Как составить выступление по исследовательской работе

Рекомендации для
школьников по подготовке к защите исследовательских работ

 1.
Общие рекомендации по подготовке к выступлению

• Хорошо
воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 10–15 минут)
изложение материала с использованием интересных примеров.

• Четкая
логика изложения материала позволяет слушателям лучше понять выступающего.

• В ходе
выступления следует употреблять только понятные термины.

• Следует
помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

• Выступление
выиграет, если в его ходе будет максимально использоваться наглядный материал.


Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.

 2. Техника подготовки к выступлению

• Проведите
предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной
продолжительности.

• Выпишите на
отдельные карточки ту часть содержания работы, которая прозвучит в выступлении,
и разложите их по порядку.

• Заранее
продумайте детали выступления.

• Приготовьте
четкий и красочный наглядный материал.

• Проведите
тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Попросите их задать
вам вопросы.

 3. Техника выступления

• Начните свое
выступление с приветствия.

• Огласите
название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

• Не забывайте
об уважении к слушателям в течение всего выступления, говорите четко и внятно.


Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя — за помощь.

• Старайтесь
понять суть задаваемых вопросов и отвечать на них по существу.

 4.
Примерное содержание выступления при презентации проекта

Уважаемые
______! Вашему вниманию предлагается проект на тему ______.

Работа над
этим проектом актуальна и значима (приводятся
доказательства актуальности и значимости проекта).
 Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора
темы).

Цель данной
работы (приводится
формулировка цели работы)
.

Для ее
достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в соответствии с нашим
планом работы (указываются
задачи)
.

Мы ожидали,
что в результате работы получим следующие результаты (описываются ожидаемые результаты).

Нами были
изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).

В ходе
разработки проекта мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды
работ)
.

Сегодня мы
представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие
характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).

Результаты
работы могут быть использованы (приводятся
виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе
исследовательской работы результаты).

В
заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с
руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.

 5.
Правила оформления презентации

• Рекомендуется
выдерживать презентацию в едином стиле.

• Стиль
отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой
гаммой.

• Заголовки,
размер шрифтов (кегль) и элементы оформления на всех слайдах должны быть
идентичными (эти элементы не должны «прыгать» при переходе слайдов).

• Для создания
однотипных слайдов используйте копирование слайдов.

• Старайтесь
избегать текста 
WordArt,
особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно.


Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.

• Никогда не
помещайте на слайд лишние (неиспользуемые) объекты. Придерживайтесь правила:
«Все, что не должно попасть на слайд, на него попасть не должно».

• Текст,
особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выровнять по
ширине.

• Длинный
текст лучше разместить на нескольких слайдах.

• Не
рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов.

• Следите за
тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его оформлении минимально
возможное количество цветов.

• Старайтесь
избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах.
В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим, а это может привести
к нарушению дизайна слайда или к невозможности прочесть текст.

• При создании
фонов старайтесь избегать стандартных текстур и «растягивания» картинок на весь
слайд, особенно с искажением размеров.

• Осторожно
работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обосновано.

• Старайтесь
избегать стандартных звуков, которые встроены в 
Power Point, чаще всего
они мешают восприятию информации.

• Осторожно
работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не совпадать с настройками
вашего компьютера и видео может «не пойти»

• Имеет смысл
вывести на экран тезисы доклада (выступления, сообщения) и прокомментировать
их.

• Иногда имеет
смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты, чтобы кратко
прокомментировать их.

И обязательно
помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то,
что написано на экране, слушатели и так это увидят.

Журнал
«Практика административной работы в школе»

№ 3,
2012 год

План презентации (защиты) исследовательской работы

Пункты

Варианты

1

Приветствие

«Добрый
день! Уважаемые члены жюри и участники конференции!»

2

Представление

«Меня
зовут______. Я уч-ся ___ класса школы ____»

3

Цель
выступления

«Позвольте
познакомить Вас с исследованиями в области_________»

4

Тема
исследования

«Тема
моей работы: ____________________»

5

Актуальность
исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность
и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых,
__________________,

во-вторых,
___________________» ИЛИ

«Работа
на избранную тему является актуальной  в связи….»

6

Кратко
о поставленной цели исследования и способах ее достижения (о методах
исследования)

«Цель
нашего исследования______________

Основные
задачи исследования __________

Методы
исследования ___________________

7

Краткий
обзор материалов по теме, различные подходы и точки зрения авторов источников

«В
ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников
литературы _____»

8

Кратко
о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В
ходе исследования были получены следующие новые теоретические и (или)
практические результаты:

1.Получены
новые знания след.о характера:_…,

2.Выдвинуты
новые идеи:____,

3.Созданы
новые творения в виде: _______,

4.Определены
новые проблемы (задачи)___»

9

Выводы
по результатам проведенного исследования

«На
основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны
следующее выводы:

10

Кратко
о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаем,
что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

11

Благодарность
людям, которые помогли получить результаты исследования,

благодарность
за внимание к выступлению

Спасибо
за внимание, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы

ИЛИ

«Благодарю
за проявленное внимание к моему выступлению»

12

Дискуссия
по теме доклада

13

Ответы
на вопросы

«Спасибо
(благодарю) за вопрос

Мой
ответ…

Ваш
вопрос понятен (интересен)…

Правильно
ли я понимаю, что задан вопрос…»

14

Благодарность
за интерес во время дискуссии и вопросы по теме исследования

«Благодарю за
интерес и вопросы. Всего доброго.»


