Как составить вывод по диаграмме

Вывод: на данной диаграмме прекрасно видно, что в основном, мнения полярно разделились, и с существенным отрывом, некоторые опрашиваемые не смогли дать определенный ответ.

15)
Где Вы покупаете одежду?

  • бутики

  • рынок

  • интернет

а) Ответило 11
девушек ,что составляет 28%

б) Ответило 9 девушек
,что составляет 22%

в) Ответило 20
девушек ,что составляет 50%

Вывод:
согласно полученным данным,отображенным
на диаграмме, видно, что девушки
предпочитают совершать покупки через
интернет и реже в бутиках и на рынке.

16) Бывает
ли так, что люди, умение одеваться которых
вы оцениваете весьма высоко, при близком
знакомстве оказываются скучными и
неинтересными?

а) часто

б) нет

в) одежда-не
показатель ума и моральных качеств
человека

а) Ответило 12
девушек ,что составляет 60%

б) Ответили 3 девушки
,что составляет 15%

в) Ответило 5 девушек
,что составляет 25%

Вывод:
респонденты часто сталкивались с тем,что
люди умеющие хорошо одеваться , оказывались
скучными в разговоре, тем не менее,
некоторые посчитали, что одежда-не самое
главное «качество» человека.

17) Портиться
ли у вас настроение, если кто-нибудь
отзовется о вашем гардеробе как об
устаревшем?

а) да,конечно

б) не всегда

в) никогда

а) Ответило 13
девушек ,что составляет 65%

б) Ответило 6 девушек
,что составляет 30%

в) Ответила 1 девушка
,что составляет 5%

Вывод: Согласно
полученным данным, больше половины
девушек огорчаются услышав плохой отзыв
об их гардеробе.

18) Было ли у вас
когда-нибудь желание пройтись по подиуму
или покорить вершины моды другим
способом?

а) да

б) иногда

в) никогда

а) Ответило 6 девушек
,что составляет 30%

б) Ответило 10
девушек ,что составляет 50%

в) Ответили 4 девушки
,что составляет 20%

Вывод:
У половины из опрашиваемых девушек
иногда появляется желание покорить
подиум,что свидетельствует о скрытом
желании быть более популярной,некоторые
с готовностью дали утвердительный
ответ,остальные-отрицательный.

19) Способны ли вы
пойти на серьезные жертвы ради того,
чтобы выглядеть модно?

а) да

б) в некоторых
случаях

в) никогда

а) Ответило 17
девушек ,что составляет 85%

б) Ответили 3
девушки,что составляет 15%

в) Ответило 0 девушек
,что составляет 0%

Вывод:
Почти все девушки готовы пойти на те
или иные жертвы ради того, чтобы выглядеть
модно.

20)

Респондент

Сумма(грн.)

Респондент

Сумма(грн.)

1

500

11

12000

2

700

12

1000

3

5000

13

1900

4

1500

14

3000

5

2000

15

200

6

2500

16

250

7

1700

17

1300

8

16000

18

1800

9

7000

19

4500

10

3000

20

3700

Вывод:
Данная таблица и график показывают
суммы, которые девушки готовы потратить
на одежду и аксессуары, иными словами,
чтобы выглядеть модно . Как видно на
графике – данные получились весьма
разнообразными, от невероятных 16000 до
скромных 200 грн. Это свидетельствует о
разном материальном состоянии девушек,
а также разной степени желания тратить
деньги на вещи. Оптимальный вариант,
согласно опрошенным девушкам проявился
на уровне 3000,а именно: 2,937
грн.

Выводы:

Целью данного
социального исследования было выявление
отношения людей к моде как к социальному
явлению. Среди задач- определить смысловую
значимость моды для людей, а также —
исследовать эмоциональное отношение
к данному явлению. И , что не менее важно
– проанализировать литературу по данной
теме. Мы получили весьма интересные ,
хоть и спорные результаты.

Сперва хотелось
бы отметить, что особенностью именно
данного социального исследования ,
проводившегося методом анкетирования
исключительно среди девушек возрастом
18 – 21. Такое решение было принято в связи
с тем , что женская половина общества ,
в нашем понимании, гораздо более явно
ассоциируется с такими ключевыми
понятиями как «мода», «стиль», «бренд»
и т.д. Используемая в этом исследовании
анкета, была разработана с вопросами,
направленными исключительно на девушек,
что позволило получить весьма интересные
данные.

Мода — не только
средство демонстрации социального
статуса, но и средство общения между
людьми, форма массовой коммуникации.
Мода может функционировать как
межгрупповая коммуникация и как
внутригрупповая коммуникация. Мода
связана с основными социальными
механизмами общения: внушением,
заражением, убеждением, подражанием.
Это было прекрасно продемонстрировано
нашей анкетой.

Другой момент,
которой бы хотелось отметить, это
последний открытый вопрос. В нем мы
попросили девушек написать сумму, с
которой они готовы расстаться, чтобы
выглядеть красиво. Иными словами ,
сколько денег они готовы потратить на
одежду. И откровенно говоря, полученные
результаты заставили нас задуматься.
Среди 20 опрошенных средняя сумма
составила 2,937грн.
Для
сравнения, среднемесячная
зарплата по регионам Украины в январе
2015 составляет 3455грн.

Каждый может сделать свои выводы , но
наше мнение однозначно – мода в жизни
девушек занимает невероятно важное
место.

Ну
и наконец, немного полемики:

Большинство
социологов в наше время считают, что
для современного общества характерен
полистилизм, и каждый индивидуальный
стиль существует параллельно с другими
стилями и взаимосвязан с ними.
Следовательно, изменяется и понимание
моды. Мода — это прежде всего совокупность
вкусов и взглядов, господствующих в
определённой общественной среде в
определённое, обычно недолгое время.
Сегодня продолжается разговоры о моде,
но, по большому счёту, мода как явление
элитарное и массовое перестаёт
существовать. Каждый стиль, нашедший
своих представителей в обществе, является
для них модным. Сколько стилей, столько
и мод. Другими словами, модно то, что
пользуется спросом. Что сегодня модно
каждый выбирает сам для себя в соответствии
со своими ценностями и потребностями,
представлениями о красоте, идеалами,
личностными ценностями.

