Как составить высказывание в соответствии с рисунком

Конспект урока русского языка в 1 классе

Дидух
Ольга Валерьевна

Дата
урока:
27.04.2022

Тема урока: «Работа с
текстом: составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок»

Цель
урока:
создание условий для  развития
умения восстанавливать текст из деформированных предложений: определять последовательность повествования с опорой на
рисунок, составлять текст из предложений,
 оформлять 
тексты на письме.

Тип урока: Урок
изучения  нового материала

Планируемые
результаты

Предметные

отличать
отдельные предложения от текста;

восстанавливать
текст из деформированных предложений;

устанавливать
последовательность предложений в тексте с опорой на  рисунок;

оформлять
на письме предложения текста в соответствии с их смысловой и интонационной
законченностью, списывать с печатного текста.

Личностные
УУД:

формировать
интерес (мотивацию) к обучению;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности
; осуществлять самоконтроль при выполнении
работ.

Познавательные
УУД:

отвечать
на простые вопросы учителя;

формировать
умение осознанного построения речевого высказывания в устной форме;

формирование
умения устанавливать причинно-следственные связи;

развивать
умения извлекать информацию, используя  иллюстрации к текстам;

на
основе анализа  делать выводы;

обобщать
и классифицировать по признакам

Коммуникативные
УУД:

формировать
умение слушать и понимать других;

формировать
умение оформлять свои мысли в устной форме;

строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формировать
умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

умение
работать в паре, группах.

Регулятивные
УУД:

формировать умение организовывать своё рабочее место;

прогнозировать
предстоящую работу (составлять план);

определять цель выполнения заданий на уроке; осуществлять
познавательную и личностную рефлексию;

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей; осуществлять
контроль
(самоконтроль, взаимоконтроль)

Формы
работы:
 фронтальная,
в парах, групповая

Оборудование: раздаточный материал: карточки для парной (групповой)
работы,  листы-оценивания; презентация

Интерактивное оборудование: интерактивная доска, проектор,  документ — камера.

Ход урока

1.     
Мотивация учащихся к учебной деятельности

Я знаю, что вы любите
раскрывать секреты, сегодня  мы откроем для себя секреты урока русского языка и
начнем его с одного  высказывания. Составим его сообща.

Продолжите фразу (запись высказываний дана на интерактивной доске, справа часть закрыта
часть шторкой)

Чтобы верить в
свои силы, я буду:

Говорить:  (я научусь, я смогу, у меня все получиться…)

Ставить цель: от малой к большой

Действовать: (уверенно, спокойно..)

Отмечать свои успехи

Почему
сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

В течение урока каждый
из вас будет оценивать свою работу и отмечать в листе оценивания. С критериями
оценивания вы уже  знакомы.

Ребята, к  нам за
помощью обратились  ученики лесной школы, они не могут справиться с  заданиями,
поможем им? 

Кто они, мы узнаем в
конце урока, когда выполним все задания, после выполнения каждого задания, мы получаем 
часть изображения, а    собрав все части узнаем их .

Вы
готовы к работе?

Запишите число, классная
работа.

(Обратить
внимание на посадку)

2.     
Актуализация знаний (подготовка к восприятию)

Ребята,
посмотрите на запись. (запись букв на интерактивной доске, выбирая нужную
буквы, дети перемещают ее в правую сторону)

АУРЕ

ЭЕОУ

ШНХЧ

ОЬНТ

Найдите
и назовите в первой строчке букву, которая обозначает согласный звук. Докажите

Назовите
из второй строчки букву, которая может обозначать два звука. Докажите

Найдите
на третьей строчке букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук.
Докажите

На
четвёртой строчке найдите букву, которая не даёт звука. Докажите

Что
получилось?

Назовите
слово.

Что
можете сказать об этом слове ? (Речь – это то, что мы говорим и слышим, читаем
и пишем. Речь бывает устная и письменная, нужна
для общения;  в слове 1 слог, 4 буквы, 3 звука )

С
1 заданием справились, получаем 1 часть картинки ( на ИД)

Работа в парах.
(Карточки)

Вспомните правила
работы в паре. (Правила работы на слайде ИД)

Задание:

Ученики лесной
школы составили схему на тему «Наша речь», но допустили ошибки.

