Многие, думая о разработке комедии и юморе как таковом, в первую очередь начинают придумывать реплики, и закладывают категорию смешного в диалог. Но кино — это визуальное искусство и юмор важно закладывать в ситуации.
Комичное закладывается на этапе разработки идеи и истории. Диалоги — конечно тоже важная составляющая кино и юмора, но не ведущая. О том, какие типы шуток бывают, а также что входит в понятие диалога и пойдет речь.
Сержант Билко ( 1996 )
Когда заходит разговор о диалогах, почему-то подразумевают только реплики. Но ведь в сценарии диалог — это далеко не только они. Описание действий в сцене, как диалог начинается, что персонажи делают во время него, и так далее, тоже входит в понятие диалога. А вот подробный материал о том как писать диалоги >>>>>
Этот этап разработки входит в поэпизодник. И уже после того как все действия написаны начинается этап создания реплик.
Когда вы работаете над описанием диалогов, прорабатывайте каждую деталь, но помните, что описания предназначаются не для зрителя, а для съемочной группы.
Соответственно закладывать юмор, эпитеты, метафоры туда не нужно. Ваша задача в описаниях внутри поэпизодника грамотно и качественно поставить задачу, а не раскрыть жанр.
Выстрел в темноте ( 1964 )
- Речь
Наделите героев речевыми характеристиками. Речевые характеристики — это то что добавляет герою индивидуальности: фразочки, формулировки, произношение, структура предложений, дефекты и другие особенности речи составляют портрет личности и способны стимулировать развитие комичных ситуаций.
- Эмоции
Эмоциональное состояние героя тоже сильно влияет на то, как именно человек говорит. Поэтому когда вы пишите сцену, нужно понимать, в каком состоянии находится герой. Ведь и интонация и структура предложений будет отличаться, когда герой испытывает разные эмоции, злость, или радость.
- Лаконичность
В комедии ценится краткость: чем шутка короче, тем она ярче и тем больше юмора вы сможете уместить в сценарий. При этом, нужно следить за ритмом, так как реплики и сцены одинаковой длинны могут усыпить зрителя.
Также не злоупотребляйте упоминанием имен, они только удлиняют текст диалогов, а на экране зритель и так в большинстве ситуаций понимает, к кому именно обращается герой. Тем более, упоминание имен влияет на количество знаков, а значит и хронометраж. Поэтому в кино имена встречаются в основном короткие — Макс, а не Сергей Иванович и так далее.
Сокращать хронометраж всегда сложнее чем удлинять, потому что вы потратили много сил и времени на работу, каждая сцена вам дорога. Но если вы не уложились в формат, это придется сделать.
- Реалистичность
Диалоги должны быть разговорными, то есть естественными. Речь, которую мы произносим, априори отличается от того, как мы разговариваем в жизни. Не забывайте про это и стремитесь к тому, чтобы ваши диалоги были реалистичными. При этом понятно, что в жизни мы произносим в основном меньше, чем в кино. Но это как раз нормально, ведь в кино диалог является инструментом и к кинематографичности диалога мы привыкли.
Также важно, чтобы в диалогах было все то, что происходит в жизни: намеки, желание что-то сгладить, а что-то приукрасить, обидеть, недосказать и так далее. За этой игрой зрителю интересно наблюдать, особенно, когда он знает правду и чувствует себя умнее, чем кто-то из персонажей.
- Доработка
Не повторяйтесь, не забывайте про комическую составляющую вашего текста, постоянно ищите способы удивить зрителя.
Не нужно писать уточнения для актеров ( как ему играть ту или иную реплику). Дайте ему самому выполнить свою работу, потрудиться и получить удовольствие. Пишите уточнения только там, где это необходимо: скажем, какую-то фразу нужно сказать с издевкой, но сам текст и контекст это не передает.
Если вы собрались делать сериал, почитайте материал,
как сделать комедийный сериал >>>>>
Еще по одной ( 2020 )
Как работают шутки. Если у вас хорошо написанный поэпизодник, персонажи и ситуации проработаны в комедийном ключе и вы без единой попытки пошутить его напишите — уже будет хорошая комедия.
Отличный пример — фильм «День сурка» — сначала его писали с репризами, но продюсер прочитал и сказал что их лучше убрать.
