Чтобы написать заключение к сочинению-рассуждению, воспользуетесь следующими советами:
1. Вывод по своему объёму не должен быть больше объёма основной части;
2. Содержание вывода должно быть лаконичным: не большим, но отражающим суть сочинения;
3. Вывод должен быть взаимосвязан со вступлением, основными тезисами и аргументами сочинения;
4. При написании вывода можно руководствоваться следующими вводными словами: “обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что…”, “Итак…”, “Подводя итог…”, “Заканчивая рассуждение…”.
Опубликовано 23 октября, 2018
Сочинение для многих школьников становится одним из самых сложных видов учебных работ: оно носит творческий характер, в нём надо отразить и аргументировать собственную позицию. Мы уже давали советы по подготовке сочинений по истории, обществознанию, литературе, а сегодня подробнее остановимся на сочинении-рассуждении.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше лайфхаков и полезной информации вы найдёте в нашем телеграм-канале для учеников и студентов. А скидки и акции мы собрали в специальной группе.
Структура сочинения-рассуждения
Что значит сочинение-рассуждение? Уже из названия этого типа сочинения понятно, что оно посвящено размышлениям автора о предложенной проблеме. Она может быть взята из сюжета художественного произведения или общественной жизни либо сформулирована в виде цитаты.
План сочинения-рассуждения содержит те же пункты, что и другие творческие работы:
- Вступление (15-20% текста).
- Основная часть (60-70%).
- Выводы (15-20%).
Объём такого дискуссионного эссе обычно составляет 2 страницы, но встречаются и другие варианты. Мини-сочинение рассуждение может состоять из 1 страницы, а сочинения-рассуждения ЕГЭ должно содержать не менее 150 слов, иначе работу даже не проверят. Для итогового сочинения-рассуждения предусмотрен другой минимум — 250 слов.
По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы.
Как начать сочинение-рассуждение
Во введении сочинения-рассуждения нужно сформулировать вашу позицию по теме работы. Старайтесь при этом избегать категоричности: в большинстве случаев темы составлены так, что наиболее уместной будет выбор «золотой середины», а не одной из полярных точек.
Также во вступлении можно подчеркнуть актуальность поднятой проблемы или дать краткую информацию о произведении (если сочинение нужно писать по книге) или авторе цитаты (если тема представлена в форме высказывания).
Что такое аргумент в сочинении-рассуждении
Основная часть эссе-рассуждения должна включать аргументы, которые будут подтверждать тезис, сформулированный во введении. В качестве аргумента в сочинении-рассуждении можно использовать сюжеты классических произведений из школьной программы, факты, статистику, научные данные и личный опыт.
Оптимальное число аргументов — три, будет лучше, если они будут разноплановыми. Если вы готовите сочинение-рассуждение ОГЭ, модно ограничиться двумя аргументами, использовав приведённый в задании текст.
Вывод в сочинении-рассуждении
В качестве заключения при написании сочинения-рассуждения лучше всего использовать приём обобщения сказанного выше или призыв к действию. Главное, чтобы итог не противоречил сформулированному в начале тезису.
Клише для сочинения-рассуждения
Есть несколько универсальных фраз и оборотов, которые принято использовать при составлении сочинения-рассуждения или размышления:
- «Многие не раз задумывались о том, что …»;
- «Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в …»;
- «Автор обращает внимание на …»;
- «Авторская позиция выражается в …»;
- «Я согласен с автором в …»;
- «Подтверждением сказанному может служит следующий факт …»;
- «Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения …»;
- «Во-первых …»;
- «Во-вторых …»;
- «Таким образом …»;
- «Следовательно …».
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как написать хорошее сочинение-рассуждение
Дадим несколько советов, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку или литературе:
- Уделите основное внимание формулированию тезиса, от этого будет зависеть весь дальнейший текст.
- Лучше избегать аргументации из произведений, которые не входят в обязательный список. Преподаватели могут быть не знакомы с их сюжетом и не засчитать такое доказательство.
- Следите, чтобы введение и заключение перекликались, так вы подчеркнёте сформулированный тезис.
- Придерживайтесь плана сочинения-рассуждения по русскому или литературе, не смешивайте разные части структуры. Используйте правило: одна мысль — один абзац.
- Не поленитесь перечитать работу перед сдачей. Даже в краткое сочинение-рассуждение могут вкрасться ошибки или опечатки.
Пример сочинения-рассуждения
Приведём несколько образцов сочинения-рассуждения:
- Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг — выбор или необходимость?».
- Пример сочинения-рассуждения ОГЭ.
- Шаблон сочинения-рассуждения.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, как писать сочинение-рассуждение и сможете подготовить хорошую работу. Или, если не уверены в своих силах, доверить написание профессионалам: оставляйте заявку на сочинение и будьте уверены в высокой оценке.
Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.