Если в середине
XX века существовало одновременно два-три
выраженных направления моды, то сегодня
их бессчётное количество. В такой
ситуации главное — найти свой стиль,
подчёркивающий характеристики своей
личности.

Иметь свой стиль
— значит быть самим собой. Порой для
этого требуется иметь смелость и даже
мужество. Но именно верность себе, своему
стилю создаёт неповторимый, выразительный
и запоминающийся образ.

В заключение
хотелось бы отметить, что по результатам
социологических опросов, проведённых
в 2008 году, на вопрос «по Вашему, мода —
это…» 48,51% (или 98 из 202) респондентов
ответили: «часть философии и стиль
жизни», а на вопрос «насколько Вы следуете
моде» 52% (или 101 из 198) опрошенных ответили:
«Стараюсь следовать по мере сил, но к
фанатам моды себя не отношу»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Диаграммы — один из самых сложных элементов для оформления вместе с таблицами и крупными схемами. Авторы документов часто не умеют правильно их оформлять, поэтому диаграммы выглядят перегружены данными и сложны для восприятия.

Как сделать процесс оформления диаграммы простым? Нужно знать несколько базовых правил и следовать алгоритму, который мы привели в этой статье.

Эта статья — вторая часть гайда по диаграммам. В первой части мы объяснили, почему диаграммы часто усложняют восприятие данных и как правильно выбрать тип диаграммы для вашей информации.

Здесь мы приводим ответы на такие вопросы

  • как избавить диаграммы от визуального «перегруза»?
  • как упростить восприятие диаграмм?
  • как оформить диаграмму, чтобы она выглядела симпатично?

В статье вы увидите несколько кейсов нашего агентства по оформлению диаграмм.

Непривлекательные диаграммы: визуальный «перегруз»

В первой части гайда мы писали, что множество лишних элементов на диаграмме и пестрая цветовая палитра — одни из базовых проблем диаграмм. Если описать эти проблемы детальнее, то в них можно увидеть основные 4 ошибки:

  • Ошибка 1: на диаграмме есть лишние элементы, которые не выполняют никакой задачи, но тянут на себя внимание зрителя,
  • Ошибка 2: зрителю приходится водить глазами по области диаграммы, чтобы сопоставить подписи и цвета; это занимает время,
  • Ошибка 3: палитра презентации состоит из несочетающихся цветов,
  • Ошибка 4: заголовок диаграммы не помогает понять, какую идею нужно извлечь из диаграммы.

Ниже мы разбираем эти ошибки на диаграммах трех самых популярных типов: круговой диаграмме, гистограмме и графике.

Как оформлять круговую диаграмму

Посмотрите на круговую диаграмму ниже. Она состоит из таких элементов:

  • заголовок диаграммы,
  • сектора диаграммы,
  • метки данных — подписи возле секторов с числовым отображением размера сектора,
  • легенда — обозначение цвета сектора и название элемента.

В этой диаграмме допущены 3 из 4 ошибок, которые мы описали: легенда заставляет зрителя водить взглядом по области диаграммы и сравнивать цвета, палитра состоит из ярких несочетающихся оттенков, заголовок не сообщает идею.

Чтобы улучшить диаграмму, исправим эти ошибки:

  • Шаг 1. Избавимся от легенды: добавим текстовые блоки с названиями элементов возле секторов.
  • Шаг 2. Перекрасим сектора в цвета из палитры презентации. Если в диаграмме есть главный сектор, значит, на нем делаем акцент с помощью цвета: этот сектор должен быть самым контрастным. Остальные сектора можно окрасить в более тусклые оттенки того же цвета.
  • Шаг 3. Сформулируем идею диаграммы и разместим в заголовке.

Если в диаграмме есть главный сектор, с которым связана идея, то у нас получится диаграмма слева. Если главного сектора нет, то диаграмма справа.

Еще несколько советов о том, как оформлять круговые диаграммы:

  • если в диаграмме больше 6 секторов, то объедините мелкие сектора в «остальное» или «прочее»,
  • если в диаграмме есть главный сектор, то он должен начинаться там же, число «12» на циферблате (представьте, что круговая диаграмма — это циферблат). Так сделано в диаграмме слева,
  • главный сектор диаграммы можно выдвинуть из центра, чтобы он был более различим. Но выдвигать все сектора диаграммы из центра — это ошибка.

Как оформлять гистограмму и линейчатую диаграмму

Гистограмма, или столбчатая диаграмма, обычно состоит из большего числа элементов. Линейчатая (горизонтальная) диаграмма похожа по структуре, поэтому отдельно разбирать ее мы не будем.

Вообще гистограмма и столбчатая диаграмма — это разные виды диаграмм. Гистограмма визуализирует распределение данных, а столбчатая диаграмма показывает, как одна переменная меняется во времени. Но поскольку и в популярной книге «Говори на языке диаграмм» Джима Желязны, и в пакете MS Office слово «гистограмма» используется и для распределения, и для отображения динамики значений во времени, то в этом гайде мы тоже используем понятие «гистограмма» в обоих случаях.

В такой диаграмме допущены все 4 ошибки. Давайте избавимся от них:

  • Шаг 1. Удалим лишние элементы: легенду, вертикальную ось и линии сетки.

Есть причина, почему вертикальная ось и сетка не нужны в такой гистограмме. Когда у столбцов стоят метки данных, зритель по ним считывает размер столбца, и вертикальная ось не нужна. Поэтому не нужны и линии сетки, которые позволяют определить высоту столбца по вертикальной оси.

  • Шаг 2. Убедимся, что вся нужная зрителю информация есть рядом со столбцами: это временные точки и метки данных.
  • Шаг 3. Используем цвета из брендбука.
  • Шаг 4. Запишем в заголовке идею диаграммы.

Вот какая гистограмма и линейчатая диаграмма у нас получились:

Для этих типов диаграмм главное — избавиться от лишних элементов, которые не выполняют никакой функции: обычно это вертикальная (для гистограммы) и горизонтальная (для линейчатой диаграммы) оси и линии сетки. Но обязательно добавляйте метки данных, чтобы зритель быстро видел размер столбца.

Если в диаграмме есть главный столбце, то его можно выделить ярко, как в диаграмме справа.