В итоге получилось то, что мы все смотрели — сама ситуация работает на комедийность.
Когда сценарист умеет писать, он умеет делать сценарий естественным и шутки вытекают из сюжета, особенностей характера героя и самой истории, а не выдумываются поверх всего этого.
Есть два основных типа шуток в кино:
- Реприза — короткая шуточная ситуация.
- Гэг — шутка которая показана тем, что человек делает и считывается визуально.
Бывают шутки, в которых совмещается реприза и гэг, можно использовать рефрен, когда гэг или реплика повторяются снова и снова на протяжении всего сценария. Если вы захотите его использовать, постарайтесь добиться того, чтобы с каждым повтором шутка становилась смешнее, а юмор нарастал.
Если в вашем сценарии сильная плотность юмора, двигайтесь в сторону комедии положений, если же сильное звено вашей истории — проработка характеров и самой истории, выбирайте комедию характеров. Больше об особенностях сюжета и структуры в комедии >>>>>
Важно не останавливать сюжет ради пары шуток. Если сцена стоит на месте пока персонажи соревнуются в остроумии, но эти шутки никак не развивают конфликт и ничего не рассказывают нового зрителю, они не нужны.
Не повторяйте приемы, иначе зритель быстро это поймет и ему будет скучно смотреть кино. Помните, что шутка — это не только фраза или действие, это реакция героя, это эмоция на лице и так далее. Наблюдайте за жизнью людей, учитесь понимать, что такое юмор и как его создавать. И помните, что в основе комедии — искусство о том, как быть человеком.
Такси ( 1998 )
Юмор меняется вместе со всей индустрией кино. Сейчас, пожалуй, у зрителя больше запроса на драмеди или трагикомедию, как, например «Тоня против всех», интереснее самые разные спектры эмоций. В российском кинематографе к комедии в чистом виде все еще много интереса, но поиск новых форматов, эксперименты с жанрам встречаются все чаще. Дерзайте!
Хотите написать сценарий собственного фильма или пилот сериала, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Команда Киношколы Снегири,
Верим в ваш талант больше, чем вы сами!
— Софочка, и где вы отдыхали?
— На Мальдивах и Бали!
— Ну, ну, к чему же такие подробности?
***
— Семен Маркович, вот скажите, как опытный человек, есть ли жизнь после развода?
— Эх, Моня… Это смотря на сколько развели…
***
— Арончик, здравствуй! Ну что, жена родила?
— Родила.
— Кого?
— Близнецов.
— Поздравляю!!! И на кого похожи?
— Друг на друга.
***
— Официант, что вы порекомендуете к вашему фирменному блюду, сухое или полусухое?
— Вы с дамой?
— Разумеется.
— Это которая сейчас пошла танцевать?
— Ну да.
— Закажите водочки.
***
— Боря, а говорят, что вы женились на очень умной и красивой женщине…
— И кто это говорит?
— Ваша жена…
***
— Дорогая, тебе сегодня прекрасно удались грибы! Где ты взяла рецепт?
— В одном детективном романе!
***
— Не подскажете, как правильно декорировать тарталетки чёрной икрой?
— Да будьте вы прокляты!
***
— Как поживаете, Соломон Маркович?
— Я вас умоляю! В одной стране живём!
***
— Боря, почему евреи отвечают вопросом на вопрос?
— Яша, вам нужен ответ или вы больше хотите спросить, чем я вам сказать?
***
— Мужчина! Не найдется ли у вас сигаретки для симпатичной дамы?!
— А почему она сама не подошла?
***
— Марк Соломонович, можно мне двух крепких мальчиков?
— Конечно, Софочка! Вам что-то тяжелое перенести?
— Да… разлуку.
***
— Скажите, а моя черная полоса когда-нибудь закончится?
— Конечно, господин Кац, вы же не вечный.
***
— Дело не в том, что ваша семья богата. Я действительно люблю вашу дочь и хочу на ней жениться.
— На которой из трех?
— На любой.
***
— Вы замужем?
— Нет!
— А шо так?
— А шо не так?!
***
— Доча, гости уходят. Что надо сказать?
— Слава богу.
***
— Ефим Натанович, как вы себя чувствуете?
— Вас это не должно беспокоить, вас нет в завещании.