Подготовка
исследовательской работы, будь то диплом, магистерская или ВКР аспиранта, – это
большой труд. Не говоря уже о кандидатских и докторских диссертациях. Автор
изучает большое количество материала, пишет от 60 и более страниц текста.
Однако фактически все это слушать никто не будет.

Выпускнику предоставят не
более 15 минут. За это время ему предстоит изложить все, над чем он работал
целый год (а иногда и больше). От правильно построенной речи зависит многое. По
ней комиссия:

  • получит общее
    впечатление о работе;
  • оценит
    основные выводы, которые сделал автор;
  • увидит,
    насколько выпускник умеет выделять главное, расставлять акценты.

Демонстрирует речь к
защите и так называемые soft skills: навыки целеполагания и достижения этих целей,
презентации и аргументации, управления стрессом и межличностного общения.

Поэтому подготовка
выступления иногда даже важнее, чем сама исследовательская работа. Рассмотрим
подробнее, на что нужно обратить внимание выпускнику при подготовке.

Оптимальный объем текста

Прежде чем приступать к
написанию речи, нужно поставить себе четкие рамки. Обычно научный руководитель
или заведующий кафедрой сообщает: «У вас будет 10-15 минут на выступление».
Сколько вложить в них текста, никто не упоминает.

Даже если у вас огромная
работа на несколько сотен страниц, не следует сильно растягивать выступление.

Как утверждает миллиардер Том
Хопкинс, презентация для продажи не может длиться дольше 17 минут. После этого
внимание аудитории начинает рассеиваться. А поскольку вы в некотором смысле
продаете свою работу (в качестве платы вы получите хорошую оценку и желаемую
специальность), разумно последовать его совету.

Планируя объем, автору
следует учесть:

  1. Темп
    собственной речи. Одни за 10 минут с трудом прочитают 5 страниц, а другие –
    уместят все 10. Поэтому предварительно стоит оценить собственную скорость.
  2. Ориентацию на
    людей, а не на себя. Это относится к тем, кто от природы говорит торопливо.
    Слишком быстро произносить речь перед комиссией недопустимо. Неважно, кто
    входит в состав – обычные преподаватели или академики-лауреаты. Они, прежде
    всего, люди. Им нужно понять, о чем вы говорите, чтобы оценить вашу компетентность
    и задать вопросы.
  3. Особенности восприятия
    аудитории. Чем старше состав комиссии, чем медленнее рекомендуется говорить. То
    же самое справедливо, если в составе есть иностранцы.
  4. Количество и
    скорость переключения слайдов. Без визуальной презентации процедуры защиты не
    обходятся уже давно. Соответственно, основной текст периодически будет
    прерываться на фразу

    «Следующий слайд,
    пожалуйста»

    . Далее последует небольшая задержка – количество секунд зависит
    от мощности университетского компьютера.
  5. Естественные
    паузы. Возможно, вам захочется сделать глоток воды в середине выступления или
    просто перевести дыхание. Эти временн

    ы

    е отрезки тоже следует заложить.

С секундомером придется
поупражняться неоднократно. Но лучше это сделать заранее, чем сначала писать
текст, а потом укорачивать его под временные рамки.

Также рекомендуем:

Как студенту сделать хороший доклад на конференции

Как подготовить текст

Объем запланирован. Можно
приступать к его наполнению текстом. Лучше всего начинать с обязательных
компонентов речи для защиты, чтобы не жертвовать ими в конце. В целом структура
выглядит так:

  1. Приветствие.
    Даже если вы здоровались, войдя в аудиторию, сделайте это снова возле
    микрофона.
  2. Представление
    себя. Иногда секретарь заседания сам громко объявляет имя выступающего, но
    иногда и предлагает ему представиться самому. Это нужно уточнить на своей
    кафедре.
  3. Обращение.

