Как составить я концепцию педагога пример

Автор: Зариева Татьяна Евгеньевна

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

Василий Осипович Ключевский

Я, Зариева Татьяна Евгеньевна, семь лет работаю преподавателем специальных дисциплин в ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум».

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования тех, кого он обучает. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых развивается и получает образование будущий специалист. Сегодня нам, нашей стране нужны физически и морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета педагог должен воспитывать именно такие  личности, а, вернее, учить, как стать личностью, которая сможет поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Моя концепция основывается на любви к тем, кого учу. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха.

Действительность требует поиска новых методов и приѐмов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, поэтому веду поиски новых эффективных технологий, подходов в обучении, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», — писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Мне повезло, что я встретила на своем профессиональном пути Учителя Учителей — доктора педагогических  наук, профессора Губанову Маргариту Ивановну. Посещая курсы повышения квалификации, на которых преподавала Маргарита Ивановна, уяснила для себя, что человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.

Когда я знакомлюсь со своими первокурсниками, то понимаю, что мы все находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями, но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Главное признать  уникальность каждого студента и его индивидуальную учебную деятельность. Моя роль состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, но и организации такой образовательной среды, которая позволяет студенту опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Со своими учениками веду совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию студента и развитие его личностных качеств.

Разделяю слова К.Д. Ушинского «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Ведь если студенты имеют только лишь знания по предмету, но не умеют применять их на практике, то и весь процесс обучения можно назвать пустой тратой времени.

На первом месте в моей педагогической деятельности я ставлю цель – всестороннее развитие личности студента, и, конечно же, самого преподавателя. Преподаватель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу по предмету, но и расширять свой кругозор, стремиться всегда к новым познаниям, и не только в своей профессии.

Преподаватель должен руководствоваться девизом, что учитель должен не учить учащегося, а научить учиться. Преподаватель должен создать такую мотивацию к обучению, чтобы студент сам, по собственной инициативе стремился к новым знаниям и вместе с тем делился своими знаниями с окружающими. Преподаватель должен быть опытным консультантом, под умелым руководством которого студенты приобретают знания, умения и навыки.

В личностно- ориентированном обучении выделяю следующие принципы:

— учитель признает уникальность каждого ученика;

— каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека;

— каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений;

— любой изучаемый материал представляю в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой студента.

Я всегда помню, что каждый мой студент – человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться.

Моя педагогическая философия предельно проста: педагог должен уважать студента, видеть в нём личность, воспитывать в студентах активную жизненную позицию, открывать перед ними добро и красоту, быть неравнодушными к проблемам окружающих, научить ориентироваться в современной жизни.

Считаю, что главная задача моей педагогической деятельности — не только дать определённую сумму знаний, но и показать их практическую ценность и необходимость для адаптации в дальнейшей жизни.

Преподаватель — это профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу.

Нужно всегда помнить, что ни одна педагогическая концепция не будет существовать, если не соблюдать главный принцип – любить и уважать своих обучающихся, воспринимать их такими, какие они есть!

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра воспитательных систем

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  3

Профессиональная Я — концепция педагога (воспитателя).

Руководитель: ст. преподаватель

Л.А. Гридина

Слушатель курсов «Социально-

                                                                          педагогическая

                                                                                              поддержка воспитанников

                                                                                                   образовательных учреждений

                                                                                          для детей-сирот и детей,

                                                                                             оставшихся без попечения

                                                                    родителей»

                                                                                                    Богданова Лариса Васильевна

МБОУ детский дом «Надежда»

                                                                г. Дубна

2012 г.

Содержание:

 1.Введение…………………………………………………………………….…3

2.Понятие Я-концепции………………………………………………………….4

3.Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога…….6

4. Профессиональная самооценка……………………………………………..7

5. Аспекты самооценки………………………………………………………….10

6. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя)..11

7.Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития………..12

8. Заключение…………………………………………………………………….14

9. Используемая литература……………………………………………………..15

2

Введение

    Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть воспитательской  профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

    А.С. Макаренко указывал —  ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В. А. Сухомлинский  не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

    Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого воспитателя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и педагоге -профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

3

Понятие Я-концепции

  Для того чтобы  контролировать и корректировать свой личностный рост педагогу необходимо постоянно осуществлять рефлексию своего поведения, результатов профессионального учения, самовоспитания и т.д., то есть постоянно видеть плюсы  и минусы  своего личностного развития – как бы видеть себя со стороны.