Как оформлять график

Чем линейчатая диаграмма отличается от графика, мы писали в прошлой статье (вставить ссылку). Если кратко: при большом количестве временных точек стоит выбрать график.

Сразу 3 графика построены в одной области. Как в предыдущем примере, мы видим все 4 ошибки: есть лишние элементы, которые не выполняют никакой задачи (например, вертикальная ось), цвета графиков не сочетаются, приходится переводить взгляд со значений на легенду. И, конечно, заголовок не помогает понять основную мысль.

Исправим это:

  • Шаг 1. Избавимся от вертикальной оси и линий сетки.
  • Шаг 2. Заменим легенду подписями возле графиков.
  • Шаг 3. Заменим базовые цвета диаграммы на цвета из нашей палитры.
  • Шаг 4. Сформулируем идею и запишем в заголовке.

Обратите внимание, что мы оставили линии проекции. Это вертикальные прямые, которые идут от точек данных к горизонтальной оси. Они помогают зрителю определить, с какой временной точкой связано значение, и от них избавляться не стоит.

Мы не рекомендуем использовать сразу несколько маркеров (круги, квадраты, треугольники и т.д.) на одной диаграмме. В нашем примере маркеры круглые, но благодаря цветам зритель не путает графики друг с другом.

Заметьте, что метки данных мы также рекомендуем окрашивать в цвета графиков. А еще иногда метки данных приходится перемещать вручную, чтобы они не перекрывали друг друга и не заходили на линии.

Как оформлять диаграммы с разными переменными

Иногда на одной диаграмме нужно показать сразу несколько переменных. Если они близки по смыслу и измеряются в одинаковых единицах (например, выручка и прибыль), для этого можно использовать один тип диаграмм.

Но если на диаграмме нужно отложить несколько разных переменных (например, выручку и маржинальность), то для одной переменной стоит использовать гистограмму, для другой — график.

MOVmedia — ваш партнер в визуализации данных

Визуализация данных — это целая дисциплина, в которую нужно погружаться, если хотите качественно визуализировать идеи. В нашем портфолио множество кейсов по подобным задачам — давайте посмотрим на некоторые из них.

Минималистичные диаграммы позволяют быстро уловить суть и убедить зрителя принять нужно вам решение.

К визуализации данных можно подходить более креативно: например, здесь иконки в виде человека заменяют линейчатую диаграмму.

Слайд может содержать несколько диаграмм одновременно. В этом случае важно, чтобы они визуально сочетались друг с другом.

В отчетных презентациях часто появляются слайды, насыщенные диаграммами. Чтобы разместить все нужные диаграммы на слайде, нужно посвятить время работе с композицией слайда.

Вывод из гайда по диаграммам

Работа с диаграммами — это не только оформление и выбор цветов. Это в том числе большая подготовительная работа.

В целом алгоритм создания диаграммы такой:

  • Работа с исходными данными и формулировка главной идеи диаграммы.
  • Выбор типа диаграммы исходя из данных.
  • Оформление диаграммы.
  • Добавление диаграммы в документ: презентацию, отчет и т.д.

Мы будем рады, если этот гайд был полезен для вас. Дайте знать об этом в комментариях!

MOVmedia — ваши партнеры в презентациях

Хотите обсудить с нами проект? Мы с радостью ответим на все ваши вопросы и расскажем, как можем начать эффективное партнерство — [email protected]

Статью подготовила Майя Андреева, партнер по работе с контентом в бизнес-презентациях.

Годовой отчет — важный документ для экономической службы. В нем нужно выделить приоритетные показатели и существенные отклонения от нормативов, чтобы руководитель обратил внимание на недочеты и достижения в работе организации. Письменного отчета и таблиц часто недостаточно — требуется информативная визуализация. В связи с этим рассмотрим, как с помощью нестандартных диаграмм в Excel привлечь внимание руководства к проблемным зонам и показать высокие результаты, которых достигла компания за отчетный год.

«ТОРНАДО» ПРИБЫЛИ

Руководство компании прежде всего заинтересует заработанная за год прибыль в разрезе точек продаж, каналов сбыта, категорий продукции, ценовых сегментов и видов деятельности.

Для руководителей компании необходимо подготовить информацию о плановой и фактической прибыли, сравнить показатели прибыли отчетного и прошлого года по каждому месяцу.

Когда нужно сравнить два показателя за несколько месяцев или лет, используют диаграмму типа «Торнадо» (рис. 1).

Диаграмма на рис. 1 позволяет оперативно сделать следующие выводы:

  • наибольший приток прибыли в компанию обеспечивает ценовой сегмент «Стандарт». Однако даже в самые низкоприбыльные периоды прибыль от сегмента «Элит» не опускается ниже 400 тыс. руб. в месяц, что говорит о стабильных позициях компании в указанном сегменте;
  • за отчетный год компания заработала максимальную прибыль в июле: «Стандарт» — 2100 тыс. руб., «Элит» — 1300 тыс. руб. Причины:

– сезонность;

– результаты профессиональной маркетинговой компании или активных продаж;

– заключение нового договора;

– оптовые поставки крупному, но непостоянному клиенту;

  • минимальный приток прибыли с обоих сегментов в ноябре и апреле. Типичные причины:

– закрытие торговых точек;

– неудачная политика скидок;

– сезонный спад продаж;

– снижение цен в ответ на демпинг конкурентов в указанные периоды.

Построение диаграммы «Торнадо»

«Торнадо» в стандартных диаграммах Excel отсутствует, однако ее можно быстро построить в несколько шагов, взяв за основу обычную линейчатую диаграмму.

Шаг 1. Готовят таблицу с исходными данными.

В стандартной линейчатой диаграмме линии направлены в одну сторону. Чтобы линии в диаграмме расходились в разные стороны, нужно, чтобы один из столбцов имел отрицательные значения. На рис. 1 это сегмент «Элит». В таблицу 1 вносят данные по прибыли в столбцы «Сегмент “Стандарт”» и «Сегмент “Элит” Вспом.».

Для построения диаграммы используют зеленый столбец «Элит», где данные из вспомогательного столбца умножены на минус 1. Чтобы скрыть минусы, в Формате ячеек настроен тип «#;#;0» (рис. 2). Это позволит убрать минусы перед числами в таблице и диаграмме, представленной на рис. 1.