    «Уважаемый Председатель, уважаемые члены
    комиссии (или диссертационного совета), уважаемые гости»

    . Последних
    упоминают, если на защите присутствует кто-либо еще: представители предприятий
    города, преподаватели, не входящие в состав комиссии, или ваши однокурсники.
  4. Тема.
    Стандартно она озвучивается в формате

    «Позвольте
    представить вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу / мое
    диссертационное исследование на тему…»

    .
  5. Актуальность
    выбранной темы. Достаточно сформулировать ее в двух-трех предложениях с
    выделением конкретных опор (событий, тенденций, федеральных программ и т.п.).
  6. Цели, задачи,
    объект исследования. Их можно проговорить в точности, как они указаны в работе.
  7. Методологическая
    база. У дипломников этот пункт – короткий, зато придает ценность работе. Для
    диссертантов он обязателен, а потому и более объемный.
  8. Научная
    новизна. Бакалавру достаточно и одного предложения. Претендентам на ученые
    степени предстоит написать больше, ведь это едва ли не ключевой фактор их
    успеха.
  9. Структура
    работы. Здесь нужно назвать общий объем текста, количество глав, единиц
    иллюстративного материала и использованных источников.
  10. Краткое
    содержание и выводы. Об этой части мы поговорим подробно чуть ниже.
  11. Указание на
    то, что цель работы достигнута. Ее нужно озвучить повторно и в паре-тройке
    предложений резюмировать, как именно она достигнута.
  12. Завершение. Обычно
    это стандартная фраза:

    «Мой доклад
    окончен. Благодарю за внимание!»

    . Это своеобразная логическая точка,
    которая не оставляет сомнения: речь действительно подошла к концу, а не
    прервана на полуслове.

Вычеркиваем краткое
содержание и выводы. Все остальное – обязательные стандартные пункты. На самом
деле они у вас уже подготовлены. Найти их можно во введении диплома или
диссертации. Поэтому написать их в первую очередь будет несложно. И только
после этого можно переходить к содержанию работы.

Как пересказать 100 страниц на двух
листах

Именно столько в лучшем
случае останется после написания всех обязательных компонентов. Но комиссии не
нужны детали. Для нее главное – к чему вы в итоге пришли. Принципы

изложения результатов исследования

зависят от его характера.

Ситуация 1. Сугубо теоретическое исследование

Если ваша работа носит
теоретический характер, тогда можно воспользоваться заготовками в виде выводов
к главам. Тогда повествование будет строиться так.


«В первой главе были рассмотрены …

<2-3 предложения>

. Проанализировав источники, мы пришли к
следующим выводам»

. И далее по пунктам перечисляете сделанные выводы.

Точно так же описываете
вторую и (если есть) третью главы.

Завершить рассказ
предстоит общими выводами по всей работе. Перейти к ним можно через следующие
связки:


  1. «Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».

  2. «Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые
    выводы».

  3. «Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы
    по результатам проведенного исследования».

Иными словами, сначала
излагаете промежуточные выводы, потом – окончательные.

Ситуация 2. Аналитико-проектное исследование

Для исследований, имеющих
аналитическую и практическую части, удобнее будет другая структура изложения
результатов. На теоретической части, как правило, авторы не останавливаются.
Допустимо ограничиться фразой:

«Первая
глава посвящена изучению теоретических основ…

<темы>» – и сразу
переходить ко второй.


«Во второй главе был исследован

<объект>

на примере деятельности

<организация>.

Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены

….


Результаты проведенного нами анализа позволили нам
сделать следующие выводы…»

Теперь следует логично
перейти к третьей – проектной – главе. Для этого лучше всего кратко
сформулировать проблему, которая была обнаружена в результате анализа, и
предложить свое решение. Это решение раскроется в выводах по третьей главе.

Подвести общие итоги
можно по аналогичному принципу, что и в теоретическом исследовании.

Ситуация 3. Диссертация

Будущие ученые

решают задачу
составления текста для защиты гораздо раньше. В диссертациях и авторефератах
настолько тщательно прорабатывается введение, что на его основе можно сделать
выступление высокого качества.

В них всегда есть пункт
«Положения, выносимые на защиту». Имея 5-7 таких положений, можно даже не
останавливаться на содержании глав. Диссертант излагает их, после чего
останавливается на:

  • научной
    новизне результатов исследования (что заменяет конечные выводы);
  • теоретической
    и практической значимости;
  • дальнейших
    направлениях исследования выбранной проблемы.

Завершается речь
упоминанием того, где обсуждались и публиковались результаты исследования.

Как выступать: читать по бумажке,
подглядывать или рассказывать наизусть

Нет такого регламента,
который запрещал бы прочитать текст выступления от начала до конца. Но тут
следует учесть следующие моменты:

  1. Члены
    комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своей работы. А это
    даст повод усомниться в том, что писали вы ее самостоятельно.
  2. Публичная
    защита предполагает контакт с аудиторией. Если же не отрывать глаза от бумажки,
    нужного взаимодействия не будет. Слушатели обязательно отвоюют недополученное
    внимание лишними дополнительными вопросами.
  3. Чтение
    сбивает с нужного настроя. Когда начнутся вопросы, вам захочется искать ответы
    на той же бумажке. А их там нет, и это вызовет замешательство.

Если защищающийся работал
над исследованием лично, он точно знает, о чем там речь. А значит, нет риска
забыть что-либо важное.

Рассказ наизусть, на мой взгляд, –
это тоже крайность. На защите диплома я единственная предалась этой крайности,
но никто моего порыва не оценил.

