезное начало, а если у проверяющего возникли какие-то эмоции — это хорошо. Но любую дату надо связывать с главной мыслью.
Пример.
“Он возвращался на родину. Позади осталась Европа, впереди русская земля. Гоголь ехал умирать. Колокольчик мерно отсчитывал дорожные ухабы пыльного шляха. Стояло душное лето 1847 года.”
4. Обыгрывание даты рождения автора. Школьники часто начинают свои сочинения с даты рождения автора. Это начало не очень удачно и правомерно только в том случае, если дата не просто названа, а связана с основной частью сочинения (через связь с другими событиями в мире: происшедшим в стране, в семье писателя, с затмениями лун и солнца, полетами комет, рождениями людей и эпох.)
Пример.
“Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетья. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычны для многих его соплеменников. Пушкин значительно обогатил свое время.”
5. Обыгрывание даты написания произведения. Во вступлении такого вида необходимо показать, какие события жизни страны повлияли на автора, как они отразились в произведении.
6. Обыгрывание даты событий произведения. Авторы не всегда пишут о том времени, в котором живут. Пушкин, например, описывал восстание Пугачева, Толстой войну начала века. Во вступлении такого вида важно дать объяснение, почему автор начал описывать именно те исторические события.
7. Отталкивание от цитаты. Сочинение начинается с эпиграфа или цитаты в первом абзаце. Далее идет фраза типа: “я не случайно начал свое сочинение с этих слов” и начинается обсуждение смысла процитированной фраз, потом — плавный переход к основной части сочинения. Такое вступление может получиться очень удачным.
8. Раскрытие основного понятия темы сочинения.
Пример.
“Добро и зло. Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет открываться человек, освещая ему путь к истине.” (Тема: Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.)
9. Произведение “.” — неустаревающее, великое, многогранное, всеми читаемое и т.д. Слабое вступление, но пригодное в случае предательства воображения на экзамене.
10. Основная проблема, которая волновала писателя — это. Некоторые писатели всегда пишут об одном и том же (их тема не меняется) или думают над одними и теми же вопросами (их проблема не меняется). Например, Некрасов всегда писал о народе и думал над тем, как народ спасти от гнета. Во вступлении к сочинению можно показать основную тему или проблему автора для того, чтоб рассмотреть конкретное произведение в ряду других произведений этого автора. Если четко выделить проблему и довести ее до философского осмысления, может получиться замечательное вступление.
Пример.
“Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы русского купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир темного царства. Не побоялся показать консервативную силу этого мира.”
“Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви.”
11. Личное восприятие. Проблема, которая взволновала автора сочинения после прочтения и анализа произведения. Высказывание и анализ своих мыслей всегда импонирует проверяющему.
Пример.
“Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Я часто задавал себе эти вопросы, но ответить на них мне было трудно. Я обращаюсь к классике. Пусть она мне поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо мне с раннего детства. Но вот недавно, всего лишь год назад, я прочитал роман “Война и мир”. Это великое произведение заставило меня по-иному посмотреть на вопросы, которые стоят в начале моего сочинения.”
С чего начать вступление к сочинению? Что должно в нем содержаться? Какой должен быть объем и отчего он зависит? Инструкция, план, примеры. Для того, чтобы правильно написать вступление нужно хорошо знать тему (о чем или о ком сочинение). Большинство вступлений школьных сочинений помещается в 3-6 предложений в зависимости от общего объема. Тема может быть о каком-то человеке, природе, любви и т.д. Главное во вступлении — заинтересовать читателей, то есть создать кульминацию. Начать его писать можно с:
Основная задача любого вступления — подвести его к теме сочинения. Во вступлении должно быть:
Примеры вступлений: * * модератор выбрал этот ответ лучшим Ольга Сумина 7 лет назад Сразу оговорю, что сочинения школьники писать не любят и не умеют (по разным причинам). Учителя могут сколько угодно рассуждать о роли творчества писателя в литературоведении (и даже давать такие задания в классе), но факты — есть факты. Сейчас школьное население нуждается действительно в «инструкциях», желательно, покороче и попонятнее. Итак, предположим, у нас задание — написать сочинение на тему «Образ Гринёва в «Капитанской дочке». Как его «приручить»?
«Автор повести А. С. Пушкин рассказывает… (историю Петра Гринёва, которого отправили служить… и т.д.). А потом плавно переходим к самой теме, написав её в виде вопроса: «Каким же нам представляется образ Петра Гринёва?» С таким вступлением справится любой ученик.