***
— Лев Натанович, что бы вы сделали, если бы у вас был миллион долларов?
— Я бы сделал вид, что у меня ничего нет.
***
— Папа, а это правда, что старый друг лучше новых двух?
— Да, сынок, но с подругами всё наоборот.
***
— Я заболел. Что делать?
— Выздоравливайте поскорее!
— Спасибо.
— Пожалуйста.
***
— Как вы себя чувствуете?
— Лучше…
— Лучше, чем было?
— Лучше, чем будет…
КАРТОТЕКА ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ДИАЛОГОВ ДЛЯ ОБЫГРЫВАНИЯ
Простейшая форма импровизированного кукольного спектакля – диалог юмористических персонажей. Типажи, которые действуют в таких коротких сценках, очень колоритны и дают возможность исполнителям передать голосом характер персонажа и комизм ситуации. Такие диалоги-анекдоты (скетчи) можно разыгрывать по ролям, держа в руках тряпичные куклы, что очень помогает детям раскрепоститься, лучше прочувствовать комизм ситуации и ярче передать его в своей роли.
1. Медведя поймал! — Я медведя поймал! — Так веди его сюда! — Да он не идёт… — Ну, так сам иди! — Да он меня не пускает! Ай!.. |
2. Пирог вкусный был — Ты пирог съел? — Нет, не я! — А вкусный был? — Очень! |
3. Лоб в муке, ворота в тесте — Мань, а Мань! Ты что, пироги пекла? — А откуда ты знаешь? — Дак у тебя весь лоб в муке, ворота в тесте. |
4. Тит, иди молотить! — Тит, а Тит! — Чево? — Тит, иди молотить! — Брюхо болит. — Тит, иди кисель есть! — А где моя большая ложка? |
5. Кисонька-мурысонька (вариант 1) — Кисонька-мурысенька, — Кисонька-мурысенька, |
6. Кисонька-мурысонька (вариант 2) — Кисонька-мурысонька, |
7. Федул! Чего губы надул? — Федул! Чего губы надул? |
8. Ладушки, ладушки Ладушки, ладушки, |
9. Курочка-рябушка — Курочка-рябушка, Куда ты пошла? — На речку! Курочка-рябушка, Зачем ты пошла? — За водичкой. Курочка-рябушка, Зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. Курочка-рябушка, Как цыплята просят пить? — Пи-пи-пи. |
10. Где ты, брат Иван? — Где ты, брат Иван? — В горнице. — А что делаешь? — Помогаю Петру. — А Пётр что делает? — Да на печи лежит. |
11. А повторь слово «иду»! — Ваньк! — А! — А повторь слово «иду»! — А что? — Ну повторь! — Ну, иду! — У тя нос в меду! |
12. Тень-тень, потетень Тень-тень, потетень, |
13. Бежала лесочком лиса с кузовочком Бежала лесочком |
14. Куда, Фома, едешь? — Куда, Фома, едешь? |
15. Ножки, ножки, где вы были? — Ножки, ножки, где вы были? |
16. Зайка белый, куда бегал? — Зайка белый, |
17. Ласточка, ласточка -Ласточка, ласточка, милая касатка, |
18. Гуси, гуси! (вариант 1) Гуси, гуси! |
19. Гуси, гуси! (вариант 2) — Гуси, гуси! |
20. Гусь-гусек, куда пошел ты? — Гусь-гусек, куда пошел ты? — На речной песочек желтый. -А ты, гуля – голубок? — В лес зеленый на дубок. — А ты куда, Аленушка? — Я во двор, на солнышко. |
21. Гуси мои, гуси! — Гуси мои, гуси! |
22. Гуси вы, гуси, красные лапки! — Гуси вы, гуси, Щипите вы волка — |
23. Куда бежите, ножки? Куда бежите, ножки? За ягодой в бор. |
24. Козлик, козлик, ты куда? — Козлик, козлик, ты куда? — Меее… Хочу капустки, |
25. Ты, рябинушка, раскудрявая — Ты, рябинушка, раскудрявая, |
26. Про сову — Где ты, совушка, жила? |
27. Где ты, заинька, был? апрель — Где ты, заинька, был? — Били,били,понимай. |
28. Воробьишко Летел воробьишко: |
29. Где была киска? — Кисонька-мурысонька, |
30. Весна-красна — Ой, весна-красна, Что ж ты нам принесла? — Принесла я вам, детушки, Зеленого зельюшка, Зеленого зельюшка, И теплого летушка! |
31. Ваня, Ванечка! Ваня, Ванечка! Куда ходил? — в лесочек! — что видал? -пенечек! -Под пенечком что? -грибок! Хвать да в кузовок! |
32. Галки, вороны — Галки, вороны, |
33. Сорока, сорока! — Сорока, сорока! |
34. Куда летишь, кукушечка? — Куда летишь, кукушечка? Куда летишь залетная? — Лечу, лечу я в тот лесок, Чтобы подать свой голосок. |
35. Перепёлушка — Эй, перепёлушка, пёстрое пёрышко, |
36. Чей нос? (один ребёнок держит за нос другого и ведёт с ним диалог; на последней строчке он теребит нос второго ребёнка.) —Чей нос? — Савин! — Куда пошёл? — Славить! — Чего славить? — Денежки! — Куда дел денежки? — На прянички! — Прянички съел, Куда крошки дел? — За окошко! — Не кидай, не кидай, Лучше кутюшкам отдай! |
Обыгрывание потешек:
- «Ой, сердит мороз!»