  Рефлексия – умение осознавать свое внутреннее психическое (эмоциональное) состояние и то, как тебя воспринимают окружающие люди. Свой личностный рост педагог должен осуществлять по теории

«Я-концепции».

   Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

  Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

Представление о себе по модели «Я-концепция».

Компоненты «Я-концепции»:

  1. Когнитивный  компонент – образ своих:
  1. качеств;
  2. способностей;
  3. внешности;
  4. социальной значимости.
  1. Эмоциональный компонент:
  1. самоуважение;
  2. себялюбие;
  3. самоуничижение.
  1. Оценочно-волевой компонент:

стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Структура «Я-концепции»:

  1. Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время);
  2. Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки);
  3. Я – динамический (каким я стараюсь стать);
  4. Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно).

4

   Если сделать проекцию на педагогическую деятельность, то правомерен вывод о том, считает Г.М. Коджаспирова, что формирование «образа Я» у воспитателя  (а значит, позиции «Я – педагог») как субъекта этой деятельности продуктивно только при условии формирования ответственности в его сознании как непреложного морального установления.

   Эта теория разработана зарубежными учеными-психологами З. Фрейдом, Э. Берном, К. Благим и М. Шебеком, английским ученым Р. Бернсом и др. Из отечественных ученых теорию «Я-концепции» разрабатывали И.С. Кон (его книга «Открытие «Я»»), В.А. Ядов, А.В. Мудрик, Е.Н. Пехота, К. Мудзыбаев и др.

   Видный теоретик и практик современной отечественной педагогики В.И. Журавлев считает, что знание и использование теории «Я-концепции» специалистом (в процессе самостоятельной профессиональной деятельности) обязательно.

   В.И. Журавлев относит знание и использование этой теории к общепедагогическим стандартам профессионализма.

   Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции  обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная  Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.

           Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

           Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией .

5

    Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога.

  Самооценка профессиональных способностей званий и достижений это важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.

  Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или

отдельным качествам личности. Самооценка выступает важным регулятором

поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его

критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем

самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие

личности.

   В работах С.Ю. Головина описаны главные функции самооценки. К ним он относит:

— регуляторную, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности .

   В.А. Степанов в своих исследованиях выделяет следующие виды

самооценки :

— прогностическая самооценка – оценка субъектом своих возможностей,

определение своего отношения к ним (оценка будущих достижений);

— актуальная самооценка – оценка и основанная на ней коррекция

исполнительских действий по ходу развёртывания деятельности. Основой этого вида самооценки является самоконтроль (оценка педагогом своих сегодняшних

возможностей);

— ретроспективная самооценка – оценка субъектом достигнутых уровней

развития, итогов деятельности, поступков. Одной из характеристик выступает мера критичности к себе (оценка вчерашних достижений);

  В работах С.А. Подосинникова выделяется рефлексивная самооценка –

предполагаемая оценка себя со стороны других , а в трудах Н.П. Рапохина

рассматривается социальная самооценка — это оценка педагогом самого себя,

относительно своего места среди других людей: коллег, учащихся, родителей.

  Психологически компетентно вести себя во взаимодействии с другими людьми – это значит знать, в каких ситуациях межличностного взаимодействия у вас возникают чувство неуверенности в себе или, наоборот, чувство превосходства и другие эмоции.

 Для гармонически развитой, зрелой личности педагога характерна адекватная самооценка, которая, прежде всего, выражается в реализме ожиданий и благоразумии.

6

Профессиональная самооценка.

  Профессиональная самооценка – это сознательные суждения педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость, определяемая общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д.

   Основными параметрами профессиональной самооценки являются

степень адекватности, критичность и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными и качественными характеристиками

самооценки.

  Адекватность характеризует самооценку относительно её соответствия

или расхождения с фактической мерой определённого качества у субъекта

самооценки. Важным критерием адекватности самооценки педагога может

быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих на основе

рефлексивного анализа. В связи с этим самооценка может быть адекватной или неадекватной, заниженной или завышенной. Каждая из названных

разновидностей самооценки может отличаться определённой мерой

устойчивости.

  Устойчивость является положительной характеристикой самооценки,

если она сочетается с динамичностью, сущность которой заключается в

способности личности менять высоту самооценки на основании критического анализа результатов собственной деятельности и поведения, а также под воздействием объективных изменений в требованиях к ней окружающих или её собственных требований к себе.

   Проблема исследования профессиональной самооценки тесно связана с

осознанием уровня притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других.

   Профессиональная самооценка педагога может быть рассмотрена как

важный элемент в процессе его подготовки. Для ее понимания есть три

существенных момента. Во-первых, важную роль в ее формировании играет

сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть

соотношение реальности с представлением о том, каким педагог хотел бы быть.