Шаг 2. Вставляют линейчатую диаграмму с накоплением. Для этого выполняют команду: ВставкаДиаграммыЛинейчатая с накоплением. По умолчанию диаграмма имеет вид, как на рис. 3.

Шаг 3. Форматируют нужный вид диаграммы.

Вертикальную ось с названиями месяцев переносят вправо. Для этого вызывают контекстное меню горизонтальной оси и выбирают Формат оси, а в Параметрах оси — обратный порядок значений (рис. 4). Кроме этого, в группе «Вертикальная ось пересекает» выбирают Максимальное значение по оси. Затем горизонтальную ось удаляют. Легенду смещают вниз.

Для увеличения ширины линеек выполняют команду: Формат ряда данныхПараметры рядаБоковой зазор 40 %. Добавляют подписи данных. Настраивают шрифты и заливку цветом согласно корпоративным стандартам. Получают диаграмму, как на рис. 1.

КАСКАД ФАКТОРОВ

Рассмотрим еще одну проблему годового отчета. За отчетный год себестоимость выпускаемой продукции выросла с 1000 до 1730 тыс. руб. Это значительный рост затрат, который нужно объяснить руководству. Проводят факторный анализ.

Согласно факторному анализу себестоимость претерпевала значительные изменения под влиянием ряда факторов.

1. Факторы роста затрат:

  • увеличение фонда оплаты труда на 380 тыс. руб.;
  • рост цен на сырье и материалы добавил к затратам 240 тыс. руб.;
  • рост цен на энергоносители увеличил затраты компании на 300 тыс. руб.;
  • рост амортизационных отчислений составил 160 тыс. руб. Причины роста:

– в прошлом отчетном периоде ввели в эксплуатацию новую производственную линию № 5;

– завершили модернизацию оборудования и реконструкцию цеха № 2, что увеличило стоимость основных средств, а значит, и амортизационные отчисления;

  • на улучшение качества затратили 400 тыс. руб. Применили новые материалы, добавили дополнительные технологические операции, усилили контроль показателей качества. Это положительно повлияло на конкурентоспособность продукции.

2. Факторы снижения себестоимости:

  • снижение трудоемкости производственных операций позволило снизить себестоимость на 300 тыс. руб. Трудоемкость снижена в результате реализации мероприятий по внедрению бережливого производства в цехе № 1;
  • экономия материалов снизила себестоимость на 200 тыс. руб. Снизить расход материалов удалось благодаря запуску новой производственной линии № 5;
  • экономия по общепроизводственным расходам составила 250 тыс. руб. Экономию получили через оптимизацию численности инженерно-технического персонала цехов и общезаводских служб, автоматизацию рабочих мест мастеров, плановиков-диспетчеров, кладовщиков.

Все перечисленные факторы, которые отразились на отклонении фактической себестоимости от плановой, визуализированы на рис. 5.

Построение диаграммы «Каскад»

Чтобы построить «Каскад», важно правильно подготовить таблицу с диапазоном данных (табл. 2). Диаграмму строят на основании граф «Показатель», «Базис», «Рост» и «Снижение».

В таблицу 2 вносят «Себестоимость План» и заполняют показатели в графах «Рост» и «Снижение». Во вспомогательной графе рассчитана фактическая себестоимость (видно, как она изменялась под влиянием каждого фактора). Показатели в графе «Базис» выполняют функцию «подпорок» (невидимая часть диаграммы).

Формула для графы «Базис»: =ЕСЛИ(C4>0;E4-C4+D4;E4).

Формула для вспомогательной графы: =E3+C4-D4.

После подготовки диапазона А3:D12 на вкладке Вставка выбирают Гистограмму с накоплением. Получают стандартную диаграмму, как на рис. 6. Для темно-зеленых столбиков гистограммы (базиса) вызывают контекстное меню: Формат ряда данныхЗаливкаНет заливки. Делают их невидимыми.

Отдельно для первого и последнего невидимого столбца («Себестоимость План» и «Себестоимость Факт») задают цвет: вкладка ФорматЗаливка фигуры. Убирают легенду, добавляют подписи данных, форматируют шрифт и цвета видимых блоков гистограммы согласно корпоративным стандартам. В результате получают диаграмму «Каскад» с результатами факторного анализа, как на рис. 5.

ОБЪЕМЫ ЗАПАСОВ НА «ШКАЛЕ»

Объем запасов компании зафиксирован в годовом балансе и пояснениях к бухгалтерскому балансу. Однако эти формы не дают представления о достаточном уровне запасов или их переизбытке. Показатели по запасам лаконично предоставляют руководству на диаграммах со «шкалой». Это следующий тип нестандартной, но информативной диаграммы. Рассмотрим три примера ее применения.

ПРИМЕР 1

На отчетный год был утвержден план завоза пигмента в количестве 2700 т (рис. 7, красная черта). Критический низкий объем завоза для компании составляет 2000 т и ниже (красная зона рис. 7). Средний уровень выполнения плана по завозу — это желтая зона от 2000 до 2500 т (2000 + 500 согласно табл. 3). Хорошее выполнение плана — от 2500 до 3000 т. Это зеленая зона. Допускается превышение плана на 300 т, что составляет 11 %.

Фактически за год служба снабжения обеспечила завоз в 2900 т пигментов (черный уровень).

Фактический показатель незначительно превышает план и находится в зеленой допустимой зоне — план завоза перевыполнен на 7,4 %.

Служба снабжения выполнила свою работу хорошо. Если бы уровень находился в красной зоне, для компании это означало бы нехватку сырья, сбои и простой производства. Выход за зеленую зону вреден для финансов компании. Он означал бы излишнюю закупку материалов, замораживание оборотных средств.

ПРИМЕР 2

Перед формированием годовой финансовой и налоговой отчетности в компании провели инвентаризацию по складу сырья. По учетным данным, на складе хранится 20 000 т сырья.

Специалисты определили уровни критичности (рис. 8, табл. 4). Объем ниже 18 000 т будет сигнализировать о значительной недостаче, от 18 000 до 22 000 т — о незначительных недостачах и излишках. Если инвентаризация покажет запас выше 22 000 т, это будет говорить о существенных излишках.