Какая запись в
ней  лишняя?  Зачерните ее.

Какая запись
лишняя? Докажите.

Проверка по эталону.
(Эталон на ИД)

Отметь свои успехи  в листе оценивания свою работу

Со
2 заданием справились ( 2  часть картинки появляется на ИД)

Задание 3

Что же такое
предложение? Работа в парах.  (Карточки)

Соединить   стрелками
части предложения так, чтобы высказывания  стали верными. (на ИД)

Проверка по эталону.
(Эталон на ИД)

Отметь свои успехи  в листе оценивания свою работу

С
3 заданием справились ( 3  часть картинки появляется на ИД)

Задание 4

Индивидуальная работа на
карточках.

Разделите запись
на предложения.

 КОШКА ПЬЕТ МОЛОКО
УЧЕНИК СИДИТ ЗА ПАРТОЙ

Проверка по
образцу-эталону, используя документ-камеру. (Правильно выполненная работа
учащихся )

С какой буквы мы
начинаем писать предложение?

Что мы ставим в
конце предложения?

Из чего состоит предложение? Предложение –это
одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающее законченную мысль.

Не забудьте
отмечать свои успехи
 в листе оценивания свою работу в
соответствии с критериями

Выпишите в
тетрадь только словарные слова, поработайте с ними. Выделите орфограммы

 Взаимопроверка

С
 заданием справились ( 4  часть картинки появляется на ИД)

3.      Постановка целей и задач урока. 

Создание
проблемной ситуации.

Для того чтобы определить тему нашего урока,  прочитайте записи. (на ИД)

1 запись.

Светит весеннее солнышко.

На деревьях поют птицы.

По дорожкам весело бегут
ручьи.

2 запись.  (из учебника упр. 10, стр.91)

1. Была осень.

2. В полдень кто-то постучал.

3. Кузьма лежал в постели больной.

4. За окном лил дождь.

5. Мальчишки сняли пальто и прошли в комнату.

6. Это пришли друзья.

7. Кузьма был рад.

Что заметили?

Сравните записи.

Что общего? Чем они
отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Обоснуйте свой ответ.

Итак, давайте обсудим,
ваши варианты.

Первая запись – это текст.
Все предложения в нём связаны по смыслу. У предложений есть одна общая тема —
«весна». К этому тексту можно подобрать заголовок «Наступила весна»

Вторая запись — это группа
предложений. Обоснуйте свой ответ (в тексте
предложения должны быть связаны между собой по смыслу).

А как вы думаете, эти
предложения можно связать между собой так, чтобы получился текст. Рассмотрите
рисунок.

Чем ещё отличается текст
от группы предложений? (Текст можно озаглавить.)

Что для этого надо
сделать ? (Расположить предложения в определённом порядке, переставить
местами.)

 Сформулируйте тему нашего урока. «Работа с текстом: составление текста в определенной  последовательности
предложений с опорой на рисунок»

Какие цели вы себе поставите?

На ИД:

Узнать.. (как
называются такие предложения)
научиться..
(составлять текст с опорой на рисунок, располагать
предложения в определенной последовательности)

Составим 
план  урока. Пункты плана перепутаны. Необходимо расставить их в нужном
порядке. (На ИД)

План
урока:

1.     
Составить
алгоритм работы с деформированным текстом.

2.      Узнать, какие предложения в русском языке называются деформированными.

3.      Повторить знания о предложениях и о тексте

4.      Составить текст, располагая предложения в определенной
последовательности

(План
урока:

1.      Повторить знания о предложениях и о тексте

2.      Узнать, какие предложения в русском языке называются деформированными.

3.     
Составить
алгоритм работы с деформированным текстом.

4.      Составить текст, располагая предложения в определенной
последовательности)

Отметим
1 пункт плана, который уже выполнили.

С
заданием справились ( 5 часть картинки появляется на ИД)

Интерактивная
динамическая  пауза

4.      Восприятие

Вернемся ко записи 2 ,
поработаем с ней (запись упр. на карточке)

1. Была осень.

2. В полдень кто-то постучал.

3. Кузьма лежал в постели больной.