Сочинение-рассуждение всякий раз имеет цель уверить читателя (слушателя) в чём-то, когда нужно поменять или же консолидировать своё соображение по определённому вопросу (если понятия создателя и читателя совпадают). Вследствие этого база размышления делается внятно сформулированной, понятной и обоснованной с различных точек зрения одной ключевой мыслью. Временами нелегко сделать вывод в сочинении-рассуждении.
Оглавление:
- Написание на свободную тему
- Главная часть и содержание аргументов
- Вывод в сочинении
Сочинение-рассуждение всякий раз имеет цель уверить читателя (слушателя) в чём-то, когда нужно поменять или же консолидировать своё соображение по определённому вопросу (если понятия создателя и читателя совпадают). Вследствие этого база размышления делается внятно сформулированной, понятной и обоснованной с различных точек зрения одной ключевой мыслью. Временами нелегко сделать вывод в сочинении-рассуждении.
Написание на свободную тему
Учащийся обязан составить сочинение по конкретной теме. Когда сообщают в эссе-описании информацию, стоит ярко обрисовать вещь, положение или же пейзаж. А вот в повествовании надо быть готовым сделать мини-рассказ. В случае с сочинением-рассуждением надо попытаться предположить всё как корреспондент, который обосновывает собственную точку зрения. Внятно и всецело сконструировать надо идею, которую нужно чётко обосновать.
Необходимо начать и прочесть формулировку нескольким людям при написании. Если у них нет вопросов по позиции автора (возражения против сущности вопроса не учитываются), то формулировка станет удачной. Затем возможно приступить к написанию размышления. Учитель нередко предлагает какой-нибудь тезис (предложение) для рассуждения. Надо дать своё согласие с ним (или нет) и защищать собственную мысль.
Нужно доказать точку зрения по конкретной схеме (структуры текста):
- Вступление — тезис, главная мысль, которую нужно обосновать.
- Главная часть — подтверждение тезиса (аргументы).
- Вывод — закончить и обобщить упомянутые слова.
Необязательной, но желательной частью аргумента считается короткое вступление, задача которого — втянуть читателя в разговор, описать сущность и актуальность трудности.
Главная часть и содержание аргументов
Основная часть — это отправная точка размышления. Возможно говорить об актуальности темы, её значительности для общества. Если уместно, берут экскурсионную поездку по ситуации, приводят примеры из книжек, журналов, смотрят на работу иных создателей и т. д. В общем, дают возможность понять, согласны ли с тезисом, о котором сообщают, или же нет. Таким образом, готовят основу для аргументов в ведущей части.
Мотивирования в рассуждениях должно быть не менее 2/3 от общего размера. Подходящее число их для маленького (школьного или же декабрьского экзаменационного) эссе — три. Наилучшими аргументами считаются общеизвестные исторические факты (или общеизвестные, но которые, возможно, непросто отыскать во влиятельных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д. ). Неплохим свидетельством будет статистика обсуждаемых мероприятий. В практике школьных сочинений более весомым аргументом считается литературное произведение, но не всё, а его эпизод, сюжетная линия, ситуация героя, которые признают исследуемую идею.
Индивидуальный опыт ещё может работать аргументом, но надо знать, что эти подтверждения менее убедительны, и было бы отлично предположить их в форме расширения ведущих прецедентов, популярных и влиятельных. Затем надо сделать вывод в сочинении-рассуждении.
Вывод в сочинении
Нередко писать вывод в итоговом сочинении приходится на скорую руку. Вследствие того, что время уходит и уже утомились трудиться, есть желание окончить всё как можно быстрее. По причине этого в выводе делается большое количество ошибок.
Это всё углубляет тезис, и сложно сопоставить очевидные рекомендации, критерии, сделать общий мониторинг. В заключение нужно внятно составить вывод и изложить всё своё мнение.
Необходимо объяснить, каков фундаментальный контент для общества или почему люди обязаны обращать на это внимание. Описать свои эмоции от работы, цитаты или темы. Правильно написать вывод в сочинении несложно, учитывая правила.
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Вступление и заключение сочинения должны быть примерно одинакового объема, составляют они примерно по 1/6 от объема всего сочинения. В заключении должны содержаться выводы, подведение итогов. Красиво, когда заключение перекликается со вступлением (кольцевая композиция).
Если речь идет о сочинении ЕГЭ по русскому, то в заключении желательно объединить предложенный детям для анализа текст, аргумент из литературы и пример из жизни, показать, что все они взаимосвязаны.
Пример: «Проблема взаимовыручки, поднятая автором (ФИО) актуальна во все времена. Над ней задумывались писатели-классики, современные авторы, она интересна и нам, людям 21 века. Каждый человек в своей жизни нуждался в поддержке товарища, и хорошо, когда рядом находится такой человек, который в трудную минуту протянет руку помощи».
Если речь идет не о сочинении ЕГЭ, то можно в заключении написать об актуальности проблемы, темы, о ее значимости во все времена. Или рассказать, как именно ты (автор сочинения) связан с данной темой).