Как составить ямб

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи, написанные ямбом, известны каждому человеку со школьной скамьи, ведь знаменитые поэты активно прибегали к этой поэтической форме с незапамятных времен.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого

Читать на ЛитРес

История происхождения термина

Своим становлением в качестве лирической формы ямб обязан древнегреческому поэту Архилоху (ок. 689–640 гг. до н.э.), но зародился этот размер еще раньше.

Корни ямба – в фольклорных или же ритуальных, культовых песнях древних греков во славу покровительницы земледелия Деметры. В мифе рассказывается, что богиня, в поисках похищенной дочери Персефоны, покинула Олимп и под личиной старухи поселилась в доме элевсинского царя Келея. Единственной, кто смог скрасить горе богини своими шутками, стала служанка Ямба.

В культе Деметры существовал обычай осыпать участников народных празднеств грубоватыми насмешками и язвительными шутками. Они зачастую бывали непристойными и циничными – не иначе как в память Ямбы. Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, насколько ямбическая форма сходна с ритмом разговорной речи.

Термин «ямб» – «ἴαμβος» – восходит к музыкальному инструменту «ἰαμβύκη», под аккомпанемент которого изначально исполнялись ямбы. Слово «ἴαμβος» в народном представлении связывалось с шуточным характером произведений.

Как устроена ямбическая стопа

Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:

Мой дядя самых честный правил…

Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.

Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.

Разновидности ямба с примерами стихов

В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.

Двух- и трехстопный ямб

Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:

Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.

В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.

Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):

Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…

Четырехстопный ямб

Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный… — А. С. Пушкин. «Зимнее утро» (1829)

Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классические примеры – пушкинский «Евгений Онегин», цитировавшийся выше, и поэма Блока «Возмездие» (1910–1921):

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…

Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.

Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом):

Пяти- и шестистопный ямб

Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:

Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…

В. Иванов. «В лепоту облечеся»

В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.

Пятистопный ямб также используется в написании русского сонета.

Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.

Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… — В. Брюсов. «Уединенный остров» (1918)

В шестистопном ямбе написана поэма «Паноптикум» Д. Рудого:

А вот и наш шедевр – знакомьтесь, просто стерва,
Имен не нужно ей: ей жертвы – имена!
Она, быть может, станет в этой жизни первой,
Но в следующей ей вернется все сполна…

Другим выдающимся примером шестистопного ямба является песня Юрия Визбора «Апрельская прогулка»:

Разностопный и вольный ямб

Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука. — Б. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)

Существует также вольный ямб, где длинные строчки произвольно чередуются с короткими. Наиболее широко этот размер представлен в русских баснях:

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась… — И. А. Крылов. «Ворона и лисица» (1807)

Ямб в русской поэтической традиции

История поэзии демонстрирует, что ямб созвучен дыханию русской речи и ритму русского стиха. Ямб способен передавать полифонию чувств, диалог и монолог, одинокий голос и ропот толпы. Ямбами «Оды… на победу над Турками и Татарами…» Ломоносов выражал восторженное отношение к этому историческому событию. Белинский впоследствии предложил считать именно эту оду началом новой русской литературы.

В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил

из «Евгения Онегина» также написаны ямбом.

Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.

Ямб выдерживает нагрузку не только малых лирических форм. Он с легкостью принимает монументальность «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. А в цикле Блока с одноименным названием «Ямбы» (1907–1914) отражаются предчувствия неотвратимых перемен, даже катастроф.

Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» (1913)

Ямб в современных русских стихах XXI века

Традиция ямбической формы продолжает жить и в поэзии XXI века. Современный русский поэт Данил Рудой широко использует ямб в своем творчестве:

И жухло жёлтое жнивьё,
И день на убыль шёл, скорбя,
Когда непознанной Её
Не стало больше у тебя.

«Стихи о расставании с любимой» (2012)

Вперед, душа моя, вперед! –
В твоих руках ближайший вечер.
Набрось скорее тонкий плащ на плечи
И устремляйся в свой полет.

«Стихи душе» (2004)

Мы встретимся с тобою,
Лишь путь закончим оба,
Отмеренный судьбою
С рожденья и до гроба.