Установление зеленой зоны незначительных отклонений связано со следующими факторами, которые всегда имеют место при работе с запасами:

  • естественная убыль;
  • разница при пересчете остатков из-за разницы во влажности или иных физико-химических показателей;
  • погрешности измерений (например, учет сырья ведут по результатам взвешивания крупнотоннажных автомобилей с сырьем на весах автомобильных или берут в учет вес по железнодорожной накладной);
  • неточности и случайные ошибки в учете (например, завскладом забыл отписать передачу по накладной).

Согласно данным табл. 4 и рис. 8 инвентаризация выявила значительную недостачу, которую упомянутыми выше факторами не объяснить. Результат: 13 800 т находятся в критической красной зоне, на которую руководитель должен обратить внимание. Недостача составила 6200 т, или 31 % к учетным остаткам. Это высокорисковые результаты. Нужно разбираться с причинами. Распространенные причины — злоупотребления и хищения, заниженные нормы расхода, если списание на производство ведут по нормам.

В такой ситуации у компании заниженная себестоимость и завышенная прибыль. Необходимо срочно выверять нормы расхода сырья по основным видам продукции.

ПРИМЕР 3

Чтобы ускорить оборачиваемость оборотных средств, специалисты компании в отчетном году пронормировали остатки запасов сырья и готовой продукции, заделов незавершенного производства. В частности, запасы на конец года по бункеру № 3 должны составлять 10 000 т.

Одновременно рассчитали, что критическим для компании будет уровень запаса в этом бункере ниже 8000 т (рис. 9, табл. 5). Низкий запас может привести к остановке технологических линий при малейшем сбое в сроках завоза новых партий сырья.

Нормативный уровень запасов (желтая зона) определен в интервале от 8000 до 10 500 т. Запасы свыше 10 500 признают излишними. Если в компании уровень запаса достигнет зеленой зоны, то потребуется оперативно сокращать план завоза материалов, урезать авансы поставщикам.

Согласно данным табл. 5 и рис. 9 фактический уровень запасов в 10 250 т лишь незначительно превышает целевой ориентир в 10 000 т и находится в нормативной желтой зоне. Срочные корректирующие меры в данный период не нужны, остатки запасов на нормативном уровне.

Преимущества диаграмм типа «Шкала»:

  • трехцветная фоновая заливка показывает зоны риска;
  • горизонтальная красная линия показывает плановый (целевой, нормативный) уровень;
  • черный центральный прямоугольник-уровень показывает достигнутый текущий уровень (факт).

Недостаток диаграммы в том, что она не сравнивает показатели за несколько лет. Этот недочет легко устранить, если расположить рядом «шкалы» за несколько отчетных периодов.

Построение диаграммы «Шкала»

Рассмотрим на примере табл. 5 и рис. 9, как построить диаграмму со «шкалой». Действуют последовательно:

Шаг 1. Готовят таблицу с исходными данными, где определяют уровни показателей (табл. 5).

Шаг 2. По заготовленному диапазону строят гистограмму с накоплением. На вкладке Конструктор выбирают Данные, а в Строка/Столбец выбирают расположение столбцов друг над другом. Настраивают поочередно цветовую заливку секторов по их смыслу: вкладка Формат Заливка фигуры (рис. 10). Убирают легенду и название диаграммы. Изменяют размер — делают столбик узким.

Шаг 3. Настраивают черный «бегунок». Выделяют черный сектор (фактический остаток запасов). Вызывают через контекстное меню: Формат ряда данных Параметры ряда Построить ряд По вспомогательной оси. Черный прямоугольник временно закроет другие секторы диаграммы. Далее в Параметрах ряда Боковой зазор устанавливают до максимума → Большой зазор (рис. 11).

Шаг 4. Форматируют нужный шрифт. Удаляют правую ось.

Шаг 5. Устанавливают плановый уровень. Чтобы получить в итоге красную планку, выделяют верхний красный сектор: Изменить тип диаграммы для рядаТочечная. Сектор превратится в точку или знак «Ж» (рис. 12). Далее выполняют команду: Макет → Планки погрешностей → Планки погрешностей с относительными ошибками. Через контекстное меню вызывают Формат планок погрешностей. У точки появятся четыре планки. Вертикальные планки удаляют, а горизонтальные настраивают, чтобы получить черту-уровень.

В свойствах Горизонтальных планок погрешностей (диалоговое окно «Формат планок погрешностей») в разделе «Величина погрешности» выбирают «Фиксированное значение» и задают положительное и отрицательное значение ошибки («Все»), равное 0,2–0,5 (рис. 13). Здесь же увеличивают толщину линии и устанавливают красную заливку (Цвет линии и Тип линии). Маркер отключают через Формат ряда данныхПараметры маркера — Нет.

Другой способ настроить «уровень». Маркер не удаляют, а придают ему форму линии. Вызывают контекстное меню – Формат точки данных – Параметры маркера – Тип Линия. Размер подбирают так, чтобы перекрыть шкалу (толщину оставшихся секторов гистограммы). В результате получают диаграммы, как на рис. 7–9.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ДИНАМИКА ПРОДАЖ

Производственные показатели и прибыль — достаточно узкие показатели. Руководителей больше интересуют объемы продаж («живые» деньги). При подведении итогов года по продажам суммы годовой выручки часто недостаточно. Требуется более подробная аналитика:

1) за каждый день года. Для анализа, привязанного к выборочным датам и определенным событиям: предпраздничный сезон, период скидок, агрессивная рекламная кампания, действия конкурентов, новая система мотивации менеджеров, открытие новых торговых точек, передача «активных» продаж на аутсорсинг и др. Если знать, как на интересующие события реагировали продажи в прошлом году, можно эффективно спланировать политику продаж и маркетинговый план на следующий год и таким образом увеличить выручку;

2) по регионам, торговым точкам, брендам, видам продукции, ценовым сегментам.

Сгруппировать все перечисленное в одной информативной диаграмме и не допустить перегруженности помогут интерактивные графики. Интерактивный график (рис. 14) каждый специалист может подстраивать под свои задачи:

  • флажками включать и выключать отображение отдельных графиков. На выбор: все три графика, только две торговые марки, одну торговую марку или только общий объем продаж;
  • подробнее рассмотреть показатели за укрупненный или короткий интервал времени (полгода или десять дней);
  • выбрать любой период времени за прошлый год (январь, март или октябрь).