Так что умеренное
подглядывание – это золотая середина. Нужно лишь найти наиболее удобный формат:

  1. Написать
    полный текст и периодически сверяться с ним.
  2. Быстро читать
    по два предложения, поднимать глаза и воспроизводить их, глядя на аудиторию.
    Потом можно снова опустить глаза в листочек и захватить следующие предложения.
    Это будет похоже на естественные движения глаз.
  3. Набросать
    тезисный план и большую часть держать в голове. Листок будет лишь опорой, не
    позволяющей упустить ни одной идеи.

При выборе формата
выступления главное – обеспечить себе психологический комфорт.

Также рекомендуем:

Как студенту сделать отличную презентацию

Нужна ли презентация

Несомненно. О ценности
визуализации сегодня говорят во всех сферах. И для публичной защиты это
особенно актуально. У презентации есть множество достоинств:

  1. Представление
    информации, которую трудно воспринять на слух. Это гарантирует, что вас поймут.
  2. Выделение
    основных мыслей. Это действует эффективнее, чем троекратное устное повторение.
  3. Расставление
    акцентов. Вы привлечете внимание дремлющей аудитории к нужным идеям. Это
    повышает шансы того, что вопросы вам зададут именно по ним.
  4. Отвлечение
    внимания от выступающего. Пока члены комиссии смотрят на экран, можно немного
    успокоиться. Это особенно ценно для тех, кого пугают публичные выступления.
  5. Дополнительные
    подсказки. Если защищающийся решит б

    о

    льшую часть рассказывать по памяти,
    перед глазами у него окажется продуманный план речи.

Как показывает практика,
людям нравятся схемы. Их наличие в работе (даже теоретической) повышает ее
ценность. Графические элементы нужно обязательно вынести на презентацию, чтобы
их увидели все члены комиссии. Даже те, кто работу не видел и краем глаза.

Нужна ли репетиция в аудитории, где
будет проходить защита

Все зависит от ваших
возможностей. Если защищаться планируете в другом городе, приезжать только ради
пяти минут смысла нет. Но если университет находится на соседней улице,
возможностью пренебрегать не стоит. Обратите внимание на:

  1. Техническое
    оснащение. Убедитесь, откроет ли местный компьютер вашу презентацию, не будет
    ли зависать. Оцените, как быстро переключаются слайды.
  2. Экран.
    Запустите свою презентацию и сядьте на место, где разместится комиссия.
    Убедитесь, что цвета и шрифты воспринимаются достаточно четко – так же, как
    смотрелись на домашнем мониторе.
  3. Трибуну.
    Отрепетируйте, как вы разложите на ней бумаги, куда поставите воду, поместите
    указку или пульт переключения слайдов.

А главное – привыкните к
помещению, если попали в него впервые или заходили нечасто. Нейробиологи
подтвердили, что мозговая деятельность эффективнее, если человек находится в
знакомой обстановке.

Как подготовиться к выступлению
психологически

Следуя вышеперечисленным рекомендациям,
вы полностью подготовитесь к защите с точки зрения разума. Но есть еще эмоции,
которые нельзя игнорировать. Защита диплома или диссертации – это всегда
стресс, ведь такое событие ознаменует новую веху в жизни.

Психологи рекомендуют
подготовить себя морально:

  1. Не изматывать
    себя в последний день переживаниями. Можно отвлечься на хобби, которое
    успокаивает нервы. Но ни в коем случае нельзя мучить себя сто первым
    перечитыванием работы полностью.
  2. Разбудить в
    себе внутренний источник мотивации. Нужно не пугать себя тем, что в случае
    провала вам не дадут диплом. Лучше представлять, как счастливо вы заживете,
    когда успешно защититесь.
  3. Порепетировать.
    Роль строгой комиссии могут сыграть не только родственники и друзья, но и
    домашние любимцы. Сегодня рассказали рыбкам, которым все равно, завтра –
    родителям, которые в любом случае на вашей стороне, а послезавтра и перед
    профессурой предстать будет не страшно.
  4. Понаблюдать
    за собой со стороны. Самый просто вариант – это выступление перед зеркалом. Но
    сейчас можно прибегнуть и к высоким технологиям – записать видео и рассмотреть
    свои ошибки, исправляя их раз за разом.

Важно запомнить:
дипломников никто не заваливает. Даже если вы, по словам преподавателей, –
самый проблемный студент. Если вас каким-то образом удержали в вузе до самой
защиты, значит, без документа об образовании уже не отпустят.

Подпортить оценку (например, с
«пятерки» до «четверки») могут. Но эта цифра ни на что в будущем не повлияет.
Так что переживаний она не заслуживает.

Диссертантам сложнее, но
и в этом случае можно найти, чем себя успокоить. Диссертационный совет
беспокоится о своей репутации и откровенно провальную работу к защите не
допустит. Да и на предзащите его члены оценят, есть ли у вас шанс успешно
выступить.