   Второй фактор, важный для формирования профессиональной самооценки,

связан с интериоризацией внешних социальных реакций в сознании

конкретного педагога.

7

 И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование профессиональной самооценки заключается в том, что педагог оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Педагог испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает

хорошо, а от того, что он избрал определенное дело, а именно педагогическую профессию и стремится достичь в ней успехов.

  В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала.

           Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями.

           Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития.

           Исследования А. Реан показали, что образ «Я» у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость (методика Лири). Причем по лидерству отклонение отрицательное, а по двум другим качествам — положительное. Это означает, что лидерство, по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к «идеальному» образу педагога-профессионала. Но фактически исследование сформированности «лидерства» у педагогов показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивного варианта развития по нарастанию авторитарности и связанности с такими качествами личности, как властность и деспотичность.

           Таким образом, данное стремление приблизиться к «идеалу», скорее, уводит от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Думается, что в этом искаженном представлении об идеале педагога как властной, доминантной личности отразились укорененные в сознании идеи авторитарной педагогики.

           Такие качества, как уступчивость и доверчивость, по самооценке педагогов, выражены у них слишком сильно. И, следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу «Я» необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым.

           Оказывается, чем оптимальное мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность. Именно для данной категории педагогов характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций; о том, что работа над собой,

8

приближение к идеалу педагога-профессионала должны идти по пути ограничения властных, жестких, авторитарных начал. И наоборот, чем менее оптимален мотивационный комплекс педагога, чем менее значимы для него собственно внутренние мотивы профессиональной деятельности, тем более связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность. Именно этих качеств, в его представлении, ему не хватает для приближения к Я-образу профессионального идеала.

           Таким образом, к самосовершенствованию стремятся как педагоги, имеющие внутреннюю, продуктивную, мотивацию, так и педагоги с неоптимальной профессиональной мотивацией. Но пути для этого выбираются разные: одни стремятся стать менее, другие — более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу.

           Между отклонениями самооценки педагога от образа «идеала» по параметрам «лидерство» и «уступчивость» существует не прямая, а обратная, отрицательная зависимость. Иначе говоря, чем больше у педагога выражено стремление развивать в себе лидерские качества, тем больше у него выражена тенденция избавляться в процессе самосовершенствования от «излишней» мягкости, уступчивости. По мнению педагога, от идеала его отдаляет не только слабое выражение лидерского начала, но и слишком высокая уступчивость в общении. И наоборот, тот, кто полагает, что его гипертрофированное «лидерство» нуждается в ограничении, связывает приближение своего профессионального идеала с дальнейшим развитием в себе такого качества, как уступчивость.

           Чем больше педагог стремится к ограничению негативизма в поведении, тем в меньшей степени его коммуникативная активность связана с передачей информации. В структуре коммуникативной активности таких педагогов доминируют процессы приема информации. Чем больше в структуре коммуникативной активности педагога процессы передачи информации преобладают над процессами приема информации, тем больше отклонение самооценки от идеала по параметру «требовательность-непримиримость». Причем, это отклонение может быть как отрицательным, так и положительным, речь может идти о желании как повысить, так и понизить свою требовательность. Педагоги, преимущественно ориентированные на передачу информации, стремятся к большей требовательности, нежели педагоги, в коммуникативной активности которых преобладают процессы приема информации.

9

Аспекты самооценки.

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:

           а) операционально-деятельностный;

           б) личностный.

   Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога  связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).        

  Личностный аспект профессиональной самооценки воспитателя  выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа

 «Я-профессионального».

Психологи В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин выделяют несколько оснований самооценивания педагогом своих личностных качеств:

а) понимание и осознание самого себя, своей педагогической

деятельности, общения и личности;

б) эмоциональное отношение и оценивание педагогом особенностей

самого себя. Здесь закладывается «Я-концепция» педагога. Постепенно у

педагога на основе представлений о себе в отдельных педагогических

ситуациях, на основе мнений воспитанников  и коллег складывается устойчивая «Я-концепция», придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции педагог оценивает всё происходящее в образовательном учреждении в отношении самого себя;

в) способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая

о конструктивности и действенности профессиональной самооценки;

   В педагогической деятельности формирование профессиональной

самооценки педагога осуществляется поэтапно:

1) Коммуникативный этап, когда в процессе общения и взаимодействия

педагога с педагогическим коллективом, воспитанниками  и их родителями

вырабатываются определенные представления о себе, формируется «образ Я» педагога, вследствие чего проявляется поведение педагога в различных

ситуациях образовательного процесса;

2) Этап социально значимой деятельности – собственно педагогическая

деятельность;

3) Самопознание – овладение специальными самооценочными знаниями,

методами и формами взаимодействия с педагогическим коллективом,

учащимися и их родителями.

   Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна.

10

Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя).

 Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.

   Функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности; интерпретация жизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении своего будущего. Достижение внутренней согласованности личности: столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:

1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,

2) отказывается видеть вещи, такими как они, есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или,

3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

   Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание.

   Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. Сложившаяся  Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само — тождественности. Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли.

11

 Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

  По мнению Э. Эриксона стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.    

Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития.

   Педагог с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство

незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих

стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству

психологической самозащиты.

   Рассмотрим прежде всего личностные причины недооценки профессиональной эффективности:

     1.Недооценка профессиональной эффективности прежде всего связана с завышенными требованиями. Завышенные (в том числе профессиональные) требования к себе предъявляют, как правило, педагоги, имеющие установку достигать идеального100% результата в любой сфере деятельности.

       2. Вторая личностная причина, приводящая к разочарованности в своем профессионализме – это установка  на получение быстрого результата. В случае отсутствия быстрого результата педагог с такой установкой  будет испытывать разочарование.

12

  Низкая самооценка приводит педагога к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Такой педагог часто испытывает сильные неприятные переживания– гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто он  использует  слова «должен», «обязан». Он  всегда пессимистичен и предполагает неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Его  смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

   Для повышения уровня профессиональной компетентности педагога чрезвычайно важно:

 1) изучать психологические причины, по которым самооценка  и оценка результатов труда может не соответствовать реальности,

2) формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности,  

   Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу  профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет повышение самооценки и профессиональное творческое долголетие.

Программа может иметь следующие пункты:

  1. активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;
  1. готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок;
  1. укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
  1. создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
  1. поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;
  1. внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;
  1. способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

13

  1. умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
  1. установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);
  1. исключение из своей жизни саморазрушающих  и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости.

   Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит «быть на дружеской ноге» со своей работой.

Заключение

   Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать. Все это может быть осуществлено на основе личностно — деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

14

Используемая литература

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989
  2. Занина Л, В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие. – Ростов- на Дону, 2003.
  3. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.
  4. Ягушева  С. Д. Основы педагогического мастерства. – М., 2010.
  5. Интернет – ресурсы

15

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.

Моё понимание сущности понятия «Я-концепция педагога» (анализ определений)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Моё понимание сущности понятия «Я-концепция»

Я-концепция – это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С.Т.Джанерьян).

Я-концепция — осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).

Определение С.Т.Джанерьян более полное, обозначает цель человека, у которого сформирована Я-концепция – это саморазвитие и самореализация человека в профессии.

По определению А. К. Марковой, человек, обладающий сформированной Я-концепцией, сравнивает себя с Я-идеальным, с абстрактным коллегой. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.

Сходства данных определений заключается в том, что они связаны с самосознанием, с представлением человека о себе.

По моему мнению, Я-концепция педагога – это система человека представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения. Уровень сформированности Я-концепции педагога очень важен: человек лучше понимает, куда двигаться, что и как делать, результаты его труда повышаются, а самооценка растёт, самочувствие и настроение улучшается.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами

Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя. Но, одни отождествляют ее с понятием самосознания, другие смотрят на Я-концепцию, в первую очередь, как детерминанту поведения. По теории бихевиоризма Я-концепция – это способ поведения [Шибутани Т.,1998]. Я-концепции даются следующие определения:

1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма [Социальная психология личности в вопросах и ответах под ред. В.А.Лабунской, 1999].

2. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой [Бернс Р.,1986].

3. Я-концепция – это убеждения, с помощью которых человек определяет себя (дает ответы на вопросы кто Я). Элементы Я-концепции – Я-схемы, шаблоны сознания, с помощью которых человек организует свои миры. Я-схемы активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию, как мы воспринимаем, запоминаем, оцениваем окружающих и самих себя. Я-концепция включает Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, возможные Я, т.е. какими мы можем стать и какими мы бы хотели стать, и социальное Я [Майерс Д., 2004].

4. Я-концепция – набор определенных перцептивных Я-образов, определяющих поведение [Шибутани Т., 1998].

5. Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе [Шибутани Т., 1998].

6. Мид Д. определяет Я-концепцию как субъективное переживание коллективной точки зрения [Шибутани Т., 1998].