«Автор романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о том, как молодые люди, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приехали погостить в дом Кирсановых. Евгений Базаров считался «нигилистом», не признающим никаких правил и авторитетов. И именно поэтому начинаются споры между ним и братом отца Аркадия, Павлом Петровичем. Впоследствии из — за этих споров разворачиваются и другие события, и радостные, и трагичные. Мы видим в романе два поколения: «отцов» и «детей». В чём же трагедия поколения «отцов» в романе? Просто — это не значит плохо. Давайте помнить о том, что для того, чтобы писать красивые сочинения, нужен талант. А у нас — необходимость. Поэтому пусть будет просто и правильно. Jennyfer 7 лет назад Написать вступление к школьному сочинению порой труднее, чем саму работу, поскольку первые строчки на деле оказываются самыми трудными. Иногда целесообразнее оставить вступление на самый конец, и сформулировать эту часть уже после того, как завершена работа. Традиционные темы вступительной части — роль писателя/поэта в литературе, значение произведения для своего времени и потомков, характеристика одного или нескольких персонажей и его оценка для развития литературы в целом. Этот фактический материал содержится в любом справочнике, поэтому его достаточно изучить и переписать своими словами. В более развернутое вступление можно включить сведения об общей исторической ситуации, которая влияла но создание романа, повести или стихотворения. Другим вариантом для вступления является постановка проблемы. К примеру 2 предложения о времени выхода романа «Обломов», его значение для литературной жизни той эпохи + вопрос «Почему Илья Обломов превратился в такого персонажа в конце книги?». Zolotynka 7 лет назад Вступление, как правило, выполняет две задачи: во-первых, даёт краткую предысторию темы, а, во-вторых, описывает суть проблемы. Рассмотрим, например, вступление к сочинению на тему «Двойники» Раскольникова в романе Достоевского » Преступление и наказание» (взято из списка сочинений ЕГЭ 2016). Я бы начала с краткого обзора творчества Достоевского, в котором проблема раздвоения личности — одна из самых сложных. Постоянная внутренняя борьба героя, шатание из стороны в сторону (от света в тьму и обратно) оттеняется другими персонажами, как бы персонифицирующими светлые и темные стороны души Раскольникова. Во второй части вступления я бы перечислила тех, кто, на мой взгляд, является двойниками Раскольникова и дала им краткую характеристику. В основной части сочинения стоит попытаться разобраться, почему при наличии критически важных общих черт, у этих героев кардинально разные судьбы. Владислав1967 8 лет назад Не бывает вступления к абстрактному сочинению. Вступление зависит от типа сочинения и его темы. Если, к примеру, речь идёт о сравнительной характеристике двух героев, то Вы указываете на них, говорите, какую роль они играют в произведении автора и зачем нужно их сравнивать, что это даёт для понимания всего текста. И так далее, какая тема, такое и вступление. Объём его зависит от объёма всей работы. Оно может быть и с тетрадную страницу, если объём всей работы, к примеру, 9 страниц. Татьяна Нег 8 лет назад Вступление в сочинении по литературе может быть разное. В нем можно написать историю создания произведения, какие-то сведения из жизни автора, связанные с поднимаемой в произведении проблеме. Можно написать о том, какой вопрос волнует автора, что происходило в стране, когда он писал произведение. Можно написать о нашей жизни (если поднимаемая автором проблема сейчас актуальна). То есть разновидностей вступления много, надо выбрать то, что подойдет вашей теме. Leather-Radish 7 лет назад Вступоение к сочинению нужно начинать либо с описания проблемы, либо околопроблемного рассуждения. Напрмер, тема сочинения эколоия. Можно начать с описания проблем в мире экологии, затем плавно начать приближать внимание читателя к произведению, в котором затрагивается эта тема. Или начать с места человека на планете, как он должен заботиться о природе и как его усилия отражаются на природе. virrit 8 лет назад Если вам трудно написать вступление к сочинению на литературную тему, есть беспроигрышный вариант. Во вступлении можно ответить на вопросы: Автор, его роль в литературе. Произведение, его основная характеристика. Как помогает раскрыть эту характеристику тема сочинения. В сочинении вступление должно занимать около одной страницы. Поэтому написать такое вступление не так просто. Обычно во вступлении следует коротко указать тему предстоящего сочинения, показать ее актуальность, открыть какие-то основные мысли. Из своей школьной программы помню сочинение на тему «Русские богатыри». Во вступлении сейчас я бы написал о том, как важны были богатыри в те нелегкие времена, как важны были их подвиги, какие они выполняли важные задания. Марлена 7 лет назад Обычно когда пишут сочинения по литературе, то в вступлениях пишут про писателя, немного биографии, как он пришел к написанию своего рассказа. Это если вы пишите сочинение про какое-либо произведение. А если нет, то можно расписать в общих чертах тему или проблему, про которую вы собираетесь писать. Знаете ответ? |
- 13.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.
Информация актуальна для 2022-2023 года!
- Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, литература, аргументы
Вступления бывают:
- Историческое
- Биографическое
- Аналитическое
- Цитатное
- Личностное
А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
- План и структура итогового сочинения
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
- Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
- Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
— Типичные ошибки в итоговом сочинении
— Готовые клише для итогового
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.