4. За окном лил дождь.

5. Мальчишки сняли пальто и прошли в комнату.

6. Это пришли друзья.

7. Кузьма был рад.

Для
того, чтобы составить текст, давайте вспомним,
что такое текст?
(Текст
состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу)
 

Это текст? (Нет,
предложения расположены не по порядку.) В данном случае смысловая связь
нарушена.

Такие предложения в русском языке называются деформированными.

Как вы понимаете слово деформированный? (В словаре Ожегова:  искаженный, неправильный)

Отметим
2 пункт плана, который уже выполнили.

С
 заданием справились ( 5  часть картинки появляется на ИД)

Продолжим работу.

О ком говорится в
этих предложениях?
(О
Кузьме, о его друзьях.)

Какое доброе дело
совершили дети?

А вам приходилось когда-нибудь совершать хорошие поступки?

Чтобы это исправить, как вы думаете, что мы
можем сделать?  (нужно изменить порядок предложений)

Всё верно, кто
попробует расставить предложения в правильном порядке? (попытки детей)

Давайте расположим
предложения по порядку, чтобы у нас получился текст.
Рассмотрите
рисунок ещё раз.

1. С
чего все началось?

2. Что
происходило осенью?

3. Что
случилось с мальчиком Кузьмой?

4. Что
случилось однажды в полдень?

5. 
Кто это пришел?

6. Как
повели себя мальчики?

7.
Какое настроение стало у Кузьмы.

Какой заголовок мы можем придумать к этому тексту? «Кузьма и его
друзья», «Друзья».

Расположите эти
предложения по порядку так, чтобы получился текст. Предложения в тексте должны
быть расположены в определённом порядке.  Запишите в тетрадь.

Проверка
по образцу-эталону, используя документ-камеру. (Правильно выполненная работа
учащихся )

 А теперь давайте прочитаем наш текст:

Друзья

 Была осень. За окном лили дождь. Кузьма лежал в постели больной.
В полдень кто-то постучал в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и
прошли в комнату. Кузьма был рад.

5.      Осмысление
(первичное закрепление)

 С чего начнём работу над составлением
текста?

В процессе
 работы получился алгоритм работы над деформированным текстом. (На ИД)

Алгоритм
работы с деформированным текстом.

1.       Прочитай
предложения.

2.       Подумай,
какое предложение надо написать первым.

3.       Установи
последовательность событий.

4.       Запиши
предложения.

5.       Проверь,
правильно ли ты списал.

Отметим
3 пункт плана, который уже выполнили.

С
 заданием справились ( 6  часть картинки появляется на ИД)

Не забудьте отмечать
свои успехи
 в листе оценивания
свою работу в соответствии с критериями

Физкультминутка.

6.      Закрепление.

Работа
с текстом ( работа в группах)

Детям выдаются
карточки с деформированным текстом.

1 группа

    Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрами
последовательность предложений в тексте.

2 группа

Прочитайте. Составьте
из предложений текст. Укажите цифрами последовательность предложений в тексте.

Какое заглавие больше подходит к тексту? («Обед пропал!», «Умный дрозд»,
«Васька»

_________________________________________________________

3  группа

Прочитайте. Составьте из
предложений текст. Укажите цифрами последовательность предложений в тексте.

                                                            
Друзья

4 группа

    Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрами
последовательность предложений в тексте. Подберите заглавие к тексту

__________________________________________________

5 группа

Прочитайте. Составьте из
предложений текст. Укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
Подберите заглавие к тексту Какое заглавие больше подходит к тексту? (
«Друзья»,
«Митя и друзья»

__________________________________________________

 

6 группа

Прочитайте. Составьте из
предложений текст. Укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
Подберите заглавие к тексту

        __________________________________________________

Отметим
4 пункт плана, который уже выполнили.

Проверка
по эталону, используя документ-камеру.

С
 заданием справились ( 7  часть картинки появляется на ИД)

Не забудьте отмечать
свои успехи
 в листе оценивания
свою работу в соответствии с критериями

7.         Подведение
итогов урока

Ребята посмотрите на план и скажите, все ли нам удалось узнать?  

Какие секреты
урока открыли?

Над чем мы сегодня
работали на уроке?