«Мы встретимся с тобою» (2004)

Другие стихотворные размеры

Хорей

Дактиль

Анапест

Амфибрахий

Стихотворный размер

Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Силлабо-тонические размеры

В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Условные обозначения

___/ — ударный слог

___  — безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

    __/__ — стопа Хорея

    Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
    на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,

    На хорей они летят

    __ __/ — стопа Ямба

    Ямб — ДВУсложный размер стиха, в котором
    первый слог безударный, второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры:

    __/__ __ — стопа Дактиля

    Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

    __ __/__ — стопа Амфибрахия

    Амфибрахий — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    второй слог ударный, остальные – безударные.

    __ __ __/ — стопа Анапеста

    Анапест — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия

    ТРЁХсложных размеров

    стихотворений нужно выучить
    слово ДАМА.

    ДАМА расшифровывается так:

    Д    Дактиль — ударение на первый слог,
    АМ  АМфибрахий — ударение на второй слог,
    А     Анапест — ударение ударение на третий слог.

    Чтобы запомнить ВСЕ стихотворные размеры нужно выучить ударения в пяти вариантах
    имени Иван:

    1. Ва́-ня — хорей (2 слога, первый-ударный)
    2. И-ва́н — ямб (2 слога, второй-ударный)
    3. Ва́-не-чка — дактиль (3 слога, первый-ударный)
    4. Ва-ню́-ша — амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
    5. И-о-а́нн — анапест (3 слога, третий-ударный)

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихо­творный размер

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;

__/ __   __/ __     __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__

Пример четырехстопного хорея:

Я прише́л к тебе́́ с приве́том

 __  __   __/   __    __/  __    __/ __ 

РАссказа́ть, что со́лнце вста́ло,

  __  __    __/   __     __/  __     __/ __ 

ЧтО оно́ горя́чим све́том

__  __ __/ __ __/  __  __/ __ 

ПО листа́м затрЕпета́ло.

__  __   __/   __   __ __ __/__ 

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;

__  __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;

   ___   ___   __/   ____   __/  ___   __/   _____   __/

НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,

___   ___   __/ ___ __/ __  __/   ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.

__ __ __/  _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__

Пример трехстопного хорея:

Ла́сточкИ пропа́ли,

__/    __   __   __  __/ __
А вчера́ заре́й

__/  __ __/ __ __/
Всё грачи́ лета́ли

  __/  __  __/ __ __/ __
Да, как се́ть, мелька́ли

 __/   __   __/          __    __/ __
Во́н над то́й горо́й.

__/    __   __/     __  __/

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

 __   __/  __ __/ __  __/     __      __/   __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,

__   __/  __    __/ __   __  __  __/ 

Он Уважа́ть себя́ заста́вил

__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И лу́чше вы́думАть не мо́г.

__ __/ __    __/ __   __  __  __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье

__ __/  __   __/ __  __  __  __/ __

ПерЕдо мно́й яви́лась ты́

__ __ __    __/ __  __/ __   __/ 

Как мИмоле́тноЕ виде́нье

   __   __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как ге́ний чи́стой крАсоты́

 __  __/ __    __/   __       __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,

__ __/ __ __  __    __/ __ __/  __   __/  __

Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…

 __   __/  __ __   __   __/    __    __    __   __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/ __ __/
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

 __ __/ __  __/     __    __/   __ __/   __    __/ 
Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/     __    __/ 
Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.

 __  __  __ __/    __  __/   __   __/      __  __/  

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/

Пример трехстопного дактиля:

Кто́ бы ни зва́л — не хочу́

__/     __    __  __/      __      __  __/  

На́  суетли́вую  не́жность

__/ __ __ __/ __ __ __/  __  
Я́ променя́ть безнаде́жность

__/  __  __ __/    __   __ __/  __  
И́, замыка́ясь, молчу́.

__/ __ __ __/   __    __  __/ 

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/   __  __

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…

__/   __    __   __/  __  __ __/  __     __    __/   __  __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный

__/  __   __ __/ __    ___  __/   __     __    __/  __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

__  __/   __  __  __/ __  __   __/  __

Не с го́р побежа́ли ручьи́

 __    __/     __   __  __/ __ __  __/   

Моро́з-воево́да дозо́ром

__ __/  __  __ __/ __ __ __/ __

Обхо́дит владе́нья свои́.