Чек-лист для защищающегося

  1. Убедитесь,
    что вы укладываетесь в отведенное время со своим выступлением.
  2. Проверьте, включает
    ли структура текста все обязательные компоненты.
  3. Подготовьте
    удобную для себя шпаргалку – весь текст или отдельные тезисы.
  4. Скоординируйте
    свой рассказ с презентацией.
  5. Отрепетируйте
    выступление.
  6. Расслабьтесь.

Защита исследовательской работы учащегося школы или студента является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.
В ином варианте смотри: защита исследовательского проекта

Непосредственно защита исследовательской работы представляет собой выступление учащегося (группы учащихся) перед классом и учителем с целью определения уровня его углубленности в исследуемый материал. При выдвижении работы на общешкольный этап выступать придется перед комиссией из нескольких учителей и другими учащимися — авторами своих исследовательских работ, далее защита на городском или районном этапе.

Доклад на защиту исследовательской работы

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы.

План доклада на защиту исследовательской работы (образец)

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).
  3. Обзор и анализ существующих исследований по данной проблеме, их недостатки.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Цель, гипотеза и задачи исследования.
  6. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
  7. Основные положения, выносимые на защиту.
  8. Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.
  9. Анализ достигнутых результатов, из новизна и практическая значимость исследования.
  10. Общее заключение и выводы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала.

Выступление на защите исследовательской работы

Устный доклад является основным видом защиты своей исследовательской деятельности в школе. В тексте защиты должна быть изложена суть исследовательской работы. Речь выступающего должна быть простой и четкой.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, которая была поставлена перед началом работы. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели, плавно перетекающих в вывод. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

Требования к выступлению на защите исследовательской работы

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным. Используйте правила интонации.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и неэмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному. Темп речи должен быть нормальным.

3) Сила голоса — голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте  тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простота изложения. Вне зависимости от того, какая у вас тема исследования, во время защиты своей работы не прибегайте к употреблению специальных терминов, если это совсем не возможно, тогда сведите их к минимуму и приводите их расшифровку.

7) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

8) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

9) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают. Следите за этим, можно потренироваться перед зеркалом дома.

10) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика,  принимать активное участие в обсуждении.

Устное выступление на защите исследовательской работы может сопровождаться презентацией, которую следует подготовить согласно правилам оформления презентации к исследовательской работе.

В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Рекомендации для школьников по подготовке к защите исследовательских работ

 1. Общие рекомендации по подготовке к выступлению

• Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5–7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

• Четкая логика изложения материала позволяет слушателям лучше понять выступающего.

• В ходе выступления следует употреблять только понятные термины.

• Следует помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

• Выступление выиграет, если в его ходе будет максимально использоваться наглядный материал.

• Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.

 2. Техника подготовки к выступлению

• Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

• Заранее продумайте детали выступления.

• Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.

• Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Попросите их задать вам вопросы.

Описание пункта

Вариант клише для ответа

1

Приветствие

«Добрый день!» «Здравствуйте, уважаемые члены жюри, гости и участники конференции»

2

Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)

Меня зовут …… Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города ___

3

Название темы

Представляю Вашему вниманию свой проект «…..»

4

Актуальность темы

«Эту тему я выбрал (а), потому что….»

5

Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения

Цель моего проекта — ………………………… Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3………………………………………………………

6

Кратко о ходе работы над проектом:

В ходе работы над проектом я: 1. Получил (а) новые знания ….. 2. Создал (а) новые творения в виде: ………… 4. Определил (а) новые проблемы (задачи):……

7

Выводы о работе над проектом

Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, … Это произошло потому, что … Я / Мы думаю (ем), что проблема проекта решена, так как … Работа над проектом показала, что … Я / Мы узнал (и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

8

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

Считаю, что данный проект может быть использован: 1………………….. 2………………….. 3……………………

9

Благодарность за внимание к выступлению

Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы

10

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта. Всего доброго.

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 10

  • 11

  • 15

    • 15

    • 17

  • 22



Речь для защиты проектной работы – краткий доклад, составленный по тексту проектной работы, содержащий основные положения работы, а также сделанные в ходе выполнения проекта выводы.

Как подготовить речь к защите проектной работы

Речь к защите проектной работы

Когда подготавливать речь для защиты проектной работы

В связи с тем, что речь является кратким содержанием текста работы, соответственно, подготавливать ее стоит лишь после полного написания проектной работы.

Полная готовность проектной работы не говорит об окончании работы над ней, работа над проектом оканчивается лишь после проверки текста руководителем или куратором, во время проверки в текст проекта могут быть внесены правки, которые отразятся на подготовленной речи, поэтому подготавливать речь стоит только после проверки работы.

Объем речи для защиты проектной работы

Строгих рамок, в которые необходимо уложить текст речи нет, требования разнятся, зависят от указаний конкретного учебного заведения и руководителя (куратора), перед подготовкой речи следует уточнить требования в учебном заведении.