Создание интерактивного графика динамики продаж

Чтобы создать интерактивный график (см. рис. 14) на базе исходной таблицы, действуют поэтапно.

Этап 1. Строят вспомогательную таблицу на основании исходной (в нашем случае — на основании табл. 6). Структура и показатели обеих таблиц одинаковые. Отличие в следующем: во вспомогательную таблицу берут только те показатели (столбцы), которые выбраны «флажками».

Чтобы подключить флажки, используют вкладку «Разработчик». Если ее нет (в стандартных настройках отсутствует), открывают вкладку Файл → Параметры → Настройка ленты → Разработчик.

Далее выполняют команду: вкладка РазработчикВставитьЭлементы управления формыФлажок. Вставляют три флажка по количеству отображаемых на графике показателей (рис. 15). С помощью правой кнопки мыши выбирают команду «Изменить текст», подписывают флажки идентично столбцам в табл. 6.

Далее для каждого флажка определяют связанную ячейку. Нужно каждый флажок привязать к соответствующей зеленой ячейке над столбцом с выручкой (рис. 15). При включении флажка в связанную ячейку будет выводиться ИСТИНА, при выключении — ЛОЖЬ.

С помощью формул проверяют связанные ячейки и выводят во вспомогательную таблицу показатели выручки из исходной таблицы для построения графика или ошибку #Н/Д, чтобы график не визуализировался. Чтобы установить связь с ячейкой, вызывают контекстное меню → Формат объекта — Формат элемента управления → Связь с ячейкой (рис. 15).

После установки флажков настраивают автозаполнение формулой для вспомогательной таблицы из исходной при условии, что флажок включен и в связанной ячейке ИСТИНА. Формула для общего объема продаж (рис. 16):

=ЕСЛИ(H$1;ПродажиИ[@[Объем продаж — всего, тыс.руб.]];#Н/Д).

Копируем формулы на другие столбцы:

=ЕСЛИ(I$1;ПродажиИ[@[Объем продаж ТМ «Омега», тыс.руб.]];#Н/Д);

=ЕСЛИ(J$1;ПродажиИ[@[Объем продаж ТМ «Дельта», тыс.руб.]];#Н/Д).

Такой вид аргументов в формуле «ЕСЛИ» связан с тем, что обе таблицы отформатированы как «умные», им присвоены имена:

  • исходная таблица «ПродажиИ»;
  • вспомогательная таблица «ПродажиВ».

В формулах также выполнено частичное закрепление ссылки на зеленую ячейку (H$1). Она должна при копировании смещаться вправо, но не вниз (рис. 16).

Этап 2. Настраивают полосы прокрутки для масштабирования.

По аналогии с флажками добавляют две полосы прокрутки: Разработчик ВставитьЭлементы управления формыПолоса прокрутки. Полосы прокрутки связывают каждую со своей ячейкой, куда будет выводиться числовое значение положения ползунка. Это нужно для определения масштаба и сдвига. Чтобы связать с ячейкой, действуют через Формат объекта (аналогично с флажками). Для первой полосы прокрутки назначают ячейку W16, для второй — W18 (рис. 17). При перемещении ползунков значения в связанных ячейках должны меняться в интервале от 1 до 366. Максимальное и минимальное значение интервала зависит от того, за какой период нужно визуализировать график.

Этап 3. Создают динамические именованные диапазоны.

Именованные диапазоны понадобятся на следующем этапе как исходные данные для построения графиков. Чтобы отображать на графике показатели только за определенный интервал времени, создают именованный диапазон, который ссылается только на нужные ячейки во вспомогательной таблице. Именованный диапазон характеризуется двумя параметрами:

  • отступом от начала таблицы вниз на заданное количество строк. Это отступ по временной шкале начало-конец года (верхняя полоса прокрутки);
  • количеством ячеек по высоте, то есть размером интервала (нижняя полоса прокрутки).

Для создания динамического диапазона используют функцию «СМЕЩ» из библиотеки функций «Ссылки и массивы». Константы в аргументах этой функции заменяют ссылками на ячейки с переменным содержимым — на значения в связанных ячейках W16 и W18 (рис. 18).

В первую очередь присваивают имя ячейкам W16 и W18: вкладка ФормулыДиспетчер имен Создать. Имена Период и Масштаб соответственно (рис. 18).

Далее создают диапазон с именем ВОбщ (общий объем продаж). Этот диапазон ссылается с помощью функции «СМЕЩ» на показатели общего объема продаж за выбранный отрезок времени, используя диапазоны Период и Масштаб, а также ячейку G4 (шапка вспомогательной таблицы) в качестве точки отсчета (рис. 19). Перед именем диапазона проставляют имя текущего листа (в нашем случае имя листа — Динамика). Именованный диапазон доступен только в пределах текущего листа, а не всей книги. Это важно для построения графиков на следующем этапе.

Аналогично создают именованные диапазоны для продаж по отдельным торговым маркам и для столбца дат.

Все созданные диапазоны можно проконтролировать через «Диспетчер имен» на вкладке Формулы (рис. 19). Формулы диапазонов следующие:

  • Дата (ВДата):=СМЕЩ($G$4;Период;0;Масштаб;1);
  • Общий объем продаж (ВОбщ):=СМЕЩ(Динамика!G$4;Период;1;Масштаб;1);
  • Продажи ТМ «Омега» (ВОмега):=СМЕЩ(Динамика!$G$4;Период;2;Масштаб;1);
  • Продажи ТМ «Дельта» (ВДельта):=СМЕЩ(Динамика!$G$4;Период;3;Масштаб;1).

Этап 4. Вставляют график продаж.

Выделяют часть вспомогательной таблицы (табл. 6, рис. 20) и строят обычный график: вкладка ВставкаДиаграммыГрафик.

Если выделить одну из линий графика, то в строке формул появится функция «РЯД». Она задает диапазоны данных для выделенного графика. Заменяют статические диапазоны в ее аргументах (G5:G15) на динамические, которые создали на предыдущем этапе. В строке формул меняют.

Общая выручка:

=РЯД(Динамика!$H$4;Динамика!$G$5:$G$15;Динамика!$H$5:$H$15;1)

на =РЯД(Динамика!$H$4;Динамика!ВДата;Динамика!ВОбщ;1).