Что нового вы
узнали? 

(Научились
работать с деформированным текстом, подбирать заглавие.

Составили алгоритм
работы над деформированным текстом)

Рефлексия учебной деятельности.(Организация
обобщающей беседы по теме, проведение  рефлексии учебных действий: обучающиеся
осуществляют
самооценку собственной учебой деятельности, соотносят цель и результаты
)

«Я
понял материал урока и справлюсь со всеми заданиями».

«Мне
не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь».

«Я
не понял материал, не мог выполнить задания, мне срочно требуется помощь»

Со
всеми  заданиями мы справились (вся картинка появляется на ИД)

Кто
из учеников лесной школы к нам обращался за помощью?

Смогли мы им помочь?

Я уверена, что вы
всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые
поступки, делать добрые дела.

За помощь ученики
лесной школы  каждому из вас  отправили наклейки с изображением зверят. 

Помните, что без
добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это
воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

Обследование связной речи

Обследование связной речи

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий. При показе каждой картинки задается вопрос-инструкция:

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий. При показе каждой картинки задается вопрос-инструкция: скажи, что здесь нарисовано? Если фразовый ответ отсутствует, задается второй вопрос: что делает? Оценка. 5 б. -если фраза грамматически правильно построена, адекватна по смыслу содержания картинки, полно и точно отображает ее содержание. 4 б. -адекватная по смыслу фраза недостаточно информативна; отмечаются ошибки в употреблении словоформ; нарушена связь слов в предложении; нарушен нормативный порядок слов; длинная пауза с поиском нужного слова. 3 б. -сочетание указанных выше недостатков информативности и лексикограмматического структурирования фразы. 2 б. -адекватная фраза-высказывание составлено с помощью дополнительного вопроса; не все варианты задания выполнены. 1 б. -отсутствует адекватный фразовый ответ с помощью дополнительного вопроса; составление фразы подменяется перечислением изображенных предметов.

Составление фраз-высказываний по 3 -м предметным картинкам. Ребенок называет картинки, затем составляет предложение так,

Составление фраз-высказываний по 3 -м предметным картинкам. Ребенок называет картинки, затем составляет предложение так, чтобы в нем говорилось о всех 3 -х предметах. Если ребенок составляет предложение с учетом только 1 -2 картинок, задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Оценка. 5 б. -фраза составлена с учетом содержания всех картинок, представляет собой достаточно информативное высказывание, адекватное по смыслу. 4 б. -имеются отдельные недочеты. Сама фраза адекватна по смыслу и соответствует вероятной предметной ситуации. 3 б. -фраза составлена на основе содержания только 2 -х картинок, при помощи ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. 2 б. -ребенок не смог составить фразу с использованием 3 -х картинок, несмотря на оказанную помощь. Есть ошибки в языковом оформлении высказывания. 1 б. -ребенок правильно назвал предметы, но не составил фразу.

Пересказ. Текст прочитывается дважды. Перед повторным прочтением дается установка на пересказ. Перед составлением пересказа

Пересказ. Текст прочитывается дважды. Перед повторным прочтением дается установка на пересказ. Перед составлением пересказа необходимо задать 3 -4 вопроса по содержанию текста. Оценка. 4 б. -Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При переск 5 азе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. 3 б. -Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. 2 б. -Используются повторные наводящие вопросы). Связность значительна нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств 1 б. -Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия.

Бабочка. Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая

Бабочка. Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

. Рассказ по серии сюжетных картинок Ребенок должен разложить картинки в нужной последовательности. Оценка.

. Рассказ по серии сюжетных картинок Ребенок должен разложить картинки в нужной последовательности. Оценка. 4 б. -Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии тс грамматическими нормами языка ( с учетом возраста детей). 3 б. -Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз. 2 б. -Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. 1 б. -Рассказ составлен с припме 6 нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку/конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Рассказ из личного опыта. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. Дается план

Рассказ из личного опыта. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. Дается план из нескольких вопросов-заданий. Оценка. 4 б. -Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. 3 б. -Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т. д. ) 2 б. -Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. 1 б. -В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий ( без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Рассказ-описание. Ребенок должен уметь описывать свои игрушки, предметы, графические изображения, основываясь на их зрительном