Разработкой понятия Я-концепция занимались психологи, принадлежащие к различным психологическим школам: Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Эриксон Э. и Роджерс К

Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я.

Информация по теме:

Источник

Дисциплина: Введение в педагогическую деятельность Практическое задание 3, Модуль 3. Профессионально-личностное саморазвитие учи. Практическое задание №3_Павлов О.А. А. К. Маркова предполагала что, человек, со своей готовой яконцепцией, сравнивает себя с некоторым идеалом (Яидеальный), который этот человек представляет в своем сознании. По мнению этого автора, у профессионало

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Организация и проведение учебно-производственного процесса по подготовке водителей автомототранспортных средств (620)

Дисциплина: Введение в педагогическую деятельность

Практическое задание 3, Модуль 3. Профессионально-личностное саморазвитие учителя

слушатель Павлов Олег Анатольевич

Буншафт Елена Николаевна

Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений. Сравните данные определения: каковы их сходства и различия? Опишите свою собственную профессиональную Я-концепцию, отразив в своем описании структуру Я-концепции личности педагога.

Первое определение «Я-концепции»это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С.Т.Джанерьян).

По моему мнению, Я-концепция педагога – это система представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения.

Уровень развития собственной Я-концепции несомненно важен : Человек познав себя лучше представляет в каком направлении двигаться дальше, начиная от профессии и заканчивая бытовыми делами.

Проведённое в школе диагностическое исследование позволило выявить группы педагогов, для которых характерны следующие особенности, связанные с их самопознанием и саморазвитием:

— высокий уровень знаний о профессии и о самом себе;

— уверенность в своих силах и возможностях;

— глубокий самоанализ чувств и опыта;

— возрастающая ответственность, интерес к работе;

— высокий уровень владения конструктивными и коммуникативными умениями;

— энергичность, прилежание, сдержанность.

Опишите особенности профессиональной деятельности (преподавания, воспитания) у педагогов каждой группы так, как Вы их видите.
1 тип : Советчик
Ориентирован на саморазвитие, самосовершенствование. Применяет новые формы подачи информации, использует передовой педагогический опыт. Активно ведет поиски путей совершенствования. Основной формой подачи материала являются лекции, доклады, рефераты. Хорошо владеет практической стороной знаний. Знает свои положительные и отрицательные стороны. У учителя данной группы высокий уровень аналитических умений.
Уверенность в своих силах и возможностях
Рассуждающе-методичный, ориентация на результативность

Источник

Профессиональная Я-концепция педагога

Страницы работы

screen 1

screen small 1

screen small 2

Фрагмент текста работы

Профессиональная Я-концепция педагога.

2. Профессиональная Я-концепция педагога

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), рассматривали целостность человеческого Я как важнейший фактор поведения и развития личности.

Как научное понятие Я-концепция вошло в обиход специальных исследований сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки.

Роберт Бернс, (один из ведущих английских ученых в области психологии) так определяет это понятие:

Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я».

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Структура Я-концепции (Роберт Бернс)

1. Реальное Я— представление человека о себе, каков он на самом деле, в настоящее время (как воспринимает свое тело, внешность, способности, черты характера, роли, свой актуальный статус и т.д.)

2. Зеркальное (социальное) Я представления индивида о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к личности, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах.

3. Идеальное Я— это представление личности о себе в соответствии с желаниями (каким бы я хотел быть ).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются.

Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям:

Ø Может составлять одно из важнейших условий саморазвития личности, ее самосовершенствования.

Ø Может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, может привести к депрессии, в связи с недостижимостью идеала (если они оторваны от реальности, а человек этого не понимает). Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, чрезмерно оторванным от реальности, должны специалисты (педагоги, психологи, психотерапевты)

Кроме трех основных составляющих, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем).

Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он имеет действенные мотивы, которые соответствуют признаку “стремлюсь”. В

Я-конструктивное входят те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Помимо рассмотренной модели (структуры) Я-концепции в литературе можно также встретить следующие подходы:

Источник

Профессиональная Я-концепция педагога

Психологические науки

Похожие материалы

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-конценции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.

Самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.

Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения.

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять два аспекта.

Самооценка по этим двум аспектам не всегда согласована. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять:

Низкая самооценка результата не всегда говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Педагогические способности определяются как индивидуально-типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению.

Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению.

Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…».

Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми.

Для этого необходимо:

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который дал им соответствующие общие определения:

Классификация педагогических способностей (Н. А. Аминов)

Успешность, по мнению Н. А. Аминова, выступает в качестве основы дифференциации педагогических способностей. Выделяются два ее вида:

Первый вид — это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй — конкурентоспособность.