Если требований нет или в них точно не указано, какой объем речи должен быть, можно ориентироваться на следующие положения:

  • 2-4 страницы, оформленные 1,5 интервалом, 14 кеглем, шрифт Times New Roman, поля верхнее и нижнее: 2 см, левое: 1,5 см, правое: 3 см;
  • время чтения текста речи не должно превышать 15 минут (наиболее часто именно столько времени отводится на защиту работы), при этом текст должен читаться внятно, без запинок, чтобы слушающие понимали суть.

Советы по подготовке речи для защиты проектной работы

От правильно подготовленной речи может зависеть итоговая оценка за проектную работу, правильно подготовленная речь поможет защитить проект:

  1. Подготавливать речь только после полной проверки руководителем (куратором) проекта.
  2. Не превышает время, отведенное на выступление – для защиты каждому школьнику (студенту) выделяется определенное время, за которое он должен успеть донести до комиссии и слушателей основные положения проекта.
  3. Нумеруйте страницы речи или скрепляйте их (лучше использовать оба варианта) – во время защиты можно случайно смешать листы выступления, в таком случае на поиски требуемого листа может уйти время, отведенное на защиту.
  4. Следует прочитать речь перед защитой несколько раз – это поможет ориентироваться в тексте подготовленной речи, не читать ее с листа.
  5. Выделяйте основные положения, понятия и выводы – если будет уменьшено время защиты или после выступления будут задаваться вопросы, сделанные в тексте работы пометки, позволят сократить речь или ответить на заданные вопросы.
  6. Если текст защиты сопровождается демонстрацией слайдов, следует указать, в каком именно месте переключать слайды, это позволит не отвлекаться на саму презентацию и синхронизировать ее с текстом речи.
  7. Не повторяйте полностью текст в речи и на презентации – речь должна дополнять информацию на слайдах, а презентация отражать текст речи наглядно.
  8. Оформление текста речи должно быть удобным для чтения, мелкий шрифт тяжело читать.

Структура речи для защиты проектной работы

При подготовке речи к защите проектной работы необходимо придерживаться определенной структуры, при этом в учебном заведении может существовать обязательная структура для выступления, требования к речи указываются в положении по написанию проектной работы.

В том случае, если требований к речи нет, то можно подготовить речь к защите по следующей структуре:

  1. Необходимо поздороваться с присутствующими на защите, назвать тему проектной работы.
  2. Пример: Здравствуйте. Позвольте Вам представить мою «указать тип проекта» на тему: «указать тему».

  3. Рассказать, почему была выбрана эта тема (обосновать выбор темы, указать её актуальность).
  4. Пример: Актуальность темы исследования. «Указать актуальность работы» (берется из введения).

  5. Указать, какой была цель исследования, какие ставились задачи, какая гипотеза проверялась, какие использовались методы и средства исследования.
  6. Пример:

    Цель работы: «указать цель проектной работы» (берется из введения).

    Задачи работы: «указать задачи проектной работы» (берутся из введения).

    Гипотеза: «указать выдвинутую в проектной работе гипотезу» (берется из введения).

  7. Отразить основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения первой (теоретической) главы проектной работы.
  8. Пример: Первая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения теоретической главы.

  9. Описать основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения второй (практической) главы проектной работы.
  10. Пример: Вторая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения и выводы сделанные в ходе практического исследования.

  11. Представить общие выводы, которые были сделаны по результатам выполнения проектной работы, также следует указать достигнута ли цель работы, все ли задачи выполнены, а также доказана или опровергнута выдвинутая гипотеза.
  12. Пример: В ходе написания «указать тип проекта» были сделаны следующие выводы: кратко охарактеризовать все полученные выводы (основные положения заключения проектной работы).

  13. Поблагодарить слушателей.
  14. Пример: Спасибо за внимание!

Как начать речь к защите проектной работы

Наглядное представление структуры речи к защите проектной работы

Ошибки при подготовке речи к защите проектной работе

Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить, подготавливая речь:

  1. Речь не соответствует тексту проектной работы – частично или полностью.
  2. В речи присутствуют таблицы, рисунки, графики – речь должна состоять только из текста, вся пояснительная информация помещается в презентацию.
  3. Речь не отражает основных положений проектной работы.
  4. Текст речи не соотносится с презентацией, подготовленной для защиты (презентация требуется не всегда).
  5. Текст речи слишком маленького или большого объёма.
  6. При наличии требований в положении или методическом пособии подготовленная речь не соответствует им.

Шаблоны (речевые клише) для подготовки речи к защите проектной работы

Для подготовки речи к защите можно воспользоваться следующими речевыми клише (для удобства выбора они сгруппированы по блокам):

  1. Обращение (представление).

    Добрый день, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Здравствуйте, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Добрый день. Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик(ца) указать класс класса, Ф. И. О.. Руководитель моей работы Ф. И. О., учитель указать предмет. Тема моего проекта указать тему.