Рассказ-описание. Ребенок должен уметь описывать свои игрушки, предметы, графические изображения, основываясь на их зрительном восприятии. Оценка. 4 б. -В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается логическая последовательность в описании признаков предметов, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа. Используются различные средства словесной характеристики предмета. 3 б. -Рассказ-описание достаточно информативен , отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем , отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания. 2 б. -Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен – в нем не 6 отражены некоторые (2 -3) существенные признаки предмета. Отмечается: незавуершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. 1 б. -Рассказ составлен с помощью повыторн 6 ых наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств, признаков. Не отмечается логически обусловленной последовательности: простое перечисление отдельных признаков и детали предмета носит неупорядоченный характер. Выявляются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. Ребенку показывается картинка с изображением

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. Ребенку показывается картинка с изображением кульминационного момента сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается незавершенный рассказ и предлагается придумать его продолжение. Оценка. 4 б. -Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. 3 б. -Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности , пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла. 2 б. -Рассказ составлен при использовании повторных наводящих вопросов. Отмечается отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения. Связность изложения нарушена. 1 б. -Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате: — Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» ; — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его.

Составление рассказа на заданную тему. Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов. Предварительно составляется

Составление рассказа на заданную тему. Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов. Предварительно составляется экспозиция рассказа с опорой на картинки.

Обучение составлению предложений по картинкам

в процессе развития связной речи детей с ОНР

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшес-твует подготовительная работа. Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, необходимого для составления различных видов развёр-нутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексичес-кого и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков по-строения предложений различной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом в процессе учебных заня-тий.

Упражнения в составлении предложений по картинкам (предметным, ситуа-ционным и др.) могут проводиться с использованием различных методических приёмов. При обучении детей с ОНР используется следующий вариант методики.

Для упражнений используются ситуационные картинки

двух видов:

  1. Картинки, где можно выделить субъект и выполняемое им действие;
  • Субъект – действие (выраженное непереходным глаголом), например: Самолёт летит.
  • Субъект – действие (предикат, выраженный нерасчленяемой группой сказуемого), например: Дети сажают деревья. Девочка катается на ве-лосипеде.
  • Субъект  – действие – объект (Девочка читает книгу);
  • Субъект – действие – объект – орудие действия (Мальчик забивает гвоздь молотком);
  1. Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и чётко обоз-наченного места действия;
  • Субъект – действие – место действия (орудие, средство действия), на-пример:  Ребята играют в песочнице. Мальчики катаются с горки на лыжах.

При обучении составлению предложений по картинкам используется приём постановки соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Могут быть использованы такие приёмы, как совместное составление предложений двумя-тремя детьми (один из них составляет начало фразы, другие продолжают).

Также  важно  научить  детей  составлять  ответ  на вопрос в виде развернутых фраз. Дети  усваивают  определённый  тип  фразы-ответа, включающего «опорные» содержательные  элементы  вопроса педагога. Вначале дети упражняются в состав-лении  ответов-высказываний, начинающихся  с  повторения последнего слова (или словосочетания)  из  вопроса  педагога. Специальное  внимание  уделяется   форми-рованию и закреплению навыков составления вопросов.

Дидактическая игра » Составляем предложение по картинке»

hello html 10048b07

hello html m34021b52

hello html m49d275ba

hello html 5ac5a78b

hello html m1babeaa9

hello html m32423387

hello html m32fa3aa0

hello html 15cf8545

hello html m79383b92

hello html m9e0dd6a

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

a loader

Номер материала: ДБ-331314

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации питания в школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

placeholder

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

placeholder

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

placeholder

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке

93a2b651c7b9267ed65ab12a4461575c

Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.

Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?

1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.

2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.

3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).

e6c480e3f1d64f1fe94a302535c7f759

Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.

4e4debdb414395b06b59c279860d3c37

Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.

После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:

b452d2291059ec68c3f410077466614b

Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.

1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.

2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).

3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.

Примеры составления предложений (к заданию № 2).

Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).

Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.

Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.