Терминальная способность (повышающая конкурентоспособность) к педагогической деятельности предполагает в своей структуре преобладание сопротивляемости к развитию синдрома эмоционального сгорания (истощения эмоциональных ресурсов).

Терминальные способности (собственно способности) исследователь определяет как индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают конкурентоспособность, т. е. успешность в ситуации соперничества (соревнования) с другими на любом поприще.

Инструментальные способности Н. А. Аминов рассматривает как способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими. Эти способности делятся на две группы: общие (перцептивные) способности; и специальные способности: эмоциональные, волевые, мнемические и др.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Моя педагогическая концепция

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Эти слова В. А. Сухомлинского – воплощение моего личного представления об учителе начальных классов, которые являются факелом моей педагогической деятельности.

Для меня педагогическая деятельность – это не работа, а творчество, искусство, сопереживание.

Убеждена, что не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для малышей увлекательным и интересным, приносить моральное удовлетворение и чувство гордости за свои успехи. Тогда интересно учиться, легко учиться, радостно учиться. Наполнить учебный труд ребенка счастьем, радостью и тогда услышишь музыку детской души — это основной принцип моей работы. Свое профессиональное кредо я выразила в семи нотах музыкальной гаммы.

И вот они семь моих профессиональных убеждений.

Нота ДО.

Первое профессиональное убеждение: учитель должен учиться всему и постоянно.

Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам. Учитель должен постоянно учиться, учиться…

«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»

К.Д.Ушинский

Я благодарна судьбе за то, что каждый день встречаюсь с ребятами, и с ними я снова и снова учусь быть Учителем. Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников.

Постоянно и целеустремленно работать над собой  вот основная задача современного учителя.

Наверное, самому нужно быть немножко ребёнком, чтобы чувствовать, что именно может заинтересовать детей, что им близко и понятно.

Девизом моей работы стала фраза: «Не ждать, а действовать!». Я ищу новые методики, подходы к детям, подстраиваюсь под современные условия, активно осваиваю новые технологии, прохожу дистанционные курсы повышения квалификации, стараюсь разнообразить уроки, провожу дискуссии и обсуждения, ведь детям так важно, чтобы их услышали и поняли. В нашей школе полным ходом идёт внедрение современных компьютерных технологий, проектная деятельность. Я считаю, что это большой шаг в развитии образования, ведь в современной жизни практически нельзя обойтись без компьютерных технологий.

Я считаю, что кругозор учителя должен постоянно расширяться.

Хороший учитель  это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты  новейшие открытия, исследования, достижения.

Мой рабочий день начинается и заканчивается обучением, я учу своих учеников и учусь сама. Бывает, что я ошибаюсь, но учусь на своих ошибках. Часто мечешься в поиске ответа на вопрос, заданный пытливым учеником, беседую с родителями на разные темы… Да мало ли какие вопросы решает учитель?! Но я постоянно в движении, в суете жизни, в гуще событий, в стремлении познания науки и окружающего. А иначе нельзя, ибо я перестану быть учителем, потеряю уважение к себе не только учеников, их родителей и окружающих, но и потеряю самого себя.

Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Учитель  это даже не профессия, это предназначение человека в этом мире. Не каждый может стать учителем, а избранный, тот, кто чист душой, чьи уста не лукавы, у кого добрые помыслы, кто не добренький, а справедливый, кто не гонится за «длинным рублём» в педагогике, кто понимает, что учительский труд  нелёгкая ноша. А вот как раз в ней-то и состоит наше учительское счастье! Я считаю себя счастливейшим человеком!

Конечно, всё постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый из нас: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди!».

Нота РЕ.

Мое второе профессиональное убеждение: учитель должен уметь и хотеть работать с детьми, видеть в ребенке личность и индивидуальность.

Педагогика будущего направлена на создание такой модели обучения и воспитания, которая способствует свободному развитию личности ребенка, индивидуализации обучения, развитию мотивации к саморазвитию и адаптации к имеющимся социальным условиям.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий. Задача каждого педагога создать такое образовательное пространство, которое обеспечивает каждому ребенку право на жизнь, здоровье, образование, труд, на свою неповторимую индивидуальность с собственными интересами и способностями. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребенком помогает преодолеть неуверенность и застенчивость, чувствовать себя комфортно и уютно, легко и быстро адаптироваться в новых условиях.

Каждая встреча с ребенком должна быть ступенькой к решению той проблемы, которую увидел учитель. Встреча эта должна быть запоминающейся, эмоциональной.