__  __/   __  __  __/   __  __  __/   

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример четырехстопного амфибрахия:

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

__ __/ __  __ __/ __       ___  __/  ___  __ __/

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

__ __/    __  __  __/   ___   __  __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях

 __     ___/    __    __     __/     ___   __   __/    ___ 

С споко́йною ва́жностью ли́ц,

   ___   ___/    __ __  __/   ___   __   __/  

С краси́вою си́лой в движе́ньях,

   ___  ___/ __ __ __/  ___     __   __/     __ 

С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.

    __   __/    __      ___     ___/     ___  __ __/  

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь шу́много ба́ла случа́йно,

     __     ___/      __  __  __/ __   __ __/   __

В трево́ге мирско́й суеты́,

       __  __/  __  __   __/      __ __ __/

Тебя́ я уви́дел, но та́йна,

__ __/ __ __ __/ __ __ __/     __

Твои́ покрыва́ла черты́.

__ __/ __    __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/ __

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

  __    __   __/    __   __    __/ __ __ __/

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

__ __ __/ __ __ __/              __   __  __/ __

И приве́тствую зво́ном щита́!

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Рокова́я  о  ги́бели  ве́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Поруга́ние  сча́стия  е́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,

__  __  __/  __   __   __/ __ __ __/ __
Одино́кая жи́знь не мила́,

__ __ __/ __ __ __/     __ __ __/
Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,

 __    __    __/  __   __   __/ __ __ __/ __
В каждый гво́здик души́стой сире́ни,

       __       __       __/  __   __   __/     __  __  __/ __
Распева́я, вполза́ет пчела́.

  __ __ __/ __   __   __/  __  __  __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

Во́все не сло́жные

__/   __   __  __/     __ __

/дактиль/

Разме́ры трёхсло́жные,

__   __/    __    __    __/   __  __

  /амфибрахий/

Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.

   __  __  __/  __  __  __/        __          __     __/      

/анапест/

Да́ктиль — он пе́рвый,

__/     __          __  __/    __      

/дактиль/

Второ́й — амфибра́хий,

    __   __/    __    __    __/   __  

/амфибрахий/

Ну а тре́тий уже анапе́ст!

__  __  __/  __  __ __/ __ __ __/   

/анапест/

(В.В. Онуфриев)

Дактиль

__/__ __

Амфи­брахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/

Стихотворные размеры

хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Смотреть: другие Примеры стихотворений

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

    б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.

    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Дорогие друзья!

Сегодня мы решили начать знакомить вас со стихотворными размерами.

Наш мастер-класс посвящен ямбу.

Стихотворный размер. Ямб

 Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в строке определённое количество слогов и по одной и той же схеме происходит чередование ударных и безударных звуков. Это определяет стихотворный размер, основные из которых – это состоящие их двух слогов ямб (01) и хорей (10) и состоящие из трёх слогов дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Чтобы при написании стихотворения придерживаться размера, необходимо его определить. Для этого нужно записать схему, обозначив 0 – безударный слог, 1 –  ударный слог. Существуют и другие обозначения, но при помощи клавиш «0» и «1» на клавиатуре компьютера это делается быстрее.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
                       (А. С. Пушкин)
010100010
00010101
000100010
01010001

Теперь нужно определить двусложная это стопа или трёхсложная https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa.html . Для этого разделим пробелом строки на части сначала по 2 слога. Получилось

01 01 00 01 0
00 01 01 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01

Проверять дальше нет смысла, так как очевидно, что все ударные слоги оказались в двусложной стопе на втором месте – это ямб – 01. Можно заметить стопы без ударных слогов 00 – это естественно, так как в русском языке есть как односложные слова, так и многосложные, состоящие из более, чем 1 или 2  слога, а ударение в слове только одно. Такая стопа без ударного слога называется пиррихий. Всего стоп оказалось 4. Значит, это 4хстопный ямб.