Источник

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

igra sostav predlojenie dlya detei e1612343000723

Игра «Составь предложение» для развития речи у дошкольников старшей группы

Дидактическая игра «Составь предложение» помогает детсадовцам получить навыки согласования слов в предложении, воспитывает интерес к грамотному общению. Пособия предназначены для работы педагогов и родителей с детьми старшей группы детсада в области «Речевое развитие». У ребенка совершенствуется грамматический строй речи, важный для дальнейшего успешного обучения в школе.

Цели и задачи

Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

Первый вариант игры – с кубиками

Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.

Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.

Помимо предметных, сделайте следующие кубики:

sostav predlojenie e1612340681112

sostav predlojenie2 e1612340762461

sostav predlojenie3 e1612340848894

Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.

Примеры заданий для дошкольников:

sostav predlojenie po sheme3 e1612342278841

Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:

sostav predlojenie po sheme e1612341719697

sostav predlojenie po sheme2 e1612341858237

Второй вариант игры – с картинками

Игра «Составь предложение из слов» делится на 4 этапа по возрастанию сложности:

Для игры подготовьте ватман с ячейками в ряд для вставления картинок, прикрепите к стене. Вырежьте карточки соответствующего размера с изображениями для формирования предложений.

На первом этапе игры вложите картинки во все ячейки. Попросите игрока, составь предложение по картинкам. К примеру, в ячейках карточки «девочка», «санки», «ехать», «склон холма» – «девочка едет на санках с горки».

predlogenie po kartinkam e1612901250443

predlogenie po kartinkam 2 e1612901430780

Игру можно сделать соревновательной, при правильном ответе давать участнику фишку. Победит тот, кто наберет большее количество фишек.

На втором этапе вставьте в ячейки не все карточки, затаите одну или две. Участники должны догадаться, каких картинок не хватает. К примеру, есть «мальчик» и «каша», но пропущено слово «ест». Если дети затрудняются с ответом, помогайте им направляющими вопросами.

propuschennoe slovo e1612901638787

Третий этап – вариация игры «Закончи предложение». Вставьте в ячейки карточки, изображающие начало предложения. Задача игрока – придумать конец. Каждый игрок предлагает свой вариант завершения, за правильно построенное предложение получает фишку.

zakonchi predlojenie e1612901925456

На четвертом этапе игры нет картинок для помощи, дети пользуются только воображением и ранее полученными знаниями. Задайте тему или слово. Предложите составить предложение из двух, трех, четырех слов. Например, тема «Фрукты» или слово «яблоко». Игроки могут сказать: «Девочка ест яблоко» или «Дедушка срывает яблоко с дерева».

Играя с воспитанниками, педагог должен добиться от них умения формировать разные словоформы, простые и сложные предложения, корректно согласовывать слова и выделять из них вспомогательные. Ребенок должен пойти в школу, умея конструировать сюжетные, логически последовательные предложения, в том числе с однородными членами.

Источник

Дидактическая игра «Составь предложение по схеме» для воспитанников 6–7 лет

6087bcc13e6e1fac7f37aeaf99871c8f надежда трегубова
Дидактическая игра «Составь предложение по схеме» для воспитанников 6–7 лет

Цель: создание благоприятных условий для формирования духовно – нравственного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста, реализующиеся через игровую деятельность с применением регионального компонента.

Задачи:

совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме с использованием картин, содержащих региональный компонент;

закреплять умение использовать разные части речи в соответствии с их значением;

обогащать речь детей прилагательными;

закреплять умение составлять дидактический синквейн;

развивать познавательные процессы: мышление, внимание,

память, способность анализировать, выделять характерные признаки, делать соответствующие выводы;

развивать интерес к речевым играм;

воспитывать культуру речевого общения, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками;

воспитывать умение осуществлять выбор.

Материалы игры: Куб на каждой стороне которого изображены картинки регионального компонента, схемы предложений с различным количеством слов и разные по цели высказывания.

Правила игры: Выбирается схема предложения. Воспитатель бросает куб (можно предложить ребёнку, затем на выпавшую картинку дети совместно с воспитателем составляют предложения.

Ход совместной деятельности:

На мольберте размещено сообщение

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам

полюбоваться картинами нашего родного Башкортостана. Но в картине закралась ошибка.

Дети: Предложение начинается с большой буквы.