Аналогично по торговым маркам «Омега» и «Дельта»:

=РЯД(Динамика!$I$4;Динамика!ВДата;Динамика!ВОмега;2);

=РЯД(Динамика!$J$4;Динамика!ВДата;Динамика!ВДельта;3).

Форматируют цвет линий графика и размер диаграммы.

В работе с интерактивными графиками часто возникает проблема, когда после нескольких манипуляций прокрутка перестает работать, а диапазон в функции «РЯД» меняется с поименованного на базовый. Чтобы настройки не сбивались, в полосах прокрутки ставят максимальную длину на единицу больше. Так, за год вместо 365 в полосах прокрутки задано максимальное значение 366 (см. рис. 17).

Рассмотрим примеры, при которых динамические графики буду полезны (рис. 21–23).

ПРИМЕР 4

Годовой объем продаж продукции ТМ «Омега» превышает объем реализации ТМ «Дельта». Нужно сравнить эти торговые марки, поэтому график общей выручки с помощью флажка отключают (см. рис. 14). Получили на диаграмме два графика (рис. 21). Чтобы получить период февраль-май, изменяют положения бегунка в полосах прокрутки.

Перед экономистом лежит отчет об исполнении маркетингового бюджета. В период с конца февраля до середины мая проводили комплекс маркетинговых мероприятий по повышению продаж продукции ТМ «Дельта».

По расчетам маркетологов, объем продаж ввиду значительных скидок должен был превысить выручку по приоритетной продукции — ТМ «Омега». Как видно из графика на рис. 21, этого не произошло. Маркетинговая акция провальная. Важно обозначить причины провала в отчете об исполнении маркетингового бюджета. Наиболее распространенные причины: ошибка в целевой аудитории, акция совпала с активностью конкурентов на аналогичную продукцию.

В отдельные дни рассматриваемого периода незначительные пики продаж все-таки наблюдаются, однако их нельзя напрямую связать с маркетинговыми мероприятиями, так как продажи другой продукции также на высоком уровне.

ПРИМЕР 5

В сентябре при проведении следующего комплекса стимулирующих мер ранее допущенные ошибки (пример 4) проанализировали и устранили (рис. 22). В результате в августе-сентябре вышли на объем выручки ТМ «Дельта», запланированный в маркетинговом бюджете. Повышенные объемы продаж ТМ «Дельта» держались до конца октября. Это более длительный период, чем планировалось. Более того, еще около месяца продажи обеих торговых марок были на одном уровне. К концу года выручка от ТМ «Дельта» уже превышала ТМ «Омега» (рис. 22).

Данные маркетинговые мероприятия и политику продаж следует признать успешными, их нужно применить и на следующий год.

ПРИМЕР 6

Если просмотреть весь динамический график (с помощью прокруток сделать это удобно и быстро), то общий объем выручки соответствует динамике продаж ТМ «Омега» и ТМ «Дельта». Однако в отдельные периоды (рис. 14, 22 и 23), когда продажи от упомянутой продукции отсутствуют или на низком уровне, выручка в компанию продолжает поступать.

Нужно проанализировать группы товаров, что продавались в эти интервалы, и факторы роста продаж (вызваны рекламной поддержкой, сезонный спрос или иной фактор), а также выработать политику продвижения и продаж на следующий год.

Чтобы принять обоснованные решения, которые нужно заложить в плановые показатели на следующий год, анализ по категориям можно провести по методу АВС + XYZ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информативная визуализация — лаконичный способ привлечь внимание к показателям, которые в письменных отчетах остаются без должного внимания ввиду высокой загруженности руководства. Корректно сформированный набор диаграмм уже сам по себе аналитический отчет. Важно не только показать произошедшие за год изменения, но и объяснить причины отклонения показателей, указать, какие меры реагирования были предприняты в середине года, оценить их достаточность.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2018.

Пример:

в ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z спрашивали: «Как вы относитесь к вакцинации?»

Полученные ответы (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

ТаблицыИстория33.png

Рис. (1). Диаграмма

Сформулируй по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажи предположение о том, чем объясняется: а) сходство и б) различие. Ответ запиши на бланке ответов № (2), указав номер задания.

Изображение состоит из самой диаграммы (закрашенных столбиков разной высоты); шкалы, отображающей какую долю в % составил каждый из вариантов ответов; легенды диаграммы, которая показывает, какому варианту ответа соответствует каждый из столбцов.

Для выделения сходств и различий необходимо определить, какие группы опрошенных сравниваются. В данном примере сравнение идёт между мужчинами и женщинами. Затем нужно сравнить столбики одного цвета в группе мужчин (слева) и женщин (справа).

Обрати внимание!

Сравнивать необходимо группы опрошенных между собой (мужчины и женщины, группы разных возрастов, с разным уровнем образования и так далее), а не варианты ответов внутри одной группы.

сходства.png

Рис. (2). Сходства

Можно провести сравнение визуально, соединив столбцы одинакового цвета линией, или с помощью цифр на шкале слева. На примере мы видим, что столбы серого цвета («регулярно делаю прививки») совпадают. Так мы получаем первый элемент нашего ответа — вывод о сходствах.

Далее необходимо объяснить возможные причины, приведшие к такому сходству. Например, значительные доли мужчин и женщин постоянно делают прививки, потому что это необходимо для поддержания здоровья человека в современном мире, ИЛИ потому что государство в лице поликлиник, детских садов и школ контролирует получение прививок гражданами. Это второй элемент ответа.

Обрати внимание!

Причины, названные тобой, не обязательно должны соответствовать российской действительности или быть достоверными. Объяснение должно быть логичным с точки зрения представленной информации, функционирования общества и его сфер.

различия.png

Рис. (3). Различия

Для формулирования выводов по различиям обратимся к столбикам чёрного цвета. Мужчины в два раза чаще ((20) %) отказываются от вакцинации, чем женщины ((10) %). Это будет вывод о различиях — третий элемент ответа.

Причиной этого различия может быть то, что мужчины, как правило, меньше заботятся о своём здоровье, ощущают себя здоровее и выносливее женщин. Это будет четвёртый элемент ответа.

Ответ: одинаковые доли опрошенных ((45)%) мужчин и женщин регулярно делают прививки. Это связано с тем, что это необходимо для поддержания здоровья человека в современном мире.