Рифмы по месту ударения.  Нетрудно заметить, что в приведённом выше примере 1 и 3 строка заканчиваются безударным слогом – это женская рифма, а 2 и 4 строки  завершаются ударным слогом – это мужская рифма. Подобное чередование вносит размеренность в звучание текста. Если нужно добиться категоричности, строгости в звучании, то лучше использовать только мужскую рифму. Использование только женской рифмы придаёт некоторую «женственность» звучанию текста. А примером дактилической рифмы могут служить стихи Некрасова, чьё творчество близко к народной поэзии – это плач, сетования и пр.

Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина.

Стихи, написанные ямбом придают тексту торжественное звучание, энергичность. «…четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д»  https://gumilev.ru/about/24 . Разностопный ямб также используется для написания басен.

А теперь практические задания для вас!

Задание 1.  Определите стихотворный размер данных строк и запишите в комментариях строки, написанные ямбом:

А) Скажите, есть ли формула для счастья?

Б) Дни короче, золотая
     Осень бродит у дверей.

В) И этим чистым листопадом
    Укроет жухлую траву.

Г) Духовною пищей, подарком бесценным
     Для наших потомков послужит не раз.

Д) Под вечерние тихие звуки
     Окунусь я в прохладу воды.

Задание 2. В данных ниже строках, написанных ямбом, есть ритмический сбой, который можно легко исправить, поменяв местами слова или другим способом. Запишите в комментариях вариант с исправлениями.

А) Мы с верой в чудеса взрослели,
     Но не сбылись наши мечты.

Б) Ещё совсем было темно под небом,
    Рассвета луч не осветил простор.

В) Бродят с утра коровы по лугам
     Недалеко от места водопоя.

Задание 3. Перечитайте строки заданий, выберите ту, которая вас вдохновит на написание стихотворения стихотворным размером ямб. Старайтесь подбирать рифмы как точные, так и неточные, заканчивать строки словами из разных частей речи. Объём не более 16 строк. Не принимаются стихи, написанные ранее – это практикум. Просьба все три задания публиковать в одном сообщении. Итоги подведём 20 февраля.  Дерзайте! Не так страшен чёрт, как его малюют. Если есть непонятные термины, смотрите объяснение в интернете. Рекомендуется конспектировать теоретический материал, добавляя в него практические примеры. 

Дополнительный материал – статья «Стихотворные рифмы» Справочника Писателя данного сайта    https://msrp.ru.com/articles/366-stihotvornye-rifmy.html 

Примечание. В качестве примеров использованы изменённые строки из реальных стихов с других сайтов, которые уже подвергались обсуждениям.

Как определить стихотворный размер

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд­ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…). 

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́нва́нва́нва́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Лекции о поэзии и прозе

Русская литература XX века

Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других

Как работает литература

Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей

Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу. 

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм. Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):

@ Arzamas

таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме

Вся русская литература XIX века в 230 карточках

От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого

Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице

От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории

Весь XIX век в одной таблице

От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории

Философия Просвещения в одной таблице

Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения

XX век: все главные стили живописи в одной таблице

Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма

Средневековая литература: главные книги в одной таблице

«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Кандидат игрушечных наук

Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано

Автор среди нас

Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени

Господин Малибасик

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Лекции

13 минут

1/5

Почему художественный текст действует на людей?

Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами

Читает Александр Жолковский

Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами

11 минут

2/5

Как автор создает свой мир?

Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми

Читает Александр Жолковский

Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми

11 минут

3/5

Когда форма становится содержанием?

Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл

Читает Александр Жолковский

Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл

13 минут

4/5

Как писатель может выразить всё одним словом?

Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)

Читает Александр Жолковский

Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)

14 минут

5/5

Зачем литература рассказывает о самой себе?

Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов

Читает Александр Жолковский

Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑  | U ‑  | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.  

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный 

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге,
а первый  и второй слоги – безударные.    

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11  и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |  

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных          
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека по старой странице вк
  • Как найти код от своего интернета
  • Как найти кизару в интерполе
  • Как найти девушек испания
  • Как найти оценщиков недвижимости