  2. Актуальность, цель, задачи проектной работы и т.д. (разделы введения проектной работы).
    • Актуальность тему исследования
    • Выбранная тема является актуальной, потому что указывается актуальность.

      Я выбрал эту тему, потому что указывается актуальность.

      Актуальность темы заключается в том, что указывается актуальность.

      Актуальность темы исследования указывается актуальность.

      Актуальность темы объясняется тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы обусловлена тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы определяется следующими факторами: указывается актуальность.

      Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что указывается актуальность.

    • Цель исследования
    • Таким образом, целью проектной работы было указывается цель.

      Цель моей работы: указывается цель.

      Целью нашего исследование является: указывается цель.

      Целью «проектной работы» является: указывается цель.

    • Задачи работы
    • Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: указываются задачи (лучше это делать перечислением (не в строчку)).

      Задачи проектной работы: указываются задачи.

      Поставленная цель определила следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в «проекте» цели были поставлены следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в проекте цели были определены следующие задачи: указываются задачи.

    • Объект исследования
    • Объектом исследования является: указывается объект исследования.

      Объектом исследования: указывается объект исследования.

    • Предмет исследования
    • Предмет исследования: указывается предмет исследования.

      Предмет исследования является: указывается предмет исследования.

    • Гипотеза исследования
    • Гипотеза исследования: указать гипотезу.

      В процессе подготовки к выполнению проектной работы была выдвинута гипотеза: указать гипотезу.

    • Новизна работы
    • Новизна проектной работы заключается указать новизну.

      Новизной проектной работы является указать новизну.

  3. Характеристика теоретической главы (основные положения и выводы).
  4. В ходе анализа литературных источников были получены следующие выводы указать основные положения теоретической главы.

    Анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы указать основные выводы, сделанные в теоретической главе.

    Изучение литературных источников по теме проектной работы позволило отметить, что основные положения теоретической главы.

    Теоретическая глава проектной работы посвящена указать что было рассмотрено.

  5. Характеристика практической главы (основные положения и выводы).
  6. В ходе выполнения практической главы было(и) проведено(ы) указать что именно (анкетирование, опыты, тестирование, интервью и т.д.), по результатам которого(рых) был(и) получен(ы) следующий(е) результат(ы) указать полученные выводы.

    Практическая глава проектной работы посвящена указать чему именно, в ходе выполнения были получены следующие результаты указать основные выводы.

    В ходе выполнения практической главы были получены следующие данные (результаты) указать основные положения.

    В процессе выполнения практической главы были сформулированы следующие выводы указать результаты.

  7. Общие выводы (заключение)
  8. В процессе написания проектной работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), получены следующие результаты: указать общие выводы.

    В ходе выполнения проектной работы цель доказана, все задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута) и получены следующие результаты: указать общие выводы.

    Цель работы в ходе выполнения проектной работы была доказана, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), в процессе выполнения работы были получены следующие результаты: указать общие выводы.

  9. Окончание выступления
  10. Спасибо за внимание.

    Спасибо за внимание, доклад окончен.

    Доклад окончен. Спасибо за внимание.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на Ваши вопросы.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на возникшие у Вас вопросы.

Рекомендации, которые помогут успешнее защитить работу

Вопросы, которые могут задавать на защите работы

После того как окончен доклад, комиссия (а в некоторых случаях и обучающиеся) задают вопросы по работе для того, чтобы понять, насколько качественно и полно была изучена тема работы (проекта).

В большинстве случаев вопросы исходящие от членов комиссии одинаковы, поэтому для успешной защиты следует заранее продумать ответы на следующие вопросы:

  1. Общие вопросы:
    • Почему вы выбрали именно эту тему?
    • В чём её актуальность?
    • Какие цель и задачи ставили?
    • Удалось ли их достичь?
    • Какие перспективы развития темы?
    • Какими источниками информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
    • Что получилось лучше, что хуже?
    • Как справлялись с возникающими трудностями?
    • Как Вы считаете, выбранная тема полностью Вами раскрыта?
    • Насколько достоверны полученные в ходе исследования результаты?
  2. Вопросы, связанные с глубиной понимания рассматриваемой темы (данные вопросы сложны для продумывания, но следует помнить, что и такие вопросы могут последовать):
    • Какой смысл вы вкладывали в то или понятие?
    • Как вы аргументируете сделанный выбор?
    • Почему вы выбрали именно эти методы и способы, приёмы (могут выбрать один конкретный)?

Рекомендации по ответу на вопросы в процессе защиты

На задаваемые следует отвечать как можно быстрее (то есть не думать над ответом несколько минут), кратко и аргументировано, таким образом, члены комиссии смогут оценить уровень знаний по теме исследования обучающегося, иначе говоря, чем дольше обучающийся думает, тем ниже его знание по теме работы при этом учитывается поправка на волнение защищающегося.