Каждый урок дает мне радость общения с детьми. Я получаю заряд и тот толчок, который заставляет искать новые приемы и методы.

Часто у детей возникает негативное отношение к школе, нежелание учиться. Это происходит из-за императивного характера педагогического процесса, когда ребенка принуждают, заставляют не считаться с его интересами. В работе с детьми я выбрала для себя приоритетное направление – Сказкотерапию, вернее использование элементов сказкотерапии. Конечно, я использую и многое другое. Но сказка… это сказка.

Нота МИ.

Мое третье профессиональное убеждение: учитель должен говорить с детьми на одном языке.

Дети обожают играть в игры, а я обожаю играть с ними. Как говорил один великий педагог и психолог отец Борис Ничипоров: «Мы не работаем с детьми, мы вместе с ними валяем дурака!». И я считаю, что именно такое целенаправленное (со стороны учителя) «дураковаляние» имеет очень глубокий положительный воспитательный эффект.

Для того чтобы дети тебе поверили, тебя понимали, надо очень немногое.

Надо просто по-настоящему их любить. Конечно, не опускаться до их уровня, а попытаться создать такие условия, чтобы дети, общаясь с вами, поднимались в своём духовном и личном развитии.

Основным видом деятельности на уроке является общение детей друг с другом, детей с учителем.

На своих уроках я использую прием «выращивание» знаний на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Дети чувствуют себя увереннее, переживают радость собственных достижений в учебной деятельности. Они становятся общительными, коммуникабельными.

На уроке идет коллективный поиск правильного решения. Трудно этого было достичь; сначала больше говорила сама. Потом научила детей рассуждать, уточнять, дополнять друг друга, а значит, научила учиться у товарища, слушать и слышать его. Каждый учитель согласится с тем, как порой трудно бывает включить в работу всех детей, научить их слушать других, а значит, и учиться.

Такое общение решает эту проблему. Слабые тянутся за сильными, учатся рассуждать, развивают речь, мышление. Часто подчеркиваю, что без них, без их мыслей не получился бы и урок. Такая работа сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других. Здесь нет насмешек, дети не боятся ошибаться, здесь доверие и тепло, дружба и искренность. На таких уроках можно услышать следующее:

— Я хочу поспорить…

— Я думаю, что Матвей прав…

— Я не согласна с тобой, Даша…

Иногда на уроке приходится «встать» на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, идти навстречу его, даже коряво высказанным размышлениям, создать атмосферу заинтересованности вокруг его ответа.

Тактично поправить: «Ты ведь это хочешь сказать?». В такой атмосфере ребята не боятся высказывать свое мнение. Духовный контакт между участниками учебного процесса раскрепощает детей, дает выход их внутренним силам, а учителю – возможность направлять их. Такая атмосфера учения соответствует природе ребенка – его стремлению самоутвердиться через общение.

Нота ФА

Мое четвертое профессиональное убеждение: один в поле не воин.

С самого первого дня моей работы педагогом я поняла, что я не смогу добиться хороших результатов, если у меня не будет единомышленников. Нужна была система взаимодействия со всеми, кто соприкасается с ребенком, и она появилась : совместная работа с наставником, учителями — предметниками. Она выражается в проведении интегрированных уроков, внеклассных мероприятий, уроков в компьютерном классе, совместных классных и родительских собраний.

Нота СОЛЬ.

Мое пятое профессиональное убеждение: только личность может воспитать личность.

Младший школьник приобретает разносторонние знания, которые заставляют его задумываться над многими фактами своего поведения, сравнивать себя со своими одноклассниками, другими людьми. Но младшим школьникам еще трудно сделать выводы о своих достоинствах и недостатках, не могут они в полной мере и контролировать свое поведение. Поэтому влияние учителя на детей этого возраста велико.

Каждый педагог, работающий с детьми, обычный человек. У него свой характер, свои особенности, свои трудности. Но несмотря на всё, учитель должен понимать, что он является примером для своих учеников во всем, везде и всегда.

Есть такое наблюдение, что ученики младших классов похожи на своего учителя. Учитель для них – наставник, авторитет, вторая мама… Поэтому он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово.

И мы делаем это. Учитель – самый счастливый человек на свете, потому что он строит будущее страны. Ни один строитель не несёт даже маленькую толику той ответственности, которая лежит на плечах учителя.

Нота ЛЯ.