Дети высказывают своё мнение. Затем выбирают правильную схему.

Воспитатель: Сколько слов в предложении? Что стоит в конце?

Воспитатель бросает куб и выбирается картинка.

Воспитатель: Нам выпала картинка

detsad 1041696 1611063938

Воспитатель: Составим предложение из двух слов.

Игра может усложняться по количеству слов и цели высказывания.

detsad 1041696 1611064592

Также куб можно использовать для составления дидактического синквейна.

detsad 1041696 1611064232

detsad 60645 1478885153Дидактическая игра «Составь картинку» Игра, как универсальное пособие Сегодня покажу вам, коллеги, как я выходила из положения, когда надо было закрепить какой-то материал,.

detsad 219245 1422798474Дидактическая игра «Составь натюрморт» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по ознакомлению детей старшего возраста с натюрмортом. Вы знаете,что слово натюрморт означает.

detsad 971219 1481882838Дидактическая игра «Составь натюрморт» Методическое пособие Образовательная область: Художественное творчество. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Составь натюрморт» ЧДОУ » Детский сад Колибри».

detsad 184302 1423569824Дидактическая игра «Составь предложение» Цель:Развивать у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь. Форма работы:индивидуальная, парная. Возраст:3-7 лет.

detsad 274804 1453469976Дидактическая игра «Составь слово и прочитай» Дидактическая игра «Составь слово и почитай» Цель: Формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать слова.

detsad 311736 1516211342Дидактическая игра «Составь узор» Цель: Развитие у детей дошкольного возраста творчества, логического, образного мышления. Задачи: 1. Учить детей группировать предметы по.

detsad 708461 1474032576Дидактическая игра «Узнай вид спорта по силуэту-схеме» Спорт-это сила, спорт-это жизнь И без спорта нам не прожить! Это девиз натолкнул меня на создание дидактической игры для работы с малышами.

Источник

Конспект занятия «Составление двухсловных предложений по сюжетным картинкам с учётом количества слов»

5401451112f038a8d88601476033ecc7 Светлана Старкина
Конспект занятия «Составление двухсловных предложений по сюжетным картинкам с учётом количества слов»

Тема: «Составление 2-х словных предложений по сюжетным картинкам с учётом количества слов»

1. Учить составлять простые 2-х словные нераспространённые предложения;

2.Закрепить понятия: слово-предмет, слово-действие;

3. Упражнять в подсчёте слов в предложении;

4. Соотносить предметы с вопросами Кто? Что?

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, мышление, связную речь, мелкую моторику

Оборудование: сюжетные картинки, прямоугольники жёлтого и коричневого цвета.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто назовёт слово, обозначающее живой (неживой) предмет.

2. Повторение материала.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы мы обозначаем жёлтой карточкой.

3. Усвоение слов, обозначающих действия.

Даётся задание одному ребёнку для выполнения действий. Дети называют, что он делает.

— Вы мне назвали много слов. А теперь я вам назову слова, а вы скажете, сколько их. (Прыгает, бегает). Какое первое? Какое второе? Ко всем этим словам мы можем поставить вопрос «Что делает?».

А теперь я вам назову слова, а вы зададите к ним вопрос (варит, шьёт, готовит и др.). Все эти слова мы можем заменить карточкой коричневого цвета.

4. Работа с картинками.

— Рассмотрите картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?».

5. Работа с предложениями.

— Сколько слов я назвала?

-Какое первое слово?

Чтобы вы не забыли, вместо слов поставим карточки.

Повторите эти слова.

Карточку какого цвета мы положим?

-Что делает девочка?

Карточку какого цвета мы положим?

6. Динамическая пауза.

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем.

Один ребёнок показывает действие, другой задаёт вопрос и отвечает.

7. Выкладывание схемы предложения.

— Сколько слов?

Какое первое слов?

Как мы спросим про каждое слово?

Вместо этих слов, какого цвета карточки мы положим?

8. Придумать предложения по схеме.

На доске схема предложения из двух слов. Детям даётся задание придумать предложение по схеме. Провести анализ предложений.

9. Составить предложения по сюжетным картинкам.

На столах у детей сюжетные картинки. Детям даётся задание придумать предложение из двух слов по картинке. Провести анализ предложения.