Мужчины в два раза чаще ((20)%) отказываются от вакцинации, чем женщины ((10)%). Причиной этого различия может быть то, что мужчины, как правило, меньше заботятся о своём здоровье, ощущают себя здоровее и выносливее женщин.

Обрати внимание!

В ответе важно указывать проценты долей опрошенных.

Источники:

Рис. 1. Диаграмма. © ЯКласс.

Рис. 2. Сходства. © ЯКласс.

Рис. 3. Различия. © ЯКласс.

Зачем нужны диаграммы в дипломной работе

В дипломной работе при использовании статистических данных, результатов расчетов, важно наглядно показать ключевые числовые закономерности. Для этого удобно использовать такой инструмент как диаграмма.

Диаграммы разного типа позволяют визуализировать сложные взаимоотношения между количественными элементами информации, показать динамические процессы.

Виды диаграмм

Существует несколько видов диаграмм:

  1. Гистограмма – традиционная столбчатая или линейная диаграмма.
  2. Круговая или секторная диаграмма.
  3. Радиальная или сетчатая диаграмма.
  4. Диаграмма Венна.
  5. Диаграмма-область.

Выбор типа диаграммы определяется назначением и типом информации, а также требованиями методических рекомендаций конкретного вуза.

Пример гистограммы

Рисунок 1. Пример гистограммы

Пример диаграммы Венна

Рисунок 2. Пример диаграммы Венна

Правильное расположение диаграмм

Правильное расположение диаграмм определяется требованиями к расположению любых графических элементов. Диаграмма располагается после ее упоминания в тексте (с обязательной ссылкой-указанием на диаграмму). После диаграммы внизу размещается подпись диаграммы.

Как оформлять диаграммы в дипломной работе в Ворде

Создание диаграммы в Ворде выполняется по следующему алгоритму:

  1. Выбрать меню «Вставка».
  2. Пункт «Диаграммы».
  3. Выбрать тот тип диаграммы, который вам нужен.
  4. Ввести в разделы соответствующие данные.

Вставка диаграммы

Рисунок 3. Вставка диаграммы

Выбор типа диаграммы

Рисунок 4. Выбор типа диаграммы

Информация автоматически предстанет в графическом виде.

Внесение данных в диаграмму

Рисунок 5. Внесение данных в диаграмму

Обязательно отформатировать внешний вид диаграммы: изменить цветовую гамму, шрифты и подписать информацию в легенде к диаграмме.

Изменение оформления в диаграмме

Рисунок 6. Изменение оформления в диаграмме

Оформление графиков и диаграмм в дипломной работе регулируют государственные стандарты. Требования прописаны в ЕСКД (единой системе конструкторской документации) и ГОСТ 7.32-2001.

Диаграммы размещают сразу же после их упоминания в тексте.

При размещении диаграммы в тексте самой работы оформление выглядит следующим образом:

Пример оформления диаграммы в тексте работы

Рисунок 7. Пример оформления диаграммы в тексте работы

Если диаграмма вынесена в приложение, то в ее названии должны присутствовать буквенные значения. Если в соответствующем приложении несколько диаграмм.то каждой присваивается порядковый номер.

Пример ссылки в тексте на диаграмму, размещенную в приложении

Рисунок 8. Пример ссылки в тексте на диаграмму, размещенную в приложении

Пример диаграммы, размещенной в приложении

Рисунок 9. Пример диаграммы, размещенной в приложении

При использовании данных или диаграмм другого автора нужно обязательно указывать источник.

В тексте диаграммы отделяются от основного текста пустыми строками: 1 сверху и 1 снизу.

Важно помнить, что диаграммами и любыми другими графическими элементами нельзя завершать параграф или раздел, после диаграмм должны быть пояснения, а раздел -завершаться выводами.

Как подписывать диаграммы в дипломной работе

В диаграмме приводится большой объем информации, все данные для наглядности надо подписывать. Для этого создается пояснительная часть непосредственно под схемой или графиком. В подрисуночной части подписывают все элементы диаграммы, используемые обозначения и значимые функциональные зависимости.

Требования к названию диаграммы установлены ГОСТ 7.32 – 2001:

  • ¾ название размещается в центре строки,
  • ¾ в названии присутствует порядковый номер из арабских цифр,
  • ¾ после цифр через тире с большой буквы указывается название иллюстрации,
  • ¾ точка в конце названия не ставится.

Примеры диаграмм в дипломной работе

На рисунке 10 представлен пример оформления в дипломной работе гистограммы. Ошибка при внесении гистограммы в текст заключается в том, что текст, расположенный выше гистограммы, описывает содержание следующего элемента — таблицы. Целесообразнее текст, находящийся выше гистограммы, посвятить обзору содержания гистограммы и выявленным с ее помощью закономерностям.

Пример оформления гистограммы в тексте

Рисунок 10. Пример оформления гистограммы в тексте

На рисунке 11 представлен пример оформления круговой диаграммы. Все сегменты обозначены соответствующей маркировкой и выделены цветом, диаграмма информативна и правильно подписана.

Пример круговой диаграммы

Рисунок 11. Пример круговой диаграммы

Ответы на вопросы

Какой тип диаграммы лучше всего использовать?

Выбор диаграммы определяется типом представляемой информации. Если вам нужно провести визуальный сравнительный анализ близких по значению величин, то лучше использовать гистограмму, чем круговую диаграмму. Если нужно показать динамику процесса, то лучше использовать график. Главное, чтобы выбранная вами диаграмма ускоряла и упрощала восприятие информации, а не наоборот.

Можно ли все числовые данные представить в работе диаграммами?

Диаграмма в работе должна быть уместна. С помощью диаграммы можно удачно расставить акценты на наиболее важных для темы работы закономерностях. Если же работа будет перегружена графической информацией, то это затруднит ее восприятие.

Какой стиль оформления диаграмм лучше выбрать?

Диаграммы одного вида должны быть выполнены в одном стиле и быть одного масштаба. Допускается использование цвета для выделения сравниваемых областей в диаграмме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точки соприкосновения в отношениях
  • Как найти синус угла правильного шестиугольника
  • Как найти мой внутренний голос
  • Как найти плотность смеси газов по гелию
  • Как найти повторные файлы на компьютере