— Ой, сердит мороз!
(Дети качают головой, взявшись за неё руками.)
— Ветки снегом занёс.
(Плавные движения кистями рук сверху вниз.)
— Хватает за нос,
(Дети хватают себя за нос.)
— Щиплет до слёз.
(Кулачками потирают щёки.)
— Ребятишки не пугаются,
На саночках катаются.
(Дети парами “едут на саночках”.)
- Потешка о зиме:
Ух, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет.
Вдоль по улице метет.
- Потешка «Ой, бычок»
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копыта топотливые.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи:
Спят ещё ребятки,
Утром спится сладко!
- Потешка «Я серый волк»
Я серый волк,
Зубами щёлк!
Три дня не ел,
Совсем похудел.
Прикольные диалоги
В магазине одежды:
– Вы говорите, что это чистая шерсть, а на бирке написано – «хлопок».
– Так это мы так моль обманываем.
Приходит мальчик домой с подругой эмо и говорит:
– Мама, это Наташа, она будет с нами жить.
– Сынок, она не будет жить, она – эмо.
На приеме. Доктор:
– Ну-с, милочка, разделись? Теперь давайте я вас послушаю!
– Ой, цветет калина-а-а-а-а!
– Представляешь, ты не налила в миску воды, захожу в туалет, а кошка почти целиком в унитаз залезла…
– Ну, ты дал попить, спустил воду?
– Привет! Чем занимаешься?
– Зарабатываю бабло на бухло и продажных женщин.
– Почему продажных? Обычные уже не дают?
– Продажные дешевле обходятся.
В детском садике:
– Твои родители мультфильмов боятся?
– Нет.
– А мои боятся.Только мультики начнутся,они залезают под одеяло и трясутся,трясутся…
Ангелина Вовк идёт по коридору Останкино, а навстречу ей Гельмут Коль:
– Привет, Вовк!
– Привет, Коль!
– Девушка, поверьте мне, я не пьяный! Вы действительно очень красивая.
– Какая я тебе девушка, я инспектор ГИБДД!
– Хочу во Вьетнам поехать, там хорошо и вьетнамки красивые!
– У меня в детстве были вьетнамки. Обычные тапки.
– Вас сегодня просто не узнать!
– Что, так хорошо выгляжу?
– Не в этом дело. Вы кто?
– Милый, я хочу быть, как швейцарские часы – исключительной, дорогой, желанной, и чтобы меня носили на руках!
– Надеюсь, ты помнишь, что швейцарские часы никогда не ломаются?
От советов себе молодому, которые облегчили бы жизнь сейчас, до разбора песен знакомых из детства – с близкими и друзьями мы зачастую можем обсуждать все что угодно. Уместна любая тема – от собственных побед и провалов, до историй из жизни или каверзных вопросов. Ведь это не только позволяет нам выговориться, но еще и делает наши будни веселее за счет количества юмора, что зарождается во время таких бесед.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Смотрите также: Дюжина переписок в мессенджерах, которые закончились смехом