Мое шестое профессиональное убеждение: главная роль в формировании личности принадлежит родителям.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители стали полноправными участниками педагогического процесса. Семья во все времена была, есть и будет важнейшей структурной единицей социального организма. Это та клетка, из которой строятся все системы. Формирование семейной культуры может быть исключительно естественным и свободным процессом, оно должно быть построено на желании и потребности изнутри. Процесс продуктивного взаимодействия ребёнка и взрослого – фундаментальный стержень развивающего обучения и воспитания. Для успешного решения воспитательно-образовательных задач необходима постоянная и непрерывная работа с родителями. В своей работе я использую разнообразные формы взаимодействия: тренинги, круглые столы, дискуссионные клубы, познавательно-игровые викторины. Традиционными стали праздники, мероприятия, собрания и даже уроки, проводимые вместе с родителями. Это взаимодействие постоянное и систематическое. Сотрудничая вместе, мы осознаём, что рядом с нами существует детство, которое не терпит фальши и равнодушия, которое надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, которое приносит не только заботы и хлопоты, но и огромную человеческую радость.

Нота СИ.

Мое седьмое профессиональное убеждение: школа — это больше, чем работа.

Учительская профессия – одна из древнейших на земле. Издавна она считается и самой сложной. Поэтому воспитанием и обучением подрастающих поколений во все времена занимались самые знающие, опытные и способные к этому люди.

Еще в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди племен. В странах Древнего Востока учителями являлись жрецы, в Древней Греции – наиболее умные и талантливые граждане, в Риме учителей назначал император из числа самых образованных, знающих чиновников. Мастерами грамоты называли талантливых учителей – самоучек на Руси.

А что значит первый учитель? Настоящий первый учитель, по моему убеждению, должен остаться для ребят точкой опоры их нравственности и человечности. Среди десятков других учителей, с которыми они будут иметь дело и среди которых они найдут своих любимых учителей, духовных наставников, первый учитель должен остаться первым добрым очагом их человечности. «Должен» не означает, что это обязанность детей, их долг. Нет, речь идет о том, что учитель сам должен сотворить себя в ребенке как первый и настоящий духовный наставник.

Я верю в школу счастливых людей, в школу счастливых учителей , учеников и их родителей.

Это должно быть счастье учителя, которому дано быть учителем, который нашел себя в жизни, который полностью реализовался, для которого Школа- это больше, чем работа. Это должно быть счастье ученика, которого не только хорошо учат, но и любят, понимают, а если и журят, то всегда справедливо и с огромной болью и тревогой за его судьбу. Это счастье родителей, которые всегда могут быть уверены в том, что их школа- это надежная школа, где все на высоте: и уроки, и перемены, и будни, и праздники, и гардероб, и столовая.

Любимый учитель… За что его любят школьники разных поколений? За щедрость души, справедливость, глубокую убежденность, преданность своему делу, за глубокие и разносторонние знания и умения.

Заслужить любовь своих учеников и их родителей – об этом не раз думал каждый из нас.

Как время беспощадно скоротечно.

И кажется страна идет ко дну…

Но лишь учитель зажигает свечи,

Когда клянут другие темноту.

И каждый день: учебники, тетрадки,

Да души детские, да светлые глаза,

И мысль закрадывается украдкой:

«А может, прожит день совсем не зря?»

Что лучше нет профессии на свете,

Ничуть не сомневаемся мы с вами.

Ведь наше будущее – это наши дети-

На жизнь смотрят нашими глазами.

«Это интересно. Метод проектов — это простор для сотрудничества и проявления совместной творческой инициативы ученика и учителя».

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Считаю, что технология проектной деятельности открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков способствует развитию ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Наиболее эффективные это уроки – исследования, мини – исследования, исследование в домашнем задании, проект по теме, исследовательские работы, представляемые на конкурсах, научно-практических конференциях. Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них.

Итак, пред нами гамма педагогической деятельности учителя начальных классов. И от того, как учитель сможет исполнить, её зависит будущая жизнь каждого ребенка.

Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире.

Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения, как к старшему и как к педагогу. Эта цель кажется недостижимой, но ведь и самый легкий и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Каждый день, на каждом уроке создаю условия для саморазвития ребенка, расширяю пространство самореализации личности.

Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.

     Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

     И как бы не сердился порой учитель на своих учеников, он должен помнить слова В. Розова «Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать». Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети — моя радость.

Ребёнок это наше будущее, будущее нашей страны. Воспитывая детей, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализовываться, подготовленными к жизни в современном информационном веке. Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я счастливый человек: у меня есть замечательная дочь, любимая профессия….

И завтра я опять иду в школу.

И жизнь продолжается…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить контрагента в поступлении
  • Номер не активен как исправить
  • Как русскому найти работу в таиланде
  • Как найти поставщиков обоев
  • Как найти бесплатные курсы на нмо