Какие слова обозначаются карточками жёлтого и коричневого цвета?

Вспомните, какие это слова?

Какие вопросы мы задаём к ним?

Какое предложение вы придумали сами?

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе 5 «А» На тему: составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Воспитатель: Белоусова.

Конспект занятия по обучению грамоте «Составление предложений с помощью моделирования» Конспект занятия по обучению грамоте «Составление предложений с помощью моделирования» Программные задачи: Образовательные: учить произносить.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов по картинкам» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательных рассказов по картинкам. Программное содержание. Учить описывать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление сказки по картинкам В. Г. Сутеева» Воспитатель высшей категории Чубакова Л. П., город Шелехов Иркутской области. Цель: формирование умения составлять сказки по сюжетным картинкам.

Конструкт НОД по речевому развитию «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» Конструкт непосредственной образовательной деятельности по «Речевому развитию» Тема «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам».

detsad 745706 1567864900Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами ТРИЗ в подготовительной группе Составление рассказа по сюжетным картинкам (с элементами ТРИЗ) в подготовительной группе. Цель: Упражнять детей в составлении рассказа.

Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением.

Источник

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Радионов И.

«Низкий»

2 балла

Левочкина Ю.

«Недостаточный»

3 балла

Громышев И.

«Низкий»

2 балла

Кологривовов А.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Черногривов А.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Зуева Н.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Самойлова А.

«Недостаточный»

3 балла

Капленюк И.

«Низкий»

2 балла

Сластухина В.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Воронько Е.

«Низкий»

2 балла

Отмечаются следующие особенности выполнения этих заданий: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий; для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова; пропуски значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования. Отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний — ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушения нормативного порядка слов в предложении. У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества).

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий 3 — 8.

Задание 3.

Уровень выполнения задания.

Пересказ.

«Хороший» (4 балла)

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

«Удовлетворительный» (3 балла)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

«Недостаточный» (2 балла)

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

«Низкий» (1 балл)

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Задание не выполнено

Задание 4.

Уровень выполнения задания

Рассказ по серии сюжетных картинок.

«Хороший» (4 балла)

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

«Недостаточный» (2 балла)

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия

«Низкий» (1 балл)

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Задание не выполнено

Задание5.

Уровень выполнения задания

Рассказ из личного опыта.

«Хороший» (4 балла)

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

«Недостаточный» (2 балла)

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

«Низкий» (1 балл)

Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Задание не выполнено

Задание 6.

Уровень выполнения задания

Рассказ описание.

«Хороший» (4 балла)

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротом, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

«Недостаточный» (2 балла)

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предпржений.

«Низкий» (1 балл)

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения, простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Задание не выполнено

Задания 7, 8.

Уровень выполнения задания

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

«Недостаточный» (2 балла)

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

«Низкий» (1 балл)

Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Задание не выполнено

По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.

Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы.

«Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях.

Радионов И.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

Задание не выполнено

+

Левочкина Ю.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

Задание не выполнено

+

Громышев И.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

Задание не выполнено

Кологривов А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

Задание не выполнено

+

Черногривов А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

Задание не выполнено

+

+

Зуева Н.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

Задание не выполнено

+

Самойлова А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

Задание не выполнено

Капленюк И.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

+

Задание не выполнено

Сластухина В.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

Задание не выполнено

+

Воронько Е.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

«Удовлетворительный» (3 балла)

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

«Низкий» (1 балл)

+

+

+

Задание не выполнено

Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 6 до 10 — недостаточному» и от 1 до 5 — «низкому»).

У детей отмечается отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Связность повествования нарушена из-за пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.

При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи было выявлено, что для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний — нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видовременных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.

В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др. Выявляются характерные особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т.д.

По данным исследований для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального (текстового) материала, недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения, классификации. У значительной части детей с ОНР отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др. Итак, из проведенного нами исследования можно сделать вывод, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти тнвд по вин коду
  • Как найти меньшую диагональ правильного шестиугольника
  • Как найти в survival вертолет
  • Как составить уравнение параболы проходящей через точки
  • Как найти угол между диагоналями шестиугольной призмы