В том случае если ответ на заданный вопрос вызывает затруднение, можно:

  1. Попросить переформулировать вопрос (возможно, иная формулировка позволит вспомнить ответ).
  2. Задать уточняющий вопрос (то есть разбить основной вопрос на несколько).
  3. Ответить так, как понимаете ответ (при этом отвечать заведомо неверно не следует).
  4. Указать, что на данный вопрос Вы не можете ответить, но готовы ответить на другие вопросы по работе и теме исследования.

Не рекомендуется применять более 1 раза каждый из вариантов.

Обязательно необходимо отстаивать результаты своей работы, даже если члены комиссии утверждают, что, например, результаты работы недостоверны, следует в корректной форме, аргументировано отстаивать правильность полученных результатов.

Пример 1:

Комиссия: Я считаю, что полученные в ходе проведённого Вами анкетирования результаты недостоверны, как Вы можете это прокомментировать?

Обучающийся: Я не могу с Вами согласиться, так как анкетирование я проводил самостоятельно, в том числе и обрабатывал результаты, все участники анкетирования в ответах выражали своё мнение (или знания – в зависимости от вопросов), поэтому результаты анкетирования являются полностью достоверными.

Пример 2:

Комиссия: Почему в своей работе Вы не отразили «что-то»?

Обучающийся: В процессе анализа литературных источников мной было принято решение (или если план работы утверждал руководитель, то: нами было принято решение) раскрыть тему работы по структуре приведённой в работе, так как именно такое раскрытие темы позволяет наиболее полно её раскрыть, при этом указанный Вами аспект может быть исследован в продолжении работы над темой моей работы.

Пример 3:

Комиссия: Я считаю, что выбранная Вами тема раскрыта не полностью, Вы с этим согласны?

Обучающийся: Нет, в ходе выполнения работы поставленная цель была полностью достигнута, также были решены все намеченные для этого задачи, в ходе выполнения работы мной мыло изучено «кратко указать, что было изучено (например, перечислить названия теоретических параграфов)», а также было проведено исследование (изучено, создано и т.д.) с использованием «указать, что было сделано в практической части», но проведённой мной исследование можно расширить изучив «указать, что именно можно дополнительно исследовать».

Не во всех работах есть теоретическая и практическая главы, если работа теоретико-аналитическая, то следует просто кратко перечислить, что было изучено.

Отвечая на вопросы, следует делать это:

  • Корректно
  • Лаконично
  • Аргументировано
  • Спокойно
  • Честно

Так как в большинстве случае вопросы задают по представленной в работе информации, следует изучить работу, так чтобы можно было ориентироваться по тексту, знать какая информация в работе присутствует.

В том случае если после выступления вопросы по работе задают не только члены комиссии, но и присутствующие при этом обучающиеся, можно раздать своим друзьям вопросы, которые они могли бы задать Вам после выступления, зная эти вопросы ответить на них не составит труда (работает такое не всегда, так как в большинстве случаев члены комиссии сами выбирают, кто из обучающихся задаст интересующий его вопрос).

От администрации

В некоторых положениях рекомендуется самостоятельно называть недочёты своей работы.

Мы бы не рекомендовали самостоятельно указывать на недочёты и ошибки своей работы даже если Вы их обнаружили, указав на недочёты (ошибки), которые не обратили внимание члены комиссии, можно снизить итоговую оценку или (в зависимости от недочётов) отправится на пересдачу и переделку работы. Лучше запомнить, какие ошибки были допущены и не допустить их в следующий раз.

Не следует относиться к защите проекта халатно, но стоит помнить, что это всего лишь один из этапов обучения, у комиссии (педагогов, учителей) не стоит задача «завалить» или любым способом снизить оценку, поэтому, если в процессе защиты проекта было выявлено значительное количество ошибок и итоговая оценка не устраивает, можно обратиться к комиссии и попросить возможность исправить найденные ошибки и защититься повторно, при наличии возможности члены комиссии пойдут Вам навстречу, и кроме того таким образом Вы покажите, что выполненный проект Вам не безразличен.

Вредные привычки которых следует избегать во время выступления на защите работы

Во время выступления на защите проектной работы следует избегать следующих вредных привычек:

  • использовать в речи «э-э», «ну», м-м», «значит так», а также любых слов и выражений, относящихся к сленговым (чтобы этого избежать изучите текст речи к защите, это позволит не сбиваться во время выступления);
  • держать руки в карманах (руки должны находиться на кафедре, либо в руках лучше держать планшет с текстом речи выступления);
  • крутить в руках карандаш, ручку, указку или иной предмет, который будет отвлекать слушателей;
  • держаться за кафедру или опираться на неё;
  • постоянно перемещаться во время выступления;
  • приглаживать волосы или нервно кашлять;
  • размахивать указкой или жестикулировать во время выступления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить график ппр по ремонту оборудования как
  • Как найти орт вектора по заданному
  • Синий экран ошибка 0х00000019 windows 7 как исправить
  • Как составить киносценарий по рассказу чехова хирургия
  • Как найти диагональ квадрата онлайн калькулятор